4. Bruestle Chr. The musical image of Bruckner // The Cambridge Companion to Bruckner // Edited by John Williamson. Cambridge, 2004. Pp. 244-260.
5. Guelke P. Die kleine Ketzerei innerhalb der groesseren: Bruckners Sechste Sinfonie // Bruckner — Brahms. Urbanes Milieu als kompositorische Lebenswelt im Wien der Gruenderzeit. Symposien zu den Zuercher Festspielen 2003 und 2005 // Herausgegeben von Hans-Joachim Hinrichsen und Laurenz Luetteken //Schweizer Beitraege zur Musikforschung, Bd. 5. Kassel, Basel u. a., Baerenreiter, 2006. S. 89.
6. Hinrichsen H.-J. Bruckner als Sinfoniker // Bruckner Handbuch // Herausgegeben von Hans-Joachim Hinrichsen. Stuttgart: Metzler, 2010. S. 90-109.
7. Kurth E. Bruckner. Bd. 1-2. Berlin: Max Hesses, 1925. 1352 S.
8. Nishiwaki T. Anton Bruckner's First Symphony: its two versions and their reception (Diss.). University of Maryland, 2009. 135 p.
9. Partsch E. W. Die Bruckner-Rezeption // Bruckner Handbuch // Herausgegeben von Hans-Joachim Hinrichsen. Stuttgart: Metzler u. a., 2010. S. 340-372.
10. Steinbeck W. Bruckner // Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Allgemeine Enzyklopaedie der Musik. Zweite, neubearbeitete Ausgabe // Herausgegeben von L. Finscher. Personenteil 3. Kassel u. a.: Baerenreiter, 2000. Sp. 1089-1096.
11. Voss E. Die Brucknersche Symphonie. Allgemeine Charakteristika // Ulm, Renate (Hg.) Die Symphonien Bruckners. Entstehung, Deutung, Wirkung // Herausgegeben von Renate Ulm. Kassel: Baerenreiter, 1998. S. 31-39.
Е. А. Воронина
журнальная и газетная графика в творчестве с. адливанкина. новые материалы к биографии художника
Статья посвящена журнальной и газетной графике советского художника С. Адливанкина (1897-1966). В процессе изучения периодических изданий, указанных в разнообразных источниках, был выявлен и расширен перечень журналов и газет, а также уточнены даты его работы в этой области.
Ключевые слова: С. Адливанкин, «Военный крокодил», «Безбожник», «Красноармеец», «Красная звезда», «Лапоть», «30 дней».
E. Voronina
Journal and Newspaper Graphics of the Soviet Artist S. Adlivankin.
New Materials of the Artists' Biography
The article is devoted journal and newspaper graphics of the Soviet artist S. Adlivankin (1897-1966). The studies of the periodicals mentioned in various sources broadened the list of magazines and newspapers and indicated the dates of his work in this area.
bywords: С. Adlivankin, «Voennii krokodil», «Bezbozhnik», «Krasnoarmeets», «Kras-naia zvezda», «Lapot», «30 Dnei»
Советский график, живописец и монументалист Самуил Адливанкин (1897-1966) стал известен после выставки «Нового общества живописцев» в 1922 году, на которой пред-
ставил картины, написанные в ироническом ключе на актуальные темы современности. С 1924 по 1928 год, практически не занимаясь станковой живописью, художник актив-
но сотрудничал с Владимиром Маяковским в области плаката, рекламы, книжной и журнальной графики. Перечень журналов, в иллюстрировании которых принимал участие Адливанкин в 1920-е годы, опубликован в академических каталогах Третьяковской галереи [2, с. 35-38; 3, с. 34]. Их только три: «Лапоть», «Безбожник» и «Военный крокодил»*. В автобиографии, написанной художником в 1949 году, заявлено уже шесть журналов и газет: «В 1923 году начал работать в качестве художника-иллюстратора в ряде московских издательств, газет и журналов, а именно: "Красная звезда", "Военный крокодил", "Крокодил", "Красноармеец", "Крестьянская газета", журнале "Красная нива"...» [1]. Автобиография, изданная в 1937 году [6, с. 3, 4.], и биография, отраженная в каталоге выставки ОСТ [4, с. 76-77], сообщают еще несколько названий периодических изданий, для которых художник создавал иллюстрации. Таким образом, круг журналов и газет, для которых работал Самуил Яковлевич, значительно расширился, и назрела необходимость проверить, насколько верна информация в разных источниках.
