Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ФОРМАТЕ ФОРСАЙТ-ИНСЕЙФИНГА'

ФОРМИРОВАНИЕ ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ФОРМАТЕ ФОРСАЙТ-ИНСЕЙФИНГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное самоопределение / форсайт / инсейфинг / методология исследования / сельская молодежь / professional self-determination / foresight / insafing / research methodology / rural youth

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В И. Разумов, Н Д. Скосырева, А В. Зинич, В М. Помогаев, Ю Н. Ревякина

В статье рассмотрен опыт формирования и апробации гипотезы междисциплинарного исследования проблемы профессионального самоопределения сельской молодежи в условиях цифровизации экономики. Методологическим основанием процесса формирования и апробации научного исследования явился системно-кибернетический подход, в соответствии с которым объект исследования рассматривается в формате динамической информационной системы (ДИС). В качестве процедуры исследования авторами предложен форсайт-инсейфинг. В статье отмечается, что форсайт-инсейфинг представляет собой практико-ориентированную модификацию инсейфинга, и он выступит процедурой как развертки, так и проверки сформулированной группой гипотезы. Инсейфинг как область приложений ТДИС делает возможным соотнести любую из обсуждаемых тем со всей уже накопленной базой разработок. Коммуникационная технология – инсейфинг – предусматривает возможность серьёзной междисциплинарной проработки темы. В статье рассмотрен пример разработки конкретной научной гипотезы, в которой предполагается, что ход профессионального самоопределения сельской молодежи серьезно нарушается противоречиями между тяготением к традиционному отношению к сельским профессиям и новым подходом к ним, диктуемым распространением в АПК разнообразных проявлений цифровизации. В ходе инсейфинга были выделены значимые категории, раскрывающие проблему, которые в соответствие с теорией динамических систем (ТДИС) были встроены в определенную схему, определены взаимосвязи, выделены противоречия. На первом этапе участники исследования выделили тройку орграфов: сельская молодежь, профессиональное самоопределение, цифровизация. Проводя процедуры дешифровки и мутаций до 4 уровня, в соответствии с процедурами, предусмотренными для работы с ДИС, выстроены орграфы второго уровня: мультикультурализм сельской молодежи, траектория развития, системная трансформация мышления, затем и орграфы третьего уровня: цифровая практика, цифровое самоопределение, цифровая экология. В статье приведен пример механизма выполнения мутаций и сверток указанных понятий, в результате которых сформулированы новые последовательности категорий, посредством которых появляется возможность интерпретировать профессиональное самоопределение сельской молодежи в условиях цифровизации экономики в совершенно новых междисциплинарных ракурсах понимания. В процессе проверки гипотезы, сформулированной выше, инсейфинг явился процедурой, вовлекающей участников, экспертов в практическую деятельность по использованию организационно-деятельностных игр в качестве инструмента для переноса знаний на уровень практики, перевода полученных знаний в статус технологий. Сформулированная выше гипотеза есть не только основа для построения модели соответствующей ДИС, она становится основой актуального проекта, в выполнение которого вписаны участники форсайт-инсейфинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A HYPOTHESIS FOR RESEARCHING PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF RURAL YOUTH IN FORSIGHT-INSAFING FORMAT.

The article discusses the experience of forming and testing the hypothesis of an interdisciplinary study of the problem of professional self-determination of rural youth in the context of the digitalization of the economy. The methodological basis of the process of formation and approbation of scientific research is the system-cybernetic approach, in accordance with which the object of research is considered in the format of a dynamic information system (DIS). As a research procedure, the authors propose foresight-insafing. The article notes that foresight-insuring is a practice-oriented modification of insafing, and it will act as a procedure for both sweeping and testing the formulated hypothesis. Insafing as an area of applications of the theory of dynamical systems (TDIS) makes it possible to relate any of the topics discussed with the entire already accumulated base of developments. Communication technology of insafing provides an opportunity for a serious interdisciplinary study of the topic. The article considers an example of the development of a specific scientific hypothesis. The authors put forward a hypothesis in which it is assumed that the course of professional self-determination of rural youth is seriously disturbed by the contradictions between the attraction to the traditional attitude towards rural professions and a new approach to them dictated by the spread of various manifestations of digitalization in the agro-industrial complex. In the course of insuring, significant categories were identified that reveal the problem, which, in accordance with the TDIS, were built into the scheme, relationships were identified, and contradictions were highlighted. At the first stage, digraphs were identified: rural youth, professional self-determination, digitalization. By carrying out decryption and mutation procedures up to level 4, digraphs of the second level are built: multiculturalism of rural youth, development trajectory, systemic transformation of thinking and third-level digraphs: digital practice, digital self-determination, digital ecology. The article provides an example of a mechanism for performing mutations and a convolution of these concepts, as a result of which new sequences of categories have been formulated, through which it becomes possible to interpret the professional self-determination of rural youth in the context of the digitalization of the economy in completely new interdisciplinary perspectives of understanding. To test the hypothesis formulated above, insafing was a procedure involving participants and experts in practical activities on the use of organizational-activity games as a tool for transferring knowledge to the level of practice, for transferring acquired knowledge to the status of technology. The hypothesis formulated above is not only the basis for constructing a model of the corresponding DIS, but it becomes the basis of an actual project, in the implementation of which the participants of the foresight insafing are included.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ФОРМАТЕ ФОРСАЙТ-ИНСЕЙФИНГА»

играет по нотам) и мышечная память (ученик координирует работу пальцев, локтей, корпуса и сочетает это с исполнительским дыханием). Достаточно сложно контролировать все эти составляющие одновременно с чтением нот Помимо работы пальцев на инструменте и зрительным сосредоточением на тексте произведения следует помнить о правильном вдохе и выдохе, а также регулировании мышц амбушюра. Заметим, что только после формирования навыка запоминания нот и аппликатуры можно вводить чтение с листа как отдельную дисциплину.

