Научная статья на тему 'Жизнестойкость женщин, осужденных на длительные сроки отбывания наказания'

Жизнестойкость женщин, осужденных на длительные сроки отбывания наказания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
332
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ / КОНТРОЛЬ / ПРИНЯТИЕ РИСКА / ТРУДНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ / ОСУЖДЕННЫЕ ЖЕНЩИНЫ / ДЛИТЕЛЬНЫЕ СРОКИ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ / RESILIENCE / INVOLVEMENT / CONTROL / RISK ACCEPTANCE / DIFFICULT LIFE SITUATIONS / WOMEN CONVICTS / LONG-TERM IMPRISONMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корнилова Татьяна Владимировна

В статье представлен краткий обзор современных исследований жизнестойкости. Рассматриваются основные структурные компоненты феномена. Раскрываются результаты эмпирического исследования жизнестойкости в двух группах женщин осужденных на длительные сроки отбывания наказания и никогда не отбывавших наказание в виде лишения свободы. Общее число респондентов 77 человек. Анализ результатов позволил выявить значимые различия в уровне жизнестойкости у выделенных групп респондентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Корнилова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Resilience of women sentenced to long-term imprisonment

The article provides a brief overview of modern research on resilience. The study considers the main structural components of the phenomenon. The author discloses the results of empirical study on hardiness made in two groups of women those who have been sentenced for long-term imprisonment and those who have never been sentenced to any imprisonment. The total number of respondents reached 77 people. Analysis of the results showed significant differences in the level of resilience among these groups of respondents.

Текст научной работы на тему «Жизнестойкость женщин, осужденных на длительные сроки отбывания наказания»

УДК 151 ББК 88.37

Т.В. Корнилова

жизнестойкость женщин, осужденных на длительные сроки отбывания наказания

В статье представлен краткий обзор современных исследований жизнестойкости. Рассматриваются основные структурные компоненты феномена. Раскрываются результаты эмпирического исследования жизнестойкости в двух группах женщин - осужденных на длительные сроки отбывания наказания и никогда не отбывавших наказание в виде лишения свободы. Общее число респондентов - 77 человек. Анализ результатов позволил выявить значимые различия в уровне жизнестойкости у выделенных групп респондентов.

Ключевые слова: жизнестойкость, вовлеченность, контроль, принятие риска, трудные жизненные ситуации, осужденные женщины, длительные сроки отбывания наказания.

T.V. Kornilova

RESILIENCE OF wOMEN SENTENCED TO LONG-TERM

IMPRISONMENT

The article provides a brief overview of modern research on resilience. The study considers the main structural components of the phenomenon. The author discloses the results of empirical study on hardiness made in two groups of women - those who have been sentenced for long-term imprisonment and those who have never been sentenced to any imprisonment. The total number of respondents reached 77 people. Analysis of the results showed significant differences in the level of resilience among these groups of respondents.

Key words: resilience, involvement, control, risk acceptance, difficult life situations, women convicts, long-term imprisonment.

«Все препятствия и трудности - это ступени, по которым мы растем ввысь...» (Ф. Ницше)

Проблема устойчивости человека перед лицом трудных жизненных ситуаций всегда была значима. Ведь все люди на своем жизненном пути сталкиваются с трудными ситуациями, сложными моментами, переживают кризисы и стрессы. При этом каждый человек по-своему реагирует на неприятности и проблемы и по-разному ищет выход из сложившихся обстоятельств. Одни «плывут по течению», впадают в депрессию, замыкаются в себе, а другие напротив активно ищут выход из сложной жизненной ситуации.

Проблема жизнестойкости как готовности человека выдерживать и эффективно преодолевать стрессовые ситуации и как механизма личностного развития интересовала человечество во все времена, только была представлена другими тер-

минами, но схожими по значению (психологическая устойчивость, жизнеспособность, личностный адаптационный потенциал и др.). Идея жизнестойкости подразумевает оптимальную реализацию человеком своих психологических возможностей в неблагоприятных жизненных ситуациях, «психологическую живучесть» и «расширенную эффективность» в этих ситуациях.

Предметом нашего исследования выступает проявление жизнестойкости как личностной характеристики женщин, осужденных на длительные сроки отбывания наказания, так как сам факт изоляции от общества, условия содержания, в которых они находятся, проверяют человека на прочность, «живучесть», предъявляют к нему повышенные требования.

