Научная статья на тему 'Жизненные перспективы личности: теоретико-методологический аспект'

Жизненные перспективы личности: теоретико-методологический аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
753
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
теоретико-методологические основы / личность / жизненный путь / жизненные перспективы / психобиография / событие / временная перспектива / психологическое время / theoretical methodological foundations / personality / life path / life prospects / psycho-biography / event / time perspective / psychological time

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ирина Фёдоровна Муханова

Введение. Проблеме жизненного пути, смысла жизни уже много веков. Эту тему изучают психологи, социологи, этики, эстетики, философы и др. Но однозначного решения ее нет и поныне. Отсюда вполне правомерен вывод о невозможности умозрительного ответа на вопрос о жизненных перспективах, потому что он не столько теоретический, сколько жизненно-практический. Цель заключается в анализе теоретико-методологических основ исследования жизненных перспектив в зарубежной и отечественной психологии. Материалы и методы. Методологическую и теоретическую основу исследования жизненных перспектив составили психологические, гуманистически ориентированные теории развития личности, научные разработки проблем поиска смысла жизни, идеи самореализации личности и системного подхода; личностный и личностно-деятельностный, субъектный, смысловой подходы; теории психологического времени в развитии, концепция целеполагания и измерения качества жизни личности. В исследовании использованы интерпретационно-аналитический метод, метод теоретического обобщения, на их основе осуществлены изучение и анализ зарубежных и отечественных трудов по проблеме. Результаты и обсуждение. Анализируются взгляды зарубежных и российских исследователей на построение, функционирование и развитие феномена жизненных перспектив личности. Осуществлен теоретический анализ становления понятий «жизненный путь» и «жизненная перспектива» личности, проведен экскурс в этимологию понятия «жизненные перспективы», показано многообразие его синонимического ряда в психологических исследованиях. Приведено описание подходов и направлений в изучении жизненных перспектив. Выводы. На основе теоретического анализа установлено, что в психологической науке существует ряд методологических подходов к решению проблемы жизненного пути личности: от исследования жизненных перспектив, психологического времени, образа будущего, кризисов и этапов возрастного развития и т. д. до использования событийно-биографического метода. Проблема жизненных перспектив входит в круг проблематики психологии жизненного пути личности. На основе теоретического анализа понятие «жизненная перспектива» определяется нами как системное представление личности о будущем, включающее в структуру когнитивный (система жизненных целей и планов), эмоционально-ценностный (переживание отношения к будущему, система ценностных ориентаций), деятельностный (решения и поступки) и другие компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Life Prospects of an Individual: Theoretical and Methodological Aspect

Introduction. The problem of the path of life, the meaning of life has been around for many centuries. This topic is studied by psychologists, sociologists, ethicists, aestheticians, philosophers, etc. But up to this day there has been no unambiguous solution. Hence, it is quite reasonable to conclude that a speculative answer to the question about life prospects is impossible, because it is not so much theoretical as life-practical. The goal is to analyze the theoretical and methodological foundations of examining life prospects in foreign and domestic psychology. Materials and Methods. The methodological and theoretical basis for the study of life prospects was made up of psychological, humanistically-oriented theories of personality development, scientific developments of the problems of finding the meaning of life, the idea of personal self-realization and a system approach; personal and personal-activity, subjectfocused, semantic approaches; theories of psychological time in development, the concept of goal setting and measuring the quality of life of an individual. The study employed the interpretive-analytical method, the method of theoretical generalization, which were the basis for the study and analysis of foreign and domestic works on the problem. Results and Discussion. The article analyzes the views of foreign and Russian researchers on the construction, functioning and development of the phenomenon of personal life prospects. A theoretical analysis of the formation of the concept of “life path” and “life perspective” of an individual has been carried out, a review of the etymology of the concept “life prospects” provided, and the diversity of its synonymous series in psychological research shown. The paper describes approaches and areas of the study of life prospects. Conclusions. Based on theoretical analysis, the author states that in psychological science there are a number of methodological approaches to solving the problem of a person’s life path: from the study of life prospects, psychological time, vision of the future, crises and stages of age development, etc. to the use of the event-biographical method. The problem of life prospects is involved in the range of problems of the psychology of a person’s life path. Based on theoretical analysis, the concept of “life perspective” is defined as a system vision of an individual about the future, which includes the cognitive (system of life goals and plans), emotional-value (experience of attitude towards the future, system of value orientations), activity-based (decisions and actions) and other components into the structure.

