Научная статья на тему 'Динамика образа карьеры студентов педагогических специальностей в процессе профессионального образования'

Динамика образа карьеры студентов педагогических специальностей в процессе профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
289
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРА / ОБРАЗ КАРЬЕРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / ДИНАМИКА ОБРАЗА КАРЬЕРЫ / CAREER / IMAGE OF CAREER / PROFESSIONAL FUTURE / PROFESSIONAL EDUCATION / PEDAGOGIC SPECIALTIES STUDENTS / CAREER IMAGE DYNAMICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Плотникова Наталия Николаевна

В статье представлен теоретический анализ проблемы образа карьеры в контексте профессионального становления, приведены результаты эмпирического изучения образа карьеры студентов педагогических специальностей и его изменения в процессе профессионального образования. Показано, что на каждом этапе профессионального образования имеются специфические особенности когнитивной, мотивационно-ценностной, эмоционально-оценочной и поведенческой составляющих образа будущей карьеры. Студентам, находящимся на этапе готовности к самостоятельной профессиональной деятельности, свойственна наибольшая определенность и осознанность карьерных представлений, однако в ряде случаев они теряют профессиональную направленность и не связывают свое будущее с выбранной профессией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Плотникова Наталия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogic specialties students’ career image dynamics in the course of professional education

Theoretical analysis of the problem of career image in the context of professional formation is submitted to the article, results of empirical studying of the image of career of pedagogical specialties students and its change in the process of professional education are given. It is shown that at each stage of professional education, there are cognitive, motivational and valuable, emotional and estimating as well as behavioural specific features of constituents of the future career image. The greatest definiteness and sensibleness of career representations are peculiar to students who are at the stage of readiness for independent professional activity, however in some cases, they lose professional orientation and do not connect their future with the chosen profession.

Текст научной работы на тему «Динамика образа карьеры студентов педагогических специальностей в процессе профессионального образования»

УДК 378: 159.9:37

Плотникова Наталия Николаевна

кандидат психологических наук Волгоградский государственный социально-педагогический университет

nn-plotnikova@mail.ru

ДИНАМИКА ОБРАЗА КАРЬЕРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлен теоретический анализ проблемы образа карьеры в контексте профессионального становления, приведены результаты эмпирического изучения образа карьеры студентов педагогических специальностей и его изменения в процессе профессионального образования. Показано, что на каждом этапе профессионального образования имеются специфические особенности когнитивной, мотивационно-ценностной, эмоционально-оценочной и поведенческой составляющих образа будущей карьеры. Студентам, находящимся на этапе готовности к самостоятельной профессиональной деятельности, свойственна наибольшая определенность и осознанность карьерных представлений, однако в ряде случаев они теряют профессиональную направленность и не связывают свое будущее с выбранной профессией.

Ключевые слова: карьера, образ карьеры, профессиональное будущее, профессиональное образование, студенты педагогических специальностей, динамика образа карьеры.

Модернизация высшего педагогического образования предполагает подготовку компетентного квалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда и готового к постоянному профессиональному росту. Обучение в вузе в таком случае должно стать для будущего педагога тем этапом профессионального и личностного самоопределения, на котором он получает мощный импульс для самостоятельного и осознанного построения индивидуальной траектории профессионального развития. В качестве основной формы проектирования и регулирования профессионального будущего ученые выделяют образ карьеры, который, являясь результатом психического отражения профессиональной деятельности, представителей данной профессии и их образа жизни, кристаллизуется в эмоционально окрашенных представлениях личности о собственной карьерной цели, этапах, путях и способах ее достижения [1; 2; 5].

Карьерные представления, их характеристика, структура и функциональное значение активно изучаются в контексте психологии управленческой карьеры (И.П. Лотова, 2001; Е.Г. Молл, 1994, 2003; И.А. Панкратова, 2008), профессионального самоопределения (Е.А. Климов, 2004; Н.С. Пряжников, 2008) и становления (Э.Ф. Зеер, 2009), на примере представителей разных возрастных и профессиональных групп (А.Р. Килба, 2007; М.А. Плотников, 2010; С.Ю. Жданова, 2001; Н.Л. Кирт, 2000 и др.). В работах ученых постулируется, что карьерные представления являются динамическими образованиями, содержание которых меняется по мере приобретения человеком профессионального опыта. Кроме этого, по словам И. А. Панкратовой, образ карьеры выполняет функции эмоционального подкрепления и планирования карьерного развития посредством целеполагания, мотивообразова-ния, смыслообразования, стимуляции и мобилизации [5, с. 22]. В связи с этим, можно полагать, что

образ профессиональной карьеры, формирующийся у студентов педагогических специальностей в процессе профессионального образования, определяет особенности движения будущего педагога в профессии и возможности его профессиональной самореализации.

