Научная статья на тему 'Жизненные ценности как условия развития самосознания личности студентов'

Жизненные ценности как условия развития самосознания личности студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3011
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самосознание / развитие самосознания / жизненные ценности / система социальных ценностей

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коган Н. В.

Важнейшей задачей современного студенческого общества является осознание и развитие такой системы социальных ценностей, которые, преломляясь через жизненные ценности каждой личности, привели бы к проблеме профессионального становления личности студентов. В связи с этим становится актуальной задача изучения жизненных ценностей основы жизни н поведения современной молодежи как особой демографической группы общества. От того, какие интересы, взгляды, ценности преобладают в молодежной среде, зависит дальнейшее социально-экономическое, политическое и культурное развитие общества и государства в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The most urgent task of modern unstable society is realising and developing the system of social values, which, being refracted through life values of every personality, would lead society to stability and avoidance of social and ecological catastrophes. Considering this, the task to study life values as guiding lines and behaviuor of the youth as a special demographic group becomes of current importance. Future social, economic, political and cultural development of society and state as a whole depends much on what interests, view, values prevail amidst the youth.

Текст научной работы на тему «Жизненные ценности как условия развития самосознания личности студентов»

Н. В. Коган

ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ

ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

Работа представлена кафедрой педагогики и психологии Дальневосточного государственного гуманитарного университета.

Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор Р. И. Цветкова

Важнейшей задачей современного студенческого общества является осознание и развитие такой системы социальных ценностей, которые, преломляясь через жизненные ценности каждой личности, привели бы к проблеме профессионального становления личности студентов.

В связи с этим становится актуальной задача изучения жизненных ценностей - основы жизни н поведения современной молодежи как особой демографической группы общества. От того, какие интересы, взгляды, ценности преобладают в молодежной среде, зависит дальнейшее социально-экономическое, политическое и культурное развитие общества и государства в целом.

Ключевые слова: жизненные ценности, самосознание, условия развития.

The most urgent task of modern unstable society is realising and developing the system of social values, which, being refracted through life values of every personality, would lead society to stability and avoidance of social and ecological catastrophes.

Considering this, the task to study life values as guiding lines and behaviuor of the youth as a special demographic group becomes of current importance. Future social, economic, political and cultural development of society and state as a whole depends much on what interests, view, values prevail amidst the youth.

Key words: life values, self-consciousness, conditions of development.

Жизненные ценности - одна из актуальных проблем современной психологической науки, обусловленная характером специфики личностного развития, реформами образовательной системы и профессиональным становлением. Важнейшей задачей современного студенческого общества является осознание и развитие такой системы социальных ценностей, которые, преломляясь через жизненные ценности каждой личности, привели бы к проблеме профессионального становления личности студентов.

Многими исследователями подчеркивается важность вузовского этапа становления личности, сензитивность этого периода развития личности молодого человека, к формированию у него ценностных ориентации, установок, личностных особенностей, мотиваций, направленности личности, интеллекта (Б. Г. Ананьев, В. Г. Калашников, Н. В. Кузьмина, Н. А. Низовских).

Гуманистическая среда вуза представляет собой духовное пространство, в котором

происходит взаимообмен духовными ценностями и в связи с этим является значимым условием духовного становления личности студента как будущего специалиста. В этой среде духовное развитие проявляется в усилении влияния подлинно духовных фактов на поведение индивида и растущей самореализации личности на благо людей.

Цель исследования заключалась: в изучении изменяющихся психологических условий жизненных ценностей в самосознании личности студентов.

Т еоретико-методологическую основу исследования составили:

1. Концепция смысловой структуры сознания (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. П. Зинченко).

2. Основные принципы системности психологической науки, целостности, единства внешнего и внутреннего (К. А. Абуль-ханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Ас-молов, С. Л. Рубинштейн и др.).

Организация исследования: в исследовании приняли участие студенты Дальневосточного государственного медицинского университета г. Хабаровска с 1-го по 5-й курс.

Научная новизна и теоретическая значимость заключалась:

1)в расширении и обосновании структуры смысла жизненных ценностей,

2) в выделении структуры жизненных ценностей личности, так как потребности и интересы расширяют знания о специфике жизненных ценностей в самосознании личности студентов.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась общими теоретическими положениями и их соотношением с практическими результатами, применением апробированного инструментария, репрезентативностью выборки, взаимопроверкой данных, экспериментальной проверкой разработанных предложений и рекомендаций, внедрением результатов исследования в практику.

