Научная статья на тему 'Социализация личности как фактор реформирования школьного образования в России'

Социализация личности как фактор реформирования школьного образования в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
259
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ШКОЛА / РЕФОРМА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гришанова Оксана Сергеевна, Павлова Маргарита Анатольевна

В статье рассматривается проблема социализации личности в аспекте реформирования школьного образования в России; дается оценка отечественной государственной образовательной парадигмы и ее направленности на социализацию личности школьника; указывается, что ограниченность деятельности современной школы лишь образовательной целью приводит к сложностям в процессе социализации личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socialization of the Individual as a Factor in the Reform of School Education in Russia

The paper considers the problem of socialization in the aspect of the reform of school education in Russia. The estimation is given of the national public education paradigm and its focus on the socialization of the individual student. It is pointed out that the limited activity of the modern school education only leads to difficultiesin the process of socialization of the child.

Текст научной работы на тему «Социализация личности как фактор реформирования школьного образования в России»

О. С. Гришанова, М. А. Павлова. Социализация личности как фактор реформирования

Работа выполнена в рамках проекта «Социально-психологический анализ процессов социализации и адаптации личности в условиях динамично развивающегося общества» Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (2012-1.2.1-12-000-3005-012).

Примечания

1 См.: Новиков В. В. Социальная психология : феномен и наука. М., 2003. 344 с.

См.: Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности / под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. М., 2003. 112 с. См.: Мокшанцев Р., Мокшанцева А. Социальная психология. Новосибирск, 2001. 406 с. См.: Богомаз С. А., Гладких А. Г. Психологическая безопасность и ее измерение с помощью шкалы базисных убеждений. URL: lib.tsu.ru>mminfo /000063105/318/image/318-191 .pdf (дата обращения: 30.09.2012).

См.: Мокшанцев Р., Мокшанцева А. Указ.соч.

2

4

УДК 373

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР РЕФОРМИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

О. С. Гришанова, М. А. Павлова

Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования E-mail grihanok@mail.ru, E-mail mapavlova@mail.ru

В статье рассматривается проблема социализации личности в аспекте реформирования школьного образования в России; дается оценка отечественной государственной образовательной парадигмы и ее направленности на социализацию личности школьника; указывается, что ограниченность деятельности современной школы лишь образовательной целью приводит к сложностям в процессе социализации личности ребенка. Ключевые слова: личность, социализация, система образования, школа, реформа.

Socialization of the Individual as a Factor in the Reform of School Education in Russia

O. S. Grishanova, M. A. Pavlova

The paper considers the problem of socialization in the aspect of the reform of school education in Russia. The estimation is given of the national public education paradigm and its focus on the socialization of the individual student. It is pointed out that the limited activity of the modern school education only leads to difficultiesin the process of socialization of the child.

Key words: personality, socialization, education, school, reform.

Интенсивное развитие глобализации и информатизация современного общества обусловили переосмысление целей и содержания образования, смену идеологии государственной образовательной политики России. Принципы, декларируемые в официальных документах, были направлены: на обеспечение равного доступа молодежи к качественному образованию в соответствии с их интересами, независимо от матери-

ального достатка семьи, места проживания, национальности и состояния здоровья; на увеличение финансирования и совершенствование системы управления. Однако в современных кризисных условиях наблюдаются существенные трудности в построении образовательной парадигмы.

Образование характеризуется системой социальных взаимоотношений субъектов общественной жизни, одни из которых играют роль заказчиков и потребителей образовательных услуг, другие же предоставляют такие услуги обществу. Будучи социальным институтом, образование способствует воспроизводству человеческого капитала, духовности, формированию активной

жизненной позиции и, как следствие, влияет на

1

социально-экономическое положение страны .

