Научная статья на тему 'Особенности системы социальной защиты в Китае'

Особенности системы социальной защиты в Китае Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
16251
1967
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК / ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ / КИТАЙ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SOCIAL WORKERS / POPULATION SUPPORT / SOCIAL INSURANCE / COST OF LIVING / CHINA / SOCIAL WELFARE / ACTIVITIES / SYSTEM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дамбаева Дарима Раднаевна, Базарова Татьяна Содномовна

В статье рассмотрены проблемы социальной работы в Китае и мероприятия, направленные на улучшение качества и уровня жизни определенных социальных групп. Выделены четыре этапа развития системы социальной защиты населения, которые формировались в период становления КНР и продолжают эффективно функционировать до настоящего времени. Приведены особенности социального обеспечения и социальной работы в Китае, раскрыты основные понятия. Детально рассматриваются направления деятельности социальных служб посредством поддержки пожилых граждан и людей с ограниченными возможностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article social work of the People's Republic of China and the activities aimed at improving the quality and life standards of certain social groups were analyzed. Four phases of social welfare system development were outlined; they originate from the period of the PRC formation and continue to function effectively. Also, the features of social welfare, social work in China and the basic concepts were disclosed. We considered in details social services activities directed on support of elderly and people with disabilities. As a result of studying social work in China and Russia, we found that the system of two countries were identical in nature.

Текст научной работы на тему «Особенности системы социальной защиты в Китае»

УДК 364-78(510)

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В КИТАЕ

© Дамбаева Дарима Раднаевна

аспирант кафедры педагогики Бурятского государственного университета Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а

© Базарова Татьяна Содномовна

доктор педагогических наук, профессор кафедры теории социальной работы Бурятского государственного университета Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: tbazarova@mail.ru

В статье рассмотрены проблемы социальной работы в Китае и мероприятия, направленные на улучшение качества и уровня жизни определенных социальных групп. Выделены четыре этапа развития системы социальной защиты населения, которые формировались в период становления КНР и продолжают эффективно функционировать до настоящего времени. Приведены особенности социального обеспечения и социальной работы в Китае, раскрыты основные понятия. Детально рассматриваются направления деятельности социальных служб посредством поддержки пожилых граждан и людей с ограниченными возможностями.

Ключевые слова: социальный работник, поддержка населения, социальное страхование, прожиточный минимум, Китай, социальное обеспечение.

FEATURES OF SOCIAL PROTECTION IN CHINA

Darima R. Dambaeva

Research assistant, Buryat State University

24а, Smolina Str., Ulan-Ude 670000, Russia

Tat'yana S. Bazarova

Lett. D., Professor, Buryat State University

24 а, Smolina Str., Ulan-Ude 670000, Russia

In the article social work of the People's Republic of China and the activities aimed at improving the quality and life standards of certain social groups were analyzed. Four phases of social welfare system development were outlined; they originate from the period of the PRC formation and continue to function effectively. Also, the features of social welfare, social work in China and the basic concepts were disclosed. We considered in details social services activities directed on support of elderly and people with disabilities. As a result of studying social work in China and Russia, we found that the system of two countries were identical in nature.

Keywords: social workers, population support, social insurance, cost of living, China, social welfare, activities, system.

Китай является одним из цивилизованных государств, формирование которого не стоит на месте. Страна с населением свыше миллиарда человек демонстрирует высокий уровень в мире прогресса.

Любая профессиональная деятельность, в особенности тех ее видов, которые сопряжены с общением людей, представляет собой длительный и разноплановый процесс. История формирования социальной работы как профессиональной деятельности является важным свидетельством такого процесса. На базе издаваемых кодексов справедливости, гражданских актов, призывающих к любви к ближнему, заботе о бедных и т. п., в различных государствах в разное время складывался отличительный вид деятельности — социальная работа.

Посылами для ее совершенствования во всем цивилизованном мире считаются попечительство, благотворительность, совместный соборный труд, благородное служение различных общин, также всевозможные формы социальной поддержки и помощи человека, оказавшегося в тяжелой жизненной ситуации.

Квалифицированная помощь людям в решении их жизненных проблем определяет профессиональную специфику социальной работы, хотя «основным игроком на общественном поле» непремен-

но становится государство, которое начинает решать вопрос вмешательства в социальную сферу, следовательно, создавать казенные службы профессиональных социальных работников. В первые десятилетия XX в. фактически во всех развитых странах проходит интенсивная экспансия государства в социальную сферу: выстраивается социальная политика, создается правовая база, разрабатываются модели и системы социальной помощи населению. В то же время вырисовываются и отличия в моделях социальной поддержки населения государствах Запада и странах Азии.

Рассматривая детально социальную работу в Китае, можно констатировать, что эта держава пытается энергично продвигать и развивать систему социальной работы - реализуются различные программы, поддерживающие людей, находящихся в затруднительном положении, и население в целом.

Система социальной защиты населения в Китае, возникшая в годы революционной борьбы как комплекс мер по поддержке более беззащитных слоев населения, в своем развитии прошла 4 стадии

[4].

