Научная статья на тему 'Авторская позиция в тексте как отражение ценностных ориентаций журналиста'

Авторская позиция в тексте как отражение ценностных ориентаций журналиста Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1022
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МОТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ / САМОВЫРАЖЕНИЕ / ЖУРНАЛИСТСКИЙ ТЕКСТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кузнецова Наталья Александровна

В данной статье мы рассматриваем цепочку создания журналистского текста с точки зрения мотивов его написания. Эта цепочка складывается из следующих звеньев: ценностные ориентации журналиста мотивы написания авторская позиция текст. Для того чтобы классифицировать ценности, мотивирующие журналистскую деятельность, мы провели исследование, позволяющее, кроме того, сделать прогнозы о том, какой будет журналистика в ближайшие годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Авторская позиция в тексте как отражение ценностных ориентаций журналиста»

ЖУРНАЛИСТИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Н. А. Кузнецова

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ В ТЕКСТЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЖУРНАЛИСТА

В данной статье мы рассматриваем цепочку создания журналистского текста с точки зрения мотивов его написания. Эта цепочка складывается из следующих звеньев: ценностные ориентации журналиста - мотивы написания - авторская позиция - текст. Для того чтобы классифицировать ценности, мотивирующие журналистскую деятельность, мы провели исследование, позволяющее, кроме того, сделать прогнозы о том, какой будет журналистика в ближайшие годы.

Ключевые слова: ценностные ориентации, мотивы деятельности, авторская позиция, самовыражение, журналистский текст.

Для начала нам необходимо понять, что сама по себе журналистика на сегодня - явление стандартное, и будет существовать при любых общественных течениях и традициях. Особенности в нее вносят только люди, которые ее создают и используют в качестве инструмента влияния на массы. Соответственно, для всего общества имеет значение насколько зрелые личности участвуют в современной журналистике. Ключевой вопрос здесь следующий: с какой целью журналист пишет тот или иной текст? Чем он мотивирован? Вопрос сложный и неоднозначный, так как ответить на него зачастую не могут даже сами авторы публикаций. Это связано с тем, что большая часть правды о собственных мотивах людьми не осознается. К примеру, работа в серьезных жанрах - таких, как обзор, комментарий, очерк - кроме донесения мыслей до читателя, может иметь и другие неожиданные цели: скажем, быть способом компенсирования своих недостатков, демонстрации мастерства с желанием вызвать похвалу и ощутить собственную значимость. В этом случае человек сфокусирован на себе, им движет стремление повысить самооценку. Если же подход журналиста подразумевает его сфокусированность на общественной пользе, значит по причине преобладания других ценностей, написанные им материалы будут носить иной характер. Для читателя разница между этими двумя подходами выражается и ощущается в авторской позиции.

Таким образом, существуют некоторые различия между мотивом, влекущим действия ради себя, и мотивом, заставляющим действо-

вать ради других. Попробуем разобраться, что это за различия и какова сама природа мотива. Углубленно эту тему изучал Х. Хекхаузен: «Люди различаются по индивидуальным проявлениям (характеру и силе) тех или иных мотивов. У разных людей возможны различные иерархии мотивов. В данном случае перед нами встают проблемы измерения мотивов. Поведение человека в определенный момент времени мотивируется не любыми или всеми возможными его мотивами, а тем из самых высоких мотивов в иерархии (т. е. из самых сильных), который при данных условиях ближе всех связан с перспективой достижения соответствующего целевого состояния или, наоборот, достижение которого поставлено под сомнение» [3].

Для нас это означает, что одно и то же действие, - в данном случае написание текста -может иметь множество смыслов. Причем слово «смысл» здесь употребляется в том понимании, в котором его объясняет Б. Е. Пахоль, психолог, автор ряда публикаций о ценностях. Смысл, по его словам, - это значение или обоснование какого-либо действия, а так же символизирующих его метафор: «Смысл наполняется ценностями, если ценностей нет, то и смысла нет. Например: смысл процесса чтения может заключаться в удовлетворении потребности в познании, создании имиджа для удовлетворения потребности в доминировании, в сопричастности с какой-либо общностью или социально одобряемой форме структурирования свободного времени и т. д. Интересен тот факт, что возможное количество смыслов одного и того же действия стремится к бес-

конечности, однако выбор конкретного смысла обусловлен влиянием на сознание человека подсознательным и сверхсознательным содержанием его психики, что и определяет онтологический статус человека в мире. Более того, чем выше статус человека, тем большим репертуаром смыслов он в состоянии оперировать.

