Научная статья на тему 'Жизнеспособность как условие психологической безопасности будущих специалистов транспортной отрасли'

Жизнеспособность как условие психологической безопасности будущих специалистов транспортной отрасли Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жизнеспособность / психологическая безопасность / функциональное состояние организма / личностные ресурсы / специалисты транспортной отрасли / resilience / psychological safety / functional state of the organism / personal resources / transport specialists

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Диана Николаевна Церфус, Татьяна Владимировна Иванова, Лариса Николаевна Антилогова

Цель — изучение жизнеспособности как многомерного конструкта, обеспечивающего психологическую безопасность обучающихся. Материалы и методы. Применялись методики «Жизнеспособность взрослого человека» А. В. Махнача; сложная зрительно-моторная реакция с использованием УПФТ1/30 «Психофизиолог»; оценка функционального состояния и физиологических резервов сердечно-сосудистой и вегетативной систем организма; пятифакторный личностный опросник Р. МакКрае, П. Коста «Большая пятерка». В исследовании участвовало 60 человек. Статистические методы обработки данных включали в себя описательную статистику. Результаты и обсуждение. Установлено, что жизнеспособность является базовой составляющей психологической безопасности личности будущих специалистов транспортной отрасли и обеспечивает их психологическое благополучие. Представлены результаты анализа объективных психофизиологических критериев функционального состояния организма, обеспечивающих интегративную систему свойств жизнеспособности. Для обучающихся ведомственного вуза характерны более высокие адаптивные способности, что напрямую отражается на их жизнеспособности и свидетельствует об оптимальном функционировании организма. Установлены корреляционные связи между психофизиологическими показателями функционального состояния организма и структурных компонентов жизнеспособности (настойчивость, самоэффективность, внутренний локус контроля). Выводы. Ситуации неблагоприятных воздействий различных факторов внешней и внутренней среды на человека способствуют формированию, развитию жизнеспособности, что напрямую отражается на регуляторных процессах организма. Объективные психофизиологические критерии функционального состояния обеспечивают интегративную систему свойств жизнеспособности, что и определяет необходимость включения данного параметра в систему мероприятий психолого-педагогического сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Диана Николаевна Церфус, Татьяна Владимировна Иванова, Лариса Николаевна Антилогова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Resilience as a Condition of Psychological Safety of Future Transport Specialists

Introduction. The objective is to study resilience as a multi-faceted construct providing the learners’ psychological safety. Materials and Methods. The following methods were used: Makhnach A.V. “Resilience of an adult”, complex visual-motor reaction using UPFT1/30 "Psychophysiologist"; assessment of the functional state and physiological reserves of cardiovascular and vegetative systems of the body; Big Five five-factor personality questionnaire by R. McCrae, P. Costa. The study covered sixty people. Statistical methods of data processing included descriptive statistics. Results and Discussion. It is established that resilience is a basic component of psychological safety of the personality of future transport specialists and provides their psychological wellbeing. The results of the analysis of objective psycho-physiological criteria of the functional state of the organism, which provide an integrative system of resilience properties, are presented. Students of departmental higher education institution are characterized by higher adaptive abilities, which is directly reflected in their resilience and indicates the optimal functioning of the student organism. The correlations between psycho-physiological indicators of the functional state of the organism and structural components of resilience (perseverance, self-efficacy, internal locus of control) are established. Conclusions. Situations of unfavourable effects of various factors of external and internal environment on a person contribute to the formation and development of resilience, which is directly reflected in the regulatory processes of the organism. Consideration of objective psycho-physiological criteria of functional state providing an integrative system of resilience properties determines the need to include this parameter in the system of measures of psychological and pedagogical support.

Текст научной работы на тему «Жизнеспособность как условие психологической безопасности будущих специалистов транспортной отрасли»

Морально-психологическая, профессиональная подготовка и надежность

Morally-psychological and professional training and reliability

Научно-практическая статья

УДК 159.9.07 © Церфус Д. Н., Иванова Т. В., Антилогова Л. Н., 2024 doi: 10. 24412/1999-6241-2024-398-246-253

5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии 5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности

Жизнеспособность как условие психологической безопасности будущих специалистов транспортной отрасли

Диана Николаевна Церфус, кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры прикладной психологии 1; diana.cerfus@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-4544-273X

Татьяна Владимировна Иванова, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии экстремальных ситуаций 2; ivanova_tv@igps.ru; https://orcid.org/0000-0003-0816-570X

Лариса Николаевна Антилогова, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и педагогической психологии 3; Antilogova@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0000-5940-4372

1 Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра 1,190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9, Россия

2 Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени Героя Российской Федерации генерала армии Е. Н. Зиничева, 196105, Санкт-Петербург, Московский пр., 149, Россия

3 Омский государственный педагогический университет, 644099, Омск, наб. Тухачевского, 14, Россия

Реферат. Введение. Цель — изучение жизнеспособности как многомерного конструкта, обеспечивающего психологическую безопасность обучающихся. Материалы и методы. Применялись методики «Жизнеспособность взрослого человека» А. В. Махнача; сложная зрительно-моторная реакция с использованием УПФТ1/30 «Психофизиолог»; оценка функционального состояния и физиологических резервов сердечно-сосудистой и вегетативной систем организма; пятифакторный личностный опросник Р. МакКрае, П. Коста «Большая пятерка». В исследовании участвовало 60 человек. Статистические методы обработки данных включали в себя описательную статистику. Результаты и обсуждение. Установлено, что жизнеспособность является базовой составляющей психологической безопасности личности будущих специалистов транспортной отрасли и обеспечивает их психологическое благополучие. Представлены результаты анализа объективных психофизиологических критериев функционального состояния организма, обеспечивающих интегративную систему свойств жизнеспособности. Для обучающихся ведомственного вуза характерны более высокие адаптивные способности, что напрямую отражается на их жизнеспособности и свидетельствует об оптимальном функционировании организма. Установлены корреляционные связи между психофизиологическими показателями функционального состояния организма и структурных компонентов жизнеспособности (настойчивость, самоэффективность, внутренний локус контроля). Выводы. Ситуации неблагоприятных воздействий различных факторов внешней и внутренней среды на человека способствуют формированию, развитию жизнеспособности, что напрямую отражается на регуляторных процессах организма. Объективные психофизиологические критерии функционального состояния обеспечивают интегративную систему свойств жизнеспособности, что и определяет необходимость включения данного параметра в систему мероприятий психолого-педагогического сопровождения.