1-я стадия началась с момента становления Китайской Народной Республики и продолжалась практически до 1966 г. В 1951 г. государство приняло документ «Нормы (проект) КНР в области страхования рабочего класса», который регулировал нормы по рождению ребенка, заболеванию, уходу с работы, медицинскому сервису, травмам, смертельным случаям на производстве, а также по льготам для временно неработающих. Позднее этот законопроект был расширен и дополнен категорией указов и правоустанавливающих положений. В этот момент федерация профсоюзов Китая считалась значимой организацией, следующей принципам социальной защиты трудящегося населения. Надзорным органом в области обеспечивания гарантий населению страны являлось Министерство труда. Система социальной защиты населения играла существенную роль в возобновлении и совершенствовании производства и сельского хозяйства в стране, регламентируя (гарантированный) уровень жизни, а также углубляя роль диктатуры народной демократии.

2-я стадия становления системы социальной защиты населения соотносится с периодом с 1966 по 1976 г. На протяжении 10 «неясных» лет произошли процессы и перемены, отбросившие все прежние заслуги. Правящие структуры в основном были распущены, федерации профсоюзов должны были свернуть собственную деятельность, которая была направлена на расширение социальных гарантий населению. Пособия по безработице были упразднены, а система социального страхования сведена к производственному только за счет и на решение работодателя.

3-я стадия - период между третьей пленарной сессией XI съезда ЦК КПК в 1978 г. и XIV съездом КПК в 1992 г. Вместе с глубоким реформированием финансовой системы и предоставлением новых свобод и вероятностей происходит поиск и утверждение новейших программ и форм социальной защиты населения, гарантированных государством. В 1984 г. некие регионы в порядке эксперимента начали вводить иные модели пенсионного обеспечения по старости. Например, было принято решение ввести обязательные, общие отчисления от муниципальных и коллективных предприятий в пенсионные средства региона, также организовать пенсионные накопительные счета для каждого сотрудника.

Муниципальные учреждения и некоторые коллективные сельские хозяйства помимо прочего обрели ряд мер по развитию системы пенсионного обеспечения пожилых горожан.

В 1988 г. в докладе правительства страны на 1-й сессии Государственного народного конгресса Китая председатель Госсовета Ли Пэн заметил потребность ускорения реформы системы социальной защиты населения, установления и улучшения разных систем страхования и постепенного формирования комплекса мер и социальных гарантий, предусматривающих специфику китайского общества.

4-я стадия развития начинается с XIV съезда КПК и длится по настоящее время. Потребность расширения и утверждения новых принципов социальной защиты населения была неразрывно связана с решением о введении модели социалистической рыночной экономики. В данный период процессы, связанные с повышением количества социальных гарантий населению и принятием новейших моделей страхования, значительно ускорились.

Если рассмотреть сущностные конфигурации в системе социальной защиты населения за последние 18 лет, то надлежит отметить комплекс законодательных и нормативных актов, нацеленных на создание свободной от предприятий и институтов системы, финансируемой из разных источников, что позволяет говорить о ее защищенности и надежности. Согласно государственной политике национальной безопасности система социальной защиты населения гарантирует требуемый уровень жизни соответственно данному этапу экономического становления страны. Государство также периодически расширяет диапазон предоставляемых услуг социального страхования, что собственно содей-

ствует формированию многоуровневой системы, учитывающей самые всевозможные потребности. Социальное обеспечение в Китае — это оказываемая государством и обществом помощь трудящимся, потерявшим трудоспособность по возрасту, увечью либо болезни и испытывающим проблемы вследствие стихийных бедствий, производственных аварий, — имеет целью создание им ключевых жизненных условий. Социальное обеспечение как институт имеет в своем составе социальное страхование, материальную помощь, социальное обслуживание и т. п.

Социальное страхование в Китае — один из элементов социального обеспечения, в масштабах которого с помощью правительственных ассигнований, корпоративных и личных взносов осуществляется удовлетворение основных жизненных потребностей и медицинских нужд при таких страховых случаях, как рождение ребенка, достижение старости, увечье, утрата работы, смерть и т. д. Социальное страхование, раньше контролируемое рядом департаментов, в настоящее время отнесено к сфере ответственности департаментов труда и социальной защиты, которые на всех уровнях реализуют комплекс мер, обеспечивающих постоянную работу системы социального страхования, а также курируют работу представительств для прямого обращения граждан.

Принятие решения о социальном страховании, которое раньше пребывало в ведении работодателя, отчасти отнесено к сфере ответственности общественных организаций. В настоящее время граждане имеют возможность обрести социальные гарантии со стороны профессиональных союзов, в каких они состоят. Китайское правительство усилило административный и общественный контроль над фондами социального страхования [1].

