Научная статья на тему 'ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ МОЛОДЕЖИ В ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНОМ ГОРОДЕ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД'

ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ МОЛОДЕЖИ В ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНОМ ГОРОДЕ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
115
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологически неблагополучные условия / социальнопсихологический подход / жизнеспособность / старшие школьники и студенты / environmentally disadvantaged conditions / socio-psychological approach / resilience / senior schoolchildren and students

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сараева Н. М., Суханов А. А.

В статье представлены результаты эмпирического изучения жизнеспособности студентов и старших школьников, проживающих в условиях экологического неблагополучия. Опросник, разработанный в ЮАР, позволяет учесть социальные факторы риска и защиты жизнеспособности молодых людей. По результатам отмечается высокий уровень жизнеспособности респондентов, проживающих в г. Чите Забайкальского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сараева Н. М., Суханов А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESILIENCE OF YOUTH IN THE ENVIRONMENTALLY DISADVANTAGED CITY: SOCIO-PSYCHOLOGICAL APPROACH

The article presents the results of an empirical study of the resilience of senior schoolchildren and students living in the ecologically disadvantaged conditions. The questionnaire, developed in RSA, allows considering for the social factors of both risk and protection of the resilience of young people. The results show a high level of resilience of the respondents, living in the city of Chita, of the Transbaikal Territory

Текст научной работы на тему «ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ МОЛОДЕЖИ В ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНОМ ГОРОДЕ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД»

УДК159.9.07

ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ МОЛОДЕЖИ В ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНОМ ГОРОДЕ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД21 Сараева Н.М., Суханов А.А.

ФБГОУ ВО «Забайкальский государственный университет», Чита, Россия E-mail: saraiewa@mail.ru; suhanov-71@mail.ru

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического изучения жизнеспособности студентов и старших школьников, проживающих в условиях экологического неблагополучия. Опросник, разработанный в ЮАР, позволяет учесть социальные факторы риска и защиты жизнеспособности молодых людей. По результатам отмечается высокий уровень жизнеспособности респондентов, проживающих в г. Чите Забайкальского края.

Ключевые слова: экологически неблагополучные условия, социально-психологический подход, жизнеспособность, старшие школьники и студенты.

THE RESILIENCE OF YOUTH IN THE ENVIRONMENTALLY DISADVANTAGED CITY: SOCIO-PSYCHOLOGICAL APPROACH Sarayeva N.M., Sukhanov A.A.

Transbaikal State University, Chita, Russia

Abstract. The article presents the results of an empirical study of the resilience of senior schoolchildren and students living in the ecologically disadvantaged conditions. The questionnaire, developed in RSA, allows considering for the social factors of both risk and protection of the resilience of young people. The results show a high level of resilience of the respondents, living in the city of Chita, of the Transbaikal Territory.

Keywords: environmentally disadvantaged conditions, socio-psychological approach, resilience, senior schoolchildren and students.

Понятие «жизнеспособность» относится к числу междисциплинарных и находит употребление в разных областях естественнонаучного и гуманитарного знания. В отечественной психологии проблема жизнеспособности человека приобрела особую значимость. Осложненные социально-экономические и экологические условия существования современного человека обусловливают возрастание нагрузок на все системы его организма и психики, требуя выносливости, жизнеспособности. Эта проблема является насущной для всех россиян. Но есть регионы, в которых она приобретает особую остроту в связи с выраженной деформацией природной составляющей жизненной среды населения - регионы экологического неблагополучия.

Проблема жизнеспособности человека в последние годы разрабатывается достаточно активно и многосторонне. Изучение феноменологии жизнеспособности и концептуализация полученных данных проводится в русле разных методологических подходов. В 2019 г. авторами завершен проект, поддержанный РФФИ, по изучению жизнеспособности молодежного населения, проживающего в регионе экологического неблагополучия (в Забайкальском крае). Изучалась жизнеспособность студентов и старших школьников.

Исследование выполнялось в русле экопсихологического подхода к развитию психики (В.И. Панов [7]). Он дал возможность изучать жизнеспособность как результирующее воздействий и природной, и социальной среды.

Жизнеспособность понималась как заданная природой (энергетически обеспечиваемая) и развиваемая обществом сложная интегральная характеристика человека, системное

21Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-513-60001_ЮАР-т «Жизнеспособность подростков в условиях экологических и социально-экономических вызовов: исследование в рамках нескольких систем»

свойство системы «человек - жизненная среда», обеспечивающее актуальный и потенциальный уровень психической деятельности в данных природных и социальных условиях. В эмпирическом исследовании установлено, что показатели жизнеспособности большей части обследованного молодежного населения (старших школьников и студентов), постоянно проживающего в условиях экологического неблагополучия, по изученным параметрам соответствует среднему уровню. Но при этом существует тенденция к снижению ряда показателей жизнеспособности испытуемых, постоянно проживающих на экологически неблагополучных территориях. Тенденция обнаружена на всех уровнях жизнеспособности. Наиболее явно она проявляет себя на психофизиологическом уровне жизнеспособности (в том числе и по ней-ропсихологическим характеристикам), менее всего - на личностном уровне.

