Научная статья на тему 'Здоровая журналистика как форма авторского самовыражения'

Здоровая журналистика как форма авторского самовыражения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
470
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ЛИЧНОСТЬ ЖУРНАЛИСТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПОЛЕЗНАЯ СТОРОНА ЖИЗНИ / БЕСПОЛЕЗНАЯ СТОРОНА ЖИЗНИ / КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ / САМОУТВЕРЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кузнецова Наталья Александровна

Статья направлена на освещение вопроса о здоровой журналистике с позиции выбора современными журналистами своего поведения в психологических категориях 'полезная сторона жизни' и 'бесполезная сторона жизни'. Проблема связана с потенциальной пользой материалов, формируемых авторами текстов. Исследование предполагает выявление существующего потенциала студентов-первокурсников в направлении оздоровления журналистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Кузнецова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровая журналистика как форма авторского самовыражения»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 21 (202).

Филология. Искусствоведение. Вып. 45. С. 49-52.

ЗДОРОВАЯ ЖУРНАЛИСТИКА КАК ФОРМА АВТОРСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ

Статья направлена на освещение вопроса о здоровой журналистике с позиции выбора современными журналистами своего поведения в психологических категориях ‘полезная сторона жизни ’ и ‘бесполезная сторона жизни’. Проблема связана с потенциальной пользой материалов, формируемых авторами текстов. Исследование предполагает выявление существующего потенциала студентов-первокурсников в направлении оздоровления журналистики.

Ключевые слова: здоровая журналистика, личность журналиста, профессиональная мотивация, полезная сторона жизни, бесполезная сторона жизни, комплекс неполноценности,

самоутверждение.

В настоящее время население проявляет негативное отношение к журналистам. В адрес людей этой профессии часто слышатся определения «сливные бачки», «журналюги», «продажные» и т. д. Поэтому одной из актуальнейших проблем является проблема оздоровления журналистики. Можем ли мы ожидать положительных результатов в этом направлении на современном этапе развития общества? Решению этого вопроса посвящена статья.

Одной из задач журналистики является создание полезных материалов для общества. В соответствии с теорией индивидуальной психологии Альфреда Адлера под наличием или отсутствием полезности мы будем понимать ту разницу подходов к деятельности, которая определяет - получает ли общество выгоду от деятельности человека или не получает ее. Тогда очевидно, что разрушительная деятельность — бесполезна, а созидательная приносит пользу. Соответственно, если в журналистских текстах отсутствует полезность, то в них остается пустое самоутверждение авторов, что приводит к существенной трансформации в профессии в частности, и в личности автора в целом.

Каковы критерии «здоровой журналистики»? В первую очередь следует отметить, что журналистику создает личность, а под личностью понимается некая совокупность устойчивых черт, «которая обеспечивает целостность и постоянство поведения индивида, и которая постоянно подвергается опасности разрушения - либо со стороны запретных инстинктивных влечений, либо со стороны налагаемых внешним миром требований»1. В этом заключается драма конфликта личности

с обществом. Таким образом, журналист, который умеет разрешить этот конфликт в пользу и себя, и общества одновременно, обладает способностью работать в поле «здоровой журналистики».

Во-вторых, если в основе деятельности журналиста лежит ориентация на полезность материалов для аудитории и если журналист хорошо представляет цель каждого материала, над которым работает, то он занимается «здоровой журналистикой».

В-третьих, создавая полезный материал, журналист тоже может самовыражаться. Он самовыражается в любом случае. Разница состоит в наличии или отсутствии полезности осуществляемой деятельности для общества. Это может означать, что способ самовыражения связан с основными личностными чертами человека, наиболее ярко проявляющимися в моменты демонстрации ответственности за принятие решения.

Самовыражение как процесс имеет движущую силу. И, как бы парадоксально это ни звучало, одной из самых мощных движущих сил, является чувство недостаточной само-значимости, комплекс неполноценности и его компенсация. Этот феномен лежит в основе теории австрийского психолога Альфреда Адлера: «Как мы уже говорили, чувство неполноценности есть у каждого человека, Оно не является психическим расстройством, но, напротив, стимулирует нормальные стремления и здоровое развитие. Патологическим же это чувство становится только тогда, когда в человеке побеждает чувство неадекватности, и это тормозит его полезную активность, делает его депрессивным и неспособным к развитию. В такой ситуации комплекс превосход-

ства может стать одним из методов избежать трудности. Человек с комплексом неполноценности надевает “маски”, притворяясь лучшим, чем он есть на самом деле, и этот фальшивый успех компенсирует чувство неполноценности, ставшее для него невыносимым»2.

