Научная статья на тему 'Роль ценностных ориентаций в психологическом благополучии и совладании взрослых, вовлеченных в воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (генетическими заболеваниями)'

Роль ценностных ориентаций в психологическом благополучии и совладании взрослых, вовлеченных в воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (генетическими заболеваниями) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
269
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / БЛАГОПОЛУЧИЕ / ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ) / ВОСПИТАТЕЛИ / ДОБРОВОЛЬЦЫ / STRESS / VALUES / COPING-STRATEGIES / PARENTS / PEDAGOGUES AS VOLUNTEERS / CAREGIVERS / CARE / DISABLED CHILDREN WITH GENETIC DISEASES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кирпичник Ольга Владимировна

В статье рассматриваются особенности ценностных ориентаций взрослых, вовлеченных в воспитание детей с ОВЗ, исследуется их связь с уровнем субъективного благополучия и стратегий совладания в ситуации воспитания детей с генетическими аномалиями. Выявлены особенности структуры ценностных ориентаций взрослых (воспитателей и добровольцев детского дома для детей с ОВЗ). Описана специфика копинг-стратегий в хронической стрессовой ситуации и связь выбора копинга и преобладающих ценностных ориентаций в выборке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Values`s role in well-being and coping among adults, taking care about disabled children with genetic diseases

The paper examines value orientations` specifics of adults involved in the upbringing of children with genetic diseases, their subjective well-being and coping strategies. The adults` parents`, educators`, and volunteers` values orientations` structure is revealed. Specific coping strategies in a chronic stress situation and the ties between coping choice and the prevailing value orientations in the sample are described.

Текст научной работы на тему «Роль ценностных ориентаций в психологическом благополучии и совладании взрослых, вовлеченных в воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (генетическими заболеваниями)»

УДК 159.9:370 ; 159.925

Кирпичник Ольга Владимировна

Костромской государственный университет [email protected]

РОЛЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ И СОВЛАДАНИИ ВЗРОСЛЫХ, ВОВЛЕЧЕННЫХ В ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ГЕНЕТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ)

В статье рассматриваются особенности ценностных ориентаций взрослых, вовлеченных в воспитание детей с ОВЗ, исследуется их связь с уровнем субъективного благополучия и стратегий совладания в ситуации воспитания детей с генетическими аномалиями. Выявлены особенности структуры ценностных ориентаций взрослых (воспитателей и добровольцев детского дома для детей с ОВЗ). Описана специфика копинг-стратегий в хронической стрессовой ситуации и связь выбора копинга и преобладающих ценностных ориентаций в выборке.

Ключевые слова: стресс, ценности, ценностные ориентации, копинг-стратегии, благополучие, воспитание детей с ОВЗ (генетические заболевания), воспитатели, добровольцы.

Одно из современных перспективных направлений в развитии психологии -психология благополучия (well-being) субъекта. В фокусе нашего внимания находится психологическое благополучие взрослых, вовлеченных в воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, конкретнее, с генетическими аномалиями - синдром Дауна, му-кополисахаридоз и т. п.) и его факторы. В трудных жизненных ситуациях при высоком хроническом стрессе, которым подвергается взрослый, воспитывающий неизлечимо больного ребенка или вовлеченный в помогающую таким детям деятельность, важное значение имеет изучение адаптивных возможностей психики человека.

Многофакторной сложной осознаваемой стороной процесса адаптации субъекта к стрессу и трудностям является совладающее поведение. Совладание определяется как «целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение, направленное на активное взаимодействие с ситуацией, - изменение ситуации (поддающейся контролю) или приспособление к ней (если ситуация не поддается контролю)» [6, с. 3]. Вопросы психологии со-владания с трудными жизненными ситуациями, копинг-стратегии, стили, ресурсы на протяжении нескольких десятилетий рассматриваются в работах Р. Лазаруса, С. Фолкман, К. Олдвин, Р. Мусса, С. Хобфолла, Э. Скиннер и М. Циммер-Гембек, Л.И. Анциферовой, В.А. Бодрова, Л.А. Головей, Т.Л. Крюковой, С.М. Олдвин, М.А. Сапоровской, Н. А. Сироты, С. А. Хазовой и др.

