Научная статья на тему 'Жизненные ресурсы рабочей молодежи: социологический анализ'

Жизненные ресурсы рабочей молодежи: социологический анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
308
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жизненные ресурсы / адаптационные ресурсы / социальный оптимизм / молодежь / рабочая молодежь / life resources / adaptive resources / social optimism / youth / working youth

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Т В. Кузьменко

В статье рассматриваются жизненные ресурсы как совокупность факторов, обеспечивающих биологическое, психологическое и социальное благополучие индивида. На основе эмпирических данных осуществлен сравнительный анализ «факторов стабильности», позволяющих различным категориям молодежи справляться со сложными жизненными ситуациями или адаптироваться к ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE RESOURCES OF WORKING YOUT H: A SOCIOLOGICAL ANALYSIS

The article considers life resources as a combination of factors that ensure the biological, psychological and social well-being of the individual. Based on empirical data, the comparative analysis of “factors of stability”, allowing to cope with difficult life situations for different categories of youth or adapt to them, is given.

Текст научной работы на тему «Жизненные ресурсы рабочей молодежи: социологический анализ»

УДК 316.35

Т. В. КУЗЬМЕНКО,

кандидат социологических наук, Институт социологии НАНБеларуси, г. Минск

ЖИЗНЕННЫЕ РЕСУРСЫ РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

В статье рассматриваются жизненные ресурсы как совокупность факторов, обеспечивающих биологическое, психологическое и социальное благополучие индивида. На основе эмпирических данных осуществлен сравнительный анализ «факторов стабильности», позволяющих различным категориям молодежи справляться со сложными жизненными ситуациями или адаптироваться к ним.

Ключевые слова: жизненные ресурсы, адаптационные ресурсы, социальный оптимизм, молодежь, рабочая молодежь.

Люди по-разному справляются с трудностями. Одним удается реализовать свои жизненные планы, другим - нет, одни меняются вместе с переменами в обществе, другие плывут по течению. Значимым фактором, влияющим на способность человека адаптироваться к изменяющимся условиям и справляться с жизненными трудностями, выступают жизненные ресурсы, которыми он располагает. Жизненные ресурсы - важнейший элемент человеческого и социального капитала. В целом можно рассматривать жизнь человека как манипулирование имеющимися базовыми ресурсами. Набор этих ресурсов, их социальная значимость и количественная выраженность определяют место личности в социуме, обусловливают модели поведения индивидов. Некоторые исследователи в качестве основополагающей рассматривают комбинацию четырех основных жизненных ресурсов: время, жизненная энергия (здоровье), деньги, знания [1]. В наиболее общем плане под жизненными ресурсами можно рассматривать совокупность факторов, обеспечивающих биологическое, психологическое и социальное благополучие индивида.

Особый исследовательский интерес в плане анализа жизненных ресурсов представляет работающая молодежь как особая категория, являющаяся, с одной стороны, наиболее активной и работоспособной частью общества, обладающей значительным положительным потенциалом: мобильностью, инициативностью, восприимчивостью к инновационным изменениям, новым технологиям, способностью противодействовать негативным вызовам. С другой стороны, на протяжении десятилетий фиксируются явления ухудшения здоровья молодого поколения, роста социальной апатии, снижения экономической активности и криминализации молодежной среды. На этом фоне с еще

большей остротой сегодня озвучиваются проблемы низкой мотивации к производительному труду, следования нормам потребительского общества, слабой вовлеченности молодежи в общественно-политическую жизнь. В такой ситуации проблема снижения жизненных ресурсов работающей молодежи и недостаточного использования ее социального, экономического, трудового, инновационного потенциала приобретает особую актуальность.

