Журналистика в цифровом медиапространстве: слагаемые целостности
Демина И.Н.1Н ©, Шкондин М.В.2 )
1 Байкальский государственный университет, г Иркутск, Российская Федерация
2 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г Москва, Российская Федерация
Автор, ответственный за переписку: Демина И.Н., idemina.irk@gmail.com
Аннотация. Актуальность статьи определяется тем, что многие проблемы теории и практики журналистики в условиях информационной революции порождены цифровизацией медиапространства, которая позволяет осуществить значительные преобразования медийного и журналистского творчества, обеспечить успешную реализацию трендов цивилизационного развития, а также разрешить проблемные ситуации в мире повседневности. Результатом этих преобразований должна стать гармонизация ресурсов медиакультуры. Очевидно, что возникновение новых проблемных ситуаций вызывает острую потребность роста, во-первых, динамики медиатворчества производителей контента, во-вторых — повседневного медиапотребления этого потенциала. В статье утверждается, что цифровое медиапространство, получив активное развитие в аудиторном, авторском, редакторском, экономическом, технологическом процессах, сможет обеспечить единство сознания и деятельности этих субъектов, единство медиапроизводства и медиа-потребления. Целью статьи является анализ характера целостности журналистики, действующей в рамках цифрового медиапространства. В статье отмечается, что журналистика в цифровом медиапространстве призвана выполнять важную социальную роль: обеспечивать высокую динамичность информационного обмена, социального взаимодействия между индивидуальными и коллективными субъектами цивилизацион-ного процесса. Основной вывод, сделанный авторами статьи: современные типологические исследования журналистики в условиях цифрови-зации медиапространства отмечают ее стремительно возрастающие типологические возможности как фактора медийного творчества, активно способствующему интеграции, единству действий индивидуальных и коллективных субъектов цивилизационного процесса, в повседневном моделировании медиакультуры, способствующей реализации стратегий и программ цивилизационного развития социума.
Ключевые слова. Журналистика, интеллектуальный потенциал социума, медийное творчество, медиакартина мира, социальная зрелость, самосознание, цифровое медиапространство.
Информация о статье. Дата поступления 10 августа 2023 г.; дата поступления после доработки 22 августа 2023 г.; дата принятия к печати 28 августа 2023 г.; дата онлайн-размещения 30 сентября 2023 г.
УДК 070
БйМ ZJBCWW
йО! 10.17150/2308-6203.2023.12(3).383-398 Научная статья
Original article
Journalism in the Digital Media Space: Integrity Terms
Irina N. Demina1® , Mikhail V. Shkondin2 ©
1 Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation
2 Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation
Corresponding author: Irina N. Demina, idemina.irk@qmail.com
Abstract. The interest of the topic is determined by the fact that many problems in the theory and practice of journalism in the context of the information revolution arise as a result of the digitalization of the media space, which makes it possible to carry out significant transformations in media and journalistic creativity, ensure the successful implementation of civilizational development trends, and also resolve modern challenges. The result of these transformations should be the harmonization of media culture resources. It is obvious that the emergence of new problem situations causes an urgent need to increase, firstly, the dynamics of media creativity of content producers, and secondly, everyday media consumption of this potential. The authors argue that the digital media space, having received active development in the classroom, author, editorial, economic, and technological processes, will be able to ensure the unity of consciousness and activity of these subjects, the unity of media production and media consumption. The goal of the study is to analyze the nature of the integrity of journalism operating within the digital media space. The article notes that journalism in the digital media space is called upon to fulfill an important social role: to ensure high dynamism of information exchange, social interaction between individuals and society. The authors concluded that modern journalism studies in the context of digitalization of the media space note its rapidly increasing typological capabilities as a factor of media creativity, actively promoting integration, unity of actions of individual and society in everyday media culture, which contributes to the implementation of strategies and programs for the civilizational development of society.
Keywords. Journalism, intellectual potential of society, media creativity, media picture of the world, social maturity, self-awareness, digital media space.
Article info. Received August 10, 2023; revised August 22, 2023; accepted August 28, 2023; available online September 30, 2023.
Введение
Многие актуальные вопросы теории и практики журналистики в условиях информационной революции порождены острой необходимостью цифровизации медиапространства, которая далека до своего завершения. Цифровизация позволяет осуществить значительные преобразования медийного творчества и журналистского творчества в том
числе, обеспечить успешную реализацию стратегий и программ цивили-зационного развития, а также разрешить проблемные ситуации в мире повседневности.
Интегративным результатом этих преобразований станет гармонизация ресурсов медиакультуры, ее повседневное моделирование, которое смогло бы на основе развивающегося медийного творчества непрерывно
объективировать в информационном потенциале медиа такой интеллектуальный потенциал общества, который позволил бы индивидуальным и коллективным субъектам в единстве действий цивилизационного процесса своевременно разрешать возникающие проблемные ситуации, противоречия и конфликты, оптимизировать цивилизационный процесс из настоящего в будущее.
Процессы хаотизации, каждодневного рождения новыхпроблемных ситуаций вызывают острую потребность активизации, роста динамики медиатворчества, которое призвано обеспечивать повседневное обновление интеллектуального потенциала социума, объективирования его в медиатексте, а также в повседневном медиапотреблении этого потенциала, в процессе превращения потенциальной информации медиа в реальную информацию сознания медиааудитории, в непрерывной гармонизации на этой основе самосознания личности, коллективных субъектов цивилизационного процесса. Цифровое медиапространство, получив активное развитие в аудиторном, авторском, редакторском, экономическом, технологическом процессах, сможет обеспечить единство сознания и деятельности этих субъектов, единство медиапроизводства и ме-диапотребления.
