Научная статья на тему 'Самуил Адливанкин - детский иллюстратор'

Самуил Адливанкин - детский иллюстратор Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
438
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Артикульт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДЛИВАНКИН / МАЯКОВСКИЙ / MAYAKOVSKY / ИЛЛЮСТРАЦИЯ / ILLUSTRATION / "МУРЗИЛКА" / "MURZILKA" / КНИЖНАЯ ГРАФИКА / BOOK GRAPHICS / КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ / CHILDREN''S BOOKS / ADLIVANKIN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Воронина Екатерина Аркадьевна

В статье впервые собрана и проанализирована книжная графика советского художника Самуила Адливанкина (1897-1966), которая открывает его с новой стороны, в качестве интересного детского иллюстратора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN''S ILLUSTRATOR SAMUEL ADLIVANKIN

This article was firs collected and analyzed book graphics Soviet artist Samuel Adlivankin (1897-1966), which opens it in a new way, as an interesting children's illustrator.

Текст научной работы на тему «Самуил Адливанкин - детский иллюстратор»

АРТИКУЛЬТ

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА РГГУ / Ш ■ ^^ научный электронный журнал

ч©

(S

£ ¡я ¡я

NN

ЕЛ. Воронина

соискатель Государственного института искусствознания, научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи

[email protected]

САМУИЛ АДЛИВАНКИН - ДЕТСКИЙ ИЛЛЮСТРАТОР

В статье впервые собрана и проанализирована книжная This article was first collected and analyzed book graphics графика советского художника Самуила Адливанкина Soviet artist Samuel Adlivankin (1897-1966), which opens it (1897-1966), которая открывает его с новой стороны, в in a new way, as an interesting children's illustrator, качестве интересного детского иллюстратора.

Ключевые слова: Адливанкин, Маяковский, Keywords: Adlivankin, Mayakovsky, illustration,

иллюстрация, «Мурзилка», книжная графика, книги для "Murzilka", book graphics, children's books

детей

Художник Самуил Яковлевич Адливанкин (1897-1966) известен как живописец, график, иллюстратор, плакатист, художник кино, монументалист. Окончив Одесское училище у К. Костанди, в 1918 году он приезжает в Москву и учится у Татлина в Свободных государственных художественных мастерских. Уже в 1919 - начале 1920 годов Самуил Яковлевич уезжает организовывать художественные мастерские в Самаре в качестве Уполномоченного Высших государственных художественно-технических мастерских. Из воспоминаний Адливанкина1 ^ известно, что с 1923 по 1925 год он сотрудничает с Маяковским. В этот период он рисует этикетки о для Чаеуправления и оформляет две книги стихов Маяковского: «Рассказ про то, как узнал Фадей

Г4!

гц закон, защищающий рабочих людей» (1924) и «Ткачихи и пряхи! Пора нам перестать верить

тг заграничным баранам!» (1924)2. Совместная работа с поэтом становится настоящей школой

jlj совершенствования графического мастерства для Адливанкина. С 1925 по 1928 год Самуил

Ц Яковлевич активно рисует карикатуры для газет и журналов, создает книжные иллюстрации,

К предпочитая живописи различные виды графики.

г*

В 1926-1927 годах художник работает в издательстве «Молодая гвардия», где иллюстрирует в ® основном книги для детей: «Маленький черный Мурзук» (1926) Н. Агнивцева, «Пашка и ^ папашка» (1926) С. Третьякова М., «Рикша из Шанхая» Н. Агнивцева (1927). На рисунках к этим ч книгам мне бы хотелось остановиться подробнее.

jj^ Книги Агнивцева и Третьякова - это так называемые «книжки-картинки», расцвет которых

приходится на 1920-е годы. В них доминирует иллюстрация, а строка или четверостишье

>3 органично включено в нее. При этом расположение на странице текста и картинки свободное: £

а; текст может располагаться под иллюстрацией, над ней, в зависимости от желания художника.

Книжка «Маленький черный Мурзук», оформленная Адливанкиным в 1926 году, повествует о Л негритёнке, который беспечно жил, пока не пришли белые колонизаторы, и не расстреляли негров, е* Обычно изображение занимает почти страницу («И чешется слон о бамбук») или целый разворот

о

>а (туземцы бе1ут встречать корабль; о том, как выходили «белолицые» из корабля). Все иллюстрации % наполнены гармоничным ритмом. На одной из них слон трется о бамбук, и бамбук гнется под его ^ весом; на другой - негры вереницей, один за другим бе1ут к морю и исполняют

© Воронина Е.А., 2014

1 Адливанкин, Самуил. О Маяковском. // Искусство. 1940. - №3. - С. 54-55.

