Научная статья на тему '«Журналистский десант» как форма работы с юнкорами'

«Журналистский десант» как форма работы с юнкорами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиасреда
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Журналистский десант» как форма работы с юнкорами»

МАТЕРИАЛЫ УЧАСТНИКОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «МЕБ1АОБРАЗОВАНИЕ ОПЫТ РАБОТЫ»

Коржук С. В.

«ЖУРНАЛИСТСКИЙ ДЕСАНТ» КАК ФОРМА РАБОТЫ С ЮНКОРАМИ

Истоки «Журналистского десанта»

Выезды бригад журналистов на какую-либо территорию практиковались издавна, рассмотрим, как с таким форматом работы познакомилась наша редакция.

1. Традиционныевыезды.

Подобные мероприятия традиционны для взрослых СМИ. Много лет назад, подрабатывая в районной газете, я выезжала со школьниками на отдаленные хутора, и затем мы писали о жизни их обитателей.

В начале двухтысячных московские школьные редакции начали осуществлять «Журналистские десанты» в малые города России с целью расширения кругозора московских школьников, не знающих о жизни дальше Московского кольца, и приобщения к русской культуре. Верея, Урюпинск, Марьин Посад и другие. Они назвали это «Журналистским спецназом».

В чем особенность работы москвичей в этом формате? Во-первых, его длительность. Юнкоры живут в городе 2-3 дня. Погружение в жизнь города всегда совмещается с социальными заданиями - научиться доить козу (в Урюпинске), постричься в местной парикмахерской, отправить бандероль из отделения местной почты.

Чем интересен этот формат? В нем есть место неожиданности, приключениям, иногда даже граничащим с чудом. Сама была свидетелем подобного в Чебоксарах, где мы участвовали с ребятами из московской газеты «Контакт» в малом «Журналистском спецназе». Группа ребят узнала, что высотное здание на набережной портит, по мнению жителей, архитектурный облик города. Юнкоры проводили опрос у здания, и среди опрашиваемых оказалась внучка бывшего главного архитектора города, пытавшегося бороться с этим проектом. От нее ребята получили много интересной информации.

2. Плюсы «ЖС»:

- Знакомство с жизнью российской глубинки;

- Приобщение к истории и культуре страны;

- Приобретение практических жизненных навыков;

- Развитие творческих способностей.

Одна из сложностей - это организация работы в группах, детям нужны взрослые сопровождающие.

3. Еще один исток - «Медиаполигон», разработанный журналом «РР».

Это своего рода онлайн-трансляция: журналисты с разных точек города в течение суток публикуют в Интернете сообщения-репортажи. Мы с ребятами познакомились с этим форматом на сайте журнала «РР», провели встречу с Аллой Грошевой, участницей «Ме-диаполигона-24. Челябинск».

Для работы в этом формате необходимо овладеть жанром репортажа. Сложность -переучить школьников, привыкших к традиционному жанру сочинений, научных работ, в которых обязательны длинные введения и заключения. Школьникам оказывается очень сложно описывать то, что происходит рядом с ними.

Мы потренировались работать в формате «Медиаполигона» во время Дня самоуправления в лицее. Размещали ВК в группе «Переменки» мини-репортажи с уроков. Здесь главная сложность - выдержать жанр, сделать хорошую фотографию, быстро разместить.

4. Цели «Журналистского десанта»:

Познавательная - расширение кругозора;

Социальные: научиться работать в коллективе; развить умение почувствовать жизнь других, примерить на себе другую социальную роль;

Коммуникационная: приобрести навыки работы, общения в новой среде, с незнакомыми людьми.

Учебные: создавать материалы разных журналистских жанров, учиться проектной деятельности.

5. «Журналистский десант» - это проектная деятельность, включающая в себя разработку, осуществление и анализ.

Это деятельность, состоящая из нескольких этапов.

1 этап. Корреспонденты выбирают место, среду, которую хотят исследовать и рассказать в своих СМИ. Это этап сбора информации, формирования рабочих групп, раздачи заданий, составления плана работы.

2 этап. «Погружение» в среду. Сбор информации.

