Научная статья на тему 'ЖУРНАЛИСТИКА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ СУБЪЕКТОВ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПРОЦЕССА'

ЖУРНАЛИСТИКА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ СУБЪЕКТОВ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
79
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ / МЕДИАКУЛЬТУРА / ЖУРНАЛИСТИКА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕДИА / МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЖИЗНЕННЫЙ МИР / МИР ПОВСЕДНЕВНОСТИ / МЕДИАПУБЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гладкова Анна Александровна, Демина Ирина Николаевна, Шкондин Михаил Васильевич

Журналистика исследуется в статье в системе повседневной гармонизации социально-психологической зрелости субъектов цивилизационного процесса, индивидуальных и коллективных. Интегративный результат ее функционирования - повседневное созидание этой зрелости, ее регенерация, восстановление в условиях непрерывной актуальной изменчивости проблемных ситуаций мира повседневности. Журналистика вплетена в систему самодвижения мира повседневности из настоящего в будущее, оптимизируя повседневно процесс взаимодействия традиционного и инновационного в медиакультуре как фактора оптимизации жизненного мира в системе целеполагания и целедостижения мира повседневности. Она - важнейшее слагаемое медиапубличности, обеспечивающее динамичное осмысление субъектами текущей социальной практики актуальной изменчивости процессов регенерации социально-психологической зрелости участников цивилизационного процесса. В системе целеполагания и целедостижения журналистика способствует динамичной гармонизации целеполагания и способов реализации этих целей, как в выборе образцов повседневного мышления и повседневной деятельности, так и в их динамичной регенерации. В статье характеризуется медиапубличность как система информационного обмена в мире повседневности, объективирующая интеллектуальное взаимодействие между теми, кто осуществляет медийное творчество, создает инновационные ресурсы, и теми, кто эти ресурсы использует в процессе оптимизации своей системы целеполагания и целедостижения. Интегративный результат медиапубличности - социально-психологическая зрелость субъектов цивилизационного процесса, как индивидуальных, так и коллективных субъектов социальных реальностей - экономической, политической, правовой, научной, образовательной, художественной и др. Журналистика осуществляет повседневное осмысление изменчивости проблемных ситуаций, динамично регенерируя социально-психологическую зрелость участников текущей социальной практики, каждодневно оптимизируя его систему целеполагания и целедостижения в рамках повседневной гармонизации и моделирования медиакультуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Гладкова Анна Александровна, Демина Ирина Николаевна, Шкондин Михаил Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOURNALISM AS A FACTOR OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL MATURITY OF THE CIVILIZATIONAL PROCESSES SUBJECTS

In the article journalism is explored in the daily harmonization system of socio-psychological maturity of the civilizational process’s subjects, individual and collective. The integrative result of its functioning is the everyday creation of this maturity, its regeneration and restoration in conditions of continuous actual variability of everyday life’s world problem situations. Journalism is woven into the system of everyday life’s world self-movement from the present to the future, optimizing the everyday process of interaction between traditional and innovative in media culture as an optimizing life world factor in the everyday ‘s world system of goal-setting and goal-achievement. It is the most important media publicity component, which provides the subjects’ dynamic understanding of the current social practice of the actual variability in the processes of socio-psychological’s maturity regeneration of civilizational process participants. In the goal-setting and goal-achievement system, journalism contributes to the dynamic goal-setting harmonization and ways of realizing these goals, both in the selection of everyday thinking and daily activities samples, and in their dynamic regeneration. The article describes media publicity as a system of information exchange in the everyday life world, objectifying the intellectual interaction between those who carry out media creativity, create innovative resources, and those who use these resources in the process of optimizing their goal-setting and goal-achievement system. The integrative result of media publicity is the socio-psychological maturity of the civilizational processes subjects, both individual and collective subjects of social realities - economic, political, legal, scientific, educational, artistic, etc. Journalism carries out daily understanding of the problem situations variability, dynamically regenerating the socio-psychological maturity of the participants in the current social practice, daily optimizing its system of goal setting and goal realization within the framework of daily harmonization and modeling of the media culture.

Текст научной работы на тему «ЖУРНАЛИСТИКА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ СУБЪЕКТОВ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПРОЦЕССА»

Вопросы теории и практики журналистики. 2023. T. 12. № 2

ТЕОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ THEORY OF JOURNALISM

УДК 070 EDN BJJZPW

DOI 10.17150/2308-6203.2023.12(2).296-309 Научная статья

Журналистика как фактор социально-психологической зрелости субъектов цивилизационного процесса

Гладкова А.А.1 , Демина И.Н.2Н , Шкондин М.В.1 ©

1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г Москва, Российская Федерация

2 Байкальский государственный университет, г Иркутск, Российская Федерация Автор, ответственный за переписку: Демина И.Н., idemina.irk@gmail.com

Аннотация. Журналистика исследуется в статье в системе повседневной гармонизации социально-психологической зрелости субъектов цивилизационного процесса, индивидуальных и коллективных. Инте-гративный результат ее функционирования — повседневное созидание этой зрелости, ее регенерация, восстановление в условиях непрерывной актуальной изменчивости проблемных ситуаций мира повседневности. Журналистика вплетена в систему самодвижения мира повседневности из настоящего в будущее, оптимизируя повседневно процесс взаимодействия традиционного и инновационного в медиакультуре как фактора оптимизации жизненного мира в системе целеполагания и целедостижения мира повседневности. Она — важнейшее слагаемое медиапубличности, обеспечивающее динамичное осмысление субъектами текущей социальной практики актуальной изменчивости процессов регенерации социально-психологической зрелости участников ци-вилизационного процесса. В системе целеполагания и целедостижения журналистика способствует динамичной гармонизации целеполагания и способов реализации этих целей, как в выборе образцов повседневного мышления и повседневной деятельности, так и в их динамичной регенерации. В статье характеризуется медиапубличность как система информационного обмена в мире повседневности, объективирующая интеллектуальное взаимодействие между теми, кто осуществляет медийное творчество, создает инновационные ресурсы, и теми, кто эти ресурсы использует в процессе оптимизации своей системы целепо-лагания и целедостижения. Интегративный результат медиапублич-ности — социально-психологическая зрелость субъектов цивилизаци-онного процесса, как индивидуальных, так и коллективных субъектов социальных реальностей — экономической, политической, правовой, научной, образовательной, художественной и др. Журналистика осуществляет повседневное осмысление изменчивости проблемных ситуаций, динамично регенерируя социально-психологическую зрелость участников текущей социальной практики, каждодневно оптимизируя его систему целеполагания и целедостижения в рамках повседневной гармонизации и моделирования медиакультуры.

