Научная статья на тему 'Журналы для детей как средство национального воспитания в русском зарубежье 1920-1940-х гг'

Журналы для детей как средство национального воспитания в русском зарубежье 1920-1940-х гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЕ ЖУРНАЛЫ / ЖУРНАЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ / РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ / ЭМИГРАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / CHILDREN''S MAGAZINES / MAGAZINES FOR CHILDREN / RUSSIAN DIASPORA / EMIGRATION / NATIONAL UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тереня Ю. Ю.

В статье рассматривается значение детских журналов и журналов для детей русского зарубежья 1920-1920-х гг. в развитии национального воспитания и образования эмиграции. Подробно исследуются гимназические рукописные журналы младших и старших классов, рассматриваются кадетские сборники, обсуждаются журналы для детей, семьи и юношества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAGAZINES FOR CHILDREN AS A MEANS OF NATIONAL UPBRINGING OF THE RUSSIAN DIASPORA 1920-1940

The article discusses the importance of children's magazines and magazines for children of the Russian Diaspora 1920-1920 in the development of national upbringing and education of emigration. Detailed study school handwritten journals of the junior and senior classes, are considered cadet's books, are discussed magazines for children, family and youth.

Текст научной работы на тему «Журналы для детей как средство национального воспитания в русском зарубежье 1920-1940-х гг»

тический принцип развития субъектности как методологически, так и практически. Концепция развития человеческой субъективности В.И. Слободчикова носит системно-синергетический характер, последовательно раскрывает процесс развития человека в русле со-развития участников со-бытийных общностей, взаимно усиливающих друг друга.

Таким образом, базовые отечественные периодизации развития содержат линию становления субъектности личности в онтогенезе, позволяют увидеть развертывание ее деятельноБиблиографический список

го начала: развитие субъектно-деятельностного основания личности (Д.Б. Эльконин), становление ядра субъектности, процесса самодвижения личности как построения ее субъектной активности и позиционирования Я (Л.И. Божович), кристаллизацию в растущем человеке субъекта социальных отношений (Д.И. Фельдштейн), возникновение авторства собственной жизни через активное вхождение, взаимодействие и со-развитие ребенка в со-бытийных общностях (В.И. Слободчиков).

1. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избранные труды.

- М., 1999.

2. Суворова, О.В. К проблеме критериев и структуры субъектности // Известия Самарского научного центра РАН. - Самара, 2011. - № 2 (5). - Серия «Социальные науки». - Т. 13.

3. Суворова, О.В. Структура субъектности в раннем онтогенезе // Известия Самарского научного центра РАН. Самара, 2011. - № 2 (6).

- Серия «Социальные науки». - Т.13.

4. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. - М.; Воронеж, 1995.

5. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: уч. пособие для вузов. // В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев Е.И. - М., 2000.

Bibliography

1. Feljdshteyjn, D.I. Psikhologiya vzrosleniya: strukturno-soderzhateljnihe kharakteristiki processa razvitiya lichnosti: izbrannihe trudih. - M., 1999.

2. Suvorova, O.V. K probleme kriteriev i strukturih subjhektnosti // Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra RAN. - Samara, 2011. - № 2 (5). -Seriya «Socialjnihe nauki». - T. 13.

3. Suvorova, O.V. Struktura subjhektnosti v rannem ontogeneze // Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra RAN. Samara, 2011. - № 2 (6). -Seriya «Socialjnihe nauki». - T.13.

4. Ehljkonin, D.B. Psikhicheskoe razvitie v detskikh vozrastakh. - M.; Voronezh, 1995.

5. Slobodchikov, V.I. Osnovih psikhologicheskoyj antropologii. Psikhologiya razvitiya cheloveka. Razvitie subjhektivnoyj realjnosti v ontogeneze: uch. posobie dlya vuzov. // V.I. Slobodchikov, E.I. Isaev E.I. - M., 2000.

Статья поступила в редакцию 10.01.12

УДК 370

Terenia J.J. MAGAZINES FOR CHILDREN AS A MEANS OF NATIONAL UPBRINGING OF THE RUSSIAN DIASPORA 1920-1940. The article discusses the importance of children's magazines and magazines for children of the Russian Diaspora 1920-1920 in the development of national upbringing and education of emigration. Detailed study school handwritten journals of the junior and senior classes, are considered cadet's books, are discussed magazines for children, family and youth.

