Научная статья на тему 'ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
411
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МАТЕРИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Продовикова А. Г., Дегтянникова Д. А.

В статье представлены результаты исследования жизнестойкости, психологического благополучия и ценностных ориентаций матерей, воспитывающих детей с ОВЗ. В исследовании приняли участие 45 матерей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, и 45 матерей, воспитывающих нормотипичных сверстников младшего школьного возраста. По показателям Теста жизнестойкости С. Мадди достоверных различий между группами матерей обнаружено не было. По показателям «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф между группами матерей также не выявлены значимые различия за исключением шкалы «Управление средой», значения по которой ниже в группе матерей детей с ОВЗ. Ранжирование ценностных ориентаций (по М. Рокичу) показало, что для всех матерей наиболее важными терминальными ценностями являются «здоровье» и «любовь» и инструментальными ценностями «воспитанность» и «жизнерадостность». Для матерей детей с ОВЗ достоверно более значимой является ценность «активной деятельной жизни» и менее значимой «материально обеспеченная жизнь». Корреляционный анализ обнаружил статистически значимые связи между всеми показателями Теста жизнестойкости и показателями Шкалы психологического благополучия. У матерей, воспитывающих нормотипичных детей, выявлено гораздо больше связей ценностных ориентаций с показателями Теста жизнестойкости и Шкалы психологического благополучия, чем у матерей детей с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Продовикова А. Г., Дегтянникова Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESILIENCE, PSYCHOLOGICAL WELL-BEING AND VALUES OF MOTHERS RAISING CHILDREN WITH DISABILITIES

The article presents the results of a study of the resilience, psychological well-being and values of mothers raising children with disabilities. The study involved 45 mothers raising a child with disabilities, and 45 mothers raising normotypic peers of primary school age. According to the indicators of S. Muddy’s Resilience Test, no significant differences were found between the groups of mothers. According to the indicators of K. Riff’s scale of Psychological Well-being there were also no significant differences between the groups of mothers, with the exception of Environmental Mastery, the values of which are lower in the group of mothers of children with disabilities. Rokeach’s Personal Values Survey showed that for all mothers, the most important terminal values are «health» and «love» and the instrumental values are «polite» and «cheerful». For mothers of children with disabilities, the value of «an active life» is significantly more important and «a prosperous life» is less important. Analysis revealed statistically significant correlations between all indicators of Resilience Test and indicators of scale of Psychological Well-being. Mothers raising normotypic children revealed much more correlation of values with the indicators of Resilience Test and Scale of Psychological Well-being than parents of children with disabilities.

Текст научной работы на тему «ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УДК 159.923.38-055.2

ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

А.Г. Продовикова, Д.А. Дегтянникова

Пермский государственный национальный исследовательский университет

В статье представлены результаты исследования жизнестойкости, психологического благополучия и ценностных ориентаций матерей, воспитывающих детей с ОВЗ. В исследовании приняли участие 45 матерей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, и 45 матерей, воспитывающих нормотипичных сверстников младшего школьного возраста. По показателям Теста жизнестойкости С. Мадди достоверных различий между группами матерей обнаружено не было. По показателям «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф между группами матерей также не выявлены значимые различия за исключением шкалы «Управление средой», значения по которой ниже в группе матерей детей с ОВЗ. Ранжирование ценностных ориентаций (по М. Рокичу) показало, что для всех матерей наиболее важными терминальными ценностями являются «здоровье» и «любовь» и инструментальными ценностями «воспитанность» и «жизнерадостность». Для матерей детей с ОВЗ достоверно более значимой является ценность «активной деятельной жизни» и менее значимой «материально обеспеченная жизнь». Корреляционный анализ обнаружил статистически значимые связи между всеми показателями Теста жизнестойкости и показателями Шкалы психологического благополучия. У матерей, воспитывающих нормо-типичных детей, выявлено гораздо больше связей ценностных ориен-таций с показателями Теста жизнестойкости и Шкалы психологического благополучия, чем у матерей детей с ОВЗ.

Ключевые слова: психологическое благополучие, жизнестойкость, ценностные ориентации, матери детей с ограниченными возможностями здоровья.

