Научная статья на тему 'ЖИЗНЕННЫЕ СМЫСЛЫ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ'

ЖИЗНЕННЫЕ СМЫСЛЫ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
486
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЕ СМЫСЛЫ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЮНОШЕСТВО / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Долгова В.И., Богданова В.О.

Введение. Актуальность исследования ценностно-смысловой сферы молодого поколения обоснована тем, что позволяет понять тенденции и направленность развития современного общества. Авторы ставят перед собой цель - изучить жизненные смыслы и ценностные ориентации современной молодежи. В качестве базы исследования используются результаты опросов студентов первого курса Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. Материалы и методы. В исследовании применяется теоретический анализ научной литературы и используются психодиагностические методики - «Система жизненных смыслов» В. Ю. Котлякова и опросник «Ценностные ориентации» М. Рокича. Результаты. Опытно-экспериментальная работа показывает, что наиболее востребованными жизненными смыслами для студентов педагогического вуза являются смыслы самореализации, гедонистические, экзистенциальные и семейные. В ценностном аспекте молодежь отдает приоритет здоровью, любви, счастливой семейной жизни, активной деятельности, наличию хороших и верных друзей. Обсуждение. Отмечается теоретическая значимость результатов проведенного исследования, раскрывается влияние жизненных смыслов и ценностных ориентаций на развитие человека. Описывается взаимосвязь выбора жизненных смыслов и ценностных ориентаций с возрастными особенностями испытуемых. Анализируется значимость терминальных и инструментальных ценностей в контексте осуществления будущей педагогической деятельности. Выявляются терминальные и инструментальные ценности, которые направлены на индивидуальное развитие личности, открывают возможности самореализации в сфере образования. Заключение. Исследование позволило выявить приоритетные жизненные смыслы и ценностные ориентации современной молодежи в соответствии с возрастными особенностями. В процессе исследования было выявлено, что стремление испытуемых к самореализации не связано с ценностными ориентациями, направленными на профессиональное становление, что обусловлено несформированностью навыка перспективного планирования жизни. Основные положения: - приоритетными жизненными смыслами для студентов первого курса являются смыслы самореализации, гедонистические, экзистенциальные и семейные; - игнорируемыми жизненными смыслами для студентов являются альтруистические и когнитивные смыслы; - ценностные ориентиры студентов определяют следующие терминальные ценности: здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, активная деятельная жизнь, наличие хороших и верных друзей; - реализацию ценностных ориентаций студенты связывают с развитием воспитанности, жизнерадостности, образованности, ответственности, самоконтроля, честности и независимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE MEANINGS AND VALUE ORIENTATIONS OF MODERN YOUTH

Introduction. The relevance of the study of the value-semantic sphere of the younger generation is justified by the fact that it allows us to understand the trends and direction of the development of modern society. The authors aim to study the life meanings and value orientations of modern youth. The results of surveys of first-year students of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University are used as the basis of the study. Materials and methods. The study uses a theoretical analysis of scientific literature and uses psychodiagnostic techniques - the “System of life meanings” by V. Y. Kotlyakov and the questionnaire "Value orientations" by M. Rokich. Results. Experimental work shows that the most popular life meanings for students of a pedagogical university are the meanings of self-realization, hedonistic, existential and family meanings. In the value aspect, young people give priority to health, love, a happy family life, active activity, the presence of good and loyal friends. Discussion . The theoretical significance of the results of the study is noted, the influence of life meanings and value orientations on human development is revealed. The interrelation of the choice of life meanings and value orientations with the age characteristics of the subjects is described. The significance of terminal and instrumental values in the context of future pedagogical activity is analyzed. Terminal and instrumental values are revealed, which are aimed at individual personal development, open up opportunities for self-realization in the field of education. Conclusion. The study revealed the priority life meanings and value orientations of modern youth in accordance with age characteristics. In the course of the study, it was revealed that the desire of the subjects for self-realization is not associated with value orientations aimed at professional development, which is due to the lack of formation of the skill of long-term life planning. Highlights: Priority life meanings for first-year students are the meanings of self-realization, hedonistic, existential and family meanings; Ignored life meanings for students are altruistic and cognitive meanings; Students' value orientations determine the following terminal values: health, love, happy family life, active active life, having good and loyal friends; Students associate the realization of value orientations with the development of good breeding, cheerfulness, education, responsibility, self-control, honesty and independence.