Ключевые слова:жизнеспособность, психологическая безопасность, функциональное состояние организма, личностные

ресурсы, специалисты транспортной отрасли

Для цитирования: Церфус Д. Н., Иванова Т. В., Антилогова Л. Н. Жизнеспособность как условие психологической безопасности будущих специалистов транспортной отрасли // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2024. Т. 29, № 3(98). С. 246-253. Шр*/Ш.огд/10. 24412/1999-6241-2024-398-246-253

Scientific and Practical Article

UDC 159.9.07 © Tserfus D. N., Ivanova T. V., Antilogova L. N., 2024 doi: 10. 24412/1999-6241-2024-398-246-253

5.3.1. General Psychology, Personality Psychology, History of Psychology; 5.3.9. Legal Psychology and Psychology of Security

Resilience as a Condition of Psychological Safety of Future Transport Specialists

Diana N. Tserfus, Candidate of Science (in Medicine), Associate-Professor, Associate-Professor at the chair of Applied Psychology 1 diana.cerfus@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-4544-273X

Таtiana V. Ivanova, Candidate of Science (in Psychology), Associate-Professor at the chair of Pedagogy and Psychology of Extreme Situations 2; ivanova_tv@igps.ru; https://orcid.org/0000-0003-0816-570X

Larisa N. Аntilogova, Doctor of Science (in Psychology), Professor at the chair of General and Pedagogical Psychology 3; Antilogova@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0000-5940-4372

' St. Petersburg State University of Railway Transport of Emperor Alexander 1,9 Moskovsky pr., St. Petersburg, '9003', Russia

2 St. Petersburg University of the State Fire Fighting Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters named after Army General E. N. Zinichev, Hero of the Russian Federation, '49 Moskovsky pr., St. Petersburg, '96'05, Russia

3 Omsk State Pedagogical University, '4 Tukhachevsky embk., Omsk, 644099, Russia

Abstract. Introduction. The objective is to study resilience as a multi-faceted construct providing the learners' psychological safety. Materials and Methods. The following methods were used: Makhnach A.V. "Resilience of an adult", complex visual-motor reaction using UPFT1/30 "Psychophysiologist"; assessment of the functional state and physiological reserves of cardiovascular and vegetative systems of the body; Big Five five-factor personality questionnaire by R. McCrae, P. Costa. The study covered sixty people. Statistical methods of data processing included descriptive statistics. Results and Discussion. It is established that resilience is a basic component of psychological safety of the personality of future transport specialists and provides their psychological well-being. The results of the analysis of objective psycho-physiological criteria of the functional state of the organism, which provide an integrative system of resilience properties, are presented. Students of departmental higher education institution are characterized by higher adaptive abilities, which is directly reflected in their resilience and indicates the optimal functioning of the student organism. The correlations between psycho-physiological indicators of the functional state of the organism and structural components of resilience (perseverance, self-efficacy, internal locus of control) are established. Conclusions. Situations of unfavourable effects of various factors of external and internal environment on a person contribute to the formation and development of resilience, which is directly reflected in the regulatory processes of the organism. Consideration of objective psycho-physiological criteria of functional state providing an integrative system of resilience properties determines the need to include this parameter in the system of measures of psychological and pedagogical support.

Keywords: resilience, psychological safety, functional state of the organism, personal resources, transport specialists

Citation: Tserfus D. N., Ivanova T. V., Аntilogova L. N. Resilience as a Condition of Psychological Safety of Future Transport Specialists. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2024. Vol. 29, No. 3(98). Pp. 246-253 (In Russ). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2024-398-246-253

Основные положения

1. Жизнеспособность рассматривается как базовая составляющая безопасности личности, обеспечивающая психологическое благополучие индивида. Представляется актуальной детализация объективных психофизиологических критериев функционального состояния организма, обеспечивающих интегративную систему свойств жизнеспособности.

2. Жизнеспособность, включающая личностные, психофизиологические особенности, оказывает влияние на уровень психологической безопасности обучающихся и может определять содержание психолого-педагогического сопровождения.

Введение

Актуальность, значимость и сущность проблемы. На современном этапе проблема жизнеспособности как условие психологической безопасности личности рассматривается достаточно широко [1-3]. Актуальность исследования обусловлена влиянием большого количества стрессогенных воздействий на организм человека, в том числе имеющих пролонгированный психотравматический характер, приводящих к нарушению физического и психического здоровья индивида [4-6].

Исследование жизнеспособности личности обучающихся в условиях образовательной среды необходимо, так как в этот период им свойственны определенная уязвимость и нарушение баланса психологической безопасности, отражающиеся на благополучии их здоровья.

Таким образом, изучение жизнеспособности как многомерного конструкта, связанного с преодолением личностью трудных жизненных ситуаций, прилагаемыми волевыми усилиями над собой, способностью управлять собственными ресурсами без ущерба для здоровья, характеризующегося удовлетворительным уровнем функционального состояния организма и обеспечивающего психологическую безопасность обучающихся, определило цель исследования.

