Научная статья на тему 'Жизненный выбор педагога Игоря Федоровича Попова -кочевой образ жизни, воспитание средствами туризма и краеведения'

Жизненный выбор педагога Игоря Федоровича Попова -кочевой образ жизни, воспитание средствами туризма и краеведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ / ВОЙНА / ЭВАКУАЦИЯ / ДЕТСКИЙ ДОМ / ВОСПИТАНИЕ / ВЗРОСЛЕНИЕ / ПОХОД / КРАЕВЕДЕНИЕ / CHILDREN AND YOUTH TOURISM / WAR / EVACUATION / ORPHANAGE / EDUCATION / UPBRINGING / CAMPAIGN / STUDY OF LOCAL LORE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильяшенко Ирина Евгеньевна

Представлены воспоминания ветерана детско-юношеского туризма и краеведения города Москвы Игоря Федоровича Попова о детстве и эвакуации в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Показан путь становления педагога, методиста, инструктора спортивного туризма. Охарактеризованы основные педагогические принципы, используемые И. Ф. Поповым в организации туристско-краеведческой деятельности со школьниками, в подготовке педагогических и туристских спортивных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильяшенко Ирина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vital choice of the teacher Igor Fedorovich Popov - nomadic way of life, education by means of tourism and study of local lore

The article presents the recollections of the veteran of youth and children tourism and local lore in the city of Moscow, Igor Fedorovich Popov about the childhood and evacuation in the days of the Great Patriotic War of 1941-1945. The way of formation of a teacher, methodologist, instructor of sports tourism is shown. The narrator characterizes the basic pedagogical principles used by I. F. Popov in the organization of tourism and local lore activities with pupils while preparing to pedagogical and tourism sports events.

Текст научной работы на тему «Жизненный выбор педагога Игоря Федоровича Попова -кочевой образ жизни, воспитание средствами туризма и краеведения»

УДК 351.856.1; 908; 37.086

И. Е. Ильяшенко

ЖИЗНЕННЫЙ ВЫБОР ПЕДАГОГА ИГОРЯ ФЕДОРОВИЧА ПОПОВА -КОЧЕВОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ

Представлены воспоминания ветерана детско-юношеского туризма и краеведения города Москвы Игоря Федоровича Попова о детстве и эвакуации в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Показан путь становления педагога, методиста, инструктора спортивного туризма. Охарактеризованы основные педагогические принципы, используемые И. Ф. Поповым в организации туристско-краеведческой деятельности со школьниками, в подготовке педагогических и туристских спортивных кадров.

The article presents the recollections of the veteran of youth and children tourism and local lore in the city of Moscow, Igor Fedorovich Popov about the childhood and evacuation in the days of the Great Patriotic War of 1941-1945. The way of formation of a teacher, methodologist, instructor of sports tourism is shown. The narrator characterizes the basic pedagogical principles used by I. F. Popov in the organization of tourism and local lore activities with pupils while preparing to pedagogical and tourism sports events.

Ключевые слова: детско-юношеский туризм, война, эвакуация, детский дом, воспитание, взросление, поход, краеведение.

Keywords: children and youth tourism, war, evacuation, orphanage, education, upbringing, campaign, study of local lore.

Игорь Фёдорович Попов - знаменитый в Москве организатор детско-юношеского туризма и краеведения. Сегодня это заслуженный и уважаемый ветеран, который имеет звания: заслуженный путешественник России, действительный член Русского географии-ческого общества, академик МОО «МАДЮТК», почётный работник общего образования Российской Федерации, почётный гражданин муниципального района Гольяново г. Москвы, старший инструктор-методист по туризму.

«Игорь Фёдорович Попов не боится холодов» - так шутливо, но с глубоким уважением приветствовали юные туристы группы Игоря Фёдоровича на просторах нашей Родины во время путешествий и спортивных походов.

Семью Игоря Фёдоровича, как и многие другие советские семьи, война застала врасплох. Яркие и горькие воспоминания оставила война в памяти маленького мужичка - Игоря Фёдоровича (ему в 1941 г. было 9 лет). Взросление прошло быстро - уже в сентябре 1941 г. он участвовал в рытье противотанковых рвов в районе Подрезково вместе с другими учащимися Горетовской школы. Во время рытья немецкие самолёты сбрасывали листовки на русском языке:

Дорогой товарищ, Сталин! Мы бомбить Москву не станем, А поедем за Урал, Всех жидов достанем.

Дамочки-гражданочки, Не ройте эти ямочки. Приедут наши таночки, Зароют ваши ямочки.

