Научная статья на тему 'Жизненные убеждения личности с разным уровнем социальной зрелости'

Жизненные убеждения личности с разным уровнем социальной зрелости Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
907
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ / УРОВЕНЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ / БАЗОВЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ УБЕЖДЕНИЯ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Усова Наталия Владимировна

В статье рассматриваются взаимосвязи социальной зрелости и базовых убеждений личности, показывается, что по мере развития социальной зрелости свойственные более низким формам позитивная базовая философия и низкая активность сменяются более реалистичной картиной мира и высоким уровнем творческой и интеллектуальной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fundamental Convictions, Personality and Person''s Social Maturity

This article covers interlinks between person’s social maturity and fundamental convictions. It is shown that in the course of social maturation, positive base philosophy(inherent to lower forms) along with low activity change to a more realistic picture of the world and high level of creative and intellectual activity.

Текст научной работы на тему «Жизненные убеждения личности с разным уровнем социальной зрелости»

15 См.: Гордеева Т. О. Мотивационные факторы, влияющие на достижения в учебной деятельности, или мотивация обучения : пять условий успеха // Психология в вузе. 2005. № 4. С. 3-27.

См.: Бодалев А. А., Рудкевич Л. А. Как становятся великими или выдающимися? М., 2003. 287 с.

17 См.: Адлер А. Понять природу человека / пер. Е. А. Цы-пина СПб., 2000. 253 с.

18 См.: Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности : основные положения, исследования и применение / пер. с англ.

УДК 316.6

В статье рассматриваются взаимосвязи социальной зрелости и базовых убеждений личности, показывается, что по мере развития социальной зрелости свойственные более низким формам позитивная базовая философия и низкая активность сменяются более реалистичной картиной мира и высоким уровнем творческой и интеллектуальной активности.

Ключевые слова: социальная зрелость личности, уровень социализации, базовые жизненные убеждения, личность.

Fundamental Convictions, Personality and Person's Social Maturity

N. V. Usova

This article covers interlinks between person's social maturity and fundamental convictions. It is shown that in the course of social maturation, positive base philosophy (inherent to lower forms) along with low activity change to a more realistic picture of the world and high level of creative and intellectual activity. Key words: person's social maturity, socialization level, fundamental convictions, personality.

В современной психологии, говоря о личности, мы должны учитывать, что все ее социально-психологические характеристики,свойства и способности очень специфичны. Процесс развития личности предполагает формирование личного социального опыта, который поможет достичь социальной зрелости. В свою очередь, социальная зрелость характеризуется, помимо прочего, и сбалансированными отношениями личности и группы, общности ближайшего социального окружения1. В процессе социального развития личности формируется ее мировоззрение, придающее личности уверенность в своих взглядах, знаниях и оценках реальной действительности.

С. Меленовской, Д. Викторовой. СПб. ; М .; Харьков ; Минск ; Питер, 2000. С. 162.

19 См.: МаслоуА. Г. Мотивация и личность. СПб., 1999. 479 с. ; Маслоу А. По направлению к психологии бытия. М., 2002. 300 с.

20 См.: Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М., 2001. 416 с.

21 См.: Бандура А. Теория социального научения. М., 2000. 320 с.

На наш взгляд, на разных уровнях социальной зрелости доминируют определенные базовые жизненные убеждения. Выявлению взаимосвязи между уровнем социальной зрелости и базовыми жизненными убеждениями посвящено данное исследование. Исследование проводилось в 2012 г., в нем приняли участие 48 опрошенных в возрасте от 18 до 55 лет. В качестве методического аппарата мы использовали: 1) «Шкалу базовых убеждений» Лапо((-Ви1тап), которая основана на концепции базовых убеждений, касающихся доброты и разумности окружающего мира, доброжелательности или враждебности людей и ценности собственного Я2; 2) тест «Уровни социализации личности» (Р. И. Мокшанцев), позволивший классифицировать испытуемых по группам, характеризующим уровень социальной зрелости респондентов: «младенец», «малыш»,

" 3

«подросток», «юноша» и «взрослый» .