Текст научной работы на тему «ЖИЗНЕННЫЕ СМЫСЛЫ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 159.9.075 ББК 88.3

DOI 10.25588/8303.2022.63.53.012

В. И. Долгова1, В. О. Богданова2

1ORCID № 0000-0001-9059-5682 Профессор, доктор психологических наук, декан факультета психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический

университет, г. Челябинск, Российская Федерация. ^

E-mail: dolgovavi@cspu.ru |

л ж ж

2ORCID № 0000-0002-6342-8050 г

Доцент, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация E-mail: bogdanovavo@cspu.ru

ЖИЗНЕННЫЕ СМЫСЛЫ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация

Введение. Актуальность исследования ценностно-смысловой сферы молодого поколения обоснована тем, что позволяет понять тенденции и направленность развития современного общества. Авторы ставят перед собой цель — изучить жизненные смыслы и ценностные ориентации современной молодежи. В качестве базы исследования используются результаты опросов студентов первого

© Долгова В. И., Богданова В. О., 2022

е н

н о

с

S н

£

е

и е н

S а

и

и с о 3

л о е

курса Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Материалы и методы. В исследовании применяется теоретический анализ научной литературы и используются психодиагностические методики — «Система жизненных смыслов» В. Ю. Котлякова и опросник «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Результаты. Опытно-экспериментальная работа показывает, что наиболее востребованными жизненными смыслами для студентов педагогического вуза являются смыслы самореализации, гедонистические, экзистенциальные и семейные. В ценностном аспекте молодежь отдает приоритет здоровью, любви, счастливой семейной жизни, активной деятельности, наличию хороших и верных друзей.

Обсуждение. Отмечается теоретическая значимость результатов проведенного исследования, раскрывается влияние жизненных смыслов и ценностных ориентаций на развитие человека. Описывается взаимосвязь выбора жизненных смыслов и ценностных ориентаций с возрастными особенностями испытуемых. Анализируется значимость терминальных и инструментальных ценностей в контексте осуществления будущей педагогической деятельности. Выявляются терминальные и инструментальные ценности, а

§ которые направлены на индивидуальное развитие личности, от-

ж а

-"О го

о

СЦ

а

«о

о

го

4

СЦ

крывают возможности самореализации в сфере образования.

Заключение. Исследование позволило выявить приоритетные жизненные смыслы и ценностные ориентации современной молодежи в соответствии с возрастными особенностями. В процессе исследования было выявлено, что стремление испытуемых к самореализации не связано с ценностными ориентациями, направ-

ленными на профессиональное становление, что обусловлено не-сформированностью навыка перспективного планирования жизни.

Ключевые слова: жизненные смыслы; ценности; ценностные ориентации; юношество; самореализация. Основные положения:

- приоритетными жизненными смыслами для студентов первого курса являются смыслы самореализации, гедонистические, экзистенциальные и семейные;

- игнорируемыми жизненными смыслами для студентов являются альтруистические и когнитивные смыслы;

- ценностные ориентиры студентов определяют следующие терминальные ценности: здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, активная деятельная жизнь, наличие хороших и верных

я

друзей; |

л ж

- реализацию ценностных ориентаций студенты связывают ®

л

с развитием воспитанности, жизнерадостности, образованности, ответственности, самоконтроля, честности и независимости.

1 Введение (Introduction)

В современном обществе можно наблюдать социокультурный кризис, который выражается в перестройке системы ценностей, образа жизни и взаимоотношений людей в контексте изменяющейся социальной действительности. В условиях неопределенности человеку необходимо осуществлять выбор ценностных ори-ентаций, которые позволят личности раскрыть свой внутренней потенциал и реализовать свои способности. Поиск жизненных | смыслов и ценностных ориентаций является важной задачей для каждого человека, но особенно это актуально для молодежи, находящейся в начале пути профессионального становления. С одной

стороны, молодость — это период больших надежд относительно будущей самореализации, с другой — это время сомнений относительно своего предназначения, время беспокойства за выбор ценностных ориентиров, жизненных смыслов.

Работа с ценностно-смысловой сферой личности путем формирования ценностных ориентиров является необходим условием нравственного развития как человека, так и общества в целом, поэтому изучение жизненных смыслов и ценностных ориен-таций молодежи имеет большое значение для понимания существующих тенденций и определения направленности развития общества. В психологической литературе понятия «ценности» и «смысл жизни» рассматриваются как взаимосвязанные. В. Франкл определяет ценности как смысловые универсалии, которые выкристаллизовались в результате обобщения различных ситуаций, с которыми обществу или человечеству приходилось сталкиваться в процессе исторического развития. На основе ценностей формируются уникальные смыслы [1, с. 296].

Г. Олпорт, Э. В. Галажинский, Д. А. Леонтьев, А. В. Серый, М. С. Яницкий, Р. Х. Шакуров также связывают ценности с поиском смысла, раскрывают ценности как личностные смыслы людей. Главным источником ценностей выступает мораль (нравственность), правила которой осваиваются и поддерживаются

а в о н а

дг посредством внешнего подкрепления.

