Научная статья на тему 'О повышении жизнестойкости осужденных с длительными сроками лишения свободы'

О повышении жизнестойкости осужденных с длительными сроками лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
331
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / МОДЕЛЬ "ПРОСОЦИАЛЬНОЕ СОУЧАСТВОВАНИЕ В ИСПРАВЛЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ" / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ / ТИПОЛОГИИ ОСУЖДЕННЫХ ПО ОСОБЕННОСТЯМ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Быстрова Татьяна Владимировна, Поздняков Вячеслав Михайлович

В статье представлены результаты комплексного исследования жизнестойкости и ее взаимосвязи с иными особенностями личности осужденных мужского и женского пола, которые проявляются на разных этапах отбывания длительного наказания в исправительной колонии. Установлено, что наиболее глубокое снижение показателей жизнестойкости наблюдается после 10 лет отбывания наказания, причем у осужденных мужчин в значительно большей мере, чем у осужденных женщин. Более высокая жизнестойкость присуща впервые осужденным и лицам, признавшим вину, но в возрастном ракурсе наблюдается тенденция снижения показателей у всех категорий спецконтингента. Кластеризация по жизнестойкости репрезентативных выборок осужденных позволила разработать их типологии, где среди лиц мужского пола выделяются три типа: компенсаторно-реагирующий, рационально-дистанцирующийся, ценностно-контролирующий, а среди лиц женского пола четыре типа: рационально-реагирующий, эгозащитный, ситуативно-утверждающийся, ценностно-контролирующий. Целенаправленное повышение уровня жизнестойкости у осужденных с длительными сроками отбывания наказания происходит при реализации экспериментально апробированной психотехнологии, которая направлена на преодоление дефицитарности по компонентам жизнестойкости (вовлеченность, контроль и принятие риска) и на создание условий для просоциального самосовершенствования личности. Сформулированные в контексте модели «просоциальное соучаствование в исправлении осужденных» предложения организационно-правового, содержательно-превентивного и инструментально-методического характера позволяют в учреждениях ФСИН России повысить эффективность психологического мониторинга и сопровождения осужденных с длительными сроками лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Быстрова Татьяна Владимировна, Поздняков Вячеслав Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О повышении жизнестойкости осужденных с длительными сроками лишения свободы»

УДК 343.8:159.9

О ПОВЫШЕНИИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ОСУЖДЕННЫХ С ДЛИТЕЛЬНЫМИ СРОКАМИ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Реферат: в статье представлены результаты комплексного исследования жизнестойкости и ее взаимосвязи с иными особенностями личности осужденных мужского и женского пола, которые проявляются на разных этапах отбывания длительного наказания в исправительной колонии. Установлено, что наиболее глубокое снижение показателей жизнестойкости наблюдается после 10 лет отбывания наказания, причем у осужденных мужчин в значительно большей мере, чем у осужденных женщин. Более высокая жизнестойкость присуща впервые осужденным и лицам, признавшим вину, но в возрастном ракурсе наблюдается тенденция снижения показателей у всех категорий спецконтингента. Кластеризация по жизнестойкости репрезентативных выборок осужденных позволила разработать их типологии, где среди лиц мужского пола выделяются три типа: компенсаторно-реагирующий, рационально-дистанцирующийся, ценностно-контролирующий, а среди лиц женского пола - четыре типа: рационально-реагирующий, эго-защитный, ситуативно-утверждающийся, ценностно-контролирующий. Целенаправленное повышение уровня жизнестойкости у осужденных с длительными сроками отбывания наказания происходит при реализации экспериментально апробированной психотехнологии, которая направлена на преодоление дефи-

© Быстрова Т. В., Поздняков В. М., 2017

Т. В. Быстрова, В. М. Поздняков

цитарности по компонентам жизнестойкости (вовлеченность, контроль и принятие риска) и на создание условий для просоциального самосовершенствования личности. Сформулированные в контексте модели «просоциальное со-участвование в исправлении осужденных» предложения организационно-правового, содержательно-превентивного и инструментально-методического характера позволяют в учреждениях ФСИН России повысить эффективность психологического мониторинга и сопровождения осужденных с длительными сроками лишения свободы.

Ключевые слова: жизнестойкость, модель «просоциальное соучаствование в исправлении осужденных», ресоциали-зация осужденных, типологии осужденных по особенностям жизнестойкости.