Теоретические предпосылки, обзор и степень изученности проблемы. В отечественной и зарубежной психологии большинством авторов подчеркивается идея необходимости изучения различных конструктов, обеспечивающих ресурсные возможности человека и механизмов, поддерживающих их [7-9].

Многомерные конструкты, связанные с преодолением человеком трудных жизненных ситуаций, зависящие от личностных характеристик, волевых усилий над собой,

особенностей функционального состояния организма, являются необходимым условием развития психологической безопасности. Особую значимость приобретают исследования жизнеспособности и психологической безопасности личности обучающихся в условиях образовательной среды в вузе, учитывая, что безопасность формируется под воздействием различных факторов и зависит от личностных характеристик, возраста, воспитания, отношений в семье, взаимодействия с окружающими, опыта практической деятельности в период обучения [8; 10; 11].

В современных исследованиях доказано, что для возрастного периода, соответствующего этапу обучения в вузе, характерны определенная уязвимость и нарушение баланса безопасности, отражающиеся на благополучии и здоровье обучающихся [7]. Личностные характеристики в контексте взаимодействия индивидуальных особенностей человека и социокультурной среды в процессе социализации и профессионализации могут влиять на психологическую безопасность [12-14].

Таким образом, одна из важнейших стратегических задач системы современного образования — создание комфортной образовательной среды и обеспечение безопасности обучающихся, в том числе психологической.

В течение последних десятилетий в психологической науке существуют разночтения в понятии психологической безопасности, главным образом оно рассматривается как процесс, как состояние и свойство личности [6].

Анализ отечественных и зарубежных исследований по психологии безопасности показал, что данная проблема поднимается в работах А. Маслоу, П. В. Симонова, М. Vansteenkiste, S. Turner в рамках изучения эмоционально-потребностной сферы личности [3; 8; 9; 10]. По мнению B. Javed, как фактор психологической безопасности профессиональной деятельности может интерпретироваться инклюзивное лидерство [14].

В ряде психологических и физиологических исследований авторами было доказано, что потребность в безопасности является врожденной базовой биологической потребностью и основой нашего поведения [8; 10]. В соответствии с классификацией П. В. Симонова она отнесена к группе витальных потребностей, жизненно важных врожденных программ, наряду с пищевыми, питьевыми, гомеостатиче-скими и другими программами.

В последнее десятилетие возрос интерес к исследованиям жизнеспособности в рамках психологии, философии, социологии, нейробиологии и других наук, имеющих междисциплинарный характер. К числу психологических исследований относятся научные работы И. А. Баевой, А. В. Махнача, В. А. Толочека, С. В. Котовской, Е. А. Рыль-ской [7; 8; 10; 15]. Существует достаточное количество определений жизнеспособности, согласно мнению многих авторов, это некий «социальный гомеостаз» зависящий от социальных, средовых, психологических, нейробиоло-гических и генетических факторов. Среди факторов жизнеспособности Б. Г. Ананьев называет силу нервных процессов индивида, способность проявлять эмпатию и получать поддержку в социуме. В. А. Толочек отмечает, что неоднозначность данного понятия, его структурных компонентов

обусловлена сохраняющейся нечеткостью и размытостью конструкта [10].

В настоящее время такие отечественные специалисты, как И. А. Баева, А. И. Лактионова, А. А. Нестерова, А. В. Махнач, В. А. Толочек, С. В. Котовская, Е. А. Рыльская, в дополнение к зарубежным методологическим подходам предлагают целостный подход для изучения жизнеспособности [8; 10; 13; 15].

К основным методологическим подходам изучения данного феномена относятся социокультурный, рассматривающий ресурсы жизнеспособности, системно-субъектный, направленный на целостное изучение данного феномена, и компонентный, определяющий перспективу развития этого качества в условиях изменяющейся среды. В рамках последнего конструкт жизнеспособности рассматривается в контексте взаимосвязанных компонентов, таких как индивидуально-личностные характеристики индивида, семейные и социальные взаимоотношения, духовность [8].

А. В. Махнач провел подробный анализ различных подходов, качественных и количественных методов оценки данного феномена, предложил и научно обосновал необходимые составляющие индивидуальной жизнеспособности. В нашем исследовании рассматривалась структура индивидуальной жизнеспособности А. В. Махнача, включающая в себя самоэффективность, настойчивость, внутренний локус контроля, совладание и адаптацию, духовность, семейные и социальные взаимосвязи. При изучении данных компонентов определялся суммарный показатель общей жизнеспособности человека [8].

Учеными анализировались проблемы и перспективы дальнейших исследований жизнеспособности, касающихся разработки понятийного аппарата, генезиса жизнеспособности у специалистов в различных сферах профессиональной деятельности, ресурсных возможностей (социальных, психологических, физиологических), обусловливающих развитие и поддержание данного феномена [10].

По мнению В. А. Толочека, крайне важна детализация объективных критериев ресурсных возможностей жизнеспособности. Многими авторами затрагивается проблема связей адаптивных способностей индивида и жизнеспособности [8; 10; 13]. В соответствии с классификацией различных видов адаптации И. В. Медведева существует тесная связь между данными феноменами. А. И. Лактионова, анализируя подобные взаимосвязи, утверждает, что жизнеспособность — это индивидуальные адаптационные способности человека, помогающие в управлении собственными психологическими ресурсами в контексте взаимосвязанных компонентов, таких как личность, общество, среда, культура [13].