^

О сц

,а в о

г

4

сц

В концепции М. Рокича ценности трактуются как «абстрактные идеи, положительные или отрицательные, не связанные с определённым объектом или ситуаций, выражающие человеческие убеждения о типах поведения и предпочитаемых целях» [2, 106].

Понятие «ценностные ориентации» введено в науку Т. Пар-

сонсом. По его мнению, ценностные ориентации связывают деятеля с соблюдением определенных норм и стандартов [3, 65]. Они выступают в виде приверженности актора к существующим в данном обществе эталонам [4, 6]. У Т. Парсонса ценностные ориентации рассматриваются в контексте моральности, нравственности личности.

В отечественной психологии проблему ценностных ориен-таций рассматривают в своих работах такие ученые, как В. Б. Ольшанский, А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов. В. Б. Ольшанский определяет «ценностные ориентации» как цели, устремления и жизненные идеалы, которые функционируют в виде определённых норм в «групповом сознании». А. Г. Здравомыслов и В. А. Ядов описывают ценностные ориентации как установки личности на ^ определенные ценности материальной и духовной культуры об- §

ж

щества [5, 119]. Они формируются в ходе социализации, когда |

с

субъект накапливает жизненный опыт путем принятия культурных ценностей, определения основных целей в жизни и средств достижения этих целей. Ценностные ориентации показывают

§

ж ж

направленность интересов, индивидуальные предпочтения, цели с

и мотивы деятельности, уровень притязаний. Ценностные ориентации согласуются с идеалом, высшим уровнем проявления кото- §

ж

рого является жизненный идеал как нравственный образ желае- |

мого будущего [6, 289]. с

о

Проблема смысла жизни занимает большое внимание в оте- §

чественной и зарубежной психологии. Под смыслом жизни чаще жж

о

всего понимают предназначение человека, главную цель или высшую ценность человеческого существования. Отечественные психологи Б. С. Братусь, Л. С. Выготский, Д. А. Леонтьев, С. Л. Рубин-

а в о н а д г

о

сц

,а в о

г

4

сц

штейн, В. Э. Чудновский рассматривают смысл жизни как часть структуры личности или как психическое образование. С. Л. Рубинштейн определяет смысл жизни как особую смысловую структуру личности, которая вместе с ценностями, мотивами определяет жизненные отношения человека, возникающие в ответ на явления и события действительности [7]. Представители деятель-ностного подхода Б. С. Братусь, Д. А. Леонтьев раскрывают смысл как смысловое образование личности и связывает его с мо-тивационной сферой [8; 9]. Смысл жизни передает основную цель жизни человека, т. е. ее мотив-цель.

В работах В. Э. Чудновского смысл жизни трактуется как психическое образование, которое представляет собой иерархию целей жизни и деятельности. Иерархия смыслов представляет собой соотношение большого (главного) и малых смыслов. Большой смысл — это своеобразное ядро, которое конкретизируется, воплощается в жизненных ситуациях, позволяет создать «индивидуальную траекторию». Этот смысл может охватывать все основное «жизненное пространство» личности. Малые смыслы ограничиваются «малыми дистанциями», они могут представлять собой бесчисленное количество «коротких перебежек», мало связанных между собой, разрозненных и во многом случайных, из которых суммируется жизненный маршрут. Малые смыслы могут составлять элементы большого смысла [10, 196].

Проблема смысла жизни и его поиска представлена и в психоанализе (З. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни). З. Фрейд рассматривает поиски смысла жизни как форму трансгрессии и сублимации, К.Г. Юнг видит в нем естественную человеческую потребность и связывает это с постановкой культурных

и духовных целей. Согласно А. Адлеру смысл жизни обретается на основе решения глобальных жизненных проблем, находит отражение во всех психических и поведенческих проявлениях [11].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В экзистенциальной психологии поиск смысла жизни рассматривается как внутреннее базовое стремление, характерное для человеческой природы. В логотерапии В. Франкла личностный смысл рассматривается как одно из центральных понятий. В. Франкл выделяет три группы ценностей, позволяющие обрести смысл жизни: ценности отношений, переживаний и творчества. А. Лэнгле связывает понятие «смысл жизни» с термином «экзистенциальная исполненность», под которой понимается качество жизни в субъективном мироощущении. Экзистенциальная исполненность является интегральным показателем удовлетворенности жизнью ^ и субъективного благополучия, что показывает, насколько чело- §

ж

век осмысленно живет и насколько принимает свое существова- |

с

ние в данный момент времени [12, 238].

