УДК 342.9 : 1 ББК 67.401
Корчагина Ксения Александровна Korchagina Ksenia Alexandrovna
начальник научно-исследовательского и редакционно-издательского отдела Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук.
Head of the Research and Editorial Department of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law. E-mail: [email protected]
Пестов Роман Аркадьевич Pestov Roman Arkadevich
доцент кафедры административного права Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук.
Associate Professor of the Department of Administrative Law of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law. E-mail: + [email protected]
Бровко Николай Владимирович Brovko Nikolay Vladimirovich
доцент кафедры административного права Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук, доцент.
Associate Professor of the Department of Administrative Law of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law, Associate Professor. E-mail: [email protected]
AKCHO^OrHHECKHE nPE^nOCbMKH ^OPMHPOBAHHH nPHHU,HnA CnPABE^HBOCTH B 3AKOHO^ATE^bCTBE OB A^MHHHCTPATHBHblX nPABOHAPymEHHHX
Axiological preconditions of formation of the principle of fairness in the legislation on administrative offences
В статье на основе Концепции нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обосновывается необходимость законодательного закрепления принципов справедливости. Авторами сформулированы конкретные предложения по внесению изменений в действующее законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ключевые слова: административная реформа, КоАП РФ, Концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принцип справедливости, справедливость административной ответственности.
Based on the Concept of the new Code of the Russian Federation on administrative offenses, the article substantiates the need for legislative consolidation of the principles of justice. The authors formulated specific proposals for amending the current legislation of the Russian Federation on administrative offenses.
Keywords: administrative reform, Administrative Code, Concept of the new Code of the Russian Federation on administrative offenses, principle of justice, justice of administrative responsibility.
Одним из необходимых способов обеспечения общественной безопасности является совершенствование системы правовых мер [1]. Несмотря на достигнутый за последние годы прогресс в состоянии общественного порядка, ряд факторов продолжают оказывать нега-
тивное воздействие на состояние национального благополучия. В этой связи Председателем Правительства Российской Федерации была поставлена задача по актуализации и систематизации сферы административно-деликт-ного законодательства. Итогом решения зада-
чи по реформированию административного законодательства должно стать принятие нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основе Концепции, которая была одобрена Правительством Российской Федерации [2].
Актуальность исследования аксиологических предпосылок формирования принципа справедливости в законодательстве об административных правонарушениях обусловлена тем, что основу нового КоАП РФ должны составлять шестнадцать базовых правовых принципов: принцип законности, гуманизма, равенства, открытости (гласности), ведения производства на государственном языке, справедливости, вины и презумпции невиновности, оперативности, непосредственности и формализации, соразмерности, самостоятельности, обязательности постановлений и исполнимости наказаний, а также обеспечения защиты при осуществлении органом административной юрисдикции производства по делам об административных правонарушениях.
Изучение научной литературы по теме исследования позволило сделать вывод о том, что особый интерес вызывает проблема социальной справедливости [3; 4]. Несмотря на наличие ряда публикаций, посвященных справедливости как общетеоретическому принципу [5; 6], принципу цивилистического процессуального права [7], принципу публичного управления [8], принципу административного судопроизводства [9], принципу уголовного права [10], принципу административно-деликтного законодательства [11], некоторые вопросы носят дискуссионный характер, а по мнению отдельных ученых, понимание этой категории представляет научный хаос в ее содержании и соотношении с правом [3, с. 9].
Таким образом, в качестве предмета исследования выступает принцип справедливости. Это связано с тем, что данный принцип ранее не рассматривался в качестве основополагающего начала производства по делам об административных правонарушениях (далее - производство об АП).
В свою очередь, определение предметной области исследования позволило сформулировать его цель, которая состоит в изучении аксиологических предпосылок формирования принципа справедливости в законодательстве об административных правонарушениях.