Помимо традиционной функции передачи знаний, что было характерно для доперестроечной России, в настоящее время на государственном уровне актуализируется усиление социальной направленности образования в борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением детей, социальным сиротством. Социальная и воспитательная составляющие школьного образования в настоящее время возрождаются, происходит обращение к опыту и практике советского образования. Школа в современных условиях рассматривается как в контексте формирования у ребенка социального здоровья (привитие общественно значимых норм и ценностей, социально одобряемого поведения), так и в контексте вклада

© Гришанояа О. С., Павлова М. А,., 2012

в формирование и сохранение физического здоровья детей и молодежи2. Так, в настоящее время, по данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, из 13,4 миллиона детей школьного возраста 53% имеют ослабленное здоровье, две трети детей в возрасте 14 лет - хронические заболевания и только 10% выпускников школ можно отнести к категории здоровых3. Ослабление здоровья школьников вызвано не только факторами внешнего характера (неблагоприятной экологической обстановкой, врожденными и наследственными заболеваниями), но в значительной степени теми, которые поддаются контролю, среди них чрезмерные физические и психические нагрузки, употребление психоактивных веществ, образ жизни, угрожающий здоровому развитию.

Таким образом, современная система образования должна обозначить в качестве одной из первоочередных задач воспитание социально адаптированной личности, способной не только приспособиться к постоянно изменяющимся условиям жизни социума, но и эффективно использовать эти изменения в своих интересах. Сегодня обществу необходимы образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их последствия, способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Уже сейчас востребован и успешен человек мыслящий, творческий, созидающий и гуманный -свободная и самостоятельная личность, поэтому в последнее время особое внимание исследователей стало уделяться изучению проблем социального воспитания и социализации личности.

Существует множество определений процесса социализации, которые предложены в различных науках о человеке и обществе и позволяют делать акцент на различных аспектах данного процесса. Мы придерживаемся определения процесса социализации личности, которое предложил И. С. Кон. Он трактует социализацию личности как «совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве самостоятельного члена общества»4. Тем самым социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых обществом.

Некоторые исследователи под социализацией понимают процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Социализация как явление обеспечивает социальную адаптацию и интеграцию индивида, т. е. приспособление его к социально-

экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным группам, социальным организациям и социальным институтам как среде жизнедеятельности и включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, его «Я», обусловливаемое структурой каждой конкретной личности. В этой связи ценным является переход от традиционной, знаниевой модели образования к гуманистической, личностно-ориентированной парадигме5.

В нашей стране процесс социализации осложнен тем, что идет реформирование системы образования, изменяются программы обучения по базовым специальностям, формируются новые требования государственных стандартов, расширяется практика организации образования; вводятся многоуровневая подготовка кадров, новая система их аттестации, повышения квалификации, перепрофилирования - всё это самым непосредственным образом влияет на развитие личности. По мнению ряда ученых, система образования не единственный социальный институт, оказывающий влияние на социальное становление человека, но именно на этом институте в настоящее время лежит большая ответственность за процесс интеграции индивида в социальную систему, освоение им знаний, социальных норм и культурных ценностей. Образовательные учреждения, аккумулируя в себе кадровые, материальные, методические ресурсы, рассматриваются как центр социокультурного поля, фокусирующего позитивные социальные воздействия на учащегося. Таким образом, школа относится к числу микрофакторов социализации, к одному из значимых институтов воспитания6.

Новые социальные запросы определяют новые цели образования и ставят перед школой задачу: подготовить активного, творческого выпускника, готового к самостоятельной деятельности, активного гражданина своей страны. Но, к сожалению, исследования последних лет показали, что ограниченность деятельности современной школы лишь образовательной целью влечет негативное отношение школьников к данному институту социализации, не дающему возможности проявить свои таланты в неурочное время в стенах своей школы. По результатам исследований, для значительной части учащихся учебная деятельность побуждается и направляется принуждением как со стороны родителей, так и со стороны преподавателей. Естественно, что при таком положении дел и учащиеся, и педагоги принимают учебную деятельность или воспитательный процесс и все связанное с ними как принуждение. В этом случае можно говорить о школьниках как о «жертвах» социализации современной школы. К сожалению, в настоящее время педагогов интересует только успеваемость. В этих условиях коллективная деятельность не

36

Научный отдел

О. С. Гришанова, М. А. Павлова. Социализация личности как фактор реформирования

может обрести присущих ей организационных форм и отношений. Вся организация жизни в отечественной школе все еще направлена на формирование у детей крайне жесткой однозначной социальной позиции, что связано, в первую очередь, с традиционными, консервативными установками многих школьных педагогов, цепко держащихся за старую систему ценностей. В основе содержания такой школы - закрытость, следование абстрактным нормам, ориентация на формирование «по образцу» - социальных отношений, поведения, социальных установок7.