[ ±0 J 1 Воронина, Екатерина. В.Маяковский—С. Адливанкин. К истории взаимоотношений поэта и художника//Аспирантский

сборник Государственного института искусствознания. М., 2014 — 2015 (в печати).

05

зажигательные танцы. В противовес подвижным неграм колонизаторы статичны и угловаты, словно

куклы на шарнирах. И намного симпатичнее их дикий слон. Сочувствуя Мурзуку, он плачет и ы

ы

защищает мальчика своим телом. 71

История С. Третьякова «Пашка и папашка» (1926), оформленная Адливанкиным в 1926 году, ^ - эта история о мальчике, которого отец не пустил к пионерам, мотивировав это тем, что пример ^ надо брать с отца. Но образец оказался плох. Отец курил, пил и играл в карты. По сюжету сын копирует его поведение, закрывшись в комнате с верным псом Триком, и повторяет «подвиги отца». С. Третьяков продолжает тему взаимоотношений отца и сына, тему выбора малышом хорошего или плохого, которые были подняты в стихотворениях В. Маяковского «Что такое хорошо, и что такое плохо» («Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха») и в «Истории о Пете, толстом ребенке и о Симе, ребенке тонком». История «Пашки и папашки» заканчивается тем, что сын ищет нового отца, отказываясь от образцов поведения прошлого, мещанского вкуса и, в конечном счете, от отца «негодяя», намечая путь к известному герою-пионеру Павлику Морозову.

В иллюстрациях «Пашки и папашки» Самуил Адливанкин изображает город с его реалиями: например, с рекламой Моссельпрома (на шапочке и на фартуке продавщицы красуется знак Моссельпрома). В книге противопоставляется прошлая буржуйская, мещанская жизнь, символом которой служит натюрморт с посудой и свиньей, увиденный Пашкой в одной из витрин, и нынешняя жизнь, «советская», образом которой является пионерский отряд. Главный герой поставлен перед выбором, в кого превратиться: в такого же обывателя, как и его отец, или выбрать иной путь, и стать пионером. Пашка из книги «Пашка и папашка» демонстрирует образ нового положительного героя, сознательного мальчугана, ставя его в один ряд с другими героями детской литературы 1920-х годов: Симой-пролетарием по происхождению из книжки В. Маяковского «О Пете, толстом ребенке...» (1925), Ваней, попадающим в приключения, из книги Г. Шапошникова «Ваня в Китае» (1927) и занимающегося спортом Владленом-спортсменом, крепкого телом и бодрого духом3. Щ

Любопытно, что в «Пашке и папашке» на одной из иллюстраций отец и сын меняются ^ местами. Несмотря на устроенный сыном «загул», виноватым оказывается отец (он же образец ^ для подражания!). Подняв указательный пальчик, сын отчитывает отца, который изображен как Г^ огромный маленький мальчик, повесивший голову, и как будто признающим свою вину.

в"

Комичность сценки подчеркивает пес Трик, повторяющий движения Пашки. Я

Тема тяжелой жизни в странах «третьего мира» раскрывается в книжке Н. Агнивцева «Рикша а

из Шанхая» (1927). Главный персонаж - рикша, которому надо кормить троих маленьких детей, и

которому живется хуже, чем лошади. Название книжки на обложке выполнено шрифтом, 8

имитирующим китайские иероглифы. Поэт Н. Агнивцев в стихотворении уподобляет рикшу

лошади; оформитель книги использует это сравнение буквально, изображая рикшу и лошадь бок- а,

о-бок, в одинаковых соломенных шляпах. Э

а

Самая выразительная иллюстрация книги показывает, что видит рикша, когда у него вдруг §

кружится от тяжелой работы и недоедания голова: «Камни, вывески, ноги и лица, // Вся дорога и а»

все облака/ Захотят почему-то, / как спица, - кружится». Адливанкин рисует ноги, лица, вывески, §

