Научная статья на тему 'Коллеги по обучению'

Коллеги по обучению Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
68
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коллеги по обучению»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2006. №1

О.В. Устимова

КОЛЛЕГИ ПО ОБУЧЕНИЮ

Идея проведения сравнительного исследования российских и американских студентов по вопросам журналистского образования смогла реализоваться благодаря сотрудничеству факультета журналистики МГУ со Школой журналистики Университета Колумбия (штат Миссури, США).

Совершенствование современной системы обучения немыслимо без интерактива, без учета мнений тех, на кого направлена преподавательская деятельность. Процесс модернизации обучения в России основан на создании условий для раскрытия личности каждого студента. "...Отказ от авторитарного нормативного подхода к обществу открыл дорогу плюралистичной, подлинно демократической структуре образования — вместо формирования будущего журналиста, его мировоззрения, мироощущения возникла новая концепция: предоставление будущему журналисту возможности самостоятельно сформировать свои взгляды, свое мировоззрение, свою точку зрения на различные общественные процессы"1, — писал декан факультета журналистики Я.Н. Засур-ский в год 50-летней годовщины факультета.

Организация исследования

Новые информационные технологии давно уже стали привычным инструментом и надежным помощником в учебном процессе в США. В Школе журналистики Миссури, например, распространена практика внутриуниверситетских электронных опросов, вывешиваемых на специальном сайте. Тематика опросов разнообразна: здесь и представления студентов об этических нормах профессии, и умение преподавателей и учащихся пользоваться современными технологическими средствами. Проводятся опросы по оценке того или иного учебного курса (чаще всего нововводи-мого) как студентами, так и коллегами по работе. Они непременно заканчиваются предложениями и советами по его улучшению, да и просто добрыми пожеланиями автору курса.

Техника опроса в школе упрощена до минимума: из университетской электронной базы данных выбираются нужные электронные адреса и проводится рассылка вопросника с указанием

1 Засурский Я.Н. Воспитываем профессионалов // Журналист. 2002. № 6. С. 44.

адресов электронной почты авторов опроса. Респонденты, как правило, реагируют без замедлений, так как просматривание университетской электронной почты — необходимый ритуал каждого дня как преподавателя, так и студента. Посредством e-mail студенты получают некоторые задания, общаются с преподавателем, узнают об организаций классной и внеклассной деятельности, информируются о событиях в жизни "кампуса". Значительная доля внутрикафедральной, факультетской ri университетской информации распространяется преподавателям по электронным путям. К слову сказать, большая часть общения коллег происходит в виртуальной форме: преподаватель, не выходя из своего кабинета, переписывается со своим коллегой за стенкой.

Очевидную простоту техники электронного опроса осложняют условия размещения опроса в Сети, требующие разрешения специального административного органа — Рецензионного совета университета. Для этого необходимо заполнить определенную форму, содержащую ни много ни мало 15 пунктов, среди них — краткое описание целей исследования, источников финансирования, опыта и статуса исследователей, специфики респондентов, способа использования получаемых данных. Требуется оценить и степень риска, нежелательные последствия исследования, возможный вред, который оно может принести людям, вовлеченным в исследование, в особенности социально незащищенным группам.

Автором опроса может быть любой представитель университетского сообщества. В том случае, если им является студент или, как в нашем случае, сотрудник другого вуза, требуется виза преподавателя, прошедшего специальный курс обучения при Рецензионном совете факультета. Моим "инструктором" и соавтором стал профессор журналистики Клайд Бентли. Время рассмотрения запроса на проведение исследования — не менее одного месяца — в нашем случае было любезно сокращено до одной недели.

Принятая процедура социологических опросов, проводимых факультетом журналистики МГУ, более демократична, хотя и более трудоемка для исследователя, вынужденного проводить больщую часть операций вручную.