Отметим и переход с блокфлейты на саксофон, который может быть достаточно проблематичным из-за ряда причин:

1. Разная специфика исполнительского дыхания. Звукоизвлечение на саксофоне гораздо интенсивнее, чем на блокфлейте, и по этой причине переход с одного инструмента на другой будет занимать время. Для более простого перехода необходимо постоянно играть на блокфлейте с «опорой».

2. Постановка амбушюра должна быть максимально приближена к постановке на саксофоне. У блокфлейты также имеется мундштук, однако он отличается от мундштука саксофона. У последнего проработанная и усложненная конструкция мундштука и наличие трости, что отличает саксофон от мундштука блокфлейты, хотя внешне это мало заметно.

3. Положение пальцев на блокфлейте является немного полусогнутыми в фалангах и педагогу необходимо следить за таким положением. Иначе при переходе на саксофон пальцы останутся в этом же положении, и впоследствии это будет вызывать трудности при игре более сложных техничных произведений.

Библиографический список

4. Темп усвоения учебного материала. Из-за легкого дыхания и простоты инструмента темп усвоения учебного материала гораздо быстрее, и учащемуся легче справиться с рядом общих трудностей. Однако при переходе с блок-флейты на саксофон приходится возвращаться к более простым по содержанию и техническому уровню произведениям, поскольку у ребенка еще не устоялось представление об исполнительском дыхании и адаптации к схожей, но иной аппликатуре.

Подготовительный этап обучения на духовых инструментах тесно связан с названными проблемами обучения. Педагогу необходимо понимать важность своевременной теории и практики, чтобы выстроить грамотную и продуктивную траекторию обучения, обеспечивающую учащемуся постоянное развитие и совершенствование в игре на духовом инструменте. Каждый из музыкальных инструментов имеет свою специфику и сложности в освоении, и духовые инструменты не являются исключением. Описанные трудности могут вызывать отторжение и раздражение у ученика и в дальнейшем привести к негативным последствиям, связанным со слабой волей и мотивацией к обучению. В связи с этим очень важен первый контакт ученика с инструментом. Правильная постановка, постепенное освоение игровых умений и навыков, концертная деятельность становятся необходимыми условиями успешного обучения игре на духовых инструментах. Описанные методики преподавания на саксофоне опираются на технические составляющие юного исполнителя. Педагог должен обращать внимание не только на них, но и расширять взгляды на проблематику образовательного процесса.

1. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг, обучение, здоровье. Москва: Просвещение, 1989.

2. Иванов В.Д. Основы индивидуальной техники саксофониста. Москва: Музыка, 1993.

3. Иванов В.Д. Школа академической игры на саксофоне. Москва: Издатель Диков М., 2003.

4. Ривчун А.Б. Школа игры на саксофоне Москва: Музыка, 2012.

5. Шапошникова М.К. Хрестоматия для саксофона. Москва: Музыка, 2007.

6. Усов Ю.А. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах. Москва: Музыка, 1986.

7. Забара ГИ. Некоторые вопросы методики преподавания игры на деревянных духовых инструментах. Минск: Институт культуры Беларуси, 2012. References

1. Rotenberg V.S., Bondarenko S.M. Mozg, obuchenie, zdorov'e. Moskva: Prosveschenie, 1989.

2. Ivanov V.D. Osnovy individual'noj tehnikisaksofonista. Moskva: Muzyka, 1993.

3. Ivanov V.D. Shkola akademicheskoj igry na saksofone. Moskva: Izdatel' Dikov M., 2003.

4. Rivchun A.B. Shkola igry na saksofone Moskva: Muzyka, 2012.

5. Shaposhnikova M.K. Hrestomatiya dlya saksofona. Moskva: Muzyka, 2007.

6. Usov Yu.A. Istoriya zarubezhnogo ispolnitel'stva na duhovyh instrumentah. Moskva: Muzyka, 1986.

7. Zabara G.I. Nekotorye voprosy metodikiprepodavaniya igry na derevyannyh duhovyh instrumentah. Minsk: Institut kul'tury Belarusi, 2012.

Статья поступила в редакцию 29.09.20

УДК 167

Razumov V.I., Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Omsk State University n.a. F.M. Dostoevsky (Omsk, Russia), E-mail: [email protected] Skosyreva N.D., Cand. of Sciences (Philosophy), Head of Department of Philosophy, History, Economic Theory and Law, Omsk State Agrarian University n.a. P.A. Stolypin (Omsk, Russia), E-mail: [email protected]

Zinich A.V., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Omsk State Agrarian University n.a. P.A. Stolypin (Omsk, Russia), E-mail: [email protected]

Pomogaev V.M., Cand. of Sciences (Economics), Vice-Rector for Economics and Informatization, Omsk State Agrarian University n.a. P.A. Stolypin (Omsk, Russia), E-mail: [email protected]

Revyakina Yu.N, Public Relations Manager, Omsk State Agrarian University n.a. P.A. Stolypin (Omsk, Russia), E-mail: [email protected]

