Litera
Правильная ссылка на статью:
Смекалина К.С. — Трихотомия методологии журналистской деятельности в условиях постепенного перехода к универсализации психологического портрета журналиста // Litera. - 2023. - № 4. DOI: 10.25136/24098698.2023.4.40436 EDN: SKCZSX URL: https://nbpublish.com'Hbrary_read_article.php?id=40436
Трихотомия методологии журналистской деятельности в условиях постепенного перехода к универсализации психологического портрета журналиста
Смекалина Кристина Сергеевна
ORCID: 0000-0002-4578-6727
преподаватель, кафедра журналистики, медиакоммуникаций и рекламы, Московский университет
имени Александра Сергеевича Грибоедова
111396, Россия, г. Москва, ул. Зелёный Проспект, 66А каб. 310 И [email protected]
Статья из рубрики "Журналистика"
DOI:
10.25136/2409-8698.2023.4.40436
EDN:
SKCZSX
Дата направления статьи в редакцию:
12-04-2023
Дата публикации:
28-04-2023
Аннотация: Предметом исследования является взаимосвязь темперамента и коммуникативных паттернов с первичным опытом, нарабатываемым в ходе посещения занятий, выполнения заданий и прохождения практики. Объектом исследования являются личностные особенности потенциальных журналистов в корреляции с их опытом профессиональной деятельности и выявленными трудностями. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как вероятность того, что студенты-журналисты испытывают проблемы с межличностной коммуникацией в ходе профессиональной деятельности и сбором материала, а также как это коррелируется с их психологическим типом. Особое мнение уделяется рассмотрению соотношения представителей различных психологических типов среди студентов-журналистов 1-4 курсов бакалавриата. Основными выводами проведенного исследования являются: адаптация в обучении и работе журналиста зависит от вида его психологической предрасположенности; согласно результатам проведенных исследований, более 60% студентов журналистов испытывает трудности при сборе информации; распределение и акцентирование
внимание на методах сбора информации, относительно приверженности журналиста к тому или иному деятельности обусловливается результатами проведенных исследований. Особым вкладом автора в исследовании темы является рассмотрение соотношения представителей различных психологических типов среди студентов-журналистов 1-4 курсов бакалавриата. Новизна исследования заключается в установлении необходимости ориентировать методологию журналистской деятельности на психологическую предрасположенность журналиста к её реализации.
Ключевые слова:
новые медиа, коммуникация, информации, дегитализаци студенты-журналисты
Введение
Профессиональная ориентация абитуриента, планирующего поступать на факультет журналистики, или студента, уже обучающегося на таком факультете, во многом обусловлена его личностными качествами, в частности - темпераментом, эмоциональной лабильностью и готовностью к взаимодействию с респондентами, в том числе в условиях коммуникативного дискомфорта. При этом поступление на факультет журналистики и дальнейшая работа в профессии в современных условиях не предполагает психологического тестирования, первичной ориентации в понимании своего эмоционального интеллекта и других критериев отбора абитуриентов и обучающихся. Это обусловливает актуальность настоящего исследования, призванного сформулировать научную методику оценки эмоционального интеллекта будущего профессионала. Бытует стереотип, что обратившиеся к журналистике обучающиеся - главным образом, те, кто не испытывает проблем с коммуникацией, раскрепощен и свободен в общении. Между тем, практика преподавания на факультете журналистики убедительно доказывает, что многие обучающиеся приходят в профессию, испытывая существенные трудности с коммуникацией, в надежде, что именно учеба на факультете позволит им преодолеть коммуникативные барьеры. Соответственно, возникает диссонанс ожидаемой и реальной ситуации, ведущий к нерезультативной практике преподавания, выполнения заданий и последующей работы в профессии. С учетом возросших в последнее время требований к корреляции между учебными программами высшего образования и рынком труда предпринятое исследование приобретает особую значимость.