В этой связи необходимо, во-первых, раскрыть теоретические аспекты изучения спра-
ведливости как основного принципа права, во-вторых, определить влияние принципа справедливости на другие отраслевые принципы права, в-третьих, сформулировать юридическую конструкцию принципа справедливости в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
В этой связи необходимо отметить, что слово «принцип» является производным от латинского princeps - главный. Словарь В. И. Даля определяет значение термина «принцип» как основания или правила, от которого не отступают. В. А. Вайпман определяет понятие принципа через руководящую идею, лежащую в основе процесса или явления [3, с. 43].
у» __________u i»
В отечественной правовой системе характерно выделение фундамента, определяющего значение норм отрасли и описывающего правореализационный процесс. Этот фундамент, отраженный в содержании норм, как несущая основа получил название «принципы права». Процесс формирования принципов связан с происходящими процессами в обществе (идеологическая составляющая, человеческая культура и т. п.).
В юридической литературе представлены различные дифференциации принципов, различают правовые принципы и принципы права [4, с. 49-50], по мнению В. В. Ершова, принципы являются одновременно и формой права [5], С. Б. Поляков отмечает, что в формах права принцип воспринимается как указание на благо социума [6, с. 19].
Значение принципов права заключатся в том, что, с одной стороны, они являются маяком, на который ориентируется законодатель при совершенствовании административно-де-ликтного законодательства, а с другой стороны, помогает суду, органу, должностному лицу обеспечить правильное понимание и применение законодательства. Совокупность принципов в их взаимной обусловленности представляет собой систему принципов. Учеными предлагаются различные классификации систем принципов: общеправовые и специальные принципы права, по сфере, действию, правовому источнику, функциональному признаку. Отсутствие единого подхода к изучению принципов права связано с тем, что в каждой отрасли сложилась своя система, которая трансформируется в зависимости от специфики предмета, наличия кодификационного акта и места в системе российского права, вместе с тем основной закон страны является исходным
началом для рассредоточения принципов по различным отраслям права.
Необходимо отметить, что принципы должны быть связаны между собой, так как их изоляция будет способствовать ущербности системы права. Использование представителями законодательной власти тех или иных принципов в принимаемых законодательных актах должно служить развитию общества и правоприменения.
В этом ключе представляется интересным, что Кодекс РСФСР об административных правонарушениях отдельно не выделял принципы производства об АП, ряд принципов выводился исходя из содержания статей, например, принцип равенства перед законом (ст. 1.4. КоАП РФ) был указан в ст. 228 «Рассмотрение дела об административном правонарушении на началах равенства граждан» главы 17 «Основные положения». Аналогичную ситуацию наблюдаем и в Уголовном кодексе РСФСР, где сказано, что кодекс исходит из принципов и общих положений, установленных Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, однако прямого закрепления принципы не получили.
Принятый в 1996 году Уголовный кодекс Российской Федерации вобрал ряд конституционных установок в сфере защиты прав от преступных посягательств, так, в нем содержатся принципы равенства граждан перед законом, законности, справедливости, гуманизма.
Аналогично поступил законодатель при принятии в 2001 году КоАП РФ, в котором получили закрепление общие принципы законодательства об АП: равенство перед законом, законность, язык ведения дел об АП, и открытость дела об АП.
Анализ КоАП РФ показывает, что помимо вышеуказанных основополагающих начал, частично представлены не имеющие прямого закрепления принципы. Например, в общей части при определении формы вины и указания цели наказания - принцип справедливости.
Как видим, отличие состоит в принципах справедливости, концепция нового КоАП РФ предусматривает их введение. Постараемся обосновать необходимость нормативного закрепления рассматриваемого принципа.
Проблема справедливости относится к дискуссионным вопросам, на которые человечество не может найти ответ на протяжении многих столетий. Образ справедливости выделялся еще в древнегреческой мифологии (богиня Дике), которую уже тогда отличали от закон-
ности (богиня Фемида), считалось, что справедливость должна быть непоколебимым основанием государства.
