В период с 7 по 16 марта 2014 г. на территории Российской Федерации в г. Сочи Краснодарского края прошли XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры. Тысячи спортсменов из 88 стран разыграли 98 комплектов наград в 15 видах спорта. Миллиарды зрителей из всех уголков мира при помощи средств телекоммуникаций имели возможность наблюдать за ходом спортивных событий, развернувшихся на олимпийских площадках. По завершении Олимпийских игр Президент Международного олимпийского комитета Томас Бах подчеркнул, что игры в Сочи прошли на самом высоком уровне и стали одними из лучших в истории Олимпиады. В данной статье рассматривается весь процесс обеспечения участников Олимпийских и Паралимпийских игр бесперебойной связью, в том числе организацию выделения и контроля использования радиочастот для средств телекоммуникаций, а также обеспечение участников и организаторов соревнований необходимым частотным ресурсом и беспомеховой работы РЭС.
И.Г. КАПУСТИН,
зам. начальника Управления радиоконтроля филиала ФГУП «РЧЦ ЮФО» в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах
Для проведения Олимпийских игр были использованы инновационные методы контроля и управления всей инфраструктурой, в том числе в сфере связи. В соответствии с положениями Олимпийской заявочной книги «Сочи-2014» Российская Федерация взяла на себя обязательства по выделению всем участникам и организаторам Олимпийских игр необходимого и достаточного количества радиочастотного ресурса, а также обеспечению беспомеховой работы радиоэлектронных средств (РЭС). Реализацию данных обязательств осуществлял Радиочастотный центр Южного федерального округа совместно с Роскомнадзором.
Согласно правилам проведения мероприятий радиоконтроля на территории Краснодарского края на период организации и проведения Олимпийских игр Роскомнадзор и подведомственные предприятия радиочастотной службы проводили мероприятия, основными целями которых являлись: а) осуществление контроля за соблюдением организаторами и участниками Олимпийских игр условий
ВеККАЧЕСТВА № 4 • 2014
42
□ СП
СДЕЛАНО В РОССИИ ПЕЕ
СП
ПРАКТИКА
использования радиочастот или радиочастотных каналов, установленных в соответствующих разрешениях (далее - разрешения);
б) выявление РЭС, разрешение на использование которых в полосах радиочастот, выделенных организаторам и участникам Олимпийских игр в соответствии с планом распределения радиочастот, не выдавалось, и прекращение работы указанных РЭС;
в) выявление источников радиопомех РЭС организаторов и участников Олимпийских и Паралимпийских игр.
Мероприятия радиоконтроля включали в себя:
а) измерение параметров излучений РЭС, в том числе в целях маркирования РЭС, используемых в местах проведения Олимпийских игр;
б) поиск и определение местоположения РЭС организаторов и участников Олимпийских игр, использующих радиочастоты или радиочастотные каналы с нарушением условий, установленных в разрешениях;
в) проверка выполнения пользователями радиочастотного спектра, использующими радиочастоты или радиочастотные каналы и не являющимися организаторами или участниками Олимпийских игр, предписания о временном приостановлении действия разрешений в период проведения Олимпийских игр;
г) поиск и определение местоположения источников создания недопустимых радиопомех РЭС организаторов и участников Олимпийских игр, а также источников неразрешенных излучений;
д) инструментальная оценка параметров электромагнитных полей излучения РЭС.
Выполнение принятых обязательств потребовало принятия соответствующей нормативной базы.
Постановлениями Правительства Российской Федерации были утверждены план распределения радиочастот и правила проведения мероприятий радиоконтроля на территории Краснодарского края на период организации и проведения Олимпийских игр, а также определены особенности регулирования использования радиочастотного спектра.
Приказами Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации были утверждены: ^ электронные формы документов на присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов и порядок их получения организаторами и участниками Олимпийских игр; ^ порядок маркирования РЭС, используемых в местах проведения Олимпийских игр, и перечень типов РЭС, допущенных к использованию на олимпийских объектах без получения разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов и не требующих маркирования.