Цель настоящего исследования - рассмотреть соотношение представителей различных психологических типов среди студентов-журналистов 1-4 курсов бакалавриата. За
основу взята классификация коммуникативных типов Г. Ю. Айзенка Ш, подразделяющая людей на экстравертов и интровертов. Сама типология данного ученого основывается на
первоначальной дихотомии, введенной К. Г .Юнгом-^10!. Доработанная и переосмысленная она приобретает собственные характерные черты. Так, дифиниция понятия «интроверт» включает в себя понимание личности скромной и застенчивой, склонной к пессимизму. «Серьёзно относится к принятию решений, склонен планировать и обдумывать действия заранее, а не отдаваться внезапным побуждениям. Любит порядок во всём, высоко ценит моральные нормы. Свои чувства контролирует, его
сложно вывести из себя» Контрарное понятие - «экставерт» - «личность общительная, направленная на развитие контактов вовне, широкий круг знакомств.
психологические типы, типы личности, журналистика, сбор я , жанры журналистики, кризис традиционных жанров,
Добродушен, весел, беззаботен и оптимистичен. Для него типична импульсивность, вспыльчивость, действия под действием момента. Имеет склонность к агрессивности и
риску» Добавим, Юнг не опровергал наличие нейтирального звена. В настоящее время его дефиницируют как «амбиверсия». Данное понятие было введено Э. Конклином
В данном исследовании были поставлены следующие задачи:
1 ) выяснить, испытывают ли студенты-журналисты проблемы с межличностной коммуникацией в ходе профессиональной деятельности и сбором материала;
2) сопоставить полученные данные с их распределением по типам личности;
3) обобщить полученные закономерности и предложить решение выявленной проблемы. Материалы и методы
Объектом настоящего исследования выступили личностные особенности потенциальных журналистов в корреляции с их опытом профессиональной деятельности и выявленными трудностями. Предмет исследования определяется как взаимосвязь темперамента и коммуникативных паттернов с первичным опытом, нарабатываемым в ходе посещения занятий, выполнения заданий и прохождения практики.
Для выявления коммуникативных типов среди респондентов был использован метод анкетирования, позволивший более точно определить взаимосвязь людей, испытывающих трудность при сборе информации, с точки зрения половой принадлежности, и их отношении к тому или иному психологическому типу. Сопоставительный анализ, в свою очередь, позволил выявить закономерность и определить проблемные области данного вопроса.
Раскрывая дефиниции вышеуказанных терминов, необходимо акцентировать внимание на одну из главенствующих позиций адаптации потенциальных журналистов в журналистской современной профессиональной среде. Дегитализаций процессов работы и интерпретации результатов сказывается на форме конвергенции журналистских жанров и образовании новых медиа. Отметим, что о современных медиатехнологиях и
многовекторности адаптации в журналистике говорит Р. И. Мальцева [4]. Более того, непосредственно предрасположенность человека к тем или иным моделям поведения, восприятия и выстраивание коммуникативного процесса при сборе информации можно считать аддендой к результатам данного исследования. Необходимость анализа данного аспекта еще также обусловлена кризисом традиционных журналистских жанров и
генезисе новых медиа при формировании которых учитывается также адаптация к конвергенции с точки зрения не только подготовки журналистских кадров, но и переподготовки уже имеющихся. И в этом ключе нужно говорить именно об изучении и анализе непосредственно психологических особенностей и предрасположенностей. Возникновение новых медиа основывается также на кризисе вербального контента, о
котором пишут Молчанова М. М. и Лекова П. А.-5! Рассматривая вербальность в контексте инструмента сбора информации в журналистской деятельности также можно говорить о креативном способе передачи информации в современном медиатексте, о чем
пишет Т. А. Ленкова-3!. Отметим также, что о новых медиа, о реальной перспективе и проблематике развития данного явления и адаптация к нему как с точки зрения восприятия аудиторией информации, так и с точки зрения обучения и развития профессиональных кадров говорят и А. Г. Пастухов и А. А. Шнайдер
Результаты исследования
Студены факультета журналистики считаются потенциальными журналистскими кадрами. В связи с этим стоит задача выяснения не только их мотивации и заинтересованности в данной профессии, но и психологической предрасположенности к данной деятельности. Для более точной идентификации среди студентов вышеуказанного факультета Московского университета им. А.С. Грибоедова было проведено анкетирование с целью выяснить, испытывают ли они трудности при соборе информации. В нем принял участие 131 человек: 40 юношей (30,5% от общего числа) и 91 девушка (69,5% от общего числа).
