Научная статья на тему '«ЖУРНАЛИСТИКА ИНТРОВЕРТОВ»: ЭКСПАНСИЯ НОВОГО ПСИХОТИПА В ПЕРИОД ПОСТПАНДЕМИИ'

«ЖУРНАЛИСТИКА ИНТРОВЕРТОВ»: ЭКСПАНСИЯ НОВОГО ПСИХОТИПА В ПЕРИОД ПОСТПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
32
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
журналистика / медиа / интроверты / интроверсия / психологический тип / journalism / media / introverts / introversion / psychological type

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ю.В. Шуйская, К.С. Смекалина

В статье рассматривается вопрос влияния пандемии Covid–19 на современные медиа в части паттернов поведения журналиста и типовых моделей действий, осуществляемых журналистом в процессе работы. Новые медиа радикально изменили подход к сбору, обработке и исправлению материала, что в итоге привело к распространению «журналистики интровертов». Под данным термином, впервые вводимом в настоящем исследовании, мы понимаем нарождающуюся тенденцию работы интровертов в журналистике, которая коррелирует с результатами тестирования по Айзенку обучающихся факультетов журналистики. Количество интровертов превышает ожидаемое в связи с тем, что ученики, проходившие в старших классах дистанционное обучение и наблюдавшие социальные изменения, связанные с удаленной работой в достаточно сознательном возрасте, начали и в перспективе рассматривать работу в медиа как свою будущую профессию. Это уже начало переформировывать повестку СМИ, типы материалов, жанровый состав контента и в перспективе будет менять его еще более значительно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Ю.В. Шуйская, К.С. Смекалина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“JOURNALISM OF INTROVERTS”: EXPANSION OF A NEW PSYCHOTYPE IN THE POST-PANDEMIC PERIOD

The article examines the impact of the Covid-19 pandemic on modern media in terms of patterns of behavior of a journalist and typical models of actions carried out by a journalist in the process of work. New media have radically changed the way we collect, process, and correct material, ultimately leading to the rise of “introvert journalism.” Using this term, introduced for the first time in this study, the researchers understand the emerging trend of introverts working in journalism, which correlates with the results of Eysenck testing of journalism students. The number of introverts exceeds expected due to the fact that students who took distance learning in high school and observed social changes associated with remote work at a fairly conscious age, began to consider working in the media as their future profession. This has already begun to reshape the media agenda, types of materials, genre composition of content, and in the future it will change it even more significantly.

Текст научной работы на тему ««ЖУРНАЛИСТИКА ИНТРОВЕРТОВ»: ЭКСПАНСИЯ НОВОГО ПСИХОТИПА В ПЕРИОД ПОСТПАНДЕМИИ»

References

1. Basieva 'E.A. Prichiny zaimstvovaniya inoyazychnoj leksiki na rubezhe XX-XXI vekov. Mezhdunarodnyj zhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2015; № 3-5. 584-585.

2. Brokgauz F., Efron I. Illyustrirovannyj 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva: 'Eksmo, 2006.

3. Il'yuschenko N.S. K voprosu o proniknovenii anglicizmov v sovremennyj russkij yazyk. Innovacionnost' i mul'ti kompetentnost' v prepodavanii i izuchenii inostrannyh yazykov. Moskva, 2015: 323-329.

4. Krysin L.P. Tolkovyjslovar'inoyazychnyh slov. Moskva, 2007.

5. Luk'yanova N.A. Sovremennyj russkij yazyk. Leksikologiya. Frazeologiya. Leksikografiya: uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov i aspirantov filologicheskih i drugih gumanitarnyh special'nostej universitetov. Novosibirsk, 2003.