Текст научной работы на тему «Жизненные перспективы личности: теоретико-методологический аспект»

Обзорная статья

УДК 159.9+31 © Муханова И. Ф., 2023 doi: 10. 24412/1999-6241-2023-394-269-278

5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии

Жизненные перспективы личности: теоретико-методологический аспект

Ирина Фёдоровна Муханова \ кандидат психологических наук, доцент кафедры философии и психологии; mukhanovai@mail.ru; https://orcid.org/0000-0003-3666-4581

'Донецкий государственный медицинский университет имени М. Горького, 83003, Донецк, пр. Ильича, 16, Донецкая Народная Республика, Россия

Реферат

Введение. Проблеме жизненного пути, смысла жизни уже много веков. Эту тему изучают психологи, социологи, этики, эстетики, философы и др. Но однозначного решения ее нет и поныне. Отсюда вполне правомерен вывод о невозможности умозрительного ответа на вопрос о жизненных перспективах, потому что он не столько теоретический, сколько жизненно-практический. Цель заключается в анализе теоретико-методологических основ исследования жизненных перспектив в зарубежной и отечественной психологии. Материалы и методы. Методологическую и теоретическую основу исследования жизненных перспектив составили психологические, гуманистически ориентированные теории развития личности, научные разработки проблем поиска смысла жизни, идеи самореализации личности и системного подхода; личностный и личностно-деятельностный, субъектный, смысловой подходы; теории психологического времени в развитии, концепция целеполагания и измерения качества жизни личности. В исследовании использованы интерпретационно-аналитический метод, метод теоретического обобщения, на их основе осуществлены изучение и анализ зарубежных и отечественных трудов по проблеме. Результаты и обсуждение. Анализируются взгляды зарубежных и российских исследователей на построение, функционирование и развитие феномена жизненных перспектив личности. Осуществлен теоретический анализ становления понятий «жизненный путь» и «жизненная перспектива» личности, проведен экскурс в этимологию понятия «жизненные перспективы», показано многообразие его синонимического ряда в психологических исследованиях. Приведено описание подходов и направлений в изучении жизненных перспектив. Выводы. На основе теоретического анализа установлено, что в психологической науке существует ряд методологических подходов к решению проблемы жизненного пути личности: от исследования жизненных перспектив, психологического времени, образа будущего, кризисов и этапов возрастного развития и т. д. до использования событийно-биографического метода. Проблема жизненных перспектив входит в круг проблематики психологии жизненного пути личности. На основе теоретического анализа понятие «жизненная перспектива» определяется нами как системное представление личности о будущем, включающее в структуру когнитивный (система жизненных целей и планов), эмоционально-ценностный (переживание отношения к будущему, система ценностных ориентаций), деятельностный (решения и поступки) и другие компоненты.

Ключевые слова: теоретико-методологические основы, личность, жизненный путь, жизненные перспективы, психобиография, событие, временная перспектива, психологическое время

Для цитирования: Муханова И. Ф. Жизненные перспективы личности: теоретико-методологический аспект // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2023. Т. 28, № 3(94). С. 269-278. ^://Моге|/10. 24412/1999-6241-2023-394-269-278

Review Article

UDC 159.9+31 © Мukhanova I. F., 2023 doi: 10. 24412/1999-6241-2023-394-269-278

5.3.1. General Psychology, Personality Psychology, History of Psychology

Life Prospects of an Individual: Theoretical and Methodological Aspect

Irina F. Mukhanova \ Candidate of Science (in Psychology), Associate-Professor at the chair of Philosophy and Psychology; mukhanovai@mail.ru; https://orcid.org/0000-0003-3666-4581

1 Donetsk State Medical University named after M. Gorky, 16 Ilyicha pr., Donetsk, 83003, the Donetsk People's Republic, Russia Abstract

Introduction. The problem of the path of life, the meaning of life has been around for many centuries. This topic is studied by psychologists, sociologists, ethicists, aestheticians, philosophers, etc. But up to this day there has been no unambiguous solution. Hence, it is quite reasonable to conclude that a speculative answer to the question about life prospects is impossible, because it is not so much theoretical as life-practical. The goal is to analyze the theoretical and methodological foundations of examining life prospects in foreign and domestic psychology. Materials and Methods. The methodological and theoretical basis for the study of life prospects was made up of psychological, humanistically-oriented theories of personality development, scientific developments of the problems of finding the meaning of life, the idea of personal self-realization and a system approach; personal and personal-activity, subject-focused, semantic approaches; theories of psychological time in development, the concept of goal setting and measuring the quality of life of an individual. The study employed the interpretive-analytical method, the method of theoretical generalization, which were the basis for the study and analysis of foreign and domestic works on the problem. Results and Discussion. The article analyzes the views of foreign and Russian researchers on the construction, functioning and development of the phenomenon of personal life

