Научная статья на тему 'Состояние системы социального обеспечения в современном Китае'

Состояние системы социального обеспечения в современном Китае Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4742
927
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ / СОВРЕМЕННЫЙ КИТАЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лай Юньцзян

Статья посвящена состоянию системы социального обеспечения в современном Китае. Анализируются четыре уровня социального обеспечения населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SITUATION OF SOCIAL SECURITY SYSTEM IN CONTEMPORARY CHINA

The article is devoted to the situation of social security system in contemporary China. Analyzes the four levels of people’s social security system.

Текст научной работы на тему «Состояние системы социального обеспечения в современном Китае»

9. Clutterbuck David, Goldsmith Marshall. The Talent Wave: Why Succession Planning Fails and What to Do About It) - Kogan Page, 2012.

10. Effron Marc. One Page Talent Management: Eliminating Complexity, Adding Value - Harvard Business Press, 2010.

11. Global Leadership Forecast 2011: Time for a Leadership Revolution [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ddiworld.com/glf2011/, свободный. - Загл. с экрана.

12. Groysberg Boris. Chasing Stars: The Myth of Talent and the Portability of Performance - Princeton University Press, 2012

13. Managing Talent With the Right Technology [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://business.salary.com/managing-talent-with-the-right-technology/, свободный. - Загл. с экрана.

14. PwC Экспресс-исследование 2013: управление талантами и ценностным предложением для сотрудника [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.pwc.ru/en_RU/ru/hr-consulting/publications/assets/hr-pulse_survey-tm-evp-2013.pdf/, свободный. - Загл. с экрана.

15. Talent management: an overview [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cipd.co.uk/hr-resources/factsheets/talent-management-overview.aspx, свободный. - Загл. с экрана.

Лай Юньцзян

Lai Yunjiang

СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ

Аннотация. Статья посвящена состоянию системы социального обеспечения в современном Китае. Анализируются четыре уровня социального обеспечения населения. Ключевые слова: социальная помощь, система социального обеспечения, прожиточный минимум, современный Китай.

THE SITUATION OF SOCIAL SECURITY SYSTEM IN CONTEMPORARY CHINA

Abstract. The article is devoted to the situation of social security system in contemporary China. Analyzes the four levels ofpeople's social security system.

Keywords: public assistance, social security system, living wage, contemporary China.

Современное состояние развития системы социального обеспечения в Китае определяется единой централизованной государственной политикой. Правительство стремится создать единый механизм социального обеспечения на территории всей страны и для всех без исключения граждан.

На современном этапе система социального обеспечения решается с помощью трехстороннего механизма: государство, коммерция и общественная или личная инициатива. По выдвинутым правительством направлениям строительства среднезажиточного общества принят «Национальный план решения проблем по правам человека на 2012-2015 гг.» [1].

Государство берет на себя основную функцию в системе социального обеспечения. Но государственные программы активно поддерживаются также корпорациями. Проблема корпоративной социальной ответственности активно рассматривается на всех уровнях общества: СМИ, в государственных структурах, в корпорациях, в регионах страны, вследствие чего многие компании стали уделять значительное внимание социальным программам поддержки и развития персонала, членов их семей, формирования фондов предоставления материальной помощи нуждающимся. Наличие в корпорациях программ социальной ответственности за развитие и поддержку персонала на предприятиях становится всё более престижным.

В сложившейся системе социального обеспечения населения страны на современном этапе в Китае можно выделить четыре уровня социального обеспечения. Первым уровнем является социальная помощь. Главным показателем потребности человека в социальной помощи является уровень прожиточного минимума. Прожиточный минимум характерен для всех регионов, для всего населения

© Юньцзян Лай, 2014

и социальных групп. В бюджетах местных правительств прописана статья расходов «на обеспечение прожиточного минимума населения».

Важным аспектом регулирования социального обеспечения населения в Китае является минимальный размер оплаты труда (МРОТ). МРОТ устанавливается государством и предприниматель должен соблюдать данную норму. В КНР нет единого показателя МРОТ для всей страны или отдельной провинции. Правительства провинций определяют МРОТ для каждой из групп, по которым разделены административно-территориальные единицы уездного уровня. Уезды делятся на четыре категории: первая категория - районы наиболее развитых городов; вторая категория - территория менее развитых городов; третья группа включает в себя основную часть всех сельских уездов; четвертая группа включает наименее развитые и удаленные от центра территории страны.