В 2019 г. авторы вместе с исследователями из Москвы и Санкт-Петербурга вошли в состав исполнителей международного проекта (Россия - ЮАР), возглавляемого с российской стороны В. А. Махначом (Институт психологии РАН), «Жизнеспособность подростков в условиях экологических и социально-экономических вызовов: исследование в рамках нескольких систем». Его цель - изучить, как разные системы (индивидуальные, социально-экономические, экологические) поддерживают или ослабляют жизнеспособность подростков (15-24 лет), длительно пребывающих в осложненных социально-экономических и экологических условиях.

Новый проект предполагает изучение жизнеспособности молодых людей преимущественно в русле социально-психологического подхода, хотя, возможно, его (проекта) границы позволят назвать реализуемый подход метакогнитивным [1]. Но пока обозначим в качестве основного в проекте социально-психологический подход. Он является преобладающим в разработке проблемы жизнеспособности отечественными исследователями [2; 4; 5]. В качестве наиболее перспективного А.В. Махнач называет экологический подход и подчеркивает, что его собственные исследования проводились в русле социокультурного экологического подхода [3]. Жизнеспособность определяется как «индивидуальная способность управлять собственными ресурсами: здоровьем, эмоциональной, мотивационно-волевой, когнитивной сферами в контексте социальных, культурных норм и средовых условий» [4, с. 294].

Рассмотрим в данной статье некоторые, заданные методами, инструментарием исследования, социально-психологические аспекты жизнеспособности подростков, проживающих в экологически неблагополучном регионе, в контексте, определенном задачами проекта.

В исследовании предусмотрено проведение психологического опроса, позволяющего измерить психологические, социальные, экологические факторы риска / защиты жизнеспособности подростков, а также проведение фокус-групп, имеющих целью выяснение представлений подростков о том, как разные системы (система внутриличностных свойств и ресурсов, семейная система, система ближнего и дальнего социального окружения) обеспечивают их жизнеспособность.

Опросник был разработан в ЮАР и прошел в России первичную адаптацию в рамках проекта. Опросник включает 240 пунктов, которые сгруппированы в 4 раздела (секции): «Демографические данные», «Риски», «Жизнеспособность» и «Результаты».

Города Забайкальского края - Чита, Балей, Краснокаменск - включены в число территорий, где в рамках названного выше проекта проводится эмпирический анализ жизнеспособности молодежного населения.

Забайкальский край и его административный, экономический и культурный центр -город Чита - относится к территориям с осложненной, как по природным (физическим), так и социальным параметрам, жизненной средой. Край является старейшим горнорудным регионом РФ, где добыча полезных ископаемых обусловила значительное экологическое неблагополучие. Существуют и естественные его факторы. Ведущими экологическими проблемами являются загрязнение атмосферы выбросами вредных веществ, сбросы в водные объекты отходов производства и потребления, свалки [6].

Социальную среду Забайкальского края тоже можно назвать неблагополучной: край отличается рядом факторов, сдерживающих его социальное развитие. К наиболее значимым

социальным факторам, формирующим негативные тенденции в состоянии здоровья населения, относятся увеличение доли жителей с доходами ниже прожиточного минимума, недостаточно благоустроенное жилье, низкий среднедушевой доход. Так, по состоянию на 2017 год [Там же], величина среднедушевого денежного дохода на одного жителя края ниже величины прожиточного минимума по Российской Федерации.

В 2019 году проведено эмпирическое исследование жизнеспособности студентов и старших школьников, проживающих в Чите.

Город Чита много лет числится в списке экологически «грязных» городов России в связи с высоким уровнем загрязнения атмосферы. Устойчиво регистрируются наиболее высокие среднегодовые концентрации бенз(а)пирена. От 1,2 до 2,8 раз могут быть превышены ПДК по диоксиду азота, оксиду углерода, фенолу, формальдегиду, диоксиду серы, саже. Радиационный фон в Чите повышен, отмечается опасное содержание в почве тяжелых металлов. При этом зеленая зона города занимает минимальное количество территории.

