Научная статья на тему 'Жизнеобеспечение пожилых людей в Китае: основные практики и проблемы'

Жизнеобеспечение пожилых людей в Китае: основные практики и проблемы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
201
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пожилые люди / Китай / способы обеспечения старшего поколения граждан / струк-тура доходов пожилых людей / система социального обеспечения возрастных граждан / elderly people / China / ways to provide for the elderly / income structure of the elderly / social security system for the elderly

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чуньсяо Чэнь

В статье рассматривается проблема кризиса традиционной модели жизнеобеспечения пожилых людей в Китае и замещения ее современными формами социальной помощи гражданам старшего поколения. Определяются основные способы жизнеобеспечения пожилых людей в современном Китае. Анализируется динамика структуры доходов представителей этой группы населения в процессе социально-экономических реформ, проводимых в стране. Выделяются проблемы, на решение которых нацелена си-стема общественного социального обеспечения пожилых людей. Отмечены основные сложности реализа-ции современных общественных практик поддержки возрастных граждан в Китае. Делается вывод о необ-ходимости разработки единой государственной программы по развитию в стране системы социального обеспечения пожилых людей взамен существующих разрозненных программ, реализуемых на разных уров-нях управления и в разных регионах страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Life Support for the Elderly in China: The Main Practices and Problems

The article raises the problem of the crisis of the traditional model of life support for elderly people in China and its replacement with a modern model. The main ways (social practices) of life support for older people in modern China are determined. The dynamics of the income structure of older people in the process of socio-economic reforms carried out in the country is analyzed. The problems that the public social security system for older people is aimed at solving are highlighted. Major difficulties of realization of modern public practices of support of age citizens in China are marked. It is concluded that it is necessary to develop a unified state program for the development of a social security system for older people in the country instead of disparate programs implemented at different levels of government and in different regions of the country.

Текст научной работы на тему «Жизнеобеспечение пожилых людей в Китае: основные практики и проблемы»

Научная статья

УДК 316.334.2(510):364.65

https://doi.org/10.24158/spp.2024.1.6

Жизнеобеспечение пожилых людей в Китае: основные практики и проблемы Чуньсяо Чэнь

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается проблема кризиса традиционной модели жизнеобеспечения пожилых людей в Китае и замещения ее современными формами социальной помощи гражданам старшего поколения. Определяются основные способы жизнеобеспечения пожилых людей в современном Китае. Анализируется динамика структуры доходов представителей этой группы населения в процессе социально-экономических реформ, проводимых в стране. Выделяются проблемы, на решение которых нацелена система общественного социального обеспечения пожилых людей. Отмечены основные сложности реализации современных общественных практик поддержки возрастных граждан в Китае. Делается вывод о необходимости разработки единой государственной программы по развитию в стране системы социального обеспечения пожилых людей взамен существующих разрозненных программ, реализуемых на разных уровнях управления и в разных регионах страны.

Ключевые слова: пожилые люди, Китай, способы обеспечения старшего поколения граждан, структура доходов пожилых людей, система социального обеспечения возрастных граждан

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Чуньсяо Чэнь. Жизнеобеспечение пожилых людей в Китае: основные практики и проблемы // Общество: социология, психология, педагогика. 2024. № 1. С. 56-62. https://doi.org/10.24158/spp.2024.1.6.

Original article

Life Support for the Elderly in China: The Main Practices and Problems Chunxiao Chen

Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia, [email protected]

Abstract. The article raises the problem of the crisis of the traditional model of life support for elderly people in China and its replacement with a modern model. The main ways (social practices) of life support for older people in modern China are determined. The dynamics of the income structure of older people in the process of socioeconomic reforms carried out in the country is analyzed. The problems that the public social security system for older people is aimed at solving are highlighted. Major difficulties of realization of modern public practices of support of age citizens in China are marked. It is concluded that it is necessary to develop a unified state program for the development of a social security system for older people in the country instead of disparate programs implemented at different levels of government and in different regions of the country.