Методика нашего исследования, ход сопоставительного анализу определены опытом и методикой целого ряда исследований, проведенных под руководством A.A. Ширяевой и Л.Г. Свитич. Была осуществлена незначительная адаптация методики к американским условиям. В опросе, проведенном в мае—июне 2004 г., участвовали студенты магистратуры Школы журналистики Миссури и пятикурсники факультета журналистики МГУ, по 70 человек с каждой стороны. Результаты исследования не претендуют на

репрезентативность, носят локальный характер. Однако, учитывая мировой авторитет двух школ журналистики, заслуживают внимания выявленные в ходе опроса тенденции в оценках журналистского образования со стороны его "потребителей".

Довузовское знакомство с профессией

Успешная дорога в профессию вряд ли начинается только на факультетах журналистики. Она закладывается раньше — школой, кругом общения, практикой работы в СМИ и т.д. Обладание абитуриентами так называемой "пропедевтической" информацией о журналистике, наличие сопутствующих ей раздумий о будущей профессии повышают шансы вузов на то, что они имеют дело с профессионально ориентированным контингентом, и, следовательно, способствуют оптимизации учебного процесса (табл. 1).

Таблица 1

Ответы на вопрос:

"На основании чего у Вас сложилось представление о журналистской профессии до поступления на факультет журналистики?" (в % от числа опрошенных)

Варианты ответов МГУ Школа журналистики Миссури

Собственного опыта сотрудничества со СМИ 56,9 52,3

Просмотра телепередач, слушания радио, чтения газет 55,6 52,3

Общения с журналистами, студентами факультетов и отделений журналистики 22,2 36,9

Работы в школьных СМИ 5,6 26,2

Знакомства с книгами, фильмами о журналистах и их работе 12,5 27,7

Наличия журналистов среди родственников 12,5 6,2

Собственных наблюдений за работой журналистов 20,8 27,7

* Здесь и далее опущены иные варианты ответов как статистически несущественные.

В ответах студентов двух стран довольно много общего. Знакомство с профессией чаще всего происходит в редакциях. Примерно такой же объем информации о профессии идет из самих СМИ. Бурное развитие СМИ в России за последние годы привело к тому, что современная молодежь имеет больше вариантов для сотрудничества со СМИ и более высокую степень "медиатизации" — активизации ее в качестве аудитории.

По сравнению с данными исследований студентов факультета журналистики прошлых лет для современных студентов повысилась значимость непосредственных наблюдений за работой журналистов. Они оказались важнее ориентации на родственников из

журналистской среды2. Процессы демократизации в России сделали более прозрачными многие стороны жизни общества, в том числе и сам процесс создания продукта журналистской деятельности. Уважение прав личности и ее свободного выбора определили важность независимого индивидуального выбора и в журналистике: В этом смысле позиции американских и российских студентов сближаются.

В то же время с распадом Советского Союза профориентация школьников как источник информации о профессии журналиста стала менее значимой. Напротив, система профессиональной ориентации в США хорошо выстроена. В колледжах работают штатные "советники", которые на основе Информации об успеваемости и склонностях учащегося дают рекомендации по избранию профессии. Кроме того, развита система внутришкольных СМИ, где всегда можно попробовать сделать первые шаги в профессии.

Современная концепция медиаобразования, находящаяся в России на стадии своего становления, стремится заполнить эти лакуны в журналистской профориентации. Направленное в целом на выработку осознанного отношения к продукции СМИ всеми группами общества, медиаобразование в школе должно способствовать "изучению школьниками закономерностей массовой Коммуникации... сделать их активными участниками коммуникативных процессов в современном обществе"3.

Увлеченность профессией

Интерес к профессии, естественно, делает более эффективным процесс обучения (табл. 2).

В мотивации российских и американских студентов общим оказывается то, что их привлекает возможность общения и встреч с интересными людьми.

Как показывают многолетние опросы студентов и выпускников факультета журналистики МГУ, этот мотив выбора профессии традиционно значим для российской молодежи наряду с творческим характером, разнообразием и новизной журналистского труда4.