© Продовикова А.Г., Дегтянникова Д.А., 2022 239

Появление ребенка с тяжелым соматическим или психическим заболеванием является кризисной ситуацией для родителей. Необходимость изменения привычного уклада жизни, горе-вание по несбывшимся ожиданиям в отношении ребенка, тревога за его будущее, страх отвержения со стороны социального окружения приводит к хроническому стрессу родителей. В ответ на сложную жизненную ситуацию активизируются личностные ресурсы, направленные на совладание со стрессом. В последние десятилетия исследователи все больше внимания уделяю семье, в которой воспитывается ребенок с ОВЗ и, в частности, личностным ресурсам родителей, их способности справиться с хроническим стрессом и создать благоприятный психологический климат для реабилитационных мероприятий, а также активно участвовать в них.

В настоящем исследовании изучаются особенности психологического благополучия, жизнестойкость и ценностные ориентации матерей, воспитывающих детей с ОВЗ. Выбор данных феноменов связан с тем, что длительно сохраняющаяся стрессовая ситуация предъявляет повышенные требования к жизнестойкости, ухудшает психологическое благополучие и изменяет структуру ценностных ориентаций личности родителя, воспитывающего ребенка с ОВЗ. Отметим также, что родитель, демонстрируя определенные модели поведения, качества характера, является образцом для подражания и поэтому психологическое благополучие, жизнестойкость и система ценностей родителей находят свое отражение и в формирующейся личности ребенка.

И.О. Куваева и М.А. Завьялова выявили особенности в структуре связи показателей жизнестойкости, психологического благополучия и копинг-стратегий у матерей, воспитывающих детей с ОВЗ в сравнении с родителями нормативно развивающихся детей [1]. Однако сравнительный анализ не обнаружил достоверных различий по этим феноменам между группами родителей. Эти данные вступают в противоречие с результатами Е.Ю. Шебанец, доказывающими, что субъективное благополучие матери, воспитывающей ребенка-инвалида снижено в связи с тяжелыми переживаниями и трудностями ухода за ребенком [2]. В исследовании Л.Э. Семеновой, Е.Д. Божковой и

И.А. Коневой также показано, что матери, воспитывающие детей с ОВЗ, характеризуются более низкими показателями психологического благополучия, отмечается, что большинство из них являются виктимными личностями с экстернальным локу-сом контроля и внешней или непоследовательной религиозностью [3]. Авторы отмечают, что перспективы дальнейших исследований матерей детей с ОВЗ видятся в изучении ценностных ориентаций. И.Н. Галасюк изучала связь родительской позиции (родителей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями) с показателями психологического благополучия, жизнестойкости, смысложизненных ориентаций и др. Показано, что чем выше уровень зрелости родительской позиции, тем выше уровень жизнестойкости (в т.ч. вовлеченности, контроля и принятие риска) и выше показатели психологического благополучия (в т.ч. выраженность позитивных отношений, автономии, управления средой, личностного роста, целей в жизни, самопринятия). Также в исследовании авторы отмечают, что родитель с более зрелой родительской позицией характеризуется уважением к этическим нормам и нравственным ценностям [4]. Проблемой нашего исследования выступает недостаток и противоречивость данных об особенностях жизнестойкости, психологического благополучия и ценностных ориентаций матерей детей младшего школьного возраста, относящихся к разным категориям ОВЗ.

В связи с этим, цель исследования заключается в выявлении особенностей психологического благополучия, жизнестойкости и ценностных ориентаций матерей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Определим основные понятия. С. Мадди под жизнестойкостью понимает интегративную личностную черту, ответственную за успешность преодоления жизненных трудностей. Д.А. Леонтьев и Е.И. Рассказова отмечают, что жизнестойкость - это система убеждений человека о себе, мире, отношениях с миром [5]. Высокий уровень жизнестойкости проявляется в оценке ситуаций как менее травмирующих, что приводит к снижению психического напряжения и успешному совладанию со стрессом. Кроме того, жизнестойкость способствует активному преодолению трудностей. Компоненты жизнестойкости: вовлеченность, контроль и принятие риска - развиваются пре-241

имущественно в детском и подростковом возрасте. В становление жизнестойкости значительный вклад вносит родительская поддержка и одобрение детей [5].

