Научная статья на тему 'Журналы об искусстве в России: типологический анализ'

Журналы об искусстве в России: типологический анализ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2910
205
Поделиться
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / СОВРЕМЕННОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ЖУРНАЛИСТИКА ОБ ИСКУССТВЕ / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ТИПОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / РОССИЙСКИЕ ЖУРНАЛЫ / МЕДИАРЫНОК / JOURNALISM / VISUAL ARTS / CONTEMPORARY ART / ARTS JOURNALISM / TYPOLOGICAL PARTICULARITIES / JOURNALISTIC TYPOLOGY / CLASSIFICATION / TYPOLOGICAL ANALYSIS / RUSSIAN MAGAZINES / MEDIAMARKET

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Горлова Е.В.

В статье ставится вопрос о типологических особенностях современных российских журналов, посвященных теме искусства. Используя в качестве эмпирической базы журналы, издававшиеся в период с 2010 по 2016 год, и опираясь на теоретическую базу, посвященную типологическим особенностям журналов в российской медиасистеме, автор разрабатывает классификацию журналов об искусстве. Автор считает, что учитывать типологические принципы и методы необходимо при работе над любым журналом для достижения высокой эффективности издания.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Горлова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ART-MAGAZINES IN RUSSIA: TYPOLOGICAL ANALISIS

The article raises the question of the typological characteristic of modern Russian arts magazines. Empirical base of the research is the magazines, which have been published from 2010 to 2016, theoretical base the researches of the typological characteristic of Russian media system; using these materials the author works out their own classification of arts magazines. The author believes that the typological principles and techniques are highly required during working on any magazine conception; it helps to achieve high efficiency of the publications.

Текст научной работы на тему «Журналы об искусстве в России: типологический анализ»

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева №4, том 2, 2016

УДК: 364.14

ББК: 76.02

Горлова Е.В.

ЖУРНАЛЫ ОБ ИСКУССТВЕ В РОССИИ: ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Gorlova E.V.

ART-MAGAZINES IN RUSSIA: TYPOLOGICAL ANALISIS

Ключевые слова: журналистика, изобразительное искусство, современное изобразительное искусство, журналистика об искусстве, типологические особенности, типология журналистики, классификация, типологический анализ, российские журналы, медиарынок.

Keywords: journalism, visual arts, contemporary art, arts journalism, typological particularities, journalistic typology, classification, typological analysis, Russian magazines, mediamarket.

Аннотация: в статье ставится вопрос о типологических особенностях современных российских журналов, посвященных теме искусства. Используя в качестве эмпирической базы журналы, издававшиеся в период с 2010 по 2016 год, и опираясь на теоретическую базу, посвященную типологическим особенностям журналов в российской медиасистеме, автор разрабатывает классификацию журналов об искусстве. Автор считает, что учитывать типологические принципы и методы необходимо при работе над любым журналом для достижения высокой эффективности издания.

Abstract: the article raises the question of the typological characteristic of modern Russian arts magazines. Empirical base of the research is the magazines, which have been published from 2010 to 2016, theoretical base - the researches of the typological characteristic of Russian media system; using these materials the author works out their own classification of arts magazines. The author believes that the typological principles and techniques are highly required during working on any magazine conception; it helps to achieve high efficiency of the publications.

В современном мире средства массовой информации стали важной частью социальной среды, они влияют на мировоззрение и ценностные установки общества в целом и каждого отдельного индивида в частности1. Массмедиа функционируют как основное средство информирования, и такое положение привело их к сознательной необходимости как можно более полно отвечать потребностям аудитории, детализировать и расширять свой тематический спектр2. За последние 20 лет российская ме-диасистема претерпела значительные изменения, вызванные социальными, политическими и экономическими трансформациями в стране, а также глобальными тенденциями в области средств массовой информации3. В настоящее время можно заметить, что в России все еще

1 Поликарпова, Е.В. Аксиологические функции масс-медиа в современном обществе [Текст] / Е.В. Поликарпова. - Ростов н/Д.: Изд-во ИППК при РГУ, 2002. - 178 с.