prospects. A theoretical analysis of the formation of the concept of "life path" and "life perspective" of an individual has been carried out, a review of the etymology of the concept "life prospects" provided, and the diversity of its synonymous series in psychological research shown. The paper describes approaches and areas of the study of life prospects. Conclusions. Based on theoretical analysis, the author states that in psychological science there are a number of methodological approaches to solving the problem of a person's life path: from the study of life prospects, psychological time, vision of the future, crises and stages of age development, etc. to the use of the event-biographical method. The problem of life prospects is involved in the range of problems of the psychology of a person's life path. Based on theoretical analysis, the concept of "life perspective" is defined as a system vision of an individual about the future, which includes the cognitive (system of life goals and plans), emotional-value (experience of attitude towards the future, system of value orientations), activity-based (decisions and actions) and other components into the structure.

Keywords: theoretical methodological foundations, personality, life path, life prospects, psychobiography, event, time perspective,

psychological time

Citation: Mukhanova I. F. Life Prospects of an Individual: Theoretical and Methodological Aspect. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2023. Vol. 28. No. 3(94). Pp. 269-278 (In Russ.). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2023-394-269-278

Основные положения

1. В условиях изменяющегося мира проблема формирования жизненных перспектив представляется особо значимой. В сознании и мироощущении современного человека возникают изменения, связанные с прогнозированием и построением жизненных планов, осмысленным отношением к своей жизни, осуществлением по-новому организации своей жизнедеятельности, принятием решений и др. Поэтому возникает необходимость в глубоком и всестороннем анализе понятия «жизненная перспектива».

2. К теоретико-методологическим основам изучения жизненных перспектив относятся психологические теории развития личности, гуманистически ориентированные теории личности, научные разработки проблем поиска смысла жизни, теория жизненного пути и психологического времени личности, каузально-целевые концепции психологического времени, личностный и личностно-деятельностный, субъектный, смысловой, системный подходы, идеи самореализации личности, концепция целеполагания и измерения качества жизни личности и др.

3. Феномен жизненной перспективы личности разрабатывается в рамках событийного, системного, компонентного, мотивационного, типологического подходов. Анализируя данные подходы, мы находим некоторое сходство в понимании «жизненной перспективы» с разных научных позиций. Однако в психологии вопрос определения данного термина остается открытым и требует дальнейших научных исследований.

Введение

Актуальность, значимость и сущность проблемы. В 20-30-х гг. ХХ в. в развитии психологии произошел разворот к исследованию социально-культурного содержания психики, к изучению личности в контексте широкой социальной жизнедеятельности (В. Вундт, Э. Дюркгейм, Л. С. Выготский). Подобные исследования жизненного пути начались лишь в ХХ в., возможно, потому, что войны и катастрофы этого столетия неоднократно приводили к гибели миллионов людей

и угрожали уничтожению всего человечества и его цивилизации. Это обострило необходимость осознания ценности жизни как таковой, а вместе с тем привело к необходимости выявления подлинной сущности жизни. Поэтому на современном этапе для психологических исследований все более актуальной является проблема влияния жизненных перспектив человека на организацию его жизнедеятельности. В связи с этим усилия ученых направляются на глубокое и всестороннее исследование феномена жизненных перспектив личности, разработку методологического аппарата, психодиагностических методик, усовершенствования методик оказания помощи, формирование индивидуальных жизнетворческих процессов у личности, понимание взаимосвязи соотношения прошлого, настоящего, будущего и их роли в субъективной картине жизненного пути и т. д.

Существующий интерес к данной проблеме можно также объяснить ее общим парадигмальным сдвигом в направлении исследований человека как субъекта самоопределения. Этот сдвиг сопровождается возникновением новых подходов и появлением новых терминов. Поэтому актуальной становится задача сопоставительного анализа концепций и терминов данного направления для выделения некоторых базовых оснований исследования жизненного мира, задающих основные конструктивные оси его теоретического описания. Это необходимо как для обозначения общего предметного поля исследований, так и для систематизации и координации основных теоретических подходов, а также определения перспективных направлений дальнейшего развития психологии в рамках онтологии жизненного мира человека [1, с. 10].

