Научная статья на тему 'Мотивы выбора рабочей профессии и интеграции в производство молодежи страны'

Мотивы выбора рабочей профессии и интеграции в производство молодежи страны Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
414
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональные компетенции / социально-профессиональный статус / человеческий капитал / мотивация / рынок труда / социальный оптимизм / социальная и политическая активность / professional competence / socio-professional status / human capital / motivation / labour market / social optimism / social and political activity

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Р.А. Смирнова

В статье раскрываются мотивы и стимулы вхождения молодежи в рабочую профессию. Сравнительный анализ трех групп молодых людей: рабочих, работающих вне сферы промышленного производства и неработающих позволил дифференцировать значимость тех или иных факторов, способствующих интеграции их в общественное производство в целом. Показаны основные ценностные и социально-политические ориентации рабочей молодежи Беларуси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVES OF LABOR PROFESSION CHOICE AND INTEGRATION OF YOUTH INTO COUNTRY INDUSTRY

The article describes the motives and incentives of entering the youth into labor profession. Comparative analysis of three groups of young people: the workers, group working outside the sphere of industrial production and unemployed, helped to differentiate the importance of certain factors contributing to their integration into the social production in general. The key value and socio-political orientations of Belarusian working youth are shown.

Текст научной работы на тему «Мотивы выбора рабочей профессии и интеграции в производство молодежи страны»

УДК 316.35

Р. А. СМИРНОВА,

доктор философских наук, Институт социологии НАНБеларуси, г. Минск

МОТИВЫ ВЫБОРА РАБОЧЕЙ ПРОФЕССИИ И ИНТЕГРАЦИИ В ПРОИЗВОДСТВО МОЛОДЕЖИ СТРАНЫ1

В статье раскрываются мотивы и стимулы вхождения молодежи в рабочую профессию. Сравнительный анализ трех групп молодых людей: рабочих, работающих вне сферы промышленного производства и неработающих позволил дифференцировать значимость тех или иных факторов, способствующих интеграции их в общественное производство в целом. Показаны основные ценностные и социально-политические ориентации рабочей молодежи Беларуси.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, социально-профессиональный статус, человеческий капитал, мотивация, рынок труда, социальный оптимизм, социальная и политическая активность.

Новые запросы производства, расширение высокотехнологичных сегментов во многих сферах сегодняшней экономики предполагают наличие новых квалификаций и навыков у современного рабочего. Обретение знаний и компетенций, то есть подготовка молодого человека в качестве рабочего, как известно, в значительной степени осуществляется системой общего и профессионального образования. Однако данное требование вступает в противоречие с тем, что в общественном сознании сформировалось устойчивое представление о рабочей профессии как социально несостоятельной, девальвированной. В частности, это касается рабочих профессий промышленного труда. Ориентация на получение высшего образования, «офисные» профессии приобрела в сознании современной молодежи массовый характер, а труд рабочего в промышленности - не менее массовое отторжение. Все это ведет к снижению ценности рабочих карьер в сознании молодежи.

Так как основой жизненных траекторий и человеческого капитала, определяющего наличие ресурсов для повышения социального и материального статуса, является уровень образования, то сравнение по уровню образова-

1 Работа выполнена при поддержке НИР БРФФИ № Г14-069 от 23.05.2014 г., а также планового социологического исследования Института социологии НАН Беларуси (мониторинг 2015 г., всего опрошено 1740 человек). Изучались три группы молодежи: 1) рабочая молодежь, работающая на крупных промышленных предприятиях; 2) молодежь, занятая в различных сферах экономики страны, но не относящаяся к рабочим, далее по тексту - «молодежь нерабочих профессий»; 3) неработающая, или учащаяся, молодежь. Данная типология позволила не только описывать данные категории молодежи, но и сравнивать, тем самым выявляя особенности качественных характеристик рабочей молодежи.

ния разных групп молодежи показало, что образовательный уровень рабочей молодежи в основном колеблется в пределах общего среднего и среднего специального. Формирование представлений о себе как о рабочем, а также суждений о своем труде определяется степенью интегрированности на производстве и общеобразовательным багажом молодого рабочего: позитивные мотивы выбора рабочего труда, предложенные для оценки, выбирали чаще те молодые рабочие, которые заканчивали среднее специальное учебное заведение и полную среднюю школу, чем те, кто ограничивался основной школой-девятилеткой. Тот факт, что около 2/3 рабочей молодежи (62,8 %) обладают средним специальным образованием, свидетельствует о достаточно высоком стартовом профессиональном капитале, способным стать основой роста социально-профессионального статуса молодого рабочего.

