Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №6, Том 6 / 2018, No 6, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-6-2018.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/63PSMN618.pdf
Статья поступила в редакцию 26.11.2018; опубликована 23.01.2019
Ссылка для цитирования этой статьи:
Мысникова Э.А. Адаптационные показатели в структуре жизнеспособности у старшеклассников экологически неблагополучного города // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/63PSMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Mysnikova E.A. (2018). Adaptation indicators in the structure of viability of senior pupils in environmentally damaged town. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/63PSMN618.pdf (in Russian)
Работа поддержана РФФИ, проект № 17-06-00151 «Изучение жизнеспособности молодежного населения региона экологического неблагополучия (на примере школьников и студентов Забайкальского края)»
УДК 159.9.07
Мысникова Эльвина Александровна
ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет», Чита, Россия Старший преподаватель кафедры «Теоретической и прикладной психологии»
E-mail: [email protected]
Адаптационные показатели в структуре жизнеспособности у старшеклассников экологически
неблагополучного города
Аннотация. В статье представлены результаты исследования адаптационных показателей старшеклассников, проживающих в условиях экологически неблагополучного города. Адаптационные показатели рассматриваются как структурные характеристики жизнеспособности. Модель жизнеспособности населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях, разработана в лаборатории региональных исследований психики Забайкальского государственного университета. Согласно данной модели, жизнеспособность является системной характеристикой адаптационных показателей психофизиологического, психического и социально-психологического уровней, связанных между собой иерархически.
Автором представлены результаты эмпирического исследования, проведенного в городе Краснокаменск Забайкальского края. Природная среда территории исследования признана экспертами зоной чрезвычайной экологической ситуации. Социальная среда Краснокаменска характеризуется как благополучная. Изучались практически здоровые лица юношеского возраста в количестве 63 человека, являющиеся учащимися выпускных классов общеобразовательных школ. В исследовании применялись методы, апробированные многими исследователями для изучения показателей психологической адаптации. Параметром изучения психофизиологического уровня жизнеспособности является, согласно разработанной модели, умственная работоспособность. Применялся тест Э. Ландольта. Параметром изучения психического уровня жизнеспособности является уровень профиля MMPI. Использовался опросник MMPI. Параметром изучения социально-психологического уровня жизнеспособности является жизнестойкость. Применялся тест жизнестойкости Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой (адаптация теста Мадди). В исследовании осуществляется популяционно ориентированный анализ данных.
https://mir-nauki.com
В статье сформулированы выводы по проведенному эмпирическому исследованию. Установлено, что у старшеклассников экологически неблагополучного города выявляется тенденция к снижению показателей на психофизиологическом и психическом уровнях жизнеспособности к нижней границе нормы. На социально-психологическом уровне жизнеспособности показатели большинства испытуемых вошли в границы средних значений, что объясняется компенсацией благополучной социальной среды.
Ключевые слова: психологическая адаптация; адаптационные показатели; жизненная среда; модель жизнеспособности; старшеклассники; экологически неблагополучный город; популяционно ориентированный анализ данных
Изучение хронического и негативного влияния экологически неблагополучных условий жизненной среды на психику человека является одним из актуальных направлений в научных исследованиях последних лет. В достаточной степени разработаны медико-биологические аспекты этого проблемного поля: многочисленные исследователи утверждают, что у населения, проживающего в условиях экологического неблагополучия, снижаются механизмы биологической адаптации, формируются экообусловленные патологии, повышается уровень заболеваемости [6, с. 91-92]. В психологических исследованиях выявляется снижение психической активности населения [6].
Одним из регионов экологического неблагополучия является Забайкальский край. Практически все компоненты природной среды Забайкальского края изначально являются факторами риска: особенности резко континентального климата, недостаток фтора, йода, селена и их нерациональное сочетание, высокий фон естественной и техногенной радиации, многочисленные образования высокоопасных скоплений, явление флюктуирующей кислородной недостаточности, высокий фон радиации. Также существует проблема и антропогенного загрязнения: в результате хозяйственной деятельности (промышленная добыча урана, скопление отходов с вредными химическими элементами) нанесен ощутимый экологический ущерб природной среде ряда территорий края. Проблема загрязнения жизненной (природной) среды выходит в данном регионе на первый план, он характеризуется критической экологической ситуацией [5, с. 150-160].