2 См.: Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Журналистское образование: взгляд социолога / Под ред. проф. Я.Н. Засурского. Факультет журналистики МГУ. М.: ИКАР, 1997. С. 72.

3 Журин А.А. Методологические основания интегрированного медиаобразования // http://www.mediaeducation.ru/publ/jurin 10.html

4 См.: Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Указ. соч. С. 74.

Таблица 2

Ответы на вопрос:

" Что больше всего привлекает Вас в профессии журналиста ?" (в % от числа опрошенных)

Варианты ответов МГУ Школа журналистики Миссури

Общение, встречи с интересными людьми 59,7 81,5

Творческий характер профессии 52,8 55,4

Свобода выражения мысли, самостоятельность суждений 18,1 41,5

Возможность быть в центре событий, информированность 40,3 60,0

Служение обществу, помощь людям в конкретных повседневных делах, возможность добиваться справедливости 9,7 58,5

Возможность самовыражения 25,0 32,3

Литературная работа, написание материалов 20,8 38,5

Поездки, командировки, динамизм 31,9 47,7

Разнообразие профессии, новизна каждодневных впечатлений 44,4 56,9

Авантюризм, рискованность, приключения 26,4 21,5

Американские студенты более, чем российские, ценят возможность быть в центре событий, получать доступ к разной информации. Это различие связано с особенностями журналистики двух стран. В России журналистика исторически всегда была связана с российской культурой, философскими воззрениями, нравственными исканиями и литературными "находками" авторов. "Сила отечественной журналистики всегда была в ее умной публицистичности, в умении сделать прогноз, увидеть за конкретикой явление"5. Многие российские преподаватели журналистики считают, что научить этому гораздо сложнее, чем обучить технологии процесса создания текста. Американская журналистика, требуя четкого разделения факта и мнения, в своем стремлении к объективности часто излишне активно очищает себя от авторской позиции.

Масштабное исследование российских и американских журналистов 1992 г. дает по этим позициям сходную картину, показывая, что российские журналисты ориентированы на персонифицированную подачу материала, в то время как их американские коллеги свою главную задачу видят в информировании общественности6. Как видим, это устойчивая тенденция.

5 Шайхитдинова С.К. Цена профессии // http://www.mediasprut.ru/info/bib-Цо1ек/ги/8Кат8Ш:.811Ш11

Журналист: российско-американские социологические исследования / Отв. ред. С.Г. Колесник. М.: Эслан, 1998. С. 18.

И американские и российские студенты не выбрали в качестве первостепенных мотивы, связанные со свободой выражения мыслей, самостоятельностью суждений, возможность самовыражения. Скорее всего сближение позиций можно объяснить в каком-то смысле удовлетворенностью в этих ценностях. По наблюдениям социологов, ценности, отражающие реализованные потребности, всегда занимают низший ранг в иерархиях. В условиях демократизации жизни нашего общества повысилась степень свободы в*принятии решений и нахождении возможности для свободного самовыражения в журналистике. Это уже, что называется, "не болит".

Самый разительный контраст в критериях привлекательности профессии для российских и американских студентов наблюдается по позиции, связанной со служением обществу. Анализируя динамику общественных мотивов профессии журналиста у студентов и выпускников факультета журналистики МГУ, исследователи с горечью признают, что, хотя общественные мотивы в 1972 г. и уступали место творческим мотивам и разнообразию профессии, они "все-таки имели больший вес, чем в ответах опрошенных в 1997 г. журналистов"7.

В последнее время, как показывает наше исследование, ситуация еще более усугубилась: служение обществу, помощь людям в конкретных делах, возможность добиваться справедливости через журналистику в качестве мотива профессионализации занимает последнее место для российских студентов.