6. Russo M. Anglichane mestnogoproishozhdeniya. Available at: https://polit.ru/article/2019/01/13/ps_pseudoenglish/

7. Chernogolovina T.G., Hudyakova N.V. Novejshie anglicizmy v sovremennomrusskomyazyke. Available at: URL: https://moluch.ru/archive/181/46693/

8. D'yakov A.I., Chirejkina O.Yu. Anglicizmy v russkih terminologicheskih sistemah. Mezhdunarodnyjnauchno-issledovatel'skijzhurnal. Ekaterinburg,2020: 43.

9. Maslov Yu.V. Vvedenie v yazykoznanie. Moskva: Vysshaya shkola, 1987.

10. Dubichinskij V.V. Leksikografiya russkogo yazyka: uchebnoe posobie. Moskva, 2008.

11. Makovskij M.M. Sovremennyj anglijskij sleng: Ontologiya, Struktura, 'Etimologiya. Izbrannye lingvisticheskie trudy. Moskva, 2020.

12. D'yakov A.I. Slovar' anglicizmov russkogo yazyka. Moskva: Izdatel'stvo «Flinta», 2021.

13. Makovskij M.M. Bol'shoj 'etimologicheskijslovar'sovremennogo anglijskogoyazyka. Moskva, 2023.

14. Macmillan English Dictionary: For advanced Learners. International - Oxford: Macmillan Education, 2006.

15. Cambridge Dictionary. Available at: <https://dictionary.cambridge.org/>

Статья поступила в редакцию 28.11.23

УДК 316.77; 070

Shuiskaya Yu.V., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Head of Department of Journalism, Media Communications and Advertising,

Faculty of Journalism, Moscow University n.a. A.S. Griboyedov (Moscow, Russia), E-mail: shujskaya@yandex.ru

Smekalina K.S., postgraduate, senior teacher, Faculty of Journalism of Moscow University n.a. A.S. Griboyedov (Moscow, Russia),

E-mail: kristinamiheeva1996@gmail.com

"JOURNALISM OF INTROVERTS": EXPANSION OF A NEW PSYCHOTYPE IN THE POST-PANDEMIC PERIOD. The article examines the impact of the Covid-19 pandemic on modern media in terms of patterns of behavior of a journalist and typical models of actions carried out by a journalist in the process of work. New media have radically changed the way we collect, process, and correct material, ultimately leading to the rise of "introvert journalism." Using this term, introduced for the first time in this study, the researchers understand the emerging trend of introverts working in journalism, which correlates with the results of Eysenck testing of journalism students. The number of introverts exceeds expected due to the fact that students who took distance learning in high school and observed social changes associated with remote work at a fairly conscious age, began to consider working in the media as their future profession. This has already begun to reshape the media agenda, types of materials, genre composition of content, and in the future it will change it even more significantly.

Key words: journalism, media, introverts, introversion, psychological type

Ю.В. Шуйская, д-р филол. наук, проф., зав. каф. журналистики, медиакоммуникаций и рекламы факультета журналистики

Московского университета имени А.С. Грибоедова, г. Москва, E-mail: shujskaya@yandex.ru

К.С. Смекалина, аспирант, ст. преп., Московский университет имени А.С. Грибоедова, г. Москва, E-mail: kristinamiheeva1996@gmail.com

«ЖУРНАЛИСТИКА ИНТРОВЕРТОВ»:

ЭКСПАНСИЯ НОВОГО ПСИХОТИПА В ПЕРИОД ПОСТПАНДЕМИИ

В статье рассматривается вопрос влияния пандемии Covid-19 на современные медиа в части паттернов поведения журналиста и типовых моделей действий, осуществляемых журналистом в процессе работы. Новые медиа радикально изменили подход к сбору, обработке и исправлению материала, что в итоге привело к распространению «журналистики интровертов». Под данным термином, впервые вводимом в настоящем исследовании, мы понимаем нарождающуюся тенденцию работы интровертов в журналистике, которая коррелирует с результатами тестирования по Айзенку обучающихся факультетов журналистики. Количество интровертов превышает ожидаемое в связи с тем, что ученики, проходившие в старших классах дистанционное обучение и наблюдавшие социальные изменения, связанные с удаленной работой в достаточно сознательном возрасте, начали и в перспективе рассматривать работу в медиа как свою будущую профессию. Это уже начало переформировывать повестку СМИ, типы материалов, жанровый состав контента и в перспективе будет менять его еще более значительно.