Согласно И. Ялому осмысленная жизнь достигается следующими способами: альтруизм, преданность делу, творчество, гедонизм, самоактуализация. Он обращает внимание на важность

перехода от не трансцендентных жизненных целей (гедонизм, са-

л

моактуализация) к трансцендентным (альтруизм, преданность §

ж

делу, творчество для других людей). Гедонизм и самоактуализа- |

ция должны сменятся самотрансценденцией, поскольку таланты с

о

и способности личности раскрываются в конкретных действиях и §

§

поступках, которые осуществляются не ради самого человека, а Ж

о

ради блага других людей. В самотрансценденции человек реализует «потребность быть личностью», что выражается в стремлении «продолжить себя в других, обрести вторую жизнь в других

§

о

§

людях» [13, 487-488]. Исходя из представленных способов обретения смысла жизни, попробуем разобраться, какие ценности лежат в основе ценностно-смысловой сфере современной молодежи.

Целью нашего исследования является изучение системы жизненных смыслов и ценностей современной молодежи. В исследовании участвовали студенты первого курса Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. Выборка включала 103 человека: 52 студента первого курса факультета подготовки учителей начальных классов и 51 студента первого курса естественно-технологического факультета. Большую часть студентов, составляют девушки — 94 человека (9 человек — юношей). Возраст испытуемых находился в пределах 17-20 лет. Выбор студентов первого курса был обусловлен актуальностью проблемы поиска смысла жизни и ценностного самоопределения.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

В ходе выполнения психологического исследования проводился теоретический анализ научной литературы, которая была посвящена проблемам поиска смысла жизни и определения ценностных ориентаций. Анализ научно-исследовательской литературы позволил конкретизировать ключевые понятия исследования: жиз-

а

§ ненные смыслы и ценностные ориентации.

ж а

-"О го

о

И5

а

«о

о

го

4

¡S3 и;

В эмпирической части исследования применялись следующие психодиагностические методики: «Система жизненных смыслов» В. Ю. Котлякова и «Ценностные ориентации» М. Рокича. Вышеуказанные методики позволили изучить особенности ценностно-смысловой сферы личности студентов педагогического вуза.

Методика «Система жизненных смыслов» применялась для

исследования представлений студентов о смысле жизни. Благодаря использованию методики были выявлены предпочитаемые смысловые категории студентов двух факультетов. Методика включала в себя список из 24 утверждений. Каждое утверждение отражало жизненный смысл, на который могли ориентироваться студенты в своей жизни. В методике представлены следующие смысловые категории: альтруистические, экзистенциальные, гедонистические, статусные, коммуникативные, семейные, когнитивные смыслы и смыслы самореализации. Утверждения ранжировались по степени значимости, что позволяло определить ведущие, нейтральные и игнорируемые смыслы для отдельных респондентов, а также приоритетные и менее значимые смыслы для исследуемых групп.

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича позволила ^ выявить ценности студентов двух факультетов, определяющие со- §

ж

держательную сторону направленности их личностей и составля- |

с

ющие основу отношений к миру и к другим людям. Стимульный материал методики был представлен двумя списками ценностей, которые необходимо было проранжировать. В первый список вошли терминальные ценности (18), во второй — инструментальные (18). 3 Результаты (Results)

Л

Первая часть исследования была посвящена выявлению §

ж

системы жизненных смыслов у студентов двух факультетов педа- |

И

гогического вуза. В исследовании использовалась методика «Ме- с

о

тодика жизненных смыслов» В. Ю. Котлякова. Студентам было §

§

предложено проранжировать список жизненных смыслов по сте- жж

о

пени важности, начиная с самых актуальных. На первом месте у студентов факультета подготовки учителей начальных классов стоят смыслы самореализации (10,9), на втором — гедонистичес-

§

о д

е

а в

о

н а

-"О го

О сц

,а в

о

го

4

сц

кие (11,5), на третьем — экзистенциальные и семейные (13,4). На естественно-технологическом факультете можно обнаружить иное расположение индикаторов по степени значимости: на первом месте стоят коммуникативные смыслы (11,4), на втором — смыслы самореализации (11,8), на третьем — гедонистические смыслы (12,2).

Выбор смыслов, связанных с самореализацией, основан на потребности молодых людей исполнить свое предназначение, реализовать все свои способности и возможности. Потребность в самореализации является ключевой для юношеского возраста, поскольку в этот период человек стремится найти свое место в обществе через выстраивание отношений с людьми и окружающим миром. Выбор гедонистических смыслов говорит о стремлении испытуемых получать удовольствие от жизни, наслаждаться разнообразием эмоций и переживаний. Современная молодежь придает большое значение удовольствиям. У нее преобладает стремление к приятному, необременительному времяпрепровождению и развлечениям.