Поскольку с поставленной задачей Россия успешно справилась, полагаем, в данной статье целесообразно будет рассмотреть весь процесс обеспечения участников Олимпийских игр бесперебойной связью, включая ключевые технологии, субъекты, объекты и методы управления.
Инфраструктура радиоконтроля
В связи с тем, что г. Сочи территориально расположен в субтропическом поясе, олимпийские объекты были размещены в двух удаленных друг от друга районах -Прибрежном и Горном кластерах. В Прибрежном кластере были построены крытые спортивные сооружения для проведения состязаний по хоккею с шайбой, керлингу и коньковым видам спорта. В Горном кластере прошли соревнования по санному, лыжному и горнолыжному спорту, биатлону и бобслею.
Для практического решения всех поставленных задач Роскомнадзором была разработана и утверждена «Концепция построения и функционирования автоматизированной системы радиоконтроля в период организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи».
В течение трех предшествовавших Олимпиаде лет на основании этой Концепции в районах размещения олимпийских объектов была развернута автоматизированная система радиоконтроля (АСРК «Сочи-2014»). Данная система представляла собой единый технический и программный комплекс, в состав которого вошло стационарное, возимое и носимое измерительное оборудование.
АСРК «Сочи-2014» позволила в полной мере осуществлять комплекс мероприятий по управлению использованием радиочастотного спектра, в том числе: ^ предоставлять данные о реальном использовании
или занятости радиочастотного спектра; ^ решать задачи устранения радиопомех и выявления
источников неразрешенных излучений; ^ позволять проводить измерения технических параметров излучения РЭС; ^ проверять соответствие параметров излучения РЭС требованиям установленных норм. Технологическая структура АСРК «Сочи-2014» объединяла:
- необслуживаемые радиоконтрольные пункты;
- внутриобъектовые мониторинговые системы;
- мобильные комплексы радиоконтроля;
- дополнительные специальные средства измерений;
- пункты проверки и маркирования РЭС. Необслуживаемые радиоконтрольные пункты (РКП)
были размещены вдоль побережья Черного моря от п. Лазаревское и до границы с Республикой Абхазия (При-
ПРАКТИКА
п ч нн ппя □ □2 ПП
н
СДЕЛАНО В РОССИИ
брежный кластер) и в п. Красная Поляна (Горный кластер), в местах, удовлетворяющих требованиям наилучшей электромагнитной доступности РЭС. В общей сложности было развернуто 13 РКП, в том числе 7 измерительно-пеленгационных и 6 измерительных комплексов радиоконтроля. Рабочий диапазон частот данного оборудования составил от 30 до 3000 МГц.
Мониторинговые системы (6 единиц) установили внутри крытых олимпийских объектов Прибрежного кластера, обладающих слабой радиопрозрачностью: ^ Олимпийского стадиона «Фишт»; ^ Большого ледового дворца «Большой»; ^ Крытого конькобежного центра «Адлер-Арена»; ^ Дворца зимнего спорта «Айсберг»; ^ Керлингового центра «Ледяной куб»; ^ Ледовой арены «Шайба».
Данное оборудование представляло собой высокоскоростные сканирующие радиоприемники с рабочим диапазоном частот от 30 до 3000 МГц.
Управление оборудованием РКП и мониторинговыми системами осуществлялось удаленно, при помощи оптоволоконных каналов связи с пропускной способностью не менее 2 Мбит/с.
Для наращивания возможностей стационарной составляющей АСРК «Сочи-2014» применялись мобильные комплексы радиоконтроля, группировка которых включа-
ла в себя: 8 измерительно-пеленгационных комплексов (по 4 в Прибрежном и Горном кластерах) с рабочим диапазоном частот от 30 до 18 000 МГц и один измерительно-пеленгационный комплекс ВЧ-диапазона. Кроме мобильного комплекса радиоконтроля и оборудования, входящих в АСРК «Сочи-2014», для осуществления мероприятий радиоконтроля в подсистеме до 30 МГц использовались стационарные станции радиоконтроля, развернутые в городах Морозовск, Белгород, Смоленск.