Для этого нужна каждодневная гармонизация процессов целепола-гания и целедостижения в рамках жизненного мира повседневности на основе моделирования медиакульту-ры, в рамках информационного потенциала социума и гармонизация медиакартины мира в сознании ме-диааудитории, которую невозможно осуществить без журналистики. Эта
повседневно обновляемая медиа-картина позволяет осуществлять каждодневное взаимодействие между сознанием и самосознанием личности, различных участников цивилизационного процесса. На этой основе непрерывно регенерируется социальная зрелость индивидуальных и коллективных субъектов цивилиза-ционного процесса, в обеспечении непрерывной регенерации которой журналистика играет важную роль. Регенерируется их модель поведения в совместном труде, их социальная компетентность, социальная ответственность и организованность, социальная активность.
Опираясь на работы современных исследователей, авторы статьи анализируют характер целостности журналистики, действующей в рамках цифрового медиапространства. Участвуя в гармонизации медиа-культуры, журналистика актуализирует свои функции как один из факторов преодоления хаотизации в мире повседневности, преодоления проблемных ситуаций, встающих на цивилизационном пути социума.
Журналистика в цифровом медиапространстве призвана выполнять важную социальную роль: обеспечивать высокую динамичность информационного обмена, социального взаимодействия между индивидуальными и коллективными субъектами цивилизационного процесса.
Высокая событийность и ситуаци-онность цифрового медиапростран-ства может быть достигнута лишь тогда, когда непрерывно обновляется информационный потенциал медиа и когда происходит непрерывное превращение этого потенциала в реальную информацию личности, различных аудиторных групп.
Журналистская информация в сознании медиааудиториии — это непрерывное моделирование ме-диакартины мира в этом сознании, а также обеспечение непрерывного взаимодействия между сознанием и самосознанием медиааудитории. На основе этого взаимодействия непрерывно обновляется система целепо-лагания и целедостижения личности, различных общностей, социума в целом.
Журналистика, становясь цифровым медийным творчеством, меняет характер своей целостности как важнейшего фактора медиапро-изводства и медиапотребления. Необходимость в ускорении процессов моделирования медиакультуры, вбирающей в себя непрерывно обновляемый интеллектуальный потенциал социума, делает медийное творчество цифровым, в том числе и творчество журналистское.
Журналистика становится важным фактором обеспечения единства между повседневным мышлением и повседневной деятельностью. Она призвана обеспечивать ситуа-тивность и событийность процессам моделирования информационного потенциала медиа, а также событийность и ситуативность процессов медиапотребления.
Журналистика должна быть неразрывно связана с непрерывной гармонизацией совокупности предлагаемых образцов повседневного мышления и повседневной деятельности, участвуя в моделировании медиакультуры. Она должна быть также тесно связана с непрерывно моделируемой медиакартиной мира в сознании медиааудитории, а также с моделированием самосознания субъектов цивилизационного про-
цесса и непрерывной регенерации на этой основе социальной зрелости этих субъектов.
Современные типологические исследования журналистики в условиях цифровизации медиапространства отмечают ее стремительно возрастающие типологические возможности как фактора медийного творчества, активно способствующему интеграции, единству действий индивидуальных и коллективных субъектов цивилиза-ционного процесса, в повседневном моделировании медиакультуры, способствующей реализации стратегий и программ цивилизационного развития социума
Характер целостности
журналистики в цифровом
медиапространстве
Целостность системного объекта неразрывно связана с тем ин-тегративным результатом, который рождается в процессе функционирования исследуемой системы. У журналистики этот результат неразрывно связан с той возрастающей ролью, которую она играет в процессах медиапроизводства и медиапотребления [1; 2].
Медиапроизводство — это прежде всего осуществление медийного творчества в рамках медиакультуры. Интегративный результат медиапроизводства в рамках медийного творчества состоит в объективации рожденных ею интеллектуальных ресурсов — знаниевых, аксиологических, художественных, поведенческих и других в информационном потенциале медиа, представляющая собой воспроизводство интеллектуального потенциала социума как фактора преодоления
процессов хаотизации в медийном творчестве, как фактора цивилизационного развития [3].
В условиях цифровизации медиапространства журналистика, являясь медийным творчеством, призвана моделировать свою целостность как фактор моделирования медиакультуры. Медийное творчество в условиях цифровизации медиапространства меняет характер медиа-производства и медиапотребления как слагаемых информационного обмена в мире повседневности, как способа интеллектуального взаимодействия в социуме [4-7]. Это связано с тем, что медиакультура в условиях цифровизации призвана коренным образом менять динамику и другие формы взаимодействия в цивилизационном процессе, обеспечивающим непрерывное единство между сознанием и деятельностью индивидуальных и коллективных субъектов этого процесса [8]. Это единство необходимо, чтобы динамизировать инновационную составляющую медиакультуры в процессе преодоления проблемных ситуаций в мире повседневности на основе активизации стратегий и программ цивилизационного развития [9; 10].
Журналистика в цифровом ме-диапространстве нарастает в своих возможностях динамизировать процессы изменчивости в интеллектуальном потенциале медиа, чтобы упрочить единство между повседневным мышлением и повседневной деятельностью. Журналистика призвана существенно расширить в этом потенциале круг образов повседневного мышления и повседневной деятельности. Журналистика призвана динамизировать процессы целеполагания в информационном
потенциале медиа, оптимизировать контент-стратегии в нем [11].
В процессе медиапотребления журналистика в условиях цифрови-зации медиапространства призвана:
- обеспечить адекватную динамичность процессов моделирования медиакартины мира в сознании ме-диааудитории;
- обеспечить непрерывную связь между сознанием и самосознанием личности, а также коллективных субъектов цивилизационного процесса;
- обеспечить высокую динамичность регенерации социальной зрелости участников текущей социальной практики: их социальную компетентность, социальную ответственность и организованность, социальную активность;
- обеспечить высокую динамичность в воссоздании единства действий индивидуальных и коллективных субъектов цивилизационного процесса [12].
Цифровизация медиапространства — одно из слагаемых моделирования цивилизационного процесса, призванного преодолевать проблемные ситуации мира повседневности, противоречия и конфликты в нем [13].
