УДК 574.2:612.825.2:159.942:616.89-053.б/.7-058
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ МОЛОДЕЖИ
В. А. Желтиков, *А. А. Желтиков
Российский университет дружбы народов, г. Москва *Государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, г. Тула
В современных условиях становится уже невозможным дальнейшее развитие цивилизации без экологической ориентации во всех сферах нашей жизни. Особо остро в настоящее время стоят вопросы влияния экологии на здоровье населения. По мнению ведущих представителей медицинской науки, здоровье человека и биосферы сегодня следует рассматривать в комплексе как здоровье единого организма [1].
Известно, что здоровье человека слагается из трех составляющих: структурно-функциональной, физико-химической и психоэмоциональной. Психофизиологический статус является базовым компонентом уровня здоровья и духовно-деятельностного потенциала, под которым понимается способность индивида или общества, этноса, группы к самореализации в целях устойчивого развития [10].
Психологическое состояние человека во многом зависит от окружающей среды. В связи с этим формирование личности, системы ценностей, особенностей психики в значительной мере обусловлено факторами социального, медицинского и экологического характера [2]. В современных условиях экологической деформации большинства регионов России, социально-экономической нестабильности и быстро меняющейся структуры социума, а также взаимоотношений в нем актуальным является изучение условий формирования психоэмоциональной неустойчивости в различных популяционных и профессиональных группах, особенно в молодежных коллективах. Эти данные нужны для оптимизации планирования профилактических, психокоррекционных и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья молодежи.
Целью настоящего исследования явилось установление влияния экологических условий на формирование у различных когорт молодежи психоэмоциональной неустойчивости. Нами проведено обследование 665 студентов очной формы обучения 1-го курса Тульского государственного педагогического университета (ТГПУ) им. Л. Н. Толстого и 335 школьников 5—8-х классов г. Тулы для определения социотипологической принадлежности с помощью диагностического опросника — цифрового теста [12]. Было также обследовано 95 учащихся младших классов г. Тулы и районных центров области с помощью тестовых заданий по графическим, математическим и фонематическим методикам.
В соответствии с общепринятой классификацией социотипов [3] мы установили частоту их встречаемости среди школьников и студентов, постоянно проживающих в урбанизированном центре — г. Туле (экозона «Тула»), а также у студентов, проживавших до поступления в вуз в
Исследования проведены в рамках программы «Университеты России», грант № ур.11.01.482.
На основе определения психологических типов и их ассоциаций с акцентуациями характера у школьников и студентов, проживающих в различных по экологическим условиям районах Тульской области, показана зависимость формирования предрасположенности к развитию острых аффективных и патохарактерологических реакций. Выявлены психологические особенности младших школьников в зависимости от экологических условий среды обитания. Ключевые слова: экологические условия, социотипологическая принадлежность, психоэмоциональная неустойчивость.
экологически неблагоприятных (экозона «Юг») и в относительно благополучных (экозона «Север») районах Тульской области. Вероятность развития острых аффективных реакций (ОАР) и патохарактерологических реакций (ПХР) определялась на основе корреляции социотипов с акцентуациями характера [12], так как известно, что юноши и взрослые (около половины и более) являются акцентуированными личностями [6-7].
Среди ОАР различают экстрапунитивные (агрессивные), интрапунитивные (аутоагрессивные), импун-тивные и демонстративные реакции.
Агрессивные реакции могут быть двух вариантов: а) более частые, сопровождающиеся проявлениями ярости, гневливости и направленные на окружающих (возможны у Лео, Кор, Мак, Есн, Дон, Гбн, Тир — таблица); б) более редкие, с проявлением мимолетного гнева, агрессии, а затем раскаяния (возможны у Вик, Гек, Тед, Лон). Мы сравнили частоту их возможного проявления у студентов разных экозон, а также внутри экозоны «Тула» у школьников и студентов. Вероятность возникновения агрессивных реакций варианта «а» у «северян» оказалась на 32 % выше по сравнению с «туляками» и на 30 % — по сравнению с «южанами». Риск проявления этих реакций среди студентов выше у жителей «северной» экозоны. В то же время у жителей Тулы такой риск на 35 % был выше у школьников, чем у студентов. Предрасположенность к варианту «б» оказалась выше у «туляков» (на 23 %) и «южан» (на 23 %), чем у «северян»; у «туляков» и «южан» она практически одинакова. В то же время риск проявления агрессивных реакций варианта «б» у студентов оказался на 41 % выше, чем у школьников.