2 Шкондин, М.В. Типология периодической печати: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / М.Е. Аникина, В.В. Баранов, О.А. Воронова и др. -М.: Аспект Пресс, 2009. - 236 с.

3 Вартанова, Е.Л. Медиасистема России: учеб-

ное пособие для студентов вузов [Текст] / Е.Л. Вартанова, А.В. Вырковский, Т.Э. Гринберг, А.Н. Гуре-

ева - М.: Аспект Пресс, 2015. - 384 с.

продолжается процесс организации и оформления в сфере СМИ, особенно это касается отдельных сегментов рынка периодических изданий. Пока ситуация в этих сегментах довольно хаотичная, сильна конкурентная борьба, особенно это заметно в журнальной периодике: в России регистрируется множество печатных изданий, но именно количество журналов превалирует. Всего по данным Роскомнадзора на сентябрь 2016 года в России зарегистрировано 81 483 СМИ, при этом доля журналов составляет 37%4. Наиболее яркой тенденцией стало развитие тематически специализированных ниш -«сказывается спрос аудитории на ранее отсутствующие сегменты прессы»5. И хотя тема искусства не получила столь бурного развития, как, например, темы стиля жизни, моды или кулинарии, все же нельзя не констатировать, что журналы интересующей нас в данной статье тематики подпадают под общие тенденции становления, развития, расширения и оформлении типологического статуса.

Актуальность темы данной статьи, таким

4 СМИ в России в 2016. Анализ данных за 25 лет. URL http://www.mediadigger.ru/smi-rossii-v-2016-analiz-dannyh-za-25-let/

5 Вартанова, Е.Л. Медиасистема России: учебное пособие для студентов вузов. - С. 141.

образом, объясняется потребностью в изучении и систематизации формирующегося кластера изданий, посвященных искусству и прежде всего изобразительному искусству. Адекватное понимание и установление места СМИ на рынке, именуемое ныне позиционированием, - задача каждого редакционного коллектива; именно это помогает изданию стать продаваемым и популярным среди аудитории, завоевать новых читателей. Изучить сегмент, предприняв анализ типологических особенностей журналов об изобразительных искусствах и высказать свои рекомендации - наша перспективная цель. Мы считаем, что это поможет журналам выработать более четкую специализацию, найти свою аудиторию и стать успешнее, чем издания-конкуренты.

Мы уже отметили, что рынок журналов в России претерпевает изменения, обусловленные в равной степени состоянием российского ме-диарынка и глобальными тенденциями в сфере массмедиа. Однако нельзя не отметить, что трансформации рынка журналов об искусстве в немалой степени связаны также с состоянием и переменами, которые претерпевает культура в целом и, конечно, сфера искусства, являющаяся ее частью.

Искусство на протяжении веков было неотъемлемой составляющей культуры и, более того, всей человеческой жизнедеятельности. И хотя истории известны периоды, когда ценность искусства отрицалась, оно так или иначе всегда играло важную роль как в жизни отдельного индивида, так и человеческого сообщества. В литературе о современном и модернистском искусстве подчеркивается, что «оба эти типа искусства (современное—в большей степени) радикально плюралистичны»1, само определение понятия «искусство» размыто, что делает его неопределенным не только для широкой аудитории, но даже для профессионалов в этой области: критиков и теоретиков искусства, художников. «Пестрота явлении, объединяемых сегодня понятием «искусство», поражает, но возразить ничего невозможно потому, что никто не может определенно сказать, что же такое искусство. Определения искусства нет - значит, этим словом можно обозначить все, что угод-но!»2. Какое определение мы можем дать понятию «современное искусство»? Под «современным» большинство специалистов понимают ис-

1 Гройс, Б. Политика поэтики: сборник статей [Текст] / Б. Гройс / пер с англ. и нем. - М.: Ад Мар-гинем Пресс, 2012. - 400 с. - с. 49.