Ключевые слова: журналистика, медиа, интроверты, интроверсия, психологический тип

В современных медиа наблюдается тенденция, которую можно условно обозначить как «отсутствие открытого диалога». С 2020 г в связи с частичным или полным переходом многих редакций на удаленный формат работы в прошлое ушли форматы «летучек», представлявших собой коллективный полилог В отношении работы журналиста это привело к формату «пассивного обмена опытом» - на смену устному обсуждению с мгновенным обменом репликами пришло потребление текста редактором и/или коллегой с возможными правками в письменной форме.

Следует отметить, что в наши дни, когда с момента массового распространения инфекции Covid-19 и последующих беспрецедентных мер профилактики и лечения прошло уже почти четыре года, средства массовой информации не в полном объеме вернулись к прежнему формату работы, сохраняя полный или частичный вариант удаленных конференций, совещаний и обсуждений.

Это ставит вопрос об изменении медиа в отношении методов работы журналиста и его взаимодействия с материалом. В кинематографе и художественной литературе ХХ столетия сформирован стереотип назойливого журналиста-репортера, который навязывает диалог с ним, буквально преследуя знаменитость или человека, оказавшегося в какой-то сигнификативной ситуации, и фотогра-фа-«папарацци», стремящегося сделать удачный кадр вопреки всему.

Методика порождения текста современным журналистом неразрывно связана с радикально изменившейся организацией работы, а также запросами потребителя текста. На указанное изменение обращает внимание, например, С.С. Распопова, приравнивая пандемию 2020 года к изобретению печатного стан-

ка [1], Е.Ю. Коломийцева [2], отмечающая взрывной рост новых медиа и новых форматов, связанный с пандемией.

На наш взгляд, нарождающаяся тенденция укрепила явление, которое следует назвать «журналистикой интроверсии» - по аналогии с «революцией интровертов» в культуре, отмечаемой в сфере галерей и онлайн-аукционов [3]. Настоящее исследование призвано отрефлексировать этот новый формат современных медиа и связать его с исследованиями психотипов студентов факультетов журналистики и их мотивацией.

Цель исследования - обозначить и обосновать зарождение и укрепление «журналистики интровертов» и ее развитие в период постпандемии.

Задачи исследования:

- обобщить и систематизировать сведения об изменении формата СМИ в связи с пандемией Covid-19;

- рассмотреть изменение и развитие практик, связанных с удаленной работой и обучением, в период постпандемии;

- провести опрос среди студентов факультета журналистики, намеревающихся реализовать себя в профессии.

Новизну исследования определяет формулирование и обоснование тенденции к превалированию в журналистике методов сбора и обработки материалов, исключающих открытый диалог и такие типовые паттерны поведения журналиста, как проведение интервью, поиск и освещение информационных поводов, взятие комментария и пр. Это оказывает существенное влияние на контент медиа и на восприятие этого контента аудиторией.

Теоретическая значимость исследования заключается во впервые эксплицитно обозначенной связи между практиками удаленной работы в редакции медиа и изменением психологического типа журналистов.

Практическая значимость работы обусловлена возможностью применения выявленных закономерностей в преподавании таких дисциплин, как «Основы журналистской деятельности», «Специфика журналистской профессии», «Основы теории журналистики» и др., а также в ходе методических семинаров по преподаванию на факультете журналистики.

Пандемия Covid-19 изменила радикальным образом многие общественные практики, типовые модели поведения и бытовые паттерны. Как отмечают В.В. Касьянов, Н.Ю. Беликова и Н.Х. Гафиатулина, в период пандемии «произошел крен в сторону интровертированности личности. Как известно из теории К.Г Юнга, экстраверсия и интроверсия - это принципиально различные способы психической и социальной адаптации. ... Мир, ранее приспособленный для экстравертов, теперь трансформировался в пользу 25% процентов интровертов» [4, с. 39].

