Научная статья на тему 'Современные конструкты психологического благополучия и жизнеспособности обучающихся в вузах'

Современные конструкты психологического благополучия и жизнеспособности обучающихся в вузах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
53
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическое благополучие / жизнеспособность / курсанты / студенты / ресурсные возможности / психологическое сопровождение образовательного процесса / psychological well-being / vitality / cadets / students / resource potential / psychological maintenance of educational process

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Диана Николаевна Церфус, Владимир Александрович Корзунин, Татьяна Владимировна Иванова, Ирина Михайловна Шилова

Введение. Целью работы являлось изучение психологического благополучия и жизнеспособности курсантов и студентов. Материалы и методы. Методика работы заключалась в анализе психологических конструктов психологического благополучия и жизнеспособности обучающихся транспортного вуза и вуза МЧС России. В испытании приняли участие 60 человек — второкурсников, юношей в возрасте от 18 до 20 лет. Методики: «Жизнеспособность взрослого человека» А.В. Махнача; «Шкала психологического благополучия» К. Рифф в адаптации Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко; «Шкала удовлетворенности жизнью» Э. Динера в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина; «Опросник уровня субъективного контроля УСК», в адаптации Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткинда. Результаты и обсуждение. Основные результаты работы показали, что уровень психологического благополучия и жизнеспособности выше у курсантов, для них в большей степени характерны внутренний локус контроля, хороший уровень ресурсных возможностей. Выводы. Исследование выявило наличие значимых различий психологического благополучия и жизнеспособности в исследуемых выборках. Система психологического обеспечения специалистов МЧС России (профессиональный психологический отбор, психологическое сопровождение и др.) позволяет выявлять наличие данных качеств у курсантов и создавать условия для их развития. Этот опыт может быть использован при создании и совершенствовании психологической службы гражданского вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Диана Николаевна Церфус, Владимир Александрович Корзунин, Татьяна Владимировна Иванова, Ирина Михайловна Шилова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Constructs of University Students’ Psychological Well-Being and Vitality

Introduction. The aim of the research is to study cadets’ and studentspsychological well-being. Materials and Methods. The methods include analysis of psychological constructs of psychological well-being and vitality of students from transport university and university of Russian EMERCOM. The survey covered sixty second-year male students aged 18-20. The methods employed are as follows: «Vitality of an Adult» by Makhnach A.V.; Ryff «Scales of Psychological Well-Being» adapted by Т.D. Shevelenkova, P.P. Fesenko; E. Diener «Satisfaction With Life Scale» adapted by D.А. Leontiev, Е.N. Оsin; «Locus of Control Scale» adapted by Е.F. Bazhin, Е.А. Golynkina, А.М. Etkind. Results and Discussion. The main results of the study showed that the level of psychological well-being and vitality is higher among cadets, as inner locus of control and a good level of resource potential are far more typical for them. Conclusions. The research reveals significant differences of psychological well-being and vitality in the samples under study. The system of psychological maintenance of specialists of Russian EMERCOM (professional psychological selection, psychological maintenance etc.) ensures revealing the mentioned qualities in cadets and creating conditions for their development. This experience can be used in creating and improving psychological service of a non-military university.

Текст научной работы на тему «Современные конструкты психологического благополучия и жизнеспособности обучающихся в вузах»

Научно-практическая статья

УДК 159.9.07 © Церфус Д. Н., Корзунин В. А., Иванова Т. В., Шилова И. М., 2023 doi: 10. 24412/1999-6241-2023-495-372-377

5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии 5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности

Современные конструкты психологического благополучия и жизнеспособности обучающихся в вузах

Диана Николаевна Церфус \ кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры прикладной психологии; diana.cerfus@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-4544-273X

Владимир Александрович Корзунин 2, доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, профессор, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского центра; vakorzunin@rambler.ru; https://оrcid.org/0000-0001-7332-6771 Татьяна Владимировна Иванова 3, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии экстремальных ситуаций; ivanova_tv@igps.ru; https://orcid.org/0000-0003-0816-570X

