Научная статья на тему 'ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ'

ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
130
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / БУДУЩИЕ ИНЖЕНЕРЫ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / КАРЬЕРА / РАБОТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ОБУЧЕНИЕ / LIFE PLANS / VALUE ORIENTATIONS / FUTURE ENGINEERS / EMPLOYMENT / CAREER / SPECIALTY WORK / TRAINING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коган Евгения Александровна, Кочнева Любовь Валентиновна

Введение. Актуальность исследования жизненных планов молодёжи заключается в том, что в современных динамично изменяющихся условиях развития нашего общества, необходимо выявлять стратегии их поведения, как в трудовой сфере, так и за ее пределами. Сложности, с которыми сталкиваются будущие инженеры на рынке труда, заставляют их менять свои жизненные планы, несмотря на имеющиеся приоритеты. Методология и методы исследования. Исследование проведено на базе Московского авиационного института (НИУ), в котором участвовало 250 студентов 2-5-го курса, обучающихся по направлениям бакалавриата и специалитета. В качестве метода исследования использовался анкетный опрос. Результаты исследования. Исследование показало, что большинство студентов-бакалавров (60%) планируют дальнейшее обучение в магистратуре по той же специальности. Студенты, обучающиеся по программам специалитета, в меньшей степени стремятся продолжать обучение (42%), чем бакалавры. Будущие инженеры (более 70%) хотели бы связать свою работу с получаемой в вузе специальностью. Их приоритет лежит в области коммерческих компаний (около 40%), а не государственных предприятий (27,5%). Большинство респондентов (более 70%) будут готовы уехать за границу, если им предложат работу по специальности. Для будущих инженеров, как и для многих других представителей молодёжи, важны материальная обеспеченность (70%) и семья (49%). Обсуждение результатов. Если будущим инженерам не удастся трудоустроиться по специальности, они готовы будут уйти в смежные отрасли или найти работу в другой сфере. В связи с этим необходимо совершенствовать профориентационную работу со студентами в вузах, а также улучшать материальные условия для молодых специалистов на предприятиях. Заключение. Жизненные планы будущих инженеров являются достаточно гибкими. Несмотря на желание работать по инженерной специальности, они готовы рассматривать различные варианты профессиональной реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Коган Евгения Александровна, Кочнева Любовь Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE PLANS OF STUDENTS - FUTURE ENGINEERS

Introduction. The relevance of the study of the life plans of young people is that in today's dynamically changing conditions of development of our society, it is necessary to identify strategies for their behavior, both in the labor sphere and beyond. The difficulties faced by future engineers in the labor market force them to change their life plans, despite the existing priorities. Research methodology and methods. The study was conducted on the basis of the Moscow aviation Institute (NIU), which involved 250 students of the 2nd-5th year, studying in bachelor's and specialty areas. A questionnaire survey was used as the research method. Research result. The study showed that the majority of undergraduate students (60%) plan to continue their master's studies in the same specialty. Students enrolled in specialty programs are less likely to continue their studies (42%) than bachelors. Future engineers (more 70%) would like to associate their work with the specialty they receive at the University. Their priority is in the area of commercial companies (about 40%), not state-owned enterprises (27,5%). Most respondents will be ready to go abroad if they are offered a job in their specialty. For future engineers, as well as for many other young people, financial security (70%) and family (49%) are important. Discussion of results. If future engineers fail to find a job in their specialty, they will be ready to leave for related industries or find a job in another field. In this regard, it is necessary to improve professional orientation work with students in higher education institutions, as well as to improve the material conditions for young professionals in enterprises. Conclusion. The life plans of future engineers are quite flexible. Despite the desire to work in engineering, they are ready to consider various options for professional implementation.

Текст научной работы на тему «ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive20/20-02/ Дата публикации: 30.04.2020 УДК 316.4

Е. А. Коган, Л. В. Кочнева

Жизненные планы студентов - будущих инженеров

Введение. Актуальность исследования жизненных планов молодёжи заключается в том, что в современных динамично изменяющихся условиях развития нашего общества, необходимо выявлять стратегии их поведения, как в трудовой сфере, так и за ее пределами. Сложности, с которыми сталкиваются будущие инженеры на рынке труда, заставляют их менять свои жизненные планы, несмотря на имеющиеся приоритеты.