Keywords: elderly people, China, ways to provide for the elderly, income structure of the elderly, social security system for the elderly

Funding: Independent work.

For citation: Chunxiao Chen (2024) Life Support for the Elderly in China: The Main Practices and Problems. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (1), 56-62. Available from: doi:10.24158/spp.2024.1.6 (In Russian).

Введение. В Китае за последние десятилетия достаточно интенсивно развертываются процессы старения населения. Причинами этого выступают как глубокие перемены в социально-экономической жизни страны, так и целенаправленная государственная демографическая политика, получившая название «Одна семья - один ребенок». В результате растет численность пожилого населения как в абсолютном, так и в относительном выражении. При этом после 2015 г. началось снижение численности граждан трудоспособного, экономически активного возраста, что означает увеличение нагрузки на работающее население по части количества иждивенцев на одного трудящегося гражданина Китая. В этой ситуации достаточно остро стоит проблема обеспечения достойного уровня жизни для пожилого населения страны.

Постановка проблемы. В Китае тысячелетиями система поддержки старшего поколения складывалась на основе заботы семьи и прежде всего - детей о своих престарелых родителях. В стране приветствовалась многодетность, которая выполняла множество социальных функций,

© Чуньсяо Чэнь, 2024

в том числе гарантировала опеку родных людям по достижению ими состояния старческой немощности. В пореформенный период страной был осуществлен качественный переход от традиционной системы жизнеобеспечения пожилых китайцев к современной.

Одним из ключевых моментов этого перехода стала целенаправленная государственная демографическая политика «Одна семья - один ребенок». Несмотря на категоричность своего названия, она являла собой достаточно сложную государственную программу с большим количеством условий и послаблений в самых разных жизненных ситуациях. Но в общем и целом в Китае разрешалось иметь только одного ребенка. Данная политика была нацелена на снижение очень высокой рождаемости в стране, когда в силу улучшения жизненных условий стало выживать все большее количество детей, а быстро растущее население ставило перед государством серьезную проблему борьбы с бедностью подавляющего большинства китайских граждан.

Государственная политика «Одна семья - один ребенок» имела и имеет до сих пор множество социальных последствий, которые как положительно, так и отрицательно влияют на самые разные стороны жизни страны. Применительно к традиционной системе жизнеобеспечения пожилых людей данная политика сыграла роль разрушающего фактора. К настоящему времени, когда поколение родителей одного ребенка стало выходить из трудоспособного возраста, сложилась неблагоприятная ситуация относительно возможности оказания помощи им со стороны повзрослевших детей, уже имеющих свои семьи. Супружеская пара, в которой муж и жена являются единственными детьми, вынуждены таким образом обеспечивать себя самих, своих детей (а с 2021 г. китайцам разрешено иметь 3) и еще четырех престарелых родителей. В этой ситуации демографическая нагрузка на работающую семейную пару оказывается практически непосильной. Если бы у этих пожилых людей детей было бы несколько, то она распределилась бы между всеми детьми, но в силу реализации государственной политики у них было только по одному ребенку. Таким образом, государственная демографическая политика «Одна семья - один ребенок» стала мощной причиной кризиса традиционной системы обеспечения пожилых людей, основанной на помощи и усилиях семьи и прежде всего взрослых детей.

Кризис традиционной модели обеспечения пожилых людей и социальные практики решения этой проблемы. Социально-экономические тенденции, которые начали складываться в китайском пространстве семейных отношений на период начала реформ, шли в сторону постепенного уменьшения количества детей в семье, государственная демографическая политика лишь катализировала эти процессы, которые без нее проходили бы более плавно, органично и медленно, затрагивая жизни не одного поколения, как это произошло, а нескольких. Но и результаты социально-экономических реформ в Китае были бы другими, особенно в плане борьбы с бедностью.

В настоящее время в стране сложилось несколько вариантов решения проблемы обеспечения пожилых людей в условиях кризиса традиционной системы.