Аристотель отмечал: «Справедливость есть равное, но только для равных». В последующем Томас Гоббс обосновал идею либеральной справедливости, которая стала фундаментом теории естественного права для мыслителей и философов эпохи Просвещения и Нового времени.
Как общефилософская категория, справедливость рассматривается в качестве явления общественной жизни, взаимоотношения людей. Не имея показателей и точных значений, она представляет собой многоаспектное явление, которое наиболее ярко выражено в структурах ментальности [13, с. 23].
В каждую историческую эпоху на основе моральных начал общества возникали свои представления о равенстве и справедливости. Таким образом, норма права обладает нравственным содержанием, характер моральных установок общества предопределяет право в целом. Однако общество неоднородно, следовательно, столкновение воззрений неизбежно, тогда первенство принадлежит норме права, даже если она не совпадает с нравственным идеалом. Как отмечает Н. Н. Вопленко, справедливость, рассмотренная через призму права, выступает как нравственно-правовой идеал, порождающий право в форме законодательства, так и правосознание, и юридическая практика [9, с. 4].
Таким образом, универсальный философский принцип справедливости, вбирая в себя конкретное содержание различных отраслей права, превращается в правой принцип.
Так, в преамбуле к основному закону нашей страны провозглашена вера в справедливость [14]. В УК РФ принцип справедливости выражается в том, что наказание и иные меры должны соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Отметим, что ч. 2 ст. 43 УК РФ указывает на цель санкции - восстановление социальной справедливости и предупреждение совершения новых преступлений.
Как известно, система административно-де-ликтного законодательства подобна уголовному праву и включает общую часть (общие положения для КоАП РФ) и особенную часть, специфика КоАП РФ состоит в разделах, посвященных юрисдикционным полномочиям должностных лиц и производству по делам об АП.
Процесс модернизации уголовного законодательства, начиная с 2010 года по настоящее время, идет во многом по пути повторной криминализации аналогичных форм деликтов (составы ст. 5.35.1 КоАП РФ и ст. 157 УК РФ, ст. 6.1.1. и ст. 116.1, ст. 12.8 КоАП РФ и ст. 264.1 УК РФ, ст. 14.16 КоАП РФ и ст. 151.1 УК РФ, ст. 14.17.1 КоАП РФ и ст. 171.4 УК РФ и так далее).
Необходимо отметить, Конституционным Судом РФ неоднократно указывалась (от 14 июля 2015 года №9 20-П и от 10 февраля 2017 года №9 2-П) допустимость преобразования составов отдельных административных правонарушений в составы преступлений, и наоборот. Однако примеров декриминализации деяний значительно меньше, например, частичная декриминализация побоев в 2016 году. При этом была сохранена криминализация впервые совершенных деяний -при наличии указанных в ст. 116 УК РФ признаков и введена в то же время ст. 116.1 «Нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию».
Конституционный Суд РФ (от 14.06.2018 № 23-П) также указывает на определенную идентичность уголовной и административной ответственности как публично-правовой, отмечая однородность принципов равенства всех перед законом, законности, вины как обязательного основания ответственности, справедливости и гуманизма, на которых базируется регулирование мер административной и уголовной ответственности.
УПК РФ не закрепляет в качестве самостоятельного принципа справедливость, вместе с тем ст. 297 указывает на справедливость приговора. Пленум Верховного Суда РФ от 29.11.2016 № 55 [10] отмечает, что приговор в силу указанной статьи должен соответствовать требованиям законодательства, предъявляемым к его содержанию, процессуальной форме и порядку постановления, а также должен быть основан на правильном применении уголовного закона.
Обозначим первую причину необходимости закрепления исследуемого принципа -межотраслевая связь. Отметим, что это проблема системная, а не только административного и уголовного права, так, в Уголовно-исполнительном кодексе РФ отсутствует цель, тождественная УК РФ, в виде восстановления социальной справедливости.
Кодекс административного судопроизводства РФ объединил законность и справедливость в единый принцип, под которым понимается точное и правильное толкование, а также применение законов и иных правовых актов и получение защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод.