Key words: children's magazines, magazines for children, Russian Diaspora, emigration, national upbringing.

Ю.Ю. Тереня, соискатель по каф. теории, истории музыки и музыкальных инструментов Воронежского

государственного педагогического университета, г. Воронеж, E-mail: [email protected]

ЖУРНАЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ КАК СРЕДСТВО НАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В РУССКОМ ЗАРУБЕЖЬЕ 1920-1940-Х ГГ.

В статье рассматривается значение детских журналов и журналов для детей русского зарубежья 1920-1920-х гг. в развитии национального воспитания и образования эмиграции. Подробно исследуются гимназические рукописные журналы младших и старших классов, рассматриваются кадетские сборники, обсуждаются журналы для детей, семьи и юношества.

Ключевые слова: детские журналы, журналы для детей, русское зарубежье, эмиграция, национальное воспитание.

Тема детских журналов русского зарубежья 1920-1940-х гг. является одной из малоизученных среди проблем педагогической теории и образовательной практики эмиграции, вместе с тем она актуальна в настоящее время. Детская периодика значима как историко-педагогический источник по развитию национального воспитания и образования, интересен опыт ее деятельности с точки зрения преемственности традиций в современной педагогической журналистики.

В первой половине XX века за пределами России в эмиграции оказались тысячи русских детей. Забота о судьбах подрастающего поколения, нуждавшегося в социальной защите и образовании, борьба с денационализацией детей и юношества, возрождение национального чувства, культурных и религиозных традиций, родного языка стали, по словам И.А. Бунина, «миссией русской эмиграции».

Огромная роль в решении педагогических проблем принадлежала детским журналам и журналам для детей русского зару-

бежья 1920-1940-х гг., которые обеспечивали индивидуальный подход к каждому ребенку, давали детям возможность реализовать свои интересы, раскрыть художественные, организаторские способности, создавали условия для сплочения коллектива и выработки положительных качеств личности. В условиях эмиграции создание детских журналов посредством обращения к лучшим образцам русского литературного, музыкального, изобразительного искусства способствовало решению проблемы денационализации подрастающего поколения.

Детские журналы издавались в русских лагерях, колониях, школах, гимназиях, кадетских корпусах и др. учебных заведениях русского зарубежья: в Первой Константинопольской, затем Моравско-Тржебовской гимназии выходили детские журналы «Свисток», «Сигнал», «Богатырь», «В пути», «Пробуждение» и др.; в кадетском лагере в Египте издавался ежемесячный рукописный журнал «Донец на чужбине»; в стенах Первой Русско-сербской гимназии - журналы «Досуги», «На чужбине», «Маяк»,

«Родник», «Юная Русь», «Колосья»; в Николаевском Кавалерийском училище в Галлиполи - еженедельный литературно-юмористический журнал юнкеров «Репейник», «Школьная заря»; в Парижской средней школе выпускался журнал «Молодые побеги»; в Первой русско-сербской девичьей гимназии в Королевстве СХС - журнал «Черные перелинки» и др. Большинство изданий были рукописными, печатались на ротаторе или гектографе, выходили чаще всего в одном экземпляре, носили индивидуальный характер. В виду большой популярности и ограниченности таких сборников часть материалов оказывалась утраченной с момента издания.

Гимназические рукописные журналы разделялись на две составные части: творчество детей младшего школьного возраста и работы учеников старших классов. Журналы учеников 1-4 классов - тетради большого формата, разрисованные цветными карандашами, красками, акварельными рисунками на отдельных листах. В редакционный состав входили: главный редактор, редакторы прозы, стихов, главный заведующий, секретари и два-три сотрудника, выполняющих функции помощников вышестоящих органов. Названия журналов преимущественно воинственны: «Свисток», «Сигнал», «Богатырь» и т.п.

Возникновение каждого нового журнала диктовалось условиями эмигрантского существования: «Третьему классу необходимо бороться со скукой. В мирное время этого бы не случилось: были бы книги, игры, развлечения, теперь придется развлекать себя самим», - говорилось в редакционной статье гимназического журнала Моравско-Тржебовской гимназии «Сигнал». «Русские дети оторваны от родных. Тут каждый класс задается целью развить себя телесно и морально, а мы задаем себе одну цель - организовать журнал», - такова причина возникновения журнала «Богатырь» [цит. по: 1, с. 10-12].