Социальная среда Читы - административного, экономического и культурного центра Забайкальского края - наиболее благополучная среди всех его территорий. Доминирующая промышленность Читы - это энергетика, машиностроительный завод, силикатный завод, автомобильный завод и производство продуктов питания. Чита является транспортным узлом на Транссибирской магистрали, есть международный аэропорт. В городе есть шесть высших учебных заведений, 13 учреждений среднего профессионального образования, 6 научно-исследовательских институтов, учреждения дополнительного образования. Работают учреждения медицины, включающие крупные медицинские центры.

В соответствии с задачами проекта в городе с помощью представленного выше опросника было обследовано 180 студентов и старших школьников (объем выборки студентов -115 человек в возрасте от 17 до 24 лет; объем выборки школьников - 65 учащихся 9-11 классов общеобразовательных средних школ в возрасте от 15 до 17 лет).

Результаты опросника. Большую часть респондентов - 95,0% - составляют русские. Половой состав: 135 женщин и 45 мужчин. Определено, что бытовые условия жизни большей части опрошенных достаточно хорошие. 58,9% респондентов проживает в отдельной квартире, 17,2% - в благоустроенном общежитии. 85,7% имеют водопровод внутри дома. У всех есть электричество, у 20,1% - газ. 89,5% респондентов пользуются унитазом со сливом. Общее состояние здоровья оценивается большинством опрошенных (58,3%) как хорошее. Только 3 человека (1,7%) из выборки оценивают свое здоровье как плохое. Правда, оценка текущего состояния здоровья_у большей части респондентов (56,7) соответствует среднему уровню.

Большая часть опрошенных не подвержена виктимизпции со стороны сообщества, они не подвергались никаким видам насилия в окружающем их социуме - 72,2%. 27,2% респондентов отмечают низкий уровень виктимизации. Семейное неблагополучие среднего уровня отмечено 1 человеком, низкий уровень - 14 человеками (7,8%). Из них 7 человек не имеют родителей. 91,6% опрошенных не отмечают семейного неблагополучия. Количество респондентов по уровням восприятия соседства (имеется в виду оценка благоустроенности, безопасности улиц и районов города) распределилось примерно поровну: у 53,9% восприятие на высоком уровне и у 48,8% - на среднем.

Семейные факторы риска / защиты (наличие родителей, их присутствие рядом, уровень образования и занятость) сбалансированы у 14,4% опрошенных. Защиты преобладают над рисками - у 70,0%. И у 15,6% респондентов риски преобладают над защитами.

У 68,9% респондентов в семье число проживающих меньше, чем число работающих. У 24,4% - число проживающих равно числу работающих. Заработная плата - основной источник доходов в семьях 82,3% респондентов. 5,2% - живут на пенсию. 4,7% семей имеют доход от бизнеса. У 2,6% семей имеется доход от продажи с/х продукции и услуг, столько же получают социальные субсидии.

Таким образом, социальные условия жизни респондентов в краевом центре можно назвать приемлемыми и хорошими.

Основной интерес представляют результаты опроса по шкале «жизнеспособность». Большая часть респондентов считает, что их жизнеспособность, и общая (у 77,2%), и отдельных ее видов, достаточно высока. Особенно высоко студентами оценивается их индивидуальная жизнеспособность (85,2%), школьниками - контекстная (80,0%), то есть обеспечиваемая взаимодействием с сообществом.

Обращает на себя внимание то, что достаточно большое число опрошенных (среди студентов - пятая часть, а среди школьников - почти третья) оценивает поддержку семьи как среднеуровневую. При этом, уровень родительского надзора считают высоким 51,4% студентов и 72,3% школьников. Уровень родительской теплоты оценили как высокий 73,9% студентов и 80,0% школьников. У большинства респондентов (78,9%) сохраняются позитивные детские воспоминания. То есть, несмотря на имеющиеся социально-экономические трудности и наличие некоторых проблем в отношениях с подростками (о чем они говорили на фокус-группах), современная семья выполняет функцию обеспечения и поддержки жизнеспособности молодого поколения.

Поддержку сверстников высокого уровня имеют 61,7% респондентов, о низкоуровневой заявляет 1 человек. 37,8% респондентов называют поддержку со стороны сверстников средней.

Таким образом, по данным, полученным с помощью опросника, можно сделать вывод о хорошей в целом жизнеспособности составляющих выборку студентов и школьников, проживающих в экологически неблагополучном городе. Самооценка их индивидуальной жизнеспособности достаточно велика. Семья и общество обеспечивают необходимую поддержку. Защиты - факторы, поддерживающие жизнеспособность, - у большей части опрошенных преобладают над рисками, угрожающими жизнеспособности.