И тут бы кричать SOS, но... Проблески надежды на возрождение общественной значимости профессии дают, как это ни странно, позиции американских студентов Школы журналистики Миссури. Если учесть выявленный ранее в сравнительном российско-американском йсследовании журналистов факт, что "мы сегодня как бы проходим путь, который уже прошла американская журналистика"8, то, следуя логике, отечественная журналистика, а вместе с ней и будущие журналисты рано или поздно поднимутся до осознания своей высокой общественной роли. И наверное, стоит позаботиться о том, чтобы те, кто участвует сегодня в подготовке студентов к профессии журналиста, ускорили этот процесс. ,

Американские студенты-журналисты выбирают профессиональное поприще, осознавая важность общественной миссии: эта позиция занимает третье место в перечне факторов привлекательности профессии. Опыт моего наблюдения за многими курсами по журналистике в Школе журналистики Миссури позволяет

7 Свитич Л.Г., Ширяева A.A. Указ. соч. С. 80.

Там же.

утверждать, что о высоких идеалах служения американской журналистики своему обществу говорится повсеместно, начиная с первой обязательной дисциплины "Принципы американской журналистики" до разных завершающих курсов в Магистратуре.

Удовлетворенность выбором профессии

Даже если заниматься любимым делом, обязательно есть сложности, сказывающиеся на степени удовлетворенности выбором профессии. Тем более это касается журналистики переходного общества, когда новые, неустойчивые и порой негативные социальные условия неправомерно отождествляются со спецификой самой профессии. Информационное пространство становится все более многоплановым и вариативным, но вместе с этим информационная конкуренция становится все более жесткой, растет экономическая зависимость СМИ. Адаптация к новым реалиям происходит зачастую долго и болезненно.

Российские студенты настроены менее оптимистично, чем их коллеги по обучению из Штатов (табл. 3).

Таблица 3

Ответы на вопрос:

"Довольны ли Вы тем, что избрали профессию журналиста?" (в % от числа опрошенных)

Варианты ответов МГУ Школа журналистики Миссури

Очень доволен 29,2 49,2

В основном доволен 40,3 43,1

Отчасти доволен, отчасти нет 26,4 6,2

Скорее недоволен, чем доволен 1,4 0

Очень недоволен 1,4 1,4

Российские студенты более склонны выбирать позицию "в основном доволен", в то время как для американцев лидирует суждение "очень доволен".

Интересно, что "нейтральная" позиция — "отчасти да, отчасти нет" — отмечается российскими студентами почти равно часто с "эйфорической" позицией "очень доволен". Здесь явное отличие от традиционных значительных разрывов по этим показателям в исследованиях выпускников факультета журналистики МГУ начиная с 50-х годов9. Можно заметить, что даже в 90-е годы, когда журналисты, по данным исследований, были наиболее скептично настроены по отношению к своему выбору профессии,

9 Там же. С. 83.

частота выбора позиций "очень доволен" и "в основном доволен" имела минимальную разницу. Наше исследование показывает уже значительный отрыв.

В целом американские студенты более определенны в ответах. Они одинаково часто выбирают эти две степени удовлетворенности профессией, которые значительно отдалены в их восприятии от "нейтральной" позиции "отчасти да, отчасти нет".

Достаточно широкий разброс мнений студентов факультета журналистики МГУ определяется не только меняющимся обликом современной журналистики и проблемами конкретного места работы. Конечно, имеет место и несоответствие довузовских ожиданий полученному на выходе образованию. Молодые люди, идущие в Школу журналистики Миссури, могут узнать о процессе обучения, спектре предлагаемых курсов, опыте преподавателей, образовательных моделях, возможностях трудоустройства больше своих российских коллег. Популярность дня открытых дверей, регулярно проводимого на факультете журналистики МГУ, создание факультетского сайта в Сети и его постоянное совершенствование, разработка-этой темы в новых журналах показывают, что идет плодотворная работа по повышению информированности абитуриентов о журналистском образовании. Возможно, что для тех, кто делает первые шаги в профессии, будет полезно предложить нечто вроде вводного курса по медиапедагогике. Благодаря этому первокурсники не только смогут ознакомиться с перечнем предлагаемых дисциплин, но и поймут системность и эффективность организации высшего профессионального образования по специальности "Журналистика". Следует надеяться, что это будет способствовать уменьшению несовпадения ожиданий с реальностью у студентов и укрепит их ориентации в профессии.