Для проведения мероприятий радиоконтроля в диапазонах радиочастот свыше 18 000 МГц, а также определения индивидуальных идентификационных признаков РЭС цифровых радиотехнологий каждый мобильный комплекс радиоконтроля был дополнительно оснащен специальными носимыми средствами измерений и радиоконтроля.
Контроль излучений земных станций спутниковой связи (ЗССС) и бортовых ретрансляционных комплексов космических аппаратов осуществлял мобильный комплекс спутникового радиоконтроля ФГУП «РЧЦ ЦФО», который обеспечивал беспомеховую работу РЭС радиовещателей, использующих ЗССС для передачи информации.
Дополнительно для организации работы АСРК «Сочи-2014» в случаях выхода из строя одного и(или) нескольких штатных элементов управления, а также при необходимости увеличения возможностей системы радиоконтроля в районах проведения Олимпийских игр, в том числе в усло-
Размещение мониторинговых систем на олимпийских объектах
ВеКкАЧЕСТВА № 4 • 2014
СДЕЛАНО В РОССИИ ПЕЕ
СП
ПРАКТИКА
виях аварийных и чрезвычайных ситуаций, был привлечен подвижный пункт радиоконтроля, управления и связи (ППРКУС) с экипажем. Благодаря своим техническим системам и их возможностям ППРКУС являлся, по сути, составляющим элементом системы радиоконтроля. При этом функционально он применялся непосредственно как пункт радиоконтроля и как центр управления системой радиоконтроля.
Организация управления
Для управления АСРК «Сочи-2014», а также осуществления взаимодействия по вопросам использования радиочастотного спектра с организаторами Олимпийских игр и государственными структурами РФ, ответственными за обеспечение безопасности и правопорядка, был создан Оперативный центр управления (ОЦУ), в штат которого вошли 162 человека.
В составе ОЦУ были организованы структурные подразделения, отвечающие за: ^ осуществление взаимодействия и информационного обмена; ^ планирование и анализ радиоконтроля; ^ проведение мероприятий радиоконтроля стационарными, мобильными и носимыми средствами; ^ проверку и маркирование РЭС; ^ перенастройку РЭС; ^ назначение и присвоение радиочастот; ^ информационные технологии; ^ административно-хозяйственное обеспечение.
Входящие в состав ОЦУ пункты управления радиоконтролем Горного и Прибрежного кластеров осуществляли непосредственное управление АСРК «Сочи-2014».
В соответствии с рекомендациями Международного олимпийского комитета, основанными на многолетнем опыте проведения Олимпийских игр, Автономной некоммерческой организацией «Организационный комитет «Сочи-2014» (далее - Оргкомитет) была разработана модель сервиса «Управление радиочастотным спектром». Этот документ определял стратегию деятельности группы Управления радиочастотным спектром как функционального подразделения Оргкомитета (ФНД) «Технологии» во время подготовки и проведения Олимпийских игр.
Сервис обеспечивался Оргкомитетом во взаимодействии с Роскомнадзором, которому, как государственному регулятору, отводилась основная роль по управлению радиочастотным спектром .
Сотрудники Оперативного центра управления
Согласно Модели сервиса, на Роскомнадзор в период подготовки и проведения игр возлагались следующие основные задачи:
^ выделение необходимого и достаточного радиочастотного ресурса соответствующего потребностям организаторов и участников Игр; прием от Оргкомитета заявок пользователей на получение разрешений на использование радиочастот; формирование разрешительных документов в оговоренные временные интервалы для своевременного информирования пользователей через Интернет-портал Оргкомитета; реализация процедуры проверки оборудования на соответствие требований разрешений и нанесение специальных марок для обеспечения контроля использования оборудования на объектах; минимизация рисков прерывания сервиса путем принятия превентивных мер; развертывание системы радиоконтроля; реагирование на все случаи возникновения радиопомех;
выделение необходимого персонала в команды олимпийских объектов для выполнения указанных функций.