дома, облака, располагая по кругу, разрезая пополам одну из иллюстрации, и одну половину

переворачивает «вверх тормашками». Художник словно вспоминает про свой л'

кубофутуристический опыт живописи и разложение живописных форм на плоскости холста в ы

о

«Портрете Б.А.» (1918) или в «Натюрморте» (1920). £

«Маленький черный Мурзук» и «Рикша из Шанхая» Н. Агнивцева, а также «Пашка и папашка» %

ы

С. Третьякова объединены общей популярной в 1920-е годы интернациональной темой. Здесь /р вспоминается ряд детских книжек С. Чехонина «Негритенок», «Детки-разноцветки» и многие ^ другие. Если «Маленький черный Мурзук» полностью посвящен тяжелой доле

' Шарфенберг, Н. Владлен-спортсмен, б.г.

чо

3 порабощенных негров в Африке, то в книге «Рикша из Шанхая» поднята тема трудного детства и с* нищеты в Китае. Интернациональная тема возникает даже в «Пашке и папашке». Мальчик задает м отцу вопрос: «Негры - зачем черномазые?», - и в книжке появляется рисунок с их изображением, ей Если в «Маленьком черном Мурзуке» и в «Рикше из Шанхая» интернациональная тема связана с 1—1 темой классовой борьбы; в «Пашке и папашке» показаны негры, одетые, как европейцы, имеющие право на образование (они изображены с книжками) и свободно разгуливающие по московским улицам. Об их принятии революции свидетельствуют красные косынки у девушек и красные банты на груди у юношей, одетых по моде того времени. Любопытно, что в тексте нет упоминания о том, что они гуляют по улицам города. В этом случае Самуил Яковлевич немного отклоняется от буквального иллюстрирования текста.

Иллюстрации во всех упомянутых книгах выполнены в технике литографии, в несколько цветов. Если в «Маленьком черном Мурзуке» и «Пашке и папашке» они исполнены красным, зеленым и черным цветом, то в «Рикше из Шанхая» - голубым, желтым, зеленым и черным. Выбор цветов отсылает нас к произведениям Маяковского, оформленных С. Адливанкиным в стилистике конструктивисткой книги в 1924 году («Рассказ про то, как узнал Фадей закон, защищающий рабочих людей» и «Ткачихи и пряхи! Пора нам перестать верить заграничным баранам!»).

Стилистически иллюстрации в «Маленьком черном Мурзуке» и «Рикше из Шанхая» отличаются от иллюстраций к «Пашке и папашке». Если рисунки «Пашки и папашки» ориентированы на стилистику «производственной книги», то иллюстрации книг «Маленький черный Мурзук» и «Рикша из Шанхая», с их укрупненными деталями, силуэтами и ритмами, яркими локальными цветами, утрировано шаржированной трактовкой образов, близки к стилистике плаката и сатирической графике в 1920-е годы.

Художник, подобно орнаменту, располагает на одной странице одушевленных и неодушевленных персонажей: бегемотов («Маленький черный Мурзук»), поезда («Пашка и ^ папашка»), дома («Пашка и папашка»), сцены тяжелого труда («Маленький черный Мурзук», ^ «Рикша из Шанхая»).

Характерно, что при упоминании только слова «паровоз» С. Адливанкин изображает героя

Г4!

^ «производственной книги» трижды на одной странице. Товарный поезд спешит в одну сторону, ^ пассажирский поезд - в другую, и торжественно сигнализирующий тягач нарисован прямо в центре страницы. Образ поезда, как убедительно показал Е. Штейнер в книге «Авангард и ^ построение нового человека. Искусство детской книги 1920-х годов», являлся любимым героем ^ эпохи и персонажем многих детских книг, как «символ технического пересоздания мира»4. ЁЗ Изображенный художником паровоз близок конструктивистским рисункам О. и Г. Чичаговых рщ («Как люди ездят» (1925) и Г. Ечеистова («Шоколад»). Ольга и Галина Чичаговы, ученицы

<

>8

художника и фотографа А. Родченко, иллюстрировали книжки в конструктивистской эстетике