Выделяются следующие виды МРОТ: ежемесячный МРОТ; МРОТ за один час рабочего времени; МРОТ за один час рабочего времени при неполном рабочем дне; МРОТ для отдельных категорий работников (например, в провинции Шаньси установлен ежемесячный минимальный размер оплаты труда для шахтеров) [2]. Размеры МРОТ постоянно изменяются. Так, в 2012 г. в Пекине был повышен МРОТ с 199 долл. США в месяц до 224 долл. США [3].

Политика социальной помощи КНР развивается в нескольких направлениях: создание новых рабочих мест, регулирование минимальной оплаты труда, формирование фондов поддержки уровня жизни населения, формирование условий позволяющих жителям китайских регионов повышать свой уровень жизни и развития. Например, в деревнях поставлена цель, чтобы каждая нуждающаяся семья выращивала овощи, фрукты на продажу, собирала лекарственное сырье. Хотя бы один человек в семье должен получить работу в местной промышленности или возможность для отхожего промысла. Политика социальной помощи направлена не только на поддержание населения, но и на развитие «человеческого потенциала» всех регионов.

По проблеме социальная помощь населению в докладе посвященном «Плану развития социальной экономики в Китае (2012 г.)» [3] выделены ряд задач, которые должны помочь решению данной проблемы:

В плане сделан акцент на развитие низко бюджетного жилищного строительства; предполагается введение соответствующей компенсации при изъятии земель; пересмотрена фискальная политика для предприятий социального обеспечения; формируются фонды финансовой поддержки предприятий социального обеспечения в городах и на селе; разрабатываются меры по привлечению частного сектора для участия в строительстве низкобюджетного жилья и вспомогательных сооружений; внедряются механизмы привлечения инвестиций в строительство, эксплуатацию и управление жильем в низко бюджетных проектах. Реконструируется ветхое жилье в городах и селах, а также строительство домов городского типа для семей кочевников [5].

Опора на обеспечение необходимым (жильем, одеждой, бытовой техникой и т.д.), а не финансирование нуждающихся через пособия является, по нашему мнению, наиболее правильным подходом, так как предоставление социальных благ не способствует «развращению людей» данными им деньгами, а способствует пониманию ими необходимости участия в общенародной деятельности.

Вторым уровнем социального обеспечения является социальное страхование, которое объединяет несколько видов страхования: пенсионное, медицинское, по безработице, страхование материнства и пособия на детей. Основным направлением является пенсионное страхование.

В конце 90-х годов в Китае восстанавливается система пенсионного обеспечения, при которой государство было главным гарантом пенсионного обеспечения населения. Выплата пенсий происходит из Фонда социального обеспечения, сформированного за счет средств государственного бюджета.

На современном этапе в Китае пенсионная система состоит из трех частей:

1) пенсионные пособия единые для всех рабочих и служащих;

2) пенсионные выплаты на рабочих и служащих со стороны предприятий;

3) самостоятельные пенсионные сбережения рабочих и служащих по индивидуальным программам [6].

Правительство Китая с 2005 по 2013 гг. повышает ежегодно пенсии. В результате размер средней пенсии для 62 миллионов пенсионеров в 2012 году достиг 1650 юаней в месяц [7]. Пенсия превысила даже показатели минимальной заработной платы Гуандуна и Шанхая.

В 2009 году правительство запустило сельскую пенсионную программу. Министерство трудовых ресурсов и социального обеспечения Китая сообщило, что в октябре 2012 года система пенсионного страхования в Китае охватила 459 миллионов человек. Серьезной проблемой в системе социального страхования до настоящего времени является медицинское страхование. Переход на современную структуру страхования осуществлялся в течение длительного времени в несколько этапов. В 90-е годы предприятия приняли участие в медицинских расходах своего персонала. Следующим шагом стало создание общегосударственного фонда медицинского страхования, взносы в который делали как рабочие, так и предприятия. Особенностью этого периода стало использование страховки принадлежащей работникам предприятия и членам их семей. В конечном варианте система медицинского страхования сложилась в виде фондов, в которые взносы поступают из трех источников: государство, предприятия, рабочие.

По положению о медицинском страховании все работодатели участвуют в системе базового медицинского страхования. Размеры взносов варьируются на региональном уровне и различны в разных провинциях. Пенсионеры пользуются базовым медицинским страхованием, не уплачивая базовых взносов.