В последние годы наблюдается рост численности осужденных с длительными сроками наказания. По статистическим данным ФСИН России, на начало 2016 г. количество осужденных с длительными сроками отбывания наказания (свыше 10 лет) составило более 94 тыс. человек, причем наблюдается рост численности лиц в возрасте до 30 лет и осужденных к лишению свободы второй и более раз [10]. Учитывая, что по данной категории спецконтингента сохранялся указанный тренд и в 2016 г, а исправительная и ресоциали-зирующая работа с ее представителями, по мнению специалистов, является затрудненной после длительного на-

хождения в условиях изоляции [3, 5, 16], так как многие из них испытывают астенические переживания [14, с. 9] и глубокие деструктивные трансформации личности [1, 4, 8], было проведено комплексное исследование влияния объективных условий и особенностей личности осужденных на проявления жизнестойкости на разных этапах отбывания наказания. Его актуальность обусловлена тем, что развитая жизнестойкость, являясь интегральной характеристикой личности [7, с. 178-209], может способствовать успешному преодолению осужденными пенитенциарного стресса, а учет ее особенностей в работе со спецконтингентом отвечает требованиям Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года по усилению индивидуально-дифференцированного подхода в ресоциализации лиц, отбывающих длительные сроки наказания [13].

В качестве гипотезы исследования выступило предположение, что жизнестойкость осужденных, отбывающих длительные сроки наказания, влияет на их субъектную активность в исправительном учреждении, так как имеет специфику детерминации и проявлений на разных этапах отбывания наказания, завися как от особенностей их личностного потенциала и пенитенциарно-суб-культурного статуса, так и от признания вины за преступное деяние и трансформации ценностно-смысловых ориента-ций в условиях колонии, а поэтому учет указанных моментов крайне важен для оптимизации исправительно-ресоци-ализирующих воздействий на данную категорию спецконтингента. Концептуально-методическим ориентиром в исследовании стала модель американского психолога Сальваторе Мадди

Maddi, 1982), на основе которой разработан тест [6], позволяющий оцени-

вать развитость трех компонентов жизнестойкости (или при обозначении в англоязычных публикациях - hardiness):

- вовлеченность (commitment), подразумевающая наличие у человека позиции активной включенности в жизнедеятельность;

- контроль (control), представляющий собой убежденность человека в том, что борьба позволяет влиять на результат происходящего, а поэтому он мотивирует к поиску путей влияния на результаты стрессогенных изменений в противовес состояний беспомощности и пассивности;

- принятие риска (challenge), обеспечивающее восприятие человеком проблем как вызова и отношение к накоплению опыта (как положительного, так и негативного) как основания для личностного развития.

В анкетировании и психодиагностическом обследовании приняли участие 532 осужденных (495 мужского и 37 женского пола) в возрасте от 20 до 67 лет со сроками лишения свободы - от 10 до 27 лет, содержавшихся в колониях общего (для женщин), строгого и особого режимов (для мужчин) в Белгородской, Вологодской, Кировской, Ленинградской, Нижегородской, Свердловской, Ярославской областей, Красноярского края,Республики Коми. В психодиагностический комплекс были включены такие методики, как «Тест жизнестойкости» С. Мадди (в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рас-сказовой), «Тест смысложизненных ориентаций» Д. Крамбо, Л. Махолик (в адаптации Д. А. Леонтьева), «Индивидуально-типологический опросник» Л. Н. Собчик, «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчик (в адаптации Л. И. Вас-сермана, О. Ф. Ерышева, Е. Б. Клубо-вой), «Опросник способов совладания (копинг-тест)» Р. Лазаруса, С. Фолкмана

(в адаптации Т. Л. Крюковой, Е. В. Куф-тяк, М. С. Замышляевой), «Шкала субъективного благополучия» А. Перуэ-Баду (в адаптации М.В. Соколовой), опросник «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера (в адаптации Е. Ф. Ба-жина, С. А. Голынкиной, А. М. Эткин-да), «Ценностный профиль личности» Ш. Шварца (в адаптации В. Н. Каран-дашева), «Линия жизни» А. А. Кроника, Е. И. Головахи, «Тест мотивации достижения» А. Мехрабиана (в адаптации М. Ш. Магомед-Эминова), «Временная перспектива» Ф. Зимбардо (в модификации А. Сырцовой, Е. Т. Соколовой, О. В. Митиной). Кроме того, был проведен экспертный опрос 264 сотрудников колоний, непосредственно взаимодействующих с данной категорией осужденных, а также осуществлен анализ личных дел и объективно-учетных данных по спецконтигенту.