Проблема ценностей личности изучается философией, социологией, культурологией, психологией. В психологии ценности анализировались Э. Фроммом, А. Маслоу, Ш. Шварцем, Д.А. Леонтьевым и др. В данной работе мы опираемся на подход М. Рокича. Он рассматривал ценность как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования» [цит. по: 6, с. 19]. М. Рокич полагал, что человеческие ценности относительно немногочисленны и организованы в системы. Автор выделял два класса ценностей: терминальные и инструментальные. Первые представляют собой убеждения, что какая-либо конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживает того, чтобы к ней стремиться. К терминальным ценностям относят здоровье, свободу, материальное благополучие и др. Инструментальные ценности - это убеждения в том, что какой-то образ действий или свойства личности с личной и общественной точки зрения являются предпочтительными, чтобы к ним стремиться в любой ситуации. Сюда М. Рокич относит ответственность, чуткость, терпимость и др. [6].

Теория психологического благополучия К. Рифф является синтезом гедонистического и эвдемонического подхода к феномену. По К. Рифф психологическое благополучие складывается из самопринятия, позитивных отношений с окружающими, автономии, управлении окружающей средой, цели в жизни и личностного роста. Психологическое благополучие определяется как интегральный показатель степени направленности на реализацию этих компонентов, а также степень реализованности этой направленности, что переживается как ощущение счастья и удовлетворенности жизнью [7].

Гипотезами исследования выступили следующие утверждения:

1. Показатели жизнестойкости у матерей, имеющих детей с ОВЗ, и матерей детей с нормотипичным развитием сходны [1].

2. Между компонентами психологического благополучия («позитивные отношения», «управление средой», «личностный рост», «цель в жизни», «самопринятие») матерей детей с ОВЗ и матерей нормотипичных детей существуют значимые различия [9].

3. Иерархии ценностных ориентаций матерей детей с ОВЗ и матерей детей с нормотипичным развитием различны. Ценностная ориентация «Здоровье» является доминирующей в иерархии ценностей матерей, воспитывающих ребенка с ОВЗ [8].

4. Чем выше жизнестойкость матерей, воспитывающих детей с ОВЗ, тем выше показатели психологического благополучия.

Участники исследования. Общее число испытуемых составило 90 человек в возрасте от 29 до 55 лет (средний возраст 37,9 лет). В первую группу вошли 45 матерей, воспитывающие детей младшего школьного возраста, имеющих слуховые нарушения, нарушение зрения, речи, задержку психического развития, расстройство аутического спектра. Средний возраст участников 39,2 года. Во вторую группу вошло 45 матерей нормально развивающихся детей младшего школьного возраста. Средний возраст участников 36,7 лет.

Исследование проводилось в марте-апреле 2022 г. в онлайн-формате на базе Пермской краевой организации «Всероссийского общества слепых», сообщества «Аутизм и РАС», Пермского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих», школы № 8 города Кудымкара, гимназии № 31 и гимназии № 1 г. Перми.

В исследовании использовался следующий психодиагностический инструментарий:

1. Тест жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д.А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой) для диагностики жизнестойкости и ее компонентов: вовлеченности, контроля, принятия риска.

2. Опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко) для оценки уровня психологического благополучия отдельных его компонентов (позитивные отношения, управление средой, автономия, личностный рост, цель в жизни, самопринятие).

3. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича (адаптация А. Гоштаутаса, А.А. Семенова и В.А. Ядова) для исследова-

ния иерархии ценностных ориентаций, которые разделены на два класса ценностей - терминальные и инструментальные.

Статистический анализ. С помощью критерия Колмогорова-Смирнова было выявлено, что первичные данные не соответствуют закону нормального распределения. Поэтому сравнительный анализ проводился с использованием и-критерия Манна-Уитни, для проверки гипотез о связях между переменными применялся корреляционный анализ по Спирмену.

Результаты исследования. В группе матерей, имеющих детей с ОВЗ средние значения по шкалам «вовлеченность» (т = 35,2), «контроль» (т = 28,1), «жизнестойкость» (т = 78,84) Теста жизнестойкости находятся ниже нормы. Средние значения по шкале «принятие риска» (т = 15,5) оказываются в пределах нормы. Это говорит о том, что матери, воспитывающие детей с ОВЗ, не испытывают интереса к деятельности, которой они занимаются, чувствуют себя отвергнутыми, отстраненными от жизни. У матерей возникает внутреннее напряжение в стрессовых ситуациях, значимость которых они часто переоценивают. Вместе с тем, они убеждены, что в том, что знание, извлекаемое из позитивного или негативного опыта, способствует их личностному развитию.