Характеристика и псевдонимы социотипов
Характеристика Псевдоним
полный краткий
Интуитивно-логический интроверт иррационалист Дон Кихот Дон
Сенсорно-этический интроверт иррационалист Дюма Дюм
Этико-сенсорный экстраверт рационалист Виктор Гюго Вик
Логико-интуитивный интроверт рационалист Робеспьер Роб
Этико-интуитивный экстраверт рационалист Гамлет Гал
Логико-сенсорный интроверт рационалист Максим Горький Мак
Сенсорно-логический экстраверт иррационалист Командор, Жуков Кор
Интуитивно-этический интроверт иррационалист Есенин Есн
Логико-интуитивный экстраверт рационалист Джек Лондон Лон
Этико-сенсорный интроверт рационалист Теодор Драйзер Тед
Сенсорно-этический экстраверт иррационалист Наполеон Лео
Интуитивно-логический интроверт иррационалист Бальзак Бал
Логико-сенсорный экстраверт рационалист Штирлиц Тир
Этико-интуитивный интроверт рационалист Достоевский Дос
Интуитивно-этический экстраверт иррационалист Гексли Гек
Сенсорно-логический интроверт иррационалист Габен Гбн
К аутоагрессивным относят реакции, которые направлены против самого себя. К ним предрасположе-
ны социотипы Дос, Мак, Лео, Гбн, Кор, Дон, Гал. Изучение соотношений показателей частоты предрасположенности к этим реакциям у студентов разных экозон, а также у школьников и студентов показало, что у лиц, проживавших до поступления в вуз в неблагоприятной экозоне «Юг» и в г. Туле, риск их возникновения на 18—19 % выше, чем у лиц, проживавших в относительно благополучной экозоне «Север». У школьников частота аутоагрессивных реакций лишь на 7 % выше по сравнению со студентами.
Импунтивные реакции характеризуются стремлением избежать стрессовой ситуации. К ним предрасположены социотипы Гбн, Дюм, Дон, Мак, Бал. При сравнении этих показателей установлено, что риск импунтивных реакций был практически одинаковым у студентов в экозонах «Север» и «Юг», но на 18 % выше, чем в г. Туле. У школьников риск возникновения этих реакций был на 15 % выше, чем у студентов.
Демонстративные реакции характеризуются аффективным поведением с целью привлечь к себе внимание при эгоцентризме. Они бывают либо встречающимися часто (для разрешения аффекта возможны у Гал и Дон), либо встречающимися нечасто (при действии стрессовых факторов вероятны у Вик, Гек, Лео). При сравнении показателей риска развития этих реакций у студентов, проживающих в разных экозонах, было установлено, что по варианту «а» различия в группах незначительны и составляют 2—8 %. Больший риск возникновения реакций варианта «б» оказался у студентов экозоны «Тула»: на 36 % выше по сравнению с проживавшими в экозоне «Север» и на
12 % — по сравнению со студентами из экозоны «Юг». По варианту «а» риск демонстративных реакций у студентов был на 65 %, а по варианту «б» — на 22 % выше, чем у школьников.
Изучение показало, что агрессивные реакции варианта «а» в экозоне «Тула» более вероятны у юношей, а варианта «б» — у девушек. В экозоне «Юг» наблюдалась сходная картина — вероятность частых агрессивных реакций у девушек была ниже, чем у юношей, а мимолетные агрессивные реакции, наоборот, более характерны для девушек, чем для юношей. В экозоне «Север» частые и мимолетные агрессивные реакции могут проявляться с равной вероятностью у девушек и юношей. По области в целом частые агрессивные реакции с большей вероятностью могут проявиться у юношей, а мимолетные — у девушек (рис.1).