оформления. («Откуда посуда» (1923), «Как люди ездят» (1925), «Детям о газете» (1925). Их г» рисунки схематичны, лица людей не прорисованы, детали даны минимально, использовано два-три цвета и черные плашки, что типично для конструктивистских книжек. Не стоит забывать, что 2 Адливанкин не просто иллюстрировал книжку С. Третьякова по заданию издательства, он входил § в лефовское окружение, к которому принадлежали А. Родченко и сестры Чичаговы. Правда, Ц" художник не разделял их взглядов на искусство; ему была ближе станковая картина, «а Помимо образов, встречающихся в «производственной книге», в рисунках Адливанкина к

детским книгам можно отметить влияния лучших иллюстраторов 1920-х годов: В. Лебедева - в трактовке образов и ритмике рисунков, И. Сундерланд - в неустойчивых и по-кубистически деформированных предметах, Н. Куприянова - в остросатирическом характере иллюстраций. По ьЦ характеру созданных художником иллюстраций для детских книг в1920-е годы можно предположить, что, работая с Маяковским в 1923-1925 годах, он наверняка видел иллюстрации

I ] -

4 Штейнер, Евгений. Авангард и построение нового человека. Искусство детской книги 1920-х годов. М., 2002. С.157.

05

И. Сундерланд и Н. Куприянова к произведениям В. Маяковского. Кроме того, в издательстве

«Молодая гвардия», где работал художник, переиздавались произведения С. Маршака с рисунками ы

ы

В. Лебедева5, эталоны нового подхода к детской иллюстрации в 1920-е годы. 71

^

В 1928-1929 годах стилистика рисунков Адливанкина сильно меняется. Он продолжает ^ работать все в том же издательстве («Молодая гвардия»), однако иллюстрирует уже книги для ^ детей преимущественно школьного возраста: две книжки из библиотеки приключений -«Бригадир Жерар» Конан Дойля (1928), «Гектор Сервадак» (1929) Жюля Верна, историческую повесть И. Лажечникова «Ледяной дом» (1929), и книжку для самых маленьких Л. Веприцкой «Тупик-Шлюпик» (1928). Рисунки, выполненные для этих изданий, черно-белые, штриховые, похожие на перьевые рисунки; цветной остается только обложка (или обложка и вкладка). Яркие, плоскостные, ориентированные на эстетику плаката иллюстрации ушли в прошлое. Теперь рисунки похожи на черно-белые зарисовки, живые, динамичные и экспрессивные.

В романе Конан Дойля «Бригадир Жерар» (1928) 16 глав, в которых повествуется о приключениях одного из сторонников Наполеона, офицера его армии, по имени Жерар. Приключения Жерара вымышлены. Главный герой романа схож с невозмутимым и находчивым бароном Мюнхаузеном. Он - чисто литературный персонаж. Рисунки в книге небольшие, штриховые, черно-белые; сопровождаются цитатами из текста. Аналогично С. Адливанкин оформил роман Жюль-Верна «Гектор Сервадак» (1928), Лажечникова «Ледяной дом» (1929). Иллюстрации к «Тупику-Шлюпику» Л. Веприцкой (1928) немного отличаются от остальных. Они контурные, с небольшими заливками черной акварели, обозначающей тени.

Наиболее выразительны в серии иллюстрированных книжек 1928-1929 годов их цветные обложки. Они выполнены в несколько цветов. Обычно на них изображены главные персонажи: бригадир Жерар («Приключения бригадира Жерара»), Тупик-Шлюпик («Тупик-Шлюпик»), Волынский («Ледяной дворец») и/или события (вихрь у Жюль Верна, открытие Ледяного Дворца у Лажечникова). Иллюстрации выполнены в неброской манере, с четким пониманием ^ конструкции страницы. На обложке к «Тупику-Шлюпику» С. Адливанкин имитирует детские Н каракули-буквы и рисунки, выполненные малышами, которые по стилю напоминают его же П иллюстрации 1926-1927 годов. ^

Тема детства, детей близка художнику на протяжении всего творчества. В 1920 году появляется на свет его дочь Ева, в 1923 - сын Михаил, в 1941 - внучка художника, Татьяна.