Методология и методы исследования. Исследование проведено на базе Московского авиационного института (НИУ), в котором участвовало 250 студентов 2-5-го курса, обучающихся по направлениям бакалавриата и специалитета. В качестве метода исследования использовался анкетный опрос.

Результаты исследования. Исследование показало, что большинство студентов-бакалавров (60%) планируют дальнейшее обучение в магистратуре по той же специальности. Студенты, обучающиеся по программам специалитета, в меньшей степени стремятся продолжать обучение (42%), чем бакалавры. Будущие инженеры (более 70%) хотели бы связать свою работу с получаемой в вузе специальностью. Их приоритет лежит в области коммерческих компаний (около 40%), а не государственных предприятий (27,5%). Большинство респондентов (более 70%) будут готовы уехать за границу, если им предложат работу по специальности. Для будущих инженеров, как и для многих других представителей молодёжи, важны материальная обеспеченность (70%) и семья (49%).

Обсуждение результатов. Если будущим инженерам не удастся трудоустроиться по специальности, они готовы будут уйти в смежные отрасли или найти работу в другой сфере. В связи с этим необходимо совершенствовать профориентационную работу со студентами в вузах, а также улучшать материальные условия для молодых специалистов на предприятиях.

Заключение. Жизненные планы будущих инженеров являются достаточно гибкими. Несмотря на желание работать по инженерной специальности, они готовы рассматривать различные варианты профессиональной реализации.

Ключевые слова: жизненные планы, ценностные ориентации, будущие инженеры, трудоустройство, карьера, работа по специальности, обучение

Ссылка для цитирования:

Коган Е. А., Кочнева Л. В. Жизненные планы студентов - будущих инженеров // Перспективы науки и образования. 2020. № 2 (44). С. 59-68. сЬк 10.32744/р$е.2020.2.5

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive20/20-02/ Accepted: 14 January 2020 Published: 30 April 2020

E. A. KOGAN, L. V. KoCHNEVA

Life plans of students - future engineers

Introduction. The relevance of the study of the life plans of young people is that in today's dynamically changing conditions of development of our society, it is necessary to identify strategies for their behavior, both in the labor sphere and beyond. The difficulties faced by future engineers in the labor market force them to change their life plans, despite the existing priorities.

Research methodology and methods. The study was conducted on the basis of the Moscow aviation Institute (NIU), which involved 250 students of the 2nd-5th year, studying in bachelor's and specialty areas. A questionnaire survey was used as the research method.

Research result. The study showed that the majority of undergraduate students (60%) plan to continue their master's studies in the same specialty. Students enrolled in specialty programs are less likely to continue their studies (42%) than bachelors. Future engineers (more 70%) would like to associate their work with the specialty they receive at the University. Their priority is in the area of commercial companies (about 40%), not state-owned enterprises (27,5%). Most respondents will be ready to go abroad if they are offered a job in their specialty. For future engineers, as well as for many other young people, financial security (70%) and family (49%) are important.

Discussion of results. If future engineers fail to find a job in their specialty, they will be ready to leave for related industries or find a job in another field. In this regard, it is necessary to improve professional orientation work with students in higher education institutions, as well as to improve the material conditions for young professionals in enterprises.

Conclusion. The life plans of future engineers are quite flexible. Despite the desire to work in engineering, they are ready to consider various options for professional implementation.

Key words: life plans, value orientations, future engineers, employment, career, specialty work, training

For Reference:

Kogan, E. A., & Kochneva, L. V. (2020). Life plans of students - future engineers. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 44 (2), 59-68. doi: 10.32744/pse.2020.2.5

_Введение

е современном мире очень важно планировать свою жизнь для того, чтобы реализовать все цели. Многие молодые люди уже в 9-10 классе имеют четкие планы относительно того, где они будут учиться после школы. Тем не менее, большинство не имеет представления о том, что они хотят добиться в жизни, что будет после того, как они получат профессию, будет ли она им по душе, смогут ли они реализоваться в рамках нее. Это происходит потому, что многие выбирают профессию исходя только из внешних факторов - престижности, склонности к определенным предметам, желания родителей [11; 14].