Информационные технологии
Информационный обмен между Управлением технологической инфраструктурой объектов (Technology Operation Center -TOC) Оргкомитета и ОЦУ Pоскомнад-зора осуществлялся посредством взаимодействия информационных систем: специального сервиса ITSM, электронной почты, официальной переписки, телефонного и личного общения,
Все возникающие инциденты, связанные с использованием радиочастотного спектра, регистрировались в специально разработанной системе приёма и учёта инцидентов -системе «Управление информационно-технологическими услугами» (Information Technology Service Management -
п Ч нн
ПРАКТИКА ЩЕ СДЕЛАНО В РОССИИ
пп
H
ITSM). Система ITSM реализовывала сервисный процессный подход к организации работы ИТ-службы - управления инцидентами (Incident management). Цель процесса - скорейшее устранение инцидентов, под которыми понимаются любые события, требующие ответной реакции: радиопомехи, сбои, запросы на консультации и т.п.
Регистрация инцидентов осуществлялась на основании обращений пользователей радиочастотного спектра в подразделение Оргкомитета, являющееся единой точкой контакта при возникновении инцидентов, или непосредственного к сотрудникам Оргкомитета, отвечающим за решение инцидентов по сервису Spectrum на олимпийских объектах, или к должностным лицам Роскомнадзора, входящим в составы команд олимпийских объектов. При этом указанные должностные лица могли сами инициировать процесс регистрации инцидентов в ITSM путем обращения на электронный адрес и в случае необходимости привлекать дополнительные силы и средства.
При регистрации инцидента в системе ITSM ему присваивался уровень приоритета, в соответствии с которым время, затраченное на проведение работы по заявкам на поиск радиопомех, не должно было превышать нормативные сроки реагирования и отработки инцидента. В случае, когда в системе ITSM фиксировались множественные нарушения в работе сервиса Spectrum, инциденты с высоким уровнем приоритета отрабатывались в первую очередь.
По результатам проведения мероприятий по выявлению и устранению радиопомех работе РЭС инцидент в системе ITSM закрывали или, при необходимости, передавали на дополнительную отработку. Если заявка (инцидент) признавалась необоснованной, то дальнейшие работы по ней прекращались.
Порядок использования РЭС
Порядок использования РЭС на Олимпийских играх был определен постановлением Правительства Российской Федерации.
Экспертиза в отношении радиочастотных заявок для проведения Олимпийских и Паралимпийских игр, поступивших из Оргкомитета в Главный радиочастотный центр
в период с 1 февраля 2014 г. до окончания проведения Паралимпийских игр, проводилась в течение 24 ч.
Роскомнадзор оформлял электронную форму разрешения в отношении радиочастотных заявок, экспертиза которых была проведена до 5 февраля 2014 г., в течение 2 суток со дня завершения проведения экспертизы.
Разрешения в отношении радиочастотных заявок, экспертиза которых была проведена с 1 февраля 2014 г. до окончания проведения Паралимпийских игр, оформлялись в течение 8 часов с момента окончания проведения экспертизы. Всего было выдано 2297 разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов.
В соответствии с требованиями Правительства РФ в период подготовки и проведения Олимпийских и Паралимпийских игр использование РЭС допускалось только при наличии разрешения, подтверждаемого размещением на данном радиоэлектронном средстве специальной маркировки. С этой целью на территории проведения Олимпийских игр осуществлялась процедура проверки и маркирования РЭС и заблаговременно, до начала Олимпийских игр, была организована одновременная работа трех стационарных и одного мобильного пункта проверки и маркирования РЭМ (ППМ) в каждом из кластеров (Горном и Прибрежном, всего 8 ППМ).
Стационарные ППМ размещались в оборудованных необходимой мебелью помещениях, обеспеченных электропитанием, доступом в Интернет по технологии Ethernet, на следующих олимпийских объектах: ^ Главный медиацентр; ^ Олимпийский парк;
^ Олимпийская деревня в Прибрежном кластере; ^ Горный медиацентр;
^ дополнительная Олимпийская деревня в Горном
кластере; ^ горный курорт «Роза Хутор».