По мнению ученых-психологов, люди в раннем детстве приобретают «базовые» комплексы, наличие которых компенсируют разными способами: внешними атрибутами, яркой одеждой, нестандартным поведением, карьерным ростом, наградами, властью. Другими словами, уходя от чувства неполноценности, мы стремимся к чувству превосходства. «У нормального человека нет ни тени комплекса превосходства. Конечно же, он стремится превосходить других в том смысле, что всем нам не чужды амбиции и желание добиться успеха, но пока это стремление выражается в работе, оно не ведет к ложным оценкам, лежащим в основе душевных расстройств»2.

Таким образом, можно говорить о том, что написание текстов журналистом априори является способом самовыражения. Но в отличие от людей других профессий, способ журналистов компенсировать комплексы является еще и инструментом влияния на общество.

Большое количество текстов современных СМИ характеризуется нарочито легким стилем написания и «пустым» содержанием или авторским сарказмом на фоне витиеватых фраз. У читателя возникает ощущение, что автор любуется самим собой, однако зачем написан материал и какую цель ставил пишущий - не ясно. Если журналист самоутверждается, давая оценку явлениям и ситуациям, демонстрирует высокомерие или сарказм, задействуя личное мастерство написания текстов, то он при этом побуждает часть читателей занять его позицию. Таким же способом

- через СМИ - журналист способен вовлечь аудиторию в сострадание, спокойствие или позитивный настрой. Другими словами, журналист обладает силой слова и использует ее в соответствии со своей личностной целостностью.

Опираясь на адлерианское представление

о психологических категориях «полезная сторона жизни» и «бесполезная сторона жизни», связанных с выбором человеком своего поведения3, мы будем иметь в виду в контексте нашего исследования потенциальную пользу материалов, написанных журналистами. Но

как определить наличие этого потенциала? Ответ на этот вопрос кроется в личностных чертах и ценностных ориентациях будущих авторов материалов. Если, например, студент факультета журналистики, чувствующий себя неуверенно, стремится превзойти себя, изучая предметы глубже университетской программы и демонстрируя свои знания однокурсникам в спонтанных разговорах, это может означать, что он нашел адекватный способ адаптации, способствующий развитию и росту как его самого, так и окружающих. Противоположным примером будет выбор студента превзойти других, найдя группу людей, на которую он может повлиять, стать «царьком» в этой группе и с ее помощью противопоставить себя остальным, подшучивая или унижая окружающих. Такое поведение мы можем назвать бесполезным, цель у него одна - превосходство. Но, в свою очередь, именно эта цель может быть главным ориентиром в жизнедеятельности человека и приводить как к полезной ее стороне, так и к бесполезной.

На факультет журналистики, впрочем, как и на другие, идут абитуриенты, имеющие разную профессиональную мотивацию. Но данный факультет имеет свою специфику, заключающуюся в гуманитарной направленности и возможности оказывать влияние на людей, что в жизни проявляется через манипуляцию сознанием.

Чтобы определить, насколько сегодняшние первокурсники факультета журналистики потенциально готовы заниматься полезной, обращенной к аудитории, «здоровой журналистикой», мы провели исследование посредством социологического опроса. Вопросы касаются мотивации и ожиданий от профессии журналиста. Под профессиональной мотивацией здесь понимается «действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией; профессиональная мотивация формируется под влиянием факторов окружающей действительности, работы по профориентации»4.

В опросе принимали участие студенты первого курса в количестве 32 респондентов. На вопрос: «Кто предопределил ваш выбор профессии?» ответы распределились в четыре категории:

1) самостоятельный выбор - 45 %;

2) школа, учителя - 32 %;

3) родители, семья - 6 %;

4) окружение, друзья - 17 %.

Как видно из результатов опроса, наибольший процент (45 %) составили студенты, поступившие на факультет по собственному желанию и наименьший (6 %) - под влиянием родителей. Это может быть свидетельством показателя времени - свобода выбора своей будущей профессии, которая встроится со временем в судьбу.

Далее, ответы на вопрос о мотивах поступления на данный факультет, классифицировались по трем группам, отображенным на таблице.

Группы мотивов при поступлении на факультет журналистики в 2009-2010 уч. году.

ответы с разной направленностью. Так, например, на вопрос: «Чего вы ожидаете от профессии журналиста?» студенты продемонстрировали следующие группы притязаний (на этот вопрос также разрешалось дать несколько ответов):

1) Воплощения мечты о любимой работе, в которой будет:

- наполненность, активность, разнообразие (34 %);

- трудности, тяжелый труд (12,5 %);

- занятие любимым делом, эмоциональный подъем, богатые впечатления (34 %);

- деньги (6 %).

