ВЗАИМОСВЯЗЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ1
Т.С. Медведская
Кафедра психологии и педагогики Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Статья посвящена изучению взаимосвязи толерантности личности и особенностей психологической адаптации китайских студентов к условиям в России. Выделяются группы студентов по степени адаптации и их связь с этнической, личностной и социальной толерантностью.
Ключевые слова: толерантность, межэтническая адаптация, этническая толерантность, личностная толерантность, социальная толерантность.
Проблема адаптации личности к условиям чужой страны обусловлена тем, что, несмотря на большое количество публикаций в рамках социальной и этнической психологии, до сих пор не найдены оптимальные параметры поведения конкретного человека, позволяющие ему наиболее безболезненно включиться в жизнь чужой культуры. Исследования подтверждают, что процесс адаптации к условиям проживания в чужой стране связан в первую очередь с тем, какую внутреннюю позицию избрала личность, какую линию поведения она считает приемлемой. С адаптивностью личности связаны не только понимание особенностей чужой культуры, осознание степени ее близости, но и отношение (более или менее толерантное) к этому. Мы предположили, что существует связь между толерантностью и наиболее успешной адаптацией к условиям чужой страны.
Показатели по базовым шкалам межличностной толерантности были выявлены по «Вопроснику для измерения толерантности» (В.С. Магуна, М.С. Жам-кочъяна, М.М. Магуры), а также по экспресс-опроснику «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатовой ОА. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой). Результаты по степени выраженности различных компонентов адаптации были получены по методике адаптивности А.И. Крупнова. В исследовании участвовало 40 китайских студентов РУДН (22 юноши и 18 девушек).
В ходе статистической обработки данных критерием Спирмена (БРЗБ-10) было выявлено, что коммуникативный аспект адаптивности китайских студентов этой выборки положительно коррелирует со шкалами уверенности (5001=0,616), эмоциональности (50;01 = 0,639) и отчуждения (50;01 = 0,501). Компонент уверенности, кроме того, положительно связан с эмоциональностью (^001 = 0,626), ностальгией (50,01 = 0,394) и отчуждением (5'0,01 = 0,491). Последнее коррелирует с ностальгией (^0 01 = 0,537), а шкала адаптивности в свою очередь отрицательно связана
Исследование выполнено в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг.; Г/К 02.740.11.0377 от 20 июля 2009 г.
со шкалой тоски по родине (6001 = -0,533). Данные результаты, по всей видимости, объясняются тем, что трудности, испытываемые китайскими студентами в общении с другими людьми, связаны с чувством неуверенности в себе, а также эмоциональными проблемами, когда негативные переживания и ожидания превалируют над положительными эмоциями.
Было выявлено, что шкала адаптивности коррелирует с социальной толерантностью (60,01 = 0,579) и толерантностью как чертой личности (60,01 = 0,387), таким образом, можно говорить о частичном подтверждении нашей гипотезы: существует связь между определенной степенью выраженности толерантности и наиболее успешной адаптацией к условиям чужой страны. При этом имеет значение именно толерантность как черта личности и социальная толерантность, отражающая степень терпимости и принятия других участников межкультурного диалога. При этом степень выраженности этнической толерантности связана как с социальной (60,01 = 0 ,519), так и личностной толерантностью (60 01 = 0,669), что свидетельствует о некоем целостном понимании толерантности и определяющей роли в нем толерантности как принятия другого человека со стороны китайских студентов. Эту мысль подтверждает то, что общий показатель по тесту толерантности в свою очередь связан с этнической (60,01 = 0,806), социальной (60,01 = 0,855) и личностной толерантностью (60,01 = 0,931).
Социальная толерантность, кроме того, отрицательно связана с ностальгией (60,01 = -0 ,434) и коррелирует с личностной толерантностью (6001 = 0,747). Поэтому можно говорить о том, что тоска по родине связана с интолерантностью по отношению к другому человеку, чужой культуре. В данном случае мы снова сталкиваемся с ситуацией замкнутого круга, когда трудности при адаптации к новой стране, новой социальной и психологической ситуации сливаются с нетерпимостью к чужому, другому, а также желанием вернуться в прошлую жизнь, что, конечно, негативно сказывается на процессе включения в новую культуру.
Толерантность к представителям других наций, выходцам из других мест, представителям иных культур отрицательно коррелирует с отчуждением (6001 = = -0,481), положительно связана с толерантностью к иным взглядам, в том числе взглядам и мнениям меньшинства (6001 = 0,461). Последняя в свою очередь положительно коррелирует с толерантностью к отступлениям от общепринятых норм, правил и стереотипов (6001 = 0,366). Толерантность к сложности и неопределенности окружающего мира отрицательно связана с коммуникативными трудностями по шкале адаптивности (60,01 = -0,356). Это можно интерпретировать следующим образом: для более успешной адаптации в чужой стране необходимо иметь достаточно высокий уровень когнитивной сложности. Кроме того, для успешного процесса адаптации требуется использовать более крупные категории при категоризации объектов. Индивиды, обладающие этим свойством, лучше адаптируются к новому окружению, чем те, кто дробно категоризует окружающий мир. Это объясняется тем, что индивиды, укрупняющие категории, объединяют опыт, полученный ими в новой культуре, с опытом, приобретенным на родине. Отчуж-
денность отрицательно связана с толерантностью к представителям других культур, что можно объяснить следующим: при принятии представителей других этнических групп человек вступает с ними в активный диалог и перестает чувствовать себя чужим, ненужным. При этом принятие других людей как представителей определенной, отличной от собственной культуры, связывается у человека с толерантностью к людям, имеющим другие взгляды вообще. В данном случае этническая толерантность выступает в связи с межличностной толерантностью. Одновременно появляется связь между толерантностью к чужому несхожему мнению и толерантность к стереотипам поведения, что свидетельствует о наличии гибких крупных категорий толерантного мышления, позволяющего другому человеку быть не таким, жить и думать не так и при этом быть понятым, принятым и уважаемым участником коммуникации.