Нужно сказать, что приход молодого человека на промышленное предприятие в качестве рабочего часто является следствием ряда инициатив и попыток как в сфере образования, так и в трудовой сфере, не увенчавшихся ожидаемыми результатами. Анализ ответов респондентов, как и данные предшествующих исследований, показывают, что при определении мотивов «выбора» рабочей профессии, а конкретнее, при аргументации респондентом своего поступления на промышленное предприятие, выдвигаются в первую очередь мотивы внешнего, в основном принудительного характера: необходимость зарабатывать на жизнь, неудачи в сфере частного бизнеса, кризис занятости и т. п. Например, по результатам анкетного опроса 2014 г., такой мотив, как «призвание», лишь в самом незначительном числе случаев «играл большую роль» при «выборе» рабочей профессии, заняв последнее место в общем рейтинге мотивов.

Между тем внешние принуждения, определяющие выбор рабочего поприща, о которых высказывались молодые рабочие, не исчерпывают всю моти-вационную структуру. Есть и другая сторона дела - внутренняя трудовая мотивация, то есть отношение молодого человека к своему рабочему труду, содержательные, творческие мотивы, представления о самоценности рабочего труда, что является важным фактором выбора, адаптации и стабилизации молодых в рабочем статусе. Та часть рабочей молодежи, которая получила в образовательном учреждении (колледжи, лицеи и др. училища) профессиональное образование и удовлетворена уровнем профессиональной подготовки, проявила достаточно позитивные социально-экономические позиции в отношении к своему труду, рабочей профессии, трудовому коллективу. В частности, расхожий стереотип о том, что рабочая молодежь только вынужденно работает на заводе и недовольна своим статусом, опровергается данными об ее отношении к своей работе. Оказалось, что 62,6 % рабочей молодежи удовлетворены своей работой, а не удовлетворенных ею - только 24,8 %; почти столько же (60 %) удовлетворены занимаемой должностью (25,4 % - не удовлетворены ею).

Однако в целом достаточно высокая степень удовлетворенности трудом и различными его сторонами в процессе трудовой деятельности нивелиру-

ется таким фактором, как низкая заработная плата: размером заработной платы удовлетворена лишь треть опрошенной работающей молодежи (33 % - рабочих) и не удовлетворены 53 %. Примечательно, что с возрастом число рабочих, удовлетворенных зарплатой, уменьшается (25,2 %), а неудовлетворенных увеличивается, в то время как среди молодежи нерабочих профессий количество удовлетворенных зарплатой увеличивается - 37,2 % и уменьшается число неудовлетворенных ею (53,8 %), что свидетельствует о тенденции повышения их материального статуса, в отличие от материального положения рабочих.

Большую роль для работников всех категорий играют отношения в коллективе (78,5 % рабочей молодежи удовлетворены ими) и отношениями с руководством (удовлетворены - 74,2 %). Тем не менее, на вопрос, что для них наиболее важно в работе, молодые рабочие отметили, прежде всего, такие позиции, как возможность зарабатывать хорошие деньги (81 % — рабочие и 77,3 % - молодежь нерабочих профессий), быть относительно самостоятельным в работе (30,5 % - рабочие и 39,7 % - молодежь нерабочих профессий), иметь хорошие условия и режим труда (57 % - рабочие и 59,3 % - молодежь нерабочих профессий), работать без перегрузок (22,2 % - рабочие и 21,7 % -молодежь нерабочих профессий). Как видим, по этим позициям все респонденты солидарны. Отличия проявляются в оценке роли таких трудовых ценностей, как реализация своих знаний, опыта, квалификации (высоко оценивают только 22,5 % молодых рабочих и 40 % - молодежь нерабочих профессий), работа над новыми, интересными проектами (9 % рабочих и 19,7 % молодых людей нерабочих профессий), работа с квалифицированными коллегами (11,8 % рабочих и 22 % молодежи нерабочих профессий), успешное продвижение по службе, карьера (19,7 % рабочих и 33,5 % молодых людей нерабочих профессий). Очевидно, что характер труда рабочих на предприятиях пока не располагает к творческому, требующему знаний, труду.