Первоначально исследование журнальной и газетной графики было нацелено на выявление рисунков художника для периодических изданий с 1922 по 1928 год. Даты названы не случайно: они указаны Самуилом Яковлевичем в автобиографиях [1; 6]. При сопоставлении информации из различных источников возник ряд вопросов о работе художника для периодических изданий, которые потребовали уточнения: когда Адли-ванкин начинает заниматься журнальной графикой? Ограничивается ли эта деятельность 20-ми годами? Была ли работа в журнальной и газетной графике всего лишь кратковременным эпизодом для заработка? Связана ли она с его творчеством или стоит обособленно? На эти вопросы мы и попытаемся ответить в статье.
В результате изучения журналов и газет с 1922 по 1928 год выяснилось, что, дей-
ствительно, список журналов, для которых художник создавал иллюстрации, не ограничивается тремя: он делает их для «Крокодила», для «Красной нивы», для «Красноармейца» и «30 дней», а также для газеты «Красная звезда»**. С журналом «Искусство»*** С. Адливанкин не сотрудничал. В издании были опубликованы изображения его станковых и монументальных работ, представленных на выставках, а также критические отзывы о его творчестве. В газетах «Комсомольская правда» и «Рабочая газета» иллюстраций, принадлежащих Адливанкину, обнаружено не было. Журнал «Безбожник у станка» (1923-1931) ошибочно указан в каталоге выставки «ОСТ» [4, с. 76-77]. Самуил Яковлевич создавал карикатуры для другого издания с похожим названием — «Безбожник» (1925-1941). Путаница произошла из-за того, что в 1932 году «Безбожник» поглотил «Безбожник у станка» — и два журнала объединились. С. Адливанкин создал одну карикатуру для журнала «Безбожник» в 1925 году (ил. 1), а предположение, что он иллюстрировал «Безбожник у станка» в период с 1923 по 1932 год, не подтвердилось.
Первые иллюстрации художника появляются в марте 1925 года в журнале «Красноармеец», а не в 1923 году, как Самуил Яковлевич указал в автобиографии [1]. Тогда же, в 1925 году, он рисует карикатуры для «Лаптя», «Крокодила» и «Военного крокодила». В 1926 в список журналов добавляются «Красная нива», «Красноармеец» и «30 дней». Это наиболее насыщенный год по созданию карикатур. В 1927 он работает уже только для газеты «Красная звезда» и журнала «Красноармеец», в 1928 создает несколько карикатур для газеты «Красная звезда».
Раньше считалось, что сотрудничество С. Адливанкина с журналами и газетами заканчивается 1928 годом. Однако выяснилось, что он занимается журнальной графикой и в 1930-е годы. В журнале «30 дней» были обнаружены иллюстрации, созданные им с 1934 по 1936 год. Этот факт не был ранее
известен в биографии художника. Не упоминал об этом и сам Самуил Яковлевич.
Количество иллюстраций для периодических изданий варьируется от одной до 50. Если для «Безбожника» Адливанкин делает только одну карикатуру, то для журналов «Военный крокодил», «Красноармеец» и для газеты «Красная звезда» Самуил Яковлевич рисует циклы, насчитывающие от 20 до 50 рисунков. Предположение, что он работал в этих изданиях на постоянной основе, подтверждает и удостоверение корреспондента «Красной звезды» на 1927 год, сохранившееся в архиве семьи художника.
Большинство иллюстраций Адливанкина в периодических изданиях не имеют подписей, и опубликованы с надписью «Рис. С. Адливанкина». Реже художник подписывал свои рисунки «С. Адлив.», либо «Адлив», либо «Рис. С. А.», еще реже ставил подпись и дату. Одна из редких датированных иллюстраций — рисунок «Охотный ряд» для «Красной нивы». Слева в углу находится подпись и дата: «С. Адливанкин 1926» (ил. 3). Иногда в журналах встречаются неточности в написании фамилии Самуила Яковлевича****. Однако мы имеем дело не с разными художниками, а с одним, неточности же являются всего лишь банальными опечатками. Иллюстрации по стилистическим признакам, безусловно, принадлежат Самуилу Яковлевичу Адливанкину. Заметим также, что если бы они имели подпись художника, то и подобные опечатки вряд ли появились.