FORMATION OF A HYPOTHESIS FOR RESEARCHING PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF RURAL YOUTH IN FORSIGHT-INSAFING FORMAT. The article discusses the experience of forming and testing the hypothesis of an interdisciplinary study of the problem of professional self-determination of rural youth in the context of the digitalization of the economy. The methodological basis of the process of formation and approbation of scientific research is the system-cybernetic approach, in accordance with which the object of research is considered in the format of a dynamic information system (DIS). As a research procedure, the authors propose foresight-insafing. The article notes that foresight-insuring is a practice-oriented modification of insafing, and it will act as a procedure for both sweeping and testing the formulated hypothesis. Insafing as an area of applications of the theory of dynamical systems (TDIS) makes it possible to relate any of the topics discussed with the entire already accumulated base of developments. Communication technology of insafing provides an opportunity for a serious interdisciplinary study of the topic. The article considers an example of the development of a specific scientific hypothesis. The authors put forward a hypothesis in which it is assumed that the course of professional self-determination of rural youth is seriously disturbed by the contradictions between the attraction to the traditional attitude towards rural professions and a new approach to them dictated by the spread of various manifestations of digitalization in the agro-industrial complex. In the course of insuring, significant categories were identified that reveal the problem, which, in accordance with the TDIS, were built into the scheme, relationships were identified, and contradictions were highlighted. At the first stage, digraphs were identified: rural youth, professional self-determination, digitalization. By carrying out decryption and mutation procedures up to level 4, digraphs of the second level are built: multiculturalism of rural youth, development trajectory, systemic transformation of thinking and third-level digraphs: digital practice, digital self-determination, digital ecology. The article provides an example of a mechanism for performing mutations and a convolution of these concepts, as a result of which new sequences of categories have been formulated, through which it becomes possible to interpret the professional self-determination of rural youth in the context of the digitalization of the economy in completely new interdisciplinary perspectives of understanding. To test the hypothesis formulated above, insafing was a procedure involving participants and experts in practical activities on the use of organizational-activity games as a tool for transferring knowledge to the level of practice, for transferring acquired knowledge to the status of technology. The hypothesis formulated above is not only the basis for constructing a model of the corresponding DIS, but it becomes the basis of an actual project, in the implementation of which the participants of the foresight insafing are included.

Key words: professional self-determination, foresight, insafing, research methodology, rural youth.

В.И. Разумов, д-р филос. наук, проф., Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского, г. Омск, E-mail: [email protected] НД. Скосырева, канд. филос. наук, зав. каф. философии, истории, экономической теории и права Омского государственного аграрного университета имени П.А. Столыпина, г. Омск, E-mail: [email protected]

A.В. Зинич, канд. экон. наук, доц., Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, г. Омск, E-mail: [email protected]

B.М. Помогаев, канд. экон. наук, проректор по экономике и информатизации Омского государственного аграрного университета имени П.А. Столыпина, г. Омск, E-mail: [email protected]

Ю.Н. Ревякина, менеджер по связям с общественностью, Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, г. Омск, E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ФОРМАТЕ ФОРСАЙТ-ИНСЕЙФИНГА

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07366.

В статье рассмотрен опыт формирования и апробации гипотезы междисциплинарного исследования проблемы профессионального самоопределения сельской молодежи в условиях цифровизации экономики. Методологическим основанием процесса формирования и апробации научного исследования явился системно-кибернетический подход, в соответствии с которым объект исследования рассматривается в формате динамической информационной системы (ДИС). В качестве процедуры исследования авторами предложен форсайт-инсейфинг. В статье отмечается, что форсайт-инсейфинг представляет собой практико-ориентированную модификацию инсейфинга, и он выступит процедурой как развертки, так и проверки сформулированной группой гипотезы. Инсейфинг как область приложений ТДИС делает возможным соотнести любую из обсуждаемых тем со всей уже накопленной базой разработок. Коммуникационная технология - инсейфинг - предусматривает возможность серьёзной междисциплинарной проработки темы. В статье рассмотрен пример разработки конкретной научной гипотезы, в которой предполагается, что ход профессионального самоопределения сельской молодежи серьезно нарушается противоречиями между тяготением к традиционному отношению к сельским профессиям и новым подходом к ним, диктуемым распространением в АПК разнообразных проявлений цифровизации. В ходе инсейфинга были выделены значимые категории, раскрывающие проблему, которые в соответствие с теорией динамических систем (ТДИС) были встроены в определенную схему, определены взаимосвязи, выделены противоречия. На первом этапе участники исследования выделили тройку орграфов: сельская молодежь, профессиональное самоопределение, цифровизация. Проводя процедуры дешифровки и мутаций до 4 уровня, в соответствии с процедурами, предусмотренными для работы с ДИС, выстроены орграфы второго уровня: мультикуль-турализм сельской молодежи, траектория развития, системная трансформация мышления, затем и орграфы третьего уровня: цифровая практика, цифровое самоопределение, цифровая экология. В статье приведен пример механизма выполнения мутаций и сверток указанных понятий, в результате которых сформулированы новые последовательности категорий, посредством которых появляется возможность интерпретировать профессиональное самоопределение сельской молодежи в условиях цифровизации экономики в совершенно новых междисциплинарных ракурсах понимания. В процессе проверки гипотезы, сформулированной выше, инсейфинг явился процедурой, вовлекающей участников, экспертов в практическую деятельность по использованию организационно-деятельностных игр в качестве инструмента для переноса знаний на уровень практики, перевода полученных знаний в статус технологий. Сформулированная выше гипотеза есть не только основа для построения модели соответствующей ДИС, она становится основой актуального проекта, в выполнение которого вписаны участники форсайт-инсейфинга.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, форсайт, инсейфинг, методология исследования, сельская молодежь.