Обработка данных исследования, в том числе с использованием корреляционного, факторного и кластерного анализов, позволила сформулировать следующие основные выводы.

1. Жизнестойкость у осужденных к длительным срокам лишения свободы первоначально проявляется в форме психологической готовности к преодолению трудностей в условиях исправительного учреждения ради условно-досрочного освобождения, а в дальнейшем при росте осмысленности, субъектной ответственности и настойчивости в преодолении астенических переживаний и иных проблем может проявляться и как интегральное образование личности, обеспечивая самостоятельность суждений, коммуникативную гибкость в субкультурной среде и принятие на себя ответственности в реализации просо-циального поведения.

2. В зависимости от времени пребывания в исправительном учрежде-

нии жизнестойкость у осужденных изменяется, причем у находящихся в учреждении от 6 до 10 лет ее показатели еще выражены, а после 10 лет отбывания наказания в условиях лишения свободы происходит их существенный спад (р<0,05). Уровень жизнестойкости у осужденных на длительный срок мужчин выше, чем у осужденных женщин (р < 0,01), по показателям всех ее компонентов (вовлеченность, контроль, принятие риска). Жизнестойкость в аспекте пенитенциарного опыта свидетельствует о ее большей выраженности у впервые осужденных, чем у лиц, неоднократно отбывавших наказание в виде лишения свободы (р < 0,01). Самый высокий уровень жизнестойкости среди спецконтингента мужских и женских колоний выявлен у осужденных, попавших в них в возрасте от 18 до 24 лет, но с увеличением возраста наблюдается тенденция снижения показателей жизнестойкости. Имеются статистически значимые различия в компонентах жизнестойкости осужденных в зависимости от признания ими вины в совершенном преступлении (р < 0,05): по шкале «вовлеченность» выше уровень у лиц, ее признавших, а по шкалам «контроль» и «принятие риска» более выражен среди лиц, не признавших свою вину.

3. Для осужденных с высоким уровнем жизнестойкости характерно использование таких конструктивных способов совладания, как «самоконтроль», «планирование решения проблемы», «положительная переоценка», а также механизма психологической защиты «отрицание». Осужденные с низким уровнем жизнестойкости преимущественно используют неконструктивные способы совладания, прежде всего «дистанцирование» и «бегство-избегание», а также механизмы пси-

хологической защиты «регрессия» и «проекция».

4. Психологические особенности жизнестойкости у осужденных к длительным срокам лишения свободы имеют пятифакторную структуру, в рамках которой факторы могут быть условно обозначены: 1) реализуемая жизнестойкость; 2) мотивируемая жизнестойкость; 3) эгозащитная жизнестойкость; 4) контролируемая жизнестойкость; 5) статусная жизнестойкость. Кластеризация по выборкам осужденных мужчин и женщин позволила разработать типологии жизнестойкости, где среди лиц мужского пола по особенностям жизнестойкости выделяются три типа: компенсаторно-реагирующий, рационально-дистанцирующийся, ценностно-контролирующий, а среди лиц женского пола - четыре типа: рационально-реагирующий, эгозащитный, ситуативно-утверждающийся, ценностно-контро-лирующий.

Учитывая, что жизнестойкость является узловой составляющей личностного потенциала осужденных, была научно обоснована модель ее повышения и проведен формирующий эксперимент среди спецконтингента мужского пола на базе ФКУ ИК-12 УФСИН России по Вологодской области.

В эксперименте участвовало 24 осужденных (по 12 человек в экспериментальной и контрольной группах), которые отбыли более 10 лет срока наказания в колонии строгого режима. Психотехническая модель, реализованная в эксперименте, строилась по типу постдиагностического тренинга-коррекции [11] и включала в себя 3 этапа:

1. Организационно-подготовительный (проводился отбор осужденных в состав контрольной и экспериментальной групп с близкими характеристиками, с участниками экспериментальной

группы обсуждались цели и задачи тренинга, доводился график проведения занятий, осуществлялась первичная психодиагностика).

2. Коррекционно-развивающий (выполнялись психокоррекционные упражнения, включающие в себя проработку конкретных трудных ситуаций, свойственных местам лишения свободы, формирование навыков их преодоления и выстраивания конструктивных стратегий поведения в экстремальных условиях и др.).