Так, например, в Пекине работодатель выплачивает 10 % от суммы средней заработной платы работника в качестве ставки базового медицинского страхования, работник уплачивает 2 % + 3 юаня. В Шанхае предприятие платит - 10 % и в добавление к этому 2 % в качестве местного сбора на медицинское страхование, работник платит 2 %. В провинции Хэбэй отчисления предприятия и работника соответствуют - 7,5 и 2 %. Таким образом, ставки страхования в различных провинциях и городах различны и основной причинной является, уровень развития медицинских учреждений обслуживающих население. Высокая степень технологического обеспечения медицинских учреждений требует и высокого финансового обеспечения.

В 2011 году число жителей страны, принявших участие в базовой программе медицинского страхования составило более 1,26 млрд. человек, то есть практически все жители Китая. Стоимость самых распространенных лекарственных средств являются приемлемыми для большинства населения. Важным аспектом для развития медицины в Китае является тот факт, что правительство взяло курс на развитие медицинского туризма для иностранцев на основе китайской традиционной медицины. Данное направление позволит облегчить населению Китая получение качественных медицинских услуг на бюджетной основе. В 2011 г. по данным СМИ бюджет на развитие китайской медицины составил 500 млрд юаней (для сравнения в 2009 г. — 300 млрд. юаней) [8].

К 2012 году в Китае была создана крупнейшая в мире система медицинского обеспечения обслуживающая 95 % населения [9]. МОТ дала положительную оценку системе медицинского обеспечения в Китае [10].

Одним из важных направлений социального страхования стало страхование по безработице. Данный вид страхования находится под контролем государства, который пополняется за счет средств предприятий. По стране до сих пор не определен единый размер пособия по безработице. Безработные, в чьих семьях среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, имеют право на получение дотации.

Следует так же указать такую категорию работников на китайских предприятиях как «ожидающие работу», но фактически безработные, они зачисляются в штат предприятия и получают базовую зарплату [11].

По Постановлению Государственного совета КНР «О страховании от безработицы» (№ 258 от 22.01.1999) данный вид страхования является обязательным и направлен на обеспечение условий жизни во время безработицы и трудоустройства. В фонд страхования взносы поступают от предприятий и от персонала. Размер пособий устанавливается для каждого района Китая отдельно, но не ниже уровня прожиточного минимума. В зависимости от срока страхования работника определяется срок выплат пособия по безработице. Минимальный срок выплат - 12 месяцев, максимальный составляет 24 месяца.

Не менее сложным является страхование производственного травматизма. Страхование от несчастных случаев на предприятиях производится в соответствии с Законом «О социальном страховании» и Положением «О страховании производственного травматизма». Взносы по данному страхованию уплачиваются работодателями. Работники взносов не платят.

Выделяются отрасли с высоким уровнем травматизма, где дифференциация идет по частоте случаев травматизма на различных предприятиях. Страховое покрытие по страхованию травматизма охватило к концу сентября 2012 года более чем 180 миллионов человек. Система социального обеспечения охватывает: базовое пенсионное страхование, страхование по старости, первичную медицинскую помощь, базовое медицинское страхование. Только система медицинского страхования охватывает 1,3 млрд человек [12].

Третье направление развивает и закрепляет индивидуальную инициативу граждан по аккумуляции ресурсов для решения личных проблем, возникающих вследствие социальных, производственных и экономических рисков. Данное направление включает вопросы добровольного коммерческого страхования по ряду рисков и формирует систему защиты гражданами своего материального благополучия за счет личного добровольного страхования, страховых взносов предприятий и взаимного страхования граждан. Государство, в основном, берет на себя ответственность за реализацию базового социального обеспечения и социального страхования, где его роль заключается не только в гарантиях решения данных вопросов, не только в регулировании, но и прямом перераспределении экономических ресурсов (как коммерческих, так и государственных) во благо всего общества.

Развитие индивидуальной и кооперативной инициативы происходит на уровне уездов и их частей в виде касс взаимопомощи, кооперативов и т.д.

Четвёртое направление социального обеспечения проявляется в реализации «социальной заботы» о военнослужащих. В данное направление включается решение проблем с получением прожиточного минимума уволенных в запас, пенсионное обеспечение, медицинское обеспечение, жилищное обеспечение офицерам и их семьям. В данном направлении инициатива финансирования полностью принадлежит государственным источникам. Данное направление регулируется Министерством обороны КНР.