В философии и методологии науки, а особенно с развертыванием логического позитивизма и постпозитивизма, философы и ученые уделяют большое внимание как генерации гипотез, так и их проверке. Однако при выполнении конкретных исследований в разных областях познания практики сталкиваются с отсутствием времени, квалификации, мотивации для «камеральных» способов предварительной оценки гипотезы, не говоря уже об активных способах ее оценки. Можно сколько угодно называть современное общество информационным, а современную цивилизацию - цивилизацией знаний, это не улучшит ситуации с тем, что производство и обращение знания явно не пропорционально, с одной стороны, масштабам этих процессов, с другой стороны, тем, насколько слабо влияют они на практику Складывается впечатление о сходствах в поведении процессов взаимозависимости объемов реального сектора экономики и финан-сомики. Заметим, что эти процессы с конца XX в. все больше раскоординируют-ся, вызывая все более глубокие мировые кризисы. Еще более близким обсуждаемой тематике оказывается следующий пример. Современная РФ серьезно отстает от достижений ведущих мировых университетов и научных центров, что не мешает ее производствам разрабатывать передовые системы вооружений, не имеющих аналогов в мире.

Перед нами серьезная проблема, касающаяся реорганизации исследовательской деятельности и обучения, целью которой является приближение работы со знаниями к практике. Следует сказать, что подходы к решению данной проблемы были намечены в конце XX в. в деятельности школы ор-ганизационно-деятельностных игр (ОДИ), созданной Г.П. Щедровицким и его окружением [1].

Целью настоящей статьи является описание опыта апробации гипотезы исследования, выполняемого междисциплинарным коллективом, нацеленного на получение теоретических результатов, предназначенных для непосредственного внедрения в практику В краткой формулировке наша гипотеза утверждает следующее. Ход профессионального самоопределения сельской молодежи серьезно нарушается противоречиями между тяготением к традиционному отношению к сельским профессиям и новым подходом к ним, диктуемым распространением в АПК разнообразных проявлений цифровизации. С использованием системно-кибернетического подхода к выявленному противоречию его можно превратить в существенный фактор совершенствования системы [1]. Форсайт-инсейфинг представляет собой практико-ориентированную модификацию инсейфинга, и он выступит в данной статье процедурой, как развертки, так и проверки сформулированной гипотезы.

В 2012 г в развитии теории динамических информационных систем (ДИС, ТДИС) и в ходе усовершенствования ДИС-технологии возникает разновидность ОДИ, названная инсейфингом [2; 3]. Идею инсейфинга можно описать так. Экспертам предлагается универсальный способ для представления произвольного объекта в формате ДИС. Общим для обсуждения является структура конкретной ДИС. Ею задается матрица для единообразного представления объекта всей группой. Творческая работа начинается с выбором категорий для обозначения вершин объекта (ДИС), где у экспертов возникают разные мнения, но в итоге формируется представление объекта в формате определенного чертежа ДИС, принимаемого всеми членами группы.

Методология проведения инсейфинга строится на базе ТДИС, но с учетом того, что модель объекта в форме ДИС формируется группой в интересах решения определенной задачи. Принципиальным является то, что участники инсейфинга сразу ориентированы на работу со схемой как с гипертекстом. Переходя к представлению знаний в ДИС объекта, изображаемого в форме ориентированного графа (орграфа), мы получаем возможности для выявления сценариев обсуждения интересующей нас темы, в частности, как обсуждение вариантов путей обхода его вершин, выявления в полученной схеме разных групп категорий. ТДИС как междисциплинарная научная разработка предлагает алгоритмы связей вершин с учётом выявленных для ДИС математических свойств, предусматривая в дальнейшем продуктивные переходы к функциональному и имитационному уровням исследования [4; 5; 6]. Это реализуется с помощью операций, получивших название «мутации». Мутаций, представляющих собой перестановки категорий в триадах по правилам, описанным на языке индексов у вершин - категорий [7]. В результате мутаций при дешифровке уровня 2 образуется 6 новых триад, для них пока нет имен. Таким образом, технология ТДИС даёт эвристический эффект, а для его проявления потребуется операция свёртки, когда для каждой из 6 образованных мутациями триад подбираются новые имена.

Последовательность дешифровок от уровня - 0 до уровня 3 без учета мутаций и сверток можно проследить на рис. 1.

Инсейфинг как область приложений ТДИС делает возможным соотнести любую из обсуждаемых тем со всей уже накопленной базой разработок. Развитие ТДИС, ДИС-технологии, ДИС-компьютеров идёт по пути формирования полносвязной системы общенаучных категорий, причём открытой к пополнению. Такая система названа номологической базой. Она включает около тысячи категорий, и для неё создан формальный алфавит [8]. Коммуникационная технология инсейфинг предусматривает возможность серьёзной междисциплинарной прора-

дис-*к

уровня 3

ДИС--К А

уровня 0 //

Рис. 1. ДИС - уровней 0 - 3 как когнитивные шаблоны для упаковки знаний

ботки те мы. Делаетсяэто так Группа категорий (мючевых слов) по данной теме соотносится с категориями номологической базы, если ни одного соответствия не обнаружено, проводятся дешифровки новых категорий, а также мутации до появления категорий лотюлтгич еакюй бмуы.Котда эао долтргнуао Алл заявленной темы, привлекаются уже имеющиеся ресурсы знаний, включаются механизмы ккглутавэыыпеленысэв.