3. Оценочно-регламентирующий (отслеживание особенностей и уровня трансформации личности при помощи самоотчетов осужденных и комплекса валидных и надежных психодиагностических методик, а также отсроченный контроль эффективности эксперимента по объективным данным и экспертной оценке сотрудников колонии).

Коррекционно-развивающий этап (15 занятий) был направлен на преодоление дефицитарности по компонентам жизнестойкости у конкретных типов осужденных и развитие у них когнитивной, эмоционально-волевой и мотивационно-экзистенциальной сфер личности.

Оценка эффективности психотехнологии проводилась на основе данных первичной, контрольной и отсроченной психодиагностики, а также результатов самоотчетов и индивидуальных бесед с осужденными, экспертной оценки сотрудников колонии. В экспериментальной группе были выявлены статистически значимые различия по рассматриваемым характеристикам компонентов жизнестойкости личности (табл. 1).

Результаты проведенной психодиагностики в контрольной и экспериментальной группах до и после проведения программы по повышению уровня жизнестойкости свидетельствуют о

Примечание. Обозначены различия на уровне р < 0,05.

Таблица 1

Показатели осужденных по методике «Тест жизнестойкости» в контрольной и экспериментальной группах

Шкалы Экспериментальная группа Контрольная группа

До коррекции После коррекции До коррекции После коррекции

Вовлеченность 32,86 35,84* 33,14 34,59

Контроль 23,41 27,21* 24,21 23,63

Принятие риска 10,58 11,26 11,72 11,54

Жизнестойкость 66,85 74,31* 69,07 69,76

значимых положительных изменениях (р<0,05) по двум шкалам методики «Тест жизнестойкости». Отсутствие статистически значимых различий по шкале «Принятие риска», представляется, связано с тем, что осужденные мотивированы на безопасность.

По «Тесту смысложизненных ориен-таций» и «Опроснику способов совлада-ния (копинг-тест)» в экспериментальной группе также отмечаются положительные сдвиги по ряду параметров, в том числе с повышением осмысленности жизни, развитием представлений о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора и способной контролировать свою жизнь. Опрос испытуемых из экспериментальной группы показал, что им были полезны проведенные занятия, так как помогли отстраниться от окружающей обстановки и посмотреть по-другому

на мир. У испытуемых снизились эмоциональное напряжение и агрессивные проявления, повысились осмысленность жизни и доверие к окружающим. Их позитивные изменения, по мнению сотрудников колонии, проявились в стремлении получать образование, налаживать взаимоотношения с семьей, строить и обсуждать конкретные планы на будущее и др.

При мониторинге осужденных (после 6 месяцев от времени завершения эксперимента) по представителям экспериментальной и контрольной групп установлен ряд просоциально значимых различий (табл. 2).

Рекомендации для ФСИН России, подготовленные с учетом проведенного исследования, а также данных фокус-групп с психологами исправительных колоний по проблеме совершенствования психологического сопровождения

Таблица 2

Объективные данные осужденных экспериментальной и контрольной групп

(через 6 мес.)

Тип группы Просоциальная активность (образование, работа и др.) Количество дисциплинарных проступков

До эксперимента После эксперимента (6 месяцев) До эксперимента После эксперимента (6 месяцев)

Экспериментальная 2 10 9 2

Контрольная 3 4 8 9

осужденных с длительными сроками отбывания, включают в себя предложения организационно-правового, содержательно-динамического и инструментально-методического характера.

Базируясь на модели «просоциаль-ное соучаствование в исправлении осужденных» [12, с. 43-45], в качестве организационно-правовой инновации обоснована важность внесения изменения в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, чтобы в нем наряду с уже зафиксированным правом осужденных на получение психологической помощи (п. 6.1 ст. 12 УИК РФ) была прописана и их обязанность участвовать в медико-профилактических и коррекционно-развивающих мероприятиях, направленных на повышение субъектности и психологического здоровья.

Психологический мониторингуров-ня жизнестойкости осужденных с длительными сроками лишения свободы необходимо проводить с учетом особенностей разных стадий отбывания наказания в колонии (в карантине, по завершении адаптации в среде учреждения, через каждые последующие 2-3 года). Особое внимание надо обращать на осужденных в возрастном диапазоне 35-40 лет, так как в этот период у некоторых наблюдаются ли-минальные состояния в рамках кризиса середины жизни [15, с. 362-366].