Во-первых, это оказание помощи взрослыми детьми своим престарелым родителям в несколько усеченном виде, так как супружеской паре приходится содержать не столько себя и своих детей, но еще и четырех пожилых взрослых. В этой ситуации речь также идет о сокращении числа детей в семье меньше разрешенных государственной демографической политикой троих. Кроме того, нередко молодые супружеские пары проживают отдельно от пожилых родителей, в том числе и в других регионах страны, что делает затруднительным оказание последним разного рода помощи и сводит ее к периодическим более-менее постоянным перечислениям денежных средств.

Во-вторых, это развитие в стране системы государственного пенсионного обеспечения. Она появилась в Китае недавно по сравнению с пенсионными системами развитых стран и России - после Второй мировой войны и затрагивала изначально крайне небольшое число граждан. Постепенно данная система развивалась по линии совершенствования размеров социальных выплат, схем получения пенсионного обеспечения, а также включением в нее все большего количества социальных групп пожилых людей. Самыми первыми в систему государственного пенсионного обеспечения были включены служащие, занимающие руководящие должности в системе государственного управления. Потом эта система распространилась и на рядовых сотрудников этих структур. После этого в поле действия данной системы попали работники государственных предприятий в городах. Затем очередь постепенно дошла до разных групп работающих и прописанных в городах китайских граждан. Завершающим этапом в охвате государственной пенсионной системой всего пожилого населения Китая стало распространение ее на проживающее в деревнях пожилое население страны. К настоящему времени задача по полному охвату китайского пожилого населения системой государственного пенсионного обеспечения оказывается почти решенной. Получение государственной пенсии в определенной мере нивелирует проблему достойного обеспечения жизни пожилых людей в Китае.

В-третьих, это продолжение трудовой деятельности и по достижению возраста, который законодательно признан уже нетрудоспособным. Однако позволить себе продолжать трудовую

деятельность в этой ситуации могут не все пожилые люди, поскольку они обладают разным ресурсом здоровья. Согласно исследованиям китайских социологов, речь в данном случае идет о тех из них, кто только недавно поменял статус и оказывается еще в состоянии осуществлять трудовую деятельность в системе общественного производства и получать в связи с этим финансовые средства (Ян Лицюнь, 2011). Этот вид дохода становится основным для «молодых пожилых» людей. При достижении ими преклонного возраста и потери способности трудиться в системе общественного производства этот источник дохода исчезает из бюджета пожилых людей. На смену ему, по состоянию на 2016 г., согласно исследованиям, приходит помощь от детей и государственная пенсия, если таковая начислена (Ли Чонъюань, 2016). Поэтому трудовой доход выступает негарантированным источником средств к существованию для пожилых людей.

В-четвертых, в стране развивается система социального обеспечения пожилых людей. Их растущая численность и увеличение продолжительности жизни формирует проблему ухода за возрастными гражданами, которые в итоге достигают состояния немощности. В силу разрушения традиционных механизмов социального обеспечения пожилых людей за счет семейного ухода китайское общество стало разрабатывать альтернативные общественные практики. При этом традиционные ценности, обязывающие взрослых детей ухаживать за своими престарелыми родителями, все еще оказываются достаточно сильными в современном китайском обществе. Поэтому взрослые дети осознают свою ответственность за обеспечение своих престарелых родителей и готовы на себя эту ответственность брать. Однако это удается сделать не всегда, поэтому в Китае государство уделяет особое внимание развитию системы социального обеспечения, причем не только государственного, но и на частной основе.

Обозначенные нами четыре варианта обеспечения пожилых людей являются стандартными для среднестатистического китайского пожилого человека. Но существует еще и пятый вариант, который является не таким распространенным. Это вариант дохода от сделанных за период трудовой деятельности сбережений. Копить стараются все китайские граждане, которые получают доход от занятости в системе общественного производства. При этом под сбережениями обычно понимается денежная сумма, накопленная за определенный период. Но если относить к ним и материальные активы, например, в виде жилья, его обустройства, достаточного количества личных вещей, транспортные средства и т.п., то такие накопления есть почти у каждого пожилого человека. Даже если нет значимых денежных накоплений, но есть жилье, то возрастной китаец уже имеет преимущество в плане отсутствия необходимости платить арендную плату за съём жилья, что положительно повлияет на формирование его бюджета.