В практическом приложении данной методологии к целям нашего исследования был проведлвунлерфинг а восфйенк ДИС профессимныпьноговамно-пределения сельской молодежи в условиях цифровизации экономики. На первом этапе опрентлгнсследую щие орграфы: сельская молодежь, профессиональное самоопределение, цифровизация. Проводя процедуры дешифровки и мутаций до 4 уровня,намивыстроеныследующиеорграфы:

- второй уровемь: й^ууи^лыту^риму 2ьскюйпомлдыми.у.екто|юир развития, системная трансформация мышления;

- третийуаовень: цпфровря пмгкуука,муфэ°в°е , сЮ" ровая экология.

В саесе нарус. 2премставмгн с анализоюзнаруй, харареррннт-щих в общем виде исследование процесса профессионального самоопределения сельлсЧсот^/^ежу в уссосияыйыфлквсзацеи ркФа^1^.Ы^арнйариыс помещен здесь для того, чтобы показать общий механизм выполнения мутаций и сверток.

Таким образом, мы получаем новые последовательности категорий, посредством которых можем интерпретировать профессиональное самоопределение сельской молодежи в условиях цифровизации экономики в совершенно н омых мющусциплантргсхрукуррах плюы^н^нл.

Очевидно, что инсейфинг можно использовать в решении разнообразных задач познания, проектирования, обучения. Но для решения задачи проверки гипотезы, сформулированной выше, инсейфинг должен стать процедурой, вов-лeкaющлйeютчaттуa комыаpтктaтecйуюйгяуeлрHйcхь поуфповъзмвыпую ор-ганизационно-деятельностных игр (ОДИ) в качестве инструмента для переноса знаний на уровень практики с целью перевода полученных знаний в статус технологий. Сформулированная выше гипотеза есть не только основа для построения модели соответствующей ДИС, она становится основой актуального проекта, в вымолыеные котй°го взалаил рчиcтнyкыЮыpнлйУ-внрeйфкнге.лэтoй целью процедура инсейфинга была дополнена форсайтом - социальной технологией, уpмммPмaээывгющeсчтopаMoыка ^(^тсюу учагтуя зрспертмугкмзнеттывании того будущего, которое они конструируют в инсейфинге. Основная задача при атом - выбopпэyoоyтетотврpацй<юe тто^^уее^г^энйюсмкоопргдпления сельской молодежи, построение своего рода профессионального горизонта. Оэновываяса на пылщреиныр зммнуях,ненбуодимо описать траектории возможных стратегий поведения молодежи на рынке труда с учетом возникающих при этом рисков. Под риском в данном случае мы понимаем явление, возникающее

Личность,

КЯТНП кЧ'Л-

сретп

Mlin.ui.nn U-^.|..i пу.| L- и, III....у i J4-I] 111

■ПМПЯМ m'i.ii.i.

rpyim iji.ll T.ifH

МгтЛиипт [hlUKKTK

.1.-Я I II.HI4 II.

грггы

Mt-m.miu'i im. ip..uiiii ■Mi

ф." m.

Рис. 2. Базовые мутации ДИС профессионального самоопределения сельской молодежи в условиях цифровизации экономики 2, 3 и 4 уровней

Таблица 1

Риски профессионального самоопределения молодежи

Этап профессионального самоопределения молодежи Риск, характерный для этапа профессионального самоопределения

Неосознанный этап: старший школьный возраст - Средовой риск, активная пропаганда маргинального образа жизни, доминанты первичных потребностей (по Маслоу)

Осознанный этап - стадия выбора учебного заведения и получение профессионального образования (самоорганизация) - Отсутствие возможности получить профессиональное образование, в основе которой лежит социальная стратификация. - Получение некачественных знаний в учебном заведении, отрицающем новую парадигму образования и рыночной конкуренции. - Участие в проектах на непроверенных цифровых площадках

Активный этап - работа в выбранной профессии, корректировка профессиональной траектории - Исчезновениепрофессии, потеря ееактуальностииобесценивание. - Конфликт определенности, обеспечиваемой родителями в процессе формирования профессиональной картины для молодого человека и неопределенности (неудовлетворенности) самостоятельной жизни в выбранной профессиональной сфере и социальной позиции

в результате количественной и качественной трансформации социально-экономических процессов, определяющих профессиональное самоопределение сельской молодежи [9; 10]. В результате проведенных экспертных панелей удалось определить набор рисков, характерных для каждого этапа профессионального самоопределения молодежи (табл. 1.).

Экспертные панели стали основными методологическими инструментами принятия решений в ходе первого этапа исследований. Первый их блок был посвящен определению базовых принципов и категориального аппарата профессионального самоопределения сельской молодежи. Так, в практике нашего исследования для обсуждения были привлечены исследования и мнения экспертов из разных сфер: экономики, философии, социологии, психологии, педагогики, математических наук [2; 7; 11 - 15]. Таким образом, поставлена цель: рассмотреть основные вопросы через призму междисциплинарности, обеспечивая парадигму целостности исследования. Итогом стала представленная выше ДИС профессионального самоопределения сельской молодежи в условиях цифровизации экономики.