3 этап. Описание, подготовка и выпуск материалов для своих изданий.

4 этап. Анализ проведенной работы.

0 каждом из этапов расскажу подробнее на примере одного из наших проектов «Журналистского десанта».

6. Проект «11+1».

Совместный проект редколлегий газеты «Школьная правда» гимназии № 1 и «Переменка» лицея № 11.

1 этап - знакомство редакций. Экскурсии по школам. Их провели юнкоры для редакций-участников. Во время экскурсий-встреч выявили, какие особенности обеих школ особенно интересны, значимы для читателей. Разработали структуру номера, решили, что опишем день школы: от утренней встречи с дежурными до дополнительных занятий после уроков. Так мы узнали об удивительном «Дне творчества» 1 гимназии, когда каждый класс ставит спектакль и показывает его на сцене. Его мы посетили отдельно.

Были назначены два дня, в которые произойдет обмен учениками, когда юнкоры каждой из редакций будут учиться в другой школе.

Администрации школ дали «добро», некоторые сложности возникли при договоренности с преподавателями. Некоторым учителям лицея идея принимать варягов-юнкоров не понравилась, но, поворчав, все-таки согласились и дали прекрасные уроки, которые понравились ребятам.

На общем собрании распределили задания, договорились об использовании различных жанров, обсудили работу фотографа.

1 этап. 8 корреспондентов «Переменки» (с 5 по 11 классы) проучились целый день в первой гимназии, пообедали в столовой. Посетили заседание Совета старшеклассников.

Из первой гимназии нас посетили 7 корреспондентов - девяти-десятиклассников.

2 этап. Выпуск «11+1» вы можете увидеть. Ребята из 1 гимназии назвали свою часть вот так символически: «Перо содружества». Сложности при подготовке выпуска заключались в том, что две редакции должны в срок сдать сверстанные материалы.

3 этап. После выпуска газеты в редакции мы обсудили проделанную работу, опубликовали мнения участников проекта на сайте Проба пера.

Меня этот проект тоже заставил задуматься о возможностях детей. Газета «ШП» выпускается самими ребятами, без взрослого руководителя. Все: от замысла до верстки осуществляется детьми. Я увидела, что дети многое могут делать сами.

Проект получил неожиданное воспитательное значение. Ученики 11 лицея, воспитанные в духе элитарности своего учебного заведения, увидели преимущества воспитательной системы 1 гимназии.

Матвей Шолохов, лицей №11:

«Примером образования, направленного на развитие интеллекта каждого ребенка, является наш лицей. В 1 гимназии, наоборот, упор делается на формирование дружного коллектива школы, развитие коммуникабельности каждого ребенка.

Можем ли мы сказать, что одно из направлений плохое, а второе хорошее? Конечно же, нет. В современном образовании очень важно, чтобы ученик развивался и индивидуально, и коллективно. Делать упор на чем-то одном - это значит развивать ребенка однобоко. Поэтому нужно стараться объединить в одной школе все лучшее и от 11 лицея, иот1 гимназии.

Думаете, не получится? У нас еще все впереди!»

7. Проект «Погружение в Копейск».

Здесь уже объединились три разные редакции: газеты Тракторозаводского района Челябинска «То4ка Зрения», Копейского пресс-центра «Я и Мы», «Переменка». Задумывалось мероприятие так: готовимся к однодневной работе в Копейске, ищем ответ на вопрос: «Как живется молодежи Копейска, города-спутника»? Делимся на 7 направлений: образование, спорт, увлечения, развлечения, культура и история, общественная деятельность, быт.

Составляем смешанные группы из разных редакций, чтобы дети учились взаимодействовать.

Подготовленные на Дне самоуправления корреспонденты «Переменки» должны были работать в формате «Медиаполигона», то есть выкладывать сообщения ВК. Остальные юнкоры - готовить материалы для печатного спецвыпуска.

Договаривались друг с другом уже по интернету и телефону. Не организовали общего сбора, что было сложно осуществить, но из-за его отсутствия в то же время произошли некоторые недоработки.

Как все получилось?