Теоретическое осмысление проблем, касающихся становления и развития концепций жизненного пути личности, является делом крайне необходимым потому, что оно задает систему подходов, положений и базовых принципов, без которых невозможна систематизация большого количества разнородного практического и экспериментального материала,

возникающего в результате многочисленных исследований.

На наш взгляд, эффективным способом изучения развития личности выступает осмысление уникальности ее жизненного пути. В основе периодизации жизненного пути могут пролегать конкретные жизненные (биографические) события, в которых социальные явления и психофизиологические процессы переживаются самой личностью. С 70-х гг. ХХ в. начал формироваться событийно-биографический подход, представители которого (Б. Г. Ананьев, Л. Ф. Бур-лачук, Е. И. Головаха, Е. И. Исаев, Е. Ю. Коржова,

A. А. Кроник, Н. А. Логинова, С. Л. Рубинштейн,

B. И. Слободчиков и др.) [2-6] считали, что то, как воспринимается, интерпретируется и переживается событие человеком, определяет психологическую судьбу личности.

Целью послужил теоретический анализ отечественных и зарубежных подходов к изучению жизненных перспектив.

Материалы и методы

Методологическую и теоретическую основу исследования жизненных перспектив составили психологические теории развития личности (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, И. С. Кон, В. Н. Мясищев, В. Ф. Моргун, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Ж. Пиаже, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.); гуманистически ориентированные теории личности (А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс); научные разработки проблем поиска смысла жизни (С. А. Аб-дулгалимова, А. Адлер, Л. С. Выготский, Е. В. Кам-нева, Д. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, С. Л. Франк, В. Франкл, К. Г. Юнг); идеи самореализации личности (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анциферова, М. Брыль, А. Вербицкий, А. Петровский, В. Петровский, М. Ярошевский и др.); личностный и личностно-деятельностный подход (Л. С. Выготский, Э. Ф. Зеер,

A. Н. Леонтьев, В. А. Сластенин, А. П. Тряпицына и др.); субъектный подход (А. В. Брушлинский, К. В. Карпинский, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков и др.); идеи системного подхода (Л. С. Выготский, В. Е. Клочко,

B. П. Кузьмин, Б. Ф. Ломов и др.); смысловой подход (А. Ю. Агафонов, Д. А. Леонтьев, Г. Олпорт, В. Франкл, В. Э. Чудновский и др.); идеи Л. М. Гумилева относительно определения исторического времени, в котором живет личность; теории психологического времени в развитии (Е. И. Головаха, А. А. Кроник); концепция целеполагания и измерения качества жизни личности (И. А. Ральникова, В. Ф. Серенкова, Ю. М. Швалб, Г. С. Шляхтин) [2-4; 6-11].

В исследовании использовались интерпретационно-аналитический метод, метод теоретического обобщения, с помощью которых осуществлялись изучение и анализ зарубежных и отечественных трудов по проблеме.

Результаты и обсуждение

Определение понятия «жизненные перспективы». Проанализировав значительный объем литературы, посвященной проблеме жизненных перспектив, мы собрали немало дефиниций данного понятия. Каждый ученый вкладывает в понятие то или иное индивидуальное содержание в зависимости от своей научной концепции. Поэтому единого подхода к определению жизненной перспективы личности на настоящий момент не существует, и в связи с этим возникает необходимость дальнейшего осмысления содержания и структурных компонентов, параметров этого феномена в теоретико-практическом аспекте. Однако возможно выделить ряд центральных составляющих искомого концепта: субъективность и мотивацию (К. А. Абульханова-Славская, А. Адлер, Б. Г. Ананьев, А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн), пространственно-временной континуум (Т. Н. Березина, Б. В. Зейгар-ник), наличие цели (П. К. Анохин, П. Я. Гальперин). Таким образом, ученые в жизненной перспективе выделяют не только само восприятие пространственно-временного аспекта, но и субъективно-эмоциональный компонент.

По мнению К. К. Платонова, «жизненная перспектива — это образ желанной и осознаваемой как возможной своей будущей жизни при условии достижения определенных целей» [12, с. 17].