В процессе обучения в высших и средних специальных учреждениях жизненные планы молодых людей конкретизируются, студенты осмысливают не только цели, но и средства их достижения. Для того, чтобы понять современное поколение, необходимо выявлять и анализировать их ценности, жизненные планы и цели, стратегии их поведения.

Согласно определению известного российского социолога Л.Н. Когана «Жизненный план - это совокупность желаемых и вероятных путей и средств осуществления жизненных целей индивида, при этом подчеркивается необходимость системного, последовательного порядка, действий, необходимых для их выполнения» [2, с. 73-74].

Жизненные планы молодёжи исследуются в рамках разных наук - психологии, экономики, социологии, политологии, философии и т.д. Как отмечает Мясников А.А., понятие жизненного пути первоначально анализировалось в рамках психологии, а в дальнейшем этой проблематикой начали заниматься социологи [15].

Изучение жизненных планов молодёжи началось еще в советский период. Одними из первых исследователей, работающих в этом направлении, стали Н.А. Рыбников [18] и С.Л. Рубинштейн [17]. С.Л. Рубинштейн отмечал, что жизненный путь - это не сумма жизненных событий, а целостное, непрерывное явление [17].

В постсоветский период жизненные планы молодёжи анализировались такими психологами, как К.А. Абульханова-Славская [1], Е.А.Климов [8] и другими. Е.А. Климов придавал большое значение взаимосвязи профессионального плана с другими сферами жизни. К.А. Абульханова-Славская акцентировала внимание на жизненных стратегиях.

В отечественной социологии, по мнению некоторых ученых, категория жизненных планов разработана в меньшей степени, чем в психологии. Тем не менее, имеется широкий спектр работ, посвященных этой тематике.

В 70-е годы исследованиями жизненных планов занимались В.Т. Лисовский [13] и В.Н. Шубкин [21], которые внесли большой вклад в становление социологии молодёжи, изучая ее ценностные ориентации и профессиональный выбор.

В последнее десятилетие проводится множество исследований молодёжи. Жизненным планам школьников посвящены работы Д.Л. Константиновского [12], Е.Н. Васильевой [6], В.Н. Стегний [20] и многих других. В.Н. Стегний делит школьников на различные категории в связи с тем, соответствуют ли их жизненные планы реальной действительности. Известный социолог Д.Л. Константиновский делает акцент на образовательных стратегиях учащихся.

Жизненные планы студенческой молодёжи анализируются в работах Ю.Р. Вишневского, Л.И. Банниковой [4], Н.И. Астафьевой [3], Н.В. Горбачевой [7], и других ученых. Н.И. Астафьева отмечает различия в структуре жизненных планов студентов-выпуск-

ников в зависимости от гендерной принадлежности. Коллектив под руководством Ю.Р. Вишневского периодически проводит мониторинги ценностных ориентаций уральского студенчества, которые позволяют зафиксировать их подвижность и противоречивость. Работы Е.Ю. Рождественской [16] и ее коллег посвящены изучению биографий семей и их мобильности.

В работах зарубежных исследователей проблематика жизненных планов также рассматривалась достаточно активно. В трудах П. Бергера, Т. Лукмана [5], Г. Гарфинкеля, И. Гофмана [23] и других современных ученых исследовались социальные установки жизненного поведения личности, представлены концепции жизненного пути личности.

Многочисленные эмпирические исследования этой категории проводились в Европе уже с 80-х годов 20 века. В частности, В. Деппе [22] занимался исследованиями профессиональных биографий с учетом гендерного аспекта. Современные исследования молодёжи Великобритании представлены в работе М.Кехила [24], посвященной анализу проблем идентичности и ключевых социальных практик, которые формируют жизнь молодых людей.