В городе Копейске нас принимал пресс-центр «Я и Мы», его очень активный и ответственный руководитель Дарья Игоревна Шуматова. Всего в мероприятии участвовало около 50 человек. Проблему поиска взрослых сопровождающих помог решить факультет журналистики ЧелГУ

Ход мероприятия. Накануне дня «Погружения в Копейск» Дарья Игоревна создает группу ВК «Медиаполигон. Копейск». И призывает всех участников выкладывать новости ВК.

Прием Копейском был организован четко, без сбоев. Нас везде вовремя встречали, проводили экскурсии, знакомили с интересными людьми. Группу «Спорт» встречали в спортшколе, фитнес-центре, группе «Развлечения» организовали общение с маркетологом ТРЦ. Для однодневного погружения - это сэкономило время.

В результате вышел спецвыпуск «Погружение в Копейск». Возникали сложности при формировании совместного номера в своевременной сдаче материалов, поиске авторов фотографий.

Анализ. Так пришло понимание, что для более глубокого «Журналистского спецназа» все-таки нужно больше времени. Нам не хватило приключений и случайностей.

Если посмотреть ВК: лента новостей получилась разношерстной, кроме информативных и живых репортажей присутствовали некачественные фотографии без текстового сопровождения, заметки официального стиля. То есть формат «Медиаполигона» был не выдержан.

Поэтому делаем вывод: без подготовки юнкоров и правильной работы администратора-корректора подобный формат невозможен. Если использовать освещение событий Вконтакте, надо проводить обучающее занятие.

Участие в этом проекте вызвало интерес юнкоров, ребята готовы продолжать знакомство с другими городами Челябинской области. Анализируя подобные проекты, мы видим, что «Журналистский десант» действительно увлекательная форма работы с юными корреспондентами.

Семен Сухов, лицей № 11: «Мне Копейск показался уютным, независимым городом, он очень сильно отличается от Челябинска и не кажется мне городом-спутником. Я не думал, что у Копейска такая интересная история и уникальная культура».

Список литературы

1. Головнер, В. Н. Метод Головнера: что получится, если смешать педагогику с журналистикой и географией? [Текст] / В. Н. Головнер // Лицейское и гимназическое образо-вание.-2006.-№ 1.

2. Образовательная акция «Уездный городок» [Текст] // Лицейское и гимназическое образование. - 2004. - № 4.

3. Семенова, М. Знай наших! [Текст] / М. Семенова // Грани. -2015.

Лучезарнова И. В.

ДИАГНОСТИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ОБУЧАЮЩЕЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Введение

МОУ ДОД ДДТ, как учреждение дополнительного образования детей, ставит задачи те только организовать свободное время подрастающего поколения, но и старается обеспечить развитие всех видов компетентностей, в том числе и информационные, коммуникативные, технологические, готовность к решению проблем и социальному взаимодействию.

Свою деятельность учреждение дополнительного образования строит исходя из своего статуса, создавая такие программы, которые бы обеспечивали высокую мотивацию к обучению и развитию у детей.

Программа объединения «Репортёр» позволяет учащимся попробовать себя в ролях: журналиста, монтажёра, тележурналиста, фотокорреспондента, режиссера, оператора. Освоение этой программы в дополнительном образовании несет определенный игровой момент. Каждый воспитанник примеряет на себя определенную роль, выполняя различные творческие задания. То есть самообучение в объединении выступает в форме обучающей игры.

Диагностика и результаты исследования эффективности игровых технологий в воспитательной и обучающей деятельности школьников.

Методы исследования:

Практические: наблюдение, эксперимент, социологический опрос, статистический анализ. База исследования: МБОУ ДОД ДДТ, ДОО «Репортёр».

Для проведения исследования были разработаны диагностические тесты.

Этапы исследования: Организация и характеристика диагностического инструментария экспериментального исследования; констатирующий эксперимент; формирующие эксперименты; анализ и обобщение экспериментальных данных.

Первый этап включал метод диагностики занятий.

После каждого занятия по методике «Круглый стол», «Журналистское расследование, «Словесные дуэли». «Создаём редакцию», «Дебаты» и др. было предложены ответить на вопросы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.