Ключевые слова. Социально-психологическая зрелость, медиа-культура, журналистика, интеллектуальный потенциал медиа, меди-апотребление, интеллектуальное взаимодействие, жизненный мир, мир повседневности, медиапубличность.

Финансирование. Исследование выполнено в рамках Программы развития Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского государственного университета «Сохранение мирового культурно-исторического наследия».

Информация о статье. Дата поступления 20 марта 2023 г.; дата поступления после доработки 29 марта 2023 г.; дата принятия к печати 04 апреля 2023 г.; дата онлайн-размещения 23 июня 2023 г.

Original article

Journalism as a Factor of Socio-Psychological Maturity of the Civilizational Processes Subjects

Anna A. Gladkova1G , Irina N. Demina2 G, Mikhail V. Shkondin1 )

1 Moscow State University, Moscow, Russian Federation

2 Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

Corresponding author: Irina N. Demina, idemina.irk@qmail.com

Abstract. In the article journalism is explored in the daily harmonization system of socio-psychological maturity of the civilizational process's subjects, individual and collective. The integrative result of its functioning is the everyday creation of this maturity, its regeneration and restoration in conditions of continuous actual variability of everyday life's world problem situations. Journalism is woven into the system of everyday life's world self-movement from the present to the future, optimizing the everyday process of interaction between traditional and innovative in media culture as an optimizing life world factor in the everyday 's world system of goal-setting and goal-achievement. It is the most important media publicity component, which provides the subjects' dynamic understanding of the current social practice of the actual variability in the processes of socio-psychological's maturity regeneration of civilizational process participants. In the goal-setting and goal-achievement system, journalism contributes to the dynamic goal-setting harmonization and ways of realizing these goals, both in the selection of everyday thinking and daily activities samples, and in their dynamic regeneration. The article describes media publicity as a system of information exchange in the everyday life world, objectifying the intellectual interaction between those who carry out media creativity, create innovative resources, and those who use these resources in the process of optimizing their goal-setting and goal-achievement system. The integrative result of media publicity is the socio-psychological maturity of the civilizational processes subjects, both individual and collective subjects of social realities — economic, political, legal, scientific, educational, artistic, etc. Journalism carries out daily understanding of the problem situations variability, dynamically regenerating the socio-psychological maturity of the participants in the current social practice, daily optimizing its system of goal setting and goal realization within the framework of daily harmonization and modeling of the media culture.

Keywords. Socio-psychological maturity, media culture, journalism, intellectual media potential, media consumption, intellectual interaction, life world, world of everyday life, media publicity.

Funding. The study was held within the framework of the Development Program of the Interdisciplinary Education Research School «World Cultural and Historic Heritage Preservation», Moscow State University.

Article info. Received March 20, 2023; revised March 29, 2023; accepted April 04, 2023; available online June 23, 2023.

Введение

Важнейшим интегративным результатом самодвижения социума по цивилизационному пути является непрерывно достигаемое единство повседневного мышления и деятельности. О необходимости этого единства писали А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие авторы [1-4].

Это единство может быть достигнуто в процессе гармонизации, регенерации социально-психологической зрелости индивидуальных и коллективных субъектов цивили-зационного процесса, единство, которое невозможно обеспечить без журналистики [5-8].

Эта регенерация происходит в условиях преодоления хаотизации мира повседневности, преодоления проблемных ситуаций различных социальных реальностей — экономических, политических, правовых, научных, образовательных, художественных и др. Она основывается на самоосмыслении этим миром как совокупностью участников текущей социальной практики проблемных ситуаций, возникающих противоречий, социальных конфликтов в нем [9; 10]. Самоосмысление осуществляется в процессе информационного обмена между участниками текущей социальной практики, в процессе социального взаимодействия между ними как взаимодействия интеллектуального [11].

В современных условиях интеллектуализации общественного труда, цифровизации информационного обмена важнейшее значение приобретает медийное интеллектуальное взаимодействие, интегратив-ным результатом которого является медийная социально-психологическая зрелость участников текущей социальной практики. Это не биологическая (возрастная) зрелость, отмечает психолог Е.Л. Доценко, а психологическая [12]. А.Л. Журавлев считает, что эта зрелость проявляется в отношениях и взаимодействиях с другими людьми, социальными группами [13, с. 49]. Социально-психологическая зрелость — это качество социальной самореализации путем преобразования социальной действительности, сообразуясь с культурно-историческими условиями [12]. Это такое качество социальной самореализации, которое оптимизирует субъективный фактор цивилизационного развития как единство повседневного мышления и повседневной деятельности на основе оптимизации системы целе-полагания и целедостижения мира повседневности в процессе гармонизации традиционного и инновационного в современной культуре.

Социально-психологическая зрелость индивидуальных и коллективных субъектов цивилизационного процесса является, исходя из пред-

шествующих суждений, интегратив-ным результатом самоосмысления жизненным миром повседневности этих субъектов, различными личностями, коллективами, организациями, субъектами различных социальных реальностей (экономических, политических, правовых, образовательных, художественных, этнических и других) проблемных ситуаций, каждодневно рождаемых и преодолеваемых миром повседневности.

Участники текущей социальной практики, индивидуальные и коллективные, тогда становятся субъектами цивилизационного процесса, когда располагают качеством социально-психологической зрелости и непрерывно регенерируют в себе это качество, включающее в себя компетентность, ответственность, организованность, а также необходимые волевые ресурсы — смелость, настойчивость и др.