Ирина Михайловна Шилова 4, кандидат педагогических наук, профессор кафедры общей и педагогической психологии; alpaka1@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0002-8759-1696

1 Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра 1,190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9, Россия

2 Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова Минобороны России, 194044, Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, 6, Россия

3 Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени Героя Российской Федерации генерала армии Е. Н. Зиничева, 196105, Санкт-Петербург, Московский пр., 149, Россия

4 Омский государственный педагогический университет, 644099, Омск, наб. Тухачевского, 14, Россия

Реферат

Введение. Целью работы являлось изучение психологического благополучия и жизнеспособности курсантов и студентов. Материалы и методы. Методика работы заключалась в анализе психологических конструктов психологического благополучия и жизнеспособности обучающихся транспортного вуза и вуза МЧС России. В испытании приняли участие 60 человек — второкурсников, юношей в возрасте от 18 до 20 лет. Методики: «Жизнеспособность взрослого человека» А. В. Махнача; «Шкала психологического благополучия» К. Рифф в адаптации Т. Д. Шевеленковой, П. П. Фесенко; «Шкала удовлетворенности жизнью» Э. Динера в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. Н. Осина; «Опросник уровня субъективного контроля УСК», в адаптации Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, А. М. Эткинда. Результаты и обсуждение. Основные результаты работы показали, что уровень психологического благополучия и жизнеспособности выше у курсантов, для них в большей степени характерны внутренний локус контроля, хороший уровень ресурсных возможностей. Выводы. Исследование выявило наличие значимых различий психологического благополучия и жизнеспособности в исследуемых выборках. Система психологического обеспечения специалистов МЧС России (профессиональный психологический отбор, психологическое сопровождение и др.) позволяет выявлять наличие данных качеств у курсантов и создавать условия для их развития. Этот опыт может быть использован при создании и совершенствовании психологической службы гражданского вуза.

Ключевые слова: психологическое благополучие, жизнеспособность, курсанты, студенты, ресурсные возможности, психологическое сопровождение образовательного процесса

Для цитирования: Церфус Д. Н., Корзунин В. А, Иванова Т. В., Шилова И. М. Современные конструкты психологического благополучия и жизнеспособности обучающихся в вузах // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2023. Т. 28, № 4(95). С. 372-377. Шр*/Ш.огд/10. 24412/1999-6241-2023-495-372-377

Scientific and Practical Article

UDC 159.9.07 © Tserfus D. N., Korzunin V. А., Ivanova T V., Shilova I. M., 2023 doi: 10. 24412/1999-6241-2023-495-372-377

5.3.1. General Psychology, Personality Psychology, History of Psychology; 5.3.9. Legal Psychology and Psychology of Security

Modern Constructs of University Students' Psychological Well-Being and Vitality

Diana N. Tserfus \ Candidate of Science (in Medicine), Associate-Professor, Associate-Professor at the Chair of Applied Psychology; diana.cerfus@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-4544-273X

Vladimir A. Korzunin 2, Doctor of Science (in Psychology), Candidate of Science (in Medicine), Professor, leading researcher at the Research Centre; vakorzunin@rambler.ru; https://оrcid.org/0000-0001-7332-6771

Tatiana V. Ivanova 3, Candidate of Science (in Psychology), Associate-Professor at the Chair of Pedagogy and Psychology of Extreme Situations; ivanova_tv@igps.ru; https://orcid.org/0000-0003-0816-570X

Irina M. Shilova 4, Candidate of Science (in Pedagogy), Professor at the Chair of General and Pedagogy Psychology; alpaka1@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0002-8759-1696

1 Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University, 9 Moskovsky pr., Saint Petersburg, Russia

2 Military Medical Academy named after S.M. Kirov of the Ministry of Defense of the Russian Federation, 6 Lebedev st., Saint Petersburg, 194044, Russia

3 St. Petersburg University of State Fire Service of Russian EMERCOM named after General of the Army, Hero of the Russian Federation Е. N. Zinichev, 149 Moskovsky pr., Saint Petersburg, 196105, Russia