В условиях цифровизации меди-апространства возникает возможность непрерывного воссоздания единства повседневного мышления и повседневной деятельности. В объективируемом интеллектуальном потенциале медиа медийное творчество имеет возможность воссоздавать непрерывную интеллектуальную изменчивость в совокупности образцов потенциальной медиакар-тины текущей действительности.
Журналистское творчество выступает важным фактором не-
прерывного воссоздания этой изменчивости в интеллектуальном потенциале медиа. В этом изменяющемся медиапространстве содержится характеристика изменчивости системы целеполагания и целедо-стижения мира повседневности и другие важные слагаемые самосознания, контент-стратегий будущих субъектов цивилизационного процесса [14]. В процессах преодоления проблемных ситуаций мира повседневности журналистика выступает важным фактором гармонизации изменчивости в интеллектуальном потенциале медиа, в достижении непрерывности ее осуществления [15].
В интеллектуальном потенциале медиа журналистика характеризует изменчивость в совокупности образцов повседневного мышления и повседневной деятельности. Журналистика призвана обеспечить медийную изменчивость в условиях цифровизации медиапростран-ства. Это, во-первых, изменчивость интеллектуального потенциала в процессе медиапроизводства, а, во-вторых, происходит медийная изменчивость в сознании и самосознании индивидуальных и коллективных субъектов цивилизационного процесса [16-18].
Существует устойчивость и изменчивость цивилизационного процесса, осуществляемого индивидуальными и коллективными его субъектами. Это связано с необходимостью непрерывного преодоления проблемных ситуаций в мире повседневности, с необходимостью непрерывного моделирования медиакультуры как совокупности стратегий и программ цивилизационного развития [19].
Культурное наследие и инновационное созидание создают
необходимость моделирования медиатворчества, в том числе и творчества журналистского. Интеллектуализация общественного труда и его цифровизация требует интеллектуализации и цифровизации информационного обмена в социуме, в том числе в цифровом медиа-пространстве.
Цифровое медиапространство — это структурное образование медиа-системы, призванное реализовывать функции медийного творчества, в том числе и творчества журналистского [20]. Это функции медиапроиз-водства и медиапотребления, обеспечивающие единство сознания и деятельности индивидуальных и коллективных субъектов цивилиза-ционного процесса. Журналистика в процессе медиапроизводства, обновляющего интеллектуальный потенциал медиа, призвана отразить изменчивость в повседневном мышлении и повседневной деятельности. Она характеризует изменчивость в совокупности образцов повседневного мышления и повседневной деятельности, содержавшихся в информационном потенциале медиа и предлагаемых медиааудитории [21; 22]. Интегра-тивным результатом реализации этих функций является непрерывное моделирование изменчивости в це-леполагании, в контент-стратегиях, содержащихся в информационном потенциале медиа. Журналистика благодаря процессам интеллектуализации общественного труда и цифровизации медиапространства становится важным фактором гармонизации изменчивости и устойчивости медийного производства [23; 24].
Происходит актуализация функций журналистики как мобильного средства преодоления проблемных
ситуаций мира повседневности на основе обеспечения единства повседневного мышления и повседневной деятельности, единства деятельности индивидуальных и коллективных субъектов цивилизационного процесса на основе непрерывной регенерации их социальной зрелости и оптимизации системы целеполагания и целеосуществления в их сознании.
Это единство основывается на непрерывном моделировании образцов повседневного мышления и повседневной деятельности в ин -формационном потенциале медиа, непрерывного медиапотребления, моделирующего медиакартину мира в сознании медиааудитории, непрерывную связь между сознанием и самосознанием участников текущей социальной практики [25]. На этой основе происходит непрерывная регенерация социальной зрелости этих субъектов, их компетентность, ответственность, активность.
Наряду с периодическим воспроизводством интеллектуального потенциала медиа, ускоряется воспроизводство непрерывное этого потенциала, которое коренным образом меняет взаимодействие между устойчивостью и изменчивостью моделирования медиакультуры. Цифровая журналистика как фактор каждодневного обеспечения единства между повседневным мышлением и повседневной деятельностью приходит на смену обеспечению единства периодического. Происходит стремительное возрастание непрерывной объективации в информационном потенциале медиа интеллектуального потенциала социума.
Медиатворчество повседневное представляет собой каждодневное обеспечение событийности и ситуа-
тивности процессов моделирования медиакультуры, что ускоряет частоту преобразования в совокупности образцов повседневного мышления и повседневной деятельности, находящихся в содержании медиакультуры [26].
Журналистика в цифровом ме-диапространстве обеспечивает динамичность единства изменчивости и устойчивости в процессах гармонизации медиакультуры, ее знаниевых, аксиологических и поведенческих ресурсов. Цифровая журналистика тесно связана также с процессами динамического моделирования системы целеполагания в информационном потенциале медиа, играя важную роль в непрерывном обновлении контент-стратегий медиа в соответствии с результатами медийного творчества [27].
В цифровом медиа, в его информационном потенциале, происходит резкое возрастание событийности и ситуативности, что ведет к возрастанию динамичности массового информационного медиапроцесса, а также его интеллектуальности [28]. Журналистское творчество становится не только более динамичным, но и более интеллектуальным [29].
Одним из важнейших процессов в медийном творчестве является непрерывное моделирование системы целеполагания мира повседневности как оперативная реакция на проблемные событийные ситуации, которые возникают в социуме. В системе целеполагания есть цели стратегические и тактические, существует также изменчивость этих целей. В условиях цифрового медиапростран-ства создается возможность мобильной оптимизации целепроизводства и целедостижения [30].
Журналистика призвана в условиях цифровой медиатизации мобильно способствовать культур-но-цивилизационной самоидентификации личности, различных общностей, организаций по отношению к проблемным ситуациям, непрерывно возникающим в мире повседневности, создавая факторы их преодоления, которые непрерывно рождаются в журналистском творчестве. Результатом этого творчества становится информационный потенциал медиа, точнее та его часть, которая характеризует изменчивость, постоянно происходящую в интеллектуальном потенциале социума. Это изменчивость в ресурсах медиакультуры, изменчивость в ее традиционном наследии, которая формируется субъектами медийного творчества как совокуп -ность непрерывно обновляемых образцов повседневного мышления и повседневной деятельности, способных каждодневно оптимизировать систему целеполагания и целедости-жения социиума.