В последние два десятилетия в рамках нового направления фундаментальной и прикладной психологии - позитивной психологии (М. Чиксент-михайи, М. Селигман, Э. Динер, С. Любомирски, И. Бонивелл, Д.А. Леонтьев и др.) активно ведутся исследования источников и детерминант благо-

получия, таких как социальные отношения, генетическая предрасположенность, материальный достаток, удовлетворение потребностей, наличие целей и смысла жизни, физическая активность, личные особенности, принятие себя как личности и др. Как показывают результаты исследований, вклад внешних событий и объективных условий жизни в общее благополучие является сравнительно небольшим [11]. Гораздо более важным (и сопоставимым по выраженности с вкладом наследственности) выглядит вклад личностных ресурсов. В качестве личностных ресурсов в стрессовых ситуациях, наряду с установками, чертами, атрибутивными схемами, стратегиями поведения многие авторы включают ценностную сферу личности.

Идея регулирующей роли ценностных ориента-ций в поведении и деятельности человека рассматривается в работах Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка, Д.А. Леонтьева, М.С. Яницкого, Ш. Шварца и др. В отношении семьи ребенка тяжелыми заболеваниями вопросы ценностей исследовали Е.И. Зрит-нева, В.В. Солодников. Также несколько работ посвящено исследованию ценностных ориентаций личности, включенной в волонтерскую деятельность. Разработкой данной темы занимались такие отечественные и зарубежные психологи как В.Р. Кейсельман, М. Дарли, К. Д. Бэтсок, Е.А. Ше-кова, А.В. Суворов, Л.Е. Сикорская, М.С. Яницкий, Н.А. Потапова, Ю.В. Паршина, Л.А. Кудринская. Тем не менее, в освещении проблемы влияния ценностной сферы личности на реализацию сознательного адаптивного поведения человека в трудной жизненной ситуации наблюдается нехватка исследований и информации. Нами проведено пилотажное исследование, посвященное изучения роли ценностных ориентаций в субъективном благополучии и выборе копинг-стратегий в ситуации воспитания ребенка с неизлечимыми генетическими заболеваниями.

Цель исследования: определить место ценностных ориентаций личности в уровне субъективного психологического благополучия и спосо-

© Кирпичник О.В., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика № 4

83

бы совладающего поведения людей, вовлеченных в воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (генетическими заболеваниями). Под вовлеченными в воспитание взрослыми мы подразумеваем родителей, воспитателей детских домов и волонтеров с длительным стажем добровольческой помощи детям с ОВЗ.

Задачи исследования: 1. Организовать и провести эмпирическое пилотажное исследование психологического благополучия и совладающего поведения взрослых, вовлеченных в воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в связи с их ценностными ориентациями. 2. Уточнить особенности структуры ценностных ориентаций людей, вовлеченных в воспитание детей с ОВЗ.

3. Выявить особенности совладающего поведения исследуемых взрослых. 3. Определить специфику связей между ценностными ориентациями и способами совладающего поведения взрослых, вовлеченных в воспитание детей с ОВЗ. 4. Определить уровень субъективного психологического благополучия у взрослых и выяснить наличие связи между уровнем благополучия и доминирующими ценностными ориентациями.

В качестве гипотезы исследования выдвигается предположение, что в психологическом благополучии взрослых, вовлеченных в воспитание детей с ОВЗ существенна роль ценностных ориентаций и способов совладания с хроническим стрессом.

В исследовании приняли добровольное участие 17 человек: 15 женщин, 2 мужчин, из них: родители (2), воспитатели и психологи (7), волонтеры (8). Возраст от 22 до 62 лет (М= 35, 8Б=5,4). Этих людей объединяет глубокая вовлеченность в процесс воспитания детей с ОВЗ, заботы о их здоровье, развитии и качестве жизни. Каждый из взрослых сталкивается с проблемой совладания со стрессом и эмоционального выгорания в условиях необратимых генетических особенностей ребенка, которые сказываются на его физическом и ментальном здоровье (например, синдром Дауна, мукополисаха-ридоз и др.), что часто является препятствием для субъективного благополучия и взрослых, и детей. Использованы психодиагностические методы, а также включенное наблюдение и феноменологическое интервью (исследователь была волонтером программы организации летнего отдыха на море для детей с генетическими заболеваниями под патронажем православного детского дома). В качестве психодиагностических инструментов использованы: 1. Опросник способов совладания (ОСС) Р. Ла-заруса и С. Фолкман в адаптации Т.Л. Крюковой и др., 2003; 2. Методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности в адаптации В.Н. Карандаше-ва, 2004; 3. Шкала субъективного счастья С. Любо-мирски в адаптации Д. А. Леонтьева (ШСС), 2003.