Примечательно, что студенты двух факультетов ориентированы на выстраивание отношений с другими людьми, но в их основе лежат разные смыслы. Студенты естественно-технологического факультета отдают предпочтение коммуникативным смыслам, испытуемые с факультета подготовки учителей начальных классов — семейным и экзистенциальным смыслам. Студентам естественно-технологического факультета важно чувствовать связанную с общением значимость своей личности и причастность к жизни других людей. Следует отметить, что потребность в общении обладает большой значимостью для молодежи. В этом

возрасте можно наблюдать с одной стороны высокую избирательность в построении дружеских привязанностей, с другой — стремление расширить свою сферу общения для успешной самореализации в обществе. В юношеском возрасте зарождаются первые значимые отношения и связанные с ними переживания, которые могут перерастать в сильные чувства и постоянную привязанность. У студентов подготовки учителей начальных классов более выражено стремление придавать ценность самому проживанию жизни, они проявляют заботу и участие в судьбе родных и близких людей.

Статусные смыслы для студентов двух факультетов занимают четвертое место: 13,5 — естественно-технологический факультет (ЕСТ-ТЕХ), 13,9 — факультет подготовки учителей начальных классов (УНК). Статусные смыслы проявляются в ^ стремлении занять высокое положение в обществе, построить ка- §

ж

рьеру и добиваться признания в глазах окружающих людей. Дан- |

с

ные смыслы имеют большее значение для студентов естественного-технологического факультета.

Менее значимыми для студентов двух факультетов оказались альтруистические (15,8 — УНК; 16 — ЕСТ-ТЕХ) и когнитивные смыслы (15,1 — УНК; 16,7 — ЕСТ-ТЕХ). Полученные результаты свидетельствуют о том, что служение общему благу, пренебрегая собственной выгодой, не является для них приоритетной целью, они находятся на пути становления и сосредото-

о

чены на самоактуализации своей личности. Интересным моментом §

§

является то, что студенты не проводят связь между когнитивными |

о

смыслами и потребностью в самореализации, хотя самореализация предполагает познание собственной личности и возможностей, которые предоставляет окружающая действительность.

§

о

§

Во второй части эмпирического исследования нами использовалась методика изучения ценностных ориентаций (шкала М. Рокича). Целью проведения данной методики являлось определение особенностей ценностных ориентаций у студентов первого курса Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. Изучались терминальные и инструментальные ценности. Терминальные ценности — ценности-цели, отражающие приоритетность для личности определенных жизненных целей. Инструментальные ценности — это ценности, которые необходимы для достижения желаемой цели. Студентам было предложено проранжировать два списка ценностей по степени жизненной важности. Самой значимой ценности присваивался 1 ранг, самой незначимой 18 ранг.

В результате исследования терминальных ценностей были выявлен ряд предпочитаемых ценностей для двух факультетов: подготовки учителей начальных классов и естественно-технологического. К предпочитаемым ценностям относятся ценности с 1-го по 6-й ранги. На исследуемых факультетах предпочитаемые ценности практически совпали. Студенты в качестве предпочитаемых ценностей выбрали здоровье, любовь, счастливую семейную жизнь, активную деятельную жизнь, наличие хороших и верных друзей. В качестве значимой ценности студенты факультета подготовки учителей начальных классов отметили жизненную мудрость, студенты естественно-технологического факультета в качестве предпочитаемой ценности выделили материально обес-печен-ную жизнь. По полученным результатам выбора терми-^ нальных ценностей видно, что у испытуемых есть направленность на реализацию ценностей личной жизни и обеспечение

а

«о

о ж а

-"О го

о

СЦ

а

«о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

го

4

СЦ

материального благополучия.

Ценности наименьшего предпочтения имеют ранги 13-18. Они частично совпали на двух факультетах: познание, удовольствие, счастье других, красота природы и искусства. В качестве ценностей наименьшего предпочтения на факультете подготовки учителей начальных классов студенты также выделили творчество и общественное признание, на естественно-технологическом факультете — развитие и жизненную мудрость. К негативным моментам распределения ценностей можно отнести то, что студенты педагогического вуза поставили на 17 и 15 место профессионально значимую ценность «Счастье других людей», что свидетельствует о том, что у них пока не сформированы устойчивые социальные связи. Причисление ценностей познания, творчества, ^ развития и общественного признания к категории незначитель- §

ж

ных, говорит о том, что вопрос о профессиональном совершен- |

с

ствовании пока не является для них актуальным, эта сфера находится у них на стадии становления.