Согласно результатам, ответы распределились следующим образом: из 131 опрошенного, 8 человек ответили «да», что составляет 6,1% от общего количества. «Нет» ответили 54 респондента, что составило 41,2%. В графе «Иногда» поставили отметку 68 человек, что составило 51,9%. Также среди общего числа один человек не ответил на данный вопрос - это составило 0,7%.
Распределение ответов на поп рос "Испытываете ли иы трудности при сборе информации" Distribution of answers (о llie question "Do you experience ilillkullies in collecting information"
6%
■Да -Нет
52% ¿Ш Иногда " Не ответил W
Среди ответивших положительно 3 юноши и 5 девушек, что в процентном соотношении с о с та в ля е т 37,5% и 62,5% с о о тв е тс тв е нно.
Распределение ответивших "Да" по на юному признаку Distribution ut those who answered "Yes" by gender
37%
Юноши ■ Девушки
бт
w
От общего количества ответивших юношей процент составляет 7,5. Девушек - 5,5.
Распределение респондентов, ответивших «да», по типам личности дало следующие результаты:
§ Интроверты - 2 человек, что составляет 25%; § Экстраверты - 6, что составляет 75%; § Амбиверты - 0 человек;
§ Воздержавшиеся от ответа - 0 человек.
Распределение ответивших "Да" по типам личности
Distribution of those who answered "Yes" 1) V рсгкопаШ}'
types
0% ■ Интроверты
■ Экстраверты
Ш Ш Амбиверты
75% ■ Воздержавшиеся от
ответа
Анализируя результаты по отношению к общему числу респондентов по распределению по типам личности, можно увидеть следующее:
■ Интроверты - 2 человека из 48, что составляет 4,2%;
■ Экстраверты - 6 человек из 59, что составляет 10,2%;
■ Амбиверты - 0 человек;
■ Воздержались от ответа - 0 человек.
Ответ «Иногда» на вопрос «Испытываете ли вы трудности при сборе информации?» дали 68 человек. Из них 18 юношей и 50 девушек, что составляет 26,5% и 73,5% с о о тв е тс тв е нно .
Распределение ответивших "иногда" но половому
признаку
Distribution of those wlie answered "sometimes" by
gender
26%
■ Юноши
я Девушки
74%
Говоря об общем соотношении ответивших «Иногда» на данный вопрос с суммарным числом респондентов, разделенных по половому признаку можно выявить следующие результаты: количество юношей составляет 45% от общего числа фокус-группы юношей, количество девушек составляет 54,9% от общего числа фокус-группы девушек.
Выявляя закономерность по результатам относительно распределению по типам личности, у ответивших «Иногда» на вопрос «Испытываете ли вы трудности при сборе информации» получается, что:
■ Интроверты - 25 человек из 68, что составляет 36,7%;
■ Экстраверты - 28 человек из 68, что составляет 41,2%;
■ Амбиверты - 12 человек из 68, что составляет 17,6%;
■ Воздержались от ответа 3 человека из 68, что составляет 4,4%.
Анализируя ответы всех респондентов с распределением по типам личностей, можно увидеть следующие результаты:
■ Интроверты - 25 человек из 48, что составляет 52,1%;
■ Экстраверты - 28 человек из 59, что составляет 47,5%;
■ Амбиверты - 12 человек из 19, что составляет 63,2%;
■ Воздержались от ответа 3 человека из 5, что составляет 60%.
Среди ответивших «нет» на вопрос «Испытываете ли вы трудности при сборе информации?» оказалось 54 человека. Из них 36 девушек и 18 юношей, что в процентном соотношении составляет 66,7% и 33,3% соответственно.