4. Методы статистического анализа: описательная статистика, корреляционный анализ.

Получены некоторые результаты исследования. Преобладающими ценностями на уровне нормативов и идеалов в исследуемой группе являются «Универсализм» (М=50, 8Б=8,6), «Доброта» (М=39, 8Б=4,7) и «Самостоятельность» (М=36, 8Б=5,4). В основе этих типов ценностей, в интерпретации Ш. Шварца, лежат важность благополучия близких в повседневном общении людей, потребность в позитивном взаимодействии (полезность, лояльность, снисходительность, честность, ответственность, дружба, зрелая любовь), самостоятельность мышления и выбора способов действия, творчество и исследовательская активность. На уровне индивидуальных приоритетов лидирующие позиции занимают те же ценностные ориентации («Универсализм», «Доброта», «Самостоятельность»), а также «Безопасность». Мотива-ционная цель этого типа - безопасность для других людей и себя, гармония, стабильность общества и взаимоотношений, которая может включать понятия социальный порядок, безопасность семьи, взаимное расположение, взаимопомощь, чувство принадлежности, здоровье. Таким образом, структура идеалов респондентов согласуется с руководящими принципами их деятельности, индивидуального поведения и поступков. Возможно, такая однородность выбора обусловлена преобладанием в выборке профессионалов и волонтеров, для которых выбор работы с детьми с ОВЗ предположительно является осознанным и служит реализации их ценностей. На данном этапе мы можем подтвердить это выдержками из проведенных интервью:

Женщина, 31 год, воспитатель: Что еще притягивает? То, что это доброе дело. Дело милосердия. Благотворительность. Хотя мы получаем зарплату. Но... мы вкладываем себя в этих деточек».

«Невероятное желание помочь, вложиться в ребенка».

«Просто хотелось быть с ними. Я в школе узнала, что есть такие дети без мамы, и я решила, что когда вырасту, хочу облегчить их жизнь. И сейчас я просто живу рядом с ними».

Женщина, 43 года, волонтер: «Меня вдохновляют особые дети - вывести их на новый уровень развития, личностного развития».

Женщина, 62 года, волонтер: «Хочется успеть что-то доброе в жизни. Главное, важное. Хочется света. Идти на свет. У Вас {обращение к интервьюеру-волонтеру} больше времени. А мы, может, немножко тоже успеем еще».

Среди основных трудностей взрослых, вовлеченных в воспитание детей с генетическими заболеваниями, отмечены (на основании интервью):

- трудность взаимодействия и коммуникации с детьми;

- не чувствуется отдачи: продолжительное время может быть не заметен результат педагогиче-

84

Вестник КГУ ^ 2017

ских усилий, наблюдается регресс в умственном развитии;

- тревожность относительно будущего детей, которые не смогут позаботиться о себе сами и социализироваться;

- эмоциональное выгорание, истощение сил у взрослых;

- бытовые сложности (дальняя дорога, невысокая зарплата);

- сложности развития и самореализации взрослых.

В среднем в группе преобладают следующие стратегии совладания (приводятся относительные показатели по шкале):

Положительная переоценка (М=74, 8Б=14,6), Планирование решения проблемы (М=73, 8Б=10,9) - это высокие показатели при сравнении с нормами [6]. Эти стратегии предполагают преодоление проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов, а также преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста. Характерна ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием (описание стратегий приводится по опроснику ОСС).

Преобладание этих копинг-стратегий можно проиллюстрировать следующими высказываниями из интервью:

«Положительная переоценка»: «Ну, самое очевидное открытие, что в таком ребенке есть душа. Она видна. Она необыкновенная. Где-то она страдает. Где-то она ... непонятно что там происходит. Совсем непонятно, что он чувствует. И в момент музицирования с такими детьми, жизнь, ценность жизни осознаются совсем по-другому. И в отношении своих детей, своей жизни... Т.е. мне кажется эти дети - это дорога к себе. Дорога к себе. Может более осознанная что ли... Настоящая» (Женщина, 43 года, волонтер).

«Планирование решения проблемы»:

«Но, тем не менее, находясь в такой атмосфере, где структурирован режим - это помогает, настраивает» (Женщина, 43 года, волонтер).

«Просто отдыхать нужно. Распределять время и силы. Быть наедине с собой» (Женщина, 32 года, воспитатель).