Аутоагрессивные реакции имеют большую вероятность у «туляков» и «южан», чем у «тулячек» и «южанок», но чаще у «северянок», чем у «северян». В среднем по области вероятность таких реакций у юношей несколько выше, чем у девушек. Здесь интересно сопоставление прогноза реакций аутоагрессии с данными структуры смертности от самоубийств, т. к. этот вид смерти сопряжен с указанным состоянием психоэмоциональной неустойчивости. В структуре погибших от самоубийств в Тульской области мужчин в 4—6 раз больше, чем женщин [4]. По на-
% 70 60 -50 -40 -30 -20 -10 --
I I девушки
- юноши
&
У*
& е
Is
5
6 §
1- К
U &
ю £ о с
С I
& а
я 3
^ о
В 1 & Р
Типы
реакций
Рис. 1. Предрасположенность к острым аффективным и патохарактерологическим реакциям у молодежи Тульской области
шим данным, эта предрасположенность к аутоагрессивным реакциям у юношей лишь на 7 % выше, чем у девушек. Несоответствие объясняется неравной степенью пенетрантности аутоагрессии у мужчин и женщин при предрасположенности к этому виду ОАР При относительно равных суммарных пороговых воздействиях провоцирующих факторов среды обитания эта степень значительно превалирует у мужчин.
К импунтивным реакциям в экозонах «Тула», «Юг» и в целом по области более предрасположены юноши. Возможность развития частых демонстративных реакций в экозоне «Тула» на 96 %, а нечастых — на
13 % выше у девушек. В экозоне «Север» частые демонстративные реакции на 564 % вероятнее у девушек, а нечастые — на 13 % вероятнее у юношей. В экозоне «Юг» предрасположенность к частым демонстративным реакциям на 13 % выше у юношей, а нечастых — на 65 % выше у девушек. По области ожидаемая вероятность частых демонстративных реакций на 68 %, а нечастых — на 22 % выше у девушек. В поведении девушек более вероятны демонстративные, а у юношей — частые агрессивные реакции.
Вероятность деликвентного поведения (характерно для Гбн, Дюм, Мак, Гал, Дон, Лео) у юношей и девушек в экозоне «Тула» одинакова. В экозоне «Север» оно более вероятно (на 63 %) у девушек, в то время как в экозоне «Юг» — на 28 % выше у юношей. В целом по области предрасположенность к делик-вентному поведению примерно одинакова у юношей и девушек, но у школьников по сравнению со студентами вероятность его была на 89 % выше. Эмансипационные побеги (уход от гиперпротекции, семейного диктата, что характерно для Гбн, Дюм, Мак) и риск импунтивных побегов (стереотип поведения при любых трудностях, характерный для Гбн, Дюм, Лео) во всех экозонах и в целом по области более вероятны для юношей. Демонстративные побеги (характерны
для Гал, Дон, Лео) в экозонах «Тула» на 62 % и «Север» на 297 % более вероятны у девушек, а в экозоне «Юг» вероятность их на 10 % выше у юношей. Предрасположенность к этому виду реакций более выражена у девушек.
Изучение показало также, что у молодого поколения туляков имеется очень высокая предрасположенность к алкоголизации. Доля таких лиц (Лео, Гбн, Дюм, Кор, Мак, Дон, Гал, Есн, Вик, Гек, Бал) среди юношей составляет от 63,16 % в экозоне «Тула» до 66,67 в экозоне «Юг», а среди девушек — от 44,97 % в экозоне «Юг» до 58,28 в экозоне «Тула». Наиболее угрожающая склонность к алкоголизму (Лео, Гбн, Есн) у юношей: в экозоне «Тула» она на 65 %, «Север» — на 47 %, «Юг» — на 20 % выше, чем у девушек. У девушек экозоны «Тула» угрожающий риск развития алкоголизма на 12 % выше, чем у их сверстниц, живущих в экозоне «Север», и на 23 % выше, чем у «южанок». У юношей такой риск выше был в экозоне «Север» по сравнению с проживавшими в экозонах «Тула» (на 10 %) и «Юг» (на 35 %). В экозоне «Тула» риск развития алкоголизма у юношей оказался на 23 % выше, чем в экозоне «Юг».