х

го

со

ГО ^

го

X

X

го ш .0

ю

I-

о

S

о ^

о ф

.0 X .0

си н

S

с; ч го

X

><

.0 X

X

ф

о о

X

ф

X

л

¡з

о

>s о н

о ф

X

го m о с; s

х ^

о ^

QD

Согласно статистической информации, представленной на сайте ФСИН России, на 1 октября 2017 г. в исправительных учреждениях содержалось 48 099 женщин. При этом увеличивается количество осужденных за тяжкие преступления. Возрастает численность осужденных к лишению свободы в 3 и более раз.

Традиционно в психологических трудах отмечаются заслуги философов-стоиков (Зенон, Марк Аврелий, Эпик-тет). Хотя название школы «стоицизм» никак не соотносится с русским словом «стойкость», но приверженцы данной школы выступили первыми учеными, ставящими твердость, мужество и преодоление жизненных испытаний в основу развития личности. Не менее важным, по мнению философов-стоиков, является возможность индивидуального выбора человеком в трудных жизненных ситуациях.

Актуальным является опора на идеи из такого философского направления, как экзистенциализм, т.к. его представителями жизнестойкость рассматривается в контексте поиска человеком смысла своей жизни [6]. Благодаря философам-экзистенциалистам (Хайдеггер, Камю, Сартр, Ясперс и др.) обоснованы пути преодоления человеком трудностей бытия на основе обретения ответственности и одновременно внутренней свободы личного существования в пограничных ситуациях, в том числе перед лицом смерти.

В экзистенциальной психологии (Р. Мэй [4], Л. Бинсвангер [1], В. Франкл [5], А. Лэнге [3], М. Чиксентмихайи [7] и др.) многопланово рассмотрены проблемы жизни и смерти, свободы и ответственности, общения и одиночества, поиска смысла и бессмысленности существования.

Фундаментальные психологические исследования, всесторонне раскрывающие проблему жизнестойкости, появились лишь в конце XX века, обобщающие научные труды преимущественно историко-философского толка. В научном познании жизнестойкость как термин сформировался относительно недавно.

В отечественную науку термин «жизнестойкость» ввел Д.А. Леонтьев

в 2000 году для обозначения англоязычного понятия «hardiness». Феномен «hardiness» был открыт и активно исследовался С. Кобейса и С. Мадди. Достаточно обширный объем исследований (военных [12], преподавателей [10], воспитателей детских садов [11], пожарных [9], студентов [8] и др.) доказывает идеи о том, что жизнестойкость является ключом к психологической устойчивости в условиях стресса. Жизнестойкость положительно влияет на производительность, лидерство, поведение, выносливость, настроение, физическое и психическое здоровье человека. Профессор С. Мадди пришел к выводу, что те люди, которые смогли конструктивно преодолеть трудные ситуации, придерживаются определенных убеждений: вовлеченность, контроль, принятие риска.

Итак, под понятием «вовлеченность» следует понимать «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности» [2, с. 5]. Такие люди стремятся быть вовлеченными в текущие события, испытывают истинный интерес и любознательность к окружающему миру.

Контроль - «убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован» [2, с. 5]. Такие люди пытаются влиять собственными усилиями на события жизни, а не погружаются в пассивность и беспомощность.

Принятие риска - это убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию, воспринимается им как новые возможности для обучения за счет знаний, извлекаемых из опыта (позитивного или негативного) [2, с. 5-6].

В России результаты работ С. Мадди и его концептуальные идеи стали широко известны благодаря адаптации отечественными психологами Д.А. Леонтьевым и Е.И. Рассказовой 3-го варианта теста С. Мадди «ThePersonalViewsSurvey III-R», который получил название «Тест жизнестойкости» [2]. В итоге к сегодняшнему дню имеется ряд монографиче-

ских исследований, базирующихся на использовании данного методического инструментария. Так, изучены социально-психологические факторы жизнестойкости (О.И. Ефимова и др., 2011), ее связь со свойствами личности (Т.В. Наливайко, 2006) и личностно-психологическими ресурсами (Р.И. Стецишин, 2008; А.Н. Фо-минова, 2012; Н.В. Калинина, 2012), выявлены особенности проявления жизнестойкости у детей-сирот (Е.А. Байер, 2012), учеников школ (А.Н. Фоминова, 2014), подростков (С.В. Книжникова, 2005), старшеклассников (В.Р. Петро-сянц, 2011; Е.В. Шварева, 2012), у студентов (Ю.И. Сова, 2009; М.В. Логинова, 2010; Г.В. Ванакова, 2008, 2012, 2015; Н.М. Волобуева, 2012; М.Ю. Кузьмин, 2012; Н.О. Леоненко, 2013), женщин (С.Б. Калинина, 2011).