На современном этапе цивили-зационного развития возрастает острая необходимость интеллектуализации общественного труда для активизации процесса преодоления хаотизации мира повседневности, преодоления проблемных ситуаций и конфликтов в нем. Важнейшим фактором на этом пути выступает медийное творчество, активно обогащающее интеллектуальный потенциал социума, объективируемый в информационном потенциале медиа и осваиваемый медиааудитори-ей. Процессы целеполагания этого потенциала и медиапотребления его ресурсов медиааудиторией в условиях информационной революции, цифровизации медиапростран-
ства требует активной цифрови-зации информационного обмена в социуме, в его медиапространстве. Журналистике как разновидности медийного творчества необходимо стать цифровой журналистикой, без чего невозможно обеспечить непрерывность этого обмена [31; 32].
Медиатизация современной культуры как целостного образования требует ее активной цифровизации, без которой нельзя обеспечить требуемую непрерывность информационного обмена между индивидуальными и коллективными субъектами цивилизационного процесса. Медиатизация требует непрерывности, которую нельзя достичь без цифрови-зации. Непрерывность медийного процесса становится острой необходимостью [33].
В процессе медиапотребления потенциальная информация медиа превращается в реальную информацию в сознании медиааудитории. На этой основе должно происходить непрерывное обновление медиа-картины мира в сознании индивидуальных и коллективных субъектов. Эта непрерывность, которая невозможна без цифровой журналистики, обеспечивает каждодневное осмысление процессов преодоления хао-тизации, преодоления проблемных ситуаций, конфликтов на пути ци-вилизационного развития социума. Непрерывное обновление сознания личности как субъекта цивилизаци-онного процесса позволяет обеспечивать каждодневное обновление его самосознания [34].
Цифровое медиапространство имеет возможность обеспечивать непрерывность медийного творчества, непрерывность оптимизации самосознания субъектами тех про-
блемных ситуаций, которые возникают в цивилизационном процессе. И эту возможность необходимо реализовать всеми структурами цифрового медиапространства: организационными, редакционными, экономическими, технологическими и другими, что позволит обеспечивать возможность свободы медийного творчества, которая реализуется далеко не в полной мере текущей социальной практикой.
Что касается проблем журналистского творчества, то проблемам его оптимизации в условиях цифровизации медиапространства посвящаются многочисленные научные и научно-практические конференции1. Слабую оптимизацию журналистики, самосознания журналистов по отношению к процессам цифрового журналистского творчества отмечают многие исследователи2.
Система целеполагания и целе-достижения в мире повседневности нуждается в мобильном взаимодействии между субъектами цивилизационного процесса, которое призвано активно участвовать в этих процессах для преодоления его хаотизации, разрешения проблемных ситуаций, противоречий, конфликтов.
В результате этого взаимодействия должно оптимизироваться медийное творчество для обеспечения его актуальности, мобильности. Здесь важную роль играет журналистика, действующая в рамках повседневного мышления, обыденного сознания, в рамках здравого смысла.
1 Международная научно-практическая конференция «Журналистика в 2022 году: творчество, профессия, индустрия».
2 Е.Л. Вартанова, В.П. Коломиец, Л.Г. Свитич, Т.И. Фролова, С.Г. Корконосенко, М.А. Бережная и др.
Она моделирует типические образы повседневного мышления и повседневной деятельности как образцы медиакультуры, их непрерывное моделирование в медиакультуре. Журналистика в системе медиапро-изводства призвана обеспечивать единство между изменчивостью и устойчивостью цивилизационного процесса в рамках медиакультуры. Это касается прежде всего процессов моделирования информационного потенциала медиа, объективирующего постоянно обновляемый общественный интеллект.
Это также касается процессов медиапотребления, изменяющих динамично медиакартину мира в сознании участников текущей социальной практики, что поддерживает непрерывную связь между сознанием и самосознанием действующих субъектов цивилизационного процесса.
Журналистике необходимо мобильно поддерживать социальную зрелость самосознания личности, коллективных субъектов, их социальную компетентность, социальную ответственность и организованность, социальную активность.
Моделироване медиакультуры в аспекте журналистского творчества предполагает важные интегратив-ные результаты в информационном потенциале медиа.
Журналистика неразрывно связана с медийным творчеством, которое моделирует медиакультуру, выступая важным фактором повседневного обеспечения единства сознания и деятельности участников текущей практики как индивидуальных и коллективных субъектов ци-вилизационного процесса. Чтобы реализовать свои актуализируемые и расширяющиеся функции, совре-
менная журналистика должна становиться цифровой, занимать все более важное место в медиапро-странстве, влияя на преобразования в современном авторском, редакционном, экономическом, технологическом, организационном и других сегментах. В рамках этого моделирования взаимодействуют традиционное и инновационное содержание знаниевых, аксиологических, поведенческих и других ресурсов ме-диакультуры, гармонизация устойчивого и изменчивого в культурном наследии социума.
Журналистика должна стать полноценным фактором оптимизации повседневного мышления. Повседневное мышление — это мышление обыденное, основанное на ресурсах здравого смысла. Оно представляет собой совокупность образцов мышления и деятельности, которые поддерживают устойчивость и изменчивость в медиакультуре, на осуществление взаимодействия которых нацелена журналистика, обеспечивая необходимую динамичность гармонизации традиционного и инновационного в ней [3].
Информационный потенциал медиа, представляя собой объективацию в своем содержании непрерывно обновляемого интеллектуального потенциала социума, содержит в себе журналистскую информацию как совокупность образцов повседневного мышления и повседневной деятельности. Тех образцов, которые активно влияют на моделирование системы целеполагания и целе-достижения (осуществления), мира повседневности.