4 Omsk State Pedagogical University 14, Tukhachevsky embankment, Omsk, 644099, Russia

Abstract

Introduction. The aim of the research is to study cadets' and students' psychological well-being. Materials and Methods. The methods include analysis of psychological constructs of psychological well-being and vitality of students from transport university and university of Russian EMERCOM. The survey covered sixty second-year male students aged 18-20. The methods employed are as follows: «Vitality of an Adult» by Makhnach A. V.; Ryff «Scales of Psychological Well-Being» adapted by Т. D. Shevelenkova, P. P. Fe-senko; E. Diener «Satisfaction With Life Scale» adapted by D. А. Leontiev, Е. N. Оsin; «Locus of Control Scale» adapted by Е. F. Bazhin, Е. А. Golynkina, А. М. Etkind. Results and Discussion. The main results of the study showed that the level of psychological well-being and vitality is higher among cadets, as inner locus of control and a good level of resource potential are far more typical for them. Conclusions. The research reveals significant differences of psychological well-being and vitality in the samples under study. The system of psychological maintenance of specialists of Russian EMERCOM (professional psychological selection, psychological maintenance etc.) ensures revealing the mentioned qualities in cadets and creating conditions for their development. This experience can be used in creating and improving psychological service of a non-military university.

Keywords: psychological well-being, vitality, cadets, students, resource potential, psychological maintenance

of educational process

Citation: Tserfus D. N., Korzunin V. А., Ivanova Т. V., Shilova I. M. Modern Constructs of University Students' Psychological Well-Being and Vitality. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2023. Vol. 28. No. 4(95). Pp. 372-377 (In Russ.). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2023-495-372-377

Основные положения

1. Исследование особенностей субъективного благополучия и жизнеспособности обучающихся транспортного вуза и вуза МЧС России открывает перспективы поиска новых направлений психологического сопровождения образовательного процесса, которые будут способствовать более успешному становлению профессионалов.

2. В настоящее время представляется важным вопрос повышения уровня надежности профессиональной деятельности сотрудников ведомств, связанных с обеспечением безопасности граждан. Профессиональная деятельность предъявляет высокие требования к психологическим качествам, в том числе к уровню психологического благополучия и жизнеспособности будущих специалистов на этапе профессиональной подготовки, сопряженного с особенностями периода активного становления личности. Высокие показатели субъективного благополучия и жизнеспособности являются необходимым условием для обеспечения совладания будущего специалиста со стрессом, экстремальными ситуациями в профессиональной деятельности.

Введение

Актуальность, значимость и сущность проблемы.

В современном мире человек сталкивается с различными проблемами или оказывается в трудных жизненных ситуациях, которые могут быть преодолены, если он обладает высоким уровнем ресурсных возможностей, при наличии которых сохраняются внутреннее равновесие и здоровье [1; 2].

Стремительный рост нестабильности и неопределенности, увеличение количества стрессоров современными исследователями рассматриваются как источник психологического и соматического неблагополучия, что может иметь кумулятивный эффект, оказывая отрицательное влияние на физическое и психическое здоровье человека, истощая его ресурсы [2].

В связи с этим встает вопрос влияния неблагополучия не только на качество жизни человека, но и на его надеж-

ность в профессиональной деятельности. Анализ многих происшествий на транспорте, как и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, показывает, что виной тому человеческий фактор — нарушение требований техники безопасности, непрофессионализм, халатность и пр. Эти следствия непосредственным образом связаны с функциональными состояниями специалиста, его психологической устойчивостью, подготовкой и др. На уровне индивидуальности ресурсом, обеспечивающим надежность профессиональной деятельности, на наш взгляд, может выступать жизнеспособность [3].

Целью исследования являлось изучение психологического благополучия и жизнеспособности у курсантов и студентов.

Теоретическая и практическая значимость проблемы. На сегодняшний день психическое и физическое здоровье человека является одной из приоритетных ценностей. Ответственное отношение к своему здоровью, культура здорового образа жизни, использование мер профилактики заболеваний все чаще в современном обществе рассматриваются как неотъемлемая часть жизнедеятельности, которая обеспечивает психологическое благополучие и удовлетворенность жизни в целом [4]. По мнению ряда авторов, существует тесная связь между уровнем психического здоровья и психологическим благополучием человека [2].