Что касается возможностей рабочей молодежи на рынке труда, то, как свидетельствуют ответы молодых работников, пока их не очень беспокоит угроза потери работы (только 16 % признались, что такая угроза существует), но с возрастом количество рабочих, обеспокоенных этим, увеличивается. Так, если 54,5 % молодежи до 29 лет уверены, что они всегда без особых трудностей найдут себе равноценную работу, то у старшего поколения оптимизм снижается - уже только 39,4 % респондентов уверены в этом. Нужно отметить, что молодые люди любыми средствами стремятся повысить уровень своего материального благосостояния: 33 % опрошенных имели за последние 2—3 месяца регулярные, случайные или дополнительные приработки.

В целом же рабочая молодежь, как и вся молодежь страны, отличается оптимизмом и способностью видеть жизнь в позитивных тонах. Так, являясь более динамичной, чем другие возрастные группы, рабочая молодежь в целом позитивно оценивает те перемены, которые происходят в ее жизни: смена места работы, должности, профессии, получение новой специальности оце-

нивается ею в основном как жизненный успех (из 40 % рабочей молодежи, претерпевших какие-либо перемены в трудовой деятельности, только 5-7 % расценивают их как неудачу).

Однако события в финансово-экономической сфере последних лет, связанные с международными экономическими катаклизмами и сказавшиеся на работе предприятий, не замедлили отразиться на оценке молодыми рабочими социально-экономического положения в стране: только 11,1 % оценили его как хорошее, 38,6 % - как среднее, а 35,8 % респондентов - как плохое и скорее плохое. Примечательно, что оценка социально-экономического положения рабочими старших возрастных групп почти не отличается от оценок молодых рабочих. В этом отношении оценки молодежи нерабочих профессий несколько выше: как хорошее социально-экономическое положение страны оценили 11,5 %, среднее - 46,8 % и плохое - 33,3 % респондентов. Эти суждения связаны, в первую очередь, с восприятием людьми собственного материального положения.

Согласно самооценок, материальное положение молодых рабочих ниже положения других групп молодежи - занятых на нерабочих профессиях и неработающих (табл. 1). Тот факт, что среди рабочей молодежи респондентов с плохим материальным положением больше, чем с хорошим, является свидетельством их низкого по современным потребительским меркам материального положения.

Таблица 1. Оценка молодежью своего материального положения, в %

Материальное положение Рабочая молодежь Молодежь нерабочих профессий Неработающая молодежь

Хорошее и скорее хорошее 11,7 17,0 21,5

Среднее 64,3 63,3 49,2

Скорее плохое и плохое 17 15 20

Зарплата, как свидетельствуют ответы респондентов, в основном идет на питание и вещи первой необходимости. Такие траты, как покупка квартиры, отдых, путешествия и т. п., доступны незначительной части молодых рабочих. Рабочая молодежь вынуждена ограничивать себя, стараясь жить «по средствам» (39,2 %) или снижать уровень своих запросов и потребностей в питании, в одежде, отдыхе, лечении (21,6 %). Однако 29 % стараются повысить свой доход всеми возможными способами. О качестве жизни рабочей молодежи можно судить по соотношению потребностей и возможностей их удовлетворения (табл. 2).

Как свидетельствуют ответы респондентов, у рабочей молодежи не высока покупательская способность, особенно в сфере досуга и культурного времяпровождения, а также в удовлетворении таких потребностей, как строительство благоустроенного жилья и средств передвижения, что также свидетельствует о низком уровне материального благосостояния. Дополнитель-

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: «хватает ли Вам средств на оплату следующих видов товаров и услуг?», в %

Виды товаров и услуг Рабочая молодежь Молодежь нерабочих профессий Неработающая молодежь В целом по стране