Представленный эксперимент проходил в три этапа.

Первый этап - составление общей программы исследования, проведение пилотажного исследования.

Второй этап - проводилось предварительное пилотажное исследование, направленное на выявление жизненных ценностей в самосознании студентов.

Третий этап - анализировались результаты психодиагностики, выявлялась связь между отдельными категориями жизненных ценностей как условия развития самосознания личности студентов. На данном этапе работы был проведен анализ полученных результатов и подведены общие итоги эксперимента.

В ходе исследования применялись методы различных уровней.

Для оценки интегральных личностных характеристик использовались методика для выявления направленности личности:

1. Опросник Юнга; 2. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокич; 3. Метод исследования уровня субъективного контроля (УСК); 4. Определение направленности личности Б. Басса (ориентационная анкета);

5. Характерологический опросник (опросник К. Леонгарда).

В табл.1 представлена структура жизненных ценностей, содержащая в себе разные сферы жизни личности.

Таблица 1

Сферы ценностного поля личности

Поле ценностей

Человек Мир

1. Сфера жизнедеятельности человека Личная жизнь Социальная жизнь

2. Сфера морального и материального Моральные (этические) ценности Материальные ценности

З.Миропонимание Внутренний мир" Внешний мир

4. Сфера отношений Проявление интимных чувств Общественное проявление чувств

5. Жизненные цели Приоритет личного Приоритет общественного

В классы ценностей вошли следующие понятия:

1) Личная жизнь - семья, родители, дети, родственники, знакомые, здоровье, личное счастье и личные увлечения, развлечения и т. п.

2) Сфера труда - работа, личное дело, карьера, профессия и т. п.

3) Материальные ценности - деньги, собственность.

4) Этические (моральные) ценности -нравственность, мораль,духовные ценности.

5) Общечеловеческие ценности - жизнь, стремление к лучшему, будущее, культура.

6) Власть - положение в обществе, признание в обществе, статус, авторитет.

7) Любовь, дружба, друзья - любовь, верность, дружба, верные друзья, преданность.

8) Внутренний мир человека - личность, качества характера, духовность.

9) Общение - общение, взаимоотношения с людьми, взаимопонимание.

10) Достижения - достижения, цель, успех, преодоление препятствий, знания.

Таким образом, подводя итог, можно отметить:

1. Особенности существования внутреннего ценностного мира личности могут быть представлены как интегральная система в виде поля ценностей, содержанием которого являются такие сферы жизни человека, как сферы жизнедеятельности и отношений, сфера материального и духовного.

2. Жизненные ценности в понимании студентов отражают то, что является для них «главным, важным, значимым, тем, чем можно дорожить, что необходимо или приносит пользу, что может быть целью или идеалом».

3. Представленность жизненных ценностей в сознании людей зависит от возрастных особенностей и психологических новообразований, что выражается в высокой значимости таких ценностей для подростков, как «Достижения», для молодых людей -ценности «Любви, дружбы и друзей» для

подростков и людей зрелого возраста - особая значимость ценностей «Личной жизни».

Анализ результатов жизненных ценностей студентов

Важной целью работы являлся результат процесса актуализации личностью своих жизненных ценностей и расширение осознанных жизненных ценностей личности студента.

Одна из практических задач нами была сформулирована следующим образом: помочь студентам прочувствовать, осознать, осмыслить опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, опыт общения, самоопределения, формирования стиля жизни. Программа работы со студентами была построена таким образом, чтобы помочь им в выработке навыков самопознания, умения диалогического взаимодействия, которое в наибольшей степени позволяет проявить морально-нравственные качества личности и проявить лучшие свои добродетели.

Для реализации задачи развития личности студента мы используем возможности двух учебных курсов: «Этика» и «Психология». Содержание данного курса, формы и методы работы позволили нам воздействовать на личности студентов с целью расширения их поля жизненных ценностей.

Таблица 2

Структура курсов «Этики» и «Психологии»

Этика Психология

Формы и методы работы

Лекционно-семинарские занятия Ситуативноролевые игры Тренинги Лекционносеминарские занятия

Содержание курсов

Блок по теории этики Деловые игры Тренинг общения Общепсихологический блок

Основы семейно-брачной морали Ролевые игры Тренинг уверенности в себе Блок по теории личности

Самостоятельная исследовательская работа по проблемам этики на примере литературных героев Дискуссии Тренинг бесконфликтного общения Блок самопознания

Основы этикета

Принципом работы был способ взаимодействия, исходя из трех позиций (представлено на схеме):

1) автора, дающего информацию;

2) слушающего и понимающего, функция которого - уточнение позиции автора;

3) критика - функция которого - найти недостатки и достоинства мыслей и позиции автора. Критика допускалась только через позицию понимающего.