Шестым вариантом решения проблемы обеспечения пожилых людей выступает получение доходов от капитала, который может оказаться у пожилого человека. Например, реализации данного способа обеспечения может способствовать имеющаяся у пожилого человека недвижимость, которую можно сдавать в аренду и получать с этого доход, портфель акций и/или облигаций или же реальный капитал в виде производственных организаций, чья деятельность оказывается прибыльной.

Вышеперечисленные варианты обеспечения пожилых людей являются основными в Китае. Подавляющее большинство возрастных граждан в стране имеют соответствующие им статьи доходов в своем личном бюджете. Однако соотношение их между собой в процессе социально-экономических реформ и развертывания экономического роста в Китае менялось.

Динамика структуры доходов пожилых людей в Китае. Статистические наблюдения за структурой доходов пожилых людей в Китае начались в 1994 г. с выборочного обследования, инициированного государством. Согласно его результатам, больше половины пожилых людей (57,13 %) материально обеспечивались своей семьей и прежде всего взрослыми детьми. Следующим по значимости источником дохода для возрастных граждан был трудовой, он оказался основным источником средств для 24,97 % обследованных. И только 15,65 % пожилых людей получало пенсию от государства (Ду Пэн, Ву Чао, 2006: 21). Это средние цифры. Следует учитывать, что ситуация в городах и в деревнях Китая достаточно сильно различалась. Почти половина пожилых людей, проживающих в городе, получала государственную пенсию (48,54 %), 34,94 % граждан этой категории обеспечивали их взрослые дети, и лишь 14,3 % были вынуждены трудиться самостоятельно и в преклонном возрасте, чтобы иметь возможность себя обеспечивать. В деревне сложилась совсем иная ситуация. Государственную пенсию получало совсем незначительное количество возрастных жителей - 4,39 %, в основном материальное обеспечение пожилых людей ложилось на плечи их взрослых детей - в 64,23 % случаев, на трудовой доход жило 29,18 % обследованных людей пожилого возраста (Ду Пэн, 2003: 42).

Как видно из приведенных выше цифр, традиционная система жизнеобеспечения пожилых людей все еще достаточно сильна на указанный период времени. Особенно это касается положения с обеспечением пожилых людей в деревнях, в которых государственное пенсионное обеспечение

стало развиваться гораздо позже, чем в городе. В этот период современная модель обеспечения пожилых людей лишь начала строиться в Китае, поэтому она сильно уступала традиционной.

В дальнейшем наблюдалось постепенное замещение последней современными практиками. Это видно уже по результатам Всекитайской переписи населения 2000 г. Согласно им, уже 58,05 % пожилых людей получали государственную пенсию, на средства взрослых детей жило 27,88 % вышедших из трудоспособного возраста граждан и 10,1 % пожилых людей были вынуждены трудиться сами. В деревнях по-прежнему крайне низкая доля пожилых людей получала государственную пенсию - 4,76 %, что явилось результатом акцентирования внимания государства на развитии государственной пенсионной системы в городах, в то время как в деревне она практически не реализовывалась. Результаты переписи населения 2000 г. продемонстрировали увеличение значимости трудового дохода для пожилых сельских жителей (43,15 %) и снижение их материальной зависимости от семьи и детей (48,9 %) (Ду Пэн, 2003: 42).

Факт кризиса традиционной модели жизнеобеспечения пожилых людей не ушел от внимания китайских социологов, которые, однако, не увидели в этом социальной проблемы. Вызвала тревогу у них ситуация, когда не все жители страны были включены в систему государственного пенсионного обеспечения. Именно развитие последней обозначалось учеными как необходимое требование социально-экономического развития страны (Тарандо и др., 2023: 179-180).