В исследовании приняли участие юноши, обучающиеся транспортного вуза и вуза МЧС России. Изучение данного психологического конструкта в указанном возрастном периоде приобретает особую актуальность в связи с активным становлением личности [5], сопровождающимся формированием ценностей, смыслов, личностных характеристик. Актуальность обусловлена также тем, что в исследовании приняли участие курсанты, требования к которым имеют определенную специфику, обусловленную будущей профессиональной деятельностью [6].

Анализ литературных источников отечественной и зарубежной литературы показал, что проблема психо-

логического благополучия была затронута в исследовательских работах Е. И. Барышевой [7], Н. А. Батурина [8], Н. К. Бахаревой [9], Б. Ю. Берзина [10], Н. Брэдбёрна [11], Э. Динера [4], Л. В. Жуковской [12], О. А. Идобаевой [13], П. А. Кислякова [14], Н. Ю. Клышевича [15] и др.

Понимание благополучия как стремления к совершенствованию, описанного К. Рифф [12], представляет собой реализацию потенциала человека, что несет в себе и цель, и средство, и результат устремлений личности. По мнению Н. К. Бахаревой, понимание конструкта «психологическое благополучие» обусловлено не только внешними социальными признаками (финансовая состоятельность, уровень образования и др.), но и внутренними. К числу таких внутренних признаков можно отнести самоотношение и отношение к окружающим людям [9; 16].

Эмпирические исследования демонстрируют ряд важных аспектов взаимосвязи субъективного благополучия и жизнеспособности, а также взаимосвязи данных феноменов с количеством стрессовых ситуаций, пережитых человеком [17], со стажем у сотрудников пенитенциарной системы [18], с уровнем здоровья [19], с академической одаренностью [20] и пр.

Психологический конструкт благополучия связан с жизнеспособностью, они взаимно дополняют друг друга. Проблему исследования жизнеспособности можно отнести к междисциплинарной, учитывая контекст ее изучения из разных разделов науки — технической, естественнонаучной, гуманитарной.

По мнению А. В. Махнача, жизнеспособность — определенная динамическая стабильность в условиях среды [21]. По утверждению многих авторов, занимающихся изучением указанной проблематики, данный феномен необходимо рассматривать в связи с социальными, средовыми, психологическими, нейробиологическими и генетическими факторами [21].

К факторам жизнеспособности, полагает Б. Г. Ананьев, можно отнести силу нервных процессов индивида, способность проявлять эмпатию и получать поддержку в социуме. Как полагает В. А. Толочек, неоднозначность этого понятия, его структурных компонентов обусловлена сохраняющейся нечеткостью и размытостью конструкта [22].

На современном этапе проблеме изучения жизнеспособности посвящено достаточное количество исследований, к числу которых можно отнести работы, например, таких авторов, как Л. Г. Дикая [3], С. В. Котовская [23], А. И. Лактионова [24], S. S. Luthar [25], А. В. Махнач [21], В. А. Толочек [22], А. А. Нестерова [26], R. Perry [27], Е. А. Рыльская [28], R. L. Shiner [29], М. Vansteenkiste [30] и др.

Научная актуальность исследования связана с тем, что при определенной степени разработанности отдельных психологических аспектов обеспечения деятельности будущих специалистов транспортной отрасли наблюдается дефицит исследований, связанных с поиском психологических конструктов, представляющих системные качества человека [28; 31; 32].

Наряду со специфичными условиями, влияющими на эффективность функционирования специалиста транспортной отрасли, незримо присутствуют факторы, затра-

гивающие базовые принципы организации деятельности. К таким факторам можно отнести глобализацию, техноло-гизацию, использование новых коммуникационных технологий, вынужденную изоляцию трудовых коллективов, высокую неопределенность и отсутствие стабильности, изменения возрастных, культурных и психологических характеристик трудоспособного населения.