Выраженная склонность к развитию наркомании и токсикоманий (характерно для Гбн, Вик, Гек, Лео) у девушек была выше, чем у юношей в экозонах «Тула» (на 5 %) и «Юг» (на 35 %), а в экозоне «Север» она оказалась у девушек на 9 % ниже, чем у юношей. У школьников эта предрасположенность несколько (на 19 %) меньше, чем у студентов.
Комплекс условий окружающей среды оказывает существенное влияние на психологический статус детей младшего школьного возраста, что в будущем может отразиться на уровне адаптации и социализации лиц, выросших в экологически неблагополучных районах. Было показано, что школьники начальных классов из «северной» и «южной» экозон Тульской
0
области, а также из г. Тулы выполняют тестовые задания по графическим, математическим и фонематическим методикам с разной степенью успешности. Полученные данные свидетельствуют о том, что количество заданий, выполненных на «отлично» и «хорошо», оказалось больше у школьников «северной» экозоны и достоверно меньше у школьников экозоны «Юг» (рис. 2).
Рис. 2. Уровни успешности выполнения тестовых заданий младшими школьниками различных экозон Тульской области, %
Однако выраженную зависимость уровня ответов от экозональной принадлежности обследуемых удается проследить только при оценках «хорошо» и «отлично». Для неудовлетворительных ответов четкой зависимости от экозон проживания не наблюдается. В то же время показано, что соотношение количества младших школьников, выполнивших тестовые задания на «отлично», и числа лиц с неудовлетворительным качеством выполнения заданий также укладывается в линейную зависимость (рис. 3).
"Север" "Тула" "Юг"
Рис. 3. Зависимость соотношения ответов на «отлично» и «неудовлетворительно» от экозональной принадлежности у младших школьников, усл. ед.
Выявленные соотношения ответов на «отлично» и «неудовлетворительно» могут указывать на то, что школьники из экозоны «Север» личностно высоко ориентированы на получение знаний. В то время как у школьников экозоны «Юг» эти ориентиры несколько ниже. В группах «южан» и «северян» наблюдаются различия по доминирующему уровню обучения. В частности, для «северян» это ориентация на хорошие и отличные знания, а у большинства «южан» — на удовлетворительные (рис. 4).
"Отлично" "Хорошо" "Удовл." "Неудовл."
Рис. 4. Распределение в популяциях младших школьников лиц с различным уровнем выполнения тестовых заданий, %
Это подтверждает наше предположение о том, что изучаемые выборки школьников «Юга» и «Севера» различаются по роли обучения в системе ценностей. При этом нельзя не учитывать возраст обследованных, так как трудно предполагать осознанность детей 7—8 лет в стремлениях к отличным знаниям у «северян» или минимально необходимым у «южан». Скорее всего стремление к отличному выполнению заданий у «северян» и минимально необходимому у «южан» продиктовано ценностными ориентирами среды, в том числе и семейной. Выявленное различие может быть также связано с неблагоприятной экологической ситуацией в «южной» экозоне Тульской области, где техногенное загрязнение биосферы сочетается с радиационным загрязнением местности.
Вместе с тем анализ психологического состояния школьников, проживающих в радиационно загрязненных районах Тульской области, проведенный коллективом ученых ТГПУ, показал, что на этих территориях навыки и умения школьников отличаются от данных, полученных в экологически чистых районах. Однако полного параллелизма между оценкой навыков учащихся и уровнем загрязнений не было выявлено [5, 10]. Вероятнее всего, обучаемость и уровень умений школьников отражают в значительной степени тенденции социального состояния среды обитания, включающего экономические, политические и другие особенности.
В подтверждение этих рассуждений можно привести данные [8] о мотивации обучения школьников начальных классов, показывающие, что на загрязненных территориях негативное отношение к школе наблюдается у значительного (27 %) числа детей по сравнению с учащимися, проживающими в чистых районах (10 %). На формирование иждивенческих настроений у детей и подростков, проживающих на радиационно загрязненных территориях, указывают и другие авторы [11]. Отсюда следует, что социальная поддержка населения, проживающего на загрязненных территориях, должна включать не только предоставление льгот и привилегий, но и создание дополнительных возможностей для более полной реализации творческого потенциала подрастающего поколения.