Продукты питания

Да, хватает 87,1 89,5 76,9 83,5

Нет, не хватает 12,1 7,0 8,4 12,1

Я не трачу на это денег - 0,9 10,7 1,7

У меня никогда не хватит на это денег 0,8 2,5 1,7 1,6

Одежда, обувь

Да, хватает 61,0 60,0 56,4 53,8

Нет, не хватает 35,9 36,5 28,4 35,3

Я не трачу на это денег 0,9 0,5 11,2 6,8

У меня никогда не хватит на это денег 2,2 3,0 1,2 2,3

Товары текущего пользования

Да, хватает 78,4 81,1 59,8 70,5

Нет, не хватает 17,7 12,7 16,6 19,1

Я не трачу на это денег 3,9 4,5 19,7 6,7

У меня никогда не хватит на это денег - 1,7 0,8 1,6

Товары долговременного использования

Да, хватает 19,7 20,1 20,6 15,7

Нет, не хватает 60,5 65,7 41,9 53,7

Я не трачу на это денег 17,7 8,5 30,7 20,4

У меня никогда не хватит на это денег 2,0 5,7 3,5 8,4

Квартплата, оплата коммунальных услуг

Да, хватает 81,8 83,7 58,8 83,1

Нет, не хватает 6,7 9,6 6,8 8,8

Я не трачу на это денег 11,5 5,1 30,8 5,8

У меня никогда не хватит на это денег - 1,2 0,5 1,0

Оплата бытовых усл уг

Да, хватает 60,1 63,1 50,6 53,2

Нет, не хватает 10,3 17,1 12,4 16,4

Я не трачу на это денег 27,2 16,2 31,9 25,7

У меня никогда не хватит на это денег 2,4 2,3 2,4 2,8

Содержание детей в дошкольных и учебных учреждениях

Да, хватает 27,9 29,5 21,6 25,7

Нет, не хватает 8,6 8,4 7,4 10,0

Я не трачу на это денег 63,6 57,7 65,0 58,0

У меня никогда не хватит на это денег 0,9 1,6 1,8 1,7

Платное образование (профессиональное обучение) Ваше, Ваших детей

Да, хватает 5,6 10,9 14,1 9,5

Нет, не хватает 17,8 25,0 22,4 19,7

Я не трачу на это денег 73,1 59,4 57,4 63,2

У меня никогда не хватит на это денег 2,7 3,6 3,1 3,5

Оплата лечения и медикаментов

Да, хватает 63,1 60,5 50,9 51,8

Окончание табл. 2

Виды товаров и услуг Рабочая молодежь Молодежь нерабочих профессий Неработающая молодежь В целом по стране

Нет, не хватает 22,0 20,7 15,1 32,0

Я не трачу на это денег 12,6 13,5 29,0 10,2

У меня никогда не хватит на это денег - 1,8 1,4 2,5

Алкогольная продукция, табачные изделия

Да, хватает 35,6 30,4 18,6 25,9

Нет, не хватает 6,7 7,2 7,9 9,2

Я не трачу на это денег 52,5 60,1 69,0 59,4

У меня никогда не хватит на это денег 4,2 1,2 1,9 2,6

Содержание автомобиля (бензин, стоянка, ремонт, другое)

Да, хватает 25,1 26,4 16,2 20,5

Нет, не хватает 27,2 27,0 14,2 21,9

Я не трачу на это денег 41,1 39,6 62,0 49,7

У меня никогда не хватит на это денег 6,6 6,4 5,0 5,3

Строительство дома, квартиры (ЖСК, другое)

Да, хватает 4,6 4,9 5,8 5,1

Нет, не хватает 38,5 33,1 21,5 24,5

Я не трачу на это денег 35,5 34,6 59,9 49,8

У меня никогда не хватит на это денег 21,4 26,8 10,8 18,6

Отдых, путешествия

Да, хватает 10,9 16,8 16,9 10,6

Нет, не хватает 54,4 48,4 44,3 39,3

Я не трачу на это денег 21,9 16,8 25,4 34,1

У меня никогда не хватит на это денег 12,8 17,3 10,4 14,1

Посещение концертов, театров, кино, выставок и т. д.

Да, хватает 36,3 49,2 47,1 31,0

Нет, не хватает 25,8 23,4 28,9 23,2

Я не трачу на это денег 34,7 23,0 20,5 39,8

У меня никогда не хватит на это денег 3,2 3,1 1,9 4,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ным подтверждением этого являются ответы респондентов на вопрос: «Как изменилось материальное положение Вашей семьи по сравнению с прошлым годом?» (табл. 3).

Таблица 3. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как изменилось материальное положение Вашей семьи по сравнению с прошлым годом?», в %

Вариант ответа Рабочая молодежь Молодежь нерабочих профессий Неработающая молодежь В целом по стране

Существенно улучшилось 3,1 2,1 4,3 2,2

Немного улучшилось 13,8 14,2 9,8 9,5

Не изменилось 25,9 27,1 29,5 3,5

Немного ухудшилось 35,6 34,7 32,2 32,2

Существенно ухудшилось 17,0 17,4 13,7 18,6

Затрудняюсь ответить 3,5 4,6 10,5 3,7

Как видно из таблицы, среди всех групп респондентов втрое больше тех, у кого материальное положение за последний год ухудшилось, чем тех, у кого оно улучшилось. Более благоприятная тенденция просматривается в надеждах на будущее, где количество оптимистов и пессимистов равное, или, как у неработающих и нерабочих, оптимисты превышают число пессимистов (табл. 4).