Несмотря на то, что изучение феномена жизнестойкости настолько важно и актуально в настоящее время, активно ведутся исследования в данной области, в то же время отсутствуют исследования жизнестойкости у женщин, осужденных на длительный срок лишения свободы. Длительными мы считаем сроки свыше 10 лет, поскольку в процессе их отбывания наказания значительно понижается социальная активность у осужденных, мотивация к общественно полезной деятельности, значительная часть из них теряет социально полезные связи, что влечет за собой повышение порога агрессивности и т.д. В условиях длительного пенитенциарного стресса происходит постепенная мобилизация и расходование «поверхностных» и «глубоких» адаптационных резервов. Нам требуется выявить те характеристики личности, которые могли бы поспособствовать уменьшению отрицательного воздействия стрессоров на личность, с этой целью мы сделали попытку проанализировать феномен жизнестойкости у женщин, осужденных на длительный срок.

В исследовании приняли участие 37 женщин, осужденных на срок свыше 10 лет и ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы. Возраст испытуемых составил от 25 до 50 лет. На момент исследования в исправительном

учреждении осужденные провели от 1 года до 9 лет.

На начальном этапе респондентам предлагалось перечислись качества, которые, по их мнению, характеризуют жизнестойкого человека. По мнению большинства испытуемых, жизнестойкий человек должен обладать целеустремленностью, выносливостью, моральной устойчивостью, уверенностью в себе, волевыми качествами, стремлением изменить жизнь к лучшему, быть сильным духом, обладать душевным здоровьем и не должен нарушать своих принципов. На уточняющий вопрос «Считают ли они себя жизнестойкими людьми?» 31 человек (83,8%) ответил, что обладает жизнестойкостью. Вероятно, полученные эмпирические данные на уточняющий вопрос могут указывать на тот факт, что испытуемые считают, что находятся в жестких условиях со строгим распорядком дня, под постоянным контролем, многого лишены, во многом ограничены (например, передвижение по территории исправительного учреждения). При этом за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным могут применяться различные меры взыскания (например, перевод в помещение камерного типа).

Так, трудными ситуациями в условиях колонии, с точки зрения осужденных, являются взаимоотношения с родственниками - 75,7% (28 человек), режим - 56,8% (21 человек), состояние здоровья - 43,2% (16 человек), взаимоотношения с другими осужденными (непонимание, поступки других, сплетни) - 27% (10 человек), бытовые условия - 18,9% (7 человек), отсутствие занятости - 16,2% (6 человек), неизвестность будущего - 5,4 (2 человека). В то же время часть опрошенных осужденных (8 человек) считают, что сложных ситуаций в условиях колонии для них нет.

Затем осужденным предлагалось пройти «Тест жизнестойкости» С. Мад-ди, адаптированный Д.А. Леонтьевым и Е.И. Рассказовой, с целью определения особенностей жизнестойкости [2]. Результаты сравнивались с женщинами, которые никогда не отбывали наказание

X

го

со ГО

го

X

X

го ш

ю

I-

о

о ^

о ф

.а X -О

с;

си

I-^

с; ч го

X

><

.а X

X

ф

>

о о

X

ф

X

ь

о о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I-

о ф

X

в виде лишения свободы (30 человек), вешенны. Для оценки различий между состоят в браке, имеют хорошую работу выборками использовался статистиче-(табл. 1). По возрасту обе группы уравно- ский и-критерий Манна-Уитни.

Табл. 1. Результаты изучения жизнестойкости и ее компонентов у женщин,

осужденных на длительный срок лишения свободы, и женщин, которые никогда не отбывали наказания в исправительных учреждениях

Шкалы Стандартные оценки Женщины, не отбывавшие Осужденные женщины И-критерий

наказание

Жизнестойкость 80,72±18,53 94,7 63,4 0,01

Вовлеченность 37,64±8,08 41,7 33,2 0,05

Контроль 29,17±8,43 35,4 19,5 0,01

Принятие риска 13,91±4,39 17,6 10,7 0,05

го ш о

с; ^

х ^

о т

Анализ эмпирических данных, представленных в таблице 1, позволяет отметить, что у женщин, осужденных на длительный срок лишения свободы, и женщин, никогда не отбывавших наказание в исправительных учреждениях, жизнестойкость и все ее компоненты достоверно отличаются степенью развития. При этом показатели по обеим группам попадают в пределы нормы за исключением результата по шкале «контроль» в группе осужденных женщин (ниже нормы).

