7. Scherer K.R. What are emotions? And how can they be measured. Social Science Information, № 44, 2005. - P. 695-729.
8. Schlegel K., Grandjean D., Scherer K.R Introducing the Geneva Emotion Recognition Test: An example of Rasch-based test development. Psychological Assessment, 26(2), 2014 - P. 666-672.
УДК 159.9
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ МОЛОДЕЖИ, ПРОЖИВАЮЩЕЙ В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ14 Горьковая И.А.
ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
E-mail: iralgork @mail.ru Микляева А.В.
ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье представлены результаты исследования, направленного на сравнительную оценку уровневых характеристик жизнеспособности молодых людей, проживающих в регионах с разным экологическим статусом (на примере городов Череповец и Выборг), и на определение вклада социально-психологических факторов в их жизнеспособность. В качестве социально-психологических факторов жизнеспособности анализируются ресурсы воспринимаемой социальной поддержки. Показано, что юноши, проживающие в экологически неблагоприятных условиях, более подвержены рискам, связанными со снижением жизнеспособности, чем девушки. В заключении формулируется предположение о том, что выраженная тенденция к снижению жизнеспособности юношей - жителей Череповца определяется их недостаточной восприимчивостью в отношении ресурсов социальной поддержки.
Ключевые слова: жизнеспособность, социальная поддержка, экологическое неблагополучие, студенты.
SOCIO-PSYCHOLOGICAL PREREQUISITES OF THE RESILIENCE OF YOUNG PEOPLE WHO LIVE INADVERSE ENVIRONMENTAL CONDITIONS
Gorkovaya I.A.
Herzen State Pedagogical University of Russia E-mail: [email protected] MiklyaevaА.V.
Herzen State Pedagogical University of Russia E-mail: [email protected]
Abstract.The article presents the results of a study aimed at a comparative assessing the resilienceof young people who live in the regions with different ecological status (Cherepovets and Vyborg), as well as at identifying the contribution of socio-psychological factors to their resilience. Socio-psychological factors of resilience are considered as resources of perceived social support. It is found that young men living in environmentally unfavorable conditions are more susceptible to risks associated with reduced resilience than girls are. In conclusion, it is suggested that the tendency to decrease the resilienceof young men in Cherepovets is determined by their lack of sensitivity to social support resources.
14 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-513-60001 «Жизнеспособность подростков в условиях экологических и социально-экономических вызовов: исследование в рамках нескольких систем»
Keywords: resilience, social support, environmental problems, students.
Введение. Жизнеспособность, понимаемая как «индивидуальная способность человека управлять собственными ресурсами: здоровьем, эмоциональной, мотивационно-волевой, когнитивной сферами в контексте социальных, культурных норм и средовых условий» [2, с. 294], рассматривается как один из личностных ресурсов, обеспечивающих успешность психологической адаптации к условиям природной и социальной среды. Жизнеспособность характеризует защитные ресурсы, которыми располагает человек на уровне собственной личности, а также своего микро- и макросоциального окружения, включая в свою структуру: 1) личностные ресурсы, связанные со способностью решать проблемы, продуктивно взаимодействовать с другими людьми, поддерживать благоприятную самооценку; 2) социальные ресурсы, обеспечивающие физический и психологический комфорт в значимых межличностных отношениях, а также необходимый объем социальной поддержки; 3) контекстуальные ресурсы, позволяющие чувствовать опору в ценностях и убеждениях социума [8].
Развивая концепцию жизнеспособности в логике экопсихологического подхода к развитию психики, предложенного В.И. Пановым, Н.М. Cараева предлагает рассматривать жизнеспособность как функцию взаимодействия человека с жизненной средой, представленной как природными, так и социальными условиями жизни человека [5]. Неблагоприятная экологическая обстановка, наряду с неблагополучием социальной среды, вызывает напряжение адаптационных механизмов, что закономерно приводит к снижению жизнеспособности населения таких регионов, отражаясь, в том числе, на снижении показателей психического и личностного функционирования детей, подростков и молодежи [1; 4 и др.]. Исследователи отмечают, что снижение различных параметров психологического функционирования коренных жителей территорий с неблагоприятным экологическим статусом является проявлением адаптационных процессов и может трактоваться как своеобразная «цена» адаптации к неблагополучным условиям жизненной среды [6]. В этом контексте большое значение приобретает не только анализ жизнеспособности людей, проживающих в условиях экологического неблагополучия, но и поиск протективных факторов, которые могли бы обеспечивать поддержку жизнеспособности на том уровне, который необходим для продуктивной адаптации в физической и социальной среде с учетом ее региональной специфики.
