Научная статья на тему 'Социальная зрелость студентов и образ профессионального будущего'

Социальная зрелость студентов и образ профессионального будущего Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1493
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУДУЩЕГО / ОБУЧЕНИЕ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Балина Татьяна Николаевна

Психологические исследования доказывают, что карьерно-профессиональная самореализация тесно связана с социально-психологической зрелостью личности. Цель данной статьи на основе анализа представлений студентов о своем профессиональном будущем оценить уровень их социальной зрелости, выявить значимые жизненные и профессиональные ценности. Знакомство студентов с результатами группового исследования позволяет им расширить ценностные представления о будущем, осознать скрытые возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная зрелость студентов и образ профессионального будущего»

№ 1/2015

Вестник Таганрогского института управления и экономики

Т.Н. Балина

СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ СТУДЕНТОВ И ОБРАЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУДУЩЕГО

Психологические исследования доказывают, что карьерно-профессиональная самореализация тесно связана с социально-психологической зрелостью личности. Цель данной статьи - на основе анализа представлений студентов о своем профессиональном будущем оценить уровень их

социальной зрелости, выявить значимые жизненные и профессиональные ценности. Знакомство студентов с результатами группового исследования позволяет им расширить ценностные представления о будущем, осознать скрытые возможности.

Образ профессионального будущего, обучение, развитие личности, социальная зрелость, ценности.

Получение высшего образования любого направления подготовки предполагает формирование у студента осознанной мотивационной готовности к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства. Эго возможно, если обучающийся осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального самосознания. В свою очередь, осознание социальной значимости профессии тесно связано с общим уровнем социальнопсихологической зрелости человека.

Социальная зрелость - социально и психологически обусловленный этап развития личности, который традиционно характеризуется обретением человеком свойств самостоятельности и самодостаточности. Социально зрелый человек способен понимать и внутренне разделять основные социальные ценности, осознавать собственные экономические и гражданские права и обязанности, эффективно усваивать групповые и общественные нормы, критически относиться к наличному положению дел в рамках социума [1].

Достижение социальной зрелости выступает непрерывным и достаточно продолжительным во времени процессом, который представляет собой постепенное движение от структуры индивидуальной мотивации, основанной на потребностях (хочу), к структуре, в которой главную роль играют ценности (надо, должен). Этот процесс предполагает осмысление групповых, общественных ценностей, принятие их, стремление руководствоваться ими в своем поведении, в том числе при столкновении с ситуациями, где приходится делать социально-нравственный выбор [2; 3].

Социальная зрелость индивида особенно ярко проявляется в процессе выбора сферы основной деятельности, влияет на степень самостоятельности и осознанности этого выбора. Наблюдается заметная связь мещду социально-психологической зрелостью и успешностью карьерно-профессиональной самореализации. По определению Г. Олпорта, зрелая личность - это личность, которая активно владеет своим окружением, обладает устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентаций и способна правильно воспринимать мир и себя [4].

В результате обобщения литературных данных можно выделить следующие описательные характеристики социально зрелой личности:

- устойчивость и широта жизненных ценностей;

- активность и ответственность личности за события своей жизни;

- высокая рефлексия себя и окружающего мира [2; 5].

Последняя характеристика, очевидно, является отправным пунктом в процессе самоопределения, который, по мнению Н.С. Пряжникова, начинается с осознания человеком своих особенностей, черт качеств, возможностей, способностей, потребностей, мотивов, целей. Поэтому своевременное осмысление таких вопросов, как «Какой я человек», «Что меня интересует», «Чего я хочу достичь», «Чем я могу быть полезен для общества» и т.п., позволяет молодому человеку выбрать вектор развития, в том числе и профессионального [6].

В свою очередь, гармоничное развитие должно охватывать разные измерения человека: тело (здоровье, физическая выносливость), интеллект (знания, опыт, постоянное самообразование), эмоционально-чувственная сфера (реализация эстетических потребностей, способность любить, ценить то, что тебе дает общество, природа), дух (стремление к осмысленной жизни, реализация творческих устремлений, руководство ценностными принципами) [3; 4; 7]. Поэтому важно развивать ценностно-ориентационную сферу будущего профессионала, ориентировать его на расширение кругозора и мировоззренческих позиций.

В связи с этим нами было запланировано научное исследование, предполагающее диагностический и развивающий этапы и направленное в целом на формирование представлений студентов о понятии «социальная зрелость», осознание социальной значимости своей будущей профессии, расширении ценностно-мотивационной сферы личности.