_Материалы и методы исследования

В октябре-ноябре 2019 года было проведено исследование жизненных планов студентов технических факультетов Московского авиационного института (НИУ). Всего было опрошено 250 студентов 2-5 курсов, обучающихся по направлениям бакалавриата и специалитета.

Среди опрошенных 70,8% молодых людей и 29,2% девушек, что обусловлено преобладанием лиц мужского пола в технических вузах. Распределение по курсам было следующим: студенты 2-го курса - 24,8%, 3-го курса - 30,8%, 4-го курса - 21%, 5-го курса - 23,2%. Доля тех, кто обучается по программам бакалавриата (62%, 155 человек) существенно выше, чем тех, кто обучается на специалитете (38%, 95 человек), что связано со спецификой обучения в вузе.

Анкетный опрос [9] производился как с использованием google-формы, так и в ходе личного общения с респондентами. Основными вопросами анкеты были следующие: планируют ли студенты дальнейшее обучение, когда и по какой специальности; хотели бы они работать по специальности и где именно; готовы ли уехать за границу для работы по специальности; кем и какими себя видят будущие инженеры через 7-10 лет; что для наиболее важно и без чего они не представляют своей жизни.

_Результаты исследования

Результаты опроса, проведенного среди студентов технических факультетов, можно разделить на несколько основных блоков: «дальнейшее обучение», «трудоустройство и карьера», «ценностные ориентации».

Дальнейшее обучение. Исследование показало, что большинство бакалавров (78,7%, 122 из 155 человек) планируют продолжить обучение в магистратуре (см. рис. 1). Но полностью уверены в этом только 38,7% опрошенных бакалавров. Остальные 40% склоняются к положительному ответу. Отсутствует желание продолжать обучение в магистратуре только у 6,5% респондентов (10 человек). И всего 3,2% (5 человек) затруднились ответить на данный вопрос.

Зятр\дняюсь Нет ответить

Рисунок 1 Планы бакалавров продолжить обучение в магистратуре

Причем чем старше курс, тем больше желания продолжать обучение в магистратуре. Если на втором курсе обучение в магистратуре планируют около 60% опрошенных (37 человек из 62), то на 4-ом курсе доля таковых 84,6% (44 человека из 52).

Интересным представляется вопрос о том, когда и по какой специальности они планируют свое обучение.

Выяснилось, что большинство опрошенных 60,6% (94 человека из 155) будут продолжать обучение в магистратуре по той же специальности, по которой они получают образование в рамках бакалавриата. Только 12,9% бакалавров (20 человек) хотели бы поменять специальность. 5% затруднились ответить.

Что касается сроков продолжения обучения, то 2/3 опрошенных (66,4%) планируют его сразу после окончания бакалавриата. Через 1-2 года хотят продолжить образование 8,4% (13 человек). Только 3,8% отметили, что будут готовы к этому в определенных обстоятельствах (например, для трудоустройства на желаемую должность или ради карьерного роста).

Среди студентов, обучающихся на специалитете, менее половины (42%, 40 человек из 95) планируют продолжить свое обучение, из них 31,5% желают получить второе высшее образование, и только 10,5% пойдут в аспирантуру (преимущественно студенты 5-го курса).

Трудоустройство и карьера. Ключевым в этом блоке был вопрос о том, связывают ли студенты свою будущую работу с получаемой в вузе специальностью.

Большинство опрошенных (71,1%) после окончания вуза хотели бы работать по специальности, из них более трети (36,7%) полностью в этом уверены. 20,8% не планируют трудоустраиваться по специальности, а 6,8% - затруднились ответить (см. рис. 2).

Причем разницы между курсами практически не ощущается, хотя наибольший процент тех, кто стремиться работать по специальности был отмечен на 3-ем курсе (45,4%).