Средние значения по методике К. Рифф «Шкала психологического благополучия» также находятся ниже нормы по ряду показателей: «позитивные отношения» (т = 58,0), «управление средой» (т = 56,5), «личностный рост» (т = 62,2), «самопринятие» (т = 55,1), «психологическое благополучие» (т = 351,7). Исключение составляют шкалы «автономия» (т = 57,1) и «цель в жизни» (т = 62,6), средние значения по которым находятся в пределах нормы. Так, матери детей с ОВЗ редко вступают в доверительные отношения с окружающими, им сложно открыться, проявить теплоту и заботу, они не всегда идут на компромиссы для поддержания важных связей. Матери испытывают сложности в организации повседневной деятельности, быстро утрачивают интерес, осознают отсутствие саморазвития, не чувствуют самореализации. Матери, воспитывающие детей с ОВЗ, не довольны собой, разочарованы событиями прошлого, не принимают некоторые качества своей личности и желают измениться.

Но при всем этом, они чувствуют свою независимость, способны противостоять попыткам общества заставить думать и действовать определенным образом, оценивают себя в соответствии с собственными критериями. У них есть цель в жизни и чувство направленности. Имея собственные намерения и убеждения в жизни, они твердо придерживаются своей позиции.

Доминирующая направленность ценностных ориентаций матерей детей с ОВЗ - это «здоровье», на втором месте - «активная деятельная жизнь» и на третьем - «любовь» (см. табл. 1). Незначимыми жизненными идеалами являются «счастье других», «творчество» и «удовольствия». Наиболее предпочитаемыми в себе и в других свойствами личности являются «воспитанность», «жизнерадостность», «аккуратность». Среди нежелательных свойств личности и паттернов поведения оказываются «смелость в отстаивании своего мнения», «широта взглядов» (умение понять чужую точку зрения) и «эффективность в делах».

Таблица 1. Иерархия ценностных ориентаций у матерей детей с ОВЗ

Терминальные ценности Средний ранг Инструментальные ценности Средний ранг

Здоровье 2,52 Воспитанность 4,84

Активная деятельная жизнь 4,88 Жизнерадостность 5,18

Любовь 5,18 Аккуратность 5,84

Жизненная мудрость 5,98 Независимость 6,08

Интересная работа 6,06 Ответственность 6,88

Счастливая семейная жизнь 7,02 Исполнительность 6,94

Материально обеспеченная жизнь 7,94 Образованность 8,32

Наличие хороших и верных друзей 8,44 Высокие запросы 8,98

Красота природы и искусства 9,12 Чуткость 9,28

Познание 9,92 Самоконтроль 10,0

Развитие 11,16 Рационализм 10,08

Свобода 11,22 Честность 10,7

Продуктивная жизнь 11,62 Твердая воля 11,38

Общественное признание 11,78 Терпимость 11,52

Терминальные ценности Средний ранг Инструментальные ценности Средний ранг

Уверенность в себе 12,14 Непримиримость к недостаткам в себе и других 11,6

Счастье других 14,46 Смелость в отстаивании своего мнения 11,72

Творчество 14,76 Широта взглядов 12,9

Удовольствия 16,64 Эффективность в делах 14,92

Обратимся к результатам, полученным в группе матерей, воспитывающих нормативно развивающихся детей. Средние значения по шкалам «принятие риска» (т = 16,10), «контроль» (т = 29,30), «жизнестойкость» (т = 81,80) Теста жизнестойкости находятся в пределах нормы. Вместе с тем, как и в первой группе значения по шкале «вовлеченность» (т = 36,40) оказались ниже нормы. Это значит, что матерям свойственно снижение интереса к происходящему вокруг, отсутствие удовольствия от деятельности, ощущение себя «вне» жизни. Но при этом они убеждены в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, рассматривают жизнь как способ приобретения опыта, готовы действовать в ситуации, когда нет надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. Жизнестойкость препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях, способствуя стойкому со-владанию со стрессами и восприятию их как менее значимых.