Система гармонизации социально-психологической зрелости индивидуальных и коллективных субъектов цивилизационного процесса, действующая в рамках медиатизации мира повседневности, включает в себя следующие функции интеллектуального взаимодействия:

- повседневное обновление в рамках информационного потенциала медиа как объективизации в меди-аинформации повседневно обновляемого интеллектуального потенциала социума на основе медийного творчества субъектов цивилизационного процесса. Тех субъектов, которые осмысливают проблемные ситуации, выявляющие новые, инновационные интеллектуальные ресурсы как ресурсы медиакультуры, вбирающие в себя традиционное наследие — статику культуры и ее изменчивость как

совокупность инноваций — динамику медиакультуры;

- процесс медиатизации интеллектуального взаимодействия в мире повседневности включает не только непрерывное обновление потенциальной информации, содержащейся в медиа, как непрерывное обновление в рамках медиаресур-сов общественного интеллекта. Он включает в себя также процесс ме-диапотребления, на его основе в сознании медиааудитории непрерывно обновляется медиакартина мира, в которой происходят процессы непрерывного моделирования системы целеполагания и целедостиже-ния [14-17].

Индивидуальные и коллективные субъекты цивилизационного процесса непрерывно создают для себя совокупность целей и способов их достижения. Ученые отмечают, что понятия «целеполагание», «це-ледостижение», «волевая регуляция» настолько взаимосвязаны, что пропади одно из них, исчезли бы и два оставшиеся [17]. При этом происходит непрерывная гармонизация, регенерация социально-психологической зрелости субъектов цивили-зационного процесса в рамках всех социальных реальностей.

Журналистика призвана обеспечить единство устойчивости и изменчивости процесса формирования и регенерации социально-психологической зрелости.

Журналистика в системе

медиапотребления

Самодвижение мира повседневности по цивилизационному пути — интегративный результат достигнутого единства между повседневным мышлением и повседневной деятель-

ностью участников текущей социальной практики. Это единство рождается тогда, когда обеспечивается публичность в непрерывном интеллектуальном взаимодействии между индивидуальными и коллективными субъектами цивилизационного процесса, между различными социальными реальностями — экономической, политической, правовой, научной, образовательной, художественной, а также внутри этих реальностей.

Медиапубличность интеллектуального взаимодействия в мире повседневности — это интегративный результат медиатизации в нем, которая активно развивается в условиях интеллектуализации общественного труда и цифровизации информационного обмена в социуме [6; 10; 18]. Медиапубличность в этих условиях неразрывно связана с функционированием системы социально-психологической зрелости участников текущей социальной практики.

Информационный обмен в условиях интеллектуализации общественного труда и цифровизации процессов социального взаимодействия в мире повседневности все больше обретает характер интеллектуального взаимодействия. Важным слагаемым информационного обмена является жизненный мир.

Жизненный мир — это совокупность типических образов повседневности в сознании субъектов цивилизационного процесса, обеспечивающих непрерывное единство повседневного мышления и повседневной деятельности. Жизненному миру свойственны устойчивость и изменчивость, способствующие тому, чтобы медиапотребление индивидуальных и коллективных субъектов цивилизационного про-

цесса решало задачу превращения информационного потенциала медиа в реальную информацию, обретаемую индивидуальным и коллективным сознанием медиааудитории.

Жизненный мир — это необходимое звено в системе самоосмысления миром повседневности самого себя как коллективного субъекта цивилизационного процесса.

В рамках жизненного мира оптимизируется социально-психологическая зрелость, в том числе и волевая регуляция субъектов индивидуальных и коллективных, без которой невозможно обретение ими важных качеств социально-психологической зрелости, в том числе социальной компетентности.

Непрерывная хаотизация мира повседневности, которая проявляется в процессе возникновения проблемных ситуаций, противоречий и конфликтов в этом мире, требует постоянного обогащения интеллектуального потенциала социума, гармонизации его культуры как организованной целостности, как совокупности программ, стратегий циви-лизационного развития [19].

Интеллектуальное взаимодействие, рождаемое в рамках культуры, призвано:

- повседневно обогащать интеллектуальный потенциал общества для гармонизации культуры, обновляя культурное наследие, культурные традиции и инновации в ней;

- обеспечивать освоение наследия культуры и знать ее новые ресурсы — знаниевые, аксиологические, поведенческие и другие, в том числе через жизненный мир повседневности;

- гармонизировать систему це-леполагания и целедостижения, обе-

спечивая социально-психологическую зрелость участников текущей социальной практики.

Для этого необходимо, чтобы информационный потенциал медиа был устойчив, не терял содержащиеся в нем ценные ресурсы культурного наследия [20-24]. В то же время мир повседневности непрерывно изменяется: возникают проблемные ситуации как следствие хаотизации этого мира, которые необходимо динамично преодолевать на основе медийного творчества, в том числе журналистского, непрерывно обновляя интеллектуальный потенциал общества, объективированный в медиатексте. Существует острая необходимость в изменениях, в инновациях в рамках медиакультуры. С одной стороны, важно своевременно удалять из медиакультуры все устаревшее, а с другой — важно, чтобы не были ошибочно утрачены ценные ресурсы. Важно также, чтобы медиакультуру пополняли лишь те инновации, которые представляют собой результаты конструирования будущего цивилизационного развития социума.

Журналистика в системе

медийного творчества

Журналистика выступает как фактор гармонизации, регенерации социально-психологической зрелости индивидов, а также коллективных субъектов. Изменчивость мира повседневности как процесс хаотизации в нем, нарастания проблемных ситуаций, противоречий и конфликтов каждодневно порождает несоответствие этой зрелости изменяющимся условиям жизнедеятельности социума в целом, а также его различных этносов, других социальных групп.

