Научная статья на тему 'ЖИЗНЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ, ЦЕННОСТИ И ЦЕЛИ МОЛОДЕЖИ СИБИРИ (ПО ДАННЫМ ИССЛЕДОВАНИЯ В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ)'

ЖИЗНЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ, ЦЕННОСТИ И ЦЕЛИ МОЛОДЕЖИ СИБИРИ (ПО ДАННЫМ ИССЛЕДОВАНИЯ В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
312
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Идеи и идеалы
ВАК
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ЖИЗНЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / ЦЕННОСТИ / ЦЕЛИ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Скосырева Нина Данииловна, Зинич Алла Владимировна, Помогаев Виталий Михайлович, Разумов Владимир Ильич, Ревякина Юлия Николаевна

В статье представлены результаты социологического исследования проблем профессионального и жизненного самоопределения молодежи в условиях цифровизации, одной из целей которого являлось выявление представлений современной молодежи о жизненных перспективах, целях и ценностях. В ходе исследования проведен опрос молодых людей в возрасте 14-35 лет десяти субъектов Сибирского федерального округа. Опрос проведен в октябре-ноябре 2021 года. Выборочная совокупность составила 5092 юношей и девушек, представляющих различные социальные группы: школьники, студенты учреждений начального профессионального образования, учреждений среднего профессионального образования, высших учебных заведений, а также работающая молодежь. В статье проведен сравнительный анализ выборов различных групп молодежи относительно будущих перспектив, целей и ценностей. В ходе изучения вопроса о горизонтах планирования будущего авторы пришли к выводу о том, что современная молодежь, независимо от принадлежности к той или иной группе в большинстве своем планирует свое будущее в горизонте от нескольких дней до 5 лет. В результате исследования установлено, что в качестве важнейших жизненных целей студентов и работающей молодежи выступают достижение материального благополучия и создание семьи, тогда как школьники в качестве приоритетных целей выбрали образование и будущий профессиональный успех. В качестве основных факторов, способствующих достижению поставленных целей, респонденты практически всех групп молодежи назвали высокий уровень интеллекта и моральную поддержку близких. Наличие стартового капитала отмечено как важный фактор успеха представителями работающей молодежи. Итоги исследования позволяют сделать вывод о том, что для разных социальных групп молодежи смысложизненные ценности формируются на основе разных смысловых структур, в основе которых разные комбинации патриотизма, семейственности, экономического благополучия и творческой, духовной реализации. В статье проведен анализ степени удовлетворенности современной молодежи различными сторонами жизни. Отмечена высокая степень неудовлетворенности отдельными аспектами жизни у категории работающей молодежи. В качестве позитивной тенденции отмечено возрастание значимости патриотических ценностей и растущее понимание важности развития интеллектуальных способностей, образования и постоянного саморазвития. Делается вывод о том, что исследование жизненной перспективы в контексте ценностей, целей и смыслов позволяет оценить направленности, мотивацию и тенденции выборов современной молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Скосырева Нина Данииловна, Зинич Алла Владимировна, Помогаев Виталий Михайлович, Разумов Владимир Ильич, Ревякина Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE PROSPECTS, VALUES, AND GOALS OF SIBERIAN YOUTH (ACCORDING TO RESEARCH IN THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICT)

The article presents the results of a sociological study of the problems of professional and life self-determination of young people in the context of digitalization, one of the goals of which was to identify the ideas of modern youth about life prospects, goals and values. In the course of the study, a survey of young people aged 14-35 years was conducted in ten subjects of the Siberian Federal District. The survey was conducted in October-November 2021.The sample totaled 5,092 males and females representing various social groups: schoolchildren, students of primary vocational education institutions, secondary vocational education institutions, higher educational institutions and working youth. The article provides a comparative analysis of the views of various groups of young people regarding future prospects, goals and values. In the course of studying the issue of future planning horizons, the authors came to the conclusion that modern youth, regardless of which group they belong to, for the most part plan their future from several days to 5 years away. As a result of the study, it was found that the achievement of material well-being and the creation of a family are the most important life goals of students and working youth, while schoolchildren chose education and future professional success as priority goals. Respondents of almost all groups of young people named a high level of intelligence and moral support of relatives as the main factors contributing to the achievement of their goals. The availability of start-up capital is noted as an important success factor by representatives of working youth. The results of the study allow us to conclude that for different social groups of young people, meaningful life values are formed on the basis of different semantic structures, which are based on different combinations of patriotism, nepotism, economic well-being and creative, spiritual realization. The article analyzes the degree of satisfaction with various aspects of the life of modern youth. A high degree of dissatisfaction with certain aspects of life among the category of working youth was noted. A positive trend marked the growing importance of patriotic values and a growing understanding of the importance of developing intellectual abilities, education, and continuous self-development. The study of life prospects in the context of values, goals and meanings is important, as it allows one to assess the direction, motivation and trends of the choices of modern youth.