Проблема изучения субъективных представлений студентов о профессиональной карьере является достаточно разработанной в современных исследованиях. Предметом анализа при этом являются психологические образования, регулирующие планирование профессионального будущего: когнитивные (представления о профессии) (Е.Ю. Елисеева, 2011; В.Н. Обносов, 1998; Г.С. Помаз, 2006); эмоциональные (отношение к получаемой профессии) (А.М. Акбаева, 2006; О.А. Воронина, 2008); ценностно-смысловые (Н.Ю. Чижо, 2011); интен-циональные (построение будущих профессиональных планов) (В.С. Собкин, О.В. Ткаченко, 2007).

В исследовании Н.Л. Кирт анализируется динамика представлений о карьере у психологов образования в процессе профессионального самоопределения. По утверждению автора, карьерные представления являются сложным интегральным образованием, структурными составляющими которого являются: профессиональные представления о профессии и личности профессионала; представления о себе как будущем профессионале, что находит психологическое выражение в профессиональных мотивах и особенностях самосознания (уровень притязаний, самооценка); представления о профессиональном будущем, раскрывающиеся в жизненных планах, временных перспективах и карьерных ориентациях [1, с. 20].

Следует отметить, что в большинстве работ рассматриваются, как правило, профессиональные представления современного студенчества безотносительно к избранному им направлению профессиональной подготовки. Вместе с тем, самостоятельный исследовательский интерес представляет

98

Вестник КГУ ^ 2017

© Плотникова Н.Н., 2017

Динамика образа карьеры студентов педагогических специальностей..,

образ карьеры у будущих педагогов и его динамика в процессе профессионального образования. Этот аспект представлен в науке недостаточно.

Целью эмпирического исследования являлось изучение содержания образа карьеры и его динамики у студентов педагогических специальностей в процессе профессионального образования.

Выборку исследования составили студенты Волгоградского государственного социально-педагогического университета (ВГСПУ), обучающихся по направлению подготовки бакалавров «Педагогическое образование». При формировании эмпирической выборки мы исходили из того, что период обучения в ВУЗе можно условно разделить на три этапа: этап адаптации к учебно-профессиональной деятельности (1 курс), этап активного освоения учебно-профессиональной деятельности (2-4 курс) и этап готовности к самостоятельной профессиональной деятельности (5 курс). На каждом этапе отражаются определенные особенности видения себя в профессии и своей будущей карьеры. В связи с этим, исследование включало в себя три поперечных среза - на первом, третьем и пятом курсе. Общее количество испытуемых составило 52 человека, из них студентов 1-го курса - 18 чел., 3-го курса - 17 чел., 5-го курса - 17 человек.

Методики исследования. При выборе методик исследования мы исходили из того, что образ карьеры - это индивидуальный феномен, и его содержание определяется субъективными представлениями личности о своем профессиональном будущем, карьерных целях, себе как профес-

сионале, препятствиях, осложняющих процесс карьерного развития. Исследования такого рода феноменов предполагают использование методов, основанных на получении субъективных данных, самоотчетов. С учетом этого в настоящей работе был использован следующий диагностический комплекс: 1) методика мотивационной индукции Ж. Нюттена (вариант Д. А. Леонтьева) [4]; 2) авторская методика свободного описания «Как я вижу свою будущую карьеру»; 3) методика оценки карьерных ориентаций «Якоря карьеры» Э. Шейна в адаптации В.А. Чикер и В.Э. Винокуровой [6]. Выявление различий при сопоставлении эмпирических распределений производилось с использованием углового преобразования Фишера - ф* и непараметрического и-критерия Манна-Уитни. Анализу подвергались различия, достигающие уровня статистической значимости р<0,05.