Объектом исследования выступили студенты Таганрогского института управления и экономики, обучающиеся по направлениям «Государственное и муниципальное управление» (30 человек, I курс, гр. У-14) и «Юриспруденция» (20 человек, IV курс, гр. Ю-14). Всего 50 человек.

В качестве диагностического инструментария использована методика Н.Е. Водопьяновой «Вселенная моего Я», позволяющая определить индивидуальные особенности осознаваемых профессиональных ценностей настоящего и будущего как важного компонента социальной зрелости. Эта проективная методика активизирует творческое мышление, позволяет поставить испытуемых в позицию субъекта самоанализа и самопознания.

98

№ 1/2015

Вестник Таганрогского института управления и экономики

Цель исследования: психодиагностика компонентов социальной зрелости на фоне актуализации мотивов самопознания, самореализации студентов.

Оснащение: карандаши или фломастеры, ручки, бумага формата A3.

Порядокработы:

Этап 1. Мини-лекция, направленная на формирование представлений студентов об основных условиях и процессах формирования социальной зрелости.

Этап 2. Обсуждение вопросов, активизирующих рефлексию:

- почему я выбрал(а) данную профессию;

- какие мои личные качества, способности могут помочь в профессиональной деятельности;

- какие еще качества, знания, навыки мне необходимы для уверенного вхождения в профессиональную деятельность и последующего карьерного развития в ней;

- какие потребности я смогу реализовать в профессиональной деятельности и каким образом (обсуждение строится на основе классификации потребностей А. Масло у);

- какие ценности я смогу реализовать в профессиональной деятельности и каким образом (обсуждение строится на основе классификации ценностей М. Рокича).

Этап 3. Психодиагностический. Методика «Вселенная моего “Я”» - определение индивидуальных особенностей осознаваемых профессиональных ценностей настоящего и будущего как важного компонента социальной зрелости [5].

Инструкция. «Представьте себя и своё профессиональное будущее в виде вселенной, в центре которой находится то, что составляет сущность вашего «Я» как будущего профессионала, а вокруг располагаются планеты - профессиональные ценности, достижения, возможные трудности, значимые люди или сообщества, т.е. все то, что в вашей профессии будет значимым и ценным.

Закройте глаза и постарайтесь увидеть планеты своей вселенной. (Визуализация образа вселенной занимает 2-3 минуты.) Откройте глаза и нарисуйте вашу вселенную в виде планет с различной удаленностью от центра, в зависимости от их ценности для вас. Планеты могут быть изображены в виде символических кругов или конкретных предметов, людей и обязательно описаны словесно». Время выполнения рисунка - 10-15 минут.

Обработка результатов. После завершения рисунков и словесных комментариев к ним испытуемым предлагается следующее:

1. Подсчитать количество планет вселенной.

2. Оценить когнитивную сложность рисунка (количество, разнообразие планет) по следующим критериям: 0-2 - малая сложность, 3-4 - средняя сложность; 5-7 - большая сложность.

3. Проанализировать разнообразие планет с позиций классификации жизненных ценностей С.Л. Рубинштейна.

Этап 4. Расширение ценностно-мотивационной сферы. Студенты представляют свои рисунки в

группе, совместно обсуждают мотивы, ценности, смыслы выбора профессии.

Этап 5. Подведение итогов. Студенты делятся впечатлениями о проделанной работе, фиксируют положительные итоги.

Анализируя процесс выполнения исследовательского задания, следует отметить, что большинство студентов проявили интерес к исследованию, подошли к выполнению задания творчески. Высокая когнитивная сложность рисунка наблюдалась у 40% студентов, средняя у 33%. Остальные 27 %

испытуемых продемонстрировали скудные представления о своем будущем, в том числе несколько человек отнеслись к заданию формально.

При обработке данных обнаружено 43 вида «планет», которые являются в будущем значимыми для студентов, что, на наш взгляд, расценивается как большое разнообразие жизненных сфер. Чаще всего встречаются такие «планеты», как семья, работа, друзья, дети, путешествия, материальное благополучие, карьера. Они изображены на рисунках у большинства испытуемых. Среди «экзотических планет» можно назвать службу в армии, вклад в культурное развитие общества, патриотизм, смерть - такие планеты встретились по одному разу.