В результате медиапотребления аудиторией этой потенциальной информации происходит образование в
сознании медиааудитории реальной информации. В результате происходит повседневная регенерация социальной зрелости индивидуальных и коллективных субъектов цивили-зационного процесса, их социальной компетентности, ответственности, социальной организованности и активности, их волевых качеств.
В цифровом медиапространстве журналистика начинает приобретать все большую мобильность как в процессах медиапроизводства, так и в процессах медиапотребления. Кроме того, обретая цифровой характер, она может имеет возможность непрерывно моделировать медиакуль-туру, способствовать гармонизации традиционного и инновационного в ней, устойчивого и изменчивого. Цифровая журналистика все больше обретает характер активного фактора интеллектуального взаимодействия в системе моделирования изменчивости в повседневном мышлении и повседневной деятельности, в ресурсах здравого смысла, в ресурсах жизненного мира текущей социальной практики [35-37].
Прежде всего речь идет о об усилении ее участия в моделировании типических образов жизненного мира как мира повседневного общения между индивидуальными и коллективными субъектами цивилиза-ционного процесса. Тем самым она обеспечивает все большую мобильность регенерации, изменчивости повседневного мышления и повседневной деятельности этих образов.
Журналистика как фактор взаимодействия между сознанием и самосознанием личности призвана обеспечивать большую динамичность этого взаимодействия. Достигается динамичное моделирование
ресурсов самосознания личности за счет более динамичного моделирования в сознании медиааудитории медиакартины мира, медиакартины текущей действительности.
В цифровом медиапространстве журналистика начинает приобретать все большую мобильность как в процессах медиапроизводства, так и в процессах медиапотребления. Кроме того, обретая цифровой характер, она имеет возможность непрерывно моделировать медиакультуру, способствовать гармонизации традиционного и инновационного в ней, устойчивого и изменчивого. Цифровая журналистика все больше обретает характер активного фактора интеллектуального взаимодействия в системе моделирования изменчивости в повседневном мышлении и повседневной деятельности, в ресурсах здравого смысла, в ресурсах жизненного мира текущей социальной практики.
Прежде всего речь идет об усилении ее участия в моделировании типических образов жизненного мира как мира повседневного общения между индивидуальными и коллективными субъектами цивилиза-ционного процесса. Тем самым она обеспечивает все большую мобильность регенерации, изменчивости повседневного мышления и повседневной деятельности этих образов.
В центре внимания — проблемы гармонизации сознания и самосознания личности, различных коллективов.
Если непрерывно обновляется сознание субъектов цивилизацион-ного процесса, то непрерывно обновляется медиакартина мира в их сознании на основе медиапотребле-ния. Это обновление влечет обновление самосознания личности.
Заключение
Журналистика в рамках информационного обмена современного социума, осуществляемого в значительной мере в сфере цифровых коммуникаций, представляет собой разновидность медийного творчества, непрерывно обновляющего повседневное мышление новыми образцами этого мышления и поведения, преодолевая повседневно проблемные ситуации и совершенствуя действительность актами це-леполагания и целедостижения.
Без цифровой журналистики невозможно непрерывное обновление интеллектуального потенциала социума, осуществляемого на основе медийного творчества. А, следовательно, и непрерывной оптимизации целеполагания и целедостижения, осуществляемых индивидуальными и коллективными субъектами циви-лизационного процесса.
Без цифровой журналистики невозможно непрерывное обновление сознания и самосознания индивидуальных и коллективных субъектов цивилизационного процесса, непрерывное взаимодействие между сознанием и самосознанием участников текущей социальной практики.
Без цифровой журналистики невозможно непрерывное самопознание личностью, коллективом самого себя как субъекта цивилизационного процесса, непрерывного взаимодействие систем целеполагания и целедостижения социума индивидуальными и коллективными субъектами цивилизационного процесса.
Без цифровой журналистики невозможно обеспечение непрерывного единства сознания и деятельности субъектов цивилизационного про-
цесса на основе непрерывного воссоздания социальной зрелости этих субъектов: их социальной компетентности, ответственности, социальной организованности и активности.
Без цифровой журналистики невозможно непрерывное медиа-потребление субъектов цивилиза-ционного процесса, непрерывное превращение потенциальной информации медиа в реальную информацию медиааудитории, формирующей обновляемую медиакартину мира в своем сознании.
Без непрерывного обновления этой картины с помощью мобильной цифровой журналистики невозможно обеспечить непрерывное обновление типических образов настоящего и будущего в сознании и самосознании индивидуальных и коллективных субъектов цивилиза-
ционного процесса, непрерывное воссоздание концептов и конструктов цивилизационного развития.
Без цифровой журналистики невозможно обеспечить непрерывное моделирование медиакультуры, гармонизацию ее традиционности и инновационности, ее устойчивости и изменчивости, ее полифункциональности.
Современный цивилизационный процесс, происходящий в условиях интеллектуализации текущей социальной практики и цифровой революции, требует непрерывного единства сознания и деятельности индивидуальных и коллективных его субъектов. Без этого единства невозможно преодолевать хаотизацию мира повседневности, преодолевать проблемные ситуации на циви-лизационном пути.
Список использованной литературы
1. Вартанова Е.Л. Цифровая журналистика как новое поле академических исследований / Е.Л. Вартанова. — DOI 10.30547/mediaalmanah.6.2021.814. — EDN JPGKCE // Меди@льманах. — 2021. — № 6. — С. 8-14.
2. Коломиец В.П. Медиатизация медиа / В.П. Коломиец. — Москва : Изд-во Моск. ун-та, 2020. — 257 с. — EDN OODSDW.
3. Смирнова О.В. Роль журналистики в медиатизирующемся жизненном мире повседневности / О.В. Смирнова, Л.Г. Свитич, М.В. Шкондин. — DOI 10.17150/2308-6203.2020.9(4).595-611. — EDN FMHBMP // Вопросы теории и практики журналистики. — 2020. — Т. 9, № 4. — С. 595-611.
4. Индустрия российских медиа: цифровое будущее / Е.Л. Вартанова, А.В. Вырков-ский, С.С. Смирнов, М.И. Макеенко. — Москва : МедиаМир, 2017. — 160 с.