В 2004 г. состоялось еще одно выборочное обследование пожилых людей, среди задач которого было изучение структуры доходов пожилых людей. Средние по стране цифры показали, что материально обеспечиваются семьей и детьми 45,0 % возрастных граждан, 31,5 % представителей этой категории населения живут на государственную пенсию и 19,3 % их в качестве основного источника дохода имеют средства, получаемые от трудовой деятельности. При этом самая высокая доля пожилых людей, получающих государственную пенсию, наблюдалась среди мужчин, проживающих в городе. В этой социально-демографической группе оказалось 73,6 % пожилых граждан страны. В деревнях доля получающих государственную пенсию выросла совершенно незначительно и составила 6,1 % от всех обследованных пожилых жителей (Ду Пэн, Ву Чао, 2006: 23).

Шестая Всекитайская перепись населения 2010 г. показала, что в стране набирают силу процессы старения населения - 13,31 % от всех граждан страны оказались старше б0 лет. При этом процент пожилых людей в деревнях (14,86 %) был выше, чем в городах (11,48 %)1. Более интенсивное старение сельского населения стимулировано массовой невозвратной миграцией людей трудоспособных возрастов (особенно молодых) в города. В среднем по стране на пенсию полагалась половина пожилых людей (50,1 %), треть - 31,4 % - находилась на содержании семьи, 12,9 % возрастных граждан на момент исследования работали (Ду Пэн, Се Лили, 2014: 5). При этом если уровень занятости пожилых людей снизился, то в абсолютном выражении количество работающих среди них увеличилось по сравнению с 2000 г. на 10,83 млн человек (Ду Пэн, 2013: 15). Это говорит о многих процессах, произошедших за указанный период в китайском обществе, в том числе и о тенденции создания рабочих мест для пожилых граждан страны.

В 2014 г. было проведено следующее выборочное обследование условий жизни пожилых людей, в результате которого были получены следующие данные. Во-первых, уровень жизни пожилых людей вырос, сравнение производилось с ситуацией в 2000 г. В 2014 г. средний доход пожилых людей составил 7 521 юаней в год. Это в 4,62 раза выше, чем в 2000 г. в сопоставимых ценах. Был рассчитан показатель среднегодового роста дохода, который оказался равен 9,06 % в год2. Таким образом, рост финансового благосостояния пожилых людей за рассматриваемый период соотносился с темпами экономического развития в стране.

В городах 71 % пожилых людей на момент исследования жили на государственную пенсию, 9,9 % представителей этой социальной группы получали содержание от семьи и детей, и 7,6 % -обеспечивали себя в результате собственной трудовой деятельность. В деревнях четверть пожилых людей (25 %) находились на содержании семьи, 24,1 % - жили на пенсию и 33,9 % обеспечивали себя самостоятельно (16,9 % в рамках сельскохозяйственных работ и 17,0 % - в рамках несельскохозяйственных) (Ли Цзюнь, Ван Лиминь, 2018: 16).

Данное обследование показало, что уже достаточно большая доля пожилых людей, проживающих в деревнях, к моменту исследования стала получать государственную пенсию. Дело в том, что на начало 2010-х гг. приходится начало развития системы государственного пенсионного обеспечения в деревнях. И к 2014 г. это уже дало свои результаты.

Динамика структуры доходов пожилых людей за исследуемый период показала кризис традиционной модели их жизнеобеспечения, причем он был вызван целым рядом причин, связанных

1 Tabulation on the 2010 population census of the People's Republic of China [Электронный ресурс] // National Bureau of Statistics. URL: https://www.stats.gov.cn/english/Statisticaldata/CensusData/rkpc2010/indexce.htm. (дата обращения: 21.12.2023).

2 China Focus: Chinese Elderly Embrace High-Quality Life [Электронный ресурс] // Xinhua net. URL: http://www.xinhuanet.com/english/2018-10/18/c_137539958.htm (дата обращения: 21.12.2023).