Как отмечает Е. И. Головаха, в жизни человека возникают события, связанные с неудачами, утратами, тревогой, страхами, которые вряд ли целесообразно планировать, но вполне можно ожидать; но если человек в арсенале программируемых событий не находит того, что помогло бы ему предотвратить или преодолеть последствия ожидаемых потерь, то его жизненная перспектива утрачивает положительную регулятивную функцию и может дезорганизовать в целом жизнедеятельность. Поэтому жизненную перспективу следует рассматривать как целостную картину будущего в сложной и противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий [2]. Жизненная перспектива определяется ученым как «целостная картина будущего в сложной противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает социальную ценность и индивидуальный смысл своей жизни» [2, с. 268]. В качестве структурных компонентов жизненной перспективы он выделил жизненные цели, жизненные планы, ценностные ориентации.

А. Н. Леонтьев указывал: «Расширение действительности для человека происходит не только в направлении прошлого, но и в направлении будущего. Как и прошлое, будущее составляет наличное в личности. Открывшаяся человеку жизненная перспектива есть не просто продукт „опережающего отражения", а его достояние. В этом сила и правда того, что писал

А. С. Макаренко о воспитательном значении ближних и дальних перспектив. То же и для взрослых. Вот какую притчу я ... услышал на Урале от старика конюха: когда лошадь на трудной дороге начинает спотыкаться, то нужно не нахлестывать ее, а поднять ей голову повыше, чтобы дальше видела перед собой» [7, с. 107].

Жизненные перспективы, по мнению В. И. Ковалева, представляют собой своеобразный «просмотр» бытия, с фиксированием в сознании личности различных событий, изменений результатов деятельности на всем протяжении ее жизненного пути. Осмысление личностью ее бытия способствует тому, что образ будущего создает у субъекта состояние готовности действовать определенным способом, адекватным этому осмыслению [13, с. 5-14].

Изучая жизненные перспективы и организацию времени, К. А. Абульханова-Славская предлагает различать психологическую, личностную и жизненную перспективы как три различных понятия. «Психологическая (временная) перспектива — это способность личности сознательно, мысленно предвидеть будущее, прогнозировать его, представлять себя в будущем. Личностная перспектива — не только способность предвидеть будущее, но и целостная готовность к нему в настоящем, установка на будущее, т. е. готовность к трудностям в будущем, к неопределенности и т. д. Такая перспектива может быть даже у личностей с бедным, нерасчлененным, неосознанным представлением о будущем. Личностная перспектива — это, прежде всего, свойство личности, показатель ее зрелости, потенциала ее развития, сформировавшейся способности к организации времени. Жизненная перспектива не всегда открывается тому, кто обладает психологической перспективой, т. е. способен предвидеть будущее, и даже не тому, кто обладает личностной перспективой, личностными возможностями, потенциалом, зрелостью. Жизненная перспектива включает совокупность обстоятельств и условий жизни, которые при прочих равных условиях создают личности возможность для оптимального жизненного продвижения. Чаще всего жизненная перспектива открывается тому, кто сам в настоящем создал систему оптимальных (т. е. имеющих множество возможностей) жизненных отношений, систему опор, которые обладают всевозрастающей ценностью» [8, с. 201].

Совокупность таких отношений К. А. Абуль-ханова-Славская называет жизненной позицией, которая целостным образом определяет будущее личности.

Перспектива — это взгляд вдаль, виды, планы на будущее. Жизненная перспектива — это реальный потенциал, возможности личности, которые базируются на прошлом опыте, объективно имеются в на-

стоящем и должны проявиться в будущем. Перспектива жизни — система ценностей и целей, реализация которых позволяет человеку сделать его жизнь наиболее эффективной. В Словаре по профориентации и психологической поддержке мы встречаем такое определение: «Жизненная перспектива — целостная картина будущего в сложной, противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, от которых, по мнению индивида, зависит его социальная ценность и смысл жизни» '.

В повседневной жизни через произведения культуры закрепились такие слова и выражения, как «чужая/своя колея» (В. Высоцкий), «мой путь» (Ф. Си-натра), «дорога без конца» (А. Асадуллин), «дороги, которые мы выбираем» и «пути судьбы» (О. Генри), «дорога» (Ф. Феллини), «светлый путь» (Г. Александров), «жизненный и творческий путь...», «путь к дому» («Одиссея») и др. Основная метафора — жизнь человека — это дорога, она может быть с определенной долей, ее можно выбрать или найти, оценить, осмыслить, подвести итоги, если оглянуться в собственное прошлое, ее можно проложить и т. п. Мы периодически в обыденности сталкиваемся с ситуациями, когда осознание собственной жизни помогает принимать те или иные решения. Метафорой жизни (жизненного пути) представляется река, чье русло формируется местностью, по которой она протекает. В свою очередь, река оказывает определенное воздействие на местность.