Идея изменчивости или «текучести» (liquidity) изначально осмыслялась З. Бауманом в контексте «текучей современности» (liquid modernity) [25; 26]. Сегодня этот подход все чаще оказывается в фокусе внимания исследователей медиа и журналистики. Трансформация норм, ценностей, профессиональных практик и стандартов, медиасистем, аудиторий, практик потребления и распространения информации, идентичности, роли журналистов и аудитории, журналистских культур, форм занятости и форм труда, бизнес-моделей СМИ и многих других аспектов становится своеобразным маркером «текучей современности» [27; 28] с ее неопределенностью, гибкостью, изменчивостью, нестабильностью, неустойчивостью, поливариантностью и непредсказуемостью течения социальных процессов [29].

Медийное творчество и моделируемая им медиакультура в процессе медиатизации мира повседневности располагают возможностью преодолевать проблемные ситуации на основе каждодневной регенерации социально-психологической зрелости индивидуальных и коллективных субъектов цивилизационного процесса, различных этнических групп. В проведенных нами исследованиях с опорой как на российский, так и на международный контекст [30; 31], показано: этническая журналистика как часть национального медиапро-странства является сегодня хорошим примером «текучести», гибкости, изменчивости и в значительной степени неопределенности. Подобное наблюдение характерно, на наш взгляд, как для этнической журналистики в странах Глобального Севера, где сильны традиции государствен-

ной поддержки и регулирования деятельности этнических СМИ, так и для стран Глобального Юга, где этнические СМИ нередко оказываются маргинализированы и фактически лишены поддержки со стороны государства, как это происходит, например, в Аргентине [32] и ряде других стран Латинской Америки.

Регенерация — это возобновление, восстановление чего-то в процессе развития, деятельности. Процесс регенерации социально-психологической зрелости субъектов цивилизационного процесса включает в себя:

- моделирование медиакульту-ры как организованной целостности, разновидности современной культуры, несущей в себе программы, стратегии цивилизационного развития социума;

- оптимизацию медиапотребле-ния непрерывно обновляемого информационного потенциала медиа как объективированного в нем интеллектуального потенциала общества [33].

Оптимизация медиапотребления состоит в превращении потенциальной информации медиа в реальную информацию медиааудитории, непрерывно обновляющей медиакар-тину мира в сознании аудиторных групп. Важнейшей составляющей этой картины, по нашему мнению, является жизненный мир повседневности как совокупность типических образов этого мира, его важнейших конструктов.

Социально-психологическая зрелость субъектов цивилизационного процесса является интегративным результатом в механизме преодоления проблемных ситуаций мира повседневности на основе медийного творчества. Оно представляет собой

созидательную деятельность, моделирующую и непрерывно обновляющую совокупность образцов повседневного мышления и повседневной деятельности с целью преодоления проблемных ситуаций, непрерывно оптимизируя систему целеполага-ния и целедостижения участников текущей социальной практики.

Этот результат достигается в рамках системы медиакультуры в процессе ее моделирования, обеспечивающего единство повседневного мышления и повседневной деятельности. Оно достигается в процессе информационного обмена в социуме, и прежде всего социального взаимодействия субъектов социального творчества, непрерывно объективирующих интеллектуальный потенциал социума, который в процессе его освоения социальной общностью оптимизирует и регенерирует социально-психологическую зрелость индивидуальных и коллективных субъектов цивилизационного развития общества, их социальную компетентность, социальную ответственность и организованность.

Медиакультура как система

гармонизации социально-

психологической зрелости

В эпоху интеллектуализации общественного труда и цифровизации формируется медиакультура как целостное образование, как носитель стратегий цивилизационного развития, как разновидность современной культуры, которая, по мнению академика Степина, призвана реализовать стратегии цивилизационного развития [19].

Целостность медиакультуры как системного объекта состоит в том, что она на основе медийного твор-

чества объективирует в информационном потенциале медиа процесс каждодневного обновления общественного интеллекта во взаимодействии его статики и динамики. Она обеспечивает превращение потенциальной информации медиа в реальную информацию, обогащающую сознание медиааудитории на основе медиакартины мира. Она оптимизирует социальную-психологическую зрелость, непрерывно регенерирует ее у субъектов цивили-зационного процесса — участников текущей социальной практики.

Решающим фактором достижения этого единства является непрерывное обеспечение гармонизации взаимодействия изменчивости и устойчивости в мире повседневности, которого не достичь без социально-психологической зрелости участников текущей социальной практики. В современном мире активно трансформируются факторы технологического характера, такие как доступ к цифровой инфраструктуре, уровень цифровой грамотности, динамика цифровой включенности и уровень цифрового капитала сотрудников СМИ в разных регионах России и мира [34-36]. Гармоничность устойчивости и изменчивости призвана обеспечить современная культура как организованная целостность, как совокупность программ, стратегий, ресурсов, налаживающих самодвижение этого мира по циви-лизационному пути [19].

В условиях интеллектуализации общественного труда, цифровизации мира повседневности, актуализации функций современной культуры активно развивается ее разновидность — медиакультура мира повседневности как важный социальный

объект, способный гармонизировать взаимодействие культурного наследия социума и необходимость инно-вационности, способствующей преодолению проблемных ситуаций, противоречий и конфликтов.

Медиакультура неразрывно связана с системой целеполагания и целедостижения, обеспечивающих единство повседневного мышления и повседневной деятельности.

Заключение

Журналистика выступает важным ресурсом достижения публичности интеллектуального взаимодействия в социуме, интегративным результатом которого является социально-психологическая зрелость участников текущей социальной практики как коллективного субъекта цивилизационного процесса.

Для этого требуется каждодневное осмысление жизненного мира повседневности, процессов преодоления проблемных ситуаций текущей социальной практики, ее противоречий, конфликтов, что невозможно без повседневного единства мышления и деятельности.

Публичность интеллектуального взаимодействия в мире повседневности призвана обеспечивать каждодневное моделирование интеллектуальных ресурсов социума, ресурсов его культуры, поэтому требует стремительного возрастания роли медийной составляющей этого процесса.