Средние значения по «Шкале психологического благополучия» по всем шкалам, кроме шкал «позитивные отношения» (т = 56,82) и «личностный рост» (т = 61,78), находятся выше нормы. Матери, воспитывающие здоровых детей способны противостоять попыткам окружающих заставить думать и действовать определенным образом, они самостоятельно выстраивают свою жизнь и поведение в соответствии с личными критериями, могут контролировать свою деятельность. Матери позитивно относятся к себе, знают слабые и сильные стороны. У них есть цель в жизни и чувство направленности. Но при этом матери нормативно развивающихся детей, как и матери, воспитывающие детей с ОВЗ, не ощущают своей самореализации, чувствуют скуку, неспособны устанавливать новые отношения, имеют мало довери-

тельных отношений с окружающими и не готовы проявить заботу, пойти на компромисс для поддержания важных связей.

Главной ценностью для матерей детей с нормативным поведением также является «здоровье», на втором месте расположилась «любовь», на третьем - «материально обеспеченная жизнь». Неважными жизненными идеалами матери данной группы называют «счастье других», «творчество» и «удовольствия». Из личностных качеств предпочтение отдается «воспитанности», «жизнерадостности» и «ответственности». Незначимыми по мнению матерей являются такие особенности личности и поведения как «широта взглядов», «твердая воля» и «эффективность в делах» (см. табл. 2).

Таблица 2. Иерархия ценностных ориентаций у матерей детей с нормативным развитием

Терминальные ценности Средний ранг Инструментальные ценности Средний ранг

Здоровье 2,86 Воспитанность 5,52

Любовь 5,52 Жизнерадостность 5,76

Материально обеспеченная жизнь 5,58 Ответственность 6,3

Интересная работа 5,62 Независимость 6,52

Активная деятельная жизнь 6,94 Аккуратность 6,92

Наличие хороших и верных друзей 7,58 Образованность 7,04

Счастливая семейная жизнь 8,22 Честность 8,4

Жизненная мудрость 8,28 Исполнительность 8,9

Красота природы и искусства 9,9 Высокие запросы 10,42

Общественное признание 10,18 Рационализм 10,44

Познание 10,12 Смелость в отстаивании своего мнения 10,82

Развитие 11,18 Непримиримость к недостаткам в себе и других 10,9

Свобода 11,4 Самоконтроль 10,92

Продуктивная жизнь 11,54 Чуткость 10,96

Уверенность в себе 12,36 Терпимость 12,22

Счастье других 14,38 Широта взглядов 12,64

Творчество 14,42 Твердая воля 12,8

Удовольствия 14,8 Эффективность в делах 13,12

Применение и-критерия Манна-Уитни не обнаружило значимых различий между матерями, воспитывающими детей с ОВЗ и матерями нормативно развивающихся детей по показателям жизнестойкости. Жизнестойкость формируется преимущественно в детском и подростковом возрасте [5]. Ребенок с ОВЗ может родиться у любых родителей, независимо от их личностных особенностей. Поэтому различия в уровне жизнестойкости не достигают уровня значимости.

По большинству показателей «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф матери, воспитывающие детей с ОВЗ, и матери детей с нормативным развитием не обнаруживают статистически значимых различий. Исключение составляет показатель «Управление средой» (И = 976, при р < 0,05). Так, матерям детей с ОВЗ, сложнее овладеть различными видами деятельности, добиваться желаемого, преодолевать трудности на пути реализации собственных целей, вследствие чего может наблюдаться ощущение собственного бессилия, некомпетентности, неспособности что-то изменить или улучшить для того, чтобы добиться желаемого.

Сравнение ценностных ориентаций матерей детей с ОВЗ и матерей нормативно развивающихся детей обнаружило следующие различия. Матери, имеющие детей с ОВЗ, в отличие от матерей детей с нормативным развитием, значимо чаще ориентируется на такие терминальные ценности как «активная деятельная жизнь» (И = 477,5 при p < 0,01), «жизненная мудрость» (И = 867 при p < 0,01) и значимо реже отдают предпочтение таким терминальным ценностям, как «материально обеспеченная жизнь» (И = 808 при p < 0,01), «наличие хороших и верных друзей» (И=991,5 при р<0,05), «общественное признание» (И = 997,5 при p < 0,05) и «удовольствия» (И = 976,5 при p < 0,05).