В процессе поиска рисунков художника в периодических изданиях выяснился и еще один любопытный факт. В журнале «Военный крокодил» ряд рисунков был подписан неким Самошей. Однако стилистически эти карикатуры напоминали работы Самуила Яковлевича. Как выяснилось из беседы с внучкой художника, Т. М. Крюковой, Адли-ванкина в кругу друзей называли Самошей. Это подтвердила Татьяна Хвостенко в книге «Вечера на Масловке близ Динамо. Забытые имена»: «В четвертом подъезде нашего
дома жил Самоша Адливанкин — честный, одухотворенный как в жизни, так и в своем творчестве человек» [7, с. 230-234]. Таким образом, выяснилось, что карикатуры в «Военном крокодиле», подписанные именем «Самоша», принадлежат Самуилу Яковлевичу Адливанкину, и круг его работ расширился.
Графика периодических изданий логично продолжила темы и образы станковых произведений С. Адливанкина 1920-х годов, причем сохранились не только типажи и образы, но и сам иронический подход к изображению. Упрощенный стиль исполнения рисунков перекликался с примитивистским стилем станковых произведений этого периода. Главные герои живописных работ, созданных в 1922 году, — «Перед отправкой на фронт» и «Тоска по родине» — красноармейцы. Еще в рецензии на картины, представленные на выставке «Нож», А. Сидоров подметил эту особенность произведений художника: «красноармейцы Адливанкина изображены так, как если бы они сами себя нарисовали»[5]. Возможно, по этой причине художника приглашают сотрудничать в качестве карикатуриста в военные журналы и газеты: простые, добродушные и немного наивные солдаты, герои его карикатур, так же как их поступки, были близки и понятны для самого обыкновенного рядового солдата.
Помимо общих тем и образов, в станковой живописи и в графике периодических изданий Адливанкин использует одинаковые приемы изображения. Так, в картине 1922 года «Трамвай «Б» художник поместил в толпу людей фигуру автора, подчеркнув его собственную причастность к происходящему. Тот же прием находит отражение в ряде карикатур журнала «Военный крокодил»: это «Проводы отпускника», «Бой за плацкарту», а на рисунке «К военизации ГИЖа» в одном из непосредственных участников событий можно распознать узнаваемые черты Самуила Адливанкина. Художник не противопоставляет себя изображенным людям и так же, как
и к любому персонажу своих рисунков, к себе относится с большой долей иронии.
Время от времени Адливанкин вводит в карикатуры журналы и газеты, иллюстратором которых являлся. Например, на рисунке «Радио-сытый радио-голодного не разумеет», опубликованном в журнале «Военный крокодил» (1925. № 17-18, с. 6) на столе лежит именно этот журнал. В карикатуре «На маневрах, как на маневрах» («Военный крокодил». 1925. № 17-18, с. 13, ил. 4) рядом с главными персонажами изображены журналы «Военный крокодил» и газета «Красная звезда». Подобный прием можно встретить и у других художников-карикатуристов, однако Самуил Яковлевич пользуется им регулярно.
Кроме того, Адливанкин часто рисует «героев» своих карикатур на фоне любимых уголков Москвы: в окрестностях Петровского парка или в районе Масловки, на московских бульварах. На бульваре разворачиваются события карикатуры «На маневрах, как на маневрах» (ил. 4) или съемка у фотографа, которая становится сюжетом картины «Перед отъездом на фронт», 1922.
Таким образом, помещая фигуру автора или название существующего журнала в карикатуру, изображая сценку на фоне любимых уголков города, художник подчеркивает, что сюжет не придуман, а позаимствован из жизни; герои карикатур — не вымышленные, а реально существующие люди, они среди нас, они — это мы.
Итак, в процессе изучения работ художника в периодических изданиях выяснилось несколько новых фактов в его творческой биографии.
Во-первых, количество журналов и газет, для которых С. Адливанкин создавал карикатуры, оказалось больше, чем насчитывалось ранее. Помимо «Лаптя», «Безбожника» и «Военного крокодила», художник сотрудничает с журналами «Крокодил», «Красноармеец», «Красная нива» и с газетой «Красная звезда». Следует подчеркнуть, что такие издания, как сатирический журнал «Крокодил», газета «Красная звезда», журнал «Красная нива», являлись ведущими изданиями в своей области в то время, а газета «Красная звезда» выходит и сегодня.