5. Вартанова Е.Л. Меняющаяся архитектура медиа и цифровые платформы / Е.Л. Вартанова. — DOI 10.30547/mediaalmanah.1.2022.813. — EDN GCSXXI // Меди@ льманах. — 2022. — № 1 (111). — С. 8-12.
6. Вартанова Е.Л. Теория медиа: отечественный дискурс / Е.Л. Вартанова. — Москва : Изд-во Моск. ун-та, 2019. — 224 с. — EDN KLSJOD.
7. Вартанова Е.Л. Цифровой капитал в контексте концепции нематериальных капиталов / Е.Л. Вартанова, А.А. Гладкова. — DOI 10.30547/mediascope.1.2020.8. — EDN DWMYLV // Медиаскоп. — 2020. — № 1. — С. 8.
8. Шкондин М.В. Журналистика в системе моделирования медиакультуры / М.В. Шкондин. — DOI 10.51965/2076-7919_2022_1_4_203. — EDN RPGUEB // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. — 2022. — Т. 1, № 4. — С. 203-215.
9. Корконосенко С.Г. Социальная интеграция в современной журналистике: потенциал и реализация / С.Г. Корконосенко. — DOI 10.17150/2308-6203.2022.11(3).417-428. — EDN DSPWFN // Вопросы теории и практики журналистики. — 2022. — Т. 11, № 3. — С. 417-428.
10. Корконосенко С.Г. Интеграционная функция журналистики в научной традиции и профессиональной реальности / С.Г. Корконосенко // Типология СМИ: Традиционные и новые подходы / под ред. Е.Л. Вартановой, О.В. Смирновой. — Москва : Аспект Пресс, 2023. — С. 46-54.
11. Демина И.Н. Журналистика в мире повседневности: слагаемые конвенциональной целостности как фактора преодоления конфликтов / И.Н. Демина, М.В. Шкондин. — DOI 10.51965/2076-7919_2021_1_1_134. — EDN AMTDTT // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. — 2021. — Т. 1, № 1. — С. 134-143.
12. Грабельников А.А. Истоки массовых информационных процессов / А.А. Грабельни-ков. — EDN YGSVCN // История отечественных СМИ. — 2016. — Т. 1, № 1. — С. 103-121.
13. Буевич А.П. Цифровизация и инновация экономического пространства: вопросы взаимовлияния и взаимозависимости / А.П. Буевич, Г.А. Терская. — EDN YSQIKF // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. — 2019. — № 3 (47). — С. 130-140.
14. Бережная М.А. Профессиональная идентичность в журналистике: интеграция и атомизация (по материалам экспертного опроса) / М.А. Бережная, С.Г. Корконосенко. — DOI 10.51965/2076-7919_2023_2_2_121. — EDN BPMFFM // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. — 2023. — Т. 2, № 2. — С. 121-129.
15. Шкондин М.В. Журналистика как фактор преодоления проблемных ситуаций мира повседневности: слагаемые целостности / М.В. Шкондин, Т.Н. Владимирова, И.Н. Демина. — DOI 10.51965/20767919_2022_1_1_138. — EDN SENWFT // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. — 2022. — Т. 1, № 1. — С. 138-144.
16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — Санкт-Петербург : Питер, 1998. — 705 с.
17. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. — Москва : Политиздат, 1975. — 304 с.
18. Коган М.С. Философия культуры / М.С. Коган. — Москва : Юрайт, 2023. — 353 с.
19. Степин В.С. Цивилизация и культура / В.С. Степин. — Санкт-Петербург : СПбГУП, 2011. — 408 с.
20. Монастырева О.В. Медиапространство: обзор представлений и подходов к пониманию / О.В. Монастырева. — EDN PZMJCV // Вестник Амурского государственного университета. — 2010. — № 50. — С. 56-62.
21. Демина И.Н. Массовая экономическая коммуникация в условиях модернизации общества / И.Н. Демина. — EDN OWKKOJ // Медиаскоп. — 2012. — № 1. — C. 26.
22. Демина И.Н. О сущности экономической массовой коммуникации / И.Н. Демина. — EDN OZAGTF // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2012. — № 3. — С. 175-179.
23. Глазунов Ю.Т. Целеполагание, целедостижение и волевая регуляция / Ю.Т. Глазунов, К.Р. Сидоров. — DOI 10.17223/17267080/64/1. — EDN YTUBYV // Сибирский психологический журнал. — 2017. — № 64. — С. 6-23.
24. Саяпина И.Ю. Медийное конструирование социальной реальности : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.01 / И.Ю. Саяпина. — Саратов, 2011. — 186 с.
25. Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. — Москва: Изд-во Моск. унта, 1983. — 284 с.
26. Челышева И.В. Медиатворчество в социокультурной среде: теория и практика / И.В. Челышева. — Москва : Директ-Медиа, 2018. — 151 с. — EDN YMKQPU.
27. Вирен Г.В. Информационные агентства / Г.В. Вирен, В.А. Полынов, Т.И. Фролова. — Москва : Юрайт, 2023. — 197 с.
28. Липатова О.А. Событийность и ситуационность в гуманитарной перспективе / О.А. Липатова, О.Д. Агапов. — EDN TNPYNF // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. — 2014. — № 4-1. — С. 9-12.
29. Ким М.Н. Познавательные ресурсы журналистики / М.Н. Ким. — Санкт-Петербург, 2010. — 192 с.
30. Власова Е.М. Целеполагание и целедостижение: сущностные характеристики деятельностного процесса / Е.М. Власова. — EDN ZXODVV // Россия и АТР. — 2002. — № 3. — С. 102-111.
31. Вартанова Е.Л. Исследовательские традиции в изучении типологии СМИ на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова / Е.Л. Вартанова // Типология СмИ: Традиционные и новые подходы / под ред. Е.Л. Вартановой, О.В. Смирновой. — Москва : Аспект Пресс, 2023. — С. 7-13.