Результаты и их обсуждение

Анализ результатов исследования временной перспективы, полученных при помощи методики мотивационной индукции Ж. Нюттена (табл. 1), показал, что в содержании мотивационных объектов студентов педагогических специальностей отражается широкий возрастной аспект их развития, включающий стремление к познанию себя, смысла жизни и ее ценностей, формированию собственных убеждений. В то же время, планы и цели, связанные с будущей карьерой, занимают незначительное место и локализованы они, преимущественно, в ближайшей временной перспективе

Таблица 1

Динамика временной перспективы студентов педагогических специальностей в процессе профессионального образования

Мотивационные объекты и их темпоральная локализация Количество указаний (%)

в целом 1 курс 3 курс 5 курс

Мотивационные объекты

Личность субъекта (8) 27,5 29,6 28,3 24,6

Самореализация (8Я) 26,6 25,8* 27,1* 26,7

в том числе самореализация в профессиональной деятельности (8Я2) 7,1 - 3,6 10,6**

Активность, работа (Я) 6,9 3,4* 6,4* 10,8*

в том числе профессиональная деятельность (Я2) 2,3 - 1,8* 4 9**

в том числе подготовка к профессиональной деятельности (Я3) 4,7 3,4 4,6 5,9

Социальные Контакты (С) 22,2 29,2* 22,7* 14,6*

Познание, исследование (Е) 6,1 4,2* 7,4* 6,9

Трансцедентные объекты (Т) 1,9 1,8 1,9 2,2

Мотивация обладания объектами (Р) 3,6 1,3 2,1** 7 3**

Отдых, досуг (Ь) 5,2 4,7 4,1* 6,9*

Темпоральная локализация мотивационных объектов

Прошлое 1,2 1,1 1,4 1,1

Настоящее (ближайшее будущее) 35,8 23,5** 42,6** 41,2

Открытое настоящее 47,4 67,8* 38,5* 36,1**

Отдаленное будущее 15,6 7,6* 17,5* 21,6**

Примечание: * - различия значимы при р<0,05; ** - различия значимы при р<0,01.

и открытом настоящем (успешная сдача экзаменов, окончание ВУЗа, получение диплома). Самореализация в профессиональной деятельности также не входит в число наиболее осознаваемых мотиваци-онных объектов студентов.

При анализе динамики временной перспективы в процессе профессионального образования было установлено, что при переходе на этап активного овладения учебно-профессиональной деятельностью значимо увеличивается потребность студентов в самореализации, при этом будущие педагоги начинают выделять профессиональную деятельность как условие для полноценного развития личности. Данная тенденция не только сохраняется, но и значимо увеличивается к концу обучения в ВУЗе.

Существенные изменения в процессе профессионального образования претерпевает представленность мотивационных объектов, связанных с «Активностью, работой». Так, у первокурсников профессиональные планы связаны преимущественно с актуальной социальной ситуацией развития (успешная сдача экзаменов, окончание университета). Временная перспектива студентов, находящихся на этапе адаптации к учебно-профессиональной деятельности, связана с открытым настоящим, в котором локализованы мотивационные объекты самопознания, саморазвития и самореализации.

К третьему курсу будущие педагоги начинают в большей степени осознавать важность для своей будущей карьеры этапа профессионального образования. Ближайшая временная перспектива, являясь доминирующей у студентов этапа активного освоения учебно-профессиональной деятельности, характеризуется более осознанными профес-

сиональными планами: окончание университета, временное трудоустройство по специальности, получение дополнительного образования, наличие резервных вариантов профессиональной карьеры. Однако, в целом их представления о профессиональных перспективах достаточно диффузны и ограничены во времени.

При переходе на этап готовности к самостоятельной профессиональной деятельности студенты все чаще связывают свои цели с профессиональной компетентностью и трудоустройством. Профессиональные планы студентов старших курсов более определенны и осознанны и связаны с дальнейшим профессиональным образованием, профессиональной компетентностью, семьей, трудоустройством. Временная перспектива их самореализации расширяется до 10 лет. При этом особое место среди мотивационных объектов студентов на этапе готовности к самостоятельной профессиональной деятельности начинает занимать мотивация обладания различными материальными благами.

Содержательный анализ карьерных представлений студентов педагогических специальностей, выявленных при помощи методики свободного описания «Как я вижу свою будущую карьеру», показал, что карьера связывается студентами преимущественно с развитием личности, ее самореализацией, с успешной профессиональной деятельностью, приносящей моральное удовлетворение и пользу обществу. К концу профессионального образования в представлениях студентов о карьере на первый план выступает достигаемый личностью социальный статус, приносящий определенный материальный достаток.