с экономическим ростом в стране и сопровождающими его социально-экономическими процессами, такими как невозвратная миграция из деревень в города, государственная демографическая политика «Одна семья - один ребенок», старение населения, исчерпание демографического дивиденда и т.п. Сам кризис традиционной модели не воспринимается в Китае как проблема, а вот то, что еще не все пожилые китайские граждане охвачены системой государственного пенсионного обеспечения, таковой считается. Расширение масштабов этого охвата в сочетании с требованиями обеспечения пожилым людям достойного уровня жизни в условиях старения ставят перед китайским обществом проблему, которую национальные социологи стремятся анализировать с разных позиций. Одной из них является позиция исследований развития общественной системы социального обеспечения пожилых людей в Китае, которая призвана заместить систему семейного социального обеспечения.

Основные проблемы системы социального обеспечения пожилых людей в Китае. Исследования, проводимые в Китае относительно состояния и перспектив системы общественного социального обеспечения, выявляют ряд проблемных ситуаций, которые данная система призвана помочь решить. Китайский социолог Ли Чонъюань обозначает следующие основные проблемные моменты этой системы (Ли Чонъюань, 2016). Во-первых, это низкий уровень пенсионных доходов пожилых людей. Несмотря на достижения китайского общества относительно повышения уровня благосостояния своих граждан, размер пенсионного обеспечения в среднем остается достаточно низким. В городах средняя пенсия составляет примерно 40 % от средней заработной платы рабочих и служащих. В сельской местности средний размер пенсии примерно в 3,5 раза ниже, чем в городе. В связи с этим многие пожилые люди, которые обладают ресурсом здоровья для того, чтобы работать, делают это, чтобы обеспечить себе достойный уровень жизни. Но позволить себе работать, как правило, могут только «молодые пожилые» люди. Потом ресурс здоровья истощается, и пожилой человек вынужден полагаться только на свою крайне небольшую пенсию. В этой ситуации на помощь ему приходят взрослые дети, которые часто материально помогают своим престарелым родителям. Исследование этого китайского социолога показало, что пожилые люди в настоящее время не могут полагаться только на пенсию, этот источник дохода должен быть дополнен другими с тем, чтобы пожилой человек мог достигнуть достойного уровня жизни. Уход с работы по достижению пенсионного возраста означает существенное снижение уровня доходов, а жизнь на одну пенсию приводит пожилого человека к состоянию бедности.

Во-вторых, это трудности для семьи в оказании поддержки, в том числе материальной, своим пожилым членам. Прежде всего в исследованиях отмечается сложность для единственных детей содержать пожилых родителей. Распространена ситуация, когда семейная пара, в которой каждый из супругов является единственным ребенком, вынуждена помогать четверым пожилым родителям, а также содержать еще своих детей, которых в настоящее время в Китае разрешено иметь уже в количестве трех человек. Эта проблема, как показывают исследования, уже стала для Китая достаточно острой. Она сочетается с другой - проблемой «пустых гнезд» как в городах, так и в сельской местности. В настоящее время в Китае имеет место интенсивная трудовая миграция. Многие взрослые дети уезжают в другие регионы Китая в случае нахождения там более приемлемых условий занятости, оставляя своих пожилых родителей без поддержки, как того требуют традиции.

В-третьих, это недостаточное для покрытия потребностей пожилого населения страны развитие системы базового социального обеспечения. На период 2014 г. в Китае насчитывалось 94 110 различного рода учреждений по уходу за пожилыми людьми. На этот же период в стране насчитывалось 5 778 тыс. коек разной направленности для пожилых людей. Этого, по заключению экспертов, все равно оказывается недостаточно в имеющихся условиях старения населения страны. Данная сфера должна быть объектом пристального внимания государственной политики в области социального обеспечения.

В-четвертых, выявляется необходимость диверсификации потребностей пожилых людей, которую китайские социологи предлагают в качестве решения проблемы отсутствия у возрастных граждан психологической поддержки со стороны их взрослых детей в условиях «пустых гнезд». Эти меры, по мнению ученых, должны быть сопряжены с организацией досуга и вовлечением пожилых людей в различные социальные активности с тем, чтобы они не теряли смысла жизни в силу семейных обстоятельств «пустого гнезда».

На решение данных проблем обеспечения пожилых людей нацелена система социального обеспечения в Китае. Но в своем современном состоянии она также имеет ряд проблем, которые снижают ее эффективность. Сформулируем некоторые из них.