Благодаря медиа возникает возможность:

- каждодневно обновлять информационный потенциал общества адекватно обновлению интеллектуального потенциала социума, объективируя в нем процесс обогащения интеллектуального потенци-

ала общества. Становится возможным также моделирование ресурсов его культуры — знаниевых, аксиологических, поведенческих и др.;

- каждодневно моделировать медиакартину мира в сознании аудиторных групп на основе повседневной оптимизации системы целе-полагания и целедостижения.

Медиапубличность интеллектуального взаимодействия создает важные интегративные ресурсы в системе целеполагания и целедо-стижения мира повседневности. Ее важное составляющее — совокупность образцов повседневного мышления и повседневной деятельности, непрерывно обновляемых в результате интеллектуального медийного творчества, непрерывно моделирующих медиакультуру мира повседневности.

В научной литературе понятие зрелости широко исследуют философы, социологи, психологи, филологи [37-40]. Опираясь на эти работы, мы полагаем, что зрелость субъекта цивилизационного процесса (личности, группы, организации, социума в целом) состоит в верном осмыслении этим субъектом своей роли в осуществлении данного процесса, своего участия в нем, своих стратегий жизни, своего целепола-гания и целедостижения. Верное осмысление своей роли в этом процессе, своего поведения в нем активно способствует тем самым достиже-

нию единства сознания и деятельности участников текущей социальной практики.

Если говорить о медиатизации как о процессе моделирования ме-диакультуры на основе коллективного интеллектуального взаимодействия в мире повседневности, то социально-психологическая зрелость субъектов цивилизационного процесса может быть достигнута в условиях медиапубличности мира повседневности, когда:

- активное медийное творчество обеспечивает повседневное обновление, обогащение интеллектуального потенциала общества, вбираемого медиакультурой в процессе ее гармонизации, моделирования, в информационном потенциале медиа, объективирующего эту культуру;

- жизненный мир повседневности непрерывно моделируется на основе обновляемой потенциальной информации медиа, становящейся в процессе моделирования реальной информацией медиааудитории как субъекта цивилизационного процесса;

- система целеполагания и це-ледостижения мира повседневности непрерывно гармонизирует через непрерывно моделируемый жизненный мир на основе медиакартины реальной информации, через процесс становления социально-психологической зрелости индивидуальных и коллективных субъектов цивилизационного процесса.

Список использованной литературы

1. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. — Москва : Политиздат, 1975. — 304 с.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — Санкт-Петербург : Питер, 1998. — 705 с.

3. Леонтьев Д.А. Человек и жизненный мир: от онтологии к феноменологии / Д.А. Леонтьев. — DOI 10.17759/сЬф.2019150103. — EDN YZVGFV // Культурно-историческая психология. — 2019. — Т. 15, № 1. — С. 25-34.

4. Вартанова Е.Л. Медиасистема в национальном контексте: в продолжение академической дискуссии (на примере медиасистем стран БРИКС) / Е.Л. Вартанова. — DOI 10.30547/1г^аа1тапа1г4.2020.815. — EDN KLQLGB // Меди@льманах. — 2020. — № 4 (99). — С. 8-15.

5. Шкондин М.В. Журналистика в системе моделирования медиакультуры / М.В. Шкондин. — DOI 10.51965/2076-7919_2022_1_4_203. — EDN RPGUEB // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. — 2022. — Т. 1, № 4. — С. 203-215.

6. Демина И.Н. Журналистика как фактор публичности: системные аспекты / И.Н. Демина, М.В. Шкондин. — DOI 10.17150/2308-6203.2017.6(1).14-29. — EDN XQYYRF // Вопросы теории и практики журналистики. — 2017. — Т. 6, № 1. — С. 14-29.

7. Шкондин М.В. Журналистика как интеллектуальная система: аспекты целостности / М.В. Шкондин. — DOI 10.17150/1993-3541.2016.26(2).175-182. — EDN VTYSHZ // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2016. — Т. 26, № 2. — С. 175-182.

8. Демина И.Н. Медиасистема России: методологические аспекты оптимизации / И.Н. Демина, М.В. Шкондин. — DOI 10.17150/2308-6203.2016.5(2).187-199. — EDN УТКРРВ // Вопросы теории и практики журналистики. — 2016. — Т. 5, № 2. — С. 187-199.

9. Вартанова Е.Л. Теория медиа как перекресток научных подходов и методов / Е.Л. Вартанова. — DOI 10.17150/2308-6203.2018.7(1).165-176. — EDN YWINNA// Вопросы теории и практики журналистики. — 2018. — Т. 7, № 1. — С. 165-176.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Свитич Л.Г. Медиапубличность как фактор социального созидания / Л.Г. Свитич, О.В. Смирнова, М.В. Шкондин. — DOI 10.17150/2308-6203.2019.8(2).229-243. — EDN YGTVFG // Вопросы теории и практики журналистики. — 2019. — Т. 8, № 2. — С. 229-243.

11. Корконосенко С.Г Социальная интеграция в современной журналистике: потенциал и реализация / С.Г. Корконосенко. — DOI 10.17150/2308-6203.2022.11(3).417-428. — EDN DSPWFN // Вопросы теории и практики журналистики. — 2022. — Т. 11, № 3. — С. 417-428.

12. Доценко Е.Л. «Социально-психологическая зрелость» — формирование понятия / Е.Л. Доценко. — DOI 10.24147/2410-6364.2020.3.4-12. — EDN KDRNTA // Вестник Омского университета. Серия: Психология. — 2020. — № 3. — С. 4-12.

13. Журавлев А.Л. «Социально-психологическая зрелость»: обоснование понятия / А.Л. Журавлев. — EDN HZFALB // Психологический журнал. — 2007. — Т. 28, № 2. — С. 44-54.

14. Вартанова Е.Л. Теория медиа и общественная динамика / Е.Л. Вартанова. — EDN YMVWCV // Меди@льманах. — 2017. — № 5 (82). — С. 8-12.

15. Коломиец В.П. Медиатизация медиа / В.П. Коломиец. — Москва : Изд-во Моск. ун-та, 2020. — 257 с.