Экологическое неблагополучие города известно молодым людям. О нем и о негативном влиянии экологических «загрязнений» на здоровье они говорили во время проведения фокус-групп; ряд участников обозначали свою миграционную готовность. Однако субъективно респонденты не ощущают негативного воздействия его на свою жизнеспособность.

Можно сделать вывод о том, что относительно хорошие социально-экономические условия, позитивное внимание семьи и ближайшего окружения способны сформировать и поддерживать жизнеспособность подростков.

Это не противоречит выводам, полученным в первом проекте. Там также подчеркивалось, что на личностном (социально-психологическом) уровне жизнеспособности стираются отличия в показателях жизнеспособности молодежного населения, проживающего на территориях с отличающимися по степени экологического неблагополучия условиях жизненной среды. Чтобы увидеть отличия, необходимо, по нашему мнению, рассматривать жизнеспособность более целостно, с включением в границы анализа психофизиологических показателей жизнеспособности, наиболее подверженных воздействию природной (физической) среды. Речь должна идти, возможно, не только об актуальном уровне жизнеспособности, но и об ее «цене», в том числе энергетической. То есть необходима интеграция подходов к изучению жизнеспособности, во всяком случае там, где речь идет о людях, проживающих в экологически неблагополучных условиях.

Список литературы

1. Лактионова А.И. Жизнеспособность человека: метакогнитивный подход / А.И. Лактионова // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты / [Отв. ред. А. В. Махнач, Л. Г. Дикая]. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. С. 60 - 74.

2. Махнач А.В. Жизнеспособность человека и семьи: социально-психологическая парадигма. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. 459 с.

3. Махнач А.В. Социокультурный экологический подход в исследовании жизнеспособности человека и семьи // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2014. № 3 (43). С. 67-75.

4. Махнач А.В., Лактионова А.И. Жизнеспособность подростка: понятие и концепция // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. С. 290-312.

5. Нестерова А.А. Социально-психологическая концепция жизнеспособности молодежи в ситуации потери работы: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.05. М., 2011. 50 с.

6. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Забайкальском крае в 2018 году [Текст]. Чита: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю, 2019. 249 с.

7. Панов В.И. Экопсихология: Парадигмальный поиск: монография. М.; СПб.: Психологический институт РАО; Нестор-История, 2014. 304 с.

УДК 159.9.07

ОСОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ МЕЖГРУППОВЫХ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ

В ОН-ЛАЙН И ОФФ-ЛАЙН СРЕДАХ22 Созинова И.М.

Институт экспериментальной психологии ФГБОУ ВО МГППУ; ФГБУН ИП РАН,

Москва, Россия, eiole@yandex.ru Александров Ю.И.

лаборатория психофизиологии им. В.Б. Швыркова ФГБУН ИП РАН; Институт экспериментальной психологии ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия

Аннотация. Целью исследования являлось выявление системных характеристик становления моральной оценки действий у детей 4-11 лет при решении межгрупповых конфликтных ситуаций в условиях он-лайн (N=80) и офф-лайн (N=109) сред. Был выявлен более поздний переход от поддержки преимущественно членов своей группы к преобладающей поддержке членов чужих групп при несправедливом ущемлении их жизненно важных потребностей членами группы респондента (своей группы). Применение психофизиологических методов регистрации сердечного ритма позволило сделать вывод о больших затратах адаптационных ресурсов при прохождении тестирования в он-лайн среде, в отличие от оффлайн среды, что свидетельствует в пользу предположения о большей трудности решения межиндивидуальных конфликтов при отсутствии «подсказок» со стороны социума. Данные обсуждаются с позиции представлений о становлении структуры субъективного опыта в ходе индивидуального развития как системной дифференциации.

Ключевые слова нравственное отношение к членам разных групп; он-лайн среда, офф-лайн среда, моральные дилеммы «свой»-«чужой»; дети 4-11 лет; дифференциация; вариабельность сердечного ритма.

DIFFERENCES OF SOLVING INTER-GROUP CONFLICT: ONLINE VS. OFFLINE

Sozinova I.M.

Laboratory of Neurocognitive Studies of Individual Experience Institute of Experimental Psychology MSUPE; Laboratory of Psychophysiology V.B. Shvyrkova IP RAS, Moscow, Russia,

eiole@yandex.ru Alexandrov Y.I.

Laboratory of Psychophysiology V.B. Shvyrkova IP RAS; Laboratory of Neurocognitive Studies of Individual Experience Institute of Experimental Psychology MSUPE, Moscow, Russia

22 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-29-22045мк «Особенности реализуемых в Интернет-пространстве когнитивных моделей взаимодействий между индивидуумами».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.