Второй этап подразумевает привлечение экспертов - представителей реального сектора экономики. Ставится задача провести серию экспертных панелей для каждого уровня ДИС с погружением и с привлечением ведущих специалистов не только сельскохозяйственного профиля, но и сферы цифровых технологий и ведущих образовательных экосистем. Сегодня совершенно очевидным является переход от действующей парадигмы образования и рыночной конкуренции для будущих специалистов к новой, подразумевающей наличие способности быстро меняться и, самое главное, эффективно обмениваться ресурсами для достижения успеха на рынке [16]. Основным требованием современности становится умение быстро адаптироваться к масштабным и ускоряющимся технологическим изменениям. Инновации, образование и творческое использование информационных и коммуникационных технологий должны быть центром развития экономической активности.

Большую роль в проведении исследований в рамках форсайта играет метод Дельфы [17], который будет использован при конструировании прогностических моделей профессионального самоопределения сельской молодежи [18], определяющих фундаментальные позиции и взаимоотношения между важнейшими областями знания: социологии, педагогики, философии, психологии, акме-

Библиографический список

ологии, экономической теории, начиная от онтологических и метафизических построений, завершая применением методологии естественных и точных наук единого когнитивного комплекса.

На основании всего вышесказанного авторами делаются следующие выводы. В статье рассмотрен опыт формирования и апробации гипотезы междисциплинарного исследования проблемы профессионального самоопределения сельской молодежи в условиях цифровизации экономики. Методологическим основанием процесса формирования и апробации научного исследования явился системно-кибернетический подход, в соответствии с которым объект исследования рассматривается в формате динамической информационной системы (ДИС). В качестве процедуры исследования предложен форсайт-инсейфинг. Авторы статьи отмечают, что форсайт-инсейфинг представляет собой практико-ориен-тированную модификацию инсейфинга и выступает процедурой как развертки, так и проверки сформулированной гипотезы. Инсейфинг как область приложений ТДИС делает возможным соотнести любую из обсуждаемых тем со всей уже накопленной базой разработок.

Проводя процедуры дешифровки и мутаций до 4 уровня, и в соответствии с процедурами, предусмотренными для работы с ДИС, выстроены орграфы второго уровня: мультикультурализм сельской молодежи, траектория развития, системная трансформация мышления, затем и орграфы третьего уровня: цифровая практика, цифровое самоопределение, цифровая экология.

В статье приведен пример механизма выполнения мутаций и сверток указанных понятий, в результате которых сформулированы новые последовательности категорий, посредством которых появляется возможность интерпретировать профессиональное самоопределение сельской молодежи в условиях цифровизации экономики в совершенно новых междисциплинарных ракурсах понимания.

Подчеркнем, что инсейфинг явился процедурой, вовлекающей участников, экспертов в практическую деятельность по использованию организацион-но-деятельностных игр в качестве инструмента для переноса знаний на уровень практики, в статус технологий. Сформулированная выше гипотеза есть не только основа для построения модели соответствующей ДИС, а она становится основой актуального проекта, в выполнение которого вписаны участники форсайт-инсей-финга.

1. Методология научного исследования (в кандидатских и докторских диссертациях): учебник. Москва: ИНФРА-М, 2020.

2. Дусь Ю.П., Поминов Д.Ю., Разумов В.И., Рыженко Л.И., Сизиков В.П., Цой В.Г. Приложения аппарата ТДИС в управлении коммуникациями (с выходом на разработку Инсейфинга). Вестник Омского университета. 2013; № 4: 253 - 259.

3. Щедровицкий ГП. Игра и игровые формы организации мыследеятельности с системомыследеятельностной точки зрения. Доклад в НИИОПП АПН СССР Москва, 1981.

4. Разумов В.И., Сизиков В.П. Информационные основы синтеза систем: в 3 ч.: монография. Омск: Издательство ОмГУ 2007; Ч. I. Информационные основы системы знаний.

5. Разумов В.И., Сизиков В.П. Информационные основы синтеза систем: в 3 ч.: монография. Омск: Издательство ОмГУ 2008; Ч. II. Информационные основы синтеза.

6. Разумов В.И., Сизиков В.П. Информационные основы синтеза систем: в 3 ч.: монография. Омск: Издательство ОмГУ, 2011; Ч. III. Информационные основы имитации.

7. Dus Yu.P. Insafing: new promising form of intellectual communications. International Journal of Management, Knowledge and Learning. 2014; № 3: 25 - 42.

8. Разумов В.И. Номологическая база как мембрана для упорядочения знаний в процессах рассуждения на уровне общества. Вестник Омского университета. 2014; № 2: 136 - 140.

9. Арендачук И.В. Этапы развития адаптационной готовности к рискам образовательной среды. Известия Саратовского университета. Сериия: Акмеология образования. Психология развития. 2014; Т. 3, Выпуск 2: 108 - 113.

10. Лапин Н.И. Пути России: социокультурные трансформации. Москва: Институт философии РАН, 2000.

11. Антилогова Л.Н. Адаптация и ее роль в профессиональном становлении личности. Модели участия граждан в социально-экономической жизни российского общества. XНикулинские чтения: сборник статей: в 2 ч. Омск: Издательство ОмГА, 2016; Ч. 1: 135 - 139.

