Научная статья на тему 'К вопросу о принципе справедливости производства по делам об административных правонарушениях'

К вопросу о принципе справедливости производства по делам об административных правонарушениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
296
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / ПРИНЦИПЫ ПРАВА / ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОСТИ / ADMINISTRATIVE OFFENCE / CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION ABOUT ADMINISTRATIVE OFFENCES / ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS / PRINCIPLES OF LAW / PRINCIPLE OF JUSTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дудин Николай Павлович

В статье рассматриваются различные классификации принципов производства по делам об административных правонарушениях. Автором исследуется и обосновывается возможность дополнения существующих классификаций новым принципом принципом справедливости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дудин Николай Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of the principle of justice of proceedings on affairs on administrative offenses

The article presents various classifications of the principles of proceedings on cases of administrative offences. The author investigates an opportunity to add the new principle of justice in the existing classification.

Текст научной работы на тему «К вопросу о принципе справедливости производства по делам об административных правонарушениях»

Дудин Николай Павлович

кандидат юридических наук, профессор, заслуженный работник прокуратуры РФ, Российская таможенная академия (e-mail: n.p.dudin@yandex.ru)

К вопросу о принципе справедливости производства по делам об административных правонарушениях

В статье рассматриваются различные классификации принципов производства по делам об административных правонарушениях. Автором исследуется и обосновывается возможность дополнения существующих классификаций новым принципом - принципом справедливости.

Ключевые слова: административное правонарушение, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делам об административных правонарушениях, принципы права, принцип справедливости.

N.P. Dudin, Candidate of Law, Professor, Honored Worker of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, Russian Customs Academy; e-mail: n.p.dudin@yandex.ru

On the question of the principle of justice of proceedings on affairs on administrative offenses

The article presents various classifications of the principles of proceedings on cases of administrative offences. The author investigates an opportunity to add the new principle of justice in the existing classification.

Key words: administrative offence, Code of the Russian Federation about administrative offences, administrative proceedings, principles of law, principle of justice.

Являясь составной частью управленческой деятельности, административный процесс основывается на общих принципах государственного управления, которые, однако, находят в нем специфическое отражение. Важнейшей частью административного процесса является производство по делам об административных правонарушениях. В отличие от уголовного, гражданского и арбитражного производства, каждое из которых оснащено процессуальными кодексами, производство по делам об административных правонарушениях регламентируется нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Слово «принцип» (от лат. principium) означает буквально основу, первоначало, руководящую идею, исходное положение какого-либо явления организации, деятельности и т.п. Еще древние обращали внимание на то, что «принцип есть важнейшая часть всего» (principium est potissima pars cujuque rei).

По мнению ряда авторов [1, с. 55], принципы права выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, в основе которой покоятся и реализуются не только нормы, институты, но

и вся правовая система. Как категория идеологическая, принципы формируются под воздействием общественно-политических идей. Однако пока идеи не закреплены в нормах права, они остаются началами правосознания, научными выводами, но не принципами. Чтобы стать таковыми, они должны быть непременно облечены в правовую форму.

Вопрос о классификации принципов производства по делам об административных правонарушениях до сих пор остается дискуссионным. Прежде чем подойти к анализу основных принципов, отметим, что общепризнанной для ученых является классификация принципов на общеправовые, межотраслевые и отраслевые. Этот подход к конструированию системы принципов основывается на выявлении важных взаимосвязей разных групп принципов - через диалектику соотношения философских категорий общего и отдельного [2, с. 54].

Зачастую общеправовые принципы права воплощаются в его отраслевых или межотраслевых принципах, поскольку сами общеправовые принципы являются абстрактными выражениями тех и других. Исходя из этого, отраслевые и межотраслевые принципы, конечно же, нельзя

208

рассматривать как дополнение общеправовых принципов. К общеправовым принципам можно отнести: принцип законности, принцип равенства всех перед законом и судом, принцип состязательности и др. К межотраслевым принципам относятся: принцип языка, принцип права на защиту, принцип объективности и беспристрастности. К отраслевым принципам относятся: принцип открытого рассмотрения, принцип оперативности производства по делам об административных правонарушениях, принцип ответственности должностных лиц за принятое решение и др.