По данным Министерства труда и социального обеспечения к концу 2012 года сформированы основные механизмы системы социального обеспечения охватывающих как городских, так и сельских жителей Китая.

В системе социального страхования Китая необходимо выделить следующие проблемы: страхованием не охвачены временные работники государственных и частных предприятий, трудящиеся-мигранты, безземельные фермеры. Некоторые малые предприятия не хотят страховать сотрудников, часть работников заинтересованы в прямом заработке, некоторые работники с низкими доходами не хотят участвовать в страховании. Большой проблемой является обеспечение персонала обанкротив-

шихся государственных предприятий, особенно это касается работников пенсионного и предпенсионного возраста.

Можно констатировать следующее: современное развитие системы социального обеспечения Китая опирается на впечатляющие результаты, достигнутые в процессе социально-экономических реформ. Результаты экономического развития приводят к формированию условий социального развития и перехода благосостояния народа на более высокий уровень к всеобщей зажиточности (фуюй шехуэй).

Опыт функционирования и развития системы социального обеспечения Китая может принести для России и других развивающихся стран мира много пользы при совершенствовании аналогичных систем в их странах.

В основе деятельности Коммунистической партии Китая лежит, прежде всего, забота о подъеме уровня качества жизни каждого человека почти полутора миллиардного многонационального китайского народа. Глава КНР Си Цзиньпин на современном этапе поставил перед китайским народом стратегически грандиозную задачу - воплотить в жизнь «китайскую мечту», которая включает три компонента: сильное и богатое государство, национальный подъем и народное счастье. Он отметил, что «китайская мечта принадлежит народу, в ее осуществлении нужно опираться на народ, нужно постоянно создавать счастье для народа».

Библиографический список

1. Прогресс развития прав человека в Китае в 2012 г. (на кит. языке) [Электронный ресурс]. - URL: http://gov.en/2012-06/l 1/content_2158183_5.htm (дата обращения: 11.06.2012).

2. Минимальный размер оплаты труда в КНР [Электронный ресурс]. - URL: http://enlegal.ru/ehina_labour/minimum_wage/ (дата обращения: 01.08.2012).

3. Минимальный размер оплаты труда в КНР [Электронный ресурс]. - URL: http://enlegal.ru/ehina_labour/minimum_wage/ (дата обращения: 01.08.2012).

4. Доклад о развитии общества и экономики в Китае в 2012 г. (на кит. языке) [Электронный ресурс]. - URL: http://gov.en/offieial/2012-03/16/eontent_2093432.htm (дата обращения: 16.03.2012).

5. Доклад о развитии общества и экономики в Китае в 2012 г. (на кит. языке) [Электронный ресурс]. - URL: http://gov.en/offieial/2012-03/16/eontent_2093432.htm (дата обращения: 16.03.2012).

6. Селиванова Е.Ф. Реформа системы социальной защиты населения / Социальные последствия рыночных преобразований в КНР (1978-2002) / Отв. ред. Э.П. Пивоварова. - М.: ИДВ РАН, 2004. - 229 с.

7. В Китае увеличены базовые пенсионные пособия[Электронный ресурс]. - URL: http://www.entv.ru/2012/03/08/ARTI1331174860116532.shtml (дата обращения: 08.03.2012).

8. Здравоохранение в Китае [Электронный ресурс]. - URL: http://www.treatment-abroad.ru/destinations/treatmentehina/healthsis_ehina (дата обращения: 05.04.201).

9. В Китае создана крупнейшая в мире система медицинского обслуживания [Электронный ресурс]. - URL: http://russian.eri.en/1281/2012/11/14/1s448401.htm (дата обращения: 14.11.2012).

10. Международная организация труда дала системе медицинского страхования населения КНР положительную оценку [Электронный ресурс]. - URL: http://russian.news.en/health/2012-09/04/e_131826702.htm (дата обращения: 04.09.2012).

11. Китайская Народная Республика в 2006: политика, экономика, культура. - М.: ИДВ РАН, 2006. - 174 с.

12. Социальное обеспечение полного охвата фокусируется на основах безопасности. (на кит. языке) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mohrss.gov.en/SYrlzyhshbzb/zwgk/szrs/ndtjsj/tjgb/201306/ t20130603_104411.htm (дата обращения: 13.6.2013).

Все переводы с китайского языка на русский язык сделаны автором статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.