Таблица 4. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как изменится материальное положение Вашей семьи через год?», в %

Вариант ответа Рабочая молодежь Молодежь нерабочих профессий Неработающая молодежь В целом по стране

Существенно улучшится 7,6 6,3 6,8 3,6

Немного улучшится 9,4 16,8 14,7 10,0

Не изменится 19,4 15,0 18,0 20,8

Немного ухудшится 14,7 8,7 8,1 9,2

Существенно ухудшится 3,2 6,0 4,6 6,1

Затрудняюсь ответить 44,8 47,2 47,2 50,0

Сравнительный анализ разных профессиональных и возрастных групп позволил выявить некоторые различия и в показателях социального оптимизма при оценке жизни в целом. Так, молодые люди в целом (независимо от профессиональной принадлежности) выше оценивают свою жизненную ситуацию: с возрастом число оптимистичных оценок жизненной ситуации и предполагаемых жизненных изменений снижается одновременно с ростом числа пессимистичных оценок и прогнозов.

Однако в будущее молодые люди смотрят с оптимизмом: половина из них (46,7 % рабочих, 50,2 % работающих по другим специальностям и 54 % неработающих) прогнозируют положительные изменения в своей жизни в ближайшем будущем, тогда как в старших возрастных группах таких прогнозов оказалось в 2 раза меньше (22,9 % среди рабочих специальностей). О том, что ничего не изменится, говорят ответы каждого шестого молодого человека (от 15 до 17 %) независимо от профессиональной принадлежности и каждого пятого работающего старше 29 лет. Среди представителей старших поколений значительно больше тех, кто испытывает неопределенность в отношении своего будущего (среди рабочих - 46,4 %), по сравнению с молодежью (рабочие -28,3 %, молодежь нерабочих профессий - 31,7 %, неработающие - 24,1 %).

Нужно сказать, что экономическое поведение молодежи, и рабочей в частности, ориентировано на увеличение материального достатка. Более того, более половины рабочей молодежи на вопрос: «Согласились бы Вы жить богаче, действуя с инициативой?» дали положительный ответ (55,5 %). При этом количество ответивших подобным образом почти одинаково у респондентов всех анализируемых групп. Но не только экономическая активность свойственна большинству молодых людей. Не менее значимой для них является социально-политическая активность, которая проявляется в установках и спосо-

бах поведения в той или иной политически и социально значимой ситуации. Социально-психологическая установка формируется под воздействием жизненных обстоятельств, положения в обществе, социальных связей, доверия, складывающегося между людьми и с властью. Доверие к властным структурам является интегральной оценкой их деятельности по сохранению социального порядка в стране, по созданию условий и возможностей для социально-политической самореализации человека, а также их честности, открытости и справедливости в принятии политических решений. Данные опроса показали, что молодые рабочие высказали наиболее высокие оценки и степень доверия таким социальным институтам, как армия, церковь, конституционный суд, администрация их завода (предприятия), милиция, судебные органы (37-40 %). Такой же уровень доверия высказан по отношению к Совету Министров Республики Беларусь, органам госбезопасности, комитету госконтроля. Невысокий уровень доверия - к налоговым органам, государственным и негосударственным СМИ, официальным профсоюзам, местным органам власти, представительствам зарубежных организаций, фондов в Республике Беларусь (15-29 %), низкий уровень доверия - к неофициальным профсоюзам, политическим партиям, оппозиции (6-14 %). При этом данное соотношение по степени доверия присуще всем категориям молодежи: и рабочей, и всей работающей, и неработающей (учащейся) молодежи, которая даже с возрастом, перейдя в старшие возрастные группы, существенно не поменяла своего отношения к данным структурам.

Нельзя сказать, что эти ответы связаны со слабой информированностью, незнанием или недопониманием; большинство рабочей молодежи (58 %) живо интересуются политическими событиями, происходящими в стране. Притом с возрастом их интерес значительно повышается. Поэтому оценку политической ситуации рабочая молодежь дает вполне осмысленно: оценили ее как спокойную 46,4 %, неопределенную - 30 %, напряженную - 8,8 %. Оценивая изменение политической ситуации за минувший год, большинство респондентов из среды рабочей молодежи отметили ее неизменность, устойчивость.