Адекватное регулирование функциональных состояний человека обусловлено хорошими адаптационными способностями, чем они выше, тем выше устойчивость к неблагоприятным факторам среды при сохранении нормальной работоспособности и эффективности деятельности, т. е. существует связь между жизнеспособностью и адаптацией [15; 16].

Таким образом, при определенной степени разработанности отдельных психологических аспектов обеспечения

деятельности специалистов транспортной отрасли наблюдается дефицит исследований более общих психологических конструктов, объединяющих отдельные качества, влияющие на сохранение совладания в условиях неопределенности, темпоральности. Подобным конструктом, на наш взгляд, является жизнеспособность как системное качество человека. В связи с этим изучение жизнеспособности как условие психологической безопасности будущих специалистов транспортной отрасли является важной исследовательской задачей.

Материалы и методы

Включение в исследование группы курсантов и студентов обусловлено необходимостью сравнительного анализа компонентов жизнеспособности и психофизиологических особенностей функционального состояния организма обучающихся, которые проходят профессиональный психологический отбор и подготовку к экстремальным условиям деятельности, и обучающихся, не имеющих такой подготовки.

В исследовании приняло участие 60 человек, из них 30 курсантов Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России (далее — курсанты) и 30 студентов Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I (далее — студенты) 2-х курсов, юношей в возрасте от 19 до 24 лет.

Для изучения жизнеспособности как условия лич-ностно-психологической безопасности будущих специалистов транспортной отрасли использовались методика «Жизнеспособность взрослого человека» А. В. Махнача; пятифакторный личностный опросник Р. МакКрае, П. Коста «Большая пятерка» (в адаптации В. Е. Орла, А. А. Рукавишникова, И. Г. Сенина). Применялись также сложная зрительно-моторная реакция (СЗРМ) с использованием УПФТ1/30 «Психофизиолог»; оценка функционального состояния и физиологических резервов сердечно-сосудистой и вегетативной систем организма: антропометрические данные (вес, рост); измерение частоты сердечных сокращений (уд. в мин), артериального давления — систолического (мм рт. ст.), диастолического (мм рт. ст.), пульсового (мм рт. ст.), среднего динамического (мм рт. ст.); ударный объем (мл), минутный объем кровообращения (функциональные усл. ед.), показатель периферического сопротивления сосудов (усл. ед.), индекс Робинсона (усл. ед.), вегетативный индекс Кердо (усл. ед.), индекс Рида (усл. ед.) [17].

Статистические методы обработки данных включали в себя описательную статистику (среднее арифметическое и стандартное отклонение); изучение достоверности различий между группами студентов и курсантов (-критерий Стьюдента); корреляционный анализ по р-критерию Спир-мена.

Результаты и обсуждение

Сравнительный анализ показателей функционального состояния. В исследуемых выборках были обнаружены значимые различия по методике «Жизнеспособность взрослого человека» А. В. Махнача по показателям шкал «Совладание и адаптация» и «Семейные и социальные взаимосвязи». Анализ выявил достоверно более высокие

результаты по показателям шкалы «Совладание и адаптация» у курсантов, что составляет 64,9±5,5 при р<0,05 и может свидетельствовать о большей уверенности курсантов в совладании с неблагоприятными обстоятельствами и неблагополучием с использованием продуктивных эмоционально ориентированных и направленных на решение проблем стратегий. В связи с этим можно утверждать, что у курсантов отмечаются более высокие адаптивные способности, что напрямую отражается на их жизнеспособности и говорит об оптимальном функционировании организма. Достоверно большее количество курсантов с высокими адаптивными способностями обусловлено прохождением профессионального психологического отбора при поступлении в ведомственные вузы и избирательным набором обучающихся, имеющих хороший уровень ресурсных возможностей.

Для курсантов важным источником эмоциональной поддержки являются семейные и социальные взаимосвязи, что демонстрирует более высокие достоверно значимые различия по шкале «Семейные и социальные взаимосвязи» (при p<0,01). Для курсантов на начальных курсах обучения, в отличие от студентов, существуют специфические условия бытовой организации жизнедеятельности, продиктованные нормами военного вуза, к числу которых относятся ограничения к социальным взаимодействиям вне вуза (казарма), жесткая регламентация жизни и деятельности. Данные условия, несомненно, могут вызывать большую потребность эмоциональной поддержки со стороны близких людей. В этот непростой период крайне важно уметь выстраивать коммуникативные отношения со сверстниками и проявлять гибкость при взаимодействии с командирами. Наглядно полученные результаты представлены в таблице.

Таблица. Значимые различия по психофизиологическим показателям функционального состояния организма и шкалам методики «Жизнеспособность взрослого человека» А. В. Махнача по всей выборке (Table. Significant differences in psycho-physiological indicators of the functional state of the body and scales of the methodology «Resilience of an adult» developed by A. V. Makhnach for the entire sample)

Шкала Студенты (n=30) X±CT Курсанты (n=30) X±CT t-кр. Стьюдента p

Методика «Жизнеспособность взрослого человека» А. В. Махнача

Совладание и адаптация 60,55±8,2 64,93±5,5 -2,3 <0,05

Семейные и социальные взаимосвязи 65,80±9,1 73,61±5,8 -3,7 <0,01

Психофизиологические показатели функционального состояния организма

Индекс Робинсона, уровень гемодинамической нагрузки на сердце (усл. ед.) 103,74±25,1 83,93±15,9 3,4 <0,01