К числу психологических факторов, обладающих ресурсным потенциалом в отношении жизнеспособности человека, относится фактор социальной поддержки. Воспринимаемая социальная поддержка позволяет человеку верить в то, что его любят и ценят, а также обеспечивает ему чувство социальной принадлежности, что в совокупности позволяет лучше справляются со стрессовыми жизненными событиями и преодолевать психологические проблемы [7]. В этой связи можно предполагать, что воспринимаемая социальная поддержка имеет большое значение для поддержания жизнеспособности населения экологически неблагополучных регионов, способствуя ее сохранению и укреплению. Проверку этой гипотезы представляется целесообразным проводить на материале анализа взаимосвязей показателей жизнеспособности и воспринимаемой социальной поддержки в выборках подростков и молодежи, поскольку именно на этих возрастных этапах человек оказывается особенно чувствителен к проблематике межличностных отношений.
Материалы и методы. Цель исследования заключалась в сравнительном анализе уров-невых характеристик жизнеспособности молодых людей, проживающих в регионах с разной экологической обстановкой, и в определении вклада социально-психологических факторов в их жизнеспособность. В исследовании приняли участие 168 студентов младших курсов (18,60±1,03 лет), коренных жителей городов Череповец (n=93, 66,7 % девушек) и Выборг (n=65, 67,7 % девушек), обучающихся в настоящее время в высших учебных заведениях этих городов. Экономика Череповца базируется на предприятиях черной металлургии и химического комплекса. В результате в Череповце наблюдается большая техногенная нагрузка на экологическую обстановку. Череповец устойчиво входит в десятку самых экологически неблагополучных городов России. Экологическая обстановка в Выборге характеризуется как
более благоприятная, несмотря на то, что в городе действуют несколько промышленных предприятий, работа которых также оказывает негативное влияние на состояние окружающей среды. Оба города являются административными районными центрами с долей детей, подростков и молодежи в структуре населения около 18 %, что делает данные, полученные на соответствующих выборках, сопоставимыми.
Для оценки жизнеспособности использовался опросник «Мера жизнеспособности детей и молодежи» (М. Ungar, L. Liebenberg) в адаптации А.В. Махнача и А.И. Лактионовой. В качестве социально-психологических факторов жизнеспособности рассматривались ресурсы родительской и дружеской поддержки, которые измерялись с помощью Шкалы воспитания (V. Ruchkin et al.) и Шкалы поддержки сверстников (G. Armsden, M. Greenberg). Все опросники прошли предварительную апробацию на русскоязычной выборке. Для обработки полученных данных использовался пакет прикладных компьютерных программ Statistica, с помощью которого рассчитывались средние значения и стандартные отклонения переменных, осуществлялся сравнительный анализ с помощью критерия Стьюдента (i) и многофакторного дисперсионного анализа (F), а также корреляционный анализ (коэффициент Спирмена, rs) и регрессионный анализ (ß) для изучения характера взаимосвязей переменных.
Результаты и их обсуждение. На основе анализа результатов исследования была зафиксирована тенденция, ранее описанная в других работах и заключающаяся в сниженном уровне жизнеспособности молодежи, проживающей в экологически неблагополучных регионах. Так, усредненный показатель индивидуальной жизнеспособности составил 29,40±3,60 баллов в выборке студентов-выборжан и 28,67±4,44 - в выборке студентов, проживающих в Череповце. Для шкал семейной и контекстуальной жизнеспособности, а также суммарного показателя средние значения составили 28,03±5,60 и 29,57±5,07, 46,82±8,17 и 50,12±7,17, 103,52±16,33 и 109,09±13,56 соответственно. Различия двух последних показателей оказались статистически достоверными: t=2,63 при р=0,01 для показателя контекстуальной жизнеспособности и t=2,26 при р=0,03 для суммарного показателя жизнеспособности.
