МАТЕРИАЛЫ УЧАСТНИКОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «МЕБ1АОБРАЗОВАНИЕ ОПЫТ РАБОТЫ»
Коржук С. В.
«ЖУРНАЛИСТСКИЙ ДЕСАНТ» КАК ФОРМА РАБОТЫ С ЮНКОРАМИ
Истоки «Журналистского десанта»
Выезды бригад журналистов на какую-либо территорию практиковались издавна, рассмотрим, как с таким форматом работы познакомилась наша редакция.
1. Традиционныевыезды.
Подобные мероприятия традиционны для взрослых СМИ. Много лет назад, подрабатывая в районной газете, я выезжала со школьниками на отдаленные хутора, и затем мы писали о жизни их обитателей.
В начале двухтысячных московские школьные редакции начали осуществлять «Журналистские десанты» в малые города России с целью расширения кругозора московских школьников, не знающих о жизни дальше Московского кольца, и приобщения к русской культуре. Верея, Урюпинск, Марьин Посад и другие. Они назвали это «Журналистским спецназом».
В чем особенность работы москвичей в этом формате? Во-первых, его длительность. Юнкоры живут в городе 2-3 дня. Погружение в жизнь города всегда совмещается с социальными заданиями - научиться доить козу (в Урюпинске), постричься в местной парикмахерской, отправить бандероль из отделения местной почты.
Чем интересен этот формат? В нем есть место неожиданности, приключениям, иногда даже граничащим с чудом. Сама была свидетелем подобного в Чебоксарах, где мы участвовали с ребятами из московской газеты «Контакт» в малом «Журналистском спецназе». Группа ребят узнала, что высотное здание на набережной портит, по мнению жителей, архитектурный облик города. Юнкоры проводили опрос у здания, и среди опрашиваемых оказалась внучка бывшего главного архитектора города, пытавшегося бороться с этим проектом. От нее ребята получили много интересной информации.
2. Плюсы «ЖС»:
- Знакомство с жизнью российской глубинки;
- Приобщение к истории и культуре страны;
- Приобретение практических жизненных навыков;
- Развитие творческих способностей.
Одна из сложностей - это организация работы в группах, детям нужны взрослые сопровождающие.
3. Еще один исток - «Медиаполигон», разработанный журналом «РР».
Это своего рода онлайн-трансляция: журналисты с разных точек города в течение суток публикуют в Интернете сообщения-репортажи. Мы с ребятами познакомились с этим форматом на сайте журнала «РР», провели встречу с Аллой Грошевой, участницей «Ме-диаполигона-24. Челябинск».
Для работы в этом формате необходимо овладеть жанром репортажа. Сложность -переучить школьников, привыкших к традиционному жанру сочинений, научных работ, в которых обязательны длинные введения и заключения. Школьникам оказывается очень сложно описывать то, что происходит рядом с ними.
Мы потренировались работать в формате «Медиаполигона» во время Дня самоуправления в лицее. Размещали ВК в группе «Переменки» мини-репортажи с уроков. Здесь главная сложность - выдержать жанр, сделать хорошую фотографию, быстро разместить.
4. Цели «Журналистского десанта»:
Познавательная - расширение кругозора;
Социальные: научиться работать в коллективе; развить умение почувствовать жизнь других, примерить на себе другую социальную роль;
Коммуникационная: приобрести навыки работы, общения в новой среде, с незнакомыми людьми.
Учебные: создавать материалы разных журналистских жанров, учиться проектной деятельности.
5. «Журналистский десант» - это проектная деятельность, включающая в себя разработку, осуществление и анализ.
Это деятельность, состоящая из нескольких этапов.
1 этап. Корреспонденты выбирают место, среду, которую хотят исследовать и рассказать в своих СМИ. Это этап сбора информации, формирования рабочих групп, раздачи заданий, составления плана работы.
2 этап. «Погружение» в среду. Сбор информации.
3 этап. Описание, подготовка и выпуск материалов для своих изданий.
4 этап. Анализ проведенной работы.