Во-вторых, было принято считать, что Самуил Яковлевич занимался журнальной графикой с 1922 по 1928 год. Однако были обнаружены иллюстрации для периодических изданий, только начиная с марта 1925. Работа художника в этой области не заканчивается 1928 годом, как он неоднократно сам указывал в автобиографиях. Иллюстрации, обнаруженные в журнале «30 дней» и выполненные с 1934 по 1936 год, отодвигают верхнюю границу его работы для журналов и газет до 1936 года.
В-третьих, сопоставляя разные периоды деятельности художника, приходишь к выводу, что журнальная и газетная графика С. Я. Адливанкина тесно связана с его живописью. Опыт, который художник получил в это время, он применил и в более поздние годы, в «Окнах ТАСС» в годы Великой отечественной войны, в книжной и плакатной графике 1950-1960-х годов. Все это позволяет расширить представление не только о творчестве С. Адливанкина, но и о специфике советской печатной графики 1920-1930 годов.
примечания
* «лапоть» — сатирический и литературно-художественный журнал. Выходил еженедельно с ноября 1924 по январь 1933 года. Издавался «Крестьянской газетой». «Безбожник» — ежемесячный журнал Центрального и Московского обл. советов. Журнал выпу-
скал Союз воинствующих безбожников; выходил в Москве, в издательстве ОГИЗ-ГАИЗ с 1925 по 1941 год. «Военный крокодил» — двухнедельный иллюстрированный сатирический журнал. Издавался в Москве с июля 1924 года по апрель 1926 года газетой «Красная звезда», с ноября 1925 года — Государственным военным издательством. В 1924 — носил название «Красноармейский крокодил» (с 26 июля по август 1924), затем, со второго номера — «Военный крокодил».
** «Крокодил» — сатирический журнал, возник в 1922 году. Он появился из еженедельного иллюстрированного приложения к «Рабочей газете». К началу 1923 года журнал выходил тиражом — 150 тыс. экземпляров. «Красная нива» — литературно-художественный иллюстрированный журнал, выходил еженедельно под редакцией А. В. Луначарского, Ю. М. Стеклова и др. в издательстве «Известия ВЦИК» (Москва) с 1923 по 1931 год. «30 дней» — иллюстрированный ежемесячный журнал, выходил с 1925 по 1941 год. Газета «Красная звезда» — центральный орган Министерства обороны СССР. Существует с 1924 года.
*** Указан в каталоге выставки «ОСТ» [5].
*** В журнале «30 дней» (1926. № 12, с. 31), в статье «Лицом к Новохоперску», фамилию художника написали с ошибкой: «С. Отливанкин» вместо «С. Адливанкин». В журнале «Лапоть» (1925. №11. с. 3) неверно указали инициал художника: «М. Адливанкин» вместо «С. Адливанкин». В 88-м номере журнала «Красноармеец» (1926. № 88, с. 23) напечатана фамилия «Адливанов» вместо «Адливанкин».
список литературы
1. Автобиография, 1949-1952 г. Самарский художественный музей. Архив № 1378.
2. Государственная Третьяковская галерея: Каталог собрания. Живопись первой половины ХХ века. Книга первая (А-И). М., 2009.
3. Государственная Третьяковская галерея: Каталог собрания. Рисунок ХХ века. Книга первая (А-В). М., 2006.
4. ОСТ. Графика общества станковистов: Каталог выставки. М., 2009.
5. Сидоров А. Выставка «НОЖ» // Правда. 1922. № 271.
6. Советский художник: Живописцы и графики. М., 1937. Т. 1.
7. Хвостенко Т. В. Вечера на Масловке близ Динамо. Забытые имена. М., 2003. Т. 1.
references
1. Avtobiografija, 1949-1952 g. Samarskij hudozhestvennyj muzej. Arhiv № 1378.
2. Gosudarstvennaja Tret'jakovskaja galereja: Katalog sobranija. Zhivopis' pervoj poloviny XX veka. Kniga pervaja (A-I). M., 2009.
3. Gosudarstvennaja Tret'jakovskaja galereja: Katalog sobranija. Risunok XX veka. Kniga pervaja (A-V). M., 2006.
4. OST. Grafika obwestva stankovistov: Katalog vystavki. M., 2009.
5. Sidorov A. Vystavka «NOZh» // Pravda. 1922. № 271.
6. Sovetskij hudozhnik: Zhivopistsy i grafiki. M., 1937. T. 1.
7. Hvostenko T. V. Vechera na Maslovke bliz Dinamo. Zabytye imena. M., 2003. T. 1.