Система обеспечивания прожиточного минимума городского населения учитывает, что городское население с несельской пропиской вправе получать базовую материальную поддержку от районной администрации, если среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума, установленного в городе. Средний городской прожиточный уровень составляет около 22 тыс. юаней (110 тыс. р.) в год, в сельских районах — менее 7 тыс. юаней (около 35 тыс. р.) в год [3]. Есть отдельные сверхтехнологичные экономические зоны, где за самые обыкновенные виды работ не разрешено расплачиваться меньше 1500 юаней в месяц.

Правительство Китая придает особое значение системе социальной помощи и социальному страхованию, хорошо развита социальная поддержка инвалидов. Их насчитывается 60 млн, что составляет лишь 4 % (1300 млн чел.) населения всей страны. Уровень жизни данной категории населения является весомым показателем, отражающим развитие передового китайского общества. Сейчас в Китае создано 1 655 специализированных учебных заведений для детей-инвалидов. В простых школах страны имеется 3 154 особых класса для таких детей, количество учащихся-инвалидов достигло 577 тысяч человек [2]. Гарантируется право на трудоустройство и социальное обеспечение инвалидов. Как показывает статистика, количество инвалидов, работающих на специальных предприятиях, равняется 1 млн 90 тыс. человек. Каждое государственное предприятие либо учреждение должно трудоустроить определенное количество инвалидов в зависимости от всеобщей численности работников.

Автором выявлено, что в Китае социальную поддержку оказывают не только инвалидам, но и пожилым людям. Китай вступил в энергичную фазу старения населения, невзирая на все старания по реализации политики сбалансированной рождаемости в стране. Одним из аспектов системы социальных гарантий, который имеет вероятность ощутимо повлиять на личное потребление, считается пенсионная система Китая. Данная тема является особо значимой для Китая — стареющее население и классические семьи с одним ребенком.

Китайской семье все труднее заботиться о старшем поколении. На одного человека возлагается финансовая ответственность за стареющих родителей, а также дедушек и бабушек.

Проблемы, связанные со старением населения, считаются прямым последствием политики по ограничению рождаемости «одна семья — один ребенок». Реализация программы стартовала в 80-х гг. XX в. как ответ на угрозу перенаселения державы в условиях нехватки природных ресурсов. Внезапное повышение жизненного уровня, совершенствование качества жизни в стране требовали принудительного (через систему штрафов и обязательного аборта) ограничения рождаемости. Двоих детей разрешалось иметь парам, если они сами были единственными детьми в семьях родителей. Иметь второго ребенка разрешалось только через 4 года после рождения первенца.

Крестьянским семьям, а их в то время было большинство, разрешалось заводить второго ребенка. Льготные условия (2 и более детей) сохранили и для национальных меньшинств, которые составляют минимум 10 % населения). Темпы роста населения замедлились, хотя создали громадную про-

блему — старение населения и отсутствие механизма заботы о старшем поколении. Была нарушена самая основная традиция Китая, сохранявшаяся в течение тысячелетий, — «содержание родителей — главная обязанность детей».

У китайцев есть выражение yandzifanlao «вырастить сыновей и обеспечить свою старость». Дети вырастают, делая упор на родителей, а родители в старости полагаются на детей. К сожалению, настоящая демографическая система не дает вероятность единственному ребенку содержать себя и семью с престарелыми родителями.

Социальная работа считается универсальным видом деятельности. Она требует от специалиста знаний в разных областях и умений их использовать на практике.

Одной из главнейших отличительных аспектов деятельности социального работника в Китае, как и в России, является клиентурная деятельность. Она выражается в том, что профессиональный социальный работник неизменно ведет общение с клиентами, его поле деятельности — профессиональное общение. Поэтому наряду с профессиональными знаниями и навыками умение вести деловое общение считается одним из важнейших признаков профессиональной пригодности социального работника.

Проанализировав социальную защиту населения КНР, можно отметить, что достижения Китая в социальной области, сфере социальной защиты становятся все более очевидными. Тем не менее существует немало нерешенных социальных проблем. Отсюда следует, что социальная защита в любом государстве — это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно-трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.

Литература

1. Ассоциация социального обеспечения КНР [Электронный ресурс]. - URL: www.shflxh.mca.gov.cn

2. Министерство гражданских дел [Электронный ресурс]. - URL: www.mca.gov.cn

3. Министерство финансов Китая [Электронный ресурс]. - URL: www.szs.mof.gov.cn

4. Чзо Цанцин. Создание новой системы социалистической рыночной экономики. - 1993. - № 2. - С. 77- 80.

References

1. Assotsiatsiya sotsial'nogo obespecheniya KNR [Chinese Welfare Association]. Available at: www.shflxh.mca.gov.cn.

2. Ministerstvo grazhdanskikh del [The Ministry of Civil Affairs]. Available at:www.mca.gov.cn.

3. Ministerstvo finansovKitaya [China Ministry of Finance]. Available at: www.szs.mof.gov.cn.

4. Chzo Tsantsin. Sozdanie novoi sistemy sotsialisticheskoi rynochnoi ekonomiki [Creation of a new system of socialist market economy]. 1993. No. 2. Pp. 77-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.