Текст научной работы на тему «ЖИЗНЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ, ЦЕННОСТИ И ЦЕЛИ МОЛОДЕЖИ СИБИРИ (ПО ДАННЫМ ИССЛЕДОВАНИЯ В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ)»

ЧЕЛОВЕК В КУЛЬТУРЕ

DOI: 10.17212/2075-0862-2022-14.2.2-411-428 УДК 371.134

ЖИЗНЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ, ЦЕННОСТИ И ЦЕЛИ МОЛОДЕЖИ СИБИРИ (ПО ДАННЫМ ИССЛЕДОВАНИЯ В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ)

Скосырева Нина Данииловна,

кандидат философских наук, доцент,

заведующая кафедрой философии, истории, экономической теории и права Омского государственного аграрного университета имени ПА. Столыпина, Россия, 644008, г. Омск, пл. Институтская, 1 ORCID: 0000-0003-3532-1720 nd.skosyreva@omgau.org

Зинич Алла Владимировна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и маркетинга

Омского государственного аграрного университета имени ПА. Столыпина, Россия, 644008, г. Омск, пл. Институтская, 1 ORCID: 0000-0003-2265-5633 av zinich@omgau.org

Помогаев Виталий Михайлович,

кандидат экономических наук, доцент, проректор по экономике и информатизации

Омского государственного аграрного университета имени ПА. Столыпина, Россия, 644008, г. Омск, пл. Институтская, 1 ORCID: 0000-0003-4889-6830 vm.pomogaev@omgau.org

Разумов Владимир Ильич,

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии

Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, Россия, 644077, г. Омск, пр. Мира, 55 а;

профессор кафедры философии, истории, экономической теории и права Омского государственного аграрного университета имени ПА. Столыпина, Россия, 644008, г. Омск, пл. Институтская, 1 ORCID: 0000-0002-6904-9764 vi.razumov@omgau.org

Ревякина Юлия Николаевна,

менеджер по связям с общественностью

Омского государственного аграрного университета имени ПА. Столыпина, Россия, 644008, г. Омск, пл. Институтская, 1 ОКСГО: 0000-0002-4641-9670 yun.revyakina@omgau.org

Васюкова Марина Владимировна,

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры философии, истории, экономической теории и права Омского государственного аграрного университета имени ПА. Столыпина, Россия, 644008, г. Омск, пл. Институтская, 1 ОЯСГО: 0000-0001-9132-936Х mv.vasyukova@omgau.org

Аннотация

В статье представлены результаты социологического исследования проблем профессионального и жизненного самоопределения молодежи в условиях цифровизации, одной из целей которого являлось выявление представлений современной молодежи о жизненных перспективах, целях и ценностях. В ходе исследования проведен опрос молодых людей в возрасте 14—35 лет десяти субъектов Сибирского федерального округа. Опрос проведен в октябре—ноябре 2021 года. Выборочная совокупность составила 5092 юношей и девушек, представляющих различные социальные группы: школьники, студенты учреждений начального профессионального образования, учреждений среднего профессионального образования, высших учебных заведений, а также работающая молодежь. В статье проведен сравнительный анализ выборов различных групп молодежи относительно будущих перспектив, целей и ценностей. В ходе изучения вопроса о горизонтах планирования будущего авторы пришли к выводу о том, что современная молодежь, независимо от принадлежности к той или иной группе, в большинстве своем планирует свое будущее в горизонте от нескольких дней до пяти лет. В результате исследования установлено, что в качестве важнейших жизненных целей студентов и работающей молодежи выступают достижение материального благополучия и создание семьи, тогда как школьники в качестве приоритетных целей выбрали образование и будущий профессиональный успех. В качестве основных факторов, способствующих достижению поставленных целей, респонденты практически всех групп молодежи назвали высокий уровень интеллекта и моральную поддержку близких. Наличие стартового капитала отмечено как важный фактор успеха представителями работающей молодежи. Итоги исследования позволяют сделать вывод о том, что для разных социальных групп молодежи смысложизненные ценности формируются на основе разных смысловых структур, в основе которых разные комбинации патриотизма, семейственности, экономического благополучия и творческой, духовной реализации. В статье проведен анализ степени удовлетворенности современной молодежи различными сторонами жизни. Отмечена высокая степень неудовлетворенности отдельными аспектами жизни у категории рабо-

I тающей молодежи. В качестве позитивной тенденции отмечено возрастание значимости патриотических ценностей и растущее понимание важности развития интеллектуальных способностей, образования и постоянного саморазвития. Делается вывод о том, что исследование жизненной перспективы в контексте ценностей, целей и смыслов позволяет оценить направленности, мотивацию и тенденции выборов современной молодежи.

Ключевые слова: молодежь, жизненная перспектива, ценности, цели, самоопределение, профессиональное самоопределение.

Библиографическое описание для цитирования:

Жизненные перспективы, ценности и цели молодежи Сибири (по данным исследования в Сибирском федеральном округе) / Н.Д. Скосырева, А.В. Зинич, В.М. Помогаев, В.И. Разумов, Ю.Н. Ревякина, М.В. Васюкова // Идеи и идеалы. - 2022. - Т. 14, № 2, ч. 2. - С. 411-428. - DOI: 10.17212/2075-0862-202214.2.2-411-428.

Молодежь во все времена была и остается ключевым фактором и стратегическим ресурсом прогрессивного развития общества. Именно ей предстоит определять и реализовывать темпы и масштабы движения общества в ближайшие десятилетия. Вопрос в том, является ли молодежь в реальности той силой и тем ресурсом, на которые общество может рассчитывать в своих новых прорывных планах; сыграет ли она прогрессивную или деструктивную роль в новом, уже цифровом рывке; ответит ли она достойно на вызовы XXI века. Для понимания этого необходимы исследования актуальной ситуации состояния проблем современной молодежи, ее самочувствия, ее планов и видения перспектив относительно будущего. Сегодня очень важно понимать, что лежит в основе поведенческой мотивации современной молодежи. Это, пожалуй, одна из важнейших проблем - поиск мотивации и способов ее регулирования. Над ее решением работают исследователи различных областей знания: психологи, философы, педагоги, акмеологи, экономисты, юристы и т. д. Одним из подходов к решению этого вопроса, на наш взгляд, является выявление представлений молодежи о жизненной и профессиональной перспективе, о ценностных ориен-тациях, свойственных сегодняшним школьникам, студентам, молодым специалистам. Именно этому поколению предстоит обеспечить устойчивое и безопасное развитие общества. Учитывая динамизм жизни, обострение ситуации неопределенности, можно прогнозировать дальнейшее снижение осознанного долгосрочного планирования будущего, целеполагания и выбора стратегии и тактики жизненного пути. Знание горизонтов и содержания планирования будущего, целей и ценностей даст возможность выявить тенденции и построить прогностические перспективные модели жизненного и профессионального самоопределения молодого поколения.