Частота сердечных сокращений (уд. в мин.) 78,50±13,5 70,06±14,1 2,1 <0,05

Среднее динамическое давление (мм рт. ст.) 95,01±11,3 85,91±7,9 3,4 <0,01

Диастолическое давление (мм рт. ст.) 77,50±14,1 68,64±8,0 2,9 <0,01

Число упреждающих реакций 0,50±0,7 1,83±2,9 -2,0 <0,01

В рамках сравнительного анализа были обнаружены значимые различия в исследуемых группах студентов и курсантов по показателям функционального состояния и физиологических резервов сердечно-сосудистой системы организма. Анализ результатов показал, что у студентов достоверно более высокий уровень напряжения сердечно-сосудистой системы, связанный с повышенной гемодинамической нагрузкой на сердце. Один из показателей функционального состояния респондентов — индекс Робинсона, значение которого у студентов составило 103,7±25,1 при норме 85 усл. ед., указывает на недостаточный уровень обменно-энергетических процессов в организме, обусловленный сниженным снабжением кислорода в миокарде. Учитывая, что данный показатель достоверно ниже у курсантов (83,9±15,9 усл. ед.), можно утверждать, что для них более характерны высокие аэробные возможности и уровень соматического здоровья (при р<0,01).

О повышенном напряжении функционального состояния организма у студентов также свидетельствуют достоверно более высокие значения частоты сердечных сокращений (78,5±13,5 уд. в мин. при р<0,05), диастоли-ческого давления (77,5±14,1 мм рт. ст.) и среднединами-ческого давления (95,0±11,3 мм рт. ст.), чем у курсантов (при р<0,01). Таким образом, курсанты обладают большими функциональными резервами сердечно-сосудистой системы, согласованностью регуляции сердечного выброса и периферического сопротивления. По данным результатам исследования можно предположить, что удовлетворительный уровень функционального состояния организма и высокий уровень работоспособности у курсантов связаны с тренированностью сердечнососудистой системы в рамках физической подготовки, а также с тем, что они проходили профессиональный отбор по показателям соматического здоровья, физической подготовленности, психологической готовности. В ведомственном вузе уделяется повышенное внимание физическому развитию обучающихся с учетом высоких нагрузок, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

При сравнительном анализе результатов сложной зрительно-моторной реакции с применением УПФТ1/30 «Психофизиолог» как одного из надежных прогностических психофизиологических методов оценки функционального состояния организма человека было установлено достоверно большее число упреждающих реакций у курсантов (1,8±2,9 при р<0,01), чем у студентов, что связано с высокой скоростью реакций в условиях многокомпонентной задачи выбора.

Данные результаты могут означать, что при обучении курсантов используются различные методы подготовки, связанные с принятием управленческих решений в экстремальной ситуации в обстановке императивного решения. Тренировка практических умений и навыков в условиях дефицита времени, неопределенности, имитации аварийных ситуаций приводит к повышению скоростных характеристик выполнения задачи. Необходимо также отметить, что среди испытуемых данной категории достаточное количество лиц с пре-

обладанием процессов возбуждения в центральной нервной системе.

При дальнейшем исследовании в рамках сравнительного анализа отмечены достоверно значимые различия по пятифакторному личностному опроснику Р. МакКрае, П. Коста «Большая пятерка». Установлены достоверно более высокие результаты по шкале «1.2 субфактор, доминирование — подчиненность» у студентов, составившие 11,7±2,9 балла, что свидетельствует о склонности доминировать в отношениях с окружающими, иногда проявлять негибкое поведение (при р<0,05). Курсанты в силу своей специфики учебной деятельности, обусловленной строгой регламентацией жизни и быта, в большей степени проявляют такие черты личности, как подчиненность, обязательность, точность и аккуратность. Во многом наличие данных черт у курсантов обусловлено прохождением профессионального психологического отбора при поступлении в ведомственные вузы, избирательным набором абитуриентов, имеющих высокие коммуникативные навыки и умеющих проявлять гибкое поведение с командирским составом. В связи с этим достаточно логичны показатели по шкале «3.4 субфактор, самоконтроль поведения — импульсивность», по которой результаты достоверно выше у курсантов (10,7±2,2 при р<0,01), для них характерны больший самоконтроль поведения, дисциплинированность, развитость волевых качеств и меньшая импульсивность. Студентам в большей степени свойственны экспрессивность с развитым эстетическим и художественным вкусом, естественность поведения с проявлением чувств и эмоций, творческая активность, иногда беспечность, склонность к необдуманным поступкам.

Достоверно более высокие результаты у студентов (10,6±3,2) по шкале «4.3 субфактор, депрессивность — эмоциональная комфортность» (при р<0,05) могут означать, что для курсантов (7,4±2,1) характерна эмоциональная комфортность, они испытывают большую удовлетворенность своим физическим и психическим состоянием. По нашему мнению, это может быть связано с адаптивными способностями курсантов и их большей уверенностью в будущем трудоустройстве, учитывая их целевое назначение. Достоверное повышение показателей шкал «4.5 субфактор, эмоциональная лабильность — стабильность» и «5.5 пластичность — ригидность» у студентов свидетельствует об интересе к различным сторонам жизни, «легкому» отношению к жизни с определенной склонностью к перепадам настроения, в отличие от курсантов, которым свойственны большая эмоциональная стабильность и уравновешенность (при р<0,05).

Взаимосвязь между психофизиологическими показателями. Была выявлена отрицательная связь между показателями шкалы «внутренний локус контроля» методики «Жизнеспособность взрослого человека» А. В. Махнача и значениями диастолического артериального давления в выборке студентов. Данные результаты могут означать следующее. Чем выше ответственность за свои действия, за происходящее в жизни и оптимистичность в нахождении решений (интернальность), тем ниже уровень диастолического давления (г=-0,496 при р<0,01). Отсюда можно сделать

вывод, что чем больше человеку свойственно приписывать ответственность за результаты деятельности внешним силам (экстернальность), тем выше уровень гемодинамиче-ского напряжения сердечно-сосудистой системы. У лиц, имеющих экстернальный локус контроля, сопротивление ситуации, вызванное неприятием трудностей, нежеланием им противостоять, отражается на функциональном состоянии организма человека.