Схема 1

Позиции участников взаимодействия

Анализ статистической обработки и интерпретация полученных данных

Расширение ценностного поля возможно за счет актуализации потенциального ценностного поля из зоны предсознания. Значимыми сферами для студентов являются ценности «Личной жизни» из сферы жизнедеятельности, в которую вошли ценности семьи, близких, родственников, детей, мужа, жены, хобби, увлечения, а также ценности «Любви, дружбы, друзей» из сферы отношений. Поэтому, по нашему мнению, одним из значимых моментов может быть все то, что связано с будущими детьми. В каждом человеке глубоко на генетическом уровне заложена программа продолжения своего рода. Учитывая особенности этой генетической программы, мы трижды провели исследование жизненных ценностей и ценностного поля личности студентов.

Первое исследование заключало в себе задачу диагностики объема и особенностей поля жизненных ценностей личности студентов.

Второе исследование преследовало те же цели. Однако данное исследование проводилось не менее чем через 4 месяца после экспериментальной работы со студентами.

В третьем исследовании были поставлены цели изучения жизненных ценностей и ценностного поля личности студентов, а именно актуализация в сознании ценностного отношения и ценностных представлений из зоны предсознания.

Для исследования динамики жизненных ценностей студентов нами были сформированы 17 групп. В 1-6-й группах проводилось воздействие на личности студентов с целью расширения ценностного поля с использованием двух программ, как по «Этике», так и по «Психологии». В группах 711 проводилось частичное воздействие с использованием только одной программы -либо по «Этике», либо по «Психологии». Группы 12-17 являются контрольными, в которых не оказывалось никакого влияния на личности студентов.

В экспериментальной группе 1 реализовывались программы двух курсов - и «Психологии», и «Этики», т. е. проводилось воздействие с целью раскрытия и развития внутреннего мира личности, а также на морально-нравственные аспекты личности. В экспериментальной группе 2 была использована одна из программ - либо по «Этике», либо по «Психологии». В выборках 7,8,9 строилась работа по курсу «Этика»; в выборках 10, 11 - по курсу «Психология».

Проанализируем результаты динамики жизненных ценностей во всех 17 выборках с учетом их принадлежности к экспериментальной группе 1, где проводилось воздействие; к экспериментальной группе 2, где проводилось частичное воздействие, и к контрольной группе, где воздействия не проводилось.

Во всех выборках экспериментальной группы 1 происходит увеличение объема ценностного поля при переходе от первого исследования к третьему, за исключением выборки 1 (студенты стоматологического факультета университета). Ценности «Личной жизни» по всей экспериментальной группе 1 имеют 1-2-ю позицию по значимости во всех трех исследованиях, т. е.

наибольшее количество понятий, приходящихся на одного человека, относится к этому классу ценностей. Исключение составляют две выборки студентов 2-го и 3-го курса лечебного факультета, в которых ценности «Личной жизни» занимают 23-ю позицию у второкурсников и 3-ю позицию у третьекурсников.

Практически нет изменения в частоте жизненных ценностей во всех выборках (1-

6) при переходе от первого исследования к третьему по классам ценностей «Работа», «Общение», «Власть». «Материальные ценности» имеют тенденцию к незначительному уменьшению в количественном выражении. Ценности «Всеобщности» имеют разнонаправленные тенденции в разных выборках: к увеличению количества при переходе от первого исследования к третьему в выборках 1, 2, 4, 6 и уменьшению - в выборках 5; стабильными они остаются только в 3-й выборке.

В экспериментальной группе 2, в которую включены выборки 7-11 ив которых оказывалось частичное влияние, мы наблюдаем тенденцию к тому, что во всех выборках (7-11) ценности «Личной жизни» остаются актуальными во всех трех исследованиях. Исключение составляет выборка 11, в которой проводилось анонимное исследование, в третьем исследовании на 1-й позиции ценности «Внутреннего мира», на 2-й позиции ценности «Личной жизни».