32. Тулупов В.В. Вопросы типологии в исследованиях Воронежской научно-образовательной школы журналистики / В.В. Тулупов // Типология СМИ: Традиционные и новые подходы / под ред. Е.Л. Вартановой, О.В. Смирновой. — Москва : Аспект Пресс, 2023. — С. 37-45.
33. Шмелева Т.В. Медиатизация как феномен современной культуры и объект исследования / Т.В. Шмелева. — EDN VLCHTT // Вестник Новгородского государственного университета. — 2015. — № 7(90). — С. 145-148.
34. Коломиец В.П. От социологии СМИ к социологии медиа / В.П. Коломиец // Типология СМИ: Традиционные и новые подходы / под ред. Е.Л. Вартановой, О.В. Смирновой. — Москва : Аспект Пресс, 2023. — С. 55-76.
35. Блохин И.Н. Феномен медиаидентичности в массовой коммуникации / И.Н. Бло-хин. — EDN XXKZKX // Век информации. — 2016. — № 4. — С. 11-19.
36. Блохин И.Н. Медиаидентичность: факторы формирования и типология / И.Н. Блохин. — EDN XWROGL // Современные СМИ в контексте информационных технологий : сб. науч. тр. — Санкт-Петербург, 2017. — С. 149-153.
37. Смирнова О.В. Идентичность газеты в условиях цифровизации: к постановке исследовательской проблемы / О.В. Смирнова. — DOI 10.51965/2076-7919_2023_1_1_201. — EDN CFMFNJ // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. — 2023. — Т. 1, № 1 (40). — С. 201-209.
References
1. Vartanova E.L. Digital Journalism as a New Field of Academic Research. Me-diaAl'manakh = MediaAlmanah Journal, 2021, no. 6, pp. 8-14. (In Russian). EDN: JPGKCE. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2021.814.
2. Kolomiets V.P. Mediatization of Media. Moscow, Lomonosov Moscow State University Publ., 2020. 257 p. EDN: OODSDW.
3. Smirnova O.V., Svitich L.G., Shkondin M.V. The Role of Journalism in Mediatization of the World of Everyday Life. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2020, vol. 9, no. 4, pp. 595-611. (In Russian). EDN: FMHBMP. DOI: 10.17150/2308-6203.2020.9(4).595-611.
4. Vartanova E.L., Vyrkovskii A.V., Smirnov S.S., Makeenko M.I. Russian Media Industry: Digital Future. Moscow, MediaMir Publ., 2017. 160 p.
5. Vartanova E.L. Changing Media Architecture and Digital Platforms. MediaAl'manakh = MediaAlmanah Journal, 2022, no. 1, pp. 8-12. (In Russian). EDN: GCSXXI. DOI: 10.30547/ mediaalmanah.1.2022.813.
6. Vartanova E.L. Media Theory: Domestic Discourse. Moscow, Lomonosov Moscow State University Publ., 2019. 224 p. EDN: KLSJOD.
7. Vartanova E.L., Gladkova A.A. Digital Capital in the Context of the Concept of Intangible Capital. Mediaskop = Mediascope, 2020, no. 1, pp. 8. (In Russian). EDN: DWMYLV. DOI: 10.30547/mediascope.1.2020.8.
8. Shkondin M.V. Journalism in the System of Media Culture Modeling. Vestnik Volzhsk-ogo universiteta im. V.N. Tatishcheva = Vestnik of Volzhsky University after V.N. Tatischev, 2022, vol. 1, no. 4, pp. 203-215. (In Russian). EDN: RPGUEB. DOI: 10.51965/2076-7919_2022_1_4_203.
9. Korkonosenko S.G. Social Integration in Contemporary Journalism: Potential and Implementation. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2022, vol. 11, no. 3, pp. 417-428. (In Russian). EDN: DSPWFN. DOI: 10.17150/2308-6203.2022.11(3).417-428.
10. Korkonosenko S.G. Integration Function of Journalism in the Scientific Tradition and Professional Reality. Vartanovа E.L., Smirnovа O.V. (eds.). Media Typology: Traditional and New Approaches. Moscow, Aspekt Press Publ., 2023. pp. 46-54.
11. Demina I.N., Shkondin M.V. Journalism in the World of Everyday Life: Components of Conventional Integrity as a Factor in Overcoming Conflicts. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva = Vestnik of Volzhsky University after V.N. Tatischev, 2021, vol. 1, no. 1, pp. 134-143. (In Russian). EDN: AMTDTT. DOI: 10.51965/2076-7919_2021_1_1_134.
12. Grabel'nikov A.A. Origins of Mass Information Processes. Istoriya otechestvennykh SMI = History of domestic media, 2016, vol. 1, no. 1, pp. 103-121. (In Russian). EDN: YGSVCN.
13. Buevich A.P., Terskaya G.A. Digitalization and Innovatization of Economic Space: Issues of Mutual Impact and Interdependence. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie = Bulletin Tver State University. Series: Economics and Management, 2019, no. 3, pp. 130-140. (In Russian). EDN: YSQIKF.
14. Berezhnaya M.A., Korkonosenko S.G. Professional Identity in Journalism: Integration and Atomization (Based On the Materials of an Expert Survey). Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva = Vestnik of Volzhsky University after V.N. Tatischev, 2023, vol. 2, no. 2, pp. 121-129. (In Russian). EDN: BPMFFM. DOI: 10.51965/2076-7919_2023_2_2_121.
15. Shkondin M.V., Vladimirova T.N., Demina I.N. Journalism as a Factor of Resolving Problematic Situations of Everyday World: Components of Integrity. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva = Vestnik of Volzhsky University after V.N. Tatischev, 2022, vol. 1, no. 1, pp. 138-144. (In Russian). EDN: SENWFT. DOI: 10.51965/20767919_2022_1_1_138.