Обучающиеся вузов МЧС России проходят профессиональный психологический отбор, что предполагает экспертизу их готовности и способности к выполнению профессиональных задач в стрессогенных условиях и подготовку к экстремальным условиям деятельности. Сравнительный анализ жизнеспособности и психологического благополучия курсантов и студентов позволит эффективнее определять лиц, входящих в группу риска со сниженными адаптивными возможностями, и оценивать уровень и механизмы поддержания психологического здоровья у будущих специалистов. Таким образом, цель данного исследования носит не только теоретический, но и практический характер, связанный с совершенствованием системы психологического сопровождения обучающихся гражданского и ведомственного вузов.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 60 человек: 30 курсантов ведомственного вуза (далее — курсанты) и 30 студентов гражданского вуза (далее — студенты), юноши в возрасте от 18 до 20 лет.

Использованы следующие методики: «Жизнеспособность взрослого человека» А. В. Махнача; «Шкала психологического благополучия» К. Рифф в адаптации Т. Д. Шевеленковой, П. П. Фесенко; «Шкала удовлетворенности жизнью» Э. Динера в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. Н. Осина; «Опросник уровня субъективного контроля УСК» в адаптации Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, А. М. Эткинда.

Анализ результатов исследования психологического благополучия и жизнеспособности проводился с помощью методов статистической обработки данных: описательной статистики, изучения достоверности различий между группами студентов и курсантов с применением ^критерия Стьюдента.

Результаты и обсуждение

Сравнительный анализ в исследуемых выборках показал достоверно значимые различия по многим шкалам методик. Были установлены достоверно более высокие результаты в группе курсантов по показателям шкал «Позитивные отношения», «Управление средой», «Личностный рост», «Цели в жизни», «Психологическое благополучие» по методике К. Рифф.

Достоверно более высокие значения по показателям шкалы «Позитивные отношения» у курсантов ^=4,31; р<0,0001) могут говорить о проявлении в коллективе более доброжелательных и позитивных отношений к друг другу, в отличие от студентов. Курсанты на протяжении всего периода обучения достаточно тесно связаны коммуникативными отношениями в учебных группах, что обусловлено такой спецификой учебно-профессиональной

деятельности, как проживание в казарме, несение суточных нарядов, подготовка к самостоятельным занятиям. В этот непростой период адаптации курсантов начального этапа обучения является крайне важным умение выстраивать коммуникативные отношения со сверстниками и проявлять гибкость при взаимодействии с командирами.

Для курсантов в большей степени характерна командная работа, о чем свидетельствуют достоверно более высокие результаты по показателю шкалы «Управление средой», в отличие от студентов (=4,23; р<0,0001). Для студентов характерно в большей степени полагаться на свои силы.

Достоверно более высокие результаты по показателям шкал «Личностный рост» (1=2,01; р<0,05) и «Цели в жизни» (1=3,03; р<0,003) у курсантов позволяют предположить, что они с уверенностью смотрят в будущее, связывают свои надежды с карьерным ростом в избранной профессии, для студентов же характерна неопределенность.

Курсанты в связи с высокими предъявляемыми к ним требованиями, связанными с регламентированной учебной деятельностью, выполнением специфических задач, характерных для ведомственного вуза, в большей степени проявляют дисциплинированность и ответственность, способность серьезнее относиться к собственным поступкам. Данное предположение обусловлено достоверно более высокими показателями значений шкалы «Самопринятие» (при р<0,001).

Результаты сравнительного анализа наглядно показывают, что психологическое благополучие (1=3,51; р<0,001) и удовлетворенность жизнью (1=3,59; р<0,001) по методике «Шкала удовлетворенности жизнью» Э. Динера достоверно выше у курсантов.