12. Антилогова Л.Н. Профессиональное самоопределение личности в условиях современного образования. Педагогическое образование и наука. 2015; № 1: 133 - 135.

13. Букина И.С., Одинцова А.В., Ореховский П.А. Эффективность регионального распределения человеческого капитала и экономическое развитие. ЭКО. 2019; № 12 (546): 65 - 89.

14. Прюс Ф., Маврина И.А., Павлова Т.Л., Перевозкина Ю.М. Факторы успешности социализации современной молодежи. Развитие человека в современном мире. 2017; № 1: 137 - 145.

15. Иванов А.В., Журавлева С.М. Философия российского села: природный, культурный и человеческий потенциал. Экопотенциал. 2016. № 1 (13): 83 - 92.

16. Гительман Л.Д., Кожевников М.В., Рыжук О.Б. Технология ускоренного трансфера знаний для опережающего обучения специалистов цифровой экономики. Экономика региона. 2020; Т. 16, Выпуск 2: 435 - 448.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Поппер Р Мониторинг исследований будущего. Форсайт. 2012; Т. 6, № 2: 56 - 74.

18. Skosyreva N., Razumov V., Zinich A., Pomogaev V., Revyakina Y., Gefner O. Choosing a profession as a modeling of the youth future (based on sociological research). Revista Genero & Direito. 2020; № 5: 461 - 474

References

1. Metodologiya nauchnogo issledovaniya (v kandidatskih i doktorskih dissertaciyah): uchebnik. Moskva: INFRA-M, 2020.

2. Dus' Yu.P, Pominov D.Yu., Razumov V.I., Ryzhenko L.I., Sizikov V.P., Coj V.G. Prilozheniya apparata TDIS v upravlenii kommunikaciyami (s vyhodom na razrabotku Insejfinga). Vestnik Omskogo universiteta. 2013; № 4: 253 - 259.

3. Schedrovickij G.P. Igra iigrovye formy organizacii mysledeyatel'nostis sistemomysledeyatel'nostnoj tochkizreniya. Doklad v NIIOPP APN SSSR. Moskva, 1981.

4. Razumov V.I., Sizikov V.P. Informacionnye osnovy sinteza sistem: v 3 ch.: monografiya. Omsk: Izdatel'stvo OmGU, 2007; Ch. I. Informacionnye osnovy sistemy znanij.

5. Razumov V.I., Sizikov V.P. Informacionnye osnovy sinteza sistem: v 3 ch.: monografiya. Omsk: Izdatel'stvo OmGU, 2008; Ch. II. Informacionnye osnovy sinteza.

6. Razumov V.I., Sizikov V.P. Informacionnye osnovy sinteza sistem: v 3 ch.: monografiya. Omsk: Izdatel'stvo OmGU, 2011; Ch. III. Informacionnye osnovy imitacii.

7. Dus Yu.P. Insafing: new promising form of intellectual communications. International Journal of Management, Knowledge and Learning. 2014; № 3: 25 - 42.

8. Razumov V.I. Nomologicheskaya baza kak membrana dlya uporyadocheniya znanij v processah rassuzhdeniya na urovne obschestva. Vestnik Omskogo universiteta. 2014; № 2: 136 - 140.

9. Arendachuk I.V. 'Etapy razvitiya adaptacionnoj gotovnosti k riskam obrazovatel'noj sredy. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriiya: Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. 2014; T. 3, Vypusk 2: 108 - 113.

10. Lapin N.I. Puti Rossii: sociokul'turnye transformacii. Moskva: Institut filosofii RAN, 2000.

11. Antilogova L.N. Adaptaciya i ee rol' v professional'nom stanovlenii lichnosti. Modeli uchastiya grazhdan v social'no-'ekonomicheskojzhiznirossijskogo obschestva. XNikulinskie chteniya: sbornik statej: v 2 ch. Omsk: Izdatel'stvo OmGA, 2016; Ch. 1: 135 - 139.

12. Antilogova L.N. Professional'noe samoopredelenie lichnosti v usloviyah sovremennogo obrazovaniya. Pedagogicheskoeobrazovanie inauka. 2015; № 1: 133 - 135.

13. Bukina I.S., Odincova A.V., Orehovskij P.A. 'Effektivnost' regional'nogo raspredeleniya chelovecheskogo kapitala i 'ekonomicheskoe razvitie. 'EKO. 2019; № 12 (546): 65 - 89.

14. Pryus F., Mavrina I.A., Pavlova T.L., Perevozkina Yu.M. Faktory uspeshnosti socializacii sovremennoj molodezhi. Razvitie cheloveka vsovremennom mire. 2017; № 1: 137 - 145.

15. Ivanov A.V., Zhuravleva S.M. Filosofiya rossijskogo sela: prirodnyj, kul'turnyj i chelovecheskij potencial. 'Ekopotencial. 2016. № 1 (13): 83 - 92.

16. Gitel'man L.D., Kozhevnikov M.V., Ryzhuk O.B. Tehnologiya uskorennogo transfera znanij dlya operezhayuschego obucheniya specialistov cifrovoj 'ekonomiki. 'Ekonomika regiona. 2020; T. 16, Vypusk 2: 435 - 448.