2) Реализации творческого потенциала, в которой будет:

Когнитивный мотив Творческий мотив Социальнопсихологический мотив

Расширить кругозор, приобрести Заниматься творческой Донести что-то до людей, влиять, в т. ч. поднимать культуру и духовность в обществе (15,5 %)

знания (9 %) деятельностью (3 %)

Овладеть профессией (22 %) Самореализоваться (12,5 %)

Получить высшее образование (22 %) Призвание(3 %)

Стать грамотным (6 %) Подходящий образ работы (3 %)

Быть в курсе событий (3 %) Вернуться в большой спорт обозревателем (3 %)

Захватить мир (3 %)

п =20 П=1 п=13

Итого 62 % Итого 3 % Итого 40 %

*Примечание: на этот вопрос студенты отвечали многозначно, что дало в результате более 100 %.

Из таблицы хорошо видно, что более половины первокурсников настроены на учебный процесс и готовы впитывать в себя знания по принципу «губки». Они видят конечную цель в получении диплома, и, вероятно, что многие из ответивших таким образом после получения диплома работать в СМИ не будут.

Социально-психологические мотивы в журналистике обозначили пока только треть студентов. Интересно, что у половины из них потребность направлена на себя (самореализация, призвание) и у половины - на других людей (влиять на сознание, исходя из своих ценностей - духовности, культуры). На самом деле, именно эта часть студентов, чьи мотивы направлены на других (15,5 %), и есть потенциально здоровая и зрелая журналистская элита.

Далее выявлялся феномен «ожидания» от профессии, результатами которого явились

- свобода творить, менять, создавать (12,5 %);

- воплощение ценностей, духовности (6 %);

- самореализации (6 %).

3) Удовлетворения в общении, состоящем

из:

- связей, встреч, знакомств (12,5 %)

- донесения своих мыслей до общества (6 %)

- самоутверждения (6 %)

4) Ожидания не определены или не высказаны у (12,5 %) респондентов.

Как свидетельствует анализ результатов, в ожиданиях студентов первого курса больше проявляются притязания на наполненность, активность и разнообразие (34 %). Это может быть связано с тем, что сама профессия журналиста требует мобильности и, как правило,

эту профессию выбирают экстраверты - люди с демонстрационным типом характера.

А вот к преодолению трудностей в этой специфической работе готовы лишь 12,5 % респондентов. Здесь можно с достаточной степенью убежденности сказать, что именно эти студенты по-настоящему знают и готовы работать в данной области деятельности успешно.

Творческим потенциалом смело могут похвастаться только 12,5 % первокурсников, а о духовности в данной профессии высказываются и того меньше — (6 %) студентов. Этот факт настораживает и огорчает, потому что здоровой журналистики без этих важных показателей не может быть.

Учитывая тот факт, что 12,5 % студентов не определили цели своей деятельности, не имеют никаких притязаний на первом курсе, то остается предполагать, что большая часть из них и не знает сути профессии журналиста, а значит, может быстро в ней разочароваться.

На основе анализа данных можно выделить две группы факторов ожидания от профессии будущими журналистами: внешние и внутренние. К внешним факторам относятся ожидания, связанные с приобретением власти, политических инструментов; с налаживанием контактов между властью и народом; с зарабатыванием денег. К внутренним факторам относятся: развитие во многих сферах; способ раскрыть творческий потенциал; призвание и т. д.

Но около половины опрошенных считают журналистику способом реализации себя и

интересным образом жизни. И только 12,5 % от общего числа подтвердили свою мысль о том, что журналистика для них - это способ разговаривать с людьми, нести правду, вектор в мировоззрении. Еще б % осознают журналистику как ответственность и труд.

Таким образом, можно предположить, что журналистов, выбравших полезную сторону жизни, очень мало. А это означает, что оздоровления журналистики пока не предвидится.

Учитывая тот факт, что комплексы неполноценности являются базовыми, то есть ими обладают все абитуриенты, поступающие на факультет журналистики, необходимо строить обучение таким образом, чтобы студенты находили и апробировали способы компенсации комплексов через профессиональную деятельность в поле «здоровой журналистики».

Примечания

1 Зейгарник, Б. В. Патопсихология. М. : МГУ, 1975.С. 81.

2 Адлер, А. Наука жить. Киев : Port-Royal, 1997.С. б2.

3 Там же. С. 80.

4 Психологическая энциклопедия. URL : http://mirslovarei.com/content_psy/PROFES-SЮNALNAJA-MOTГVACUA-40456.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.