16. Гуреева А.Н. Концептуализация процесса медиатизации в России и за рубежом / А.Н. Гуреева. — EDN YRNDJB // Меди@льманах. — 2018. — № 5 (88). — С. 24-31.

17. Глазунов Ю.Т. Целеполагание, целедостижение и волевая регуляция / Ю.Т. Глазунов, К.Р. Сидоров. — DOI 10.17223/17267080/64/1. — EDN YTUBYV // Сибирский психологический журнал. — 2017. — № 64. — С. 6-23.

18. Шкондин М.В. Медиапубличность социальной практики: системные аспекты / М.В. Шкондин, Л.Г. Свитич, О.В. Смирнова. — EDN YSlXQY // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. — 2018. — Т. 1, № 1. — С. 173-181.

19. Степин В.С. Цивилизация и культура / В.С. Степин. — Санкт-Петербург : СПбГУП, 2011. — 407 с. — EDN QOMXIL

20. Вырковский А.В. Различия в понимании и использовании базовых теоретических концепций у представителей медиаиндустрии и академической среды / А.В. Вырковский. — DOI 10.17223/19986645/64/16. — EDN XMQZAB // Вестник Томского государственного университета. Филология. — 2020. — № 64. — С. 277-289.

21. Лазутина Г.В. Журналистика в информационном поле России (по итогам исследования) / Г.В. Лазутина. — EDN XZOVJJ // Медиаскоп. — 2018. — № 2. — С. 9.

22. Макеенко М.И. Развитие теорий медиа в российских научных журналах в 2010-е гг.: результаты первого этапа исследований / М.И. Макеенко. — EDN VUJPHN // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. — 2017. — № 6. — С. 3-31.

23. Тулупов В.В. Профессиональные стандарты, роли и деструктуризация в журналистике / В.В. Тулупов. — EDN UBKQNT // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. — 2014. — Т. 20, № 7. — С. 214-219. '

24. Фролова Т. И. Социальные проекты местных СМИ в контексте принципов пар-тиципарной журналистики / Т.И. Фролова, А.С. Гатилин. — DOI 10.30547/vestnik. journ.3.2021.121151. — EDN GYAGWJ // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. — 2021. — № 3. — С. 121-151.

25. Bauman Z. Liquid Life / Z. Bauman. — Cambridge : Polity Press, 2005. — 224 p.

26. Bauman Z. Liquid Times: Living in an Age of Uncertainty / Z. Bauman. — Cambridge : Polity Press, 2007. — 155 p.

27. Deuze M. Journalism in Liquid Modern Times / M. Deuze. — DOI 10.1080/14616700701412233 // Journalism Studies. — 2007. — Vol. 8, no. 4. — P. 671-679.

28. Deuze M. The Changing Context of News Work: Liquid Journalism and Monitorial Citizenship / M. Deuze // International Journal of Communication. — 2008. —Vol. 2, iss. 5. — P. 848-865.

29. Вартанова Е.Л. Медиапрекариат в условиях неопределенности / Е.Л. Вартанова. — DOI 10.30547/mediaalmanah.5.2021.814. — EDN CYBYHN // Меди@льманах. —

2021. — № 5 (106). — С. 8-14.

30. Гладкова А.А. Этнические СМИ и новые вызовы цифровой среды: пример России / А.А. Гладкова. — EDN NIDMGU // Этническая журналистика: история и современность : ежегодник. — Москва, 2021. — Т. 14. — С. 23-31.

31. Ethnic Media in Russia: Between State Model and Alternative Voices / A. Gladkova, I. Aslanov, A.P. Danilov [et al]. — DOI 10.1080/19409419.2018.1564355. — EDN WTYKHF // Russian Journal of Communication. — 2019. — Vol. 11, no. 1. — P. 53-70.

32. Gondwe H.S.T. "Aquí no hay negros": Policies of Invisibilisation and the Impact on Afro-Descendent Media in Argentina / S.T. Gondwe Harris // Ethnic Journalism in the Global South / ed. A. Gladkova, S. Jamil. — London, 2021. — P. 113-139.

33. Шкондин М.В. Медиатизация и процесс социокультурного взаимодействия / М.В. Шкондин. — DOI 10.17805/trudy.2022.1.2. — EDN NOHHAA // Научные труды Московского гуманитарного университета. — 2022. — № 1. — С. 10-19.

34. Vartanova E. From Digital Divides to Epistemic Divides: The Rise of New Inequalities in the Conflict Media Space / E. Vartanova, A. Gladkova. — DOI 10.30547/ worldofmedia.4.2022.1 // World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies. —

2022. — No. 4. — P. 5-22.

35. Theorizing Russian Model of the Digital Divide / E. Vartanova, A. Gladkova, D. Lapin [et al]. — DOI 10.30547/worldofmedia.1.2021.1 // World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies. — 2021. — No. 1. — P. 5-40.

36. Gladkova A. The Interplay Between Digital and Social Inclusion in Multiethnic Russian Society: An Empirical Investigation / A. Gladkova, N. Argylov, M. Shkurnikov. — DOI 10.1177/02673231221093185 // European Journal of Communication. — 2022. — Vol. 37, no. 6. — P. 606-628.

37. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта / А.Г. Здравомыслов. — Москва : Аспект Пресс, 1996. — 317 с.

38. Лосев А.Ф. О мировоззрении / А.Ф. Лосев // Дерзание духа / сост. Ю.Ф. Ростовцев. — Москва : Политиздат, 1988. — С. 297-314.

39. Прохоров М.М. Зрелость человека в трактовках философии и ее многомерность / М.М. Прохоров, О.П. Кашина. — EDN RWUHIZ // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. — 2013. — № 16 (159). — С. 280-289.

40. Кашина О.П. Индикаторы зрелости личности в различные исторические эпохи / О.П. Кашина. — EDN YLQHCO // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. — 2017. — № 4 (17). — С. 18-21.