Соотношение от с пи* ¡них "нет" по половому
признаку
Т1ю гаНо о Г Имюе \vlio ап*Л1еге(1 "по" Ьу «еш!ег
33%
ш • Юноши
ь Девушки
67%
Если брать статистику по отношению к общим ответам респондентов, поделенных по половому признаку, то соотношение результатов следующее: количество юношей
составляет 18 человек из 40, что является 45% от общего числа; соотношение девушек с о с та в ля е т 36 че лов е к из 91, ч то я в ля е тс я 39,5% о т обще го чис ла .
Разбивка количества ответивших «нет» по типам личности показала следующие результаты:
■ Интроверты - 21 человек, что составляет 38,9%;
■ Экстраверты - 24 человека, что составляет 44,4%;
■ Амбиверты - 7 человек, что составляет 12,9%;
■ Воздержались от ответа 2 человека, что составляет 3,7%.
Результаты относительно общего числа ответивших респондентов по распределенным типам личности следующие:
■ Интроверты - 21 человек из 48, что составляет 43,75%;
■ Экстраверты - 24 человека из 59, что составляет 40,7%;
■ Амбиверты - 7 человек из 19, что составляет 36,8%;
■ Воздержались от ответа 2 человека из 5, что составляет 40%. Обсуждения
Проведенное исследование доказывает наличие трудностей со сбором информации больше, чем у половины респондентов среди студентов факультета журналистики. Говоря о соотношении результатов по типам личности, можно также выявить предрасположенность к этому среди респондентов как с интроверсией, так и с экстраверсией.
Данное исследование демонстрирует потребность в классификации методологической базы по сбору информации в журналистской деятельности для безукоризненной адаптации к современным реалиям в условиях цифровизации не только медиаконтента, но и обучения и работы журналиста. Необходимость подстраивать теоретическую и практическую направленность в обучении под типы личности и выделять те или иные методы сбора информации под каждый отдельно взятый психотип, обусловлена предрасположенностью студентов к систематическому восприятию представляемой теоретической информации. Кроме того, данная разработка способствует облегчению в обучении и работе потенциальным журналистам, а также в выборе конкретного вида профессиональной деятельности.
Вариативность типологизации методов сбора информации в соответствии с принадлежностью респондентов к тому или иному типу личности может быть следующей: журналисты, склонные к интроверсии, могут пользоваться такими методами сбора информации, как наблюдение, работа с документами и анкетирование; для экстраверсивных представителей данной профессии оправдано использование интервью/беседы, опроса или эксперимента. Однако последний вид имеет основание быть использованным вне зависимости от психологической предрасположенности журналиста.
Выводы
1 . Адаптация в обучении и работе журналиста зависит от вида его психологической предрасположенности. Она обусловлена конвергенцией традиционных жанров и методов журналистской деятельности в эпоху цифровизации и способствуют образованию новых ме диа .
2 . Согласно результатам проведенных исследований, более 60 процентов студентов журналистов испытывает трудности при сборе информации.
3 . Распределение и акцентирование внимание на методах сбора информации, относительно приверженности журналиста к тому или иному деятельности обусловливается результатами проведенных исследований.
Библиография
1. Айзенк, Г.Ю. Проверьте свои способности. Санкт-Петербург: Лань, 1996. 158 с.
2. Интроверт, экстраверт, амбиверт. Кто они такие? // URL: https://www.b17.ru/article/352533/ (Дата обращения: 5.02.2023).
3. Ленкова Т. А. Креативные технологии членения информационного потока в заголовочном комплексе креализованного медиатекста // URL:
https ://cyberlenmka.ru/artide/n/kreativnye-tehnologii-cMenemya-mformatsionnogo-potoka-v-zagolovochnom-komplekse-kreolizovannogo-mediateksta-na-materiale-zhurnala/viewer (Дата обращения: 5.02.2023).
4. Мальцева Р.И. Медиатехнологии и многовекторность адаптации журналистики // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediatehnologii-i-mnogovektornost-adaptatsii-zhurnalistiki/viewer (Дата обращения: 5.02.2023).