2 Дьякова, Т.А. Искусство и СМИ: сборник научных трудов [Текст] / В.А. Голуб, А.Ю. Горбунов, Т.А. Дьякова, Е.Н. Ежова и др. - Воронеж: Изд-во факультета журналистики ВГУ, 2012. - 188 с. - с. 26.

кусство после 1970 года. Этим определением, например, пользуются аукционы «Кристи» и «Сотби»3, а именно аукционные дома сегодня задают тон в сфере искусства. Под термином же «искусство» в наше время понимается уже не только живопись и скульптура, как это было 100 лет назад, искусство в XX веке опиралось на ряд критических моделей (формализм, психоанализ, социальная история искусства и др.) и выработало новые художественные практики такие, как инсталляция, перформанс, хэппенинг, стрит-арт,

4

видеоарт и другие техники .

Важной характеристикой современного искусства является то, что оно стремится к аудитории - стремится быть ею понятым и увиденным. Социальная роль искусства, являющегося «важнейшим средоточием всех биологических и социальных процессов личности в обществе», «способом уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни»5, а также существование множества стилей и техник современного искусства объясняют широкий диапазон журналов об искусстве, издающихся в России.

Проведенное нами исследование типологических особенностей журналов об искусстве в России состоит из двух равнозначных и взаимосвязанных частей: теоретической и эмпирической. В ходе теоретической части мы обратились к трудам М.В. Шкондина, М.И. Шостак, И.М. Дзялошинского, О.В. Смирновой - исследователей, работавших над типологией средств массовой информации, с целью анализа их разработок и синтеза различных подходов к вопросу типологической классификации периодических изданий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Журналы об искусстве на первый взгляд уже можно отнести к отдельной группе массовых журналов с узким диапазоном информации («для всех» - «о конкретном»), однако в дальнейшем мы увидим, что среди них есть и журналы, принадлежащие группе специализированных (рассчитанные на особые читательские группы, «не для всех»)6. Несомненно то, что

3 Томпсон, Д. Как продать за $12 миллионов чучело акулы: Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах [Текст] / Д.Томпсон / пер. с англ. - М.: Центрполиграф, 2009. - 360 с.

4 Фостер, Х. Искусство с 1900 года. Модернизм, антимодернизм и постмодернизм [Текст] / Х. Фостер, Р. Краусс, И.-А. Буа, Б.Х.Д. Бухло, Д. Джослит / пер с англ. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. - 816 с.

5 Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Искусство, 1986. -345 с.

6 Шкондин, М.В. Типология периодической печати.

сами по себе журналы об искусстве являются отдельной типологической общностью, все они имеют единую предметную среду (сферу искусства) и относятся к разряду тематически специализированных периодических изданий. С точки зрения типологии, связанной с интересами и потребностями аудитории, журналы об искусстве можно отнести к журналам суженной тематики, ориентированные на личные запросы, приватные интересы. В то же время контент подобных изданий обращен к значительным аудиторным группа, а также к профессиональным сообществам. Таким образом, наша задача -разработать типологию, действующую в рамках уже существующей, в некоторой степени, обособленной общности.

Прежде, чем мы займемся непосредственно анализом журналов, составляющих эмпирическую базу нашего исследования, обратимся к теоретическим основам - типологии журнальной периодики, разработанной

М.И. Шостак, а также типологии культурологических журналов, разработанной Т.Д. Дедковой.

Типологическое деление средств массовой информации разнообразно, многие исследователи, занимавшиеся этой темой, выработали каждый свою систему, имеющую как преимущества, так и недостатки. Кроме того, следует говорить и о том, что тип издания зачастую «предстает перед нами в качестве особого идеального объекта, а не прямого заместителя эмпирически действующих в журналистике множеств различных объектов»1.

Так, М.И. Шостак выделяет типы журналов:

- по «целеполаганию», то есть по критерию интересов и потребностей аудитории, выделяются журналы, составляющие большой (социальные и духовные запросы) и малый (профессиональные, приватные, частные запросы) круг интересов.

Следует пояснить, что нас в первую очередь интересует тип журналов, отвечающих приватным интересам - эстетическим, познавательным, духовным запросам, личным интересам и интересам досуга.