Геополитические ориентации белорусской молодежи проявились в отношении к крупнейшим межстрановым союзам и блокам - Европейскому союзу, блоку НАТО и России. Большинство рабочей молодежи поддерживают вхождение нашей страны в Евразийский экономический союз: 61,3 % рабочей, 66,8 % - нерабочих профессий и 65 % неработающей молодежи. Отношения Беларуси с Россией должны строиться, по мнению большинства респондентов из среды рабочей молодежи (68 %), на основе международных договоров как суверенных государств, 26,6 % респондентов считают, что по принципу равноправного союза с созданием наднациональных органов управления, и только 4,4 % - как самостоятельный субъект в качестве составной части Российской Федерации. При этом оказалось, что чем старше респонденты, тем более склоняются к варианту, предполагающему наличие между нашими странами наднационального органа. Поддержали бы вступление Беларуси в Евро-

союз менее трети рабочей молодежи. Рабочих старших возрастных групп, поддерживающих вступление в Евросоюз, в среднем на 5-7 пунктов меньше. Вступление в НАТО поддержали 5,7 % рабочей молодежи, 7 % - нерабочей и 18,8 % неработающей молодежи.

Ответы респондентов, касающиеся их возможного протестного поведения, характеризуются более низким протестным потенциалом рабочей молодежи, чем других групп, что позволяет сделать вывод о ее более высокой степени законопослушности и ориентированности на порядок в обществе, нежели занятых на других профессиях и неработающих (учащихся) молодых людей (табл. 5).

Таблица 5. Распределение ответов на вопрос: «В каких формах выражения протеста Вы допускаете свое участие?», в %

Формы выражения протеста Рабочая молодежь Молодежь нерабочих профессий Неработающая молодежь

Санкционированные демонстрации 11,2 14,3 10,6 %

Несанкционированные митинги, демонстрации 0,6 5,0 4,0

Забастовки 3,1 7,9 3,7

Голодовки 0,6 5,3 2,5

Иные акции - 2,8 1,3

Несмотря на эти допущения, реальное повседневное поведение молодежи, по существу, характеризуется низким уровнем включенности в политическую жизнь: только 9,6 % рабочей молодежи считают, что они знают депутатов на уровне Совета Республики и Палаты представителей, 7,8 % - областного Совета депутатов, 18,4 % - районного (городского) Совета, 15,4 % - сельского Совета депутатов. О работе этих организаций рабочая молодежь почти ничего не знает (знают 1-2 %), почти никогда к ним не обращается. Наиболее доступным для нее оказался сельский и крайне редко - районный Совет депутатов.

Результаты исследования позволили установить, что основными факторами, вызывающими беспокойство и неудовлетворенность жизнью молодых рабочих (и молодежи в целом), являются проблемы материального порядка. Проблемы социально-политического плана оказались менее значимы для молодых представителей рабочих профессий. Молодежь в силу возрастных особенностей отличается более высокими показателями социального оптимизма, большей уверенностью, смелостью в решении возникающих жизненных проблем. Если сравнивать группы молодых людей в зависимости от профессиональной принадлежности, то можно говорить о том, что молодые рабочие отличаются от своих неработающих сверстников более реалистичными взглядами на жизнь. Их в гораздо большей степени волнуют насущные проблемы материального и социального плана, они отличаются трезвым оптимизмом в оценках своей жизненной ситуации и представлениях о будущем.

При этом именно внутренняя личная мотивированность на работу обеспечивает не только и не столько интеграцию и стабилизацию молодого рабочего

в его профессии, сколько, что важнее, - позитивное самочувствие, ощущение самодостаточности молодого человека в этом качестве, удовлетворенность социальной средой и своими перспективами в обществе.

г. A. SMIRNoVA

MOTIVES OF LABOR pROFESSION CHOICE AND INTEGRATION OF YOUTH INTO COUNTRY INDUSTRY

Summary

The article describes the motives and incentives of entering the youth into labor profession. Comparative analysis of three groups of young people: the workers, group working outside the sphere of industrial production and unemployed, helped to differentiate the importance of certain factors contributing to their integration into the social production in general. The key value and socio-political orientations of Belarusian working youth are shown.

Keywords: professional competence, socio-professional status, human capital, motivation, labour market, social optimism, social and political activity.

Поступила 06.11.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.