Многофакторный дисперсионный анализ, в котором использовались две независимые переменные - город проживания и пол респондентов - показал, что описанная тенденция проявляется неоднородно в подгруппах юношей и девушек, проживающих в Череповце и Выборге. Оказалось, что в подгруппах девушек уровень жизнеспособности не определяется спецификой региона проживания, тогда как в выборке юношей значения всех показателей жизнеспособности полярно различаются в зависимости от места проживания и во всех случаях достоверно ниже в выборке череповчан, в сравнении с выборжанами (F=8,04 при р=0,01 для показателя индивидуальной жизнеспособности, F=4,89 при р=0,05 для показателя семейной жизнеспособности,Б=9,31 при р=0,01 для показателя контекстуальной жизнеспособно-сти,Б=9,87 при р=0,01 для суммарного показателя жизнеспособности). На этом основании можно утверждать, что в условиях экологического неблагополучия жизнеспособность юношей оказывается более уязвимой, в сравнении с жизнеспособностью девушек. В соответствии с результатами дисперсионного анализа было принято решение анализировать выборки девочек - жительниц Череповца и Выборга - как совокупную подгруппу, и в качестве самостоятельных подгрупп выделить подгруппы юношей-череповчан и юношей-выборжан.
Отметим, что достоверных различий между данными подгруппами по параметрам родительского отношения и дружеской поддержки выявлено не было. Исключение составил только показатель «родительская теплота», который оказался достоверно ниже в выборке юношей-череповчан (t=2,20, р=0,05). Остальные показатели во всех трех подгруппах находятся преимущественно в диапазоне средних значений. Однако корреляционный, а впоследствии и регрессионный анализ показали наличие существенных различий в характере взаимосвязей изученных переменных в подгруппах девушек, а также юношей, проживающих в разных регионах. В подгруппе девушек, независимо от региона проживания, обнаружены множественные положительные корреляционные связи между показателями жизнеспособности, воспринимаемой родительской теплоты и дружеской поддержки (0,21 <rs <0,52). Аналогичная картина была зафиксирована и в выборке юношей-выборжан (0,35<rs <0,64). В вы-
борке юношей-череповчан положительные корреляционные связи показателя жизнеспособности были обнаружены только с показателем родительской теплоты (0,39<г, <0,53). Таким образом, можно предполагать, что объем социальной поддержки как ресурса жизнеспособности у юношей-череповчан ниже, чем у их сверстников, проживающих в Выборге. Это предположение подтвердилось в ходе регрессионного анализа, который показал, что изученные параметры социальной поддержки не являются значимыми предикторами жизнеспособности в выборке юношей, проживающих в Череповце (для суммарного показателя жизнеспособности Я2=0,29, аё^её Я2= 0,11, Б(6,24)=1,60, р<0,02), однако в выборках юношей-выборжан и девушек (независимо от региона проживания) они определяют около 40 % дисперсии суммарного показателя жизнеспособности (Я2=0,48, аё^её Я2= 0,31, Б(5,15)=2,80, р<0,05 и Я2=0,34, аё^её Я2= 0,30, Б(6,99)=8,82, р<0,01 соответственно). В подгруппе юношей, проживающих в Выборге, значимым предиктором жизнеспособности оказалась оценка родительской теплоты (Р=0,72, р=0,01), в совокупной выборке девушек - оценки родительской теплоты (Р=0,38, р=0,01) и поддержки со стороны друзей (Р=0,20, р=0,05). С одной стороны, эти результаты, вероятно, отражают генеральную тенденцию, проявляющуюся в большей ориентированности женщин на социальную поддержку, в сравнении с мужчинами, и в большей чувствительности к ней. Так, в исследовании Е. В. Куфтяк было установлено, что жизнеспособность девушек в большей степени связана с использованием внешних ресурсов поддержки, тогда как юноши чаще ориентируются на собственные навыки разрешения проблем, которые по мере взросления закрепляются в поведении [2]. С другой стороны, отсутствие значимого вклада социальной поддержки в жизнеспособность юношей-череповчан позволяет предполагать, что ресурсы поддержания и укрепления жизнеспособности в этой подгруппе обеднены, и, вероятно, именно юноши в условиях экологического неблагополучия оказываются более уязвимыми к рискам снижения жизнеспособности. Учитывая доказанную достоверность связей между жизнеспособностью юношей и девушек, с одной стороны, и их психологическим благополучием и психологическим здоровьем, с другой стороны [2], можно констатировать, что задача укрепления ресурсов жизнеспособности юношей-череповчан имеет большое практическое значение.