Для повышения наглядности полученных результатов и их количественной обработки нами были укрупнены жизненные сферы, похожие по своей ценностной направленности. В результате образовались следующие категории: семья, труд, развитие, отдых, здоровый образ жизни, базовые потребности (материальные блага, безопасность) и социально значимые ценности. Перечень жизненных сфер, вошедших в кащдую категорию, представлен в таблице. Курсивом в таблице выделены сферы, встречающиеся только у студентов-юристов. Цифры в скобках - количество «планет».

Цифрами в строке «всего» указано, сколько всего «планет» встретилось в укрупненной категории во всех 50 рисунках. Представленные таким образом данные позволяют выстроить категории по значимости (по частоте встречаемости «планет»). В итоге получаем следующую иерархию.

На первом месте категория «груд». Представленные здесь планеты свидетельствуют о желании студентов не просто находиться на рабочем месте, выполняя трудовые обязанности, но стремиться к карьерному росту (32 планеты). При этом активно взаимодействовать с коллегами, добиваться общественного признания, вступать в борьбу с конкурентами стремятся не многие. Организовать собственный бизнес хотят 8 человек из всей выборки (16%).

Второе место в иерархии «планет» по частоте встречаемости занимает категория «семья». Все студенты, изображая планеты этой категории, подразумевали создание своей семьи, брак, рождение детей. Интересно, что рождение детей планируют далеко не все студенты. Планета «дети» встречается в рисунках 22 раза (44%). Продолжать заботиться о своих родителях, родственниках планируют 9 человек (18%), здоровье близких волнует лишь 4% студентов.

99

№ 1/2015

Вестник Таганрогского института управления и экономики

Представленность значимых ценностей в укрупненных категориях

Семья Труд Развитие Отдых ЗОЖ Базовые потребности Социальн. ценности

Семья (44) Работа (29) Обучение (21) Путешествия (21) Спорт (2) Деньги (29) Патриотизм (1)

Муж / жена (7) Карьера (32) Чтение (5) Друзья (28) Здоровье (20) Автомобиль (14) Любовь (15)

Дети (22) Власть, статус / атрибуты власти (10) (форма, звание) Творчество (7) Хобби (2) Внутренняя гармония (3) Дом / квартира (27) Счастье (4)

Родители / родственники (9) Коллектив (8) Саморазвитие (15) Вкусная еда (1) Безопасность (4) Польза другим (7)

Здоровье близких (2) Нужные связи (1) Духовное развитие (8) Развлечения (19) Забота об окр. среде (животных) (4)

Условия труда (2) Преодоление трудностей (8) Интересная жизнь (2) Помнить о смерти (2) (старости)

Обществен. признание (6) Поиск дополн. возможностей (5) Свобода (1)

Конкуренты (2) Самопознание (5)

Свой бизнес (8) Армия (1) (как условие карьеры)

Всего: 84 98 71 59 25 74 34

На третьем месте категория «базовые потребности»: жилье, деньги, автомобиль. У студентов-юрис-тов встречается планета «безопасность», т.к. их будущая деятельность действительно более рискованная, чем деятельность управленца. Материальная обеспеченность волнует 58% испытуемых.

Четвертое место занимает «развитие» - группа «планет», которая в будущем может позволить реализовать планы, представленные в трёх первых категориях. Но осознают значимость обучения и саморазвития для профессиональной самореализации далеко не все студенты. Хотя планета «обучение» встречалась примерно у половины испытуемых (42%), она подписывалась как «обучение в вузе». В комментариях студенты указывали, что нужно окончить институт, получить диплом, т.е. обучение не всегда отождествлялось с получением профессиональных знаний и умений.

Пятое место представлено категорией «отдых», куда вошли такие ценности, как общение с друзьями, путешествия, развлечения. Интересно, что общение с друзьями в рисунках студентов занимает третье место после семьи и карьеры и представлено чаще, чем рождение детей и приобретение жилья. Очевидно, что такая ситуация, когда общение с друзьями является одной из главных ценностей, характерна для настоящего времени студентов. Учитывая, что инструкция изображать будущее была понятна всем студентам, можно предположить, что студенты не осознают пока значимости других жизненных сфер, не задумываются над тем, что со временем иерархия ценностей человека меняется.