- по периодичности - ежемесячники и еженедельники

Отдельно заметим, что М.И. Шостак относит журналы по искусству к типу устоявшихся журналов, «востребованных как в советскую эпоху, так и сейчас, почти не изменивших своих традиционных моделей»2.

Т.Д. Дедкова в разделе о «Культурологиче-

1 Засурский, Я.Н. Средства массовой информации России [Текст] / М.И. Алексеева, Л.Д. Болотова, Е.Л. Вартанова и др. - М.: Аспект Пресс, 2011. -С. 129.

2 Шкондин, М.В. Типология периодической

печати. - С. 87.

ских журналах»3 выстраивает типологию следующим образом:

- журналы, которые избрали основными темами философию культуры, историю культуры, искусствознание; [здесь и далее - курсив Т.Д. Дедковой]

- «журналы для интеллектуалов», т.е. издания нового поколения, которые наряду с общественно-политическими, политологическими и социологическими темами большое место отводят социокультуре, политической культуре, моральному дискурсу в политике, истории русской гуманитарной мысли и проблемам интеллектуальной свободы;

- журналы-обозрения российских и зарубежных изданий по философии, политологии, социологии, психологии, этнографии;

- обращенные к широкому кругу читателей, журналы культуроведческого характера о кино, театре, музыке, живописи, об архитектуре и других видах искусства;

- новый тип изданий - корпоративные: журнал одного музея, культурного центра; посвященный творчеству одного писателя, философа и т.д.

- традиционные и новые литературно-художественные, публицистические, литературоведческие, литературно-критические и литературно-исторические журналы;

- историко-краеведческие, просветительские журналы;

- журналы академические, научные по гуманитарным областям знаний.

В ходе эмпирической части нашего исследования мы опирались в первую очередь на принципы типологического анализа, анализ журналов с точки зрения их общностей и различий и выделение типов, опирающихся на отдельные характеристики журналов, метод классификации, опирающийся на характерные признаки того или иного периодического издания. Пользуясь на уже разработанной в ходе теоретической части нашего исследования типологией, мы смогли, используя обобщенные характеристики каждого типа, разделить множество российских журналов об искусстве на отдельные независимые одна от другой группы, каждая из которых была сформирована по тому или иному критерию:

Аудитория. Аудитория журнала может быть массовой или специальной, то есть профессионально ориентированной либо обособленной по иному признаку (пол, возраст, образование, социальный слой, вероисповедание и др.)

Издающий орган. Государственные, частные СМИ. Новое в России явление - корпора-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Там же.

тивные СМИ: журнал одного музея, культурного центра, посвященный творчеству одного писателя, философа и т.д.1

Предмет (отражаемая сфера действительности). Наиболее крупные сферы внимания СМИ, соотнесенные с интересом аудитории, -политика, культура, искусство, наука, производство и др.

Целевое (функциональное) изложение. Журналы могут представлять воззрения определенных слоев общества, содействовать функционированию предпринимательских, научных и коммерческих структур; удовлетворять духовные и профессиональные запросы личности, представлять приватные интересы (мода, самообразование, коллекционирование и др.)

Характер изложения. Зависит от стиля (научный, публицистический, художественный и т.д.) или представляет собой визуализированный язык иллюстраций и дизайна.

Периодичность. В зависимости от периодичности выпуска издания: еженедельное, ежемесячное издание или другая периодичность.

Уровень включенности аудитории в тему. Уровень подготовки аудитории, для которой издается журнал: профессиональная аудитория, любители, смежный тип.

Базой нашего исследования стали следующие издания, представленные ниже в порядке перехода от традиционных к новейшим. Первичная презентация журналов (выборки) кажется нам необходимой, так как существует потребность ввести их в исследовательское поле, познакомить с ними читателя. В рамках данной статьи подобная презентация журналов необходима также для более четкого их разделения, которое поможет в дальнейшем, при формировании типов, обособить одно издание от другого.