Средства массовой информации в период пандемии массово переключились на практику удаленного взаимодействия, вплоть до того, что некоторые редакции со временем были ликвидированы физически: работа в онлайн-режиме избавила СМИ от необходимости иметь какое-то помещение, в котором собираются корреспонденты, авторы, редакторы и иные сотрудники. В.Ф. Олешко и О.С. Мухина отмечают, что «пандемия коронавируса кардинально трансформировала жизнедеятельность россиян во всех сферах. Изменились в этих условиях и методы организации работы масс-медиа. Уменьшилось число информационных поводов, а коммуникация с интервьюируемыми и экспертами всё чаще проходит дистанционно, это сказывается на качестве информационных продуктов» [5, с. 30]. Следует отметить, что существует и противоположная тенденция - развитие открытого диалога через новые формы взаимодействия с респондентом [6].

По возвращении в штатный режим работы многие преподаватели факультетов журналистики, одновременно являющиеся практикующими журналистами, отметили тенденцию к изменению психологического типа и темперамента студентов, собирающихся работать журналистами в будущем. Условно говоря, после 2020 г поступать на факультеты журналистики начали люди, которые ранее вряд ли задумались бы о данной профессии.

Журналистика сопряжена с публичной работой, коммуникацией с большим количеством разных людей, а также с быстрой адаптацией к любым ситуациям, даже самым нестандартным. Все это подразумевает открытый тип личности, которым является экстраверт. Интроверты же обладают творческими способностями, которые необходимы журналисту. Амбивертный тип также часто встречается среди высококлассных журналистов, так как обладает всеми необходимыми качествами.

Журналистом может быть человек с любым типом личности, но очень важно его определить и сопоставить со специальностью, в которой он будет работать максимально продуктивно и комфортно. Например, экстраверты могут работать репортерами, а интроверты - публицистами. Однако нет ничего, что могло бы помешать человеку развиваться во всех интересных ему сферах журналистики независимо от типа личности. Эта профессия способствует тому, чтобы человек менял свой тип личности ввиду профессиональной необходимости, например, интроверт может стать более общительным и изменить свой тип личности на близкий к амбиверту.

Каждый темперамент обладает определенными свойствами, такими как:

- сензитивность;

- реактивность;

- активность и пассивность;

- пластичность и ригидность;

- возбудимость эмоций;

- тип реакции;

- психотипы [7, с. 558-559].

Детальное рассмотрение влияния типов личности на работу журналистов невозможно без проведения подробного анализа, причем респондентами выступают не состоявшиеся журналисты, а студенты факультета журналистики. Мы предполагаем, что дальнейшая выборка профессионалов формируется именно из студенческого фонда, соответственно подход к обучению, как к теории, так и практики, зависит того, насколько студент соответствует типовому «портрету журналиста». Изучив типы личности потенциальных будущих профессионалов, можно выстроить сетку обучения вокруг результатов, что способствует постепенному росту вовлеченности в профессию. Программу необходимо подбирать в соответствии с процентным соотношением студентов с тем или иным типом личности. Благодаря такому подходу можно сделать акцент на изучение тех или иных методов сбора информации, подходящих каждому персонально.

В анкетировании приняли участие 146 студентов факультетов журналистики Московского университета им. А.С. Грибоедова и Российского экономического

Библиографический список

университета им. Г.В. Плеханова. Это обучающиеся, поступившие на факультеты в 2020-2022 гг, и 100% респондентов в том или ином варианте прошли достаточно продолжительный период удаленного обучения в школе.

Опрос включал в себя два параметра:

1. Результаты теста по шкале экстраверсии/интроверсии. Согласно первоначальному заданию, респондентам нужно было пройти тест по Айзенку [8] на определение типов личности по шкале экстраверсии/интроверсии и указать получившиеся результаты в анкете.