Проверка РЭС осуществлялась посредством измерений технических параметров излучений РЭС с использованием измерительного оборудования под управлением специального программного обеспечения (СПО), разработанного для целей маркирования. Применение СПО обеспечивало воз-
Таблица 1. Состав технических средств, используемых для о и маркирования РЭМ (ППМ) )рганизации пунктов проверки
Технические средства Стационарный ППМ Мобильный ППМ
Анализатор спектра с рабочим диапазоном частот от 9 кГц до 43 ГГц 2 -
Анализатор спектра реального времени с рабочим диапазоном частот от 10 кГц до 6,2 ГГц 1 1
СВЧ-комплекс до 40 ГГц - 1
Антенны диапазонные 4 3
Ноутбук 3 1
Принтер для печати марок 6 2
УБВ-сканер штрих-кодов 1 1
век КАЧЕСТВА №4 • 2014
СДЕЛАНО В РОССИИ ЕШ
V0
ПРАКТИКА
можность в автоматизированном режиме обрабатывать результаты измерений, распечатывать нужную марку, вести учет маркированных РЭС.
На каждом ППМ предусматривался дополнительный резервный комплект оборудования для обеспечения возможности увеличения рабочих мест в случае возрастания числа представляемых на маркирование РЭС. Мобильные ППМ создавались на базе автомобилей повышенной проходимости УАЗ «Патриот». Для обеспечения бесперебойной работы в составе ППМ кроме радиоконтрольного и маркировочного оборудования были предусмотрены переносные миниэлектростанции. Доступ в электронную базу данных результатов проверки и маркирования организовывался при помощи 3G-модемов.
В табл. 1 приведен состав технических средств используемых для организации ППМ.
Всего организаторами и участниками Игр было представлено 36 903 РЭС для прохождения процедуры проверки и маркирования. По результатам проверки 36 847 РЭС были промаркированы, в том числе в декабре
2013 г. - 4796 РЭС и в период с 5 января по 23 февраля
2014 г. - 32 051 РЭС. Из общего количества РЭС промаркировано: в Прибрежном кластере - 29 365; в Горном кластере - 7482.
Данные о распределении работ по маркированию РЭС в зависимости от категории пользователей и типов сервиса приведены в табл. 2, 3.
График работы ППМ зависел от количества пользователей, обращав-шиихся за услугами, и корректировался в зависимости от расписания заездов официальных делегаций, прибывающих на игры. На рис. 1 приведен совокупный объем выполненных работ по маркированию РЭС в различные периоды работы.
Маркирование оборудования, прошедшего процедуру проверки на соответствие параметров излучения РЭС условиям разрешения, проводилось специальными самоклеящимися цветными марками с использованием штрих-кодов, позволяющих при необходимости осуществить идентификацию РЭС на олимпийском объекте.
Для РЭС, использование которых предусматривалось с ограничениями по объектам, на марку наносилось условное буквенное обозначение тех олим-
Таблица 2. Структура работ по категориям пользователей маркированию РЭС по
Категория пользователей Количество маркированных РЭС
АНО «Оргкомитет Сочи 2014» 10 844
Представители телекомпаний и СМИ 8301
Национальные олимпийские комитеты 6360
Представители силовых и охранных структур 2935
Операторы связи 460
Партнеры АНО «Оргкомитет Сочи 2014» 7947
пийских объектов, на которых использование данного радиооборудования было разрешено.
Дополнительно, при наличии технической возможности, организаторам и участникам Олимпийских игр предоставлялся сервис перенастройки РЭС на соответствие параметров излучений выданным разрешениям. Была реализована техническая возможность перенастройки (перепрограммирования) основных типов РЭС, используемых спортивными делегациями, с учетом опыта маркирования РЭС на этапе проведения тестовых соревнований сезона 2012-2013 гг. Всего за период игр процедуру перенастройки прошли 612 РЭС.
В соответствии с политикой безопасности на объектах Олимпийских игр входной контроль был возложен на
Таблица 3. Структура промаркированных РЭС по типам сервиса |
Типы сервиса Количество маркированных РЭС
Фиксированные беспроводные линии связи 1839
Беспроводные персональные ушные мониторы 1481
Мобильные беспроводные микроволновые системы связи 30
Земные станции спутниковой связи 30
Персональные радиостанции 18 637
Системы сухопутной подвижной радиосвязи 1378
Системы Intercom 1938
Телеметрия 3827
Передвижные станции спутниковой связи 7
Беспроводные видеокамеры 159
Беспроводные ЛВС 4345
Беспроводные микрофоны 3176
Рис. 1. Совокупный объем выполненных работ по маркированию РЭС
ПРАКТИКА
п ч нн ппя □ □2 ПП
н ••
СДЕЛАНО В РОССИИ
сотрудников силовых структур, которые проверяли наличие маркировки на РЭС и принимали решение о допуске РЭС на олимпийские объекты.