По мнению И. Н. Спицина, такое раскрытие содержания не позволяет уяснить, что такое справедливость, а также не раскрывает связь с иными принципами, такими как законность. Ученый считает, что законодатель не раскрыл ни содержание принципа справедливости, ни его соотношение с другими процессуальными принципами, в частности, с принципом законности [9].
Л. Л. Шамшурин указывает, что само рассмотрение в соответствии с нормами законодательства и есть его справедливое рассмотрение [7]. Ряд ученых предполагают, что реализация данного принципа может быть рассмотрена в двух аспектах: во-первых, поиск справедливого решения в условиях состязательного процесса, во-вторых, повышенная защита невластной стороны спора.
Рассматривая принцип справедливости как системный принцип административного судопроизводства, приходим к выводам о том, что реализация норм права должна быть ориентирована на восстановление справедливости, иначе, по мнению бывшего председателя Высшего Арбитражного Суда РФ А. А. Иванова, априорная несправедливость в основе судебной системы обесценивает правосудие.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ неоднократно указывала (например, от 05.12.2018 № 67-КГ18-20, от 27.02.2019 № 5-КГ18-308, от 29.05.2019 № 39-КА19-4), что законность и справедливость обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела, правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.
Таким образом, необходимо подчеркнуть, что однозначного критерия материально-пра-
вовой справедливости в Кодексе административного судопроизводста РФ достичь не удалось. Как отмечают некоторые специалисты, процессуально-правовая составляющая принципа, заключающаяся в виде надлежащей судебной процедуры, может стать соединяющей осью единого межотраслевого принципа [9].
Еще один вариант законодательного определения принципа справедливости может быть представлен исходя из того, что производство об АП является составным элементом административного процесса, представляя собой правовые нормы, упорядочивающие разрешение дел об административных правонарушениях и применения административной ответственности, поэтому отсутствие прямого закрепления принципа справедливости в производстве по делам об административных правонарушениях не позволяет обеспечить последовательной реализации конституционных принципов и гарантировать справедливое разрешение дела.
В этом случае мы солидарны с мнением специалистов, что справедливость административной ответственности состоит в том, что нарушение должно быть пресечено, а причиненный вред возмещен [15].
Правовая позиция, отраженная в Постановлениях и Определениях Конституционного Суда РФ (например, от 11.03.1998 № 8-П, от 07.12.2010 № 1621-О, от 21.06.2011 № 774-О-О, от 25.01.2012 № 177-О-О, от 14.02.2013 № 4-П, от 12.04.2018 № 866-О) разъясняет, что административная ответственность должна отвечать требованиям справедливости, быть со-
размерной конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Пленум Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 28 также отмечает, что назначение административного наказания должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В связи с этим постараемся определить возможный вариант закрепления принципа справедливости в новом КоАП РФ.
Применяемые к лицу, совершившему административное правонарушение, меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении и назначенное наказание должны быть справедливыми, то есть соответствовать категории, характеру и степени общественной вредности административного правонарушения, обстоятельствам его совершения, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Проведенный анализ обнажает некоторые проблемы, выявленные в ходе реформирования административно-деликтного законодательства, поэтому при принятии нового КоАП РФ должны быть конкретизированы конституционные правовые установления [16], что соответствует целям модернизации административного законодательства.
Литература
1. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14.11.2013 № Пр-2685). URL: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_154602/.
2. Концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_326534.
3. Вайпан В. А. Теория справедливости: право и экономика: монография. М., 2017.
4. Пашкова Г. Г. Формы и принципы социальной справедливости // Социальное и пенсионное право. 2018. № 1.
5. Ершов В. В. Правовая природа принципов российского права: теоретические и практические аспекты // Российский судья. 2009. № 5.
Bibliography
1. The concept of public safety in the Russian Federation (approved by the President of the Russian Federation 14.11.2013 № Pr-2685). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_154602/.