Таким образом, проведенное исследование говорит о значительной предрасположенности учащейся молодежи к ОАР и ПХР, но конкретная их направленность,
степень выраженности и пенетрантности зависят от ряда причин, в том числе пола, возраста и экологических условий среды обитания. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения осознанной экологизированной политики, направленной на нейтрализацию негативного влияния измененной окружающей среды. Данные о возможном формировании предрасположенности к психоэмоциональной неустойчивости в молодежной среде в зависимости от экологических условий могут быть использованы представителями здравоохранения, образования, социальной работы, а также другими специалистами, осуществляющими охрану и укрепление здоровья молодежи.
Список литературы
1. Агаджанян Н. А. Экологические проблемы эпидемиологии / Н. А. Агаджанян, М. Ю. Бяхов, Л. М. Клячкин и др. — М.: Просветитель, 2003. — 208 с.
2. Агаджанян Н. А. Экопортрет и здоровье жителей средней полосы России / Н. А. Агаджанян, А. А. Желти-ков, А. Е. Северин. — Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2000. — 309 с.
3. Аугустинавичюте А. Теория интертипных отношений / А. Аугустинавичюте // Соционика: Информационнореферативный бюллетень. — Новосибирск; Киев, 1991.
— № 1. — С. 1—3.
4. Желтиков А. А. Влияние экологических условий на демографические процессы и смертность от убийств и самоубийств в Тульской области / А. А. Желтиков, А. Е. Северин, В. А. Желтиков // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. — 2003. — № 3. — С. 45—48.
5. Исаев Е. И. Педагогический мониторинг и проблемы реабилитации школьников, проживающих в зоне Чернобыльской аварии / Е. И. Исаев, А. А. Орлов // Вестник новых медицинских технологий. — 1994. — № 2. — С. 21—23.
6. Леонгард К. Акцентуации личности / К. Леонгард. — Киев: Высшая школа, 1981. — 389 с.
7. Личко А. Е. Подростковая психиатрия: Руководство для врачей. Изд. 2-е / А. Е. Личко — Л.: Медицина, 1985.
— 256 с.
8. Маслов С. И. Педагогическая работа с детьми, испытывающими трудности в эмоциональном развитии / С. И. Маслов // Психолого-педагогические особенности обучения и воспитания школьников из радиационно загрязненных районов: Методическое пособие для учителей.
— Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 1999. — С. 33—39.
9. Медведев В. И. Психофизиологический потенциал как фактор устойчивости популяции в условиях глобальных изменений природной среды и климата / В. И. Медведев, Г. М. Зараковский // Физиология человека. — 1994. — № 4. — С. 5—9.
10. Орлова Е. А. Исследования характера внутришколь-ных отношений в рамках федеральной программы «Дети Чернобыля» / Е. А. Орлова, Д. И. Чемоданова // Журнал практического психолога. — 1998. — № 4. — С. 24—35.
11. Толстых А. В. Психологические отличия пострадавших детей и подростков / А. В. Толстых, Е. С. Петренко, А. И. Петрова и др. // Программа социологического мониторинга. — М., 1993. — С. 2—4.
12. Филатова Е. А. Соционика для вас. Наука общения, понимания и согласия / Е. А. Филатова. — Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994. — 279 с.
ECOLOGICAL CONDITIONS AND YOUTH PSYCHOEMOTIONAL INSTABILITY
V. А. Zheltikov, *А. А. Zheltikov
Russian Peoples' Friendship University, Moscow * State Pedagogical University named after L. N. Tolstoy, Tula
On the basis of determination of psychological types and their associations with character accentuation in schoolchildren and students living in the districts of the Tula region with different ecological conditions, dependence of formation of predisposition to development of acute affective and pathocharacterological reactions has been shown. Psychological features of younger schoolchildren depending on environmental ecological conditions have been detected.
Key words: ecological conditions, sociotypological characteristic, psychoemotional instability.