В том случае, если не получится найти работу по специальности, почти половина респондентов (49,6%) планируют трудоустроиться по смежной специальности. Около четверти (23,2%) отметили, что готовы будут устроиться не по специальности. 12% указали, что являются целевиками, и уже имеют гарантированную работу. 10,8% опрошенных будут упорно искать работу по специальности до тех пор, пока не найдут. Отдельные респонденты отмечали, что пойдут на курсы переподготовки или будут получать второе высшее образование по другой специальности.

Затрудняюсь ответить

Нет 6.8%

34.4%

Рисунок 2 Желание будущих инженеров работать по специальности

Интерес представляет вопрос о том, где хотели бы работать будущие инженеры сразу после окончания института. Опрос показал, что около 40% (39,6%) желают работать в коммерческой компании, связанной с их специальностью, 8% из них уже имеют такую работу. Более четверти респондентов (27,5%) выбрали предприятия авиационной отрасли, в том числе 6,3% уже работают в таких компаниях. Остальные ответы отметили гораздо меньшее число респондентов. Так, почти каждый десятый (9,2%) планирует открыть свой бизнес, 7,5% хотят работать в коммерческой компании не по специальности, а 5,2% желают трудоустроиться на предприятия смежной отрасли. Таким образом, работа в коммерческих компаниях является наиболее предпочтительной для будущих инженеров.

Большинство опрошенных (73,6%) рассматривают возможность отъезда за границу, если им предложат работу по специальности. Половина из них твердо уверены, что не откажутся от такого предложения, в 22,8% склоняются к положительному ответу. Причем, чем старше курс, тем больше процент тех, кто готов уехать за границу: на 2-ом курсе их доля составила 46,7%, а на 5-ом - 62%.

Важным было выявить, кем себя видят будущие инженеры через 7-10 лет. Большинство опрошенных (44,8%) хотели бы стать квалифицированными специалистами, еще более четверти (27,6%) - признанными экспертами в своей области. Каждый четвертый видит себя в будущем руководителем своего небольшого бизнеса.

Интересно, что гораздо меньше тех, кто стремится стать начальником цеха (отдела) (14%) или руководителем собственного небольшого предприятия (14,8%). 11,6% хотели бы стать фрилансерами. Почти каждый десятый опрошенный видит себя в будущем в качестве работника среднего звена в большой и престижной компании. Остальные (5,2%) респонденты затруднились ответить на данный вопрос.

Ценностные ориентации студентов. Для анализа доминирующих ценностных ори-ентаций были проанализированы ответы на несколько различных вопросов.

Респондентам был задан вопрос, какими себя видят будущие инженеры через 7-10 лет. Результаты представлены на Рисунке 3.

Большинство опрошенных (70,5%) видят себя материально обеспеченными. Почти половина опрошенных хотели бы быть счастливыми в семейных отношениях. Таким образом, было выявлено две доминирующие ценности будущих инженеров: материальная обеспеченность и благополучная семья. Примерно треть респондентов указа-

ли, что хотели бы иметь интересную, квалифицированную работу и быть окруженными хорошими, надежными друзьями. Для 30% респондентов важно быть образованными и культурными. Каждый четвертый отметил свободу и независимость. Столько же указали ценность спокойной, стабильной работы. На высокой должности себя видят только 23,7% опрошенных.

Другое

ЗаНИМЭЮЩИМ БЬГСОКуЕО должность Имеющим спокойную, стабильную работу Се о Водным и нез аьисимым

Образованными культурным

Окруженным хорошими надежными друзьями И меющим инт ер е сную кьатшфицированную работу

Счастливым в семейных отношениях Материально обеспеченным

Рисунок 3 Какими видят себя будущие инженеры через 7-10 лет

При ответе на вопрос о том, что наиболее важно для будущих инженеров, кроме 2-х вышеуказанных доминант (благополучная семья - 57,2% и высокая материальная обеспеченность - 41%), была выявлена еще одна - наличие крепкого здоровья (42,7%), которое респонденты поставили на второе место - выше, чем материальную обеспеченность.

На четвертом месте респонденты указали «жизненный комфорт» (39,3%), который зависит от условий жизни, налаженности быта, проявляется в состоянии внутреннего покоя.