Во-первых, это отсутствие единой научно обоснованной программы развития системы социального обеспечения в Китае. По мнению национальных ученых, она должна увязывать между собой развитие этой системы на разных уровнях - федеральном, региональном и местном. Помимо этого, необходимо, чтобы данная программа включала в себя план развития организаций разных типов, обслуживающих разные целевые группы, например, организации интернатного типа, дневные стационары, санатории и т.п. Та программа, которая имеется на сегодняшний

день, носит слишком фрагментарный и общий характер, ей недостает конкретики. Она работает с федеральным уровнем и частично с региональным. На местном уровне тоже есть свои программы, они увязываются прежде всего с федеральной программой и только потом - с локальным уровнем, на котором происходит реализация функций системы социального обеспечения. Следует отметить слабую оценку эффективности работы рассматриваемой системы, что затрудняет работу над повышением качества услуг (Гао Липин, 2022).

Во-вторых, это существенный дисбаланс между развитием системы социального обеспечения в городах и в деревнях. В первых гораздо больше учреждений соответствующей направленности деятельности. Учитывая то обстоятельство, что в деревнях процессы старения населения разворачиваются более интенсивно, чем в городах, то есть там более значима доля пожилого населения, проблема дисбаланса между городом и деревней в этом аспекте обозначается достаточно остро. Иными словами, в деревнях потребности в социальном обеспечении пожилых людей гораздо выше, но сама данная система развита гораздо меньше. Кроме поселковых домов престарелых в деревнях отсутствуют иные учреждения системы социального обеспечения, в то время как потребность в них в разы больше, чем в городах. Данный дисбаланс необходимо корректировать соответствующей программой развития системы социального обеспечения страны, разработанной на научной основе и являющейся единой, а не фрагментарной.

В-третьих, это устарелый фонд многих организаций системы социального обеспечения пожилых. Подобные учреждения при их создании были нацелены на выполнение какой-либо одной функции, например, обеспечения ухода, в то время как оно должно сочетаться с медицинским обслуживанием. При этом ресурсы помещений, которые были выделены таким учреждениям, не позволяют осуществлять полифункциональное обслуживание пожилых людей. Особенно эта проблема характерна для сельской местности, в которой существующие организации системы социального обеспечения не ориентированы на дальнейшее развитие согласно требованиям современности, то есть, например, здания, в которых находятся эти организации, спроектированы так, чтобы выполнять какую-либо одну функцию по отношению к обеспечению пожилых людей, в то время как современные требования к таким учреждениям состоят в полифункциональности. Иными словами, для выполнения дополнительных функций, требуемых современными стандартами обслуживания пожилого населения, у данных организаций не хватает физического пространства.

Заключение. Разворачивающиеся в Китае процессы старения населения для обеспечения достойного уровня жизни увеличивающегося количества пожилых граждан формируют необходимость сохранения положительного экономического роста в стране. В настоящее время в стране имеются проблемы с надлежащим обеспечением пожилых людей, однако они должным образом рефлексируются и вызывают своевременную и адекватную реакцию со стороны государства. В то же время для модернизации системы социального обеспечения пожилых людей в стране нужны немалые ресурсы, которые в условиях их ограниченности изыскивать не так просто. Проблема упирается в необходимость разработки единой программы, сочетающей в себе федеральный, региональный и местные уровни, взамен целого ряда разрозненных проектов, действующих на различных уровнях управления в регионах страны. Данная программа должна быть создана на научной основе с привлечением специалистов из разных областей знаний -экономистов, социологов, геронтологов, психологов и т.п.

Список источников:

Тарандо Е.Е., Инь Шаша, Ван Цзинтин. Источники доходов пожилых жителей города и деревни в Китае (по материалам исследований условий жизни) // Социология и право. 2023. Т. 15, № 2. С. 176-184. https://doi.org/10.35854/2219-6242-2023-2-176-184.