References

1. Leontev A.N. Activity, Consciousness, Personality. Moscow, Politizdat Publ., 1975. 304 p.

2. Rubinshtein S.L. Fundamentals of General Psychology. Moscow, Piter Publ., 1998. 705 p.

3. Leontiev D.A. Human Being and Lifeworld: from Ontology to Phenomenology. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya = Cultural-Historical Psychology, 2019, vol. 15, no. 1, pp. 25-34. (In Russian). EDN: YZVGFV. DOI: 10.17759/chp.2019150103.

4. Vartanova E.L. The Media System in the National Context: Following up on the Academic Discussion (a Case Study of the Media Systems in BRICS Countries). MediaAl'manakh = MediaAlmanah Journal, 2020, no. 4, pp. 8-15. (In Russian). EDN: KLQLGB. DOI: 10.30547/ mediaalmanah.4.2020.815.

5. Shkondin M.V. Journalism in the System of Media Culture Modeling. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva = Vestnik of Volzhsky University after V.N. Tatischev, 2022, vol. 1, no. 4, pp. 203-215. (In Russian). EDN: RPGUEB. DOI: 10.51965/2076-7919_2022_1_4_203.

6. Demina I.N., Shkondin M.V. Journalism as a Factor of Publicity: the Systematic Aspect. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2017, vol. 6, no. 1, pp. 14-29. (In Russian). EDN: XQYYRF. DOI: 10.17150/2308-6203.2017.6(1).14-29.

7. Shkondin M.V. Journalism as an Intelligent System: Integrity Aspects. Izvestiya Irkut-skoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2016, vol. 26, no. 2, pp. 175-172. (In Russian). EDN: VTYSHZ. DOI: 10.17150/1993-3541.2016.26(2).175-182.

8. Demina I.N., Shkondin M.V. Russian Media System: Methodological Aspects of Optimization. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2016, vol. 5, no. 2, pp. 187-199. (In Russian). EDN: VTKDPB. DOI: 10.17150/2308-6203.2016.5(2).187-199.

9. Vartanova E.L. Media Theory as a Crossroads of Scientific Approaches and Methods. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2018, vol. 7, no. 1, pp. 165-176. (In Russian). EDN: YWINNA. DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(1).165-176.

10. Svitich L.G., Smirnova O.V., Shkondin M.V. Social Creation and Media Publicity. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2019, vol. 8, no. 2, pp. 229-243. (In Russian). EDN: YGTVFG. DOI: 10.17150/2308-6203.2019.8(2).229-243.

11. Korkonosenko S.G. Social Integration in Contemporary Journalism: Potential and Implementation. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2022, vol. 11, no. 3, pp. 417-428. (In Russian). EDN: DSPWFN. DOI: 10.17150/2308-6203.2022.11(3).417-428.

12. Dotsenko E.L. "Social-Psychological Maturity" — Forming the Concept. Vestnik Om-skogo universiteta. Seriya: Psikhologiya = Herald of Omsk University: Series Psychology, 2020, no. 3, pp. 4-12. (In Russian). EDN: KDRNTA. DOI: 10.24147/2410-6364.2020.3.4-12.

13. Zhuravlev A.L. "Socio-Psychological Maturity": Problem Statement. Psikhologicheskii zhurnal = Psychological Magazine, 2007, vol. 28, no. 2, pp. 44-54. (In Russian). EDN: HZFALB.

14. Vartanova E.L. Media Theory and Social Dynamics. MediaAl'manakh = MediaAlmanah Journal, 2017, no. 5, pp. 8-12. (In Russian). EDN: YMVWCV.

15. Kolomiets V.P. Mediatization of Media. Lomonosov Moscow State University Publ., 2020. 257 p.

16. Gureeva A.N. Conceptualizing the Mediatization Process in Russia and Abroad. MediaAl'manakh = MediaAlmanah Journal, 2018, no. 5, pp. 24-31. (In Russian). EDN: YRNDJB.

17. Glazunov Yu.T., Sidorov K.R. Goal-Setting, Goal Achievement and Volitional Regulation. Sibirskii psikhologicheskii zhurnal = Siberian Journal of Psychology, 2017, no. 64, pp. 6-23. (In Russian). EDN: YTUBYV. DOI: 10.17223/17267080/64/1.

18. Shkondin M.V., Svitich L.G., Smirnova O.V. Media Publicity of Social Practice: Systemic Characteristics. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva = Vestnik of Volzhsky University after V.N. Tatischev, 2018, vol. 1, no. 1, pp. 173-181. (In Russian). EDN: YSIXQY.

19. Stepin V.S. Civilization and Culture. Saint Petersburg Humanitarian University of Trade Unions Publ., 2011. 407 p.

20. Vyrkovsky A.V. Differences in the Understanding and Use of Basic Theoretical Concepts in Representatives of the Media Industry and the Academia. Vestnik Tomskogo gosu-darstvennogo universiteta. Filologiya = Tomsk State University Journal of Philology, 2020, no. 64, pp. 277-289. (In Russian). EDN: XMQZAB. DOI: 10.17223/19986645/64/16.

21. Lazutina G.V. Journalism in the Information Field of Russia (Results of Research). Mediaskop = Mediascope, 2018, no. 2, pp. 9. (In Russian). EDN: XZOVJJ.

22. Makeenko M.I. Elaboration of Media Theories in Russian Academic Journals in the 2010S: Results of the First Stage of the Research. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seri-ya 10: Zhurnalistika = Moscow University Journalism Bulletin, 2017, no. 6, pp. 3-31. (In Russian). EDN: VUJPHN.

23. Tulupov V.V. Professional Standards, Roles and Destructurisation in Journalism. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova = Vestnik of Kostroma State University, 2014, vol. 20, no. 7, pp. 214-219. (In Russian). EDN: UBKQNT.

24. Frolova T.I., Gatilin A.S. Social Projects of Local Media in the Context of the Principles of Participatory Journalism. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika = Moscow University Journalism Bulletin, 2021, no. 3, pp. 121-151. (In Russian). EDN: GYAGWJ. DOI: 10.30547/vestnik.journ.3.2021.121151.