Смысл всегда отвечает на вопрос «зачем?» или «почему?» - любой из ответов на них основывается на том, что деятельность человека обусловлена достижением определенных целей, идеалов или ценностей, как осознаваемых субъектом, так и не осознаваемых им» [2].

Рассмотрим различие мотивов, которые движут журналистами, на конкретном примере. В одном из номеров делового издания «Курс дела» опубликован материал Игоря Бабушкина «Стойло уральского Пегаса»3, который представляет собой обзор рынка недвижимости Златоуста и является одним из материалов серии в рубрике «Города». С одной стороны, цель представить рынок недвижимости достигнута: в обзоре есть цифры (метражи, цены), описания районов и самих зданий. С другой - здесь присутствуют подробности, которые не только не относятся к теме, но и отвлекают от нее. Если же рассматривать эмоциональный фактор восприятия информации, то вызывает сомнения, что сами златоустовцы согласились бы со следующими строками: «Благодатная землица - здесь даже у коней крылья вырастают, как на гербе Златоуста, а что уж про людей говорить? Так и ходят все горожане окрыленные, благодарят судьбу за то, что дала шанс жить и работать в таком прелестном городе» [1]. Автор не приводит доказательств подобным утверждениям, они безосновательны, наводят подозрения на сарказм и не являются информацией, необходимой для делового обзора. Кроме того, в материале есть действительно правдивые сообщения: «К сожалению, погрузившись в стихию металлургии, город испытывал перманентный дефицит жилья. Символично, что автор герба Златоуста художник Владимир Жариков

был отмечен не орденом, а ордером на отдельную квартиру. Это была для него наивысшая награда, поскольку прежде художник долгое время обитал в коммуналке» [1]. Однако такая подробность про одного из почетных жителей города, выделенная из целостного контекста жизни Златоуста, несколько дезориентирует. У челябинского читателя, не столь близко знакомого с современной историей Златоуста, с большой вероятностью складывается искаженное представление о городе.

Возникает вопрос, для чего автору нужно было такое вступление к обзору рынка недвижимости? Проанализировав материал, можно заметить, что автор, показывая свою осведомленность и способность излагать мысли, возможно, любуется собой, для него это - способ повышать самооценку. Его ценностные ориентиры направлены на самоутверждение через тексты. Соответственно, он реализует эту потребность настолько, насколько позволяет формат делового издания.

Таким образом, мы увидели, что авторская позиция связана с ценностями автора, которые порождают мотивы написания текстов, и в зависимости от ценностей тексты будут нести ту или иную окраску. Значит можно предполагать, что в случае, если общество пополнится журналистами, ориентированными на пользу, а не на самоутверждение, это благоприятно отразится на социальном контексте.

Соответственно, определив мотивы сегодняшних молодых журналистов, мы можем представлять, какой будет журналистика в ближайшие годы. Для того, чтобы выяснить, какие мотивы преобладают у студентов факультета журналистики ЧелГУ, мы провели исследование, которое, кроме прочего, помогло нам определить, какие изменения в мотивации происходят во время всего учебного процесса.

Во-первых, выяснился уровень интереса к профессии журналиста, присутствующий в студенческой среде сразу после поступления в университет и перед выпуском из вуза (табл. 1).

Таблица 1

Изменился ли ваш интерес к профессии журналиста. Если да, то в какую сторону - он увеличился или уменьшился?

Интерес к работе журналиста 1курс (количество студентов, %) 3курс (количество студентов, %) 5курс (количество студентов, %)

Увеличился 61 % 36 % 35 %

Уменьшился 8,5 % 41 % 35 %

Не изменился 30,5 % 23 % 30 %

Мы видим, что у большинства первокурсников, поступивших в университет в 2009 году, заинтересованность в журналистике возросла (61 %). Этот показатель идет на спад к окончанию обучения: повышенный интерес в профессии показывают 35 % будущих выпускников. Столько же пятикурсников сообщили, что их интерес уменьшился, а у трети студентов он не меняется в течение всего обучения с момента поступления в

Почему вы хотите

вуз. Причем 8 % из тех, кто продемонстрировал стабильность, сказали, что стали более реалистично представлять себе «журналистскую кухню».