Рассмотрим полученные нами результаты исследования (табл. 1): можно констатировать позитивное восприятие испытуемыми окружающего мира. Они открыты новому, склонны доверять окружающим людям, оптимистичны, проявляют готовность к партнерскому взаимодействию, имеют высокую самооценку. Чаще всего они характеризуются достаточно высокой убежденностью в возможности контроля и управления жизненными событиями. Все вышесказанное позволяет утверждать, что у испытуемых есть чувство психологической безопасности, которое, по словам С. А. Богомаз, А. Т. Гладких, является важным условием личностного развития4.

Далее перейдем к рассмотрению результатов исследования уровня социализации (табл. 2).

ЖИЗНЕННЫЕ УБЕЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ

Н. В. Усова

Институт социального образования (филиал)

Российского государственного социального университета в г. Саратове

E-mail: Usova_Natalia@mail.ru

© Усова Н. В., 2012

Н. В. Усова. Жизненные убеждения личности с разным уровнем социальной зрелости

Результаты исследования жизненных убеждений

Таблица 1

Показатели Шкала жизненных убеждений

BW ВР J С R SW SC L

Среднее значение 4,74 4,12 3,98 4,18 4,08 3,74 4,16 4,02

Нижний квартиль 2,75 2,25 2,75 2,75 2,75 2,25 2,5 2,5

Верхний квартиль 5,75 5 6 5,5 5,75 5 5,75 5,25

Стандартное отклонение 0,68 0,38 0,75 0,54 0,54 0,58 0,64 0,53

Примечание. BW - благосклонность мира; ВР - доброта людей; J - справедливость мира; R - случайность как принцип распределения происходящих событий; SW - ценность собственного «Я»; SC - степень самоконтроля; L - степень удачи или везения.

Таблица 2

Результаты исследования уровня социализации

Показатели Уровни социализации

Младенец Малыш Подросток Юноша Взрослый

Количество опрошенных, % 9,6 38,7 13 29 9,3

Среднее значение 8,29 9,61 5,19 8,48 5,74

Дисперсия 9,11 10,62 5,32 14,25 12,84

На стадии «младенец» находится 9,6% опрошенных, для них характерно полное отсутствие критического анализа, они нуждаются в указаниях и руководстве, так как без четкого контроля попадают в затруднительные положения и подчас совершают противоправные поступки. Взрослый человек, остановившийся на этой стадии социализации, имеет тенденцию к нападению и разрушению всего непонятного. Чаще всего они не способны объяснить собственные поступки, у них отсутствует абстрактное мышление, мыслят они грубо и конкретно, ищут удовольствия и избегают боли. Основной движущей силой их поведения являются примитивные эмоции - гнев, желание, страх. В отношениях с другими они не испытывают искренних привязанностей, руководствуются убеждением, что другие люди могут быть лишь средством для достижения собственных целей.

На стадии «малыш» находятся 38,7% опрошенных. Для лиц, находящихся на данной стадии, так же как и на предыдущей, характерен низкий уровень социальной зрелости. В ситуации выбора они стараются сделать так же, как делают окружающие, избегать людей, которые выделяются из большинства, «испытывают слепую приверженность установившимся традициям и предубеждение против "других", выглядящих и поступающих "не так"»5. Такие люди добросовестно выполняют все правила и инструкции, стремятся к привычным заданиям, но в незнакомой ситуации теряются, поступая непредсказуемо. Нарушив общепризнанные правила, не берут на себя ответственность за последствия, а перекладывают всю вину на не зависящие от них обстоятельства.