Умение преодолевать жизненные трудности - важный показатель психологической и социальной зрелости человека. В этой связи анализ наиболее острых, насущных для молодых рабочих проблем был бы неполным без рассмотрения вопроса: «Что (или кто) помогает Вам справляться с жизненными проблемами?» Чтобы осуществить сравнительный анализ имеющихся ресурсов, средств, способов, моделей преодоления жизненных неурядиц, в рамках проведенного Институтом социологии НАН Беларуси исследования (мониторинг 2015 г., опрошено 1740 человек) сотрудниками отдела социологии регионального развития были выделены три группы молодежи: 1) рабочая молодежь, работающая на крупных промышленных предприятиях; 2) молодежь, занятая в различных сферах экономики страны, но не относящаяся к рабочим (молодежь нерабочих профессий); 3) неработающая, или учащаяся, молодежь. Данная типология позволила не только описывать выделенные категории молодежи, но и сравнивать, тем самым выявляя особенности качественных характеристик рабочей молодежи. Варианты ответов на поставленный перед молодыми людьми вопрос могут быть представлены в качестве своего рода «факторов стабильности» - условий, ресурсов, личностных качеств и навыков, субъектов, видов деятельности, позволяющих успешно преодолевать те или иные негативные жизненные обстоятельства. Для удобства компаративного анализа вычислялись коэффициенты выраженности каждого из факторов в ответах различных групп респондентов, представляющие собой взвешенные средние арифметические по каждому из показателей. Для этого каждому из ответов присуждался балл в соответствии со степенью выраженности данного фактора или условия: от 1 - минимальной выраженности (данный фактор вообще не помогает справляться с жизненными проблемами) до 4 - максимальной (помогает во всех ситуациях). Промежуточным ответам: «помогает в большинстве ситуаций» и «помогает только в некоторых ситуациях» были присвоены значения в 3 и 2 балла соответственно. Далее каждый балл умножался на процент ответивших, полученные значения суммировались и делились на произведение числа ответивших и общего количества баллов. Полученные таким образом коэффициенты позволили оценить выраженность каждого из «факторов стабильности» в выделенных группах, а также сравнить исследуемые категории респондентов между собой.

По результатам анализа довольно четко прослеживается выделение пяти групп жизненных ресурсов, позволяющих справляться со сложными жизненными ситуациями или адаптироваться к ним. Следует отметить, что значительных различий в представленности выделенных групп среди разных

категорий респондентов не наблюдается. Вариации ответов в группах респондентов, различающихся по профессиональному и возрастному составу, существенны лишь по некоторым позициям (таблица).

Распределение ответов на вопрос: «Что (кто) помогает Вам справляться с жизненными проблемами?» (значения средних взвешенных)

Вариант ответа Рабочая молодежь Молодежь нерабочих профессий Неработающая молодежь

Вера в Бога 0,57 0,59 0,56

Государство 0,42 0,45 0,46

Деловые качества 0,63 0,65 0,61

Деньги 0,76 0,75 0,73

Друзья 0,72 0,69 0,74

Жизненный опыт 0,7 0,71 0,72

Занимаемая должность 0,49 0,49 0,47

Информированность 0,6 0,64 0,65

Личный авторитет, известность, репутация 0,58 0,58 0,53

Наличие нужных связей, знакомств 0,62 0,66 0,65

Наличие собственности 0,53 0,53 0,52

Нравственные качества 0,59 0,66 0,63

Обращение к закону 0,45 0,51 0,51

Престиж профессии 0,48 0,48 0,47

Профессиональные знания, умения 0,59 0,62 0,61

Семья 0,83 0,83 0,86

Участие в политической жизни 0,34 0,34 0,39

Хорошее образование 0,53 0,61 0,65

Первую, наиболее значимую группу для молодых рабочих составляют семья (0,83), деньги (0,76) и друзья (0,72). Семья, являясь важнейшей жизненной ценностью для белорусов (более 80 % по результатам ежегодных исследований неизменно указывают ее в качестве наиболее значимой ценности), обеспечивает психологический и эмоциональный комфорт и безопасность, социальную и экономическую поддержку. Так, половина респондентов, независимо от возраста и профессиональной принадлежности, считает, что семья помогает им во всех жизненных ситуациях, еще треть - в большинстве ситуаций.