Теперь рассмотрим психологический анализ мотивов работы молодых журналистов, являющихся будущими выпускниками ЧелГУ 2010 года, и сравним их с тем, на чем сфокусированы недавно поступившие студенты и студенты третьего курса (табл. 2).

Таблица 2

Мотивы ——-—_______ Первый курс(%) Третий курс(%) Пятый курс(%) Транслируемая ценность

А я как раз не хочу, и скорее всего не буду 4 % 28 % 15 %

Это просто работа, я хочу зарабатывать деньги 13 % 5 % 9 % Работа, деньги

Мне нравится публичность. Хочу, чтобы люди читали мои статьи, видели меня по TV или слышали по радио 22 % 25,5 % 15 % Тщеславие, гордыня, повышение самооценки, чувство собственной значимости

Я хочу донести до людей свои мысли 35 % 28 % 23,5 % Быть услышанным, поделиться, повлиять

Я хочу создать в обществе что-то новое в плане культуры, духовности и образования 39 % 25,5 % 18 % Духовные ценности, созидание

Меня привлекает стиль жизни и работы журналиста: непредсказуемость, много знакомств, свежих впечатлений, активность 70 % 41 % 59 % Яркость жизни, активность, непредсказуемость

Я хочу обрести связи со значимыми людьми / познакомиться с ними 9 % 25,5 % 20,5 % Связи, люди

Я хочу творчества 52 % 38 % 56 % Творчество, созидание

Для меня очень важно раскрыться, самореализоваться 52 % 33 % 38 % Самореализация, развитие личных качеств

Журналистика - инструмент власти, я хочу власти 9 % 5 % - Власть, влияние

Я хочу расширить свой кругозор через работу в СМИ 43 % 31 % 41 % Познание

Я знаю, что работать журналистом не просто, я хочу преодолевать трудности 22 % 13 % 20,5 % Рост, ответственность, взросление

Быть журналистом круто, это производит на других людей впечатление, поэтому я хочу быть журналистом 8 % 8 % 3 % Престиж, гордыня, чувство собственной значимости

*Примечание: студентам разрешалось выбрать до четырех ответов, что дало в результате более 100 %.

Теперь мы видим, что лидер ответов на вопрос «Почему вы хотите работать журналистом?» на всех курсах был ответ о стиле жизни журналиста. Более половины будущих выпускников посчитали это одной из четырех важных причин работать в этой профессии. Любопытно так же, что почти 70 % всех студентов, у которых уменьшился интерес к работе журналиста, ценностью назвали именно стиль жизни, активность и непредсказуемость. Для 40 % людей со снизившимся интересом значение имеют связи, а 50 % из них в журналистику пошли ради творчества.

Однако для нас больший интерес представляет динамика ответов «Я хочу донести до людей свои мысли» и «Я хочу создать в обществе что-то новое в плане культуры, духовности и образования». Именно через эти мотивы транслируются духовные ценности, готовность к созиданию, желание быть услышанным и повлиять на людей. По данным опроса видно, что такая мотивация больше принадлежит первокурсникам (35 и 39 %), на третьем курсе она заметно ниже, и еще меньше людей с подобными мотивами среди пятикурсников (23,5 и 18 %).

Обращая внимание на потенциал к здоровой и полезной журналистике, мы также смотрим на ответы «Журналистика - инструмент власти, я хочу власти», «Мне нравится публичность», «Быть журналистом круто, это производит на других людей впечатление». Журна-

Почему вы хотите работать журналист

листы, движимые подобными мотивами, работают исходя из таких ценностей, как гордыня, тщеславие, чувство собственной значимости, повышение самооценки. Как правило, это неустойчивые личности с недостатком внимания и признания со стороны близких, и для них главной целью действий будет самоутверждение. Опрос показал, что к пятому курсу студентов с такими мотивами становится меньше. В частности, любителей публичности осталось 15 %, тех, кто считает, что быть журналистом круто - 3 %. «Я хочу власти» не ответил никто.

При этом достаточно много людей, настроенных решать через работу свои личные проблемы или развивать определенные навыки. Почти 40 % будущих выпускников хотят использовать журналистскую профессию для того, чтобы раскрыться и самореализоваться. Столько же намерены расширять свой кругозор через СМИ.