25. Bauman Z. Liquid Life. Cambridge, Polity Press, 2005. 224 p

26. Bauman Z. Liquid Times: Living in an Age of Uncertainty. Cambridge, Polity Press, 2007. 155 p.

27. Deuze M. Journalism in Liquid Modern Times. Journalism Studies, 2007, vol. 8, no. 4, pp. 671-679 DOI: 10.1080/14616700701412233.

28. Deuze M. The Changing Context of News Work: Liquid Journalism and Monitorial Citizenship. International Journal of Communication, 2008, vol. 2, iss. 5, pp. 848-865.

29. Vartanova E.L. Media Precariat in the Times of Uncertainty. MediaAl'manakh = Me-diaAlmanah Journal, 2021, no. 5, pp. 8-14. (In Russian). EDN: CYBYHN. DOI: 10.30547/ mediaalmanah.5.2021.814.

30. Gladkova A.A. Ethnic Media and New Challenges of the Digital Environment: The Example of Russia. In Ethnic Journalism: History and Modernity. Yearbook. Moscow, 2021, vol. 14, pp. 23-31. (In Russian). EDN: NIDMGU.

31. Gladkova A., Aslanov I., Danilov A.P., Danilov A.A., Garifullin V., Magadeeva R. Ethnic Media in Russia: Between State Model and Alternative Voices. Russian Journal of Communication, 2019, vol. 11, no. 1, pp. 53-70. EDN: WTYKHF. DOI: 10.1080/19409419.2018.1564355.

32. Gondwe H.S.T. "Aquí no Hay Negros": Policies of Invisibilisation and the Impact on Afro-Descendent Media in Argentina. In Gladkova A., Jamil S. (eds). Ethnic Journalism in the Global South. London, 2021, pp. 113-139.

33. Shkondin M.V. Mediatization and the Process of Socio-Cultural Interaction. Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta = Scientific Works of the Moscow University for the Humanities, 2022, no. 1, pp. 10-19. (In Russian). EDN: NOHHAA. DOI: 10.17805/trudy.2022.1.2.

34. Vartanova E., Gladkova A. From Digital Divides to Epistemic Divides: The Rise of New Inequalities in the Conflict Media Space. World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies, 2022, no. 4, pp. 5-22. DOI: 10.30547/worldofmedia.4.2022.1.

35. Vartanova E., Gladkova A., Lapin D., Samorodova E., Vikhrova O. Theorizing Russian Model of the Digital Divide. World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies, 2021, no. 1, pp. 5-40. DOI: 10.30547/worldofmedia.1.2021.1

36. Gladkova A., Argylov N., Shkurnikov M. The Interplay Between Digital and Social Inclusion in Multiethnic Russian Society: An Empirical Investigation / A. Gladkova. European Journal of Communication, 2022, vol. 37, no. 6, pp. 606-628. DOI: 10.1177/02673231221093185.

37. Zdravomyslov A.G. Sociology of Conflict. Moscow, Aspekt Press Publ., 1996. 317 p.

38. Losev A.F. On Worldview. In Rostovtsev Yu.F. (ed.). Aspiration of a Sprit. Moscow, Politizdat Publ., pp. 297-314. (In Russian).

39. Prokhorov M.M., Kashina O.P. Human Maturity in Philosophical Interpretations in its Multifoldness. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo = Scientific bulletin of Belgorod State University. Philosophy. Sociology. Law, 2013, no. 16, pp. 280-289. (In Russian). EDN: RWUHIZ.

40. Kashina O.P. Indicators of Maturity of the Personality in Different Historical Periods. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya = Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research, 2017, no. 4, pp. 18-21. (In Russian). EDN: YLQHCO.

Информация об авторах

Гладкова Анна Александровна — кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник, кафедра теории и экономики СМИ, руководитель отдела международного сотрудничества, факультет журналистики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация, gladkova_a@list.ru, О https:// orcid.org/0000-0001-7102-6425.

Демина Ирина Николаевна — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой журналистики и маркетинговых технологий, Байкальский государственный университет, г Иркутск, Российская Федерация, idemima.irk@gmail.com, @ https://orcid. org/0000-0003-0306-3579, SPIN-код: 8976-1790, ResearcherID: GLR-4527-2022.

Шкондин Михаил Васильевич — доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, кафедра цифровой журналистики, факультет журналистики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г Москва, Российская Федерация, skond@mail.ru, CD https://orcid.org/0000-0001-8401-9398.

Authors Information

Anna A. Gladkova — PhD in Philology, Leading Research Fellow, Department of Media Theory and Economics, Director of the Office of International Affairs, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, gladkova_a@list.ru, О https://orcid.org/0000-0001-7102-6425.

Irina N. Demina — D.Sc. in Economics, Professor, Head of Department of Journalism and Marketing Technologies, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, idemima.irk@ gmail.com, © https://orcid.org/0000-0003-0306-3579, SPIN-Code: 8976-1790, ResearcherID: GLR-4527-2022.

Mikhail V. Shkondin — D.Sc. in Philology, Full Professor, Leading Researcher, Department of Digital Journalism, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, skond@mail.ru, ® https://orcid.org/0000-0001-8401-9398.

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the Authors

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Для цитирования

Гладкова А.А. Журналистика как фактор социально-психологической зрелости субъектов цивилизационного процесса / А.А. Гладкова, И.Н. Демина, М.В. Шкондин. — DOI 10.17150/2308-6203.2023.12(2).296-309. — EDN BJJZPW // Вопросы теории и практики журналистики. — 2023. — Т. 12, № 2. — С. 296-309.

For Citation

Gladkova A.A., Demina I.N., Shkondin M.V. Journalism as a Factor of Socio-Psychological Maturity of the Civilizational Processes Subjects. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2023, vol. 12, no. 2, pp. 296-309. (In Russian). EDN: BJJZPW DOI: 10.17150/2308-6203.2023.12(2).296-309.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.