Война резко изменила жизнь мальчишки Игоря Попова. Перипетии кочевой жизни начались с эвакуации детских домов, в одном из них, Крюковском, работала воспитателем его мама. Их разъединили ещё во время эвакуации, ехали в разных эшелонах. Маленький Игорь без мамы с остальными детьми-сверстниками из детского дома «путешествовал» сначала на Урал, в г. Златоуст, «больше месяца ехали на поезде (жили в семьях). В 1942 г. переехали в г. Курган, дальше шли пешком 100 км по распутице до конечного пункта села Половинное». В селе детский дом разместили в школе, здесь они учились и жили, с ними вместе учились дети, эвакуированные из Ленинграда.

На всю жизнь Игорь Фёдорович запомнил лозунг, который был актуален в годы Великой Отечественной войны: «Знания нужны в жизни, как винтовка в бою». Ярким примером ему служили сверстники-ленинградцы, заканчивавшие за год два класса.

Эвакуационная жизнь на Урале завершилась для подростка Игоря в 1944 г., он вместе с детским домом возвратился в Крюково. Но за годы, проведенные в детском доме, Игорь Фёдорович научился от разных хороших людей многому полезному: вязать рыболовные сети, делать воздушные шары, планеры; плавать на плотах, сделанных своими руками, по речке Горетовке; работать пилой и топором, разжигать костёр с одной спички.

Самыми первыми учителями Игоря Фёдоровича были демобилизованные защитники Отечества. В эти суровые для страны годы, когда ещё шла война, по приказу Сталина бывшие учителя были направлены в школы и детские дома для того, чтобы детишки могли учиться.

Такими учителями был их воспитатель, военный лётчик Николай Николаевич Бухаров, и два директора, бывшие воспитанники детской колонии Антона Семёновича Макаренко, Иван Иванович Виноградов и Иван Иванович Селиков. Отзывы о них Игоря Фёдоровича не только теплые, но и благодарные, прежде всего за педагогические премудрости и житейские советы.

Тяга к путешествиям, романтике, появившаяся ещё с детства и подкреплённая первыми учителями, определила будущую профессию Игоря Фёдоровича. Однако мечта не совсем сбылась, по здоровью он не смог учиться в мореходке в Херсоне, куда поступил после окончания семилетки, и в 1949 г. стал учащимся в Московском железнодорожном училище. Здесь он полюбил спорт: в обществе «Трудовые резервы» Игорь Федорович занимался военным пятиборьем (стрельба из пистолета, мотоцикл, плавание, бег на 1500 м, метание гранаты). Подростка Попова, подававшего спортивные надежды, заметили после Первенства СССР по лёгкой атлетике в 1952 г. и пригласили в Ленинград учиться в техникуме физкультуры на тренера.

Известный в то время спортсмен В. В. Добкович возглавлял школу инструкторов по туризму, которую в процессе учёбы в техникуме закончил Игорь Фёдорович.

Детско-юношеским туризмом И. Ф. Попов начал заниматься серьёзно после окончания техникума, работая учителем физкультуры, а потом - географии. 16

Сводив школьников первый раз в поход, молодой педагог начал понимать, что поход может иметь большое значение в воспитании ребят. Где, как не в походе, они учатся обслуживать себя, жить в коллективе, совместно преодолевать трудности, любоваться природой, общаться, познавать мир. Работая в школе-интернате, где учились дети со сложными судьбами, Игорь Фёдорович много раз убеждался в действенной силе воспитания походов.

По окончании Московского государственного заочного педагогического института Игорь Федорович работает учителем в школах, Дзержинского, Куйбышевского, Калининского, Доме пионеров Сокольнического районов г. Москвы, где активно организует детско-юношеское массовое туристское движение.

Большую роль в жизни Игоря Фёдоровича, в его становлении как профессионального туристского организатора, руководителя детских туристских походов сыграл Вячеслав Васильевич Титов, мастер спорта по туризму, старший инструктор клуба «Спартак». Под руководством В. В. Титова Игорь Фёдорович делал первые шаги руководителя сложных спортивных походов по Карелии, Кавказу и Приполярному Уралу.

В одном эксперименте, который был начат в походе в 80-х гг. в горах Хамар-Дабан (южная оконечность Байкала), Игорь Фёдорович был в числе разработчиков методики одного из очень сложных процессов физиологии человека, который называется очень просто - утомление. Им был найден (вводился лично) и научно обоснован режим чередования работы и отдыха, который не даёт во время многодневного спортивного похода, изо дня в день скапливаться продуктам утомления в организме юного туриста. Экспериментальные исследования И. Ф. Попова заняли свыше 30 лет, так как были связаны не только с возрастной физиологией, но и с другими науками.

Игорь Фёдорович считает, что, к сожалению, сейчас в авторских программах по спортивному туризму и в методиках тренировочного процесса юного туриста физиологический процесс - утомление - не всегда учитывается, а это очень серьёзно, потому что утомление переходит в фазу переутомление, затем идёт фаза патология, за которой следует летальный исход.