Теоретической основой исследования являются основные парадигмы развития личности, современные междисциплинарные подходы к пониманию жизненных перспектив, ценностных ориентаций, жизненного и профессионального самоопределения молодежи.

Современное гуманитарное знание рассматривает личность как субъект жизни. Это означает, что именно личность своей деятельностью планирует, создает и направляет свой жизненный путь [1]. С.Л. Рубинштейн указывает на три ведущие способности личности как субъекта жизни: 1) способность к рефлексии, простраиванию хода жизни с учетом осознаваемых проблем, самооценке и соотнесению с реальными возможностями; 2) мировоззренческое чувство, связанное с ценностно-смысловыми компонентами; 3) ответственность за планирование и осуществление своей жизни в соответствии с планом [17]. В соответствии с этими философско-психо-логическими подходами в акмеологии разработана теория личности как субъекта жизненного пути. Согласно этой теории личность должна быть способна выработать по ходу жизни определенную устойчивую жизненную позицию; в соответствии со своими способностями, потребностями, мотивами, внутренними и внешними факторами реализовать свою жизненную позицию. И, наконец, в соответствии со своими типологическими особенностями спроектировать и реализовать жизненную перспективу и соответственно смысл жизни.

Под жизненной перспективой понимается будущая или временная перспектива личности, иначе говоря, образ будущего [5, 11], или целостное представление личности о собственном будущем в виде выстроенных событий в соответствии с ценностями и целями жизни [8, 16]. Жизненная перспектива может выступать как когнитивная, когда будущее сознательно планируется, структурируется, но не обязательно осуществляется. Второй вид жизненной перспективы — мотивационная. При такой перспективе наибольшее значение имеет наличие не столько осознанных планов, сколько значительных мотиваций для достижения жизненных целей. Третий вид жизненных перспектив — собственно жизненные, когда будущее не обеспечивается реальными личностными, профессиональными, материальными ресурсами [2].

Жизненная перспектива реализуется в соответствии с ценностной и смыс-ло-жизненной компонентой личности. С точки зрения философии ценность как феномен возникает в «субъектно-объектном отношении» как «значение для субъекта», которое выявляется в результате эмоционально-интеллектуальной оценки [9]. И далее эта ценность выступает в качестве стандарта или образца, по которому личность совершает поведенческий выбор [6].

Именно ценности образуют стержень личности, определяют траекторию жизненного пути, жизненной перспективы. На базе ценностных ориентаций формируется смысл жизни и мотивация личности. От уровня сфор-

мированности системы ценностных ориентаций, целей, смыслов и мотивов зависит успешность жизненного пути и самореализации в нем личности.

В качестве теоретической базы также были использованы актуальные исследования проблем современной молодежи [4, 10, 12, 20], ее профессионального и жизненного самоопределения [3, 7, 13, 14, 18, 19, 21].

Эмпирической базой исследования явились результаты социологического опроса, проведенного осенью 2021 года в десяти субъектах Сибирского федерального округа: Республике Алтай, Республике Тыва, Республике Хакасия, Алтайском крае, Красноярском крае, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областях. Генеральная совокупность исследования - молодежь от 14 до 35 лет, проживающая в городской и сельской местности Сибирского федерального округа. В выборочную совокупность вошли 5092 респондента. Репрезентативность выборки обеспечивалась пропорциональным отбором количества участников опроса по каждому региону с учетом рассчитанных квотирующих признаков по возрасту, полу, роду занятий и месту проживания. Поскольку квотная выборка не является по своей природе вероятностной, для улучшения качества собранных данных и обеспечения равных шансов для всех молодых людей принять участие в исследовании были применены различные технологии информирования и обеспечения доступа к информационной платформе, на основе которой проводился сбор данных.

В соответствии с целью и задачами исследования были опрошены различные группы молодежи: школьники, обучающиеся учреждений начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего образования, а также работающая молодежь в возрасте до 35 лет.

В табл. 1 представлено распределение ответов респондентов на вопрос о горизонтах жизненного планирования.

Из таблицы видно, что современная молодежь, независимо от принадлежности к той или иной группе, в большинстве своем планирует свое будущее в горизонте от нескольких дней до пяти лет. В горизонте до 20 лет строят свое жизненное целеполагание около 2-3 % школьников, обучающихся в учреждениях НПО и СПО, и представителей работающей молодежи. Лишь 0,6 % студентов вузов Сибирского федерального округа строят жизненные планы в перспективе на 20 лет вперед. Если школьники, обучающиеся в начальных и средних профессиональных образовательных учреждениях, в силу возрастных особенностей не могут и не умеют строить перспективные планы, то молодые люди в студенческом возрасте не предпочитают долгосрочное личностное планирование, скорее всего, в силу понимания неопределенности будущей жизни в социальном и профессиональном аспектах.