Согласно данному тесту, есть пять категорий личностей:

- яркий интроверт;

- интроверт;

- амбиверт;

- экстраверт;

- яркий экстраверт.

Согласно результатам анкетирования, среди студентов факультетов журналистики было выявлено:

- 68 амбивертов, что составляет 46,9% от общего числа респондентов;

- 36 экстравертов, что составляет 24,8% от общего числа респондентов;

- 27 интровертов, что составляет 18,6% от общего числа респондентов;

- 12 ярких экстравертов, что составляет 8,3% от общего числа респондентов;

- 2 ярких интроверта, что составляет 1,4% от общего числа респондентов.

Далее респондентам было предложено поделиться, кем они себя сами считали до прохождения типологического теста. Самоидентификация - важный этап в становлении в профессии, а также в ее выборе.

Результаты распределились следующим образом:

- интровертами себя считают 34 человека, что составляет 23,4% от общего числа респондентов;

- экстравертами считают себя 38 человек, что составляет 26,2% от общего числа респондентов;

- амбивертами себя считают 73 человека, что составляет 50,3% от общего числа респондентов.

Как видно из полученных результатов, среди обучающихся на факультете журналистики достаточно репрезентативное количество интровертов и амби-вертов, что в целом противоречит паттерну поведения «типичного журналиста». Интроверты не составляют большинство, однако их значительно больше, чем можно было бы ожидать исходя из стереотипного представления о журналисте и моделях его поведения. На наш взгляд, тенденция к приходу интровертов в журналистику зародилась значительно раньше: так, известный телеведущий и педагог Эрнест Мацкявичюс в своем интервью, приуроченном к его 55-летнему юбилею в 2023 году, говорит: «Я был застенчивым, закомплексованным сусликом-интровертом, стеснявшимся своего роста, фигуры и голоса. И профессия журналиста мне позволила преодолеть себя, пойти на свой страх с шашкой наголо, с открытым забралом, потому что у тебя задание редакции, ты уже не откажешься, ты должен брать и делать» [9]. Однако если ранее взаимодействие интроверта с журналистикой воспринималось как некое преодоление - это было действие, напоминающее прыжки с парашютом для преодоления страха высоты либо запись в театральный кружок для преодоления страха публичных выступлений, то в современных реалиях интроверты и амбиверты рассматривают журналистику как приемлемый вариант своей будущей профессии.

Пандемия Covid-19 и период постпандемии ознаменовались глобальными изменениями во многих сферах, в том числе в сфере медиа. Практика удаленной работы, обсуждения и правок материалов в онлайн-формате и отсутствия необходимости физического перемещения как к месту работы, так и к месту осуществления информационного повода привела к существенным сдвигам в методике работы журналистов и в мотивации учащихся, выбирающих профессию журналистов.

Во многих областях произошла так называемая «революция интровертов»: онлайн-формат взаимодействия позволил людям, испытывающим проблемы с коммуникацией с большим количеством собеседников, принимать полноценное участие в конференциях, онлайн-аукционах, собраниях и т. п. Сфера новых медиа также подверглась существенной трансформации, нуждающейся в углубленном научном анализе во временной перспективе.

В моменте может быть зафиксировано существенное расширение паттернов поведения журналиста: можно присутствовать на мероприятии онлайн, брать интервью и комментарий с помощью голосовых сообщений или онлайн-конфе-ренции и пр. Исключен дискомфорт «выхода из дома», «покидания зоны комфорта», в том числе передвижения на общественном транспорте и вынужденного общения с большим количеством людей, например, в вагоне метро. Это повлияло на выбор профессии журналиста: на соответствующие факультеты стали приходить люди, которые еще лет 10-20 назад вряд ли могли бы представить себе работу в сфере медиа.

1. Распопова С.С. Пандемия СОУЮ-19 как триггер для изменений СМИ Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021; № 4 (42): 88-93.