Итак, в представленных взглядах важно подчеркнуть отсутствие существенного противоречия. Скорее, здесь прослеживается наличие доминирующего фокуса анализа в изучении жизненных перспектив личности. Жизненная перспектива — это потенциальная возможность развития личности, неизбежность определенных изменений в будущем жизни. Иными словами, личность активно влияет на обстоятельства своей жизни, совершает поступки, способные изменить жизненные перспективы.

Подходы к исследованию жизненных перспектив. Многоаспектность и вариативность осмысления понятия «жизненная перспектива» личности в отечественной и зарубежной психологии позволила выделить наиболее перспективные подходы: событийный (Р. А. Ахмеров, Е. М. Головаха, А. А. Кроник, Д. А. Леонтьев, Е. Ю. Мандрикова, Н. Н. Толстых, В. С. Хомик, Е. В. Шелобанова); системный (В. Е. Клочко, О. М. Крас-норядцева); компонентный (М. Р. Гинзбург, И. А. Раль-никова, Н. Н. Толстых); прогностический (П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, В. А. Иванников, Л. А. Регуш); образовательный (И. В. Дубровина, М. Р. Гинзбург, Н. Н. Толстых); мотивационный (Т. Гисме, З. Залесски, К. Левин, В. Ленс, Ж. Нюттен, Л. К. Франк, Н. Фре-

1 Дружинин Н. Е. Словарь по профориентации и психологической поддержке. Кемерово, 2003. URL: http://med.niv.ru/doc/ dictionary/career-psychological-support/fc/slovar-198.htm#zag-112 (дата обращения: 24.11.2022).

зер, П. Фресс) и типологический (К. А. Абульханова-Славская, Т. Н. Березина, В. И. Ковалев, Л. Ю. Кублиц-кене, В. Ф. Серенкова и др.).

Собственный взгляд на выделение различных групп теоретико-методологических и экспериментальных подходов предлагает И. А. Ральникова. Она выделяет следующие базовые основания осмысления «жизненной перспективы личности»:

— локализацию в сознании: жизненная перспектива, определяемая посредством таких научных понятий, как «представление», «образ», «картина» и др., репрезентирована в сознании (К. А. Абульханова-Славская, К. Левин, Ж. Нюттен, К. К. Платонов, Г. Томе и др.);

— содержание жизненных перспектив: совокупность планируемых и ожидаемых в будущем событий, которые делают представления о будущем организованными (К. А. Абульханова-Славская, Е. И. Голова-ха, П. Герстман, Т. А. Казакевич, В. Н. Карандашев, Ж. Нюттен, А. Г. Шмелев и др.);

— структуру жизненной перспективы: совокупность устойчивых связей между событиями, относящимися к модусу будущего, а также к модусам прошлого и настоящего, выстроенным в логике «причина — следствие», «цель — средство», обеспечивающих ее целостность (В. И. Ковалев, А. А. Кроник, Ф. Зимбардо и др.);

— качественные характеристики: жизненную перспективу можно оценить по ряду критериев (Я. В. Васильев, М. Р. Гинзбург, Е. И. Головаха, В. Н. Ка-рандышев, Н. Н. Толстых, В. С. Хомик, Т. С. Шляхтина и др.);

— регулирующую и организующую функции жизненной перспективы: жизненная перспектива организует и направляет активность личности в настоящем в отношении достижения поставленных целей (К. А. Абульханова-Славская, Я. В. Васильев, В. Н. Карандышев, И. С. Кон, А. А. Кроник, Ж. Нюттен, Т. А. Павлова, В. Ф. Серенкова и др.);

— жизненную перспективу как результирующую индивидуальных особенностей личности, жизненной ситуации и их взаимодействия (К. Обуховский);

— динамичность жизненной перспективы: жизненная перспектива — это динамичный образ будущего, а не раз и навсегда выбранная стратегия поведения (Ш. Бюлер, Е. И. Головаха, А. А. Кроник, Р. Кулена, Б. Ньюгартен) [9, с. 53-60].

Таким образом, И. А. Ральникова определяет жизненную перспективу как многомерный образ будущего и предлагает рассматривать ее в контексте теории психологических систем.

Анализ психологических исследований показывает, что в науке до сих пор не сложилось общепринятого единого подхода к изучению жизненной перспективы. Категория жизненной перспективы личности является одной из важнейших категорий практической психо-

логии. В контексте изучения жизненной перспективы личности в литературе можно встретить широкий диапазон близких понятий: «личностная перспектива», «перспектива будущего», «психологическая перспектива», «психологическое время», «временная перспектива будущего», «временная установка», «временной кругозор», «временная ориентация».