55

Художник в 1930-е - 1950-е годы активно пишет их портреты. Но Самуил Яковлевич рисует не

«з

только близких ему людей, что вполне закономерно. Дети становятся главными героями многих 8, его картин: «Семья художника», 1922 (маленькая девочка - дочь художника), «Состязание юных й" авиамоделистов», 1931, «Свидание», 1944, «Усыновленный», 1944, «Письмо», 1945, «У дорогой ^ могилы», 1945, «Подружки», 1956, «В гостях у суворовцев», 1953, «Нежность», 1963. Если Ц маленькие детки просто красивы и счастливы, то, изображая подростков, художник раскрывает их характер. Авиамоделисты в картине «Юные авиамоделисты» (1931) серьезны, сосредоточены и й увлечены запуском сконструированных самолетов. В портрете сына Михаила («N0 раэБагап», а, 1937) художник запечатлел тоненького и хрупкого подростка с печальными глазами и я* ощущением обреченности, несмотря на пионерскую форму с галстуком и поднятую и сжатую в а кулак руку. Сын художника принадлежит к поколению тех ребят, которые юными ушли на фронт Я|: во время войны и не вернулись домой. И здесь художник пишет не только портрет своего сына, но й создает портрет целого поколения. в

Сотрудничая с газетой «Красная звезда», с журналами «Военный крокодил» и «Красноармеец», ^ Адливанкин время от времени изображает и детей. Это было вызвано не только заданной темой й (например, дети - резерв Красной армии), но и личным желанием художника. Так, иллюстрация на ^ тему «Аэроплан в деревне теперь» перерастает в «энциклопедию» того, как

5 В «Кратком систематическом каталоге произведений издательства «Молодая гвардия». М., 1929 значится книжечка с. [ 19 ] Маршака с рисунками В. Лебедева «Мороженое» (1925).

•л чо

чо крестьяне реагируют на присутствие на селе крылатой машины. Несмотря на то, что в тексте,

с* сопровождающем иллюстрации, нет и намека на присутствие детей, художник включает их в

^ иллюстрацию. Больше всего аэроплан нравится детям. Они залезают на него и пытаются покрутить

и пропеллер, пишут надпись на борту «Да здравствует авиа (Авиахим)...», пускают рядом с ним свой ££

1-1 маленький самолетик и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1929 в серии «Библиотека Мурзилки» в издательстве «Рабочая газета» Самуил Яковлевич оформляет книжку «Первый топор» по В. Кутюрье. В ней рассказывается о том, как в первобытные времена был изобретен топор. Художник создает штриховые черно-белые иллюстрации. Обложка и вкладка цветные, низкого полиграфического качества. Книжечка, вышедшая в серии «Библиотека Мурзилки», заставила меня обратить внимание на этот журнал и предположить, что С. Адливанкин с ним сотрудничал. Идея подтвердилась: были обнаружены неизвестные до сих пор иллюстрации художника.

Журнал «Мурзилка» возник в 1924 году. Здесь были опубликованы многие произведения, написанные для детей, А. Барто, К. Чуйковского, С. Маршака, С. Михалкова и многих других детских авторов. В иллюстрировании журнала принимали участие такие художники, как В. Сутеев, М. Храпковский, К. Ротов, Е. Чарушин и многие другие.

Обложка «Мурзилки», как правило, печатается в несколько цветов, причем активно используются красная, синяя и черная краски на белом фоне. В 1925-1927 годах рисунки практически не имеют подписи художника, создавшего их, а в 1928-1929 они, как правило, сопровождаются надписью с фамилией (или инициалами) автора.

Основная тематика рисунков - дети и животные, реже появляется городской пейзаж или природа. Обычно художники рисуют либо несколько небольших иллюстраций к рассказу, либо одну иллюстрацию к стихотворению. На обложке изображение занимает всю страницу; аналогичного размера рисунки внутри журнала встречаются редко. Характер исполнения иллюстраций разнообразен: черно-белые и цветные, штриховые и тонально разработанные и т.д. ^ В процессе изучения «Мурзилки» выяснилось, что Адливанкин принимает участие в его ^ иллюстрировании только в 1928-1929 годах6. Обычно художник создает заголовок и один - два рисунка к рассказу. Из-за низкого качества печати все рисунки кажутся похожими один на ^ другой. Если бы не подписи, идентифицировать их не представлялось бы возможным. В 1928 году ^ художник просто делает один - два рисунка к тексту, а в 1929 он уже обязательно рисует заставку, в которую включает главного героя и основное событие, о котором идет речь в тексте. В заставке к

уй

рассказу «Как он рос» нарисован снеговик и ребята, бросающие в него снежки. В заставке к «Заборной книжке» изображает мальчика с маленькой книжечкой и большая очередь за хлебом. Я В заставку к рассказу «Погонщик буйволов» художник помещает трех буйволов и голову (и мальчика-погонщика.