Среди предложений инструментально-методического характера важным представляется включение методики «Тест жизнестойкости» С. Мадди [6] в ведомственную многофункциональную компьютерную диагностическую систему «Psychometric Expert». Это связано с надежными результатами ее применения как в настоящем исследовании, так и в ряде других (Н. Д. Узлов, С. Ш. Арасланов, 2012, 2014; А. И.

Колесникова, М. Г Дебольский, 2014). В перспективе методика будет полноценно нормализована, позволяя в итоге работать с накапливаемой информацией и оперативно принимать меры при снижении жизнестойкости как ключевой характеристики личностного потенциала осужденного.

Реализация субъектно-соучаству-ющего подхода в обращении с осужденными требует формирования у различных категорий персонала новых ценностных ориентиров при реализации профессионально-ролевой позиции. Так, начальники отрядов, реализующие прежде всего организационно-управленческую функцию, должны быть полноценными «партисипатив-ными менеджерами» [9, с. 55-56]. Социальные работники, обеспечивающие условия для реализациии прав и свобод осужденных и осуществляющие привлечение институтов гражданского общества к исправительной деятельности в учреждении, должны выступать в качестве социального адвоката (от лат. advocare - призывать на помощь) [2, с. 21]. Штатные психологи должны занимать по отношению к осужденным позицию «коуча» [17; 18, с. 15], то есть специалиста, способного оказывать помощь осужденному в личностном росте и преодолении возникающих при этом внутриличностных затруднений.

В заключение отметим, что изложенные результаты по состоянию и предложения по повышению жизнестойкости осужденных с длительными сроками лишения свободы актуализируют проведение дальнейших исследований. Среди перспективных направлений представляется важным выделить следующие: изучение жизнестойкости осужденных с длительными сроками отбывания наказания с учетом их статуса в пенитенциарной среде; выявление

роли гендерных особенностей жизнестойкости осужденных при реализации прогрессивной системы отбывания наказания; изучение общественных воздействий со стороны институтов гражданского общества и конфессий на повышение жизнестойкости спецконтингента.

Список литературы

1. Бабурин С. В., Чирков А. М. Психолого-педагогические основы пенитенциарной стрессологии : учеб. пособие. Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2014. 575 с.

2. Большой словарь иностранных слов в русском языке. М., 1998. 780 с.

3. Гайдай М. К. Пенитенциарная девиантность в условиях трансформации современного российского общества и стратегии ее минимизации : ав-тореф. дис. ... д-ра соц. наук. Улан-Удэ, 2010. 27 с.

4. Диденко А. В. Расстройства личности у осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы : учеб. пособие / под общ. ред. В. Я. Семке. Томск, 2010. 239 с.

5. Крайнова Н. А. Проблемы ресоциализации неоднократно судимых лиц : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владивосток, 2002. 23 с.

6. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М. : Смысл, 2006. 63 с.

7. Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М. : Смысл, 2011. 680 с.

8. Мухина В. С. Отчужденные: абсолют отчуждения : монография. 2-е изд. Сергиев Посад, 2010. 704 с.

9. Огородников В. И. Руководитель в пенитенциарной системе: управление, право, психология. М., 2006.

10. Характеристика лиц, содержащихся в исправительных колониях для взрослых. URL : http:// fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20lic%20sodergahixsya%20v%20IK/ (дата обращения: 15.12.2016).

11. Парыгин Б. Д. Постдиагностический тренинг-коррекция : практикум по социально-психологическому тренингу / под ред. Б. Д. Парыгина. 2-е изд. СПб. : СПбГУП, 1997. С. 124-156.

12. Поздняков В. М. Пенитенциарная психология в России: генезис и перспективы : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2000. 64 с.

13. Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 14 окт. 2010 г. № 1772-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 43. Ст. 5544.

14. Рогач В. Г. Психология переживаний у осужденных мужского пола, отбывающих длительные сроки лишения свободы : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2015. 27 с.

15. Сапогова Е. Е. Экзистенциальная психология взрослости. М., 2013. 767 с.

16. Сердюченко И. Н. Пенитенциарная викти-мизация осужденных и ее предупреждение : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2011. 24 с.

17. Сочивко Д. В., Литвишков В. М. Пенитенциарная антропогогика. Опыт систематизации психолого-педагогической теории и практики в местах лишения свободы. М. : МПСИ, 2006. 320 с.

18. Харрис Джина. Коучинг: личностный рост и успех. СПб., 2003. 112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.