Таблица 1

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Для Вас лично оптимальнее ставить жизненные цели...?» Цветовая градация отражает выраженность значений по мере интенсивности цвета от красного (минимальное значение) к зеленому (максимальное значение)

Респонденты Я не планирую, живу одним днем На ближайшие несколько дней или недель На несколько ближайших месяцев На год На период до 5 лет На период до 10 лет На период до 20 лет На всю будущую жизнь За-труд-няюсь ответить

Школьники 13,0 % 21,2 % 12,3 % 13,3 % 14,6 % 4,1 % 2,1 % 11,9 % 7,4 %

Студенты учреждений НПО 15,6 % 15,1 % 16,6 % 12,7 % 13,2 % 8,8 % 2,4 % 12,2 % 3,4 %

Студенты учреждений СПО 12,8 % 19,0 % 19,0 % 14,9 % 11,2 % 3,7 % 2,1 % 12,8 % 4,5 %

Студенты вузов 7,1 % 22,8 % 18,4 % 14,6 % 18,8 % 3,7 % 0,6 % 8,2 % 5,8 %

Работающая молодежь 5,4 % 14,9 % 14,9 % 18,8 % 18,1 % 5,0 % 3,0 % 10,4 % 9,7 %

Анализ структуры жизненных целей, их иерархии показал: конфигурация множественных выборов жизненных целей существенно варьируется в разных социальных группах молодежи. Так, мы видим, что в группах студентов вузов и работающей молодежи существенно более весомой является цель достижения определенного материального статуса (68,9 % выборов). Это наглядно представлено на рис. 2. Значимость образования в качестве одной из жизненных целей максимальна для школьников, которые только начинают свой путь в самостоятельную жизнь (54 %), хотя, очевидно, образование важно для всех групп молодежи, его выраженность в наборе целей снижается только в группе работающей молодежи до 15,1 % выборов. Любопытно отметить, что цели профессионального успеха наиболее выражены в группе школьников (48,4 % выборов), тогда как, например, работающая молодежь указывала на желание достичь этой цели только в 36,5 % выборов. Такая цель, как создание семьи, несколько более значима для групп студентов вузов и работающей молодежи (см. линию тренда на рис. 2).

Распределение ответов на вопрос: «Если Вы ставите цели, то какие цели Вы бы хотели достичь в ближайшие 5-10 лет?»; группы с разным социальным статусом,

множественные выборы, %

Следующий вопрос: «Как Вы считаете, что является в современной жизни ключевым фактором успеха?» был направлен на выяснение факторов, способствующих, по мнению молодежи, достижению поставленных целей.

Рассмотрим, каким образом распределяется восприятие содержания самого ключевого фактора жизненного успеха в разных социальных группах молодежи округа. Для школьников на первом месте находится такой фактор, как высокий уровень интеллекта и образования (42,9 %) наряду с моральной поддержкой близких (41,2 % выборов); для студентов учреждений системы НПО - высокий уровень интеллекта и образования (44,5 % выборов); для студентов учреждений СПО - моральная поддержка близких (37,7 %); для студентов вузов - высокий уровень интеллекта и образования (37,5 % выборов), а для работающей молодежи - наличие стартового капитала 32,1 %.

Таким образом, ключевыми факторами успеха современная молодежь считает образованность, поддержку семьи, наличие стартового капитала, владение практическими навыками и постоянное самосовершенствование.

Работающая молодежь Студенты вузов Студенты учреждений СПО Студенты учреждений НПО Школьники Респонденты

32,1 % 28,5 % 29,9 % 33,0 % 27,1 % Стартовый капитал

29,9 % 28,8 % 37,7 % 39,2 % 41,2 % Моральная поддержка близких, крепкая семья, дети

27,4 % 37,5 % 32,8 % 44,5 % 42,9 % Высокий уровень интеллекта, образованность

30,6 % 42,1 % 29,9 % 25,8 % 29,8 % Практические знания п навыкп, способности

12,1 % 12,3 % 15,6 % 23,0 % 00 Творческое отношение к делу, которым занимаешься

15,6 % 18,0 % 19,7 % 22,5 % 13,7 % Конкурентоспособность, мобильность

30,9 % 39,4 % 35,2 % 20,6 % 29,6 % Постоянное самосовершенствование

12,6 % о Ф- „-j Ф- 10,5 % о "со Социальная активность, активная жизненная позиция

00 Хо о* ы О "-J ы OS Хо Дисциплинированность

17,5 % 11,9 % О 00 о* ы о "-J Наличие финансовых накоплений, имущества

00 о 12,4 % 13,5 % о 15,3 % Трудолюбие, выносливость

20,5 % 23,8 % 23,4 % Ь^ О 23,8 % Целеустремленность, упорство

15,8 % 15,6 % % I'll О О 10,2 % Наличие нужных связей, знакомств

Ф- "-J Ф- Хо У ь ф. 00 Ф- U1 Амбициозность, высокий уровень притязаний

о Я

£ I4

ч ft Kj

•/<;.\:/.'/i :\'.vяшяот'яь

УУНсГАЖ ИННКАУН

Одной из задач исследования являлось выявление уровня удовлетворенности жизнью среди различных категорий молодежи Сибирского федерального округа. Участникам опроса было предложено ответить на вопрос: «Скажите, пожалуйста, насколько Вы удовлетворены или не удовлетворены различными сторонами жизни?». В качестве параметров нами было предложено оценить качество жизни, материальное положение, качество знаний, квалификацию, навыки, востребованность образования, компетенций, условия и возможности профессиональной подготовки, возможности реализации предпринимательских способностей, жизнь в целом, профессию, учебу, возможность реализовать культурные запросы, условия досуга. Система оценивания - 4-балльная шкала.

