УДК 159.9.07
Рубцова Мария Олеговна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретических основ физической культуры Новосибирского государственного педагогического университета, [email protected], Новосибирск
толерантность личности как условие ее социально-психологической адаптации
Аннотация. В статье представлен анализ содержания понятий социально-психологическая адаптация и толерантность личности. Адаптация рассматривается как процесс формирования социальных характеристик личности, обеспечивающих его нормативное функционирование. Толерантность рассматривается как условие социально-психологической адаптации личности, обеспечивающее согласованность ее внутренних установок и реализацию действий в социальном контексте взаимодействия с другими. В статье приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи показателей толерантности и социально-психологической адаптации у студентов, а именно, чем выше уровень развития толерантности, тем выше уровень социально-психологической адаптации студента.
Ключевые слова: толерантность, социально-психологическая адаптация, социализация, студенчество.
Rubtsova Mariya Olegovna
Candidate of Psychology Sciences, Docent of the Department of Theoretical Foundations of Physical Education, Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], Novosibirsk
the personality's tolerance as a prerequisite condition of their socio-psychological adaptation
Abstract: The article focuses on the analysis of notions such as socio-psychological adaptation and personality tolerance. Adaptation is seen as the process of building up a personality's social characteristics, providing their standard functioning. Tolerance is seen as a prerequisite condition for a personality's socio-psychological adaptation, providing coherence of their inner affirmations and facilitating acting in coherence with the social context of interaction with others. The article presents the results of empirical research of interrelation between the indicators of tolerance and those of students' socio-psychological adaptation, that is, the higher the level of tolerance is, the higher the level of student's socio-psychological adaptation is.
Keywords: tolerance, socio-psychological adaptation, socialization, student community.
Нестабильность социальных, экономический, политических процессов в обществе предъявляет повышенные требования к личности, а именно, с одной стороны, наиболее полно соответствовать ролевым ожиданиям и предъявляемым требованиям (т. е. активно изменяться), а с другой, сохранять стабильность собственных внутренних установок и убеждений, и оставаться в относительно устойчивом психоэмоциональном состоянии. В этой связи внимание к проблемам адаптации личности становится одной из насущных и ключевых задач современной психологической науки.
Термин «адаптация» можно по праву счи-
тать междисциплинарным, принадлежащим различным научным областям. Необходимо отметить значительную трансформацию содержания самого понятия «адаптация», ее целевой направленности.
Адаптация - это последовательность психологических реакций на объективную ситуацию, отражающих поведение, необходимое для совладания со специфической задачей [7].
А. Н. Леонтьев: «Адаптация - есть сложная динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в процессе которого и формируются свойства личности» [1].
Фокус внимания исследователей смещал-
ся с рассмотрения адаптации как пассивного приспособления к среде к характеристике активного самоизменения личности в процессе взаимодействия со средой и преобразования ее. В этом контексте адаптация выступает одновременно и как процесс и как результат внутренних изменений индивида в меняющихся условиях.
Различное содержательное наполнение понятия «адаптация» представлено в исследованиях К. А. Абульхановой-Славской, А. А. Началджян, Д. Б. Парыгина Т. Шибу-тани, А. В. Петровского, А. А.Реан, Ф. Б. Березина и др. Подробно представлено описание степеней, стадий, уровней адаптивности у детей и подростков (М. М. Безруких, Я. Л. Коломенский, Е. А. Панько, Г. М. Чут-кина, Л. М. Ковалева). Выявлены критерии дезадаптации (Ю. А. Александровский), ее формы (Р. В. Овчарова, М. М. Семаго).
Можно отметить наличие нескольких сложившихся традиций в исследовании адаптации.
Социальная адаптация довольно часто трактуется как результат достижения гомео-статического равновесия между индивидом, личностью и внешней по отношению к нему средой, социальным окружением.