0 каждом из этапов расскажу подробнее на примере одного из наших проектов «Журналистского десанта».
6. Проект «11+1».
Совместный проект редколлегий газеты «Школьная правда» гимназии № 1 и «Переменка» лицея № 11.
1 этап - знакомство редакций. Экскурсии по школам. Их провели юнкоры для редакций-участников. Во время экскурсий-встреч выявили, какие особенности обеих школ особенно интересны, значимы для читателей. Разработали структуру номера, решили, что опишем день школы: от утренней встречи с дежурными до дополнительных занятий после уроков. Так мы узнали об удивительном «Дне творчества» 1 гимназии, когда каждый класс ставит спектакль и показывает его на сцене. Его мы посетили отдельно.
Были назначены два дня, в которые произойдет обмен учениками, когда юнкоры каждой из редакций будут учиться в другой школе.
Администрации школ дали «добро», некоторые сложности возникли при договоренности с преподавателями. Некоторым учителям лицея идея принимать варягов-юнкоров не понравилась, но, поворчав, все-таки согласились и дали прекрасные уроки, которые понравились ребятам.
На общем собрании распределили задания, договорились об использовании различных жанров, обсудили работу фотографа.
1 этап. 8 корреспондентов «Переменки» (с 5 по 11 классы) проучились целый день в первой гимназии, пообедали в столовой. Посетили заседание Совета старшеклассников.
Из первой гимназии нас посетили 7 корреспондентов - девяти-десятиклассников.
2 этап. Выпуск «11+1» вы можете увидеть. Ребята из 1 гимназии назвали свою часть вот так символически: «Перо содружества». Сложности при подготовке выпуска заключались в том, что две редакции должны в срок сдать сверстанные материалы.
3 этап. После выпуска газеты в редакции мы обсудили проделанную работу, опубликовали мнения участников проекта на сайте Проба пера.
Меня этот проект тоже заставил задуматься о возможностях детей. Газета «ШП» выпускается самими ребятами, без взрослого руководителя. Все: от замысла до верстки осуществляется детьми. Я увидела, что дети многое могут делать сами.
Проект получил неожиданное воспитательное значение. Ученики 11 лицея, воспитанные в духе элитарности своего учебного заведения, увидели преимущества воспитательной системы 1 гимназии.
Матвей Шолохов, лицей №11:
«Примером образования, направленного на развитие интеллекта каждого ребенка, является наш лицей. В 1 гимназии, наоборот, упор делается на формирование дружного коллектива школы, развитие коммуникабельности каждого ребенка.
Можем ли мы сказать, что одно из направлений плохое, а второе хорошее? Конечно же, нет. В современном образовании очень важно, чтобы ученик развивался и индивидуально, и коллективно. Делать упор на чем-то одном - это значит развивать ребенка однобоко. Поэтому нужно стараться объединить в одной школе все лучшее и от 11 лицея, иот1 гимназии.
Думаете, не получится? У нас еще все впереди!»
7. Проект «Погружение в Копейск».
Здесь уже объединились три разные редакции: газеты Тракторозаводского района Челябинска «То4ка Зрения», Копейского пресс-центра «Я и Мы», «Переменка». Задумывалось мероприятие так: готовимся к однодневной работе в Копейске, ищем ответ на вопрос: «Как живется молодежи Копейска, города-спутника»? Делимся на 7 направлений: образование, спорт, увлечения, развлечения, культура и история, общественная деятельность, быт.
Составляем смешанные группы из разных редакций, чтобы дети учились взаимодействовать.
Подготовленные на Дне самоуправления корреспонденты «Переменки» должны были работать в формате «Медиаполигона», то есть выкладывать сообщения ВК. Остальные юнкоры - готовить материалы для печатного спецвыпуска.
Договаривались друг с другом уже по интернету и телефону. Не организовали общего сбора, что было сложно осуществить, но из-за его отсутствия в то же время произошли некоторые недоработки.
Как все получилось?