«Распорядок дня у детей насыщенный. С одной стороны необходимо дать им рамки режима, повторяющихся действий и ситуаций, с другой -наполнить разными интересными занятиями, встречами. У нас и дельфины, и лошадки, и танцы,

и рукоделие... Логопед, психолог, педагоги по разным направлениям работают комплексно» (Женщина, 31 год, воспитатель).

Предположительно большое влияние на преобладание выбора этих копинг-стратегий оказывает присутствие духовника, а также элементы уклада монастыря с твердым распорядком дня, молитвенного правила (детский дом существует при православной обители г. Москвы, духовно опекается и финансируется за счет пожертвований).

Стратегии Поиск социальной поддержки (М=67, 8Б=19,5), Самоконтроль (М=62, 8Б=11,3), Принятие ответственности (М=61, 8Б=16,3) имеют средние показатели по нормам для взрослых. Поиск социальной поддержки - разрешение проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Характерны ориентированность на взаимодействие с другими людьми, ожидание поддержки, внимания, совета, сочувствия, конкретной действенной помощи. Стратегия Самоконтроля связана с преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию. Принятие ответственности предполагает признание субъектом своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев с отчетливым компонентом самокритики и самообвинения. Выраженность данной стратегии в поведении может приводить к неоправданной самокритике и самобичеванию, переживанию чувства вины и хронической неудовлетворенности собой [6].

Анализируя интервью, можем увидеть некоторые вербальные проявления применения данных копинг-стратегий у респондентов:

Женщина, 31 год, воспитатель: «Изначально я хотела взять ребенка в семью. В детском доме меня привлекло то, что я могла не брать на себя ответственность больше той, которую я могла понести за ребенка. Но быть рядом с детьми, которые нуждаются во мне».

Женщина, 43 года, волонтер: «Может быть я нерадивая, но я рада, что могу что-то отдать этим детям».

Женщина, 32 года, воспитатель: «У нас очень хорошая атмосфера в коллективе. Это то, что меня притягивает продолжать работать здесь».

Женщина, 31 год, воспитатель: «Отношения в коллективе душевные. Всегда есть с кем перекинуться словечком. С кем поделиться своими переживаниями, найти поддержку. Невероятный коллектив. Это частичка общины. Держит и направляет».

Как видим, в целом, выбор делается в пользу продуктивных и социально-ориентированных

Педагогика. Психология. Социокинетика № 4

85

стратегий. Согласно имеющимся данным, стратегии, ориентированные на решение проблемы (принятие ответственности, планирование решения проблемы) оказались в большей мере связанными с психологическим здоровьем и успешной адаптацией к стрессору, чем стратегии избегания.

Установлено, что в исследуемой группе значимая связь между ценностными ориентациями и выбранными стратегиями совладания существует по отдельным показателям. Так стратегия Самоконтроль связана с ценностями группы «Традиции» (i=0,8, p<0,01), стратегия Поиск социальной поддержки связана с приоритетом ценностей группы «Безопасность» (i=0,75, p<0,01). Значимые корреляции также можно наблюдать в парах Самоконтроль - «Конформность» (r=0,65, p<0,05), Поиск социальной поддержки - «Конформность» (i=0,63, p<0,01), Положительная переоценка - «Доброта» (i=0,58, p<0,05). Схожие тенденции наблюдаются в парах указанных стратегий и ценностных ориентаций при анализе ценностей как индивидуальных приоритетов. Интересно, что названные выше преобладающие ценностные ориентации в выборке не имеют значимой связи со стратегиями совладания за исключением пары Положительная переоценка - «Доброта»(г=0,60, p<0,05).

Мотивационная цель ценностей группы «Традиции» - уважение, принятие и следование обычаям и идеям, которые существуют в культуре (уважение традиций, смирение, благочестие, принятие своей участи, умеренность) [4]. Связь этой группы ценностей с копинг-стратегией Самоконтроль (высокий контроль поведения, стремление к самообладанию) определяется, с одной стороны, религиозной направленностью учреждения (т.е. важностью традиции, эталонов поведения), с другой стороны, особенностями детей, которые требуют от взрослого повышенного контроля, терпения, собранности, ответственности, работы с негативными эмоциями.

Связь между Поиском социальной поддержки и ценностью сферы безопасности обусловлена тем, что важность поддержки коллектива отмечалась как ресурс восстановленяи сил, вдохновения, получения помощи. Общий принятый порядок, организация процесса, режим общей работы, взаимной молитвы, теплота отношений отмечались как опора в трудных ситуациях. Безопасность, как мы видим, определяется социальным окружением и условиями совместной воспитательной деятельности.