В ходе подготовки к Олимпийским играм была предварительно проведена оценка действующей группировки РЭС в районе олимпийских объектов и всего г. Сочи, которая по состоянию на 01.01.2014 г. включала в себя 4086 РЭС различных служб радиосвязи, в том числе: ^ 46 передатчиков аналогового звукового вещания; ^ 1 передатчик цифрового звукового вещания; ^ 85 передатчиков аналогового ТВ; ^ 16 передатчиков цифрового ТВ; ^ 1294 базовые станции подвижной радиотелефонной
(сотовой) связи стандарта GSM; ^ 682 базовые станции подвижной радиотелефонной
(сотовой) связи стандарта IMT2000/UMTS; ^ 216 базовых станций стандарта LTE; ^ 116 базовых станций сетей технологического назначения; ^ 1578 радиорелейных станций; ^ 50 базовых станций цифровых радиосистем беспроводного доступа; ^ 2 станции спутниковой связи.
Непосредственно в районе олимпийских объектов было развернуто 39 базовых станций сетей цифровой транкинговой радиосвязи стандарта TETRA для представления сервиса управления АНО «Оргкомитет Сочи-2014».
В соответствии с заявками пользователями РЭС были получены разрешения на использование на олимпийских объектах радиочастот или радиочастотных каналов более чем на 160 000 РЭС (табл. 4). Соответствующие разрешения выданы и другим сервисам.
Порядок управления радиочастотным спектром Олимпийских игр апробировался в ходе тестовых соревнований, межведомственного учения Роскомнадзора и технологических тренировок TR-1, TR-2, проводимых Оргкомитетом под руководством Международного олимпийского комитета.
В общей сложности в подготовительный период была обеспечена беспомеховая работа РЭС участников
и организаторов более чем 50 тестовых соревнований как российского, так и международного уровня, проходивших на всех олимпийских объектах.
В ходе тестовых спортивных мероприятий на территории Олимпийских игр проведены следующие виды работ:
- измерение технических параметров излучений РЭС в процессе радиоконтроля (9417);
- выявление работы РЭС без разрешительных документов (134 случая);
- измерение технических параметров излучений РЭС с целью их маркирования (10 469);
- перепрограммирование РЭС на частоты согласно выданным разрешениям (544).
В ходе межведомственных учений и технологических тренировок TR-1, TR-2 было отработано 59 учебных заданий, в которых моделировались различные ситуации возникновения радиопомех РЭС членов олимпийской семьи и отрабатывались мероприятия по их устранению, создавалась электромагнитная обстановка, которая могла бы сложиться в период проведения игр.
В частности, были отработаны следующие тренировочные задания:
^ устранение помеховых ситуаций, в том числе средствам, обеспечивающим трансляцию Олимпийских игр; ^ рассмотрение заявок на обеспечение радиочастотным ресурсом; ^ выявление и принятие мер по устранению помехо-вого воздействия со стороны РЭС иностранных государств;
^ выявление и принятие мер по устранению помехового
воздействия со стороны РЭС силовых структур; ^ выявление неразрешенных для использования РЭС; ^ поиск источников помех приему передвижным спутниковым станциям; ^ выход из строя элементов ОЦУ.
Помимо этого, на постоянной основе проводился радиоконтроль действующей группировки РЭС путем измерений (оценки) технических параметров излучений РЭС в полосах частот, определенных Планом распределения радиочастот
Пункт проверки и маркирования РЭС
ВеКкАЧЕСТВА № 4 • 2014
Осуществление мероприятий радиоконтроля
на территории Краснодарского края на период организации и проведения Олимпийских игр.