Женщины, никогда не отбывавшие наказание в виде лишения свободы, отличаются большей вовлеченностью (р<0,05), т.е. они получают удовольствие от собственной деятельности, более уверены в себе. Испытуемые, отбывающие наказание, зачастую чувствуют себя отвергнутыми, изолированными от внешнего мира, ощущают себя «вне» жизни.

Как видно из таблицы 1, группы статистически различаются по параметру жизнестойкости «контроль» (р<0,01). Следовательно, можно утверждать, что осужденные на длительный срок женщины ощущают собственную беспомощность, подневольность и убеждены, что не могут повлиять на результат происходящих с ними событий, не выбирают собственный путь, а просто «плывут по течению». Полученные нами эмпирические данные согласуются с результатами исследований, проведенных А.Н. Суховым.

Далее отметим, что также группы статистически различаются по параме-

тру «принятие риска» (р<0,05). Осужденные женщины не рассматривают жизнь как способ приобретения опыта, практически не готовы идти на риск в отсутствие надежных гарантий успеха, а стремятся к безопасности и комфорту. Они не стремятся усваивать и в последующем использовать знания из опыта, которые могут пригодиться на следующих этапах жизненного пути.

В целом общий показатель жизнестойкости женщин, никогда не отбывавших наказание в виде лишения свободы, выше, чем у женщин, осужденных на длительные сроки (р<0,01). Следует отметить, что полученные эмпирические значения могут указывать на тот факт, что испытуемые, отбывающие наказание в виде лишения свободы, в меньшей степени способны противостоять внутреннему напряжению в стрессовых ситуациях, могут совершать неадекватные действия при возникновении жизненных трудностей.

На уточняющий вопрос о том, «Что может помочь в преодолении жизненных трудностей в условиях исправительного учреждения?», по мнению женщин, отбывающих наказание, главную роль в преодолении трудных ситуаций для них играет поддержка родственников (75,7% от всей выборки), а также значительным количеством человек отмечается, что просто важно верить в хорошее будущее (43,2%).

Некоторые осужденные предложили в работе сотрудников с ними следующее,

что, по их мнению, может помочь им в преодолении жизненных трудностей и стрессов в условиях исправительного учреждения:

• нужно давать осужденным больше отдыхать, т.к. они неплохо работают;

• больше уделять им внимания;

• больше человеческого фактора со стороны сотрудников колонии;

• чаще посещать кабинет релаксации;

• сломать барьер давления на осужденных и чаще проявлять гуманные качества;

• разнообразить направления в работе, учебе.

Таким образом, жизнестойкость является фактором профилактики развития соматических и психических заболеваний в стрессовых условиях, а также способствует оптимальному переживанию ситуаций неопределенности и тревоги, которые свойственны осужденным женщинам, особенно на начальном этапе отбывания наказания (первые 6 месяцев), то знание специфики и уровня жизнестойкости осужденных позволит осуществлять психотехническое воздействие с учетом дефицитарности по ее компонентам и особенностей ее развивающих, формируя у них жизнестойкость как интегральное образование личности.

Библиографический список

1. Бинсвангер, Л. Избранные статьи. Бытие-в-мире [Текст] / Л. Бансвангер. - СПб.: Ювента (при участии психологического центра «Ленато», СПб), 1999. - 300 с.

2. Леонтьев Д.А. Тест жизнестойкости [Текст] / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказаова. - М.: Смысл, 2006. - 63 с.

3. Лэнгле, А. Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия [Текст] / А. Лэнгле. -3-е изд. - М.: Генезис, 2009. - 128 с.

4. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования. Как давать и обретать душевное здо- к ровье [Текст] / Р. Мэй; пер. с англ. М. Будыниной, С. Римского. - М.: Институт Общегуманитарных i Исследований, Апрель Пресс, 2009. - 222 с. g

5. Франкл, В. Доктор и душа [Текст] / В. Франкл. - СПб.: Ювента, 1997. - 110 с. то

6. Хайдеггер, М. Бытие и время [Текст] / М. Хайдеггер; пер. с нем. В.В. Бибихина. - Харьков: к Фолио, 2003. - 503 с. |

7. Чиксентмихайи, М. Поток: психология оптимального переживания [Текст] / М. Чиксентми-хайи; пер. сангл. - М.: Смысл: Альпинанон-фикшн, 2011. - 461 с. ^

8. Hystad S.W., Eid J., Laberg J.C., Johnsen B.H., & Bartone P.T. Academic stress and health: Exploring the moderating role of personality hardiness. Scandinavian Journal of Educational Research, 2009. Vol. 53. № 5. P. 421-429.