5. Молчанова М.М., Лекова П.А. Кризис вербальности контента в интернет-дискурсе // URL: https://cyberlemnka.ru/artide/n/krizis-verbalnosti-kontenta-v-internet-diskurse/viewer (Дата обращения: 5.02.2023).
6. Пастухов А. Г. О границах медиа: новые медиа и новая медийная культура // URL: https ://cyberleninka.ru/article/n/o-granitsah-media-novye-media-i-novaya-mediynaya-kultura/viewer (Дата обращения: 5.02.2023).
7. Шнайдер А.А. Новые медиа - новые возможности // URL:
https ://cyberleninka.ru/article/n/novye-media-novye-vozmozhnosti/viewer (Дата обращения: 5.02.2023).
8. Шуйская Ю.В., Платицын А.В. Основания кризиса традиционных журналистских жанров: генезис новых медиа (исторический аспект). // Россия в мире: проблемы и перспективы развития международного сотрудничества в гуманитарной и социальной сфере: материалы XIV Международной научно-практической конференции (Москва - Пенза, 21-22 ноября 2022 г. Москва - Пенза, 2022. С. 121 - 127.
9- Экстраверт и Интроверт по Айзенку // URL:
https ://psychologos.ru/artides/view/ekstravert-Mntrovert-po-ayzenku (Дата обращения: 5.02.2023). 10. Юнг, К.Г. Психологические типы. Москва: Академический проект, 2019. 538 с.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Представленная на рассмотрение статья «Трихотомия методологии журналистской деятельности в условиях постепенного перехода к универсализации психологического портрета журналиста», предлагаемая к публикации в журнале «Litera», несомненно, является актуальной, ввиду рассмотрения особенностей организации профессиональной ориентации абитуриента или студента профильного факультета с учетом психологических нагрузок будущей профессиональной деятельности. Разрабатываемая тематика актуальна, так как сегодняшняя подготовка журналистов подразумевает классическое филологическое образование, но недостаточное в области психологической подготовки в будущей профессии, что и обуславливает актуальность настоящей статьи. Цель исследования по мнению автора - рассмотреть соотношение представителей различных психологических типов среди студентов-журналистов 1-4 курсов бакалавриата.
В статье представлена методология исследования, выбор которой вполне адекватен целям и задачам работы. Методологией является метод анкетирования, сопоставительный анализ, а также методы наблюдения и описания.
Практической базой послужила выборка из 131 студента одного из университетов города Москвы. В данном случае возникают сомнения насколько репрезентативная такая несущественная выборка респондентов 1-4 курсов, которые не гомогены. Результаты исследования оформлены графически и сопровождаются интерпретацией. Статья является новаторской, одной из первых в российской журналистике, посвященной исследованию подобной тематики в 21 веке. Данная работа выполнена профессионально, с соблюдением основных канонов научного исследования. Исследование выполнено в русле современных научных подходов, работа состоит из введения, содержащего постановку проблемы, основной части, традиционно начинающуюся с обзора теоретических источников и научных направлений, исследовательскую и заключительную, в которой представлены выводы, полученные автором. Однако вводная часть не содержит отсылок к работам предшественников по данной тематике. Кроме того, автор не опирается на исследования зарубежных коллег в данной области.
Библиография статьи насчитывает 10 источников, среди которых представлены теоретические работы исключительно на русском языке. Отсутствие оригинальных современных зарубежных исследований К сожалению, в статье отсутствуют ссылки на фундаментальные работы, такие как монографии, кандидатские и докторские диссертации.
Технически список литературы оформлен верно.
В общем и целом, следует отметить, что статья написана простым, понятным для читателя языком. Опечатки, орфографические и синтаксические ошибки, неточности в тексте работы не обнаружены. Высказанные замечания не являются существенными и не влияют на общее положительное впечатление от рецензируемой работы. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в
процессе преподавания вузовских курсов по журналистике и специальной психологии. Статья, несомненно, будет полезна широкому кругу лиц, филологам, магистрантам и аспирантам профильных вузов. Статья «Трихотомия методологии журналистской деятельности в условиях постепенного перехода к универсализации психологического портрета журналиста» может быть рекомендована к публикации в научном журнале.