Периодичность выхода гимназических журналов была различной и зависела от желания самих учеников, а также одобрения их творчества со стороны одноклассников и учителей. Так в одном журнале подчеркивалось, что он «будет расцветать два раза в месяц, но необходимо, чтобы девочки не отказались», в другом говорилось, что «теперь остается только один вопрос, дозволит ли журнал наша Классная Наставница, если нет, то редакция с гордостью может заявить, что наш журнал никогда подпольным не будет» [цит. по: 1, с. 10-11]. Обычно деятельность журналов прекращалась на 2-3ем номере, с началом нового учебного года выпуск рукописных работ возобновлялся.

Содержание детских журналов младших классов включало в себя литературные произведения и рисунки, темы которых весьма разнообразны. Однако, основным лейтмотивом, пронизывающим все детское рукописное творчество, была тема Родины. Много рассказов и очерков посвящено эвакуации, описаниям родной природы, моря, встречаются страницы из дневников, рассказы о путешествиях, лирические размышления о прошлой жизни. Особенностью литературного творчества учеников 1-4 классов являлись стихотворения, подписанные несколькими авторами, в которых прослеживается взрослость, обдуманность, осознанный взгляд на будущее.

Особое место в гимназических рукописных журналах занимали детские рисунки. Среди работ юных художников чаще всего встречались изображения русской деревни, масленицы, березы и русского поля - то, что наиболее сильно фиксировалось в их переживании. Во многих работах прослеживалась тоска по родным образам. Часто в картинах детей заметны неизгладимые впечатления от гражданской войны: на рисунках встречаются группы деревьев с брошенными пушками, черепами; Московский Кремль с пробоинами; картины пожаров, сражений, маневров. Многие художники рисовали корабли, прибрежные скалы, башни и морское побережье, что позволяло детям слиться с окружающим незнакомым миром, быть участником всего живого.

Журналы учащихся старших классов - общешкольные журналы, литературно-художественные альбомы, органы ученических кружков, а также групп по интересам, объединяющих учеников разных классов [2]. У каждого рукописного журнала был свой постоянный состав сотрудников, заранее выработанная программа, определенная вкусы и направление работы. Названия сборников серьезны и обдуманны: «На чужбине», «В пути», «Пробуждение», «Гимназист Галлиполиец» и др.

Внешний вид значительно отличался от журналов младших классов. Первые номера - роскошные альбомы с массой рисунков, где каждая буква текста вырисована тушью, золотом, серебром, красками. Так, например, № 1 журнала «В пути» Моравско-

Тржебовской гимназии выдержан в старорусском стиле, на отдельных листах показаны иллюстрации к былинам, фрагменты русских памятников ХИ-Х1У веков. Один из номеров журнала «Пробуждение» оформлен в стиле художника И. Билибина.

В редакционных статьях проявляются взгляды учащихся на свою роль в настоящем и ближайшем будущем, дается оценка переживаемого времени: «Мы вступили на путь изгнания и лишений только потому, что не захотели отказаться от своего святая-святых. Кровью и муками пришлось расплачиваться за это решение. Случайно услышали мы призывный колокол нашей школы. Перед нами задача: собрать все, что уцелело в душе, принять все лучшее, что может дать новая жизнь и новое общество... Мы должны дать выход всем своим творческим силам, мы широко предоставляем поэтому страницы нашего альманаха всем, кто хочет работать и учиться владеть словом и кистью. Первый номер посвящаем дорогой Родине нашей и ее святой старине» [цит. по: 1, с. 11].

Содержание рукописных журналов учеников старших классов разнообразно, особенно в номерах, приуроченных к праздникам, годовщинам кружков, выпуску учащихся из учебного заведения. Все журналы перегружены стихами, статей мало, критические отзывы, отчеты и хронические заметки появляются изредка. Среди статей работы о религиозных исканиях молодежи, труды по теории музыки, очерки деятельности выдающихся людей.

Особняком стоит группа произведений, посвященных России, ее историческому прошлому, в которых встречаются оценки настоящего, рассуждения о современной молодежи и ее роли для родной страны: «Святая Русь», «Седой Кремль», «Могучий русский богатырь», «О, Родина, о, мать!», «Куликово поле», «Ермак» и т.д. Все написанное о России выдержано в лирических, часто приподнятых тонах, наполнено описанием родной природы, картинами русского быта. Есть произведения - подражания старинным народным песням, былинам, сказкам, что показывает работу над языком, раскрывает стремление овладеть особенностями речи, глубину познания исторических фактов. Обращаясь к прошлому родной страны, молодые авторы стремились найти объяснение постигшей Россию катастрофы, отыскать в прошлом кусочек пережитого горя. Многие исторические темы рассматриваются как необходимое разъяснение личного опыта. Яркими красочными образами прошлого ученики пытались обезвредить, вытеснить из сознания ужасы переживаемого времени.