Достаточно мощным адаптационным ресурсом для всех категорий опрошенных выступают друзья. Лишь менее 5 % опрошенных заявили, что друзья не помогают им в сложных жизненных ситуациях. Значимость данной референтной группы в качестве источника преодоления жизненных неурядиц выше среди рабочей молодежи (0,72) и неработающей молодежи (0,74). Несколько ниже роль друзей как ресурса для решения жизненных проблем оценивается представителями молодежи нерабочих профессий (0,69), многие из которых, придя на работу после окончания высших и средних учебных заведений (а часто и переехав в другой город по распределению), в основном утра-

тили тесные связи с учебной, студенческой группой и пока не нашли новый дружеский круг общения в своих трудовых коллективах. Этим они отличаются от сплоченных студенческих компаний или рабочих, для которых приход после школы или ПТУ на рабочее место не означал кардинальных перемен в образе жизни и круге общения.

Одну из доминирующих ролей в иерархии средств решения жизненных проблем и достижения целей играют деньги. По данным опроса, каждый четвертый молодой рабочий (24,6 %) считает, что деньги помогают во всех ситуациях, 37,6 % — в большинстве ситуаций, а каждый пятый (18,4 %) - только в некоторых; значения коэффициента в данной группе респондентов составляет 0,76. Молодежь в большей степени склонна принимать в качестве модели поведения распространяемые в обществе и зачастую навязываемые современными средствами массовой информации рыночные образцы отношений и представления о том, что деньги - это «мерило жизни». Поле оцененных деньгами объектов растет, а понимание того, что обладание достаточным количеством денежных средств позволяет достичь желаемого уровня и качества жизни (медицинские, образовательные, культурные услуги, досуг, средства коммуникации сегодня стали таким же товаром, как вещи или продукты питания), имеет свои негативные стороны. Значительная часть молодежи воспринимает деньги не как универсальное средство обмена, а как абсолютную цель, при этом все другие цели становятся их средствами.

Вторая группа факторов стабильности и преодоления жизненных проблем связана с коммуникативными качествами и социальными связями и включает жизненный опыт (0,7), деловые качества (0,63), наличие нужных связей, знакомств (0,62), информированность (0,6). Успешная коммуникация, включающая обладание обширной сетью связей и знакомств, владение информацией как в профессиональной, так и в повседневной жизни, наличие деловых качеств и способностей становится сегодня одним из важнейших стратегических жизненных ресурсов, наряду с финансовыми и материальными.

Обладание жизненным опытом дает человеку преимущество - наличие реальных связей и наработанных методов решения каких-либо вопросов, что позволяет более успешно находить и использовать готовые стратегии поведения в каждой непосредственной ситуации. Каждый пятый молодой рабочий (19,7 %) склонен опираться на собственный опыт во всех жизненных ситуациях, каждый третий (35,7 %) - в большинстве, каждый четвертый (25,1 %) -в некоторых ситуациях; коэффициент значимости равен 0,7. Аналогичным образом распределились ответы среди молодых представителей нерабочих профессий и неработающих. Для молодежи, которая не имеет большого жизненного опыта, свойственна большая, нежели для представителей старших поколений, уверенность в способности достичь своих жизненных целей, поскольку отсутствие опыта воспринимается молодыми людьми как отсутствие опыта поражений и зачастую трактуется как собственное достижение. В силу возраста они не боятся ошибаться, ведь любые ошибки не кажутся непоправимыми.

Значительная часть респондентов, независимо от профессии, склонна полагаться на наличие нужных связей, знакомств в решении жизненных проблем: каждый десятый (12,7 % молодых рабочих, по 16 % представителей других выделенных групп) всегда прибегает к данному виду социальных ресурсов, четверть молодых рабочих и каждый пятый представитель других категорий опрошенных - в большинстве ситуаций, более трети респондентов -в некоторых ситуациях.

Не менее важным ресурсом адаптации к жизненным обстоятельствам, по мнению молодых рабочих, выступает информированность: коэффициент значимости данного фактора для молодых рабочих оказался равен 0,6. Молодые представители нерабочих профессий и неработающая молодежь несколько выше оценили значение информированности в своей жизни (0,64 и 0,65 соответственно), что, вероятнее всего, обусловлено большей информационной насыщенностью профессиональной и учебной деятельности служащих, специалистов и студентов, составляющих данные категории респондентов. Вместе с тем наличие обширных знаний, как в профессиональной деятельности, так и в самых разных сферах повседневной жизни (от знания своих прав до информированности о том, куда выгоднее вложить деньги или как экономнее вести быт), является действенным инструментом в преодолении жизненных проблем.