При сравнительном анализе по методике «Жизнеспособность взрослого человека» А. В. Махнача было установлено достоверно значимое различие по показателям шкалы «Самоэффективность», что составило у студентов 66,37±7,1 балла, а у курсантов — 73,50±6,17 при р<0,0001. Более низкие достоверные результаты по показателям шкалы «Настойчивость» у студентов (1=5,48; р<0,0001) могут означать, что они менее настойчивы в преодолении трудностей в неблагоприятных ситуациях, в отличие от курсантов. Будущая профессиональная деятельность курсантов предполагает наличие готовности вступать в противоборство с различными чрезвычайными ситуациями, в связи с этим на всем протяжении периода обучения в вузе с ними проводится психологическая подготовка к преодолению трудностей. Настойчивость необходима для получения желаемого результата. Достоверно более низкие показатели у студентов по данной шкале могут быть обоснованы тем, что последние, сталкиваясь с трудностями в преодолении сложных ситуаций, стараются их избегать, а не проявляют настойчивость как личностное качество.

По показателям шкалы «Локус контроля» у студентов (1=3,97; р<0,0001) достоверно более низкие результаты, они в меньшей степени проявляют ответственность за события, происходящие в их жизни, в отличие от курсантов.

Установлены достоверно значимые различия по показателям шкалы «Совладание и адаптация» у студентов

и курсантов (1=4,44; р<0,0001). Курсанты обладают более высоким уровнем совладания со стрессовыми ситуациями и адаптивными возможностями, в отличие от студентов. Достоверно большее количество лиц среди курсантов с высокими адаптивными возможностями обусловлено прохождением профессионального психологического отбора в ведомственные вузы и избирательным набором обучающихся, имеющих высокий уровень ресурсов. Полученные результаты в целом соотносятся с исследованиями С. Вана [20], С. В. Котовской [23], А. В. Махнача [21], Д. Н. Церфус [31] и др.

Для курсантов важным источником эмоциональной поддержки являются семейные и социальные взаимосвязи, что демонстрируют более высокие достоверно значимые различия по шкале «Семейные и социальные взаимосвязи», в отличие от студентов (при р<0,0001).

Выводы

По результатам исследования было установлено, что уровень психологического благополучия и жизнеспособности выше у курсантов. Таким образом, применение методики «Жизнеспособность взрослого человека» А. В. Махнача в психологическом сопровождении обучающихся позволит расширить методический аппарат, нацеленный на выявление механизмов, обеспечивающих регуляцию поведения в условиях неопределенности и изменчивости среды.

Сравнительный анализ результатов исследования в указанных группах показал достоверно значимые различия по многим шкалам методик. Были установлены достоверно более высокие результаты в группе курсантов по показателям шкал «Позитивные отношения», «Управление средой», «Личностный рост», «Цели в жизни», «Психологическое благополучие» по методике К. Рифф.

Курсанты на протяжении всего периода обучения достаточно тесно связаны коммуникативными отношениями в учебных группах, и для них характерны дисциплинированность и ответственность, в отличие от студентов. Данные результаты коррелируют с исследованием Е. В. Лапкиной, Г. Ф. Тулитбаевой, согласно которому внешний ресурс преодоления трудностей курсантов представлен преимущественно социальным окружением: родителями, близкими, друзьями, курсовыми офицерами, воинским коллективом, а внутренний — личными качествами, верой в свои силы, интересом, желанием «испытать себя», позитивным настроем [33, с. 171]. Студенты в меньшей степени проявляют настойчивость в преодолении сложных ситуаций, для них характерны внешний локус контроля и меньший уровень ресурсных возможностей. Психологические конструкты психологического благополучия, жизнеспособности тесно связаны с психологическим здоровьем. Можно предположить, что более психологически благополучные обучающиеся будут лучше справляться с повседневной учебно-профессиональной деятельностью. Исходя из этого, можно утверждать, что данные современные психологические конструкты могут выступать в качестве индикаторов для выделения лиц группы риска, нуждающихся в психологической коррекции и помощи.