В лаборатории региональных исследований психики Забайкальского государственного университета активно изучается проблема психологической адаптации детского и юношеского населения. В последние несколько лет также разрабатывается и проблема жизнеспособности населения, родившегося и длительно проживающего на экологически неблагополучных территориях края. Показатели жизнеспособности рассматриваются через показатели психологической адаптации. Отличительной особенностью данных исследований является акцент на экопсихологический подход к развитию психики (Панов В.И., 2004) [6], согласно которому жизнеспособность является системным свойством системы «человек - жизненная среда», обеспечивающим необходимый уровень психической деятельности в определенных условиях (природных и социальных). Таким образом, изучается проблема психологической жизнеспособности человека в условиях хронического влияния экологически неблагополучной природной среды как части среды жизненной.
На данном этапе осуществляется исследование жизнеспособности лиц юношеского возраста. Как уже отмечалось в одной из наших публикаций, «в юношеском возрасте отмечается повышенная чувствительность к воздействиям неблагополучной среды, процессы адаптации весьма активны, и в то же время организм и психика уже более устойчивы к средовым воздействиям, чем в более ранние возрастные периоды. То есть существует
https://mir-nauki.com
специфика адаптационных процессов в юношеском возрасте, тем более выраженная, чем более специфичны средовые условия жизнедеятельности» [4, с. 183-184].
Теоретическая модель жизнеспособности, разработанная в лаборатории региональных исследований психики Забайкальского государственного университета, следующая. Жизнеспособность - это сложная интегральная характеристика, в структуре которой, в соответствии с системной организацией человека (Леонтьев А.Н.) [2], выделяются три уровня: психофизиологический, психический и социально-психологический. Эти уровни связанны между собой иерархически. В случае изменения характеристик жизненной среды предполагаются и изменения показателей жизнеспособности [7].
В эмпирических исследованиях уровни жизнеспособности определяются по адаптационным показателям испытуемых. Параметром изучения психофизиологического уровня жизнеспособности является умственная работоспособность, психического уровня жизнеспособности - уровень профиля ММР1, социально-психологического уровня -жизнестойкость.
Применяются методики, апробированные в отечественных исследованиях адаптационных показателей, в том числе и в многочисленных эмпирических исследованиях сотрудников лаборатории региональных исследований психики Забайкальского государственного университета [6; 9].
Так, показатели психофизиологического уровня жизнеспособности изучаются с помощью теста Ландольта, позволяющего не только оценить общую работоспособность человека, но и определить ее структурные показатели, рассчитать физиологическую «стоимость» работоспособности [6, с. 172; 10].
Для анализа показателей психического уровня психологической адаптации применяется опросник ММР1, который активно используется отечественными исследователями при изучении психологической (психической) адаптации [6, с. 202]. Уровень (тип) профиля ММР1 указывает на затруднения в адаптации [8].
Для получения показателей социально-психологического уровня жизнеспособности применяется тест жизнестойкости Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой (адаптация теста Мадди). Тест характеризует меру способности выдерживать стрессовую ситуацию [3]. В отечественных исследованиях жизнестойкость рассматривают как адаптационные способности человека, как отражение процесса системной адаптации человека к природному и социальному, как способность личности к адаптации, как результат социализации человека [6, с. 218].
Осуществляется популяционно ориентированный анализ данных.
В данной статье представлены результаты исследования жизнеспособности испытуемых, проживающих на одной из экологически неблагополучной территории Забайкальского края - районном центре г. Краснокаменск. Согласно оценке специалистов, Краснокаменск является зоной чрезвычайной экологической ситуации [1]. Социальная среда этого города занимает второе место после краевого центра. Изучались лица юношеского возраста в количестве 63 человека, являющиеся учащимися выпускных классов общеобразовательных школ. Все испытуемые родились и постоянно проживают на данной территории. Исследование проводилось в первой половине дня, в строго контролируемых условиях.
На данном этапе исследования использовалась описательная статистика.