Таблица 2

Представления студентов о будущей карьере

Компоненты образа карьеры Количество высказываний (%)

1 курс 3 курс 5 курс

когнитивный 54,8 65,3 74

представления о профессиональной деятельности и карьере 18,7 14,5 15,8

представления о будущей профессии 2,6* 10,3* 10,3

представления о личности профессионала 2,6* 5,1* 7,2*

представления о себе как будущем профессионале - 5,2 7,2*

карьерные цели 30,9 27,8* 33,5*

мотивационно-ценностный 22,6** 10,2** 8,4

профессиональная направленность - 2,9 4,2

ценности самореализации в профессии 15 4** 47** 4,2

мотивация достижения успеха 7,2* 2,6** -

эмоционально-оценочный 22,6 7,2 0,3

доминирующие настроения, связанные с профессиональной деятельностью 15 4** 4 5** -

эмоциональная окрашенность образа будущей карьеры 7,2* 2,7* 0,3*

поведенческий - 17,3 17,3

готовность к реальным действиям - 8,9 7

реальные действия - 8,4 10,3

Примечание: * - различия значимы при р<0,05; ** - различия значимы при р<0,01.

100

Вестник КГУ 2017

Динамика образа карьеры студентов педагогических специальностей..

Представления студентов о своей будущей карьере мы классифицировали на категории по следующим основаниям: 1) отнесение высказывания к одному из составляющих образа карьеры (когнитивному, мотивационно-ценностному, эмоциональному или поведенческому); 2) разделение их по степени валентности. Результаты представлены в таблице 2.

На каждом этапе профессионального образования образ будущей карьеры имеет специфические особенности. Так, первокурсники в образ карьеры в значительно меньшей степени включают представления о профессиональной деятельности, ее функциональном назначении и результате по сравнению со студентами старших курсов. По мере овладения учебно-профессиональной деятельностью у студентов формируется более адекватное представление об объективной стороне выбранной профессии и личностных качествах профессионала. Рефлексивные же представления о себе как будущем профессионале не входят в актуальный слой сознания первокурсников, - указания на особенности профессионального Я, способствующие успешному построению карьеры, не встретились в самоотчетах студентов. Определенные особенности видения себя в профессии презентуются в сознании студентов, находящихся на этапе активного овладения учебно-профессиональной деятельностью, что значительно увеличивается к концу обучения в ВУЗе.

При анализе изменений представлений студентов об их профессиональных планах в процессе профессионального образования обнаружено, что у первокурсников доминирующими являются планы на ближайшую временную перспективу, связанные с актуальной социальной ситуацией развития. Образ более отдаленного будущего (от 5 до 10 лет) у первокурсников является нечетким, размытым, недостаточно осознанным: большинство респондентов затрудняются описать этапы своей будущей карьеры. Но даже тогда, когда они вполне оптимистично оценивают свои будущие профессиональные и жизненные достижения, связывая их с деятельностью, которая бы приносила моральное удовлетворение, студенты не указывают, в какой именно профессиональной сфере хотели бы работать. Именно этим, по нашему мнению, объясняется отсутствие в образе их карьеры представлений о реальных действиях, направленных на реализацию профессиональных планов, или готовности к реальным действиям (поведенческая составляющая образа карьеры).

При анализе профессиональных планов студентов средних курсов обнаруживается несколько иная картина. Несмотря на то, что у них также доминируют планы на ближайшую временную перспективу, третьекурсники связывают будущую карьеру на этом временном промежутке с трудо-

устройством по специальности «для получения опыта» и «стажа», возможно даже во время обучения в ВУЗе. Помимо этого, перспективы профессионального развития видятся ими в необходимости получения дополнительного образования, смежной специальности. Сохраняя профессиональную направленность на работу в сфере образования, у части студентов имеются резервные варианты построения профессиональной карьеры. Достаточно выражена поведенческая составляющая образа будущей карьеры третьекурсников. В своих описаниях они указывают на конкретные действия, которые уже предпринимаются ими для реализации профессиональных планов, либо на готовность к конкретным действиям.