По данным нашего исследования, оценки условий жизни разными социальными группами молодежи не значимы в отношении таких параметров, как качество жизни и условия профессиональной подготовки. Однако в отношении других параметров нами выявлены следующие достоверные тенденции. Так, работающую молодежь и студентов вузов в большей степени не удовлетворяет материальное положение (2,3 и 2,4 балла в среднем из четырех). Студентов СПО не удовлетворяет качество знаний и полученная квалификация (2,7 балла). Такие параметры, как востребованность полученного образования и компетенций в целом не удовлетворяют работающую молодежь (2,6 балла) и обучающихся системы НПО (2,7 балла). Возможности реализации предпринимательских способностей не устраивают работающую молодежь (2,3 балла). Вообще, стоит заметить, что работающая молодежь в целом меньше прочих социальных групп удовлетворена как жизнью в целом (2,9 балла), так и всеми прочими ее аспектами. Можно сделать вывод, что работающая молодежь как группа, уже вошедшая в зрелые социальные отношения, столкнувшаяся с «большим миром» и, вероятно, уже имеющая опыт реализации полученных знаний, умений и навыков, успела разочароваться в условиях жизни и востребованности ее потенциала, что несколько снизило общий градус социального оптимизма (табл. 3).

Для выявления наиболее приоритетных целей в структуре жизненной перспективы современной молодежи нами был сформулирован следующий вопрос анкеты: «Что для себя Вы считаете наиболее важным в жизни?».

В результатах опроса зафиксированы значимые вариации в оценках разных социальных групп молодежи, принявшей участие в исследовании.

Ответы респондентов на вопрос: «Скажите, пожалуйста, насколько Вы удовлетворены или не удовлетворены...?»; цветовая градация отражает выраженность значений по мере интенсивности цвета от красного (минимальное

значение) к зеленому (максимальное значение).

Респонденты Качество жизни Материальное положение Качество знаний, квалификация, навыки Востребованность образования, компетенций Условия п возможности профподготовки Возможности реализации предпринимательских способностей Жизнь в целом Профессия, учеба Возможность реализовать культурные запросы Условия досуга

Школьники 3,0 2,8 2,8 2,9 2,7 2,5 3,1 2,9 2,8 2,9

Студенты учреждений НПО 2,8 2,6 2,9 2,7 2,8 2,6 3,0 2,9 2,8 2,8

Студенты учреждений СПО 2,8 2,6 2,8 2,8 2,7 2,7 3,1 3,0 2,7 2,8

Студенты вузов 2,8 2,4 2,8 2,8 2,8 2,5 3,0 3,1 2,9 2,9

Работающая молодежь 2,6 2,3 2,8 2,6 2,6 2,4 2,9 2,9 2,7 2,7

Вся выборка 2,8 2,5 2,8 2,8 2,8 2,5 3,0 3,0 2,8 2,9

В результате факторного анализа нами выделено четыре базовых фактора, определяющих структуру жизненной перспективы сибирской молодежи. Так, в группе школьников в первый фактор вошли такие переменные, как комфортная жизнь, материальный достаток, крепкое здоровье и долголетие, жизнь в стабильном государстве и индивидуальная свобода. Смысл второго фактора определяется следующими переменными, вошедшими в него с высокими положительными нагрузками: любовь и защита Родины, готовность защищать Родину от внешних и внутренних врагов. В третий фактор входят ценности семьи и семейных отношений, уверенность в будущем своем и детей. Четвертый фактор включает получение удовольствия от жизни, постижение духовного наследия, реализацию творческих способностей.

Таким образом, для школьников регионов СФО среди значимых жизненных ценностей определяющими являются вполне эгоцентричные установки на собственную долгую и благополучную жизнь в не приносящей потрясений среде, на вторых позициях — идеалистичные патриотические представления, третий фактор можно условно назвать фактором семьи и семейных связей, четвертый — нематериальных потребностей.

Для группы студентов НПО по итогам анализа выделено три группы значимых факторов, комбинация которых экстраполируется на 69,4 % дисперсии. В первый фактор вошли переменные: возможность реализации своих творческих способностей; возможность комфортно жить, ни в чём себе не отказывая; достижение материального достатка; крепкое здоровье и прожить как можно дольше, жить в стабильном государстве и чувствовать себя свободным в своей стране. Второй фактор содержит «создание крепкой счастливой семьи», «получение от жизни удовольствий», «постижение духовного наследия» и «благополучие детей». Смысл третьего фактора описывают три переменные, отражающие важность патриотизма и стремления защищать Родину от внутренних и внешних угроз. Таким образом, мы можем наблюдать некоторую трансформацию жизненных ценностей для молодых людей, обучающихся в учреждениях НПО: это растущая значимость ценностей семьи и семейных отношений, а также снижение позиций идеалистической приверженности Родине, хотя при этом на первых позициях, прежде всего, располагаются ценности индивидуального благополучия.

Для группы учащихся в учреждениях системы СПО по итогам анализа сформированы три значимых фактора жизненных ценностей, которые в совокупности описывают 72,5 % дисперсии. В первый фактор вошли ценности патриотизма, защиты Родины от врагов (внешних и внутренних) и личной свободы. Во второй фактор вошли такие ценности, как желание брать от жизни всё; комфортно жить, ни в чём себе не отказывая; до-

стижение материального достатка; крепкое здоровье и прожить как можно дольше, жить в стабильном государстве. Смысл третьего фактора формируют ценности семьи и благополучие детей. Четвертый фактор связан с возможностью реализации творческих способностей. То есть для обучающихся учреждений СПО основным фактором, создающим жизненные ценности, является патриотизм свободной личности. Вторым измерением жизненных ценностей становится ориентация на безбедную и безоблачную жизнь без особых обязательств. Третьим значимым фактором являются семейные ценности, четвертым — творчество.