Методы исследования
Была выдвинута следующая гипотеза
1. Снижение показателей жизнеспособности проявляется на ее психофизиологическом и психическом уровнях.
2. Показатели социально-психологического уровня жизнеспособности, в силу действия факторов социальной компенсации, могут войти в границы средней нормы.
Результаты исследования
По результатам исследования психофизиологического уровня жизнеспособности с помощью теста Ландольта были получены следующие результаты.
У большей части испытуемых (98 %) интегральная оценка уровня работоспособности находится в пределах средних значений.
Но у старшеклассников наблюдается снижение показателей таких базовых характеристик умственной работоспособности, как: низкий коэффициент выносливости (70 % испытуемых), низкая точность (54 % испытуемых), высокая амплитуда колебания продуктивности деятельности (75 % испытуемых).
С высоким уровнем работоспособности в Краснокаменске испытуемых нет вообще.
Таким образом, на психофизиологическом уровне жизнеспособности отмечается тенденция к снижению показателей.
Результаты исследования психического уровня жизнеспособности с помощью теста ММР1 представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели психического уровня жизнеспособности, полученные с помощью теста MMPI
Уровень (тип) профиля Количество испытуемых (в %)
Нормальный 25
Утопленный 8
Пограничный 54
Промежуточный 13
Составлено автором
Нормальный тип профиля определяется только у 25 % старшеклассников.
У большей части испытуемых (54 %) выявляется пограничный тип профиля, свидетельствующий о чрезмерно выраженном возбуждении, эмоциональной напряженности, выраженных затруднениях в адаптации, высокой степени выраженности стресса и низкой устойчивости к нему.
У 13 % старшеклассников выявляется тип профиля, показатели которого являют собой равное соотношение между нормальным и пограничным профилями. В Лаборатории его называют промежуточным. Промежуточный профиль также может свидетельствовать о снижении жизнестойкости человека, дрейфе показателей к нижним границам нормы [6, с. 210].
У 8 % старшеклассников отмечается утопленный профиль, свидетельствующий о преобладании процессов торможения, сдерживаемом и контролируемом эмоциональном напряжении, повышении степени выраженности стресса, снижении устойчивости к нему.
Таким образом, на психическом уровне жизнеспособности отмечается следующее: у большей части испытуемых (75 %) выявляются типы профилей ММР1, указывающие на снижение характеристик жизнеспособности.
Результаты сравнения показателей социально-психологического уровня жизнеспособности, полученные с помощью теста жизнестойкости Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели социально-психологического уровня жизнеспособности, полученные с помощью теста жизнестойкости Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой
Показатели жизнестойкости Среднее значение (норма) Завышенный показатель Заниженный показатель
Вовлеченность 59 9 32
Контроль 73 13 14
Принятие риска 56 33 11
Общий показатель жизнестойкости 67 13 20
Составлено автором
По всем параметрам жизнестойкости (вовлеченность, контроль, принятие риска) у большей части испытуемых отмечаются средние значения (норма). Общий показатель жизнестойкости у большей части старшеклассников (67 %) также входит в границы нормы.
Таким образом, на социально-психологическом уровне жизнеспособности происходит социальная компенсация негативных последствий длительного влияния экологически деформированной природной среды.
Выводы
Проведенное эмпирическое исследование жизнеспособности лиц юношеского возраста г. Краснокаменск позволило установить следующее.
1. Определено снижение показателей на психофизиологическом и психическом уровнях жизнеспособности. На психофизиологическом уровне жизнеспособности у большей части старшеклассников наблюдаются низкий коэффициент выносливости, низкая точность, высокая амплитуда колебания продуктивности деятельности. На психическом уровне жизнеспособности у большей части испытуемых выявляются типы профилей MMPI, указывающие на снижение возможностей жизнеспособности.
2. Установлено, что на социально-психологическом уровне жизнеспособности происходит социальная компенсация негативных последствий длительного влияния экологически деформированной природной среды: показатели большинства испытуемых вошли в границы средних значений.