К предпочитаемым инструментальным ценностям относятся ценности, имеющие 1-6 ранги. К ним студенты двух факультетах отнесли: воспитанность, жизнерадостность, образованность, ответственность, самоконтроль (только студенты факультета подготовки учителей начальных классов), честность (только студенты факультета подготовки учителей начальных классов), неза-

ж §

ж

а -к ж ж о о

висимость (только испытуемые естественно-технологического §

к §

ж ж

о

Ж(

факультета). Выбор в качестве значимых ценностей жизнерадост- ж ности, воспитанности и честности свидетельствует о том, что сту-

§

денты заинтересованы в выстраивании доверительных, хороших ^

§

отношений с другими людьми. Важным для студентов является

а в о н

а д г

о

сц

,а в о

г

4

сц

образованность, которая есть показатель уровня культуры будущего педагога. Рассмотрение в качестве значимой ценности ответственности, самоконтроля и независимости говорит о стремлении студентов принимать самостоятельные решения и отвечать за их последствия. Данные ценности также являются важными для осуществления будущей профессиональной деятельности.

Среди отвергаемых ценностей, которые совпали на двух факультетах, можно отметить следующие: непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы, аккуратность. На факультете подготовки учителей начальных классов в качестве незначимых инструментальных ценностей были выбраны широта взглядов, твердая воля, исполнительность; на естественно-технологическом факультете — терпимость, смелость в отстаивании своего мнения.

На наш взгляд, такие качества, как терпимость и широта взглядов являются необходимыми для любого человека современного общества, и они особенно актуальны для будущего педагога. Толерантность позволяет устанавливать с обучающимися и коллегами отношения, основанные на уважении, сотрудничестве и взаимопонимании. Это благотворно сказывается на психологическом климате в коллективе и продуктивности образовательной деятельности. Широта взглядов необходима будущему педагогу, поскольку позволяет понимать и принимать чужую точку зрения. Данные ценности обеспечивают успешное выполнение профессиональных обязанностей, поскольку помогают слышать другого человека и учитывать его интересы и особенности.

Твердая воля и исполнительность, которые студенты отнесли к ценностям низкого значения, хотя и являются важными

качествами в профессиональной самореализации, но следует отметить, что не только эти ценности обеспечивают добросовестное выполнение работы и развивают профессиональное мастерство. 4 Обсуждение (Discussion)

Понятие смысл жизни находится в центре ценностно-смысловой сферы личности. Смысл оказывает большое влияние на жизнь человека, поскольку направляет его деятельность на осуществление значимых целей, открывает перспективу его дальнейшего развития. У студентов педагогического вуза сформировано понимание основных жизненных смыслов личности. Самыми значимыми жизненными смыслами студентов педагогического вуза являются смыслы самореализации, гедонистические, экзистенциальные и семейные. Популярность выбора данных смыс- ^ лов обусловлена возрастными особенностями респондентов. Сту- §

ж

денты находятся в юношеском возрасте, важной характеристикой |

с с

которого является стремление к самореализации и построению товарищеских, дружеских и интимно-личностных отношений.

Исследование по методике Рокича «Ценностные ориентации» показало, что ценности, способствующие самоопределению

и самореализации, которые придают деятельности студента высока

кий уровень личностного смысла, заключающийся в ценностном §

1

отношении к будущей профессиональной деятельности, выра- |

И

жены все-таки недостаточно ярко. Необходимо перестраивать об- с

о

разовательный процесс, акцентируя внимание на формировании §

§

терминальных и инструментальных ценностей, которые направ- |

о Kl

лены на индивидуальное развитие личности, что открывает возможности самореализации в профессиональной сфере. В системе ценностных ориентиров будущего педагога наиболее важными

§

о д

§

являются такие терминальные ценности как познание, развитие, активная жизненная позиция, продуктивная деятельность, творчество, интересная работа. Данные ценности связаны с самосовершенствованием, творческим развитием индивидуальности и обретением профессионального мастерства. К инструментальным ценностям, значимы для самореализации студентов педагогического вуза, относятся образованность, широта взглядов, рационализм, которые позволят эффективно осуществлять просветительскую деятельность, совершенствуя педагогическое мастерство, проявляя инновационный подход в работе. Большое внимание следует уделить таким инструментальным ценностям, как чуткость (заботливость) и терпимость, которые отвечают основным принципам гуманизма, помогают личности выстраивать отношения, основанные на взаимном уважении и признании. Акцент следует поставить на развитие независимости, ответственности, эффективности в делах, поскольку данные инструментальные ценности помогают воспитать свободную и активную личность, способную к самосовершенствованию и самореализации, готовую для продуктивной и общественно значимой деятельности. Перечисленные ценности явля-ются важнейшими для будущих педагогов, именно на них следует сделать акцент при совершенствовании образовательного процесса. 5 Заключение (Conclusion) О В проведенном исследовании определена система жизнен-

ных смыслов студентов первого курса двух факультетов: подго-

сц

а

«о

о

^ товки учителей начальных классов и естественно-технологиче

¡S3 И5

ского. Исследование показало, что приоритетными жизненными смыслами для испытуемых являются самореализация, гедонисти-

ческие, экзистенциальные и семейные смыслы. Положение данных ценностей в системе жизненных смыслов соответствует возрастным особенностям молодежи.