В городе Копейске нас принимал пресс-центр «Я и Мы», его очень активный и ответственный руководитель Дарья Игоревна Шуматова. Всего в мероприятии участвовало около 50 человек. Проблему поиска взрослых сопровождающих помог решить факультет журналистики ЧелГУ
Ход мероприятия. Накануне дня «Погружения в Копейск» Дарья Игоревна создает группу ВК «Медиаполигон. Копейск». И призывает всех участников выкладывать новости ВК.
Прием Копейском был организован четко, без сбоев. Нас везде вовремя встречали, проводили экскурсии, знакомили с интересными людьми. Группу «Спорт» встречали в спортшколе, фитнес-центре, группе «Развлечения» организовали общение с маркетологом ТРЦ. Для однодневного погружения - это сэкономило время.
В результате вышел спецвыпуск «Погружение в Копейск». Возникали сложности при формировании совместного номера в своевременной сдаче материалов, поиске авторов фотографий.
Анализ. Так пришло понимание, что для более глубокого «Журналистского спецназа» все-таки нужно больше времени. Нам не хватило приключений и случайностей.
Если посмотреть ВК: лента новостей получилась разношерстной, кроме информативных и живых репортажей присутствовали некачественные фотографии без текстового сопровождения, заметки официального стиля. То есть формат «Медиаполигона» был не выдержан.
Поэтому делаем вывод: без подготовки юнкоров и правильной работы администратора-корректора подобный формат невозможен. Если использовать освещение событий Вконтакте, надо проводить обучающее занятие.
Участие в этом проекте вызвало интерес юнкоров, ребята готовы продолжать знакомство с другими городами Челябинской области. Анализируя подобные проекты, мы видим, что «Журналистский десант» действительно увлекательная форма работы с юными корреспондентами.
Семен Сухов, лицей № 11: «Мне Копейск показался уютным, независимым городом, он очень сильно отличается от Челябинска и не кажется мне городом-спутником. Я не думал, что у Копейска такая интересная история и уникальная культура».
Список литературы
1. Головнер, В. Н. Метод Головнера: что получится, если смешать педагогику с журналистикой и географией? [Текст] / В. Н. Головнер // Лицейское и гимназическое образо-вание.-2006.-№ 1.
2. Образовательная акция «Уездный городок» [Текст] // Лицейское и гимназическое образование. - 2004. - № 4.
3. Семенова, М. Знай наших! [Текст] / М. Семенова // Грани. -2015.
Лучезарнова И. В.
ДИАГНОСТИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ОБУЧАЮЩЕЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Введение
МОУ ДОД ДДТ, как учреждение дополнительного образования детей, ставит задачи те только организовать свободное время подрастающего поколения, но и старается обеспечить развитие всех видов компетентностей, в том числе и информационные, коммуникативные, технологические, готовность к решению проблем и социальному взаимодействию.
Свою деятельность учреждение дополнительного образования строит исходя из своего статуса, создавая такие программы, которые бы обеспечивали высокую мотивацию к обучению и развитию у детей.
Программа объединения «Репортёр» позволяет учащимся попробовать себя в ролях: журналиста, монтажёра, тележурналиста, фотокорреспондента, режиссера, оператора. Освоение этой программы в дополнительном образовании несет определенный игровой момент. Каждый воспитанник примеряет на себя определенную роль, выполняя различные творческие задания. То есть самообучение в объединении выступает в форме обучающей игры.
Диагностика и результаты исследования эффективности игровых технологий в воспитательной и обучающей деятельности школьников.
Методы исследования:
Практические: наблюдение, эксперимент, социологический опрос, статистический анализ. База исследования: МБОУ ДОД ДДТ, ДОО «Репортёр».
Для проведения исследования были разработаны диагностические тесты.
Этапы исследования: Организация и характеристика диагностического инструментария экспериментального исследования; констатирующий эксперимент; формирующие эксперименты; анализ и обобщение экспериментальных данных.
Первый этап включал метод диагностики занятий.
После каждого занятия по методике «Круглый стол», «Журналистское расследование, «Словесные дуэли». «Создаём редакцию», «Дебаты» и др. было предложены ответить на вопросы.