Группа планет «социальные ценности» занимает шестое место. Наличие в рисунке «планет» этой группы в наибольшей мере указывает на социальную зрелость личности. Высоких показателей, к

сожалению, здесь не наблюдается. Чаще всего встречается любовь, но судя по подписям к этой «планете», студенты имеют в виду отношения, ведущие к браку или заменяющие его. Таким образом, по содержанию «планета» любовь больше относится к группе «семья». Из оставшихся девятнадцати «планет» этой группы только семь указывают на стремление в будущем приносить пользу людям.

Седьмое место - группа «планет», включающая в себя заботу о физическом и психическом здоровье. То, что эти социально значимые ценности оказались на последнем месте, объясняется возрастом испытуемых. Пока студенты воспринимают здоровье как должное, само собой разумеющееся, не нуждающееся в дополнительном внимании с их стороны. Тем не менее 40% испытуемых считают здоровье важным условием реализации карьерных устремлений.

На основании вышеизложенного проанализируем результаты исследования по трем основным показателям социальной зрелости, указанным нами в начале статьи.

Для того чтобы оценить результаты по первому показателю - устойчивость и широта жизненных ценностей, авторы методики «Вселенная моего Я» предлагают подсчитать количество и проанализировать разнообразие планет с позиций классификации жизненных ценностей С.Л. Рубинштейна, указывающих направленность жизненных и профессиональных ценностей по преобладанию планет в категориях а, б, в, г:

а) отношение к людям (родственники, коллеги,

наставники);

б) состояние души и разума (мысли, знания, чувства,

мироощущение и т.д.);

100

№ 1/2015

Вестник Таганрогского института управления и экономики

в) реализация потребностей и ценностей в профессии «для себя»;

г) реализация потребностей и ценностей в профессии «для других».

Результаты подсчетов показывают существенное преобладание категории «в». Ценности, относящиеся к этой категории, представлены в рисунках 35 студентов (70%). Стремление к реализации потребностей и ценностей в профессии «для других» не обнаружилось совсем. Две оставшиеся категории -отношение к людям и состояние души и разума -встречается в 15 рисунках (семь и восемь человек соответственно). Исходя из этих результатов, можно заключить, что процесс формирования социальной зрелости находится на начальном этапе, когда личность только адаптируется в обществе, ищет свое место в социальной структуре.

Второй показатель социальной зрелости -активность и ответственность личности за события своей жизни. Карьерные устремления, обучение и саморазвитие, желание организовать свой бизнес, зарабатывать деньги, обзаводиться семьей и детьми -все это указывает на активную профессиональную и жизненную позицию студентов. Однако готовность нести ответственность за результаты своей активности в рисунках не прослеживается. Во время обсуждения вопроса «Какие ценности я смогу реализовать в профессиональной деятельности и каким образом» студентам был предложен список ценностей М. Ро-кича, в котором ценность «ответственность» была представлена одной из первых. Тем не менее выбрали эту ценность всего два человека (4%). Следовательно, уровень социальной зрелости в данной выборке по этому показателю невысокий.

Относительно третьего показателя (рефлексия себя и окружающего мира) можно говорить, что представления о своем жизненном пути достаточно предсказуемы. Стереотип «дом, семья, работа» прослеживается в большинстве рисунков. Эти ценности, безусловно, значимы, но действительно ли каждый из

студентов их внутренне разделяет, остается неясным до конца. При этом очевидно, что заявленные в качестве желаемых жизненные сферы (карьера, свой бизнес, власть, материальная обеспеченность и т.п.) недостаточно подкрепляются возможностями и ресурсами, следовательно, студенты слабо представ -ляют пути их достижения. Такие «планеты», как самообразование, накопление опыта, профессиональные знакомства и связи, способность ориентироваться на рынке труда, вовсе не представлены в рисунках студентов. Поэтому можно сделать вывод, что студенты в общем представляют, каким бы они хотели видеть свое профессиональное будущее, но недостаточный уровень социальной зрелости препятствует осознанию путей и способов его достижения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Энциклопедия социологии [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/socio.

2. Шрамко Н.В. Вузовская подготовка как этап становления социальной зрелости студентов: дис. ...канд. пед. наук. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2009.

3. Леонтьев ДА. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997.

4. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000.

5. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова и др. СПб.: Речь, 2001.

6. Пряжникое Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: учебное пособие. М.: МГППИ, 1999.

7. Юрьева Т.В. Влияние мечты как модели будущего на личностно-профессиональное развитие студента: дис. ... канд. псх. наук. Тамбов: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина, 2007.

101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.