Исследование показало, что самыми важными ценностями для молодежи, определяющими их ориентиры, являются здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, активная деятельная жизнь, наличие хороших и верных друзей. Интересным моментом является то, что, обозначив в качестве жизненного смысла самореализацию, многие студенты не выбрали в качестве значимых ценности, связанные с самореализацией в профессиональном становлении. На наш взгляд, это связано с несформированностью навыка перспективного планирования жизни. На это следует обратить внимание при создании психолого-педагогической программы формирования смысложизненных ориентаций у студен- ^

ж

тов педагогического вуза. |

л

Библиографический список р

1. Франкл В. Э. Человек в поисках смысла. М : Прогресс, 1990. - 368 с.

2. Кох И. А., Алексеева Л. А. Терминальные и инструментальные цен-

»К

ности в структуре профессионально-ценностных ориентаций студенческой |

о

молодежи // Вопросы управления. 2018. № 2 (51). С. 103-107. ж

3. Парсонс Т. Система современных обществ. М : Аспект Пресс,

1997. - 269 с. 3

ж

4. Жупник О. Н. Понятие «ценностные ориентации»: к проблеме опре- ж деления // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. Л

И. Вернадского 2017. Том 3 (69). № 2. С. 3-11. С

о

5. Верещагина Л. А. Психология персонала: потребности, мотивация Ж

и ценности : монгография. М : Гуманитарный центр, 2017. - 232 с. |

|

о Й

6. Смагина Е. Н. Теоретический обзор концепций ценностей в психологии // Вестник ЮУрГГПУ. 2020. № 2. С. 275-295. о

л

7. Рубинштейн С. Л. Человек и мир (отрывки из рукописи) // Методо- ж логические и теоретические проблемы психологии. М., 1969. С. 348-374.

8. Куликов Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб : Питер, 2000. - 480 с.

9. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М : Смысл, 2009. - 511 с.

10. Смысл жизни как психологический феномен: теоретико-эмпирическое исследование / В. Э. Чудновский [и др.] // Психология смысла жизни: школа В.Э. Чудновского : монография. М : Смысл, 2021. С. 191-225.

11. Долгова В. И., Аркаева Н.И. Смысложизненные ориентации: формирование и развитие. Челябинск : Искра-Профи, 2012. - 229 с.

12. Лэнгле А. Экзистенциальный анализ. Экзистенциальные подходы в психотерапии. М : Когито-Центр, 2020. - 322 с.

13. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М : Независим, 2014. - 574 с.

V. I. Dolgova1, V. O. Bogdanova

2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

'ORCID No. 0000-0001-9059-5682 Professor, Doctor of Psychological Sciences, Dean of the Faculty of Psychology, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: dolgovavi@cspu.ru

2ORCID No. 0000-0002-6342-8050 Docent, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor at the Department of Philosophy and Cultural Studies, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: bogdanovavo@cspu.ru

a

I LIFE MEANINGS AND VALUE

СЦ

О

^ Abstract

a

J*

о

ORIENTATIONS OF MODERN YOUTH

Introduction. The relevance of the study of the value-se-q mantic sphere of the younger generation is justified by the fact ^ that it allows us to understand the trends and direction of the

development of modern society. The authors aim to study the life meanings and value orientations of modern youth. The results of surveys of first-year students of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University are used as the basis of the study.

Materials and methods. The study uses a theoretical analysis of scientific literature and uses psychodiagnostic techniques — the "System of life meanings" by V. Y. Kotlyakov and the questionnaire "Value orientations" by M. Rokich.

Results. Experimental work shows that the most popular life meanings for students of a pedagogical university are the meanings of self-realization, hedonistic, existential and family meanings. In the value aspect, young people give priority to health, love, a happy family life, active activity, the presence of good and loyal friends.