«Подросток» - следующая, переходная стадия социальной зрелости, на которой находится 13% опрошенных. Их отличительными особенностями являются дух соперничества, стремление к победе, амбициозность, дипломатичность. Всех людей, по их мнению, можно поделить на победителей и побежденных, сильных и слабых, богатых и бедных, и они стараются делать все возможное для того, чтобы не оказаться на последних местах. Для достижения собственного успеха они часто могут прибегать к жульничеству и обману, при этом для них характерны высокая коммуникабельность и самостоятельность, обращение к кому-то за помощью заставляет их чувствовать себя побежденными.

Высокого уровня социальной зрелости достигли 29% опрошенных. Личность, находящаяся на стадии «юность», очень восприимчива к чувствам окружающих, она как бы отождествляет себя с ними, и это способствует развитию глубоких, продолжительных взаимоотношений. Но необходимо помнить о том, что человек не всегда способен определить степень искренности и направленность чувств другого, это осложняет межличностные взаимоотношения. Среди основных характеристик, присущих лицам, находящимся на данной стадии, следует обозначить наличие высокоразвитых способностей, обостренное восприятие окружающего мира, чувство личной ответственности, упорство и трудолюбие. Очень идеалистичные, они нередко являются основателями новейших философских и идеологических систем, направленных на искоренение существующей в мире несправедливости.

И, наконец, высший уровень социализации - «взрослый» (9,3%). Основное отличие данных опрошенных состоит в том, что их действия не

Психология социального развития

33

связаны с эмоциями, они способны воспринимать происходящие события целиком и умеют перенести опыт, приобретенный в одних ситуациях, на другие сферы. Главными их характеристиками являются стабильность, эмоциональная уравновешенность, ответственность, трудолюбие. Несмотря на достаточно высокий интеллектуальный потенциал, их речь проста и доступна большинству окружающих, в отношениях с ними проявляют теплоту, уважение и понимание.

Корреляционное исследование позволило обнаружить следующие взаимосвязи между социальной зрелостью и жизненными убеждениями: у респондентов, находящихся на стадии «малыш», есть связь этого уровня с показателем шкалы жизненных убеждений BW (г = 0,39 при р > 0,05); стадия «подросток» - BW (г = 0,27

прир > 0,025); «юноша» - с Я (случайность как принцип распределения происходящих событий) (г = 0,32 при р > 0,05), с BW (г = 0,27 при р > 0,025); «взрослый» - с Я (г = 0,25 прир > 0,05). Таким образом, у опрошенных, находящихся на низком уровне социальной зрелости, существуют такие базовые жизненные убеждения, как благосклонность мира, на более высоком уровне социальной зрелости к убеждению в благосклонности мира добавляется случайность как основной принцип распределения событий, на высоком уровне социальной зрелости убеждение в благосклонности мира полностью сменяется на уверенность, что случайность - основной принцип распределения происходящих событий. Для наглядности представим полученные данные графически (рисунок).

Распределение базовых убеждений в зависимости от уровня социальной зрелости

Эти результаты позволяют говорить о том, что чем ниже уровень социальной зрелости, тем более свойственна человеку позитивная базовая философия, а именно убежденность в том, что в мире больше добра, чем зла. Скорее всего, это связано с общей несформированностью у социально незрелой личности способности к обоснованному прогнозированию, планированию и анализу собственного поведения и происходящих событий, когда она не способна к принятию четко обдуманных решений, не умеет соотносить их со своими возможностями и не стремится нести ответственность за свою судьбу. На среднем уровне социальной зрелости личности по-прежнему свойственно убеждение в благосклонности мира, но с опытом все чаще приходят мысли о том, что все происходящие в жизни события - это лишь результат случайного распределения. На высоком уровне социальной зрелости личность утрачивает убеждение в благосклонности мира и твердо верит в случайность происходящих с ней событий.

34

Утрата позитивной философии жизни по мере развития социальной зрелости свидетельствует о приобретении способности человека к самостоятельной, не зависящей от других жизни, он способен сам поддерживать жизненное равновесие и противостоять трудностям. Достижение этапа зрелости вовсе не означает, что личность утрачивает веру в добро, скорее всего, с данного момента человек начинает оценивать свой опыт, перспективы, свое поведение, сопоставляя с реальными фактами.