Для студентов высших учебных заведений матрица факторных нагрузок (68,9 % дисперсии) включила три фактора, первый из которых нагружен смыслами патриотично настроенной личности, живущей в стабильном государстве, имеющей крепкую семью. Второй фактор включил ценность длительной комфортной жизни в достатке и уверенности в будущем детей. Третий фактор определили ценности реализации творческих интенций и приобщения к духовному наследию предков. Результаты опроса студентов вузов в основном подтвердили выводы, полученные в ходе исследования, проведенного авторами в 2020 году среди обучающихся Омского ГАУ [15, 21].

Для работающей молодежи матрица факторных нагрузок (70,0 % дисперсии) включила четыре фактора, первый из которых так же, как и для студенческой молодежи, нагружен смыслами патриотизма и ценностями стабильного государства. Второй включает ценности свободной личности, берущей от жизни всё и наслаждающейся ею. Третий содержит семейные ценности, а четвертый — ценности реализации творческих способностей и приобщения к духовному наследию предков.

Таким образом, мы видим, что для разных социальных групп молодежи смысложизненные ценности формируются на основе разных смысловых структур, в основе которых разные комбинации патриотизма, семейственности, экономического благополучия и творческой, духовной реализации. При этом только в группе школьников эгоцентрические установки и ориентация на собственное благополучное существование выходят на первый план, тогда как для других групп молодежи важность ориентации на общество и приверженность Родине чаще становятся доминантами. Отметим также и то, что экономический комфорт во всех группах, дифференцированных по социальному статусу, входит в число основных смысложизненных структур.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что в ближайшей перспективе среди всех исследованных групп молодежи будут проявляться три вида жизненных перспектив: когнитивная, мотивационная и собственно жизненная. В качестве позитивной тенденции отмечено возрастание значимости патриотических ценностей и растущее понимание важно-

сти развития интеллектуальных способностей, образования и постоянного саморазвития. Исследование жизненной перспективы в контексте ценностей, целей и смыслов имеет важное значение, так как позволяет оценить направленности, мотивацию и тенденции выборов современной молодежи.

Литература

1. Абульханова-Славская КА. Время личности и время жизни. — СПб.: Алетейя, 2002. - 299 с.

2. Акмеология / под общ. ред. А.А. Деркача. — М.: Изд-во РАГС, 2002. — 650 с.

3. Бессчетнова О.В. Генезис концепции жизненного пути в отечественной и зарубежной науке // Logos et Praxis. — 2016. — № 4 (34). — С. 71—81.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Волокитина АА. Жизненные стратегии молодежи в условиях профессионального выбора // Знание. Понимание. Умение. — 2010. — № 4. — С. 216—221.

5. Головаха Е.И. Жизненные перспективы и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. — СПб.: Питер, 2001. — С. 256—269.

6. Деркач АА. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. В 5 кн. Кн. 4. Развитие ценностной сферы профессионала. — М.: Изд-во РАГС, 2001. — 483 с.

7. Ежов О.Н. Парадигма жизненного пути в зарубежной социологии // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2005. — Т. 8, № 3. — С. 22—33.

8. Жизненные перспективы учащейся молодежи: ценности и смыслы бытия: коллективная монография / под ред. О.И. Ключко. — М.: Изд-во МГПУ, 2015. — 224 с.

9. Каган М.С. Философская теория ценностей. — СПб.: Петрополис, 1997. — 205 с.

10. Российская молодежь в динамике десятилетий: статистические материалы и результаты исследований: монография / Д.Л. Константиновский, Г.А. Чередниченко, А.Т. Гаспаришвили, Е.С. Попова, Л.И. Мешкова. — М.: Ин-т социологии РАН, 2017. — 189 с.

11. Головаха Е.И., Кроник АА. Психологическое время личности. — Киев: На-укова думка, 1984. — 209 с.

12. Маршак АЛ., Рожкова Л.В. Жизненный успех в представлениях российской молодежи // Социологические исследования. — 2015. — № 8. — С. 157—160.

13. Мясников А.А. К проблеме актуальности исследования жизненного пути в социальных науках // Гуманитарный вестник. — 2014. — Вып. 2 (16). — С. 1—8.

14. ОсиповаЛ.Б., ЭнвериЛА. Жизненные стратегии молодежи: опыт социологического исследования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2016. — № 4 (46). — С. 108—129. — DOI: 10.15838/esc/2016.4.46.6.

15. Разумов В.И., Скосырева Н.Д. Самоопределение студенческой молодежи Сибири в современной культурно-исторической ситуации // Siberian Socium. — 2021. — № 4 (18). — С. 24—34.

16. Ральникова ИА. Жизненные перспективы личности в научной парадигме психологического знания // Известия АлтГУ. — 2011. — № 2-1 (70). — С. 53—60.

17. Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание. — М.: Изд-во АН СССР, 1957. — 330 с.

18. Селиванова З.К.. О жизненных целях и профессиональных предпочтениях старших подростков // Социологические исследования. — 2017. — № 5. — С. 51—56.