На наш взгляд, первокурсники (7 и 8-я выборки) в первом исследовании имели осознанное ценностное поле в отношении «Этических ценностей» в виде как ценностных ориентации, так и в виде жизненных ценностных представлений, которые с течением времени (4 месяца) перешли в пред-сознательную сферу ценностного поля, уступив место более значимым для юношеского возраста ценностям «Любви и дружбы». Вербальное воздействие на моральнонравственную сферу личности не актуализировало часть «Этических ценностей»

в зону осознания. Только обращение на будущее в третьем исследовании привело к тому, что часть «Этических ценностей» вновь перешла в зону осознания. В экспериментальной группе 2 динамика жизненных ценностей от первого исследования к третьему наблюдается по классам ценностей «Работа»; «Внутренний мир личности»; «Общение»; «Достижение», однако эта динамика не достигает степени значимых различий при переходе от первого исследования ко второму и от первого к третьему.

Проанализируем особенности динамики жизненных ценностей личности в контрольной группе (выборки 12-17). В выборках 12 и 13 наблюдается рост объема ценностного поля при переходе от первого исследования ко второму. В остальных выборках от 14 до 17 объем ценностного поля снижается ко второму исследованию, хотя и не имеет значимых различий с объемом ценностного поля в первом исследовании. В выборках 14 и 15 студентов стоматологического факультета распределение жизненных ценностей по классам согласуется в меньшей степени, чем на лечебном факультете в выборках 12 и 13. Если на стоматологическом факультете частота ценностей «Личной жизни» имеет тенденцию к увеличению, то на лечебном факультете частота данных ценностей снижается. Частота ценностей «Любви» увеличивается от первого до третьего исследования во всех четырех выборках (12-15). В выборке 14 отмечается снижение частоты ценностей «Всеобщности»; «Достижения»; «Общения».

Студенты стоматологического факультета в выборках 16 и 17 имеют в третьем исследовании объем жизненных ценностей незначительно меньший, чем в первом исследовании. Однако профиль и особенности распределения жизненных ценностей по классам в данных выборках похожи на другие выборки из контрольной группы. Проанализируем результаты данных на предмет динамики жизненных ценностей по боль-

шим группам: 1-я группа - экспериментальная группа 1 (выборки 1-6), 2-я группа -экспериментальная группа 2 (выборки 7-11), 3-я группа - контрольная группа (выборки 12-17), 4-я группа - все семнадцать выборок.

Во всех больших группах от 1 до 3, как и в целом по всем выборкам, значимость ценностей «Личной жизни» остается актуальной на 1-й позиции во всех трех исследованиях. В экспериментальной группе 1 при переходе от первого исследования к третьему происходят значимые изменения в актуализации студентами ценностей «Внутреннего мира личности», «Этических ценностей», ценностей «Достижения». Незначительно снижается частота встречаемости «Материальных ценностей». Такой же по значимости остается частота встречаемости следующих ценностей: «Работа»,

«Власть», «Общение». Объем ценностного поля увеличивается от первого исследования к третьему.

В экспериментальной группе 2, как и в контрольной выборке, прослеживается тенденция к увеличению частоты встречаемости при переходе от первого исследования к третьему по классам ценностей: «Этиче-

ские ценности», «Внутренний мир личности», «Всеобщности», однако частота встречаемости выше в экспериментальной группе 2, чем в контрольной группе.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: увеличение объема поля жизненных ценностей личности происходит в результате перехода ценностей из зоны предсознания в зону осознания в форме ценностных представлений и ориентации. Такой переход ценностей из зоны предсознания в зону осознания возможен только в результате психолого-педагогического воздействия на личность с целью ее развития. В возрасте 18-19 лет (2-й курс) жизненные ценности студентов в наибольшей степени подвержены изменению в результате пси-холого-педагогического влияния на личность, что говорит о сензитивности этого возраста в становлении системы ценностного поля личности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главную задачу мы видим в том, чтобы расширение ценностного поля личности студентов было на уровне личностных ценностей, которые, будучи осознанными, имеют решающее значение в актуализации потенциальных мотивов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абульхапова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психол. журнал, 1994, № 4.

2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1980.

3. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.

4. Бобнева М. И. Ценностные приоритеты личности и группы. М., 1995

5. Десфонтейнес Л. Г. Возрастные особенности ценностных ориентации и интеллектуальных функций учащихся в связи с учебной успешностью. СПбГУ, 1993.

6. Коваль Н. А. Психология духовности личности. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1996.

7. Куницына В. Н. Ценностно-нормативная система личности. В кн.: Психология / Под ред. А. А. Крылова. М.: ПРОСПЕКТ, 1998.

8. Лапин Н. И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России // СОЦИС. 1994. №5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.