В свою очередь отклонение от равновесных отношений со средой дало возможность в качестве фокуса внимания сосредоточиться на нарушениях взаимодействия человека и окружающей его среды, т. е. проявлениях дезадаптации.
Социально-психологическая адаптация также рассматривается как процесс социализации личности, «вхождения» в социальную группу, предполагающий усвоение ролей, норм, способов, форм взаимодействия с другими в определенных условиях.
Интернализация индивидом различных модусов социального опыта посредствам усвоения моделей поведения и социальных значений способствует формированию когнитивного, эмоционального, поведенческого сходства с членами «своей» культуры и отличие от членов другой культуры.
В этом контексте значимая роль отводится социальным институтам (семья, школа, ВУЗ), призванным регламентировать деятельность субъекта посредствам норм. Однако, социальные институты как организованные социальные системы характеризуются
с одной стороны устойчивостью структуры, а с другой - определенной изменчивостью их функций, поскольку они подвержены влиянию общественных процессов, темпов социальных перемен, отражая изменения общественных потребностей.
Большинство исследователей отмечает по-лифакторность социально-психологической адаптации личности, ее зависимость как от внутренних ресурсов самого человека, его способности соответствовать требованиям конкретной ситуации, так и от характеристик образовательного пространства и социальной среды. Следовательно, проявления социально-психологической адаптации личности детерминированы биологическими, психологическими и социальными условиями.
По мнению А. А. Налчаджян, каждый процесс преодоления проблемных ситуаций можно считать процессом социально-психической адаптации личности, в ходе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития и социализации навыки, механизмы поведения или открывает новые способы поведения и решения задач, новые программы и планы внутрипсихических процессов [3].
В этой связи изучение адаптивного потенциала личности, определяющего ее стиль поведения в различных ситуациях, связано с выявлением индивидуальных черт как способствующих адаптации, так и препятствующих ей или имеющих компенсаторное значение [2].
Одним из таких свойств личности, имеющим существенное отношение к социально-психологической адаптации, является толерантность.
Диапазон дефиниций толерантности достаточно широк. Толерантность определяется как характеристика межкультурного взаимодействия в социальном аспекте (Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко, Л. А. Шай-герова), как формирующиеся нормы поведения в педагогическом аспекте (Л. А. Волович, И. А. Колесникова, Г. В. Мухаметзянова), как совокупность характеристик и установок личности в психологическом аспекте (А. Г. Асмолов, В. В. Глебкин, Г. У. Солдатова, Л. А. Шай-герова), как результат преломления личностных свойств и качеств в системе отношений субъекта в условиях микро- и макро- соци-
ума в социально-психологическом аспекте (Г. Л. Бардиер, А. В. Перцев) [4].
Четыре основных ракурса исследования толерантности, такие как психологическая устойчивость, система позитивных установок, совокупность индивидуальных качеств, система личностных и групповых ценностей, имеют непосредственное отношение к процессу социально-психологической адаптации личности.
А. П. Цуканова выделяет два аспекта толерантности личности: внешний и внутренний. Внешняя толерантность (к другим) проявляется в виде убеждения о том, что «другие» могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных точек зрения, с учетом разных факторов. Внутренняя толерантность (к неопределенности) рассматривается как способность к принятию решений и размышления над проблемой, даже если не известны все факты и возможные последствия, способность выдерживать напряжение кризисных, проблемных ситуаций.
Толерантность как необходимый элемент успешной социально-психологической адаптации личности находит свое отражение в двух основных сферах: на психологическом уровне - как внутренняя установка и отношение личности к «другому», группе, общности; и деятельностном уровне - как действие, осуществляемая норма поведения.
Как установка, толерантность носит характер добровольного индивидуального выбора и приобретается в процессе воспитания, формирования собственного жизненного опыта.
Как действие - это активная позиция самоограничения и намеренного невмешательства, это добровольное согласие на взаимную терпимость разных и противостоящих в несогласии субъектов [5].