Ограничение действий, которые могут причинить вред другим или не соотвествуют социальным ожиданиям, является мотивационной целью ценностей группы «Конформность». Это ограничение является производным от требования сдерживать склонности, имеющие негативные социальные последствия и придерживаться послушания, самодисциплины, вежливости и т.п. Полученные

результаты говорят о наличии связи между этим типом ценностей и стремлением к самообладанию, контролю поведения, эмоций и Поиском социальной поддержки. Мы наблюдаем ситуацию, когда запрашивается поддержка сообщества, которое имеет высокие нормы и требования поведения, является референтной группой и, по всей видимости, оказывает ценностное влияние на испытуемых.

Пара Положительная переоценка - «Доброта»: в данной паре кажется важным подчеркнуть, что переосмысление неизлечимой болезни ребенка происходит через осознание роли его особенностей для внутренней трансформации взрослых людей, которым довелось быть с ним в близких отношениях. Часто фигурирует понятие «любовь» как нечто, в чем особенно нуждается ребенок и что испытывает или чему учится взрослый в отношениях с этим ребенком. «Открытие сердца», «дорога к себе», «осознание ценности жизни по-другому», «общение с чистой душой», «таким детям особенно нужна любовь» и т.д. Именно любовь к ребенку, близкие отношения с ним и деятельное проявление заботы в результате является центральной ценностью в данной группе респондентов.

В опрос была включена также методика Шкала субъективного счастья С. Любомирски (ШСС). По данным Д. А. Леонтьева результаты этой методики коррелируют с двумя другими известными опросниками по теме субъективного благополучия - К. Рифф и Э. Динера. Поэтому мы остановились на этой методике как требующей меньше времени, чем методика К. Рифф и более поздней по сравнению с опросником Э. Динера. Шкала субъективного счастья С. Любомирски измеряет эмоциональное переживание индивидом собственной жизни как целого, отражающее общий уровень психологического благополучия. Методика используется в массовых опросах, кросс-культурных и социологических исследованиях в качестве экспресс-метода оценки.

Показатель субъективного благополучия по выборке составил в относительном выражении к максимально возможному уровню 64%. Анализ данных показал наличие связи между уровнем субъективного благополучия и ценностными ориентациями. Наиболее высокий показатель корреляции выявлен между Субъективным благополучием и ценностями группы «Стимуляция» (1=0,70, р<0,05). Моти-вационная цель этого типа ценностей заключается в стремлении к глубоким переживаниям. Данные показатели позволяют сделать вывод о том, что преобладание в группе взрослых профессионалов и волонтеров делает одну из их основных мотиваций - глубокие переживания общения с таким ребенком - важными в этой деятельности.

Женщина, 43 года, волонтер: «Самый важный момент связан с переживаниями, когда получается что-то маленькое. Это как озарение. Как

86

Вестник КГУ 2017

тепло. Как благословение спускается. Когда занимаешься с тяжелыми детьми, малоподвижными... любой какой-то сдвиг воспринимается как благодать, как чудо. И ты этому рад, и ребенок рад. И любой контакт, когда ребенок отвечает, когда он тебя выделяет, когда он готов ответить на деятельность - это очень большая радость для меня. Такая разделенная радость».

Женщина, 31 год, воспитатель: «Черпаю ресурсы - ну, во-первых, это девочки, общение с ними. Ну, Ксюша, например. Черпаешь силы, черпаешь радость».

«... есть и другая грань. Это такое чувство наполненности. Чувства конкретные зависят от конкретных событий. Если ребенок в чем-то растет - это, конечно же, радует, впечатляет, поднимает. Хочется еще и еще трудиться».

Женщина, 43 года, волонтер: «Но я не могу сюда не приходить. Это является... Я ощущаю это как часть моей семьи... »

Женщина, 62 года, волонтер: «Многое зависит от директора. Если есть любовь к детям как дар -будет свет. На свет собираются люди. Поэтому и мы здесь».

Также значимые показатели имеет связь субъективного благополучия и ценностей группы «Гедонизм» (г=0,58, р<0,01), «Достижения» (г=0,58, р<0,01), «Власть» (г=0,58, р<0,01). В данном случае важно отметить, что все три типа не фигурируют среди приоритетных ценностей исследуемой группы, но по результатам анализа связаны с субъективным благополучием. Ценности этих типов связаны с чувственным удовольствием, социальным статусом, социальным одобрением, авторитетом, признанием и в каком-то смысле вступают в противоречие с выбранными в приоритете идеалами и руководящими принципами. Можно сделать предположение о том, что игнорирование или неудовлетворенность телесных, эмоциональных потребностей, реализации в социуме приводит к снижению уровня субъективного благополучия.

