Научная статья на тему 'Профессиональные представления студентов психолого-педагогического направления'

Профессиональные представления студентов психолого-педагогического направления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
916
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / СТУДЕНЧЕСТВО / ПРОФЕССИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Приписнова В.В., Максимова Н.Ю.

В работе представлен анализ значимости профессиональных представлений студентов психолого-педагогического направления при формировании мировоззрения будущего специалиста, а также описаны результаты эмпирического исследования данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Приписнова В.В., Максимова Н.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональные представления студентов психолого-педагогического направления»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК: 159.9

Приписнова В. В.

студент направления «Психолого-педагогическое образование», Арзамасский филиал ННГУ

Максимова Н. Ю.

магистрант направления «Педагогическое образование», Арзамасский филиал ННГУ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

В работе представлен анализ значимости профессиональных представлений студентов психолого-педагогического направления при формировании мировоззрения будущего специалиста, а также описаны результаты эмпирического исследования данной проблемы.

Ключевые слова: профессиональное представление, студенчество, профессия.

В реалиях современного российского общества важную роль в жизни человека играет уровень его образованности, а именно — наличие высшего образования, поскольку именно оно позволяет сформировать грамотного специалиста соответствующего профиля с необходимой базой знаний и умений. Именно в вузе происходит возникновение более конкретных представлений о будущей профессии, что определяет в дальнейшем качество подготовки к будущей деятельности, ее успешность, а также движение человека в профессии, в целом. Зачастую их формирование осуществляется на базе обыденных представлений, поэтому при получении высшего образования могут произойти серьезные потрясения, связанные с искаженным образом восприятия выбранной профессии, что может привести к снижению мотивации обучения. Ряд исследователей (В. Д. Брагина, В. В. Овсянникова, Л. А. Сергеева) обращали внимание на то, что именно профессиональные представления субъекта существенно влияют на его профессиональное становление. Именно адекватные представления о будущей профессии у студентов позволят им сделать сознательный выбор трудовой деятельности, исходя из собственных интересов, желаний, способностей и (В. Г. Асеев, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников) [1; 3].

Повышается социальная значимость и востребованность получения качественных услуг, оказываемых специалистами психолого-педагогического направления, что обусловлено наличием огромного количества стрессогенов и невозможностью осуществления самопомощи, а также изменениями, происходящими в российской системе образования. Все это требует боле качественной подготовки данной категории специалистов уже на этапе обучения в вузе. Одним из факторов успешности данного процесса являются адекватные профессиональные представления, что определяет особенности продвижения в профессии, точное и правильное понимание предмета, объекта и обязанностей в данной деятельности, возможности профессиональной самореализации, а также психологическую готовность к решению профессиональных задач.

По мнению О. А. Конопкина, профессиональные представления — это не простая совокупность сведений о профессиональной области, а «представление о деятельности, куда входят: принятая субъектом цель деятельности; критерии успешности деятельности; программа исполнительских действий; субъективная модель значимых условий деятельности; информация о реально достигнутых результатах; решения о коррекциях системы деятельности» [4].

В. Н. Обносов утверждает, что профессиональные представления следует рассматривать как индивидуально-своеобразную систему знаний, убеждений, переживаний человека, связываемых им с определенной профессией, понимая под этим «совокупность имеющейся у субъекта информации о той или другой специальности, его компетентность о мире профессий, их оценка по шкале престижности и привлекательности; это динамическое информационное образование, структура и содержание которого зависит от его целевого назначения; это отображение человеческого «Я» через профессию» [7].

Профессиональные представления носят как социальный, так и индивидуальный характер. Социальные представления свойственны для различных групп людей и соотносятся с объектом их деятельности. Индивидуальные представления являются главным компонентом мировоззрения человека, они выполняют функцию регуляторов поведения и проявляются во всех областях деятельности. Значение профессиональных представлений состоит в том, что они связывают воедино общественное, групповое и личное в сознании и поведении индивида [5].

Исследование, проведенное В. Д. Брагиной, продемонстрировало, что регуляторная функция представлений о профессии в процессе профессионального самоопределения выступает в трех аспектах: когнитивном, когда происходит изучение данной профессии, соотнесение и оценивание новых знаний со своими, эмоциональном, где осуществляется оценивание профессии по типу «нравится — не нравится», поведенческом, когда принимается окончательное решение по поводу выбора профессии [2].