Таким образом, толерантность проявляется как стратегия поведения и взаимодействия личности, предполагающая ответственность за свои чувства, мысли и поступки, выбор сотрудничества как стиля взаимоотношений, принятие другого человека целиком, таким, какой он есть, гибкость и способность к адаптации.
Личностно-ориентированный подход в образовательном процессе сегодня ориентирован на создание социально-педагогических условий толерантного взаимодействия,
толерантного образовательно-воспитательного пространства. Субъект-субъектные отношения в системе «преподаватель -студент» создают условия, позволяющие принимать широкий спектр личностных качеств, индивидуальных и этнических проявлений человека.
Целью нашего эмпирического исследования было выявление взаимосвязи толерантности и социально-психологической адаптации студентов.
Выборку исследования составили 150 студентов 2, 3, 4 курсов факультета физической культуры ФГБОУ НГПУ очной формы обучения в возрасте от 18 до 22 лет.
Эмпирическими методиками выступали: опросник социально- психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд), экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г. У. Солдатовой, шкала базовых убеждений Р. Янов-Бульмана, методика диагностики общей коммуникативной толерантности В. В. Бойко.
В ходе диагностики социально-психологической адаптации студентов было установлено, что 40% испытуемых имеет высокий уровень адаптации, 29% - средний и 31% - низкий. Высокий уровень самопринятия характерен для 60% испытуемых, средний уровень - 18%, низкий уровень - 22% испытуемых. Высокий уровень эмоционального комфорта выявлен лишь у 24% студентов, средний уровень - у 49% и низкий уровень - у 27%.
Низкий уровень стремления к доминированию характерен для 67% студентов, а свою возможность активно изменять окружающий мир видят лишь 10% опрошенных. Высокий уровень интернальности отмечен лишь у 7% учащихся, а низкий уровень характерен для 62% испытуемых, что характеризует испытуемых как не видящих связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считающих себя способными контролировать свое развитие, полагающих, что большинство событий их жизни является результатом случая или действия других людей.
На втором этапе исследования мы проанализировали результаты диагностики базовых убеждений и толерантности в группе испытуемых.
Высокий уровень убежденности отно-
сительно осмысленности мира характерен лишь для 11% испытуемых, средний уровень - 62%, низкий - 27%.
Убежденность относительно ценности собственного «Я» характерна на высоком уровне у 58% испытуемых, средний уровень - у 7%, а у 36% опрошенных - низкий уровень. Убеждение относительно благосклонности мира на высоком уровне характерно для 31% опрошенных, на среднем -29%, низком уровне - 40%.
Частотное распределение уровней толерантности в группе испытуемых показало, что 49% испытуемых имеют средний уровень толерантности, 21% - низкий уровень, и 30% - высокий.
Сочетание низкой осмысленности происходящего с убеждением относительно своей неспособности управлять событиями своей жизни может сопровождаться переживанием тревожности, обеспокоенности, конформности, меньшей терпимости к другим и повышенной агрессивности [6].
С целью выявления взаимосвязи между показателями социально-психологической адаптации и проявлениями толерантности у студентов нами был проведен корреляционный анализ.
В ходе анализа взаимосвязей шкал социально-психологической адаптации и коммуникативной толерантности были получены следующие результаты.
Чем больше стремление переделать партнера (г= -0,37 р<0,01), неумение прощать ошибки (г= -0,30 при р<0,01), неумение приспосабливаться к характеру других (г= -0,41 при р<0,01), нетерпимость к дискомфорту, создаваемому другими людьми (г= -0,29 при р<0,01), тем меньше проявления социально-психологической адаптации.
Анализ взаимосвязей шкал социально-психологической адаптации со шкалами методики «Индекс толерантности» позволил выявить следующие тенденции.
Чем выше показатели социальной толерантности (г=0,42 при р<0,01), толерантности как черты личности (г=0,44 при р<0,01), тем выше показатели социально-психологической адаптации.