Наличие деловых качеств всегда дает возможность найти хорошее место работы, развиваться в трудовой среде, реализоваться в жизни и принимать правильные решения. Подтверждением этому служит мнение большинства опрошенных о том, что деловые качества помогают справляться с жизненными ситуациями: для каждого десятого молодого рабочего (8,4 %) - во всех случаях; более, чем для четверти (29,9 %) - в большинстве случаев; еще для стольких же представителей рабочей молодежи (26,4 %) - в некоторых случаях. Аналогичным образом распределены ответы и в других категориях респондентов.

Большинство факторов стабильности, составляющих третью группу, обусловлено личностными качествами респондентов. В нее попали профессиональные знания и умения (0,59), нравственные качества (0,59), личный авторитет, известность, репутация (0,58), хорошее образование (0,53), вера в Бога (0,57). Сюда же опрошенные отнесли наличие собственности (0,53).

О том, что владение профессиональными знаниями и умениями способно помочь в решении всех жизненных проблем, посчитал каждый десятый молодой человек рабочей профессии (9,5 %), среди молодых работников, не принадлежащих к рабочим, - несколько больше (13,6 %). Каждый пятый опрошенный расценивает профессиональные навыки как инструмент для решения большинства проблем, а каждый третий (среди неработающей молодежи -каждый четвертый) - отдельных сложных ситуаций.

Некоторые различия среди профессиональных групп наблюдаются в оценке нравственных качеств как ресурса в преодолении сложных жизненных

ситуаций. Так, рабочие роль нравственных качеств оценили ниже (0,59), чем представители нерабочих профессий и неработающая молодежь (0,66 и 0,63). Среди рабочих 15 % заявили, что нравственные качества не помогают им вообще, тогда как среди представителей нерабочих профессий - 7-8 %.

Существенно различаются ответы представителей рабочих и нерабочих профессий в отношении значения образования при преодолении жизненных трудностей. Для каждого пятого рабочего хорошее образование не является средством решения проблем, а о том, что данный ресурс способен помочь во всех ситуациях, заявили 5,8 % рабочих (значение коэффициента - 0,53). Среди молодых людей, которые уже получили (служащие, специалисты) или получают (студенты, учащиеся) образование, число ответивших, что данный ресурс не действует вообще, оказалось в 2 раза меньше (так посчитал каждый десятый), а что помогает во всех ситуациях - в 2 раза больше (12,7 % среди работающих, 15,1 % — среди неработающих, студентов, учащихся); соответственно и значения коэффициентов у них оказались значительно выше (0,61 и 0,65 соответственно). Для данных групп молодежи этот фактор является ключевым, поскольку они поступают в высшие или средние учебные заведения с установкой на получение образования как инструмента достижения определенного статуса.

В способности преодоления любых жизненных ситуаций с помощью веры в Бога убеждены 14,4 % молодых рабочих, еще треть - при столкновении с большинством или некоторых сложных проблем (коэффициент значимости для них равен 0,57).

Меньшей значимостью по сравнению с предыдущими средствами адаптации и решения сложных проблем обладает группа факторов, связанных с профессионально-статусными характеристиками: занимаемая должность (0,49) и престиж профессии (0,48). Следует отметить, что по данным позициям значения коэффициентов оказались невелики (менее 0,5) для всех категорий опрошенных, независимо от профессии. Во многом такая картина определяется невысокими оценками общественной значимости своего труда. Так, по результатам опроса рабочих промышленности и агропромышленного комплекса, проведенного сектором социологии села Института социологии НАН Беларуси летом 2014 г., каждый пятый работник (19,6 %) определил свой труд как непрестижный, еще треть (32,2 %) - как уважаемый, но недостаточно оплачиваемый, и лишь 8 % посчитали, что их труд имеет высокую социальную значимость и хорошо оплачивается.