2. Коломийцева Е.Ю. Новые медиа в пандемию: пути трансформации. Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2021; Т. 1, № 1 (34): 144-152.

3. Якушина Н.П. Арт-рынок в эпоху цифровизации: новые тенденции и перспективы. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2021; № 1 (99): 143-150.

4. Касьянов В.В., Беликова Н.Ю., Гафиатулина Н.Х. Язык катастрофы: влияние пандемии Covid-19 на социально-культурную коммуникацию. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021; № 2: 38-42.

5. Олешко В.Ф., Мухина О.С. Журналистика периода Covid-19: актуальные вызовы, пути трансформации. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История. Филология. 2022; Т. 21, № 6: 30-39.

6. Шуйская Ю.В., Смекалина К.С., Платицын А.В. Тенденции развития новых медиа в условиях трансформации социального запроса. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 323-325.

7. Маклаков А.Г Общая психология: учебник для вузов. Санкт-Петербург: Питер, 2016.

8. Пройти тест Айзенка на темперамент. 2023. Available at: https://experimental-psychic.rU/test-na-temperament-epi/#a2

9. Телеведущий Эрнест Мацкявичюс отмечает юбилей. 2023. Available at: https://smotrim.ru/article/3672549

References

1. Raspopova S.S. Pandemiya COVID-19 kak trigger dlya izmenenij SMI Znak: problemnoepole mediaobrazovaniya. 2021; № 4 (42): 88-93.

2. Kolomijceva E.Yu. Novye media v pandemiyu: puti transformacii. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatischeva. 2021; T. 1, № 1 (34): 144-152.

3. Yakushina N.P. Art-rynok v 'epohu cifrovizacii: novye tendencii i perspektivy. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2021; № 1 (99): 143-150.

4. Kas'yanov V.V., Belikova N.Yu., Gafiatulina N.H. Yazyk katastrofy: vliyanie pandemii Covid-19 na social'no-kul'turnuyu kommunikaciyu. Gumanitarnye, social'no-'ekonomicheskie i obschestvennye nauki. 2021; № 2: 38-42.

5. Oleshko V.F., Muhina O.S. Zhurnalistika perioda Covid-19: aktual'nye vyzovy, puti transformacii. VestnikNovosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya. Filologiya. 2022; T. 21, № 6: 30-39.

6. Shujskaya Yu.V., Smekalina K.S., Platicyn A.V. Tendencii razvitiya novyh media v usloviyah transformacii social'nogo zaprosa. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 323-325.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Maklakov A.G. Obschaya psihologiya: uchebnik dlya vuzov. Sankt-Peterburg: Piter, 2016.

8. Projti test Ajzenka na temperament. 2023. Available at: https://experimental-psychic.ru/test-na-temperament-epi/#a2

9. Televeduschij 'Ernest Mackyavichyus otmechaet yubilej. 2023. Available at: https://smotrim.ru/article/3672549

Статья поступила в редакцию 30.11.23

УДК 82

Agavova Z.Sh., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Dagestan Languages, DSPU n.a. Rasul Gamzatov (Makhachkala, Russia),

E-mail: Tomaa1-990@mail.ru

FEATURES OF THE LEXICAL COMPOSITION OF THE TEXTS OF FAIRY TALES OF THE PEOPLES OF DAGESTAN. The article is dedicated to the specifics of the lexical composition of fairy tales of the peoples of Dagestan. The meaning of fairy tales is great in Dagestani languages. The lexical composition of Dagestani fairy tales is rich in various stable phrases. The anthroponymic component of these fairy tales is also unusual. There are quite a lot of borrowings from eastern languages in the language of fairy tales of the peoples of Dagestan. In a significant part of the borrowings, the main component is the vocabulary associated with the Muslim religion. The texts of fairy tales are distinguished by their originality, richness of means of artistic expression. The lexical richness of the texts of folk tales emphasizes proverbs and sayings. Of the parts of speech, nouns and verb forms are the most frequent. Pronouns and adverbs are used less often. Numerals have a specific character, they are used to enhance the meaning of the utterance, the multiplicity of the action.