1МЙ. -2018. (06): 5-19 =

Ли Цзюнь, Ван Лиминь. Состояние доходов пожилых людей в стране (анализ данных четвертого выборочного обследования условий жизни пожилых людей в городских и сельских районах Китая) // Научные исследования о старении. 2018. № 6. С. 5-19. (на кит. яз.)

^Ш'К.йШ^ЛдаШВДйдаЯМ.ЯМ^ТУ. 2016. (04): 186-187 = Ли Чонъюань. Исследование проблемы защиты благосостояния пожилых людей в Китае // Журнал Хэйхэ. 2016. № 4. С. 186-187 (на кит. яз.)

ЙШ, йй. 1994~2004^Ш^Л±Я^й*!Ш$Л[4 ХаЩ%, 2006 (02): 20-24 = Ду Пэн, Ву Чао. Изменения в основных источниках жизни пожилых людей в Китае с 1994 по 2004 гг. // Исследование населения. 2006. № 2. С. 20-24. (на кит. яз.)

АаЦШШ, 2014. 000 (006): 3-11 = Ду Пэн, Се Лили. Когортный анализ основных источников жизни пожилых людей в Китае // Население и экономика. 2014. № 6. С. 3-11. (на кит. яз.)

ЙШ. 2013 (11): 14-16 = Ду Пэн. Статус-кво и изменения старения населения

Китая // Социальное обеспечение Китая. 2013. № 11. С. 14-16. (на кит. яз.)

ЙШ. КаЩ% 2003 (6): 37-43 = Ду Пэн. Текущая ситуация и изменения основных

источников жизни пожилых людей в Китае // Исследование населения. 2003. № 6. С. 37-43. (на кит. яз.)

йй^.^Ш^^ЙНАрШШЯМ.Ар^ТУ. 2011. 33 (4): 37-45 = Ян Лицюнь. Исследование численности бедного населения пожилого возраста в Китае // Журнал исследований народонаселения. 2011. Т. 33, № 4. С. 37-45. (на кит. яз.)

ЙЯТ.^Ш^^даШЖМЖй^йдаЯЛ.АР^^й, 2022 (5): 80-94 = Гао Липин. Исследование направления развития учреждений социального обеспечения пожилых людей в Китае // Население и экономика. 2022. № 5. С. 80-94. (на кит. яз.)

References:

Du Peng & Wu Chao (2006) [Changes in the main sources of living of older people in China from 1994 to 2004]. [Population Research]. (2), 20-24. (In Chinese)

Du Peng & Xie Lili (2014) [Cohort analysis of the main sources of life for older people in China]. [Population and Economics]. (6), 3-11. (In Chinese)

Du Peng (2003) [Current situation and changes in the main sources of life for older people in China]. [Population Research]. (6), 37-43. (In Chinese)

Du Peng (2013) [Status Quo and changes in the aging population of China]. [Social Security of China]. (11), 14-16. (In Chinese) Gao Liping (2022) [Study of the direction of development of social security institutions for the elderly in China]. [Population and Economics]. (5), 80-94. (In Chinese)

Li Chongyuan (2016) [Research on the problem of protecting the welfare of the elderly in China]. [Heihe Journal]. (4), 186187. (In Chinese)

Li Jun & Wang Limin (2018) [Income status of the elderly in the country - based on the analysis of data from the fourth sample survey of the living conditions of the elderly in urban and rural China]. [Scientific Research on Aging]. (6), 5-19. (In Chinese)

Tarando, E. E., Yin Shasha & Wang Jingting (2023) Sources of Income for Urban and Rural Elderly People in China (Based on Research on Living Conditions). Sociology and Law. 15 (2), 176-184. Available from: doi:10.35854/2219-6242-2023-2-176-184 (In Russian)

Yang Liqun (2011) [Study of the size of the elderly poor population in China]. [Journal of Population Research]. 33 (4), 37-45. (In Chinese)

Информация об авторе Чуньсяо Чэнь - аспирант Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия.

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author Chunxiao Chen - PhD student, St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia.

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 13.11.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 11.12.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 30.01.2024.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.