Это подтверждают и многочисленные мониторинговые исследования, проводимые в общеобразовательных учреждениях Саратовской области, целью которых было изучение отношения учащихся и их родителей к образовательному процессу. Анализируя данные, можно сказать, что 93% учащихся 4-х классов и 90% их родителей показали высокий уровень удовлетворённости образовательным процессом8. Другими словами, у ученика 4-го класса ещё есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, а также устойчивое хорошее настроение и успеваемость. Но к 9-10 классам ситуация меняется: уже только 77% учащихся девятых классов и 76% их родителей показали высокий уровень удовлетворённости образовательным процессом и только 66% учащихся десятых классов и 62% родителей вполне удовлетворены образовательным процессом. Это выражается в недовольстве школой в целом и обязательным ее посещением, нежелании выполнять дома учебные задания, некоторым снижением интереса к учебе и самому процессу обучения. И как следствие - современный выпускник школы чаще всего затрудняется самостоятельно действовать в нестандартной обстановке, выдвигать гипотезы, отстаивать свою точку зрения, свободно вести диалог, творить, критично относиться к предлагаемым извне ценностям, испытывает трудности при социализации и самореализации.

Как мы говорили ранее, современному обществу необходим человек, неординарно мыслящий, свободный, самостоятельный и творческий, а это требует обновления теоретических взглядов и практических действий по развитию личности ребёнка в образовательном процессе.

Исходя из целей модернизации образования, специалисты образовательных учреждений ищут такие способы и средства их решения, которые позволили бы создать условия для развития и саморазвития личности учащихся. На наш взгляд, основой образовательного процесса является ак-меологический подход к организации школьного образования, ориентированный на достижение вершин в целостном развитии растущего человека. Его суть выражается в направленности на развитие способностей, возможностей, интересов,

задатков конкретного ребенка и тем самым - его лучшей социализированности.

Приоритетная роль в таком обучении принадлежит внедрению и распространению таких педагогических технологий, которые позволяют изменить сам ход познавательного процесса, а вместе с этим - и позицию при этом самого учащегося. Задача учителя - целенаправленно проектировать интеллектуальное, личностное, социально-коммуникативное развитие обучающегося через организацию его ведущей деятельности9.

Специалисты выбирают такие формы организации образования и технологии, которые стимулируют детей к активной деятельности, дают им возможность самореализации, воспитывают толерантность, конструктивность, ответственность, гражданственность, нравственность. Стремление к максимальному учету и удовлетворению потребностей и склонностей учащихся, интересов их родителей, особое внимание к созданию комфортных условий для воспитания и обучения детей, оптимизации деятельности педагогических работников обусловливают создание условий успешности всех участников образовательного процесса.

Перед общеобразовательной школой поставлена задача обучения и воспитания обучающихся, подготовки ребенка к успешной социализации, осознанному выбору профессии. При этом не следует забывать о необходимости сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Акмео-логический подход к содержанию образования, технологиям обучения и воспитания учащихся, управлению школой позволяет перевести её из режима функционирования к развитию, при этом значительно повышается и качество образования, так как у всех его субъектов систематизирующими оказываются познавательные мотивы, обучение становится внутренней потребностью, а творческое переосмысление действительности - ведущим.

Необходимость акмеологического подхода в образовательном и управленческом процессах общеобразовательной школы очевидна, поскольку общество ожидает от школы, что ее выпускники будут коммуникабельными, креативными, самостоятельно мыслящими личностями, стремящимися к успеху и умеющими самостоятельно строить индивидуальную траекторию развития. Акмеологические приемы, акме-технологии предлагают практическое решение вопроса личностного и профессионального успеха.