«Искусство» http://www.iskusstvo-infi3.ru/ Издается с 1933 года (с перерывами). Основные темы освещения: российское и мировое изобразительное искусство, арт-рынок. Ориентирован на широкую аудиторию.

«Юный художник» http://xn—

htbgibkpeh2cv3eub .xn--p 1 ai/ Издается с 1936 года. Основные темы освещения: российская и мировая культура, методология изобразительного искусства, искусство российских регионов. Ориентирован на узкую аудиторию.

«Искусство в школе» http://art-inschool.ru/ Издается с 1991 года. Основные темы освещения: российская и мировая художественная культура, методология преподавания изобразительного искусства в школе и специализированных учебных

1 Там же.

заведениях. Ориентирован на узкую аудиторию.

«Художественный журнал» http:// xz.gif.ru/ Издается с 1993 года. Основные темы освещения: теоретические проблемы развития культуры и искусства. Ориентирован на узкую аудиторию.

«Айхроника» http://artchronika.ru/ Издается 1999 года (перестал издаваться в 2013 году). Основные темы освещения: современное искусство и его различные техники и стили (кинематограф, политические акции и т.д.). Ориентирован на широкую аудиторию.

«Диалог искусств» http://di.mmoma.ru/ Издается с 2001 года. Основные темы освещения: различные сферы культуры: кино, изобразительное искусство, музыка, театр и др.. Ориентирован на широкую аудиторию.

«Русское искусство» http://www. rusiskusstvo.ru/ Издается с 2003 года. Основные темы освещения: русское классическое искусство. Ориентирован на широкую аудиторию.

«Третьяковская галерея» http://www. tg-m.ru/ Издается с 2003 года. Основные темы освещения: культура и искусство, российские и зарубежные выставки. Ориентирован на широкую аудиторию.

«Художественная галерея» http://gallery. lariel.ru/ Издавался с 2004 по 2008 год, перезапуск -в 2013 году. Основные темы освещения: каждый номер целиком посвящен одному из известных художников. Ориентирован на широкую аудиторию.

«Русская галерея XXI век» http://www. rusgal21.ru/ Издается с 2006 года. Основные темы освещения: анализ современного российского искусства. Ориентирован на узкую аудиторию.

«Артгид» http ://artguide .com/ Издается с 2009 года. Основные темы освещения: культурные события Москвы и Санкт-Петербурга. Ориентирован на широкую аудиторию.

ACADEMIA http://www.rah.ru/the_ academy today/zhurnal academia/ Издается с 2009 года. Основные темы освещения: проблемы современного искусства, ведущие деятели искусства современности. Ориентирован на широкую аудиторию.

The Art Newspaper Russia http://www. theart-newspaper.ru/ Издается с 2012 года. Основные темы освещения: новости российского и мирового искусства, политические и экономические аспекты сферы культуры. Ориентирован на широкую аудиторию.

GARAGE Russia http://garagemag.com/ Русская версия созданного в Великобритании журнала GARAGE издается с 2012 года. Основные темы освещения: мода, искусство. Ориентирован на широкую аудиторию.

Harper's Bazaar ART http://www. ba-zaar.ru/culture/ Издается с 2013 года. Основные темы освещения: актуальное искусство, мода. Ори-

ентирован на широкую аудиторию.

Meow-mag http://www.meowmag.ru/ Издается с 2014 года. Основные темы освещения: искусство и мода, независимое искусство, молодые и начинающие художники. Ориентирован на широкую аудиторию.

Изучив основные особенности изданий об изобразительном искусстве в России, мы смогли выделить несколько типов периодических журналов, существующих в рамках этой тематической целостности. Ниже мы обратимся к разработанной нами классификации, указав в скобках названия журналов в качестве примеров того или иного типа, а также представив краткие характеристики каждого типа.

Типы журналов об искусстве по критерию: аудитория.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Журналы для широкой аудитории («Искусство», «Meow-mag», «Русское искусство», «The Art Newspaper Russia» и др.) - профессия, пол, возраст, вероисповедание и другие признаки аудитории не имеют значения.