Основные направления исследования жизненной перспективы. Одним из направлений исследований жизненных перспектив служит рассмотрение этого феномена как субъективного параметра времени. Основное внимание здесь уделяется исследованию феномена психологического времени личности, разработке категорий, понятий, концепций времени, изучению пространственно-временного измерения жизненного мира личности, его строения и содержания, отношению к психологическому времени как историческому и экзистенциальному феномену и др. (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, В. Г. Асеев, Л. И. Божович, Ш. Бюлер, Я. В. Васильев, Л. С. Выготский, Е. И. Головаха, П. П. Горностай, К. Левин, Р. Кастенбаум, В. И. Ковалев, А. А. Козловский, Т. Коттле, А. А. Кроник, Л. Ю. Кублицкене, Н. А. Логинова, Н. Ф. Маслова, В. И. Мудрик, Ж. Нюттен, А. Б. Орлов, А. И. Осипов, Т. А. Павлова, Е. В. Сах-новский, В. Ф. Серенкова, Л. В. Сохань, В. И. Страхов, Н. Н. Толстых, Л. Франк, В. Э. Чудновский, Г. С. Шлях-тин, Д. Б. Эльконин, В. П. Яковлев и др.).

Ш. Бюлер одной их первых дала научное определение психологического времени личности, в контексте изучения которого в биографическом масштабе была комплексно исследована проблема жизненного пути личности. Отправным для ученой было рассуждение о врожденном стремлении человека к самоосуществлению, которое предопределяется жизненными целями и ценностями личности и наполняется различным содержанием на разных возрастных этапах жизненного пути. Ш. Бюлер умышленно не рассматривала проблему психологического времени личности, однако ее анализ временной структуры жизненного пути в его различных измерениях, а также анализ основных событий жизненного пути, жизненных целей личности и психологических основ возрастной периодизации подготовил базу для принципиальной постановки в психологии проблемы разномасштабности психологического времени, его специфического содержания, механизмов и закономерностей, проявляющихся в биографическом масштабе, проведя аналогию между течением человеческой жизни и ходом истории [14].

П. Жане пытался увидеть человека в его реальных изменениях под влиянием времени. Его исследования показали, что навязывание буквального воспроизведения в памяти хронологии прошлых событий нарушает нормальное течение психических процессов. Чтобы предотвратить это, прошлые долговременные события

должны быть представлены в памяти в обобщенном виде, что зависит от процессов исторического и онтогенетического развития психики. Таким образом, объективная хронология опосредуется социальной значимостью происходящего события. Сопоставляя возрастные фазы и степени биографии, П. Жане синтезировал биологическое, психологическое и историческое время в единую систему координат, определяя жизненный путь личности как последовательность возрастных этапов развития, этапов ее биографии [15].

Работы Ш. Бюлер и П. Жане подготовили основу для исследования в психологии проблемы разномас-штабности психологического времени, его специфического содержания, механизмов и закономерностей, которые происходят в биографическом масштабе. К. Левин осуществил самые обширные исследования в этом направлении. Его понятие «психологическое поле в настоящий момент» включает не только настоящее положение личности, но и его представления о прошлом и будущем, все его желания, страхи, мечты, планы, надежды, которые, несмотря на их хронологическую несовместимость, переживаются одновременно, в некоторой степени одинаково определяя поведение человека. Психологическое поле и психологическое время у К. Левина становились тождественными феноменальному полю сознания. Но в его пространственно-временной модели сознание и поведение личности рассматривались и в долгосрочной перспективе (зоны настоящего, а также отдаленного и ближайшего прошлого и будущего), и с разных сторон индивидуального жизненного пространства (уровни реальный и нереальный), основанного на фантазиях. Это пространство изначально не дифференцировано, и только в процессе развития ребенка происходит его разделение на прошлое и будущее, реальное и нереальное [16].

Л. К. Франк в 1939 г. впервые ввел в научный оборот термин «временная перспектива», который получил широкое распространение в психологии. Он предполагал взаимосвязь и взаимообусловленность прошлого, настоящего и будущего в сознании и поведении человека. Как считал ученый, «память редактирует наши воспоминания исходя из потребностей настоящего, из необходимости иметь определенную индивидуальную историю, которая не мешала бы формированию позитивного отношения к себе» [17, р. 295]. Жизненное пространство личности он определял как хранилище представлений о прошлом, настоящем и будущем. На поведение в настоящем влияют прошлое и будущее. Настоящее определяется прошлым, а будущее зависит от настоящего, следовательно, прошлое формирует ситуацию, при которой именно будущее обеспечивает взаимосвязь ценностей прошлого и настоящего [17, р. 300].