Группа так называемых внешних факторов, связанных с политической и правовой сферой жизнедеятельности, с гражданской активностью: обращение к закону (0,45), государство (0,42) и участие в политической жизни (0,34), оказалась наименее значимой для преодоления сложных жизненных ситуаций. Так, по мнению 40 % опрошенных, независимо от профессии, участие в политической жизни не помогает ни в каких жизненных ситуациях. Каждый

третий молодой рабочий (34,3 %) и каждый четвертый представитель других категорий респондентов посчитали, что государство не способно им помочь. А по мнению пятой части участников опроса, им не помогает обращение к закону.

Сравнительный анализ разных профессиональных и возрастных групп позволил выявить некоторые различия и в показателях социального оптимизма. Так, молодые люди в целом (независимо от профессиональной принадлежности) выше оценивают свою жизненную ситуацию: с возрастом число оптимистичных оценок жизненной ситуации и предполагаемых жизненных изменений снижается одновременно с ростом числа пессимистичных оценок и прогнозов. Каждый десятый работающий молодой человек (9,3 % рабочих и 9,5 % представителей нерабочих специальностей) ответил, что в его жизни «все более, чем нормально», среди неработающей молодежи таких оказалось 14,1 %, тогда как среди участвовавших в опросе рабочих старшего возраста подобных ответов оказалось в 2 раза меньше (4 %). Половина молодых людей считают, что «все не так плохо и можно терпеть», а среди рабочих старше 29 лет так ответили чуть более трети. Треть работающих молодых людей и каждый пятый неработающий посчитали, что «жить трудно, но можно терпеть». Среди представителей старших поколений подобных ответов оказалось более 40 %.

С гораздо большим оптимизмом молодые люди смотрят в будущее: половина из них (46,7 % рабочих, 50,2 % представителей нерабочих профессий и 54 % неработающих молодых людей) прогнозируют положительные изменения в своей жизни в ближайшем будущем, тогда как в старших возрастных группах таких прогнозов оказалось в 2 раза меньше (22,9 %). О том, что ничего не изменится, говорят ответы каждого шестого молодого человека (от 15 до 17 %), независимо от профессиональной принадлежности, и каждого пятого работающего старше 29 лет. Среди представителей старших поколений значительно больше тех, кто испытывает неопределенность в отношении своего будущего (46,4 %), по сравнению с молодежью (рабочие - 28,3 %, представители нерабочих профессий - 31,7 %, неработающие - 24,1 %).

Таким образом, результаты исследования позволили установить, что наиболее мощными ресурсами в решении сложных жизненных проблем для рабочей молодежи выступают семья, деньги и друзья. Велика роль в преодолении неурядиц коммуникативных качеств и социальных связей: жизненного опыта, деловых качеств, нужных связей и знакомств, информированности. Наименьшую помощь, по мнению молодых рабочих, при столкновении со сложной жизненной ситуацией им способны оказать ресурсы, связанные с политической и правовой сферой жизнедеятельности и гражданской активностью: обращение к закону, государство, участие в политической жизни.

Сравнительный анализ групп молодых людей в зависимости от профессиональной принадлежности показал, что молодые рабочие отличаются от

своих неработающих сверстников более реалистичными взглядами на жизнь. Их в гораздо большей степени волнуют насущные проблемы материального и социального плана, они отличаются меньшим оптимизмом в оценках своей жизненной ситуации и представлениях о будущем.

Литература

1. Балацкий, Е. В. Теория жизненных ресурсов: модели и эмпирические оценки / Е. В. Ба-лацкий // Мониторинг обществ. мнения. - 2007. - № 2 (82). - С. 124-133.

T. V. KUZMENKD

LIFE RESOuRCES OF WORKING YOuTH: A SOCIOLOGICAL ANALYSIS

Summary

The article considers life resources as a combination of factors that ensure the biological, psychological and social well-being of the individual. Based on empirical data, the comparative analysis of "factors of stability", allowing to cope with difficult life situations for different categories of youth or adapt to them, is given.

Keywords: life resources, adaptive resources, social optimism, youth, working youth.

Поступила 03.11.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.