Кроме того, установлена отрицательная связь между показателями шкалы «совладание и адаптация» (г=-0,449 при p<0,01) и диастолическим артериальным давлением. Соответственно, чем продуктивнее поведенческие стратегии, направленные на удовлетворение своих потребностей, тем ниже уровень диастолического давления. Степень напряжения сердечно-сосудистой системы, являющейся одним их объективных критериев оценки функционального состояния человека, тесно связана с жизнеспособностью и уровнем адаптивных способностей.

В выборке студентов было установлено наличие связи между показателем диастолического давления и многими шкалами личностного опросника «Большая пятерка». Отрицательная связь между показателями шкалы «1.1 субфактор, активность — пассивность» и диастолическим давлением может свидетельствовать о том, что чем ниже уровень активности человека, тем выше уровень напряжения сердечно-сосудистой системы (г=-0,452 при p<0,01). Показатель диастолического давления отрицательно связан со шкалами «2 фактор, привязанность — обособленность» (г=-0,543), «3 фактор, самоконтроль — импульсивность» (г=-0,482), «4 фактор, эмоциональная устойчивость — эмоциональная неустойчивость» (г=-0,609), «5 фактор, экспрессивность — практичность» (г=-0,624 при p<0,01). По данным результатам можно предположить, что такие личностные характеристики у студентов, как обособленность при взаимодействии с другими, импульсивность, связанная с низким самоконтролем поведения, эмоциональная неустойчивость, выраженная черта практичности, способствуют повышенному напряжению функционального состояния организма.

При корреляционном анализе результатов методики сложной зрительно-моторной реакции установлено наличие положительной связи между показателями шкал «число неправильных реакций» (г=0,479), «суммарное число ошибок» (г=0,447) и «самоэффективность» у студентов (при p<0,01). Индивидуальные ожидания и представления, вера в свою способность мобилизовать мотивацию, когнитивные ресурсы у студентов связаны с количеством неправильных реакций: чем выше ожидания, тем выше суммарное число ошибок.

Наличие отрицательной связи между показателями шкал «число упреждающих реакций» по методике сложной зрительно-моторной реакции и «3 фактор, самоконтроль — импульсивность» может означать, что для студентов с низким самоконтролем поведения и импульсивностью свойственны ошибочные действия, связанные с упреждающими реакциями и обусловленные преобладанием процессов возбуждения в центральной нервной системе (г=-0,556 при p<0,01).

Анализ корреляционных зависимостей в группе курсантов показал больший уровень ресурсных возможностей и оптимальный уровень функционирования организма. В ходе анализа установлены отрицательные связи показателей шкалы «настойчивость» методики «Жизнеспособность взрослого человека» и частоты сердечных сокращений (г=-0,420), систолического артериального давления (г=-0,440). Соответственно, чем ниже уровень упорства, желания противостоять неблагоприятным событиям в жизни, тем выше уровень напряжения регуляторных систем (при p<0,01). По результатам полученной отрицательной связи между показателями шкалы «1.1 субфактор, активность — пассивность» и систолического артериального давления можно утверждать, что для курсантов, проявляющих большую пассивность, в значительной степени характерно напряжение сердечно-сосудистой системы. При корреляционном анализе по методике СЗРМ установлено наличие положительных связей между показателями шкал «2.5 субфактор уважение других — самоуважение» и «число неправильных реакций» (г=0,624), «суммарное число ошибок» (г=0,598), «число упреждающих реакций» (г=0,502 при p<0,01).

Анализ литературных источников по проблеме исследования жизнеспособности показал, что данный конструкт является общесистемным, интегративным свойством, характеризующим индивидуальную способность человека к адаптации и саморегуляции, зависящий от многих факторов внешней и внутренней среды. Жизнеспособность является базовой составляющей психологической безопасности личности и обеспечивает психологическое благополучие индивида. Для получения объективной оценки данного феномена необходимо использовать целостный подход с изучением всех его структурных компонентов, с учетом социальных, средовых, психологических, психофизиологических факторов.

В исследуемых выборках были обнаружены значимые различия жизнеспособности и уровня адаптивных способностей к условиям образовательной среды. У курсантов данные результаты выше, что обусловлено прохождением профессионального психологического отбора при поступлении в ведомственные вузы и избирательным набором абитуриентов. Учитывая связь между данными феноменами, можно утверждать, что жизнеспособность как качество личности необходимо человеку в ситуациях, связанных с высоким эмоциональным, психофизиологическим напряжением. Ситуации неблагоприятных воздействий различных факторов внешней и внутренней среды на человека способствуют формированию, развитию данного качества, что напрямую отражается на регуляторных процессах организма. Результаты исследования находят подтверждение в научных работах А. И. Лактионовой, С. В. Котовской [13; 15].

У курсантов образовательной организации МЧС России были обнаружены более высокие показатели шкал «Совладание и адаптация» и «Семейные и социальные взаимосвязи». Данные результаты соотносятся с исследованием И. А. Кузнецовой, в котором было выявлено, что для курсантов образовательной организации МВД России с уров-

нем адаптированности выше среднего значения в большей степени характерны проблемно-ориентированные копинг-стратегии совладания со сложными ситуациями, направленные на планирование решения проблем и поиск социальной поддержки [18, с. 384].