Key words: language of fairy tales, peoples of Dagestan, lexical composition, borrowings, morphological categories, anthroponyms, stable combinations

З.Ш. Агаеоеа, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Расула Гамзатова»,

г. Махачкала, Е-mail: Tomaa1-990@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИЧЕСКОГО СОСТАВА ТЕКСТОВ СКАЗОК НАРОДОВ ДАГЕСТАНА

Статья посвящена особенностям лексического состава сказок народов Дагестана. Значение сказок в дагестанских языках велико. Лексический состав дагестанских сказок богат различными устойчивыми словосочетаниями. Необычно и антропонимическое составляющее этих сказок. Достаточно много в языке сказок народов Дагестана заимствований из восточных языков. В значительной части заимствований основная составляющая - лексика, связанная с мусульманской религией. Тексты сказок отличаются своеобразностью, богатством средств художественной выразительности. Лексическое богатство текстов народных сказок подчеркивают пословицы и поговорки. Из частей речи наиболее употребительны имена существительные и глагольные формы. Реже используются местоимения и наречия. Числительные имеют специфический характер, они применяются для усиления значения высказываемого, кратности действия.

Ключевые слова: язык сказок, народы Дагестана, лексический состав, заимствования, морфологические категории, антропонимы, устойчивые сочетания

Роль сказки значима в системе фольклора и становлении литературных языков народов Дагестана. Работы, в которых проводился лингвистический анализ языка сказок народов Дагестана, на сегодняшний день отсутствуют. Язык сказок отличается своеобразностью, богатством средств художественной выразительности. Анализ языка дагестанских сказок способствует выявлению особенностей использования языковых средств, лексических единиц и морфологических категорий [1-8].

Основная цель: анализ лексического состава и характеристика морфологических категорий в языке народных сказок.

Задачи: 1) определить особенности использования в сказках различных единиц лексики и морфологии дагестанских языков; 2) провести анализ используемых выразительных средств.

Научная новизна: в данной работе впервые в дагестанских языках предпринята попытка исследования языка сказок народов Дагестана. Дается характеристика лексического состава и некоторых морфологических категорий в текстах сказок народов Дагестана.

Теоретическая и практическая значимость сводятся к тому, что материалы исследования могут быть использованы в изучении языка фольклора дагестанских языков, а также в процессе сопоставительного анализа языка сказок русского и тюркских народов. Впервые в научный оборот вводится оригинальный

материал дагестанских сказок, который может быть использован в преподавании лексики и стилистики дагестанских языков.

В работе использованы метод сплошной выборки и описательный метод.

Большой пласт лексики текстов сказок народов Дагестана составляют общеупотребительные слова в своем прямом значении.

«Специфичность, типичность и частотность употребления могут быть субъективны и иметь вспомогательное значение при проведении филологического анализа текста» [3, с. 11]. Значительное место в этих сказках занимают заимствования из восточных языков, в частности из арабского, персидского и тюркских. Большинство этой лексики прочно вошло в состав дагестанских языков. Например, такие слова, как диван «суд», дарман «лекарство», къараул «охрана», за-мана «время».

Большая часть слов связана с мусульманской религией: Аллагь «Аллах», жагьаннаб «ад», алжана «рай», бунагь «грех». Привлекается данный пласт слов для придания речи особого значения и выразительности.

Во многих названиях дагестанских сказок используются арабские слова. Например, дарг «Рурсила г1якьлу» («Ум девушки»), авар. «Талих1» («Счастье»), лак. «Х1ажлин лавгсса ччиту» («Кошка, которая решила совершить хадж»).

заимствованная лексика подверглась и некоторым фонетическим изменениям По закономерностям дагестанских языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.