Еще один вопрос был связан с тем, без чего будущие инженеры не представляют своей жизни. Свою жизнь респонденты не мыслят без семьи и детей (42,8%), а также без хороших друзей (39,3%) и любви (39,3%). Более трети считают комфорт жизненно важным (37,6%). Далее следуют материальный достаток (36,4%) и саморазвитие (34%). Остальные варианты (карьера - 23%, творчество - 20,2% и социальное признание - 6,9%) отмечались гораздо реже.

В ходе опроса выяснилось, что на формирование ценностных ориентаций в наибольшей степени повлияли родители (71%) и друзья (47%). Интернет занимает лишь третью позицию (40%). Остальные варианты - преподаватели, знакомые, коллеги, авторитетные личности встречались достаточно редко.

Таким образом, в ходе анализа ответов на несколько вопросов были выявлены следующие доминирующие ценностные ориентации будущих инженеров: материальная обеспеченность, наличие благополучной и дружной семьи, крепкое здоровье, интересная, квалифицированная работа, надежные друзья и любовь.

_Обсуждение результатов

Стремление большинства бакалавров продолжить обучение в магистратуре обусловлено тем, что в сознании молодёжи бакалавр ассоциируется с неполноценным специалистом. Респонденты ориентируются на ожидания работодателей [19], но в действительности на стартовые позиции вполне достаточно образования бакалавра [10], а для продвижения по карьерной лестнице необходим более высокий уровень образования.

Аспирантура является малопривлекательной для будущих инженеров, так как не ценится на рынке труда и имеет значение только для тех, кто планирует заниматься преподаванием и научной деятельностью.

Среди студентов, обучающихся на технических факультетах, в большей степени, чем среди гуманитариев, присутствует желание работать по специальности. Но при поиске работы выпускники сталкиваются с трудностями, в частности, с достаточно низким уровнем предлагаемой заработной платы и идут либо в смежные сферы деятельности, либо трудоустраиваются не по специальности. Именно поэтому многие соглашаются уехать за границу, если там предлагают работу по специальности на хороших условиях.

Ценностные ориентации будущих инженеров в целом ничем не отличаются от тех, которые характерны для молодёжи в целом - материальная обеспеченность и благополучная семья. Но также была выявлена высокая значимость крепкого здоровья, необходимого для интенсивной работы по инженерным специальностям. Кроме того, студенты ценят дружеские отношения, любовь и жизненный комфорт, что свойственно их возрасту.

Таким образом, желание студентов технических факультетов работать по специальности может быть не реализовано из-за трудностей, с которыми они сталкиваются при трудоустройстве, и несоответствия их ожиданий реальным условиям работы. В связи с этим в рамках профориентационной работы со студентами в вузах рекомендуется активнее привлекать к преподаванию представителей компаний-работодателей, улучшать взаимодействие (формальное и неформальное) между выпускниками, работающими на предприятиях и студентами, вводить специальные курсы по поиску работы и адаптации на рынке труда. В то же время на предприятиях необходимо совершенствовать систему оплаты труда молодых специалистов с учетом рыночных показателей.

Заключение

Исследование показало, что жизненные планы будущих инженеров связаны с дальнейшим обучением в магистратуре по тому же профилю, по которому они получают образование в рамках бакалавриата. Большинство из них нацелено на работу по специальности, но в силу специфики российского рынка труда, они готовы адаптироваться и изменить свои стратегии - перейти в смежную отрасль или трудоустроиться в другой сфере. Помимо профессиональных стратегий, значимое место в их жизни занимают личностные планы - создание благополучной семьи, поддержание дружеских связей и жизненного комфорта.

Исходя из полученных результатов, для привлечения студентов технических факультетов на производство необходимо, с одной стороны, совершенствовать профо-риентационную работу со студентами в вузах, а с другой стороны, улучшать материальные условия работы для выпускников на предприятиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 301 с.

2. Астафьева И.Н. Критерии типологий жизненных планов // Северо-Кавказский психологический вестник. 2009. № 7/4. С. 73-76.