Более высокие показатели шкалы «Семейные и социальные взаимосвязи» у курсантов демонстрируют важный ресурс психологической безопасности. Понимание личности как системы отношений было подчеркнуто в концепции В. Н. Мясищева [19]. Исходя из данного подхода, одним из факторов психологической безопасности личности являются социальные условия, обеспечивающие человеку возможности для гармоничного развития и максимальной самореализации, и формируют способность воспроизводить здоровые отношения в своем окружении [20].

Были получены значимые различия в группах респондентов при изучении следующей структуры индивидуальной жизнеспособности: семейные, социальные связи, личностные характеристики, уровень функционального состояния, духовность. Таким образом, нашли подтверждение результаты исследования А. В. Махнача, В. А. Толочека, заключающиеся в том, что жизнеспособность — это многомерный конструкт, который должен рассматриваться в контексте взаимосвязанных компонентов (личность, общество, среда, культура) [8; 10]. В исследовании И. А. Баевой и др. также доказано, что ресурсами психологической безопасности в образовательной среде выступают ценности, социальный интеллект, а влияние на состояние психологической безопасности оказывают такие их проявления, как конформность и следование традициям, переживание общности с другими людьми, способность понимать и прогнозировать чувства и поведение других людей [7].

В группах респондентов установлены связи между психофизиологическими показателями функционального состояния организма и структурных компонентов жизнеспособности (настойчивость, самоэффективность, внутренний локус контроля). Анализ психофизиологических показателей выявил, что студентам, приписывающим ответственность за результаты деятельности внешним силам (экстернальность), свойствен более высокий уровень гемодинамического напряжения сердечно-сосудистой системы. По мнению А. В. Махнача, локус контроля входит в структуру жизнеспособности и дает более полное представление о данном феномене. Для студентов в большей степени характерны естественность поведения с проявлением чувств и эмоций, творческая активность, склонность к импульсивности [8].

У курсантов установлена связь между ответственностью, настойчивостью и показателями артериального давления (систолического и диастолического). Упорство, самодисциплина, стремление противостоять неблагоприятным факторам внешней среды проявляются в активности, в том числе физической, что отражается на более стабильных показателях функционального состояния их организма.

Таким образом, способность к выживанию вопреки воздействию неблагоприятных факторов является базовой

потребностью, основой поведения и определяет психологическую безопасность человека.

Выводы

1. По результатам исследования было установлено, что для обучающихся вуза МЧС России характерны более высокие адаптивные способности, что напрямую отражается на их жизнеспособности и свидетельствует об оптимальном функционировании организма. Они в большей степени испытывают потребность в эмоциональной поддержке со стороны семьи и социума (при р<0,01).

2. В рамках сравнительного анализа по показателям функционального состояния и физиологических резервов сердечно-сосудистой системы организма было обнаружено, что у студентов достоверно более высокий уровень напряжения функционального состояния организма, в отличие от курсантов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. При сравнительном анализе результатов сложной зрительно-моторной реакции установлено достоверно большее число упреждающих реакций у курсантов, чем у студентов, что связано с высокой скоростью реакций в условиях многокомпонентной задачи выбора. Для студентов в большей степени характерно более высокое качество выполнения задания с меньшим количеством ошибок, для курсантов — скоростные характеристики (при р<0,01).

4. При анализе личностных характеристик было отмечено, что для студентов характерны склонность к доминированию в отношениях с окружающими, проявление экспрессивности, естественности в поведении, творческая активность. Курсанты проявляют такие черты личности, как подчиненность, обязательность, точность и аккуратность, им свойственны больший самоконтроль поведения, дисциплинированность, развитость волевых качеств и меньшая импульсивность (при р<0,01).

5. При корреляционном анализе результатов исследования по изучению жизнеспособности в группе студентов выяснилось, что чем выше ответственность за свои действия, за происходящее в жизни и оптимистичность в нахождении позитивных решений, тем ниже уровень напряжения функционального состояния (при р<0,01). Чем продуктивнее поведенческие стратегии, связанные с удовлетворением потребностей в неблагоприятных условиях, тем ниже уровень напряжения гемодинамической нагрузки на сердце и достаточный уровень обменно-энергетических процессов. Таким образом, учитывая результаты изучения объективных критериев оценки функционального состояния, можно утверждать, что жизнеспособность студентов тесно связана с уровнем адаптивных способностей.

6. Индивидуальная жизнеспособность, включающая личностные, психофизиологические особенности, оказывает влияние на уровень психологической безопасности обучающихся и может определять содержание психолого-педагогического сопровождения. Данная система сопровождения в целях обеспечения психологической безопасности личности обучающегося должна включать комплекс мероприятий по созданию благоприятной, комфортной среды в вузе, в том числе диагностику на этапе поступления и мониторинг в процессе обучения показателей напряженности регуляторных систем. Важную роль в обеспечении

и поддержании жизнеспособности играет система социальных связей, поэтому создание такой системы в вузе позволит сократить проблемы адаптации на первом курсе, в периоды затруднений, кризисов и пр. Особую значимость это приобретает в связи с внедрением в образовательные программы программ воспитания.

Область применения и перспективы. Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что комплексный анализ жизнеспособности как многомерного конструкта с учетом его психофизиологических и личностных компонентов позволит определить уровень

и механизмы поддержания психологической безопасности у будущих специалистов транспортной отрасли.

Перспективными направлениями исследования данной проблематики являются поиск взаимовлияния гендерных, социокультурных, возрастных аспектов, обеспечивающих состояние психологической безопасности обучающихся транспортной отрасли. Еще одним из перспективных направлений для будущих исследований будет являться анализ и сравнение рассмотренных в данной работе психологических конструктов у начинающих и опытных специалистов транспортной отрасли.