Особую актуальность результаты исследования могут приобрести в рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся образовательных организаций высшего образования [31]. Система психологического обеспечения будущих специалистов в силовых ведомствах сложилась, курсанты являются объектом пристального внимания психологов, педагогов, командиров и др. В рамках психологического сопровождения учебного процесса с курсантами регулярно проводятся социально-психологические тренинги, информационные часы, у них имеется возможность посетить комнату психологической разгрузки и получить личную консультацию. Данная система крайне важна для поддержания психологического здоровья обучающихся в связи с необходимостью успешного профессионального становления будущих специалистов. Учитывая результаты исследования, в таком же пристальном психологическом

сопровождении нуждаются и обучающиеся гражданских вузов.

Важную роль в формировании, поддержании психологического благополучия и жизнеспособности в периоды затруднений, кризисов может сыграть система психологического сопровождения обучающихся в вузе, включающая как индивидуальную работу по запросу, так и комплекс мероприятий по формированию позитивных взаимоотношений в группе, по развитию навыков организации повседневной деятельности, по активизации вовлеченности в социально значимые проекты и др. [31].

Перспективное направление для будущих исследований составят анализ и сравнение изучаемых в данной работе психологических конструктов у начинающих и опытных специалистов.

Список источников / References

1. Воронина А. В. Проблема психологического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа // Сибирский психологический журнал. 2005. № 3. С. 142-145.

2. Головей Л. А., Петраш М. Д., Стрижицкая О. Ю., Савенышева С. С., Муртазина И. Р. Роль психологического благополучия и удовлетворенности жизнью в восприятии повседневных стрессоров // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26, № 4. С. 8-26.

3. Дикая Л. Г., Махнач А. В., Лактионова А. И. Индивидуальные и социально-психологические факторы жизнеспособности профессионала // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2018. Т. XV, Вып. 4. С. 137-146.

4. Diener E. Cross-cultural correlates of life satisfaction and self-esteem. Personality and Social Psychology. 1995. No 68. Pp. 653-663.

5. Леоненко Н. О., Осташева Е. И., Иванова Т. В., Давиденко А. С. Модель развития жизнестойкости курсантов в образовательном процессе ВУЗа МЧС России // Сибирский психологический журнал. 2021. № 80. С. 192-217. https://doi. org/10.17223/17267080/80/10.

6. Корзунин В. А., Церфус Д. Н., Соколиков О. Р. Дифференцированный подход в определении направлений и методов коррекции курсантов военного вуза в начальном периоде обучения // Вестник психотерапии. 2006. № 18(23). С. 161-165.

7. Барышева Е. И. Психологическое благополучие личности: во взаимосвязях особенностей // Психологическое благополучие современного человека : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Ю. Е. Водяха. Екатеринбург, 2019. С. 190-195.

8. Батурин Н. А., Башкатов С. А., Гафарова Н. В. Теоретическая модель личностного благополучия // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». 2013. Т. 6, № 4. С. 4-14.

9. Бахарева Н. К. Субъективное благополучие как системообразующий фактор толерантности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2004. 26 с.

10. Берзин Б. Ю. Психологическое благополучие личности: к вопросу о сущности понятия // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 4. С. 460-463.

11. Брэдбёрн Н. Структура психологического благополучия. Ярославль, 2005. С. 95-129.

12. Жуковская Л. В., Трошихина Е. Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф // Психологический журнал. 2011. Т. 32, № 2. С. 82-93.

13. Идобаева О. А. Психолого-педагогическая модель формирования психологического благополучия личности : дис. ... д-ра психол. наук. М., 2013. 389 с.

14. Кисляков П. А. Психосоциальное благополучие как показатель социальной безопасности личности и общества // Современные исследования социальных проблем. 2016. № 1. С. 82-91.

15. Клышевич Н. Ю. Психологическое благополучие женщин и мужчин в ранней взрослости // Психологическое благополучие современного человека : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. / под ред. С. А. Водяха. Екатеринбург, 2019. С. 353-359.

16. Шевеленкова Т. Д., Фесенко Т. П. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95-129.

17. Махнач А. В., Лактионова А. И., Башкиров П. В., Павлов К. В., Ширяев С. А., Гудков Д. А. Взаимосвязи жизнеспособности человека с его темпераментом и уровнем переживания им стрессовых ситуаций различного генеза // Организационная психология и психология труда. 2023. Т. 8, № 1. С. 140-160.