Кроме того, надо заметить, что различия в степени удовлетворенности выбором профессии среди американских и российских студентов могут объясняться и различиями в принятых моделях образования. Выбор поступающих в магистратуру в высших учебных заведениях США более осознан. Они имеют за плечами степень бакалавра (необязательно в той же сфере деятельности), а те, кто ориентируется на дальнейшую практическую деятельность, — достаточный опыт работы. Такая форма обучения представляет собой нечто среднее между российским пятилетним высшим образованием и моделями второго высшего образования. Наша традиционная пятилетняя образовательная модель при всех своих преимуществах в этом смысле оставляет меньше возможностей для "маневра": вчерашние школьники, не имеющие четкой мотивации к профессии, чаще всего "тянут" до конца (раз уж поступили) и завершают свое образование получением диплома "специалиста". А вместе с ним остается и чувство

внутренней неуверенности, получил ли он именно ту профессию, которая ему нужна. В российскую систему высшего образования последнее время активно вводятся модели бакалавриата и магистратуры. Это, будем надеяться, поможет такому "колеблющемуся контингенту".

Багаж знании

Американские и российские студенты высоко оценивают качество полученного ими образования, отвечая на вопрос: "Довольны ли Вы обучением на факультете журналистики?" (табл. 4). При одинаковой последовательности выбираемых позиций ответы американских студентов сгруппированы в первых двух суждениях "очень доволен" и "в основном доволен". Российские студенты, как показал и предыдущий вопрос (табл. 3), более разделены в оценках удовлетворенности, в Данном случае уже от обучения в вузе.

Таблица 4

Ответы на вопрос: ,

"Довольны ли Вы обучением на факультете журналистики ?" (в % от числа опрошенных)

Варианты ответов МГУ Школа журналистики Миссури

Очень доволен 45,8 55,4

В основном доволен 29,2 33,9

Отчасти доволен, отчасти нет 19,4 7,7

Скорее недоволен, чем доволен 4,2 3,0

Очень недоволен 0 0

1С составным частям знаний, полученных в результате обучения, стоит присмотреться повнимательнее. Эффективность журналистского образования во многом определяется именно оптимальным наполнением предлагаемого "пакета" знаний (табл. 5).

Разница во мнениях российских и американских студентов по поводу полученных в вузе знаний четко прослеживается по позициям "профессиональные навыки" и "теоретическая база для понимания сущности профессии". В оценках американских студентов они идут "рука об руку", занимая соответственно 1-е и 2-е ,места по частоте выбора, а для российских студентов они не поднимаются выше соответственно 7-го и 5-го места.

Обидно признавать, что тот сплав теории и практики, к которому всегда стремился факультет журналистики МГУ, получает недостаточно высокие оценки со стороны наших студентов. Американская школа журналистики с ее исторически сложившимся обучением по принципу мини-редакции вообще всегда гордилась своими Достижениями' в деле обучения технологическим

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 5

Ответы на вопрос:

"Какие знания дал Вам факультет журналистики?" (в % от числа опрошенном)

Варианты ответов МГУ Школа журналистики Миссури

Филологическую базу 52,8 16,9

Знания в области социологии, психологии, политологии 16,7 7,7

Сформировал общий кругозор 77,8 44,6

Профессиональные навыки 20,8 90,8

Теоретическую базу для понимания сущности журналистской профессии , 26,4 75,4

Представления об истории развития журналистики 34,7 32,3

Знания в разных областях жизни, связанных с журналистской специализацией 18,1 29,2