3. Астафьева И.Н. Содержание и структура жизненных планов, нацеленных на личностный рост, у студентов-выпускников // Северо-Кавказский психологический вестник. 2010. № 8/4. С. 42-45.

4. Банникова Л.И., Боронина Л.Н., Вишневский Ю.Р. Новые явления в ценностных ориентациях уральского студенчества//Социологические исследования. 2013. № 2. С. 58-68.

5. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: "Медиум", 1995. 323 с.

6. Васильева Е.Н. Становление жизненных планов старшеклассников в условиях профильного обучения // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. № 4 (28). С. 55-58.

7. Горбачева Н.Б. Жизненные планы студентов-первокурсников в социологическом измерении // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2009. № 3. С.77-83.

8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.

9. Коган Е.А. Количественные методы исследования социальных процессов. М.: «ТЕЗАУРУС», 2016. 136 с.

10. Коган Е.А. Отношение к бакалавриату студентов и выпускников-менеджеров // Высшее образование сегодня. 2017. № 3. С. 64-67.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Коган Е.А. Профориентационная работа со школьниками: проблемы и пути их решения // Социология образования. 2018. № 2. С. 4-11.

12. Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Молодежь, рынок труда и экспансия высшего образования // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 37-48.

13. Лисовский В.Т. Эскиз к портрету. Жизненные планы, интересы, стремления советской молодёжи (по материалам социологических исследований). М.: Молодая гвардия, 1969. 208 с.

14. Лысаков Н.Д. Профессиональная ориентация старшеклассников как направление авиационной психологии и педагогики // Инновации в образовании. 2019. № 2. С. 100-106.

15. Мясников А.А. К проблеме актуальности исследования жизненного пути в социальных науках // Гуманитарный вестник. 2014. № 2 (16). С.7-14.

16. Рождественская Е.Ю. Биография как социальный феномен и объект социологического анализа: дис. ... д-ра социол. наук. Москва, 2013.

17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2010. 713 с.

18. Рыбников Н.А. Биографии и их изучение. Москва: ГИЗ, 1920.

19. Старчикова И.Ю., Овчинников А.В., Шакурова Е.С. Исследование проблемы ожиданий студентов технических вузов от потенциальных работодателей // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 158-169.

20. Стегний В.Н., Костылев В.Д. Жизненные планы молодёжи депрессивного города // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2016. № 3. С. 38-48.

21. Шубкин В.Н. Начало пути. Проблемы молодёжи в зеркале социологии и литературы. М.: Молодая гвардия, 1979. 224 с.

22. Deppe W. Drei Generationen Arbeiterleben. Eine sozio-biographische Darstellung. Frankfurt a. M. und New York: Campus, 1982.

23. Hoffmann I. Analysis of frames: the essay about the organization of daily experience. M, 2003;

24. Understanding youth: perspectives, identities and practices / ed. by M. J. Kehily. London : SAGE publ. : the Open uneversity, 2007. 362 p.

REFERENCES

1. Abulkhanova-Slavskaya K.A. Strategy of life. Moscow, Mysl' Publ., 1991. 301 p. (in Russ.)

2. Astafieva I.N. The criteria for the typologies of life plans. North-Caucasian psychological Bulletin, 2009, no. 7/4, pp. 73-76. (in Russ.)

3. Astafieva I.N. Content and structure of life plans aimed at personal growth in graduate students. North-Caucasian psychological Bulletin, 2010, no. 8/4, pp. 42-45. (in Russ.)

4. Bannikova L. I., Boronina L. N., Vishnevsky Yu. R. New phenomena in the value orientations of the Ural students. Sociological research, 2013, no. 2, pp. 58-68. (in Russ.)

5. Berger P., Lukman T. Social construction of reality. Treatise on the sociology of knowledge. Moscow, Medium Publ., 1995. 323 p. (in Russ.)

6. Vasilieva E.N. Formation of high school students' life plans in the conditions of specialized training. Izvestiya volgogradskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta, 2008, no. 4 (28), pp. 55-58. (in Russ.)