В отдельную группу можно выделить кадетские рукописные журналы, издававшиеся в корпусах и лагерях, эвакуированных из России, редактором которых являлись кадеты-старшеклассники. Среди названий сборников самые распространенные «На чужбине» и «Кадет» с различными вариантами: «Донец на чужбине», «Кадетский журнал» и др. Учащиеся выпускали и юбилейные выпуски журналов, а также сборники-хроники кадетской жизни, куда входили история существования корпуса, списки персонала и выпускников, наставления будущим кадетам, стихи и проза о кадетской жизни и др.

Содержание журналов включало литературное и художественное творчество воспитанников кадетских корпусов. Рассказы и стихи сопровождались рисунками и воспоминаниями о России, изображениями окрестностей лагерей, миниатюрами на военную тематику, которые дополнялись обращениями к читателям, воспоминаниями кадетов об эвакуации, о пребывании в другой стране. Тоска по родине отчётливо звучит в высказываниях учащихся: «Заветная мечта моя попасть в Африку сбылась, но что доволен был этим или нет, вы увидите... Мы, люди, жившие в умеренном поясе и попавшие в тропический пояс, сперва были довольны теплотой, которая достигала до 40 градусов, и тропической зеленью. Но однообразная жизнь и та же жара, и песчаная пустыня опротивели и заставили искренне вспомнить свою Родину с её обширными полями, степями и лугами, с её богатством и предприимчивым населением, что здесь совершенно отсутствовало. Болея душой, я на каждом шагу представлял себе пение птичек в нашем саду... Человек, живший на свободе и среди степей и полей и попавший в пустыню, конечно, скучал, страдал и вспоминал своё прошлое» [3, с. 39-41].

Значительное место в детских журналах занимал отдел любительской фотографии. В некоторых учебных заведениях существовал специально созданный фотоальбом, куда помещались фотографии школы, учеников, учителей, окрестной местности, фотоэтюды. В кадетских корпусах фотоальбомы являлись неотъемлемой составляющей школьной жизни.

Важная роль в решении проблемы денационализации подрастающего поколения в эмиграции отводилась журналам для детей. Несмотря на большие финансовые сложности и отсутствие постоянной издательской базы, в русском зарубежье неоднократно предпринимались попытки издания подобной периодики, в числе которой:

- иллюстрированные журналы «Зеленая палочка» (Париж, 1920-1921), «Русь» (Париж, 1936);

- детские приложения к журналам: «Детский уголок» - приложение к журналу «Перезвоны» (Рига, 1925-1929), «Юный читатель «Рубежа» (Харбин, 1929-1931), «Детство и юность во Христе» - приложение к журналу «Православная Русь» (Ладо-мирово, 1929-1941);

- журналы для детей младшего возраста «Огоньки» (Париж, 1932-1933), «Ванька-Встанька» (Берлин, 1924-1927), «Ласточка» (Харбин, 1926-1945);

- журналы для семьи и юношества «Юный читатель» (Рига, 1925-1926), «Юность» (Харбин, 1925-1927) и др.

Решая задачу сохранения и развития национальной культуры и образования, надеясь на скорое возвращение на родину, авторы журналов опирались на русский язык, традиции, православие, обращались к лучшим произведениям литературного, музыкального, изобразительного творчества, создавали возвышенный образ великой родины. «Дайте же русским детям хоть какую-нибудь реализацию утешительного мифа. Дайте им чувствовать, что Россия, пусть и далекая, и незримая, и неведомая им, все-таки всегда с ними. Что Она, в лице вашем, матерински их любит, и печется о них, и, хотя в нищете живет, делает все, что умеет и может, для детей, в Нее верующих, Ее любящих», -писал А. Амфитеатров в обращении к читателям «Колоса» [4,