~ В автобиографиях 1937 и 1952 годов, Адливанкин не упоминает, что работал для «Мурзилки»,

% однако, пишет, что сотрудничал в издательстве «Рабочая газета». Именно это издательство С» выпускало журнал «Мурзилка», там же выходил знаменитый сатирический журнал «Крокодил», для которого Самуил Яковлевич также исполнил несколько карикатур. То, что иллюстрации

£

2 художника были обнаружены в журнале «Мурзилка», является абсолютно новым материалом в

в изучении творчества художника, в,

5 В 1939 году Самуил Яковлевич становится одним из первых иллюстраторов «Дяди Сгепы» С.

^ Михалкова. Как известно, поэма была написана С. Михалковым в середине 1930-х годов. В1935 она впервые опубликована в журнале «Пионер» №7. Довольно интересно была проиллюстрирована

£

первая публикация. Дядя Степа снят со сложных ракурсов, при которых его тело деформируется, вытягивается и т.д.; помимо этого изображение монтируется из нескольких

¡3'

6 В журнале «Мурзилка» Адливанкин проиллюстрировал стихотворения М. Кпокова «Стучат топоры» (1928) и Н. Ливкина о дождике (1929), сценку А. Ишимова «Фотограф» (1928) и рассказы В. Конопасевича «Зверок в серой шубке» (1928), А. Феде (Федорова-Давыдова) «Как он рос», М. Вихрева «Ледоход», «Погонщик буйволов» и «Заборная книжка» В. Венга.

05

фотографий посредством коллажа, наложения одной на другую (коллаж не применятся в ^ иллюстрировании этого произведения вплоть до 1980-х годов). ы

Первым иллюстратором «Дяди Степы» стал сатирический график Аминадав Каневский. Его 71 рисунки, с большим количеством дополнительных деталей, живые и экспрессивные, выполнены ^ пером, тушью и подкрашены акварелью. В его исполнении Дядя Сгепа выглядит этаким крепышом-пролетарием, сильным, добрым и веселым. Вокруг него все время что-то происходит: его сопровождают дети, снуют собаки, пролетают птицы, проходят поезда, хохочут случайные прохожие.

Вторым иллюстратором «Дяди Степы» стал Константин Ротов, который выполнил перьевые

рисунки, напоминавшие иллюстрации А. Каневского. В 1937 году Ротов был репрессирован, и его

реабилитировали только в 1954. В 1956-1957 годах он снова вернулся к иллюстрированию «Дяди

Сгепы». Ротов в корне изменил концепцию своих рисунков и выполнил, пожалуй, одни из

лучших иллюстраций к произведению. Во второй редакции «Дяди Степы» созданный С.

Михалковым литературный персонаж всегда уверен, невозмутим, внутренне собран и

монументален. Дяде Степе К. Ротов придал портретное сходство с известным актером кино

Алексеем Баталовым. А. Баталов был женат на дочери художника Константина Ротова, Ирине. В

начале 1950-х годов актер снялся в фильмах «Служу Советскому союзу» (1954), «Полтавская

баталия» (1954), «Большая семья» (1954), «Дело Румянцева» (1955), «Летят журавли» (1957).

Последний фильм стал лауреатом «Золотой пальмовой ветви» Международного Каннского

фестиваля за 1958 год. В своих экранных образах 1950-х годов А. Баталов передает душевную

чистоту, сердечность, поэтичность и внутреннюю силу скромного современника, строителя нового

общества. Вероятно, именно таким К. Ротов и представлял своего Дядю Степу.

Третьим художником, который в конце 1930-х иллюстрировал стихотворение С. Михалкова,

был С. Я. Адливанкин. Художник изображает ключевые моменты поэмы: Дядя Степа в обувном

магазине, на параде, сидящий на осле и верблюде, спасающий мальчика и т.д. Адливанкин - >

единственный из иллюстраторов, который нарисовал главного героя стихотворения отдыхающим н

нн

на скамейке в парке культуры и отдыха имени Горького. Поэт создал настолько яркий образ, что П

художник воспринял Дядю Степу как современника (и не только он один), и потому поместил ^

Н

вымышленного персонажа в реально существующую городскую среду.