Выводы. Таким образом, в нашем исследовании нашла подтверждение тенденция к снижению жизнеспособности молодых людей, проживающих в экологически неблагополучном регионе (на примере Череповца). Показано, что наиболее уязвимыми к рискам снижения жизнеспособности в условиях экологического неблагополучия являются юноши. Выдвинуто предположение о том, что значительно более выраженное снижение жизнеспособности юношей, сравнении с девушками, обусловлено их меньшей восприимчивостью к ресурсам социальной поддержки как универсальной гендерно-обусловленной особенностью межличностных отношений. Это предположение нуждается в дальнейшей эмпирической проверке.
Список литературы
1. Екимова В.И. Особенности психического развития школьников в условиях экологического неблагополучия: дис. ... д-ра психол. наук. М., 2003.
2. Куфтяк Е.В. Возрастные и гендерные особенности жизнеспособности в юношеском возрасте // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. -2017. - Том 23. - №. 4. - С. 31-33.
3. Махнач А.В., Лактионова А.И. Жизнеспособность подростка: понятие и концепция // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / Отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. - М.: Изд-во ИП РАН, 2007. - С. 290-312.
4. Мысникова Э.А. Психологическая адаптация юношеского населения на территориях экологического неблагополучия // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. - 2015. - № 1 (41). - С. 98-103.
5. Сараева Н.М. Жизнеспособность юношеского населения в регионе экологического неблагополучия по показателям психологической адаптации // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. - 2017. - № 21. - С. 87-98.
6. Суханов А.А. Стратегии психологической адаптации человека, проживающего в экологически неблагополучных условиях жизненной среды: теоретические аспекты проблемы// Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. - 2012. - № 1. - С. 247252.
7. Sahin-Baltaci H., Karatas Z. Perceived social support, depression and life satisfaction as the predictor of the resilience of secondary school students: The case of Burdur // Eurasian Journal of Educational Research. - 2015. - Vol. 60. - Рр. 111-130. DOI: 10.14689/ejer.2015.60.7.
8. Ungar M., Liebenberg L. Assessing Resilience across Cultures Using Mixed Methods: Construction of the Child and Youth Resilience Measure // Journal of Multiple Methods in Research. - 2011. - Vol. 5. - Pp. 126-149. DOI: 10.1177/1558689811400607.
УДК 316.37
ТИПЫ ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ФОРМЫ ДИСКРИМИНАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТ И В СОВРЕМЕННОЙ
СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ15 Григорьева М.В.
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени
Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия E-mail: [email protected],
Аннотация. Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи типов интерперсонального взаимодействия и форм дискриминационного поведения личности. Дискриминационные установки и формы дискриминационного поведения измерялись самооценкой силы предубеждения и совершаемых действий по отношению к представителям определенной социальной группы, при этом использовались шкалы размерностью 7. Типы интерперсонального взаимодействия выявлялись с помощью методики Т. Лири. В исследовании приняли участие 104 человека, средний возраст М = 32,7; SD = 14,1 (мужчин - 34%). Выявлено, что внешнему проявлению дискриминационного поведения в большей степени способствует эгоистичный тип интерперсонального взаимодействия; преобладание авторитарного типа снижает необходимость ограничения активности партнера по взаимодействию; положительно связан с проявлением дискриминационного поведения подозрительный тип взаимодействия, что проявляется в недовольстве результатами распределения социальных благ и снижении гражданской активности во время выборов.
Ключевые слова: дискриминационное поведение, тип интерперсонального взаимодействия, сила предубеждения, корреляционный анализ.
TYPES OF INTERPERSONAL INTERACTION AND FORMS OF DISCRIMINATORY PERSONALITY BEHAVIOR IN THE MODERN SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT
Grigoryeva M.V.
Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky,
Saratov, Russia E-mail: [email protected]
Abstract. The results of an empirical study of the relationship between types of interpersonal interaction and forms of discriminatory personality behavior are presented. Discriminatory attitudes and forms of discriminatory behavior were measured by self-esteem of the power of prejudice and actions taken in relation to representatives of a certain social group, while scales of dimension 7
15 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00094а «Дискриминационные установки личности в современном обществе и условия их преодоления»