Чем выше показатели интолерантности (г=0,44 при р<0,01), эскапизма (г=0,41 при р<0,01), тем выше показатель дезадаптации.
Между шкалами социально-психологиче-
ской адаптации и видами базовых убеждений личности также были выявлены статистически достоверные взаимосвязи.
Чем больше убеждений, долженствований относительно «расположенности» мира (г=0,43 при р<0,01), благосклонности людей (г=0,23 при р<0,01), справедливости (г=0,26 при р<0,01), самоконтроля (г=0,29 при р<0,01), везения и удачи (г=0,30 при р<0,01), тем выше показатель дезадаптации и эскапизма личности как стратегии ухода от реальности в мир иллюзий, фантазий, позволяющих поддерживать чувство безопасности своего «Я».
Следующим этапом нашего исследования стала оценка достоверности различий по показателям толерантности в группах студентов с высоким и низким уровнем социально-психологической адаптации. Для оценки достоверности различий мы воспользовались непараметрическим критерием и-Манна-Уитни.
Группа испытуемых с высоким уровнем социально-психологической адаптации статистически достоверно (р<0,01) характеризуется более высокими показателями по шкалам: социальная, этническая толерантность, толерантность как черта личности и ценность собственного «Я».
Для группы испытуемых с низким уровнем социально-психологической адаптации статистически достоверно (р<0,01) характерны более высокие показатели по шкалам коммуникативной интолерантности: неумение скрывать, сглаживать неприятные чувства; неумение прощать другим ошибки; нетерпимость к физическому, психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми; неумение приспосабливаться к характеру других.
Также эта группа испытуемых статистически достоверно (р<0,01) характеризуется особенностями когнитивной концепции базовых убеждений личности, переживаемых как чувство «безопасности». Им присуще убеждение относительно благосклонности мира и людей; случайности как принципа распределения происходящих событий; удачи или везения, что формирует пассивность и конформность стратегий поведения.
Проанализировав все вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что параметры социально-психологической адаптации вза-
имосвязаны с параметрами толерантности, и с ростом уровня толерантности у студентов повышается уровень их социально-психологической адаптации, и наоборот.
Осуществление процесса самоопределения и построения своего жизненного пути требует от сегодняшнего студента большой осознанности, самостоятельности и ответственности, поскольку предполагает выбор в условиях учета своих возможностей, способностей и социальной конъюнктуры общества, ближайшего окружения в целом.
В условиях новой образовательной реальности студент является не только субъектом учения и собственной жизнедеятельности, но и субъектом своего саморазвития. Большое значение при этом имеет тот факт, какую субъектную позицию занимает сам студент, поскольку именно в ней проявляется его отношение к будущей профессии, учебной деятельности, другим людям и самому себе.
В этой связи важно учесть тот факт, что возможность формирования профессиональной идентичности личности как единства представлений о себе, эмоциональных переживаний и осознанной активности, связанных с приобретением профессии, опосредуется базовым психическим процессом социально-психологической адаптации студента в ВУЗе.
При этом толерантность как интегральная характеристика личности, определяющая ее способность в проблемных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой, может быть рассмотрена как условие «диалога» личности с собой и с окружающим миром.
Библиографический список
1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., МГУ - 1975. - 189 с.
2. Мельникова Н. Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности: учебное пособие. - Челябинск, ЧПИ. - 2004. - 165 с.
3. Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). - Ереван, ЕПУ, 1988. - 213 с.
4. Рубцова М. О. Толерантность личности как условие ее профессиональной активности // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск, Изд-во НГПУ. - 2013. - №5. - С. 201-206.
5. Цуканова А. П. Толерантность в структуре социально-психологической адаптации личности (на примере студентов): автореф. канд. пси-хол. наук. - Хабаровск, 2006. - 23 с.
6. Janoff-Bulman R. Shattered assumptions: Towards a new psychology of trauma. New York:Free press, 1992.
7. Hobfoll S.E. Stress, culture, and community. -N.Y. and London. 1998