Знания в области медиабизнеса и экономики СМИ 22,2 29,2

Знания в области законодательства СМИ 30,6 30,8

Знания в области этики СМИ 16,7 55,4

приемам журналистской работы. Школа журналистики Миссури сформулировала философскую суть учебного процесса в так называемом "методе Миссури" — "обучение журналистике в процессе реальной практики"10. С первых дней своего основания Школа журналистики Миссури стала выпускать ежедневную городскую коммерческую газету "The Missourian", ставшую учебной лабораторией для подготовки журналистов. Возникшие позже радиостанция KBIA-FM и телеканал KOMU-TV вошли в число популярных городских СМИ, и Школа журналистики по праву гордится своими учебными базами.

В последние годы практическая составляющая обучения на факультете журналистики МГУ претерпела значительные изменения. Получили широкое распространение мастер-классы, активнее стали работать творческие студии, налажено постоянное сотрудничество с редакциями. Ведется выпуск газет, теле-, радиопередач в режиме реального времени с использованием современных компьютерных технологий. Но в отличие от американской информационная продукция факультета журналистики МГУ не приносит коммерческой прибыли и не выходит на широкую аудиторию, в целом оставаясь в рамках учебного внутрифакуль-

10 Sara Lockwood Williams B.J. Twenty Years of Education for Journalism. Columbia, Missouri: The E.W. Stephens Publishing Company, 1929. P. 59.

тетского информационного пространства (за исключением изданий on-line). Факультет журналистики МГУ постоянно модернизирует систему практической подготовки студентов. Но «практики никогда не бывает достаточно, и "доводка" любого специалиста, в том числе и журналиста, довершается на рабочем месте»11. Налаживать традиционные формы сотрудничества с редакциями трудно: слишком мало возможностей "возиться" с практикантами в редакциях. Следовательно, придется искать и новые формы практического тренинга.

Теоретическая профессиональная подготовка в Школе журналистики Миссури, в отличие от факультета журналистики МГУ, в целом носит более прикладной характер. Однако в магистерских программах существуют дисциплины, которые обращаются к философским и методологическим проблемам журналистики, анализируют многообразие исследовательских подходов в области теории коммуникаций. И миссурийские студенты, как мы видим, высоко оценивают эту сторону подготовки (табл. 5).

Американские студенты добавляли в своих ответах, что Школа журналистики привила им исследовательские навыки. Интересно, что курс по исследовательским методам в журналистике — один из самых популярных в Школе Миссури. Возможно, это связано с тем, что в стране существует давняя традиция самых разносторонних социологических исследований.

В программу факультета журналистики МГУ лекции по методике конкретных социологических исследований были включены с конца 70-х годов. Недавно появилось и учебное пособие профессора Е.П. Прохорова "Исследуя журналистику", в магистратуре введен соответствующий новый курс по методологии исследования. Однако в целом объем курсов, нацеленных на раскрытие роли и методов исследований, крайне мал. К тому же отсутствуют и практические занятия такого рода.

Российские студенты наиболее высоко ценят широкий кругозор, сформировавшийся у них в результате обучения на факультете журналистики. Эта неотъемлемая часть российского университетского журналистского образования стала особенно актуальной в настоящие дни, когда из-за неустойчивой экономической ситуации в стране "издания нередко закрываются по финансовым соображениям и в некоторых случаях у журналистов возникает необходимость сменить род деятельности"12. Возможно, поэтому в нашем исследовании позиция "сформировал общий кругозор" по частоте ответов опережает традиционно лидирующую в опросах

11 Свитич Л.Г., Ширяева A.A. Проблемы подготовки журналистов // Вестн Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2003. № 6. С. 12.

12 Там же.

студентов ш выпускников журналистики ответ: "дал хорошую филологическую базу"13.