Представления о профессиях выполняют также мотивационную функцию, в ходе которой происходит побуждение индивида к ограничению своего выбора до одной профессии. «Представления о каждой из отдельных сторон профессии (уровень заработной платы, перспективы карьерного роста, социальный престиж, условия для творчества и т. д.) служат «основой оценивания», жизненного значения их для субъекта, придают им личностный смысл» [2, с. 30]. Продолжение данной мысли представлено в позиции В. Н. Обносова: «Профессиональные представления можно рассматривать как информационную и мотивационную основу профессионального самоопределения, а также как необходимое условие для активной субъектной включенности учащегося в учебно-профессиональную деятельность» [7, с. 36]. Иначе говоря, соотнесение представлений о профессии и о себе способствует формированию образа «Я» как субъекта профессиональной деятельности, развитию профессиональной мотивации.

Исходя из всего вышесказанного, профессиональные представления являются важным фактором развития будущего профессионала, специалиста в своей деятельности, ведь они составляют основу профессионального мировоззрения, определяя направленность, функции и содержание профессии.

Для изучения профессиональных представлений студентов было проведено исследование на базе психолого-педагогического факультета, в нем участвовали студенты с 1 по 4 курс направления психолого-педагогическое образование (профили «Психология образования» и «Психология и социальная педагогика») в количестве 47 человек. Для изучения представлений о будущей жизни была использована методика «Смысло-жизненные ориентации» (модификация Д. А. Леонтьева) [6], позволившая выявить наличие или отсутствие целей на будущее, осмысленность жизненной перспективы, интерес к жизни, результаты исследования представлены на рис.1.

Выявлено, что по шкале «осмысленность целей» у 17% (8 чел.) студентов — низкое значение, что свидетельствует о том, что человек живет сегодняшним или вчерашним днем, у него отсутствуют планы на будущее; у 51% (24 чел.) испытуемых — среднее значение, что указывает на наличие у них цели на будущее, неких планов, которые в дальнейшем будут реализованы; высокие показатели по данной шкале присутствуют у 32% (15 чел.) обучающихся, что характеризует их как целеустремленных, но при этом планы не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их

Таврический научный обозреватель

шшшЛауг.Баепсе № 10(15) — октябрь 2016

реализацию. По шкале «интерес к жизни» 11 % (5 чел.) испытуемых имеют низкие показатели, т. е. они не удовлетворены собственной жизнью в настоящем, а полноценный смысл ей придают воспоминания о прошлом или нацеленность на будущее; у 57 % (27 чел.) — среднее значение, для них единственный смысл жизни состоит в том, что чтобы жить; у 32 % (15 чел.) — высокое значение по данной шкале, что свидетельствует о неудовлетворенности человеком своей жизнью, живущего сегодняшним днем. По шкале «сформированность представлений» у 15 % (7 чел.) студентов выявлены низкие показатели, что может являться признаком неудовлетворенности прожитой частью жизни; у 59 % (28 чел.) — средние показатели по данной шкале, они довольны отрезком прожитой жизни и представлениями о ней; у 26 % (12 чел.) — высокие показатели, для них все в прошлом, которое способно придавать смысл дальнейшей жизни.

Рис.1. Результаты исследования по методике «Смысло-жизненные ориентации»

Таким образом, анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что у студентов 2, 3 и 4 курса, в основном, присутствует более конкретная цель на будущее, в том числе, связанная и с реализацией в профессии, в отличие от первокурсников, большинство которых все же только начинают определять будущие задачи.

Для выявления представлений об объекте деятельности был использован опросник И. Е. Рогова [8], который позволил выявить отношение студента к объекту своей профессиональной деятельности, результаты представлены на рис. 2.

На рисунке 2 представлено, что по шкале «фактор оценки» у 11 % (5 чел.) студентов низкий показатель представлений, что указывает на критическое отношение человека к объекту, отвержение его, неудовлетворенность его поведением, уровнем достижений, особенностями личности на недостаточный уровень принятия; у 57 % (27 чел.) — средний показатель, что свидетельствует о позитивном принятии объекта деятельности; высокие значения выявлено у 32 % (15 чел.) испытуемых, то есть проявляется принятие объекта, они склонны осознавать его как носителя позитивных, социально желательных характеристик. По шкале «фактор силы» у 9 % (4 чел.) обучающихся низкий показатель, что свидетельствует о недостаточном самоконтроле объекта, неспособности добиваться желаемого; у 62 % (29 чел.) — средний показатель, что указывает на наличие способности держаться принятой линии поведения, вне зависимости от внешних обстоятельств и оценок, контролировать ситуацию, настаивать на своем; у 29 % (14 чел.) — высокий показатель, что

говорит об уверенности, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях.