17. Popper R. Monitoring issledovanij buduschego. Forsajt. 2012; T. 6, № 2: 56 - 74.

18. Skosyreva N., Razumov V., Zinich A., Pomogaev V., Revyakina Y., Gefner O. Choosing a profession as a modeling of the youth future (based on sociological research). Revista Género & Direito. 2020; № 5: 461 - 474

Статья поступила в редакцию 02.10.20

УДК 371.134

Skosyreva N.D., Cand. of Sciences (Philosophy), Head of Department of Philosophy, History, Economic Theory and Law, Omsk State Agrarian University n.a. P.A. Stolypin (Omsk, Russia), E-mail: [email protected]

Zinich A.V., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Omsk State Agrarian University n.a. P.A. Stolypin (Omsk, Russia), E-mail: [email protected] Revyakina Yu.N, Public Relations Manager, Omsk State Agrarian University n.a. P.A. Stolypin (Omsk, Russia), E-mail: [email protected] Vasyukova M.V., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Omsk State Agrarian University n.a. P.A. Stolypin (Omsk, Russia), E-mail: [email protected]

Kuznetsova O.Z., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Omsk State Agrarian University n.a. P.A. Stolypin (Omsk, Russia), E-mail: [email protected]

Avlasovich Ye.M., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Omsk State Agrarian University n.a. P.A. Stolypin (Omsk, Russia), E-mail: [email protected]

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF YOUTH (COMPARATIVE ANALYSIS 1990-2020). The article examines the problem of professional self-determination of young people. Special attention is paid to the theoretical and methodological aspect of the process of professional self-determination. Its definition is given, the time frame of this process, its main stages, factors determining professional choice are described, among which: features of the macro and microenvironment, as well as individual personality traits.

The article provides a comparative analysis of the processes of professional self-determination of young people of the last 30 years (1990s-2020). The analysis involved the works of well-known scientists on youth issues, data from large-scale monitoring studies, materials of reports to the Russian Government on the situation of youth and the implementation of youth policy, as well as the results of our own sociological research conducted in Omsk in 1991 and 2000. The article shows how the professional and value preferences of young people changed depending on the current socio-economic and sociocultural situation in the country. Special attention is paid to the little-studied aspect of the problem: the specifics of the professional and life self-determination of rural youth. The authors identified the features of the modern stage of development of society, as universal digitalization, outlined the main trends in the process of professional self-determination of young people. Key words: professional self-determination, youth, rural youth, digitalization.

НД. Скосырева, канд. филос. наук, зав. каф. философии, истории, экономической теории и права Омского государственного аграрного университета имени П.А. Столыпина, г. Омск, E-mail: [email protected]

А.В. Зинич, канд. экон. наук, доц., Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, г. Омск, E-mail: [email protected] Ю.Н. Ревякина, менеджер по связям с общественностью, Омский государственный агарный университет имени П.А. Столыпина, г. Омск, E-mail: [email protected]

М.В. Васюкова, канд. экон. наук, доц., Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, г. Омск, E-mail: [email protected]

О.З. Кузнецова, канд. пед. наук, доц., Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, г. Омск, E-mail: [email protected]

Е.М. Авласович, канд. экон. наук, доц., Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, г. Омск, E-mail: [email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ 1990 - 2020 ГГ.)

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07366.

В данной статье рассматривается проблема профессионального самоопределения молодежи. Особое внимание уделено теоретико-методологическому аспекту процесса профессионального самоопределения. Дано его определение, описаны временные рамки данного процесса, основные его этапы, факторы, детерминирующие профессиональный выбор, среди которых следующие: особенности макро- и микросреды, а также индивидуальные особенности личности. В статье осуществлен сравнительный анализ процессов профессионального самоопределения молодежи последних 30 лет (1990-е - 2020 гг.). К анализу были привлечены труды известных ученых по молодежным проблемам, данные масштабных мониторинговых исследований, материалы докладов Правительству России о положении молодежи и реализации молодежной политики, а также результаты собственных социологических исследований, проведенных в г Омске в 1991 г и 2000 г В статье показано, как менялись профессиональные и ценностные предпочтения молодежи в зависимости от актуальной социально-экономической и социокультурной ситуации в стране. Обращено особое внимание на малоизученный аспект проблемы - специфику профессионального и жизненного самоопределения сельской молодежи. Авторами определены особенности современного этапа развития общества как всеобщей цифровизации, намечены основные тенденции в процессе профессионального самоопределения молодежи. Ключевые слова: профессиональное самоопределение, молодежь, сельская молодежь, цифровизация.

Обращение к анализу проблемы профессионального самоопределения молодежи обусловлено ее актуальностью в связи с новой социально-экономической ситуаций, характеризующейся процессами цифровизации всех сфер жизни общества, которые меняют направленности жизненного и профессионального выборов личности.

В соответствие с основными концепциями развития личности отметим, что профессиональное самоопределение осуществляется через соотнесение внутренних компонентов личности и внешних условий социальной среды. Учитывая это, определим профессиональное самоопределение как сознательный, социально и психологически детерминированный процесс становления лично-

сти субъектом определенного вида профессиональной деятельности. Процесс профессионального самоопределения личности имеет свои временные и пространственные рамки и включает формирование профессиональных намерений, момент выбора профессии, период овладения профессией, укрепление социально-профессиональной ориентации, введение молодого человека в профессиональную деятельность и его адаптация. Процесс профессионального самоопределения можно условно разделить на три основных этапа. На первом этапе происходит формирование профессиональных планов молодого человека с учетом его индивидуальных особенностей и осуществляется выбор профессии. Второй этап процесса профессионального - это непосредственное освоение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.