Никакие невзгоды в жизни не сломили этого стойкого, упорного, целеустремленного педагога, даже когда получил направление на Чукотку и работал с 1991 г. до 1994 г. в селе Уэлен учите -

17

лем географии в школе-интернате, водил школьников в поход, учил любить природу и выживать в ней, уважать свои культурные традиции и любить Родину.

В Уэлене готовил из местных жителей инструкторов туризма. Это место - восточная оконечность материка Евразия - очень притягательно для тех, кто понимает и у кого доллары есть. Доставленным в Уэлен туристам надо и посёлок показать, и его достопримечательности, и людей. В зимнее время - сообщения вертолётами из США, воздушные шары, собачьи упряжки. Так что гиды-проводники, что готовил Игорь Фёдорович, пригодились в это безденежное время.

Для получения разрешения на открытие своей районной Маршрутно-квалификационной комиссии Игорь Фёдорович летал в Магадан, так как в столице Чукотки г. Анадырь местные чиновники и знать не хотели ни о каком туризме, особенно среди чукчей и эскимосов.

Возвратившись в Москву, Игорь Фёдорович работал в открывшемся тогда Экспериментальном центре детско-юношеского туризма и экскурсий «Родина» под руководством директора, доктора педагогических наук, профессора А. А. Остапца-Свешникова. Александр Александрович Остапец-Свешников оставил добрую память о педагогических дискуссиях: о роли воспитания в походах, о роли педагога и его методах воспитательного воздействия на ребенка, о туристско-краеведческой деятельности в целом и, конечно, о подготовке туристских педагогических кадров.

Игорь Фёдорович уделял и уделяет большое внимание подготовке кадров детско-юношеского туризма и методической работе. За время его работы в Доме пионеров Сокольнического района (1980-1991 гг.) он организовывал и проводил каждый год по 2 школы инструкторов по туризму. Во время работы в Экспериментальном центре детско-юношеского туризма и экскурсий «Родина» (1994-2013 гг.) провёл более 6 школ «Инструктор детско-юношеского туризма».

Занимаясь туристско-краеведческой деятельностью, Игорь Фёдорович водил в спортивные походы ребятишек по просторам нашей необъятной Родины.

Группа «Горизонт» - детище Игоря Фёдоровича. В ней несколько поколений школьников, их родителей стали учителями, врачами, геологами, юристами и другими специалистами. В группе 18

«Горизонт» всегда воспитывался коллективизм, доброжелательность и уважение. Одним из девизов был «Туризм - наука, труд -необходимость, коллектив - сила!».

Методические разработки и практический опыт Игоря Фёдоровича - ценный труд педагога, учителя, он достоин обобщения и использования.

Игорь Фёдорович выработал общий стаж 68 лет, том числе 30 лет в школе. Сейчас он отдыхает на заслуженной пенсии.

Игорь Фёдорович - не только замечательный человек, добрый, отзывчивый, честный, хороший семьянин (жена Валентина Никифоровна, в прошлом - учитель физкультуры, дочь Елена Игоревна по профессии гидролог, сын Алексей Игоревич - учитель информатики, инструктор детско-юношеского туризма, дочь Татьяна Игоревна - цветовод, внучка Ольга Владимировна - менеджер по культуре и туризму, внук Андрей Алексеевич учится в Московском государственном техническом университете имени Н. Баумана, внучка Светлана Игоревна родилась в 2010 г.), но и требовательный учитель и воспитатель.

Благодаря таким людям, как Игорь Фёдорович Попов, жизнь приобретает смысл, а неудача становится лишь поводом сделать ещё один шаг на пути восхождения.

Закончить повествование об академике МОО «МАДЮТК» Игоре Фёдоровиче Попове хочется его напутствием молодому поколению:

«Да, ТУРИЗМ является и миром Спорта и Образования, Воспитания человечности. Мир спорта в туризме особый: с кем боремся? Не боремся, а изучаем законы Природы, боремся со своей слабостью, страхами и другими отрицательными качествами.

В настоящее время, я считаю, что должности туристского организатора нужно возродить в образовательных организациях, как недавно возродили должность вожатых по школам.

Туристские организаторы необходимы каждой школе. Если на перспективу, по-хорошему, то

1) в каждой школе и учреждении дополнительного образования должен быть туристский организатор, пусть на общественных началах,

2) в каждом муниципальном районе (а их 16 в Восточном округе Москвы) также должен быть туристский организатор,

3) в каждом учреждении дополнительного образования детей должна работать методическая служба по туристско-краеведческой деятельности,

4) в каждом округе Москвы и городе необходимы общественные Координационные советы по туристско-краеведческой деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.