Журналы для профессиональной аудитории («Художественный журнал», «Русская галерея XXI век») - для специалистов различных сфер (не только в области искусства), например, учителя, преподаватели, критики и т.д.

Журналы для детской аудитории («Юный художник») - для детей и школьников.

Журналы для зарубежной аудитории («Русская галерея XXI век», «Третьяковская галерея») -журналы, ориентированные на зарубежного читателя, пропагандирующие русское искусство в мире.

Типы журналов об искусстве по критерию: целевая функция.

По этому критерию журналы об искусстве достаточно разнообразны; их систематизация сложна. Целевая функция (миссия) определяет содержательные концепции этих журналов, их уникальный контент, значимый для аудитории.

Образовательно-просветительские журналы («Художественная галерея», «Юный художник») -популяризация классического и современного искусства в массах и повышение искусствоведческой грамотности, приобщение общества к прекрасному.

Интегративные журналы («Harper's Bazaar ART», «Диалог искусств», «GARAGE Russia») -формирование целостного представления об искусстве и налаживание их взаимосвязей, демонстрация преемственности между разными направлениями и стилями искусства.

Журналы, продвигающие русское искусство («Декоративное искусство», «Третьяковская Галерея») - поддержка классического и современного русского искусства как в России, так и за рубежом.

Научно-теоретические журналы - публикация зарубежных теоретических работ, а также новейших работ отечественных теоретиков, аналитиков и профессионалов в сфере искусствоведения, культурологии, изобразительного искусства и народного творчества («ACADEMIA», «Русская галерея XXI век» и др.).

Журналы-афиши («Артгид», «The Art Newspaper Russia») - анонсирование важных событий в сфере культуры, в том числе, изобразительного искусства

Методические журналы («Искусство в школе») - помощь преподавателям изобразительного искусства в общеобразовательных школах и специализированных учебных заведения.

Типы журналов об искусстве по критерию: источник финансирования.

Бюджетные издания («Юный художник», «Введенская сторона») - издаются за счет бюджетных средств.

Частные издания («Художественный журнал», «Артгид», «Harper's Bazaar ART», «Meow mag», «Искусство») - финансируемые и издающиеся частными независимыми издательствами.

Корпоративные издания («Русское искусство», «GARAGE Russia», «Третьяковская галерея», «ACADEMIA») - журнал одного музея, культурного центра, посвященный творчеству одного писателя, философа и т.д.

Типы журналов об искусстве по критерию: периодичность.

Еженедельные журналы («Художественная галерея»).

Ежемесячные журналы («The Art Newspaper Russia», «Юный художник»).

Ежеквартальные журналы («Искусство», «Русское искусство»).

Журналы, выпускаемые раз в два месяца («Искусство в школе», «Русская галерея XXI век»).

Журналы, выпускаемые два раза в год («Meow-mag», «GARAGE Russia»).

Альманахи - не имеют периодичности («Художественный журнал», «Декоративное искусство»).

Рынок журналов об изобразительном искусстве, как видим, разнообразен - и это положительная тенденция, ведь «разнообразие источников информации, в том числе по их позициям, - гарантия защиты от манипулирования сознанием и поведением аудитории»1. Однако можно говорить и о том, что сегмент журналов об изобразительных искусствах находится в данный момент в ситуации

1 Фомичева, И.Д. Социология СМИ: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / И.Д. Фомичева - М.: Аспект Пресс, 2012. - 360 с. - С. 77.

становления. Несмотря на то, что каждый журнал заявляет об оригинальности своих целей, в результате мониторинга их контента и наблюдений выяснилось, что их аудитория, по факту, не отличается от аудитории некоторых других журналов. В каких-то нишах мы можем увидеть избыток журналов, какие-то - остаются незаполненными или заполненными недостаточно, можно говорить о том, что многие издания «в значительной степени дублируют друг друга. Это не способствует разнообразию их содержания, часто ограничивает полноту информирования аудитории»1.

Такая ситуация характерна для сегментов рынка, которые пребывают на переходной стадии развития. Этот недостаток - следствие неумения использовать типологические принципы и методы в работе над концепцией периодического издания.