Список источников / References

1. Гуцыкова С. В. Дискриминация на рабочем месте, психологическая безопасность и жизнеспособность субъекта труда // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2020. Т. 5, № 4. С. 167-192. Ы^:/Мо1о^/10.38098Лргап.ор-№р.2020.17.4.007.

2. Guchait P., Abbott J. L., Lee C. K., Back K. J., Manoharan A. The influence of perceived forgiveness climate on service recovery performance: The mediating effect of psychological safety and organizational fairness. J. Hosp. Tourism Manag. 2019. Vol. 40. Pp. 94-102. https://doi.огg/10.1016/j.jhtm.2019.06.007.

3. Turner S., & Harder N. Psychological safe environment: A concept analysis. Clinical Simulation in Nursing. 2018. Vol. 18. Pp. 47-55. https://doi.оrg/10.1016/j.ecns.2018.02.004.

4. Berezovskaya I., Shipunova O., Kedich S., Popova N. Affective and Cognitive Factors of Internet User Behaviour. Knowledge in the Information Society: Joint Conferences XII Communicative Strategies of the Information Society and XX Professional Culture of the Specialist of the Future. 2021. Vol. 184. Pp. 38-49. https://doi.огg/10.1007/978-3-030-65857-1_5.

5. Berezovskaya I. P., Shipunova O. D., Kedich S. I. Internet addiction and youth coping strategies. CSIS'2019: Proceedings of the XI International Scientific Conference Communicative Strategies of the Information Society October. 2019. Article No. 23. Pp. 1-6. https:// doi.оrg/10.1145/3373722.3373790.

6. Полина А. В., Овчарова Е. В. Доверие и психологическая безопасность как взаимосвязанные условия преодоления трудной жизненной ситуации // Научный взгляд в будущее. 2020. Т. 2, № 19. С. 134-139. https://doi.оrg/10.30888/2415-7538.2020-19-02-050.

7. Баева И. А., Гаязова Л. А., Кондакова И. В. Личностные ресурсы психологической безопасности подростков и молодежи в образовательной среде // Интеграция образования. 2021. Т. 25, № 3. С. 482-497. Ь«рт/Ш.о^/10.15507/1991-9468.104.025.202103.482-497.

8. Махнач А. В. Жизнеспособность человека как предмет изучения в психологической науке // Психологический журнал. 2017. Т. 38, № 4. С. 5-16. https://doi.оrg/10.7868/S0205959217040018.

9. Vansteenkiste M., Ryan R. M., & Soenens B. Basic psychological need theory: Advancements, critical themes, and future directions. Motivation and Emotion. 2020. Vol. 44(1). Pp. 1-31. https://doi.оrg/10.1007/s11031-019-09818-1.

10. Толочек В. А. Феномен «жизнеспособность»: возможные перспективы исследования // Организационная психология и психология труда. 2021. Т. 6, № 2. С. 21-46. https://doi.огg/10.38098/ipгan.opwp_2021_19_2_002.

11. Иванова Т. В., Ашанина Е. Н. Структура и содержание представлений о чрезвычайной ситуации у сотрудников МЧС России // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2017. № 4. С. 74-82. https://doi.оrg/10.25016/2541-7487-2017-0-4-74-82.

12. Berezovskaya I., Karagacheva M., Popova N. Images of Giftedness and Creativity. International Conference on Professional Culture of the Specialist of the Future PCSF 2021. Technology, Innovationand Creativity in Digital Society. 2021. Vol. 345. Pp. 87-94. https://doi.огg/10.1007/978-3-030-89708-6_8.

13. Лактионова А. И. Взаимосвязь дифференциального типа рефлексии и компонентов жизнеспособности человека в разных возрастных группах // Организационная психология и психология труда. 2020. Т. 5. С. 193-217. https://doi.оrg/10.38098/ ipran.opwp.2020.17.4.008.

14. Javed B., Naqvi S. M. M. R., Khan A. K., Arjoon S., Tayyeb H. H. Impact of inclusive leadership on innovative work behavior: The role of psychological safety. J. Manag. Organ. 2019. Vol. 25(1). Pp. 117-136. https://doi.оrg/10.1017/jmo.2017.3.

15. Котовская С. В. Психофизиологические факторы профессиональной жизнеспособности специалистов экстремального профиля с позиции эмергентно-синергетического подхода // Психология. Психофизиология. 2020. Т. 13. С. 79-87. https://doi. оrg/10.14529/jpps200109.

16. Церфус Д. Н. Психофизиологическая диагностика сенсомоторного реагирования на стимулы различной модальности // Психолого-педагогические аспекты подготовки кадров к профессиональной деятельности в экстремальных условиях : сб. науч. тр. СПб., 2021. С. 256-261.

17. Загрядский В. П., Сулимо-Самуйлло З. К. Методы исследования в физиологии труда. Л., 1991. 110 с.

18. Кузнецова И. А. Личностные факторы, влияющие на адаптированность курсантов к условиям обучения в образовательной организации МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2023. Т. 28, № 4(95). С. 378-384. https:// doi^g/M. 24412/1999-6241-2023-495-378-384.

19. Абульханова-Славская К. А., Славская А. Н., Леванова Е. А., Пушкарева Т. В. Теория личности В. Н. Мясищева // Мир образования — образование в мире. 2018. № 4. С. 58-66.

20. Булат Р. Е., Акиндинова И. А., Андронова Е. В., Астафичева Е. Ю., Байчорова Х. С., Белых С. Л., Дмитриева Е. Ю., Иванова Т. В., Соболева М. А. Психология безопасности. СПб., 2022. 224 с.

Поступила 10.04.2024; одобрена после рецензирования 28.04.2024; принята к публикации 28.06.2024.

Все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.