Каждый из принципов производства по делам об административных правонарушениях имеет довольно сложное строение. Он состоит из разнообразных юридических требований, которые взаимодействуют между собой. На наш взгляд, заслуживает внимания точка зрения А.В. Гриненко, по мнению которого принципы необходимо классифицировать на требования, которые обеспечивают надлежащую процессуальную процедуру, и положения, которые направлены на реализацию прав и обеспечение свобод лиц - участников производства по делу. К первой группе автор относит: законность; публичность; независимость судей и подчинение их только закону; принцип всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела; гласность. К принципам, которые направлены на обеспечение прав и свобод участников процесса, нужно отнести: принцип уважения чести и достоинства личности; неприкосновенности личности; охраны прав и свобод человека и гражданина; обеспечения права на защиту; презумпцию невиновности [3, с. 31].

Кроме того, любой из этих принципов индивидуален, имеет свое персональное предназначение и присущее только ему значение, за исключением принципа законности, который играет своеобразную интегрирующую роль по отношению ко всем другим принципам, так или иначе проявляется в их осуществлении и поэтому в юридической литературе иногда не без оснований именуется принципом принципов.

Правила ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод [4] предполагают существование принципа справедливости судебного разбирательства, гарантированного конституционными предписаниями. Его содержание сводится к установлению основных гарантий обеспечения беспристрастного правосудия. В связи с особым статусом

этих гарантий, практически каждое из которых, в свою очередь, также является принципом, можно говорить о комплексном, общеправовом характере данного принципа.

Во всех видах судопроизводства, в том числе и административном, особого внимания заслуживает право на судебную защиту. Закрепленное в ст. 46 Конституции РФ, это право сводится к следующему: каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд; в соответствии с международными договорами Российской Федерации все имеют право обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Как уже говорилось выше, общие принципы осуществления правосудия распространяются на все виды судопроизводства - конституционное, гражданское, административное и уголовное. Они являются для них едиными, вне зависимости от предмета рассмотрения в каждом виде судопроизводства.

Применительно к производству по делам об административных правонарушениях ссылка на ст. 6 Европейской конвенции означает, что принцип права на защиту реализуется посредством возможности предоставления доказательств своей невиновности либо представления обстоятельств, смягчающих ответственность возможности знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться при рассмотрении дела помощью адвоката или иного представителя. Причем этими правами указанные лица вправе пользоваться не только на стадии рассмотрения дела, но и на стадии его возбуждения. Принцип права на защиту распространяется также и на потерпевшего, который вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ.

Если сравнить перечень предписаний ст. 6 Европейской конвенции с общеправовыми принципами, то обращает на себя внимание

209

некий симбиоз: здесь и презумпция невиновности, и принцип реализации права на защиту, и право пользования родным языком. Из чего можно сделать вывод, что соблюдение права на справедливое судебное разбирательство возможно только посредством системного толкования различных отраслей права, общепризнанных принципов и норм международного права.

1. Деревесников А. В. Справедливость как принцип права (историко-теоретический аспект). Кострома, 2007.

2. Добровольская Т.Н. Принципы уголовного процесса. М., 1971.

3. Гриненко А. В. Система принципов уголовного процесса и ее реализация на досудебных стадиях: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Воронеж, 2001.

4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Собр. законодательства РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

Подводя итог, можно сделать следующий вывод: принцип справедливости в производстве по делам об административных правонарушениях формально законодательно не закреплен. Вместе с тем, мотивации ссылками на него заложены прежде всего в положениях ст. 46 Конституции РФ и ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

1. Derevesnikov A.V. Justice as a principle of law (historical and theoretical aspect). Kostroma, 2007.

2. Dobrovolskaya T.N. Principles of criminal procedure. Moscow, 1971.

3. Grinenko A. V. The system of principles of criminal procedure and its implementation at pretrial stages: auth. abstr. ... Dr of Law. Voronezh, 2001.

4. Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2001. № 2. Art. 163.

210

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.