18. Зауторова Э. В., Кевля Ф. И. Особенности субъективного благополучия сотрудников пенитенциарной системы // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. Т. 27, № 2(89). С. 134-141. https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2022-289-134-141.

19. Ельникова О. Е., Добрин А. В. Жизнестойкость и жизнеспособность юношей и девушек с разным уровнем здоровья // Вестник психофизиологии. 2023. № 1. С. 86-92.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Ван С. Взаимосвязь жизнеспособности и психологического благополучия китайских академически одаренных подростков // Психология способностей и одаренности : сб. науч. статей II всерос. науч.-практ. конф. Ярославль, 2022. С. 104-106.

21. Махнач А. В. Жизнеспособность человека как предмет изучения в психологической науке // Психологический журнал. 2017. Т. 38, № 4. С. 5-16. https://doi.org/10.31857/S20000375-9-1.

22. Толочек В. А. Феномен «жизнеспособность»: возможные перспективы исследования // Организационная психология и психология труда. 2021. Т. 6, № 2. С. 21-46. https://doi.org/10.38098/ipran.opwp_2021_19_2_002.

23. Котовская С. В. Психофизиологические факторы профессиональной жизнеспособности специалистов экстремального профиля с позиции эмергентно-синергетического подхода // Психология. Психофизиология. 2020. Т. 13, № 1. С. 79-87. https:// doi.org/10.14529/jpps200109.

24. Лактионова А. И. Взаимосвязь дифференциального типа рефлексии и компонентов жизнеспособности человека в разных возрастных группах // Организационная психология и психология труда. 2020. Т. 5, № 4. С. 193-217. https://doi.org/10.38098/ ipran.opwp.2020.17.4.008.

25. Luthar S. S., & Cicchetti D. The construct of resilience: Implications for interventions and social policies. Development and Psychopathology. 2000. № 12(4). Рр. 857-885.

26. Нестерова А. А. Жизнеспособность личности как условие снижения факторов риска в развитии детей и подростков // Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения : сб. науч. ст. I междунар. науч.-практ. конф. М., 2013. С. 143-149.

27. Perry R., Ginn C., Donnelly C., & Benzies K. Assessing resiliency in Canadians experiencing social vulnerability: Psychometric properties of the CUPS Resiliency Interview Schedule and Resiliency Questionnaire. Health & Social Care in the Community. 2022. № 30(2). Рр. 799-807. https://doi.org/10.1111/hsc.13202.

28. Рыльская Е. А. Психологическая структура жизнеспособности человека: синергетический контекст // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2011. № 142. С. 72-83.

29. Shiner R. L., & Masten A. S. Childhood personality as a harbinger of competence and resilience in adulthood. Development and Psychopathology. 2012. № 24. Рр. 507-528. https://doi.org/10.1017/S0954579412000120.

30. Vansteenkiste M., Ryan R. M., & Soenens B. Basic psychological need theory: Advancements, critical themes, and future directions. Motivation and Emotion. 2020. Vol. 44(1). Pp. 1-31. https://doi.org/10.1007/s11031-019-09818-1.

31. Церфус Д. Н. Взаимосвязь компонентов жизнеспособности и психофизиологических характеристик функционального состояния организма обучающихся в вузе // История, современность и перспективы развития психологии в системе Российской академии наук : мат-лы междунар. юбилейной науч. конф., посвященной 50-летию создания Института психологии РАН. М., 2022. С. 820-822.

32. Hobfoll S. E. Conservation of resource caravans and engaged settings. Journal of Occupational and Organizational Psychology. 2011. Vol. 84. Pp. 116-122.

33. Лапкина Е. В., Тулитбаева Г. Ф. Ресурсы и антиресурсы защитно-совладающего поведения курсантов-первокурсников // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. Т. 27, № 2(89). С. 166-172. https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2022-289-166-172.

Поступила 25.08.2023; одобрена после рецензирования 30.08.2023; принята к публикации 30.08.2023.

Все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.