За последние годы по сравнению с данными прошлых исследований факультета журналистики МГУ14 возросла оценка студентами качества знаний по историческим профессиональным дисциплинам. Обновление и совершенствование этих курсов способствуют осознанию студентами их важности для понимания процессов, происходящих в современной журналистике. Наблюдается также "взлет" в признании российскими студентами уровня знаний ® области законодательства СМИ. Менее оптимистично настроены студенты по отношению к теоретико-журналистским и профессиональным дисциплинам. Отмечается нехватка знаний ш области социологии, политологии и психологии. Но все-таки доля российских студентов, отметивших наличие у них этих знаний, больше американских. Здесь необходимо учитывать специфику американского образования, где общеобразовательные дисциплины изучаются на первых курсах бакалавриата, в то время как магистратура предлагает только специализированные программы.

Достаточный контраст мнений выявился в оценке знаний в области этики СМИ. В Школе журналистики Миссури вопросы журналистской этики поднимаются в рамках большинства курсов. Существует несколько курсов по этике, некоторые курсы даже дублируют друг друга из-за большого количества желающих на них записаться. В общем, на Западе проблема этики журналиста давно пользуется особым вниманием. К тому же, наверное, сказывается давняя практика ощутимой ответственности журналистов за свои слова. Отметим тут же, что можно усмотреть и связь интереса к этике с более свойственной американским студентам ориентации на общественную роль журналистики (табл. 2).

Российская школа журналистского образования довольно успешно вступила на путь этического воспитания студентов. Выходят новые учебные пособия, этические коллизии обсуждаются на разного рода практических занятиях. Теоретико-журналистские дисциплины прививают студентам привычку проверки каждого журналистского действия "на этику". Важно, чтобы в сознании студентов эти принципы не Отождествлялись с жесткими нравственными нормами, навязываемыми идеологической пропагандой прошлого, а ощущались как нечто неотрывное от подлинной журналистики. . .

13 Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Журналистское образование: взгляд социолога. С. 107.

14 Там же. С. 110-149.

Профессиональные качества и умения

Наконец, было чрезвычайно любопытно сравнить оценки американскими и российскими студентами тех качеств и навыков, которые сформировались у них за период обучения в вузе (табл. 6).

Таблица 6

Ответы на вопрос:

"Какие качества и способности, необходимые для журналистской профессии, факультет журналистики помог сформировать и развить ?" (в % от числа опрошенных)

Варианты ответов МГУ Школа журналистики Миссури

Основы профессиональных навыков 37,5 73,8

Потребность в самосовершенствовании и непрерывном приобретении знаний 41,7 49,2

Самостоятельность мышления, способность анализировать факты и события 48,6 ' 60,0

Чувство ответственности перед обществом 13,9 47,7

Грамотную письменную и устную речь 50,0 29,2

Творческий потенциал 26,4 26,2

Деловые, организаторские качества 20,8 10,8

Умение работать в профессиональной команде, журналистском коллективе 19,4 61,5

Уважение к законам и этическим стандартам профессии 16,7 47,7

Заметны следующие три различия в ответах российских и американских студентов.

Во-первых, главное, в чем американские студенты-журналисты видят пользу от обучения, — это полученные профессиональные навыки, в то время как для студентов факультета журналистики МГУ это грамотная письменная и устная речь.

Во-вторых, американцы высоко ценят сформированную у них способность работать в журналистском коллективе, тогда как наши студенты не столь оптимистичны в оценке этих полученных навыков.

В-третьих, чувство ответственности перед обществом, воспитанное у студентов Школы журналистики Миссури, по их оценкам^ занимает срёдинное положение в иерархии сформированных качеств, тогда как российские студенты ставят его вообще на последнее место. Здесь Мы снова сталкиваемся с непониманием общественной миссии журналистики. Похоже, это требует коррекции некоторых учебных курсов. Однако самое главное в том, что это явление свойственно нашей современной журналистике вообще, ориентированной чаще на власть и бизнес, нежели на общество.