7. Gorbacheva N.B. Life plans of first-year students in the sociological dimension. Vestnik of Volzhsky University after V.N. Tatischev, 2009, no. 3, pp. 77-83. (in Russ.)

8. Klimov E.A. Psychology of professional self-determination. Rostov-on-Don, Phoenix Publ., 1996. 512p. (in Russ.)

9. Kogan E.A. Quantitative methods of research of social processes. Moscow, THESAURUS Publ., 2016. 136 p. (in Russ.)

10. Kogan E. A. Attitude to undergraduate students and graduate managers. Higher education today, 2017, no. 3, pp. 64-67. (in Russ.)

11. Kogan E. A. Career Guidance work with schoolchildren: problems and ways to solve them. Sociology of education, 2018, no. 2, pp. 4-11. (in Russ.)

12. Konstantinovsky D. L., Popova E. S. Youth, labor market and expansion of higher education. Sociological research, 2015, no. 11, pp. 37-48. (in Russ.)

13. Lisovsky V.T. Sketch for the portrait. Life plans, interests, and aspirations of Soviet youth (based on sociological research). Moscow, Molodaya Gvardiya Publ., 1969. 208 p. (in Russ.)

14. Lysakov N.D. Professional orientation of high school students as a direction of aviation psychology and pedagogy. Innovations in education, 2019, no. 2, pp. 100-106. (in Russ.)

15. Myasnikov A. A. On the problem of relevance of life path research in social Sciences. Humanitarian Bulletin, 2014, no. 2 (16), pp. 7-14. (in Russ.)

16. Rozhdestvenskaya E.Yu. Biography as a social phenomenon and object of sociological analysis. Diss. Dr. Sociol. Sci., Moscow, 2013. (in Russ.)

17. Rubinstein S.L. Fundamentals of General psychology. St. Petersburg, Peter Publ., 2010. 713 p. (in Russ.)

18. Rybnikov N.A. Biographies and their study. Moscow, GIZ Publ., 1920. (in Russ.)

19. Starchikova, I. Yu., Ovchinnikov, A. V., & Shakurova, E. S. Research of the problem of expectations of students of technical universities from potential employers. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 2019, vol. 41 (5), pp. 158-169. doi: 10.32744/pse.2019.5.12

20. Stegny V. N., Kostylev V. D. Life plans of the youth of a depressive city. Bulletin of the Perm national research Polytechnic University. Social and economic Sciences, 2016, no. 3, pp. 38-48. (in Russ.)

21. Shubkin V.N. The Beginning of the path. Problems of youth in the mirror of sociology and literature. Moscow, Molodaya Gvardiya Publ., 1979. 224p. (in Russ.)

22. Deppe W. Drei Generationen Arbeiterleben. Eine sozio-biographische Darstellung. Frankfurt a. M. und New York: Campus, 1982.

23. Hoffmann I. Analysis of frames: the essay about the organization of daily experience. Moscow, 2003.

24. Understanding youth: perspectives, identities and practices / ed. by M. J. Kehily. London: SAGE publ.: the Open uneversity, 2007. 362 p.

Информация об авторах Коган Евгения Александровна

(Россия, Москва) Доцент, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Социологии, психологии и социального менеджмента» Московский авиационный институт (НИУ) E-mail: kogan2502@yandex.ru

Information about the authors

Evgenia A. Kogan

(Russia, Moscow) Associate Professor, PhD in Sociological Sciences, Associate Professor of the Department "Sociology, psychology and social management" Moscow aviation institute (National research university) E-mail: kogan2502@yandex.ru

Кочнева Любовь Валентиновна

(Россия, Москва) Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Социологии, психологии и социального менеджмента» Московский авиационный институт (НИУ) E-mail: shafrans@mail.ru

Lyubov V. Kochneva

(Russia, Moscow) Associate Professor, PhD in Psychological Sciences, Associate Professor of the Department "Sociology, psychology and social management" Moscow aviation institute (National research university) E-mail: shafrans@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.