Мероприятия по радиоконтролю за излучением РЭС осуществлялись на олимпийских объектах на частотных номиналах в соответствии с полученными разрешениями. Внеплановые мероприятия по радиоконтролю проводились с учетом обращений (заявок), поступающих от организаторов и участников Олимпийских игр, а также от государственных органов, отвечающих за безопасность.
Радиоконтроль проводили на 23 олимпийских объектах, причем на 13 - постоянно, на 10 - по обращениям (заявкам) или в ходе отработки инцидентов.
Всего за период проведения Олимпийских игр зафиксирована работа 15 786 РЭС организаторов и участников. Проведены измерения технических параметров излучения 998 РЭС из состава действующей группировки.
Выявлено 800 РЭС, работающих с нарушениями обязательных требований в области связи, в том числе: ^ 392 - без соответствующего разрешения на использование радиочастотного спектра; ^ 122 - использующих радиочастоты или радиочастотные каналы с нарушением условий использования радиочастот, установленных в разрешениях; ^ 286 - без соответствующей маркировки.
В системе приема и учета инцидентов ИБМ в адрес ОЦУ поступило 78 заявок на выполнение внеплановых мероприятий радиоконтроля, в том числе: 54 заявки на поиск и определение местоположения источников создания недопустимых радиопомех РЭС; 24 заявки на поиск источников неразрешенных излучений. Кроме того, поступило 5 заявок на поиск и определение местоположения источников создания недопустимых радиопомех РЭС непосредственно от владельцев РЭС. Все заявки рассмотрены в установленные сроки.
Наиболее сложная помеховая обстановка сложилась в Имеретинской низменности. От владельцев РЭС в
СДЕЛАНО В РОССИИ □ GH .. HGH □ СП ••• ПРАКТИКА
Таблица 4. Распределение полос частот в зависимости от 1 назначения РЭС '
Назначение РЭС Полоса частот Количество РЭС
Точки доступа Wi-Fi 2400-2483 МГц, 5200-5825 МГц 4272
Системы Intercom 70-107 МГц; 403-470 МГц; 494-863 МГц 696
Радиомикрофоны 494-862 МГц 2058
Базовые станции и абонентские терминалы стандарта «Тетра» 10 039
■ радиомикрофоны
■ системы управления беспроводными видеокамерами
■ система передачи беспроводных видеокамер
■ РЭС беспроводного широкополосного доступа в полосе частот 2,4-2,483 МГц заявки, связаны с помехами РЭС СПС, БС СС стандартов GSM и UMTS, ЗС СС
Рис. 2. Состав заявок на помехи по типам РЭС
Прибрежном кластере поступило 42 заявки на помехи, в Горном кластере - 17.
Заявки на помехи поступали в ОЦУ в основном на этапе развертывания РЭС радио- и телевещателей и в дни заездов участников игр - от 3 до 6 заявок в сутки. Их анализ показал, что по 28% заявок составили помехи радиомикрофонам и системам управления беспроводных видеокамер, 18% - системе передачи беспроводных видеокамер, 9% - РЭС беспроводного широкополосного доступа в полосе частот 2,4-2,483 МГц. Остальные заявки были связаны с помехами РЭС сухопутной подвижной службы, базовым станциям сотовой связи стандартов GSM и UMTS, земной станции спутниковой связи (рис. 2).
За период Олимпийских игр было выявлено 800 признаков нарушений порядка использования радиочастот и РЭС (рис. 3). При выявлении неразрешенных для использования РЭС принимались меры по их маркированию или прекращению их работы.
В итоге все запланированные мероприятия были успешно выполнены. Наша страна в полной мере выполнила свои обязательства по своевременной организации выделения и контролю использования радиочастот для средств телекоммуникаций, а также обеспечению участников и организаторов соревнований необходимым частотным ресурсом и беспомеховой работой РЭС в ходе проведения Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи.
■ WI-FI
■ Р'ХГ гсхнашгичкких сстсЛ си [к
■ ^ L [ [44IL ПИ UU1UIU р^Щ^Та .11 >Г."
■ РЭС реэщнют иащлчсннл
Рис. 3. Количество нарушений порядка использования радиочастотного спектра по типам РЭС