Таким образом, результаты нашего исследования, направленного на изучение взаимосвязи социальной зрелости и базовых убеждений личности, позволили сделать вывод о том, что по мере развития социальной зрелости свойственные более низким формам позитивная базовая философия и низкая активность сменяются более реалистичной картиной мира и высоким уровнем творческой и интеллектуальной активности.

Научный отдел

О. С. Гришанова, М. А. Павлова. Социализация личности как фактор реформирования

Работа выполнена в рамках проекта «Социально-психологический анализ процессов социализации и адаптации личности в условиях динамично развивающегося общества» Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (2012-1.2.1-12-000-3005-012).

Примечания

1 См.: Новиков В. В. Социальная психология : феномен и наука. М., 2003. 344 с.

См.: Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности / под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. М., 2003. 112 с. См.: Мокшанцев Р., Мокшанцева А. Социальная психология. Новосибирск, 2001. 406 с. См.: Богомаз С. А., Гладких А. Г. Психологическая безопасность и ее измерение с помощью шкалы базисных убеждений. URL: lib.tsu.ru>mminfo /000063105/318/image/318-191 .pdf (дата обращения: 30.09.2012).

См.: Мокшанцев Р., Мокшанцева А. Указ.соч.

2

4

УДК 373

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР РЕФОРМИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

О. С. Гришанова, М. А. Павлова

Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования E-mail grihanok@mail.ru, E-mail mapavlova@mail.ru

В статье рассматривается проблема социализации личности в аспекте реформирования школьного образования в России; дается оценка отечественной государственной образовательной парадигмы и ее направленности на социализацию личности школьника; указывается, что ограниченность деятельности современной школы лишь образовательной целью приводит к сложностям в процессе социализации личности ребенка. Ключевые слова: личность, социализация, система образования, школа, реформа.

Socialization of the Individual as a Factor in the Reform of School Education in Russia

O. S. Grishanova, M. A. Pavlova

The paper considers the problem of socialization in the aspect of the reform of school education in Russia. The estimation is given of the national public education paradigm and its focus on the socialization of the individual student. It is pointed out that the limited activity of the modern school education only leads to difficultiesin the process of socialization of the child.

Key words: personality, socialization, education, school, reform.

Интенсивное развитие глобализации и информатизация современного общества обусловили переосмысление целей и содержания образования, смену идеологии государственной образовательной политики России. Принципы, декларируемые в официальных документах, были направлены: на обеспечение равного доступа молодежи к качественному образованию в соответствии с их интересами, независимо от матери-

ального достатка семьи, места проживания, национальности и состояния здоровья; на увеличение финансирования и совершенствование системы управления. Однако в современных кризисных условиях наблюдаются существенные трудности в построении образовательной парадигмы.

Образование характеризуется системой социальных взаимоотношений субъектов общественной жизни, одни из которых играют роль заказчиков и потребителей образовательных услуг, другие же предоставляют такие услуги обществу. Будучи социальным институтом, образование способствует воспроизводству человеческого капитала, духовности, формированию активной

жизненной позиции и, как следствие, влияет на

1

социально-экономическое положение страны .

Помимо традиционной функции передачи знаний, что было характерно для доперестроечной России, в настоящее время на государственном уровне актуализируется усиление социальной направленности образования в борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением детей, социальным сиротством. Социальная и воспитательная составляющие школьного образования в настоящее время возрождаются, происходит обращение к опыту и практике советского образования. Школа в современных условиях рассматривается как в контексте формирования у ребенка социального здоровья (привитие общественно значимых норм и ценностей, социально одобряемого поведения), так и в контексте вклада

© Гришанояа О. С., Павлова М. А,., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.