Discussion. The theoretical significance of the results of the study is noted, the influence of life meanings and value orientations on human development is revealed. The interrelation of the choice of life meanings and value orientations with the age characteristics of the subjects is described. The significance of terminal and instrumental values in the context of future pedagog- § ical activity is analyzed. Terminal and instrumental values are revealed, which are aimed at individual personal development, open g up opportunities for self-realization in the field of education. ^

Conclusion. The study revealed the priority life meanings | and value orientations of modern youth in accordance with age

characteristics. In the course of the study, it was revealed that the ^

0

desire of the subjects for self-realization is not associated with j value orientations aimed at professional development, which is due to the lack of formation of the skill of long-term life planning.

a >

o

R

o

J*

o

Q

Keywords: Life meanings; Values; Value orientations; Youth; Self-realization.

Highlights:

Priority life meanings for first-year students are the meanings of self-realization, hedonistic, existential and family meanings;

Ignored life meanings for students are altruistic and cognitive meanings;

Students' value orientations determine the following terminal values: health, love, happy family life, active active life, having good and loyal friends;

Students associate the realization of value orientations with the development of good breeding, cheerfulness, education, responsibility, self-control, honesty and independence.

References

1. Frankl V.E. (1990), Chelovek v poiskax smy'sla [Man in search of meaning], Progress, Moscow, 368 p. (In Russian).

2. Kox I.A. & Alekseeva L.A. (2018) TerminaVny'e i instrumen-tafny^e cennosti v strukture professionaVno-cennostny'x orientacij stu-dencheskoj molodezhi [Terminal and instrumental values in the structure of professional and value orientations of student youth], Voprosy' uprav-leniya, 2 (51), 103-107 (In Russian).

3. Parsons T. (1997), Sistema sovremenny^x obshhestv [The system of modern societies], Aspekt Press, Moscow, 269 p. (In Russian).

4. Zhupnik O.N. (2017), Ponyatie "cennostny'e orientacii": k probleme opredeleniya [The concept of "value orientations": to the problem of definition], Ucheny'e zapiski Kry'mskogo federaVnogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo Filosofiya. Politologiya. KuVturologiya, 3 (69), 2, 3-11 (In Russian).

5. Vereshhagina L.A. (2017), Psixologiya personala: potrebnosti, motivaciya i cennosti [Personnel psychology: needs, motivation and values],

Gumanitarnyj centr, Moscow, 232 p. (In Russian)

6. Smagina E.N. (2020), Teoreticheskij obzor koncepcij cennostej v psixologii [Theoretical review of concepts of values in psychology], Vestnik Yuzhno-Urafskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo uni-versiteta, 2, 275-295. DOI 10.25588/CSPU.2020.155.2.017 (In Russian)

7. Rubinshtejn S.L. (1969), Chelovek i mir (otry'vki iz rukopisi) [Man and the world (excerpts from the manuscript)], Metodologicheskie i teoreticheskie problemy' psixologii, Moscow, pp. 348-374. (In Russian)

8. Kulikov L.V. (2000), Psixologiya lichnosti v trudax otech-estvenny'x psixologov [Psychology of personality in the works of Russian psychologists], Piter, St. Petersburg, 480 p. (In Russian).

9. Leont'ev D.A. (2009), Psixologiya smy'sla: priroda, stroenie i dinamika smy'slovoj reaVnosti [Psychology of meaning: nature, structure and dynamics of semantic reality], Smy'sl, Moscow, 511 p. (In Russian).

10. Chudnovskij V.E., Vajzer G.A., Karpova N.L., Kiselnikova N.V., Pashukova T.I., Popova T.A. & Suvorov A.V. (2021), Smy'sl zhizni kakpsixologicheskij fenomen: teoretiko-e'mpiricheskoe issledovanie [The meaning of life as a psychological phenomenon: theoretical and empirical research], Mmonografiya, Psixologiya smy'sla zhizni: shkola V.E\ Chud-novskogo, Smy'sl, Moscow, pp. 191-225 (In Russian).

11. Dolgova V.I. & Arkaeva N.I. (2012), Smysslozhiznennyse ori- e

e

entacii: formirovanie i razvitie [Life orientations: formation and develop- §

i

ment], Iskra-Profi, Chelyabinsk, 229 p. (In Russian). g

s

12. Le'ngle A. (2020), E'kzistenciaVny'j analiz. E'kzistenciaVny'e n

d

podxody' v psixoterapii [Existential analysis. Existential approaches in a

l

psychotherapy], Kogito-Centr, Moscow, 322 p. (In Russian). e

rr

13. Yalom I. (2014), E kzistencial naya psixoterapiya [Existential ~ psychotherapy], Nezavisim, Moscow, 574 p. (In Russian).

Статья поступила в редакцию 28.11.2022; одобрена после рецензирования 05.12.2022; принята к публикации 05.12.2022.

The article was submitted 28.11.2022; approved after reviewing 05.12.2022; accepted for publication 05.12.2022.

о a

s f

о &

3

o

к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.