Профессиональные планы студентов старших курсов отличаются большей определенностью и осознанностью. Так, значимо увеличивается осознание необходимости дальнейшего профессионального обучения, в планах на будущее отражается более широкий жизненный контекст («семья», «рождение ребенка»), наиболее насыщен планами временной промежуток ближайших 5-10 лет. В поведенческой составляющей образа будущей карьеры акцент смещается на описание реальных действий по реализации профессионального будущего. Многие студенты имеют реальные перспективы трудоустройства. В то же время, в образе будущей карьеры пятикурсников, в отличие от студентов младших курсов, отражаются профессиональные планы, не связанные с получаемой в ВУЗе специальностью. Это означает, что развитие профессионального самосознания в процессе профессионального образования приводит к тому, что значительное число студентов теряют профессиональную направленность и не связывают свое будущее с выбранной профессией.

При анализе результатов исследования ценностно-смысловой стороны образа карьеры, полученных методикой Э. Шейна «Якоря карьеры», значимые различия между группами студентов, находящихся на разных этапах профессионального образования, обнаружены не были. В силу этого мы приводим результаты по выборке в целом (табл. 3).

Как видно из таблицы 3, в мотивационно-цен-ностной составляющей образа будущей карьеры студентов доминирует карьерная ориентация на стабильность места работы. В представлениях респодентов отражаются такие стороны будущей работы, которые обеспечивали бы им надежность, социальную защищенность, гарантии трудового стажа. На втором месте по количеству выборов будущих педагогов находятся карьерные ориентации «служение» и «интеграция стилей жизни». Наиболее значимым при ориентации на «служение» является «работа с людьми», «служение человечеству», «помощь людям», «желание сделать мир лучше», что соответствует ценностям профессио-

Таблица 3

Выраженность карьерных ориентаций у студентов педагогических специальностей

Карьерные ориентации Количество студентов

аб/ч %

Профессиональная компетентность 5 9,6

Менеджмент 6 11,5

Автономия 6 11,5

Стабильность места работы 9 17,3

Стабильность местожительства 2 3,9

Служение 7 13,5

Вызов 5 9,6

Интеграция стилей 7 13,5

Предпринимательство 5 9,6

нального сообщества педагогов. При ориентации на интеграцию стилей жизни для студентов важна сбалансированность всех сторон жизнедеятельности - карьеры, семьи, досуга, саморазвития.

Карьерная ориентация «менеджмент» занимает третье место по количеству указаний испытуемых. Первостепенное значение здесь имеют ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации. Перечисленные профессиональные функции входят в профессиограмму труда педагога, поэтому выраженность ориентации такого типа согласуется с профессиональной направленностью студентов. «Автономия, независимость» также значима для респондентов. Известно, что ведущей потребностью личности с этой ориентацией является освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений, желание самому определять цели, способы и сроки выполнения профессиональных задач. Можно предположить, что выраженность этой карьерной ориентации связана с возрастными особенностями юности. Полученные результаты свидетельствуют, что содержание мотивационно-ценностной составляющей образа карьеры студентов согласуется с профессиограм-мой педагога и детерминировано возрастными особенностями личности испытуемых.

Таким образом, проведенное исследование показало, что динамика образа карьеры студентов педагогических специальностей на различных этапах профессионального образования проявляется в из-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

менении когнитивной, мотивационно-ценностной, эмоционально-оценочной и поведенческой составляющих. Наибольшая определенность и осознанность профессиональных планов свойственна студентам, находящимся на этапе готовности к самостоятельной профессиональной деятельности. Тем не менее, развитие профессионального самосознания в процессе профессионального образования приводит к тому, что значительное число студентов теряют профессиональную направленность и не связывают свое будущее с выбранной профессией.

Библиографический список

1. Кирт Н.Л. Динамика представления о профессиональной карьере психологов образования в процессе профессионального самоопределения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2000. -21 с.

2. Лотова И.П. Развитие профессиональной карьеры кадров государственной службы: дис. . д-ра психол. наук. - М., 2004. - 398 с.

3. Молл Е.Г. Управление карьерой менеджера. -СПб.: 2012. - 198 с.

4. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2004. - 608 с.

5. Панкратова И.А. Особенности образа карьеры государственных служащих: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ростов н/Д, 2008. - 25 с.

6. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. - СПб: Речь, 2002. - 298 с.

102

Вестник КГУ 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.