Инструментальные ценности в группах матерей детей с ОВЗ и матерей детей с нормативным развитием также обнаруживают определенные различия. Так, матери детей с ОВЗ чаще, чем матери, воспитывающие нормативно развивающихся детей, отдают предпочтение таким паттернам поведения или свойствам личности как «исполнительность (дисциплинированность)» (И = 924 при р < 0,05), «самоконтроль» (И = 983,5 при р < 0,05),

«чуткость» (И = 900 при р < 0,01), Вместе с тем, матери детей с ОВЗ значимо реже выбирают такие инструментальные ценности как «образованность» (И = 946 при р < 0,05), «честность» (И = 996,5 при р < 0,05) и «эффективность в делах» (И = 951,5 при р < 0,05).

Результаты корреляционного анализа показали, что существуют следующие статистически значимые связи между показателями жизнестойкости, психологического благополучия и ценностных ориентаций у матерей, имеющих детей с ОВЗ:

1. Важно отметить, что все значимые связи прямые. Все показатели «Шкалы психологического благополучия» образуют связи со всеми показателями Теста жизнестойкости. Ценностные ориентации образуют лишь две слабые связи с показателями «Шкалы психологического благополучия»: «Личностный рост» и «Цель в жизни».

2. Каждый показатель «Шкалы психологического благополучия» связан на уровне значимости р = 0,01 с каждым показателем «Теста жизнестойкости». Сила связи варьируется от средней (г = 0,533) до сильной (г = 849) (см. рис. 1). Наиболее сильные связи обнаруживает «Интегральный показатель психологического благополучия» со всеми показателями «Теста жизнестойкости». Другими словами, чем более матери, воспитывающие ребенка с ОВЗ, устойчивы к жизненным трудностям, склонны относиться к проблемным ситуациям как вызовам, повышать свою продуктивность в условиях постоянно действующего стресса, тем выше их психологическое благополучие.

3. Ценность творчества образует слабую прямую связь с показателем Шкалы психологического благополучия «Личностный рост» (г = 0,397 при р = 0,01). Другими словами, человек стремящийся к саморазвитию будет высоко ценить возможность реализации творческих способностей. Ценность «Образованность» обнаруживает слабую прямую корреляцию с показателем «Цель в жизни» (г = 0,398 при р = 0,01), что говорит о том, что чем сильнее у матерей выражено чувство направленности и осмысленности жизни, чем значимее для них становится повышение уровня образования.

Примечание: «.....» - отрицательные связи, «-» - положительные связи (при р < 0,01)

Рис. 1. Корреляционная плеяда показателей компонентов жизнестойкости, психологического благополучия и ценностных ориентаций матерей, воспитывающих ребенка с ОВЗ

Корреляционный анализ также обнаружил связи между жизнестойкостью, компонентами психологического благополучия и ценностными ориентациями в группе матерей, воспитывающих нормотипичного ребенка (см. рис. 2):

1. Все показатели «Шкалы психологического благополучия», кроме «Автономии», имеют значимые прямые корреляции со всеми показателями «Теста жизнестойкости» (р = 0,01). Сила этих связей меняется в диапазоне от г = 452 до г = 0,756. Показатель «Автономии» не образует связи с показателем «Принятие риска», но обнаруживает слабые прямые связи с «Вовлеченностью», «Контролем» и «Жизнестойкостью». Способность про-

тивостоять давлению общества, самостоятельность в решениях будет скорее препятствовать восприятию происходящего события как вызова и испытания и готовности идти на риск.

2. Ценность «Интересная работа» обнаруживает слабые отрицательные связи с показателями «Теста жизнестойкости»: «Контроль» (г = -0,382 при р = 0,01), «Принятие риска» (г = -0,473 при р = 0,01) и «Общий показатель жизнестойкости» (г = -0,379 при р = 0,01). Данная ценностная ориентация обнаруживает также слабые обратные связи с показателями «Шкалы психологического благополучия»: «Управление средой» (г = -0,376 при р = 0,01), «Личностный рост» (г = -0,430 при р = 0,01) и «Цель в жизни» (г = -0,361 при р = 0,01).