Четкая проработка концепции и типологических факторов, выработка позиции периодических изданий особенно важна для новых журналов, еще не нашедших свою аудиторию, так как при их выводе на рынок любому изданию необходимо иметь продуманную стратегию и тактику работы, ориентацию на ту или иную потребительскую нишу2. Более четкая систематизация и профилизация журналов об изобразительном искусстве приводит к повышению эффективности и успешности среди журналов-конкурентов, помогает редакции ориентироваться на потребности своей аудитории и, тем самым, издание имеет возможность оказаться в центре внимания общественности и в экономически выигрышной позиции.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости [Электронный ресурс] // Forlit.philol.msu.ru: Кафедра истории зарубежной литературы филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. - М., 2013. - ИКЬ: Шр:/ЛЬгН1рЫ1о1. msu.ru/Pages/Biblioteka_Benjamin.htm.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Вартанова, Е.Л. Медиасистема России: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Е.Л. Вартанова, А.В. Вырковский, Т.Э. Гринберг и др. - М.: Аспект Пресс, 2015. - 384 с.

3. Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Искусство, 1986. - 345 с.

4. Гройс, Б. Политика поэтики: сборник статей [Текст] / Б. Гройс / пер с англ. и нем. - М.: Ад Марги-нем Пресс, 2012. - 400 с.

5. Демшина, А.Ю. Визуальные искусства в ситуации глобализации культуры: институциональный аспект [Текст] / А.Ю. Демшина. - М.: Астерион, 2010. - 320 с.

6. Дзялошинский, И.М. Концепция современного периодического издания: учебно-методическое пособие [Текст] / И.М. Дзялошинский, М.И. Дзялошинская. - М.: Медиамир, 2012. - 344 с.

7. Дьякова, Т.А. Искусство и СМИ: сборник научных трудов [Текст] / В.А. Голуб, А.Ю. Горбунов, Т.А. Дьякова и др. - Воронеж: изд-во факультета журналистики ВГУ, 2012. - 188 с.

8. Засурский, Я.Н. Средства массовой информации России [Текст] / М.И. Алексеева, Л.Д. Болотова, Е.Л. Вартанова и др. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 391 с.

9. Поликарпова, Е.В. Аксиологические функции масс-медиа в современном обществе [Текст] / Е.В. Поликарпова. - Ростов н/Д.: Изд-во ИППК при РГУ, 2002. - 178 с.

10. Сидорова, С.Ю. Композиционные особенности объемного медиатекста [Текст] / С.Ю. Сидорова // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2014. - №4 (17). -С. 259-266.

11. Томпсон, Д. Как продать за $12 миллионов чучело акулы: Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах [Текст] / Д.Томпсон / пер. с англ. - М.: Центрполиграф, 2009. - 360 с.

12. Фомичева, И.Д. Социология СМИ: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / И.Д. Фомичева. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 360 с.

13. Фостер, Х. Искусство с 1900 года. Модернизм, антимодернизм и постмодернизм [Текст] / Х. Фостер, Р. Краусс, И.-А. Буа, Б.Х.Д. Бухло, Д. Джослит / пер с англ. - М.: Маргинем Пресс, 2015. - 816 с.

14. Фролова, Т.И. Технологии социальной журналистики: опыт систематизации источников информации [Текст] / Фролова Т.И. // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2015. - №4 (19). - С. 340-350.

15. Шкондин, М.В. Типология периодической печати: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / М.Е. Аникина, В.В. Баранов, О.А. Воронова и др. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 236 с.

1 Засурский, Я.Н. Средства массовой информации России [Текст] / М.И. Алексеева, Л.Д. Болотова, Е.Л. Вартанова и др.. - М.: Аспект Пресс, 2011. -С. 129.

2 Вартанова, Е.Л. Медиасистема России: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Е.Л. Вартанова, А.В. Вырковский, Т.Э. Гринберг, А.Н. Гуре-ева - М.: Аспект Пресс, 2015. - 384 с.

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева №4, том 2, 2016