2. The concept of the new Code of the Russian Federation on administrative offences (the text of the document is given in accordance with the publication on the website. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326534.
3. Vaypan V. A.Theory ofjustice: law and economics: monograph. Moscow, 2017.
4. Pashkova G. G. Forms and principles of social justice // Social and pension law. 2018. № 1.
5. Ershov V. V. The legal nature of the princi-
6. Поляков С. Б. Легальные и реальные принципы права // Журнал российского права. 2018. № 9.
7. Шамшурин Л. Л. Справедливость как принцип российского цивилистического процессуального права // Арбитражный и гражданский процесс. 2016. № 11.
8. Понкин И. В. Принцип справедливости публичного управления / под ред. О. А. Кузнецовой, В. Г. Голубцова, Г. Я. Борисевич и др. // Пермский юридический альманах. Ежегодный научный журнал. 2018. № 1.
9. Спицин И. Н. Содержание принципа справедливости в административном судопроизводстве // Арбитражный и гражданский процесс. 2018. № 7.
10. Дядюн К. В. Принципы равенства граждан перед законом, справедливости и гуманизма: понятие и сущность в уголовном праве // Ленинградский юридический журнал. 2015. № 2.
11. Юнусов С. А. Обеспечение принципов справедливости и законности в административной деятельности правоохранительных органов // Административное право и процесс. 2017. № 4.
12. Предпринимательское право Российской Федерации: учебник / отв. ред. Е. П. Гу-бин, П. Г. Лахно. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2017.
13. Лубский Р. А. Политический менталитет: методологические проблемы изучения и российские реалии: автореф. дис. ... канд. философ. наук. Ростов н/Д, 1999.
1 4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28399/.
15. Недведская В. А. Реализация принципа справедливости при назначении судом административного наказания по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2018. № 10.
16. Чуприна И. С., Корчагина К. А. Конституционно-правовые основы административной ответственности // Актуальные вопросы конституционно-административного права: сборник материалов Всероссийской научно-теоретической конференции. Ростов н/Д, 2017.
ples of Russian law: theoretical and practical aspects // Russian judge. 2009. № 5.
6. Polyakov S. B. Legal and real principles of law // Journal of Russian law. 2018. № 9.
7. Shamshurin L. L. Justice as a principle of Russian civil procedural law // Arbitration and civil procedure. 2016. № 11.
8. Ponkin I. V. The principle of justice public administration / ed. by O. A. Kuznetsova, V. G. Golubtsov, G. Ya. Borisevich and others // Perm legal almanac. Annual scientific journal. 2018. № 1.
9. Spitsin I. N. The content of the principle of justice in administrative proceedings // Arbitration and civil procedure. 2018. № 7.
10. Dyadyun K. V. Principles of equality of citizens before the law, justice and humanism: concept and essence in criminal law // Leningrad journal of law. 2015. № 2.
11. Yunusov S. A. Ensuring the principles of justice and legality in the administrative activities of law enforcement agencies // Administrative law and process. 2017. № 4.
12. Business law of the Russian Federation: textbook / executive ed. E. P. Gubin, P. G. Lahno. 3rd ed., revised and supplemented. Moscow, 2017.
13. Lubskiy R. A. Political mentality: methodological problems of studying and Russian reality: abstract. dis. ... PhD in Philosophy. Rostov-on-Don, 1999.
14. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993) (as amended, amended Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation from 30.12.2008 № 6-FCL, from 30.12.2008 № 7-FCL, from 05.02.2014 № 2-FCL, from 21.07.2014 № 11-FCL). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28399/.
15. Nedvedskaya V. A. Implementation of the principle ofjustice in the appointment by the court of administrative punishment in cases of administrative offenses // Administrative law and process. 2018. № 10.
16. Chuprina I. S., Korchagina K. A. Constitutional and legal basis of administrative responsibility // Actual issues of constitutional and administrative law: collection of materials of the All-Russian scientific and theoretical conference. Rostov-on-Don, 2017.