Интенсивно развивающаяся в последнее время во взаимодействии с теорией управления, педагогикой и психологией акмеология существенно меняет акценты в сфере профессиональной подготовки специалистов, создания и управления учебно-воспитательным процессом в школе. При акмеологическом подходе домини-

Психология социального развития 37

рует проблематика развития творческих способностей, личностных качеств, способствующих реализации индивидуальных качеств каждого ребенка. Поиск оптимальных, наиболее эффективных способов, способствующих социализации личности ребенка в условиях школьного образования, в последние годы расширяется, создаются новые психолого-педагогические технологии, актуализируются уже известные, поскольку все более явной оказывается невозможность традиционной образовательной системы соответствовать новым социокультурным условиям общества.

В заключение хотелось бы отметить, что каждый ребёнок талантлив, каждый ребёнок - это целый мир, необходимо только вовремя заметить и помочь ему раскрыть свой талант, исходя из его индивидуальности и личностных качеств. На наш взгляд, становление личности происходит тогда, когда уделяется должное внимание удовлетворению её физических, социальных, эмоциональных и когнитивных потребностей. Эта цель может реализоваться только на основе введения в учебно-воспитательный процесс школы новых методик обучения, воспитания и диагностики уровня индивидуального развития, создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала, комфортных условий для развития личности всех участников образовательного процесса.

Примечания

1 См.: BurovaM., Grishanova O., SlepukhinA. Social problems of school education reform in Russia / M. Burova, O. Grishanova, A. Slepukhin // 8th annual TISSA meeting in Tallinn. Tallinn, 2010. P. 103-108.

2 См.: Гришанова О. С. Здоровье детей и молодежи как приоритетное направление региональной социальной политики // Вестн. Поволжск. акад. гос. службы. 2010. № 1(22). С. 134-142.

3 Приводится по: Левитская А. А. О мерах по совершенствованию деятельности в сфере сохранения и укрепления здоровья обучающихся, организации их питания в общеобразовательных учреждениях // Здо-ровьесберегающее образование. 2009. № 1. С. 8-16.

4 Кон И. С. Психология ранней юности. М., 2008. 256 с.

5 См.: Кононова Т. М. Социологическая концепция формирования личности XXI века // Изв. высш. учеб. заведений. Сер. Социология. Экономика. Политика. 2006. №3 (10) С. 12-14.

6 См.: Бобылева О. А. Социальная активность, как фактор в развитии социального потенциала личности старшеклассника // Рос. науч. журнал. 2008. № 4. С. 110-119.

7 См.: ПанасюкВ. П. Школа и качество : выбор будущего. СПб., 2003. 384 с.

8 См.: Гришанова О. С. Риски социальной стандартизации // Город : рискогенное пространство : сб. науч. ст. / под ред. Е. В. Листвиной. Саратов, 2012. С. 40.

9 См.: Акмеология / под ред. А. А. Деркача. М., 2006. 650 с.

УДК 316.6

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ БУДУЩЕМ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

А. Р. Вагапова

Саратовский государственный университет E-mail: Al_fiya@bk.ru

В статье рассматриваются взаимосвязь профессиональных предпочтений и представления о профессиональном будущем студентов-психологов. Показано, что представления о профессиональном будущем являются одним из факторов адаптационной готовности к профессиональной деятельности, от их качества зависят удовлетвореность профессиональными перспективами, интерес к учебе, готовность вкладывать силы в профессиональное становление.

Ключевые слова: адаптационная готовность, профессиональные предпочтения, представления о профессиональном будущем, профессиональное самоопределение.

Perceptions of Professional Future as a Factor of Adaptation Readiness to the Professional Activity among Psychology Students

A. R. Vagapova

The article is considered the interrelation of professional preferences and perceptions of professional future among psychology students. It is shown that perceptions of professional future is one of the factors of adaptation readiness to the professional activity, from their quality depends the satisfaction of professional prospects,

© Вагапова А. Р., 2Q12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.