Заключение
Сделанные нами выводы не претендуют на решение сложной научной проблемы. Запланировано изучение показателей жизнеспособности у старшеклассников, проживающих на всех экологически неблагополучных территориях Забайкальского края. Популяционный анализ данных всей запланированной выборки испытуемых позволит выявить особенности жизнеспособности юношеского населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях. Исследование будет продолжено.
ЛИТЕРАТУРА
1. Критерии оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия: методические рекомендации. - М., 1992. - 52 с.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
3. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. - М.: Смысл, 2006. - 63 с.
4. Мысникова Э.А. Жизнестойкость юношеского населения в условиях экологического неблагополучия // Актуальные проблемы психологии: сборник научных трудов Института психологии им. Г.С. Костюка НАПН Украины. Том VII. Экологическая психология. Выпуск 44. г. Житомир. 2017. С. 431-441.
5. Мысникова Э.А. Особенности жизненной среды Забайкальского края и территорий исследования // Психологическая адаптация человека в осложненных условиях жизненной среды: монография / под научной ред. Н.М. Сараевой; Забайкал. гос. ун-т. Чита: ЗабГУ, 2014. С. 150-162.
6. Психологическая адаптация человека в осложненных условиях жизненной среды: коллективная монография / под научной ред. Н.М. Сараевой; Забайкал. гос. ун-т. Чита: ЗабГУ, 2014. 339 с. ISBN 978-5-9710-0875-0.
7. Сараева Н.М. О содержании понятия жизнеспособности человека в отечественной психологии / Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке: сб. ст. VIII Междунар. науч. конф. / Забайкал. гос. ун-т; под общ. ред. Н.Д. Субботиной; пер. О.А. Борисенко. - Чита: ЗабГУ, 2017. С. 229. С. 229-235.
8. Соломин И.Л. Личностный опросник MMPI. - СПб.: ИМАТОН, 2007. - 80 с.
9. Суханов А.А. Психологическая адаптация человека в регионе экологического неблагополучия: монография / А.А. Суханов; Забайкал. гос. ун-т. - Чита: ЗабГУ, 2016. - 341 с.
10. Сысоев В.Н. Тест Ландольта диагностика работоспособности: методическое руководство. - СПб.: ИМАТОН, 2007. - 32 с.
https://mir-nauki.com
Mysnikova Elvina Aleksandrovna
Transbaikal state university, Chita, Russia E-mail: [email protected]
Аdaptation indicators in the structure of viability of senior pupils in environmentally damaged town
Abstract. The paper presents the results of research of adaptation indicators in the structure of viability of senior pupils, who live in environmentally damaged town. Adaptation indicators are considered as the structural characteristics of viability. The model of viability of population, who live in environmentally damaged areas, has been developed in laboratory of Regional Studies of psyche in Transbaikal State University. According to this model, viability is a system characteristic of adaptation indicators of psychophysiological, mental, and psychosocial levels, based on hierarchy.
The author presented the results of empirical analysis undertaken in Krasnokamensk, Zabaikalsky Krai. The Natural environment of the territory of study egreed by the experts as the area of environmental emergency. The social environment in Krasnokamensk is characterized as enabling. Practically healthy individuals of youthful age were studed in quantity of 63 people, which are the pupils of senior classes of secondary schools. The methods which had been tested by many researchers were used in the study to investigate the indicators psychological adaptation. The parameter of the study of psychophysiological level of viability is according to the developed model mental ability. The test of E. Landolt was used. The parameter of the study of psychotic level of viability was the level of profile MMPI. The questionnaire of profile MMPI was used. The parameter of the study of psychophysiological level of viability is resilience. The test for studing resilience by D. A. Leontyev, E.I. Rasskasova (adaptation of test Maddi) was used. Population-oriented data analysis is carried out in the study.
In the scientific publication the empirical analysis was made, the conclusions were formulated. It has been found that at senior pupils, who live in environmentally damaged town there is a trend toward to a decrease in indicators on psychophysiological and psychotic levels of viability to the low end of normal. In psychosocial level of viability the indicators of most test subjects are in average values that is explained by enabling social environment.
Keywords: psychological adaptation; adaptation indicators; living environment; the model of viability; senior pupils; environmentally damaged town; population-oriented data analysis
63PSMN618