В трактовке образ Дяди Степы в исполнении Адливанкина присутствует юношеская

угловатость и неуверенность. Это подчеркивается вытянутыми пропорциями тела и положением ®

ног. Они почти всегда оторваны от земли. Главный герой то стоит «на цыпочках», то запечатлен в

движении, «в шаге». а"

а

В Российском государственном архиве литературы и искусства7 сохранилось несколько ^

авторских графических листов к поэме. К сожалению, при печати эти рисунки потеряли тонкую Ц

нюансировку мягких пастельных тонов, стали жестче, четче, контрастнее. Однако они дают

представление, какими на самом деле задумывал свои иллюстрации художник. Характер их ^

а

исполнения еще раз подчеркивает присутствующую в творчестве художника лирическую а,

«интонацию» и в графике, и в живописи. д*

а

В 1950-е годы Самуил Яковлевич продолжает заниматься книжной графикой; создает рисунки §

к книгам А. Гайдара («Горячий камень», 1955), Л. Жарикова («Битва на реке Кальмиус», 1955), Э. а-

г«

Золя («Жерминаль», 1952-1953). Из дюжины книг, к которым Адливанкин создал иллюстрации, ю ?а

адресованы детям, поэтому мы вправе называть его детским иллюстратором. Их стиль оформления ££

менялся со временем, демонстрируя смену эпох. Пл акатно-яркие, сатирические и красочные образы ^

1920-х сменили штриховые иллюстрации 1930-х, которые в свою очередь в 1950 годы поменялись 2

на небольшие графические произведения, выполненные в духе реализма. Художник чутко следовал ^ за новыми тенденциями в оформлении книг, смело экспериментируя и осваивая новые выразительные средства. Безусловно, лучшие иллюстрации художник создал в

7 РГАЛИ, Ф 630 Детская литература, Оп. 7, Ед. хр. 434.

«л чо

чо 1920-е годы. Помимо книг для детей, он в 1928-1929 годах сотрудничал с журналом «Мурзилка», о

гч чем до настоящего момента не было известно. Графика Самуила Адливанкина мало изучена.

м Собранная в статье информация является первой попыткой проанализировать книжную графику

ей художника, которая открывает Самуила Яковлевича с новой стороны, в качестве детского ей

1-1 иллюстратора.

ГЦ (S

*

s

g

H

Он

<

«

>s

5 «

«

о

6

s

>s

S «

»

j*

ЛИТЕРАТУРА

î. Адливанкин, Самуил. О Маяковском // Искусство. 1940. - №3. - С. 54 - 55.

2. Воронина, Екатерина. В. Маяковский - С. Адливанкин. К истории взаимоотношений поэта и художника // Аспирантский

сборник Государственного института искусствознания. М., 2014 - 2015 (в печати).

3. Краткий систематический каталог произведений издательства «Молодая гвардия». М., 1929

4. Шарфенберг, Н. Владлен-спортсмен, б.г.

5. Штейнер, Евгений. Авангард и построение нового человека. Искусство детской книги 1920-х годов. М., 2002. REFERENCES

1. Adlivankin, Samuel. OMayakovskom [About Mayakovsky] in Iskusstvo. Moscow, 1940, 3, p. 54-55.

2. Voronina, Catherine. V. Majakovskij - S. Adlivankin. К istorii vzaimootnoshenijpojeta i hudozhnika, in Aspirantskij sbornik

Gosudarstvennogo instituta iskusstvoznanija. M., 2014 - 2015 ["V. Mayakovsky - S. Adlivankin. To the history of relations between the poet and the artist", in Postgraduates' Papers of the State Institute of Art. Moscow, 2014 - 2015 (in press)].

3. Kratkij sistematicheskij katalog proizvedenij izdatel'stva «Molodaja gvardija» [Short systematic catalog of the works of the

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

publishing house «Molodaya Gvardia» ["Young Guard"]]. Moscow, 1929.

4. Scharfenberg, H. Vladlen-sportsmen [Vladlen-athlete], s.a.

5. Steiner, Eugene. Avangard ipostroenie novogo cheloveka. Iskusstvo detskojknigi 1920-h godov [Avant-garde and the construction

of the new man. Art of children's books of the 1920s]. Moscow, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.