Примечательно, что пятая часть студентов выбрала ответ «Я знаю, что работать журналистом не просто, я хочу преодолевать трудности». Такую готовность к росту и взрослению, как правило, показали те же студенты, что и проявили духовные ценности.

Кроме того, есть несколько ответов в графе «Другое». Причем на первом курсе студенты воспользовались этой графой всего два раза, а среди пятикурсников там выразили свои мысли 30 %. (табл. 3.)

Таблица 3 м? Графа «Другое», некоторые ответы:

Мотив 1 курс 3 курс 5 курс Ценности

Хочу изменить что-то в лучшую сторону в плане культуры молодежи Надо работать на благо народа и России, люди - это главное, надо о них заботиться. Мне важно поднимать социальные проблемы и чувствовать, что могу помочь с помощью своей работы людям 1 чел 1 чел. 1 чел Духовные ценности

Внутренний зов, призвание 9 % Призвание

Повышение собственной коммуникативности, развитие личных навыков.. Улучшить навыки письма 1 чел. 1 чел. Развитие личных качеств

Таким образом, опрос студентов первого, третьего и пятого курсов обеспечил данные, которые показывают, как меняется интерес к профессии журналиста по мере знакомства с работой, и - из каких принципов и собственных потребностей будут исходить будущие работники СМИ. Мы видим, что мотивы заботы о людях прослеживаются на всех курсах, но к моменту выпуска из университета, студентов, сохраняющих такую позицию остается не более 20 %. Вдвое больше выпускников намерены с помощью работы решать свои вопросы, такие как самореализация, расширение кругозора, самоутверждение. И абсолютное большинство студентов желает получить от работы яркую непредсказуемую жизнь с творчеством, активностью и новыми знакомствами.

Если тексты являются способом журналиста выразить себя, то в зависимости от эмоционального и духовного здоровья это самовыражение будет либо полезным, либо бесполезным

(и даже вредным) для общества. Проведенное исследование позволяет нам предполагать, что СМИ пополнятся журналистами, большинство из которых ничего не будет менять, а 20 процентов попытается внести в общество вклад, повлияв на культурные и духовные ценности.

Список литературы

1. Бабушкин, И. Стойло уральского Пегаса [Текст] / И. Бабушкин // Курс дела. - 2007.

- № 5.

2. Пахоль, Б. Е. Ценности и смыслы. Психологические механизмы социального управления [Электронный ресурс] / Б. Е. Па-холь // Психология. - http://www.sunhome.ru/ psychology/11896/р2.

3. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность [Текст] : в 2 т. Т. 2 / Х. Хекхаузен. - М., 1986.

- С. 112-136.

Н. Н. Лебедева

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МОРАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СОЗНАНИЯ

В настоящее время в рамках теории социальных представлений проводится большое количество исследований. Часть исследований посвящена изучению нормативных представлений. Важную роль в изучении морального сознания сыграли работы Ж. Пиаже и Л. Колберга. Отечественные психологи уделяют большое внимание ценностным аспектам морально-правовых представлений. Теория социальных представлений позволяет изучать картину морально-правового сознания личности.

Ключевые слова: социальные представления, социальное познание, уровни морального развития, иерархия ценностей, моральные и правовые представления.

Теория социальных представлений занимает одно из центральных мест среди современных направлений в социальной психологии. Это подтверждается большим потоком исследований как отечественных, так и зарубежных, проводимых в русле теории. Вопросы, на которые пытаются ответить представители теории, вызывают активный интерес у исследователей «Как люди понимают окружающий мир? Каким образом они осмысливают свою повседневную жизнь?»

Поле применения теории социальных представлений обширно - это могут быть практически любые элементы социального познания. В самых первых исследованиях, автором тео-

рии социальных представлений С. Московичи, изучался образ психоанализа в сознании французов. По его мнению, новое знание вырабатывается в контексте общественного взаимодействия людей «.. .наши представления основаны не на тех вещах и ситуациях, которые они воспроизводят - они основаны на коммуникации, касающейся этих вещей и ситуаций» [7].

Под социальными представлениями С. Московичи подразумевает «набор понятий, убеждений и объяснений, возникающих в повседневной жизни по ходу межличностных коммуникаций» [9]. Его подход фокусируется на том, как люди мыслят и создают свою разделяемую реальность, а также на содержании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.