9. Jimenez B.M., Natera N.I.M., Munoz A.R., &Benadero M.E.M. Hardy personality as moderator variable of burnout syndrome in firefighters. Psicothema, 2006. Vol. 18. № 3. P. 413-418.

10. Klag S., & Bradley G. The role of hardiness in stress and illness: An exploration of the effect of negative affectivity and gender. British Journal of Health Psychology, 2004. 9 (Pt 2). P. 137-161.

11. Nishizaka S. Kindergarten teachers' mental health: Stress, pre-school teacher efficacy, and hardiness. Japanese Journal of Educational Psychology, 2002. Vol. 50. P. 283-290.

12. Westman M. The relationship between stress and performance: The moderating effect of hardiness. HumanPerformance, 1990. Vol. 3. № 3. P. 141-155.

Referencеs

1. Binswanger L. Selected articles. Being-in-the-world. SPb.: Juventa (pri uchastii psikhologicheskogo tsentra "Lenato", St. Petersburg), 1999. P. 300. [in Russian].

2. Leontiev D.A., Rasskazova E.I. Test for resilience. M.: Smysl, 2006. P. 63. [in Russian].

3. Langle A. Life, filled with meaning. Applied logotherapy. 3rd ed. M.: Genesis, 2009. P. 128. [in Russian].

4. May R. The art of psychological counseling. How to give and get mental health. Transl. from English by M. Budynina, S. Rimsky. Moscow: Institut obshchegumanitarnykh issledovaniy, Aprel Press, 2009. P. 222. [in Russian].

5. Frankl V. The Doctor and the Soul. SPb.: Juventa, 1997. P. 110. [in Russian].

a

о ^

о ф

-О X

ф

IS

с; ч го

X

><

-О X

X

ф

о о

X

ф

X

л

¡з

о

>s о

I-

о ф

X

6. Heidegger M. Existence and Time. Transl. from Germ. by V.V. Bibikhina. Kharkov: Folio, 2003. P. 503. [in Russian].

7. Chicsentmihayi M. Stream: Psychology of optimal experience. Transl. from English. M.: Smysl: Alpina-non-fiction, 2011. P. 461. [in Russian].

8. Hystad S.W., Eid J., Laberg J.C., Johnsen B.H., & Bartone P.T. Academic stress and health: Exploring the moderating role of personality hardiness. Scandinavian Journal of Educational Research, 2009. Vol. 53. № 5. P. 421-429.

9. Jimenez B.M., Natera N.I.M., Munoz A.R., & Benadero M.E.M. Hardy personality as moderator variable of burnout syndrome in firefighters. Psicothema, 2006. Vol. 18. No. 3. P. 413-418.

10. Klag S., & Bradley G. The role of hardiness in stress and illness: An exploration of the effect of negative affectivity and gender. British Journal of Health Psychology, 2004. 9 (Pt 2). P. 137-161.

11. Nishizaka S. Kindergarten teachers' mental health: Stress, pre-school teacher efficacy, and hardiness. Japanese Journal of Educational Psychology, 2002. Vol. 50. P. 283-290.

12. WestmanM. The relationship between stress and performance: The moderating effect of hardiness. Human Performance, 1990. Vol. 3. No. 3. P. 141-155.

Сведения об авторе:

Корнилова Татьяна Владимировна,

научный сотрудник организационно-научного отдела, Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, г. Вологда, Российская Федерация. КтаИ: tanya.bystrova2012@mail.ru

Information about the author: Kornilova Tatyana Vladimirovna,

Research Scientist,

Organization and Science Department, Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation, Vologda, Russia.

E-mail: tanya.bystrova2012@mail.ru

УДК 151.8:36 ББК 88.5:65.9(2Рос)27

С.В. Рослякова

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ЭМПИРИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

В статье поднимается проблема сущности и основных характеристик профессионально-личностных качеств специалистов по социальной работе, даются авторские оценки описания их в научных публикациях. Сравниваются представления ученых о профессионально-личностных качествах социальных работников и их перечень в нормативных документах, регламентирующих профессиональную деятельность работников социальной сферы. Интерпретируются результаты эмпирического исследования, в процессе которого отмечается рассогласование между | Я-идеальным и Я-реальным специалиста по социальной работе, создается портрет современного го сотрудника социальных служб.

£ Ключевые слова: профессионально-личностные качества, специалист по социальной ра-

боте, идеальный образ, исследование, портрет современного специалиста по социальной 0 работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.