В ходе статистической обработки данных не были выявлены явные гендерные различия в выраженности толерантности как общей, так и ее различных типов и шкал адаптивности. Однако при разделении всех испытуемых на три подгруппы в зависимости от количества лет, проведенных в России (1-я группа — 1 год; 2-я группа — 2—3 года; 3-я группа — 4—7 лет), и обработке данных Г-кри-терием, были получены статистически значимые различия в степени выраженности общей толерантности между испытуемыми, находящимися в России около года и 3-й подгруппой студентов ^1 = 2,172; 13 = 2,084). Кроме того, статистически значимыми оказались и показатели по шкале уверенности в 1-й и 3-й группах ^1 = -1,745; 13 = -1,753). По шкале отчужденности получены различия в подгруппах 1 и 2 ^1 = 1,682; ?2 = 1,821). Эти данные подтверждают существующую в рамках этнической психологии 5-этапную модель культурного шока Г. Триандиса, который исходил из того, что вхождение в новую культуру на определенных стадиях сопровождается неприятными чувствами — потери друзей и статуса, отверженности, удивления и дискомфорта при осознании различий между культурами, а также путаницей в ценностных ориентациях, социальной и личностной идентичности. Толерантность китайских студентов, около года проживших в России, отличается от толерантности соотечественников из третьей подгруппы в связи с тем, что вторая стадия культурного шока, протекающая в течение годового пребывания в чужой стране, приводит к разочарованию, замешательству, фрустрации и депрессии. Как отмечает Триандиса, в этот период иностранец делает попытки убежать от реальности, общаясь преимущественно с земляками и обмениваясь с ними впечатлениями о «хозяевах». При этом падает уверенность в себе, возрастает чувство отчужденности и интолерантности к тем, кто не похож на «своего». Испытуемые третьей подгруппы, находящиеся в России более четырех лет, успешно прошли кризисную стадию культурного шока и находятся в состоянии более или менее полного завершения процесса адаптации в новой культурной ситуации, поэтому они принимают непохожесть других людей и в целом более терпимы к ее проявлениям.
В результате проведенного нами исследования мы сделали следующие выводы.
Существует связь между определенной степенью выраженности толерантности и наиболее успешной адаптацией к условиям чужой страны. При этом наибо-
лее значимыми для процесса аккультурации являются межличностная толерантность и толерантность как черта личности, когда человек способен понять, принять и активно взаимодействовать с представителем чужой культуры.
Эмоциональный дискомфорт, коммуникативные трудности, неуверенность в себе и чувство отчуждения, переживаемые китайскими студентами на этапе адаптации в России, взаимосвязаны.
Наиболее высокая степень адаптации китайских студентов данной выборки связана с низкими показателями ностальгии и, наоборот, высокий уровень тоски по родине связан с низкой степенью аккультурации в России.
Отмечается высокая социальная толерантность, а также толерантность к представителям других наций, выходцам из других мест, представителям иных культур связаны с низким уровнем отчуждения.
Высокая толерантность к сложности и неопределенности окружающего мира связана с низким уровнем коммуникативных трудностей по шкале адаптивности.
Уровень отчуждения, степень уверенности в себе и общая толерантность китайских студентов отличается в зависимости от количества лет, проведенных в России.
Для успешного процесса адаптации необходим достаточно высокий уровень толерантности (внутри- и межличностной).
Проблема толерантного и интолерантного поведения в поликультурной среде связана не только с отношением иностранцев к другим участникам коммуникации, но и принимающей стороны, которая также пусть не прямо, но косвенно оказывается связанной с процессом прохождения стадий культурного шока и более или менее успешной адаптацией иностранных студентов в России. Поэтому требуется активное участие в процессе аккультурации как самих иностранцев, так и русских студентов, способных решить свои внутренние и межличностные проблемы именно в процессе общения с Другими, непохожими на них, живущими по своим законам и традициям людьми.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Ионина О.С. Формирование толерантности как средство устранения внутриличностных конфликтов подростков: Дисс. ... канд. психол. наук. — Казань, 2005.
[2] Кожухарь Г.С. Эмоционально-когнитивный диссонанс: точка бифуркации в межличностной толерантности // Ярославский психологический вестник. Вестник 17. — 2006. — С. 32—36.
[3] Солдатова Г.У. Практическая психология толерантности, или как сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души? // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. — Вып. 6. — 2003. — С. 60—78.
[4] Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. — М.: Институт психологии РАН; Академический проект, 1999.
[5] Berry J.W., Sam D.L. Acculturation and adaptation. In J.W. Berry et al. (Eds.) Handbook of cross-cultural psychology: Volume 3. Social behavior and applications (2nd ed.; pp. 291— 326). — Boston: Allyn &Bacon, 1997.
INTERRELATION OF TOLERANCE OF THE PERSON AND FEATURES OF PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF THE CHINESE STUDENTS
^S. Medvedskaya
The Chair of Psychology and Pedagogic Peoples’ Friendship University of Russia Mikluho-Maklay str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article is devoted to the tolerance and psychological adaptation of Chinese students to Russian environment. According to the level of ethnical adaptation and their correlation with ethnical, personal and social tolerance the groups of students are composed.
Key words: tolerance, ethnical adaptation, ethnical tolerance, personal tolerance, social tolerance.