Рис. 2. Результаты исследования по опроснику, направленному на изучение представлений

об объекте деятельности (Е. И. Рогова)

По шкале «фактор активности» у 51 % (24 чел.) студентов выявлено среднее значение, которое указывает на определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции, замкнутость, сдержанность по отношению к объекту; у 49 % (23 чел.) — высокое значение, которое проявляется в высокой активности, общительности, эмоциональной отзывчивости, импульсивности. Таким образом, по большинству параметров представления об объекте деятельности у студентов 3 и 4 курса более сформированы, чем у студентов 1 и 2 курса, у которых профессиональные представления являются более упрощенными, схематичными, не отражающими полной специфики профессии, они недостаточно отчетливы и целостны.

Для диагностики ценностных ориентаций в карьере была использована методика «Якоря карьеры» (Э. Шейн, перевод и адаптация В. А. Чикер, В. Э. Винокурова) [9], позволившая выявить следующие карьерные ориентации: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство, результаты представлены на рис. 3.

Из рисунка 3 видно, что для 36% (17 чел.) студентов ценностной ориентацией в профессии является профессиональная компетентность, для них важным является быть профессионалом в своем деле, при этом они могут быстро потерять интерес к работе, которая не позволяет развивать их способности. 9% (4 чел.) обучающихся ориентированы в карьере на менеджмент, для них самым главным является управление всем, центральным для них является власть, осознание, что за ними стоит принятие окончательного решения. Для 4% (2 чел.) ценностной ориентацией является автономия, главным для них является быть независимым и свободным, без каких-либо ограничений, а для 15% (7 чел.) — стабильность работы, что проявляется в потребности в безопасности, поисках постоянной работы с минимальной вероятностью увольнения. Для 13% (6 чел.) студентов важным является стабильность места жительства, главное жить в своем городе без командировок и переездов, 4% (2 чел.) считают определяющим в карьере возможность служения, воплощения на своей работе собственных идеалов и ценностей, 9% (4 чел.) — наличие вызова, сделать невозможное возможным любым способом, решать уникальные задачи, а для 1% (1 чел.)

таковым является интеграция стилей жизни, они считают важным сохранение гармонии

между личной жизнью и карьерой.

■ Профессиональная

компетентность ■ Менеджмент

1% 9% Автономия

9% (независимость) ■ Стабильность работы

4% 36% ■ Стабильность места

жительства ■ Служение

13% Вызов

9% 4% Интеграция стилей

15% жизни Предпринимательство

Рис. 3. Результаты исследования по методике «Якоря карьеры»

Для 9% (4 чел.) студентов важным в профессии является возможность предпринимательства, что проявляется в создании новых организаций, товаров и услуг. Итак, у студентов первого курса отсутствует понимание того, что деловой успех определяется профессиональными достижениями и прямо пропорционален уровню сформированности профессиональных компетенций.

Таким образом, профессиональные представления являются важным фактором успешного становления индивида в профессии, определяя качество выполнения профессиональных задач. Вполне объяснима неадекватность профессиональных представлений на ранних этапах профессионализации. В ходе исследования получены результаты, которые продемонстрировали, что при обучении в вузе студентов психолого-педагогического направления необходимо уделять внимание их личностному становлению, представлению о себе, потенциальных объектах профессиональной деятельности, осуществляя коррекции неадекватных представлений, обучения навыкам саморефлексии и развития профессионального самосознания.

Литература

1. Асеев В. Г. Основные задачи психологии на рубеже веков / Актуальные проблемы современной психологии на рубеже столетий. Материалы науч.-практ. конф. — Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2001. — С. 3-7.

2. Брагина В. Д. Влияние представлений о выбранной профессии на профессиональное самоопределение учащейся молодежи: Дис. ... канд. психол. наук. — М.: Наука, 1976. — 30 с.

3. Зеер Э.Ф. Психологические основы профессионального становления личности инженера-педагога. — Свердловск, 1985. — 43 с.

4. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. — М.: Вымпел, 1995. — 186 с.

5. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984. — 444 с.

6. Методика «Смысло-жизненные ориентации» [Электронный ресурс]. URL: http://testoteka.narod.ru/ms/1/16.html (дата обращения 12.09.16 г.)

7. Обносов В.Н. Динамика профессиональных представлений учащихся ПТУ при разных способах введения в профессию // Вопросы психологии. — 1986. — №6. — С.28-32.

8. Опросник, направленный на изучение представлений об объекте деятельности (Е.И.Рогова) Объект деятельности [Электронный ресурс]. URL: http://tfolio.ru/item/kpSE (дата обращения 12.09.16 г.)

9. «Якоря карьеры» — методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э. Шейн, перевод и адаптация В. А. Чикер, В. Э. Винокурова) [Электронный ресурс]. URL: http://testoteka.narod.ru/prof/1/10.html (дата обращения 12.09.16 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.