Библиографический список

с. 16]. Журнал «Огоньки» ярко выражает стремление в решении проблемы национального воспитания в эмиграции своим лозунгом: «Все на детском фронте по борьбе с денационализацией». Именно поэтому в содержании периодики для детей встречаются не только стихи, рассказы, повести известных своими трудами в России и за рубежом русских писателей и поэтов С. Черного, И. Бунина, К.Бальмонта, Тэффи, А. Куприна, А. Амфитеатрова, М. Алданова и др., но и отрывки детских песен, колыбельных, задорных маршей и походных песен, веселые зарисовки к представленным литературным произведениям и завораживающие пейзажи родной земли С. Судейкина, Н.В. Ремизова, К. Кузнецовой и др. Основной темой большинства журналов для детей и юношества в эмиграции являлась Россия, ее великое прошлое и гипотетическое будущее, что позволяет рассматривать детские периодические издания русского зарубежья как пособия по истории родного края, культуре, литературе, географии.

Журналы для детей содержали разделы научно-популярного, справочного, спортивного и развлекательного характера, отделы взаимодействия с читателями; размещали материалы о деятельности детских и юношеских организаций, обществ, кружков, хронику детского движения «Скаутов», «Соколов», «Витязей».

Таким образом, детские журналы и журналы для детей русского зарубежья 1920-1940-х гг., посредством обращение к лучшим образцам литературного, музыкального и художественного искусства являлись очагом русской культуры, выполняли задачи национального воспитания и образования подрастающего поколения в условиях эмиграции, показывают неугасаемое живое творчество детской души, ее стремление к родному краю.

1. Левитский, В. Гимназические рукописные журналы // Бюллетень педагогического бюро. - Прага, 1925. - № 8.

2.Павлов, А. Русская гимназия Земгора в Праге // Русская школа за рубежом. - Прага, 1924. - № 9.

3.Беляков, В. И снятся нам сны про Россию родную! // Родина. - 2009. - № 4.

4. Амфитеатров, А. К русскому юношеству // Колос. Русские писатели русскому юношеству. - Шавиль, 1928.

Bibliography

1. Levitskiyj, V. Gimnazicheskie rukopisnihe zhurnalih // Byulletenj pedagogicheskogo byuro. - Praga, 1925. - № 8.

2.Pavlov, A. Russkaya gimnaziya Zemgora v Prage // Russkaya shkola za rubezhom. - Praga, 1924. - № 9.

3.Belyakov, V. I snyatsya nam snih pro Rossiyu rodnuyu! // Rodina. - 2009. - № 4.

4. Amfiteatrov, A. K russkomu yunoshestvu // Kolos. Russkie pisateli russkomu yunoshestvu. - Shavilj, 1928.

Статья поступила в редакцию 10.01.12

УДК: 373.1

Toropova Z. У THE BASIC APPROACHES TO UNDERSTANDING OF ESSENCE OF CONCEPTS «EDUCATIONAL PROJECT», «EDUCATIONAL DESIGNING», «DESIGN ACTIVITY OF SCHOOLBOYS». In article some approaches to phenomenon definition «the educational project» are analyzed, the parity of concepts «educational designing», «design activity of schoolboys» is established and possibility of use of designing in training for the decision of actual problems of education.

Key words: the educational project, educational designing, design activity of schoolboys.

З.В. Торопова, аспирант федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЙ «УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ», «УЧЕБНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ», «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ»

В статье анализируются некоторые подходы к определению феномена «учебный проект», устанавливается соотношение понятий «учебное проектирование», «проектная деятельность школьников» и раскрывается возможность использования проектирования в обучении для решения актуальных задач образования.

Ключевые слова: учебный проект, учебное проектирование, проектная деятельность школьников.

Современный этап развития науки и производства тесно связан с проектированием (И.А. Зимняя, А.М. Новиков, И.И. Ляхов, В.Ф. Сидоренко). Создание проектов становится «определяющей чертой современного мышления, один из важнейших типологических признаков современной культуры едва ли не во всех основных её аспектах, связанных с творческой деятельностью человека» [1, с. 4]. Проектным становится отношение человека к миру, к социальной и предметной среде, проекты присутствуют в формах познания и творчестве.

Проникновение проектирования в разные сферы деятельности повлияло на то, что возникли различные направления, как в понимании сущности самого проектирования, так и направления в изучении этого явления в различных отраслях научного знания. В философском контексте проблема создания проектов и осуществления проектирования рассматриваются при изучении процессов познания и форм проявления творческой активности человеческого сознания, посредством которых происходит действительное изменение наличного материального бы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.