Наметившиеся тенденции

Если сопоставить результаты проведенного исследования с предшествующими, то можно обнаружить ряд изменений. Например, по сравнению с исследованием выпускников факультета журналистики МГУ 1997 г.15 понизилась оценка студентами как качества полученных профессиональных навыков, так и чувства ответственности перед обществом. В опросе 2002 г. сотрудники СМИ, сетуя на нехватку времени в условиях рыночной конкуренции для того чтобы довершать обучение специалиста на рабочем месте, полагают, что необходимо "еще в большей степени усилить практическую профессиональную компоненту обучения"16. В том же опросе работники редакций упрекают выпускников факультета журналистики в том, что "у многих из них слабо развито чувство социальной ответственности в своей профессии, имеющей особую общественную значимость"17. Это же исследование показало значимость для выбора места работы в журналистике наличия благоприятной атмосферы в коллективе и высоко профессиональной команды сотрудников.

Иными словами, все эти навыки, которые студенты факультета журналистики МГУ недооценивают должным образом, с точки зрения практиков, как раз чрезвычайно важны.

Учет запросов стремительно меняющейся практики СМИ давно стал частью учебного процесса на факультете журналистики МГУ. Свидетельство тому — многочисленные социологические исследования различных сторон журналистского образования, начатые с 1972 г. В Школе журналистики Университета Миссури нет такой системной практики отслеживания динамики проблем журналистского образования. Таким образом, отечественным журналистским образованием собран богатый материал для осмысления перспектив своего развития.

Данные настоящего исследования выявляют как зоны совпадения мнений российских и американских студентов, так и отличия в их взглядах.

Происходит явное сближение позиций студентов обеих стран по значимости собственной практики сотрудничества в редакциях в качестве основного источника информации о профессии. В то же время для российских студентов теряет свою роль такой важный фактор, как школьная профориентация, которая эффективно работает в учебных заведениях США.

15 См.: Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Журналистское образование: взгляд социолога. С. 108.

16 Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Проблемы подготовки журналистов. С. 14.

17 Там же //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2004. № 3. С. 54.

Несмотря на то что в последнее время российская молодежь, выбирающая профессию журналиста, все больше становится мотивированной информационной природой журналистики, возможностью быть в центре событий, частота упоминания этой характеристики американскими студентами значительно выше. Для тех и других не имеет превалирующего значения при выборе профессии возможность свободного выражения своих мыслей. Принципиальное отличие в критериях привлекательности профессии прослеживается по позиции, которая связана со служением обществу и во много раз более актуализирована в сознании американских студентов.

В отношении своей удовлетворенности выбором профессии российские студенты настроены менее оптимистично, чем их иностранные коллеги по обучению. При общем признании высокого качества обучения очевиден разброс мнений российских студентов в оценках аспектов образования, которое им дал вуз.

Разительны отличия во взглядах студентов двух стран, касающихся состава полученных в вузе знаний. Если в ответах американских студентов лидируют профессиональные теоретические знания и профессиональные навыки, то для российских студентов они не поднимаются выше срединного положения в иерархии дисциплин.

Однако в целом результаты исследования свидетельствуют о том, что процесс сближения мнений студентов в отношении системы журналистского образования идет достаточно активно. Это можно объяснить как общей демократической направленностью развития обеих стран, так и глобализацией мирового информационного пространства и связанной с этим разработкой новейших путей по совершенствованию системы подготовки журналистов.

В каждой модели образования есть свои плюсы и свои минусы. Современная концепция медиаобразования должна гармонизировать различные подходы к процессу обучения журналистике, стремясь к их взаимообогащению и направленности на подготовку универсального журналиста, способного к эффективной работе. Традиционная просветительская функция журналистского университетского образования требуется сегодня для усиления внимания к нравственным ценностям, воспитания чувства социальной ответственности студентов в русле стремлений к гуманистической журналистике как единственно возможной форме интегрированной журналистики взаимозависимого мирового сообщества будущего.

Поступила в редакцию 24.10.2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.