16. Rubinshtein S.L. Fundamentals of General Psychology. Saint Petersburg, Piter Publ., 1998. 705 p.
17. Leont'ev A.N. Activity, Consciousness, Personality. Moscow, Politizdat Publ., 1975. 304 p.
18. Kogan M.S. Philosophy of Culture. Moscow, Yurait Publ., 2023. 353 p.
19. Stepin V.S. Civilization and Culture. Saint-Petersburg University of the Humanities and Social Sciences Publ., 2011. 408 p.
20. Monastyreva O.V. Media Space: A Review of Ideas and Approaches to Understanding. Vestnik Amurskogo gosudarstvennogo universitetata. Seriya: Gumanitarnye nauki = Bulletin of the Amur State University. Series: The Humanities, 2010, no. 50, pp. 56-62. (In Russian). EDN: PZMJCV.
21. Demina I.N. Mass Communication in the Economic Conditions of Society Modernization. Mediaskop = Mediascope, 2012, no. 1, pp. 26. (In Russian). EDN: OWKKOJ.
22. Demina I.N. About Essence of Economic Mass Communication. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy gosudarstvennyy universitet ekono-miki i prava) = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law), 2012, no. 3, pp. 175-179. (In Russian). EDN: OZAGTF.
23. Glazunov Yu.T., Sidorov K.R. Goal-Setting, Goal Achievement and Volitional Regulation. Sibirskii psikhologicheskii zhurnal = Siberian Journal of Psychology, 2017, no. 64, pp. 6-23. (In Russian). EDN: YTUBYV. DOI: 10.17223/17267080/64/1.
24. Sayapina I.Yu. Media Construction of Social Reality. Cand. Diss. Saratov, 2011. 186 p.
25. Stolin V.V. Personal Self-Awareness. Moscow, Lomonosov Moscow State University Publ., 1983. 284 p.
26. Chelysheva I.V. Media Creativity in the Sociocultural Environment: Theory and Practice. Moscow, Direkt-Media Publ., 2018. 151 p. EDN: YMKQPU.
27. Viren G.V., Polynov V.A., Frolova T.I. News Agencies. Moscow, Yurait Publ., 2023. 197 p.
28. Lipatova O.A., Agapov O.D. Event-Based and Situational Humanitarian Perspective. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv = Bulletin of Kazan state university of culture and arts, 2014, no. 4-1, pp. 9-12. (In Russian). EDN: TNPYNF.
29. Kim M.N. Educational Resources of Journalism. Saint Petersburg, 2010. 192 p.
30. Vlasova E.M. Purpose-Designation and Purpose Achievement. Rossiya i ATR = Russia and the Pacific, 2002, no. 3, pp. 102-111. (In Russian). EDN: ZXODVV.
31. Vartanova E.L. Research Traditions in the Study of Media Typology at the Faculty of Journalism of Lomonosov Moscow State University. Vartanova E.L., Smirnova O.V. (eds.). Media Typology: Traditional and New Approaches. Moscow, Aspekt Press Publ., 2023. pp. 7-13.
32. Tulupov V.V. Typology Issues in the Research of the Voronezh Scientific and Educational School of Journalism. Vartanova E.L., Smirnova O.V. (eds.). Media Typology: Traditional and New Approaches. Moscow, Aspekt Press Publ., 2023. pp. 37-45.
33. Shmeleva T.V. Mediatization as the Phenomenon of Modern Culture and Object of Research. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta = Novgorod State University Bulletin, 2015, no. 7, pp. 145-148. (In Russian). EDN: VLCHTT.
34. Kolomiets V.P. From Sociology of Media to Sociology of Media. Vartanova E.L., Smirnova O.V. (eds.). Media Typology: Traditional and New Approaches. Moscow, Aspekt Press Publ., 2023. pp. 55-76.
35. Blokhin I.N. The Phenomenon of Media Identity in Mass Communication. Vek infor-matsii = The Information Age, 2016, no. 4, pp. 11-19. (In Russian). EDN: XXKZKX.
36. Blokhin I.N. Media Identity: Factors of Formation and Typology. Modern Media in the Context of Information Technology. Collected Papers. Saint Petersburg, 2017, pp. 149-153. (In Russian). EDN: XWROGL.
37. Smirnova O.V. Newspaper Identity in the Conditions of Digitalization: The Statement of the Research Problem. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva = Vestnik of Volzhsky University after V.N. Tatischev, 2023, vol. 1, no. 1, pp. 201-209. (In Russian). EDN: CFMFNJ. DOI: 10.51965/2076-7919_2023_1_1_201.
Информация об авторах
Демина Ирина Николаевна — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой журналистики и маркетинговых технологий, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, idemina.irk@gmail.com, О https://orcid. org/0000-0003-0306-3579, SPIN-код: 8976-1790, ResearcherID: GLR-4527-2022.
Шкондин Михаил Васильевич — доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, кафедра цифровой журналистики, факультет журналистики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация, skond@mail.ru, О https://orcid.org/0000-0001-8401-9398.
Authors Information
Irina N. Demina — D.Sc. in Economics, Professor, Head of Department of Journalism and Marketing Technologies, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, idemina.irk@ gmail.com, @ https://orcid.org/0000-0003-0306-3579, SPIN-Code: 8976-1790, Researcher-ID: GLR-4527-2022.
Mikhail V. Shkondin — D.Sc. of Philology, Full Professor, Leading Researcher, Department of Digital Journalism, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, skond@mail.ru, О https://orcid.org/0000-0001-8401-9398.
Вклад авторов
Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the Authors
The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Для цитирования
Демина И.Н. Журналистика в цифровом медиапространстве: слагаемые целостности / И.Н. Демина, М.В. Шкондин. — DOI 10.17150/2308-6203.2023.12(3).383-398. — EDN ZJBCWW // Вопросы теории и практики журналистики. — 2023. — Т. 12, № 3. — С. 383-398.
For Citation
Demina I.N., Shkondin M.V. Journalism in the Digital Media Space: Integrity Terms. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2023, vol. 12, no. 3, pp. 383-398. (In Russian). EDN:ZJBCWW. DOI: 10.17150/2308-6203.2023.12(3).383-398.