19. Профессиональное самоопределение молодежи (сравнительный анализ 1990-2020 гг.) / Н.Д. Скосырева, А.В. Зинич, Ю.Н. Ревякина, В.М. Помогаев, М.В. Васюкова, О.З. Кузнецова, Е.М. Авласович // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 5 (84). - С. 247-250.

20. Чупров В.И., Зубок ЮА. Социология молодежи. - М.: Норма: Инфра-М, 2020. - 336 с.

21. Modern rural youth: values, motives, attitudes in professional self-determination / N. Skosyreva, O. Kuznetsova, O. Gefner, A. Zinich, Yu. Revyakina // European Proceedings of Social and Behavioral Sciences. - 2021. - Vol. 113: LEASECON 2020. -P. 116-124. - DOI: 10.15405/epsbs.2021.07.15.

Статья поступила в редакцию 02.02.2022. Статья прошла рецензирование 27.02.2022.

DOI: 10.17212/2075-0862-2022-14.2.2-411-428

LIFE PROSPECTS, VALUES, AND GOALS OF SIBERIAN YOUTH (ACCORDING TO RESEARCH IN THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICT)

Skosyreva, Nina,

Cand. of Sc. (Philosophy), Associate Professor

Head of the Department of Philosophy, History, Economic Theory and Law Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin, 1 Institute Square, Omsk, 644008, Russian Federation ORCID: 0000-0003-3532-1720 nd.skosyreva@omgau.org

Zinich, Alla,

Cand. of Sc. (Economics), Associate Professor, Associate Professor, Department of Management and Marketing Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin, 1 Institute Square, Omsk, 644008, Russian Federation, ORCID: 0000-0003-2265-5633 av zinich@omgau.org

Pomogaev, Vitaly,

Cand. of Sc. (Economics), Associate Professor, Vice-Rector for Economics and Informatization Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin, 1 Institute Square, Omsk, 644008, Russian Federation, ORCID: 0000-0003-4889-6830 vm.pomogaev@omgau.org

Razumov, Vladimir,

Dr. of Sc. (Philosophy), Professor,

Professor of the Department of Philosophy,

Omsk State University named after F.M. Dostoevsky,

55 a Mira prospect, Omsk, 644077, Russian Federation;

Professor of the Department of Philosophy, History, Economic Theory and Law

Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin,

1 Institute Square, Omsk, 644008, Russian Federation,

ORCID: 0000-0002-6904-9764

vi.razumov@omgau.org

Revyakina, Yulia,

Public Relations Manager,

Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin, 1 Institute Square, Omsk, 644008, Russian Federation, ORCID: 0000-0002-4641-9670 yun.revyakina@omgau.org

SCIENTIFIC MAN-AND-CULTURE JOURNAL...............................................................................................................................................

Vasyukova, Marina,

Cand. of Sc. (Economics), Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Philosophy, History, Economic Theory and Law Omsk State Agrarian University named after PA. Stolypin, 1 Institute Square, Omsk, 644008, Russian Federation, ORCID: 0000-0001-9132-936 mv.vasyukova@omgau.org

Abstract

The article presents the results of a sociological study of the problems of professional and life self-determination of young people in the context of digi-talization, one of the goals of which was to identify the ideas of modern youth about life prospects, goals and values. In the course of the study, a survey of young people aged 14—35 years was conducted in ten subjects of the Siberian Federal District. The survey was conducted in October-November 2021. The sample totaled 5,092 males and females representing various social groups: schoolchildren, students of primary vocational education institutions, secondary vocational education institutions, higher educational institutions and working youth. The article provides a comparative analysis of the views of various groups of young people regarding future prospects, goals and values. In the course of studying the issue of future planning horizons, the authors came to the conclusion that modern youth, regardless of which group they belong to, for the most part plan their future from several days to 5 years away. As a result of the study, it was found that the achievement of material well-being and the creation of a family are the most important life goals of students and working youth, while schoolchildren chose education and future professional success as priority goals. Respondents of almost all groups of young people named a high level of intelligence and moral support of relatives as the main factors contributing to the achievement of their goals. The availability of startup capital is noted as an important success factor by representatives of working youth. The results of the study allow us to conclude that for different social groups of young people, meaningful life values are formed on the basis of different semantic structures, which are based on different combinations of patriotism, nepotism, economic well-being and creative, spiritual realization. The article analyzes the degree of satisfaction with various aspects of the life of modern youth. A high degree of dissatisfaction with certain aspects of life among the category of working youth was noted. A positive trend marked the growing importance of patriotic values and a growing understanding of the importance of developing intellectual abilities, education, and continuous self-development. The study of life prospects in the context of values, goals and meanings is important, as it allows one to assess the direction, motivation and trends of the choices of modern youth.

Keywords: youth, life perspective, values, goals, self-determination, professional self-determination.

Bibliographic description for citation:

Skosyreva N., Zinich A., Pomogaev V., Razumov V., Revyakina Yu., Vasyukova M. Life Prospects, Values, and Goals of Siberian Youth (According to Research in the Siberian Federal District). Idei i idealy = Ideas and Ideals, 2022, vol. 14, iss. 2, pt. 2, pp. 411-428. DOI: 10.17212/2075-0862-2022-14.2.2-411-428.

References

1. Abul'khanova-Slavskaya K.A. Vremya lichnosti i vremya %hi%ni [Personal time and life time]. St. Petersburg, Aleteiya Publ., 2002. 299 p.

2. Derkach A.A., ed. Akmeologiya [Acmeology]. Moscow, Russian Academy of Public Administration Publ., 2002. 650 p.

3. Besschetnova O.V. Genezis kontseptsii zhiznennogo puti v otechestvennoi i za-rubezhnoi nauke [Genesis of the life path concept in domestic and foreign science]. Logos et Praxis, 2016, no. 4 (34), pp. 71-81. (In Russian).