3. Ценность «Красота природы и искусства» имеет обратные связи со шкалами психологического благополучия «Автономия» (г = -0,367 при р = 0,01) и «Управление средой» (г = -0,361 при р = 0,01).

4. Ценность «Удовольствие» обнаруживает слабые прямые связи со шкалами «Личностный рост» (г = 0,390 при р = 0,01) и «Цель в жизни» (г = 0,376 при р = 0,01). Чем сильнее у матери переживание собственной самореализации и целенаправленности жизни, тем выше он ценит возможность приятного времяпрепровождения.

5. Ценность «Творчество» образует прямые связи с показателями «Теста жизнестойкости»: «Вовлеченность» (г = 0,369 при р = 0,01) и «Жизнестойкость» (г = 0,363 при р = 0,01). Чем выше у человека способность погружаться в деятельность и получать удовольствие от нее, тем выше он ценит возможность заниматься творчеством.

6. Ценность «Уверенность в себе» также коррелирует с показателями «Теста жизнестойкости»: «Контроль» (г = 0,390 при р = 0,01) и «Жизнестойкость» (г = 0,375 при р = 0,01). Чем сильнее родитель убежден, что борьба может повлиять на результат происходящего, тем выше ценность свободы личности от внутренних противоречий и сомнений.

Примечание: «.....» - отрицательные связи, «-» - положительные связи (при р < 0,01).

Рис. 2. Корреляционная плеяда показателей компонентов жизнестойкости, психологического благополучия и ценностных ориентаций матерей, воспитывающих нормативно развивающегося ребенка

Сравнивая полученные корреляционные матрицы показателей, отметим, что в обеих группах матерей обнаруживаются статистически значимые связи между всеми показателями жизнестойкости и психологического благополучия. Данные связи логично объясняются содержанием конструктов психологического благополучия и жизнестойкости. Интерес представляет тот факт, что у матерей нормотипичных детей ценностные ориентации образуют большее количество связей с показателями жизнестойкости и психологического благополучия. Это интерпретируется нами как большая интегрированность рассматрива-

емых показателей, большая целостность такого комплексного образования как личностные ресурсы, что дает матери нормоти-пичного ребенка определенные преимущества перед лицом стрессовой ситуации. Обращает на себя внимание также своеобразие связей ценностных ориентаций с показателями психологического благополучия и жизнестойкости в каждой из анализируемых групп. На наш взгляд, необходимы дальнейшие исследования ценностей родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, и их связи с другими ресурсами личности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обсуждая полученные результаты, отметим, что они согласуются с выводами, полученными И.О. Куваевой и М.А. Завьяловой: отсутствуют достоверные различия по показателям жизнестойкости и психологического благополучия у матерей, воспитывающих детей с ОВЗ, в сравнении с матерями нормотипичных детей [1]. Вместе с тем различие было обнаружено лишь по показателю «Управление средой» Шкалы психологического благополучия, что горит о том, что матери детей с ОВЗ склонны испытывать чувство бессилия, сталкиваясь с трудностями в достижении целей. Возможно поэтому для этой группы матерей высоко значимой является ценность «активной деятельной жизни». В нашем исследовании в отличие от результатов, полученных И.В. Карпенковой [8], ценностная ориентация «здоровья» находится на вершине иерархии и в группе матерей, воспитывающих детей с ОВЗ, и в группе матерей нормотипичных детей. Достоверных различий по этой ценностной ориентации между группами сравнения выявлено не было. Статистически значимое более высокое место ценностной ориентации жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые путем жизненного опыта) в иерархии ценностей матерей, воспитывающих детей с ОВЗ, согласуется с понятием зрелости родительской позиции, предложенном И.Н. Галасюк при исследовании родителей детей с ментальными нарушениями [4]. Мы склонны полагать, что в нашем исследовании приняли участие те матери детей ОВЗ, которые искренне заинтересованы в судьбе своих детей и готовы предпринимать усилия для их реабилитации.