Женщина, 31 год, воспитатель: «Поскольку я кандидат наук... Мне хочется развивать еще какие-то другие стороны. Какие-то другие цели ... И уже конфликт внутри себя. Внутри моей личности. Совмещать работу в детском доме трудно с чем-то еще. Кто-то умудряется при нашем графике. Но я считаю, что это просто асс. У меня сил не остается».

Женщина, 43 года, волонтер: «Так как я музыкальный терапевт, мне приходится проводить много праздников в саду, и у меня есть некий дисбаланс... Осенью-зимой я много организую событий, придумываю что-то, вовлекаю много людей, а вот к весне - это моя личная проблема, случается такое выгорание... Все решаемы проблемы, кроме личностной, которую я пока никак не могу решить, что с этим делать... Как вовремя делать

остановку, насыщаться энергией... По-видимому, по-другому нужно распределять силы и вовремя делать остановку... »

Рассмотрев отношения между ценностными ориентациями респондентов и субъективным благополучием, отметим, что значимых связей между уровнем благополучия и стратегиями копинг-по-ведения респондентов не выявлено. Однако качественный анализ ответов на вопросы интервью говорит о косвенной связи между этими понятиями, а именно: социальная поддержка, отношения, включенность в жизнь сообщества, эмпатия важны для респондентов при совладании со стрессом и также являются детерминантами субъективного благополучия.

Выводы

В ходе исследования удалось подтвердить наличие связи между некоторыми типами ценностных ориентаций взрослых, вовлеченных в воспитание детей с неизлечимыми заболеваниями и их стратегиями совладания с трудными жизненными ситуациями, а также уровнем их субъективного благополучия. Т.о. личностные особенности в ценностно-смысловой сфере играют важную роль в психологической адаптации. Кроме этого, исследование показало важность внимания к эмоциональным, социальным и телесным потребностям в субъективном благополучии исследуемых взрослых. Для снижения последствий переживаний хронического стресса и повышения уровня субъективного благополучия взрослых, вовлеченных в воспитание детей с ОВЗ, важно прилагать усилия как для расширения знаний о способах и ресурсах совладания, так и о развитии ценностной-смысловой сферы личности. Считаем необходимым расширить выборку и проанализировать сходства и различия в структуре ценностей, а также их роли в благополучии и адаптации между тремя группами взрослых (родители, воспитатели детского дома, добровольцы).

Библиографический список

1. Братусь Б.С. Смысловая сфера личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / под ред. Л.В. Куликова. - СПб., 2000. - 464 с.

2. Винникотт Д. Маленькие дети и их матери. -М.: НФ «Класс», 1998. - 80 с.

3. Вроно Е. М. Несчастливые дети - трудные родители: наблюдения детского психиатра. - М., 1997. - 126 с.

4. Карандышев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности. Концепция и методическое руководство. - СПб.: Речь, 2004. - 72 с.

5. Киртоки А.Е., Ростова Н.В. Ребенок родился с синдромом Дауна: беседы психолога. - М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2013. - 58 с.

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

87

6. Крюкова Т.Л. Методы изучения совладающе-го поведения: три копинг-шкалы. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова - Авантитул, 2010. - 60 с.

7. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куф-тяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. - СПб.: Речь, 2005. - 240 с.

8. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни. - Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. - 380 с.

9. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - М.: Смысл, 1992. - 17 с.

10. Lucas R.E. Long-term disability is associated with lasting changes in subjective well-being: Evidence from two nationally representative longitudinal studies. // J. of Personality and Social Psychology. -

2007. - № 92. - P. 717-730.

11. Lyubomirsky S. The how of happiness: A scientific approach to getting the life you want. -New York: Penguin Press, 2008. - 384 p.

12. Rasmussen H.N., Scheier M.F. & Greenhouse J.B. Optimism and physical health: A meta-analytic review // Annals Behavioral Medicine. -2009. - № 37. - P. 239-256.

13. SkinnerE.A., ZimmerM.J. The Development of Coping Stress, Neuropsychology, Social Relationships, and Resilience during Childhood and Adolescence. -Springer, 2016. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.springer.com/978-3-319-41738-7 (дата обращения: 10.11.2017).

Вестник КГУ Л 2017

88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.