4. Volokitina A.A. Zhiznennye strategii molodezhi v usloviyakh professional'nogo vybora [Life strategies of youth in conditions of professional choice]. Znanie. Ponimanie. Umenie = Knowledge. Understanding. Skill, 2010, no. 4, pp. 216-221.

5. Golovakha E.I. Zhiznennye perspektivy i tsennostnye orientatsii lichnosti [Life prospects and value orientations of the individual]. Psikhologiya lichnosti v trudakh otechest-vennykh psikhologov [Personality psychology in the works of domestic psychologists]. St. Petersburg, Piter Publ., 2001, pp. 256-269.

6. Derkach A.A. Akmeologiya: lichnostnoe i professional'noe razvitie cheloveka. V 5 kn. Kn. 4. Razvitie tsennostnoi sferyprofessionala [Acmeology: (personal and professional development of a person). In 5 bk. Bk. 4. Development of the value sphere of the professional]. Moscow, Russian Academy of Public Administration Publ., 2001. 483 p.

7. Ezhov O.N. Paradigma zhiznennogo puti v zarubezhnoi sotsiologii [Life Path Paradigm in Foreign Sociology]. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noi antropologii = Journal of Sociology and Social Anthropology, 2005, vol. 8, no. 3, pp. 22-33.

8. Klyuchko O.I., ed. Zhiznennye perspektivy uchashcheisya molodezhi: tsennosti i smysly byti-ya [Life prospects of student youth: (values and meanings of being)]. Moscow, Moscow State Pedagogical University Publ., 2015. 224 p.

9. Kagan M.S. Filosofskaya teoriya tsennostei [Philosophical theory of values]. St. Petersburg, Petropolis Publ., 1997. 205 p.

10. Konstantinovskiy D.L., Cherednichenko G.A., Gasparishvili A.T., Popova E.S., Meshkova L.I. Rossiiskaya molodezh' v dinamike desyatiletii: statisticheskie materialy i rezul'taty issledovanii [Russian youth in the dynamics of decades. Statistical materials and research results]. Moscow, Institute of Sociology of the RAS Publ., 2017. 189 p.

11. Golovakha E.I., Kronik A.A. Psikhologicheskoe vremya lichnosti [Psychological time of personality]. Kiev, Naukova Dumka Publ., 1984. 209 p.

12. Marshak A.L., Rozhkova L.V. Zhiznennyi uspekh v predstavleniyakh rossiiskoi molodezhi [Life success in the young people's views in Russia]. Sotsiologicheskie issledo-vaniya = Sociological Studies, 2015, no. 8, pp. 157-160.

scientific MAN-AND-CULTURE

journal...............................................................................................................................................

13. Myasnikov A.A. K probleme aktual'nosti issledovaniya zhiznennogo puti v sotsial'nykh naukakh [On the problem of relevance of researching the course of life in social sciences]. Gumanitarnyi vestnik = Humanitarian Bulletin, 2014, iss. 2 (16), pp. 1—8.

14. Osipova L.B., Enveri L.A. Zhiznennye strategii molodezhi: opyt sotsiologichesk-ogo issledovaniya [Life strategies of young people: sociological research experience]. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz = Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2016, no. 4 (46), pp. 108-129. DOI: 10.15838/esc/2016.4.46.6.

15. Razumov VI., Skosyreva N.D. Samoopredelenie studencheskoi molodezhi Sibiri v sovremennoi kul'turno-istoricheskoi situatsii [Self-determination of Siberian student youth in the modern cultural and historical situation]. Siberian socium, 2021, no. 4 (18), pp. 24-34. (In Russian).

16. Ralnikova I.A. Zhiznennye perspektivy lichnosti v nauchnoi paradigme psikho-logicheskogo znaniya [Person's Life Prospects in Scientific Paradigm of Psychological Acquirement]. Izvestiya Altaiskogogosudarstvennogo universiteta = Izvestiya of Altai State University, 2011, no. 2-1 (70), pp. 53-60.

17. Rubinshtein S.L. Bytie i so%nanie [Being and consciousness]. Moscow, Academy of Sciences of the USSR Publ., 1957. 330 p.

18. Selivanova Z.K. O zhiznennykh tselyakh i professional'nykh predpochteniyakh starshikh podrostkov [On life goals and professional preferences of older teenagers]. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological Studies, 2017, no. 5, pp. 51-56.

19. Skosyreva N.D., Zinich A.V, Revyakina Yu.N., Pomogaev VM., Vasyuko-va M.V, Kuznetsova O.Z., Avlasovich E.M. Professional'noe samoopredelenie molodezhi (sravnitel'nyi analiz 1990-2020 gg.) [Professional self-determination of youth (comparative analysis 1990-2020)]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya = World of Science, Culture and Education, 2020, no. 5 (84), pp. 247-250.

20. Chuprov VI., Zubok Yu.A. Sotsiologiya molodezhi [Sociology of youth]. Moscow, Norma Publ., Infra-M Publ., 2020. 336 p.

21. Skosyreva N., Kuznetsova O., Gefner O., Zinich A., Revyakina Yu. Modern rural youth: values, motives, attitudes in professional self-determination. European Proceedings of Social and Behavioral Sciences, 2021, vol. 113, pp. 116-124. DOI: 10.15405/ epsbs.2021.07.15.

The article was received on 02.02.2022. The article was reviewed on 27.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.