В нашем исследовании полностью подтвердилась первая и четвертая гипотезы. Вторая гипотеза подтвердилась частично:

были обнаружены значимые различия между группами матерей по показателю «Управление средой» Шкалы психологического благополучия. Третья гипотеза тоже нашла частичное подтверждение: структура ценностных ориентаций матерей, воспитывающих детей с ОВЗ, и матерей детей с нормативным развитием имеет как сходства, так и различие. Ценностная ориентация «здоровья» находится на первом месте в иерархии ценностей и у матерей детей с ОВЗ и у матерей детей группы нормы.

Выводы:

1. Для матерей, воспитывающих детей с ОВЗ, характерны статистически более низкие значения по показателю Шкалы психологического благополучия «Управление средой». Достоверных различий по другим показателям психологического благополучия и по Тесту жизнестойкости обнаружено не было.

2. И для матерей детей с ОВЗ, и для матерей нормотипичных детей доминирующими терминальными ценностями являются «здоровье» и «любовь», важными инструментальными ценностями - «воспитанность» и «жизнерадостность». Для матерей детей с ОВЗ более значимой оказываются ценности «активной деятельной жизни» и «жизненной мудрости» и менее значимыми - ценности «материально обеспеченной жизни», «наличие хороших и верных друзей» и «общественного признания».

3. В группе матерей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, и в группе родителей, воспитывающих ребенка с нормативным развитием, компоненты психологического благополучия по К. Рифф и показатели жизнестойкости обнаруживают значимые прямые корреляционные связи. Чем выше способность личности матерей противостоять стрессу, тем счастливее и более удовлетворенными жизнью они являются.

4. У матерей детей с ОВЗ выявлено всего две связи ценностных ориентаций с показателями Шкалы психологического благополучия, в то время как в группе матерей нормотипичных детей ценностные ориентации образуют связи и с показателями Теста жизнестойкости, и с показателями Шкалы психологического благополучия, разные по силе и знаку. С нашей точки зрения это свидетельствует о большей интегрированности системы личностных ресурсов и, как следствие, о большей устойчивости матерей нормотипичных детей перед лицом стрессовых событий.

Библиографический список

1. Куваева И.О., Завьялова М.А. Жизнестойкость и совладающее поведение у матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2017. Т. 23, № 4(168). С. 105-111.

2. Шебанец Е.Ю. Факторы субъективного благополучия матери, имеющей ребенка-инвалида (с диагнозом ДЦП): автореф. дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2012. 28 с.

3. Семенова Л.Э., Божкова Е.Д., Конева И.А. Личностные ресурсы психологического благополучия матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 1(38).

DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-5

4. Галасюк И.Н. Родительство особого ребенка: специфика смыслов и зрелость родительской позиции // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 9(53). DOI: https://doi.org/ 10.12731/2218-7405-2015-9-48

5. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.

6. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 13-25.

7. Фесенко П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2005. 26 с.

8. Карпенкова И.В. Особенности ценностных ориентаций семьи с ребенком-инвалидом: социологический анализ: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2009. 19 с.

9. Продовикова А.Г., Дегтянникова Д.А. Психологическое благополучие и совладающее поведение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2021. № 1(5). С. 301-316.

RESILIENCE, PSYCHOLOGICAL WELL-BEING AND VALUES OF MOTHERS RAISING CHILDREN WITH DISABILITIES

A.G. Prodovikova, D.A. Degtyannikova

Perm State University

The article presents the results of a study of the resilience, psychological well-being and values of mothers raising children with disabilities. The

study involved 45 mothers raising a child with disabilities, and 45 mothers raising normotypic peers of primary school age. According to the indicators of S. Muddy's Resilience Test, no significant differences were found between the groups of mothers. According to the indicators of K. Riff's scale of Psychological Well-being there were also no significant differences between the groups of mothers, with the exception of Environmental Mastery, the values of which are lower in the group of mothers of children with disabilities. Rokeach's Personal Values Survey showed that for all mothers, the most important terminal values are «health» and «love» and the instrumental values are «polite» and «cheerful». For mothers of children with disabilities, the value of «an active life» is significantly more important and «a prosperous life» is less important. Analysis revealed statistically significant correlations between all indicators of Resilience Test and indicators of scale of Psychological Well-being. Mothers raising normotypic children revealed much more correlation of values with the indicators of Resilience Test and Scale of Psychological Well-being than parents of children with disabilities.

Keywords: psychological well-being, resilience, values, mothers of children with disabilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.