Французский психолог П. Фресс обратил внимание на то, что человек переживает одновременно

несколько последовательностей событий, живет одновременно в нескольких рядах последовательных событий, и все эти ряды имеют собственный порядок и интервалы. Так, существует ряд событий семейной жизни (браки и разводы, рождения и смерти и т. д.), профессиональной жизни (выявление склонностей к определенной деятельности, образование, профессиональный и карьерный рост, выход на пенсию). Существует также цепь политической жизни, которую переживает человек вместе со всей страной. Автор ввел понятие «временный кругозор», который рассматривается как интегративная характеристика развития временных представлений личности, которые формируются в процессе социальной деятельности и являются показателем усвоения личностью временных отношений [18].

Среди современных представлений о временной перспективе личности следует особенно выделить подход П. Зимбардо, в котором наиболее полную разработку получила категория временной ориентации. Временная перспектива — это основной аспект в построении психологического времени, который возникает из когнитивных процессов, разделяющих жизненный опыт человека на временные рамки прошлого, настоящего и будущего. Временная перспектива отражает установки, убеждения и ценности, связанные со временем. Временная перспектива может подпадать под влияние внешних факторов, ситуации, но при этом она может стать относительно стабильной характеристикой личности, когда во взглядах человека на жизнь начинает преобладать ориентация на определенный временной период [19].

Н. Н. Толстых пользуется термином «временная перспектива будущего», на наш взгляд, близким по содержанию к термину «жизненная (или временная) перспектива». Он представляет ее как ментальную проекцию мотивационной сферы человека, проявляющуюся в виде осознанных (в разной мере) надежд, планов, проектов, стремлений, опасений, притязаний, связанных с более или менее отдаленным будущим [20].

Рассматривая личностную перспективу как одну из существенных составляющих организации деятельности человека во времени, Т. С. Шляхтин определяет ее как сложное системное образование, обладающее определенными характеристиками. Среди них он отмечал следующие: иерархичность, включающую в себя интегральные жизненные цели личности; промежуточные цели-средства как узловые моменты в планировании личностью своей деятельности; цели-задачи как компонент программ реализации конкретных действий; многомерность — наличие в целях эмоциональных, когнитивных, регулятивных и других компонентов. По мнению автора, жизненная перспектива имеет свою динамику [21].

На взгляд Е. Ю. Мандриковой, временная перспектива — это способ «присутствия» прогнозируемого и планируемого будущего в настоящем, благодаря чему возникает и развивается связь актуальных действий с тем, ради чего они осуществляются, что находится в субъективном будущем [22].

Следующим важным теоретико-методологическим направлением исследования жизненной перспективы личности и ее содержательной части является рассмотрение этого феномена в контексте изучения субъективной картины жизненного пути.

Такие известные отечественные психологи, как С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская, А. Н. Леонтьев, Л. И. Анциферова, Н. А. Логинова, В. И. Ковалев, А. А. Кроник и др., по праву могут считаться основоположниками психологии жизненного пути.

Понятие «жизненный путь» — одно из наиболее многомерных по смыслу. В частности, оно предполагает многочисленные тенденции развития в пределах одной биографии. По мнению С. Л. Рубинштейна, «человек лишь постольку и является личностью, поскольку имеет собственную историю» [6, с. 643]. Такая индивидуальная история, биография не только выступает источником знаний о личности, но и представляет собой предмет психологического изучения — жизненный путь.

И. С. Кон писал: «Жизненный путь личности, как и история человечества, с одной стороны — естествен-ноисторический, закономерный процесс, а с другой — уникальная драма, каждая сцена которой — результат сцепления множества индивидуально-неповторимых характеров и жизненных событий» 2.

В исследованиях Ш. Бюлер в 1920-30 гг. впервые был сформулирован термин «жизненный путь», структурными единицами которого определялись события — внутренние и внешние. В ее подходе основной акцент в осознании жизненного пути делается на продукте индивидуальной жизни личности, в котором эта жизнь объективно зафиксирована в виде внешних событий, переживаний относительно них и собственных действий [14].

Параллельно с этим развивалась идея жизненного пути в психодинамическом направлении психологии. Так, в конце Х1Х — начале ХХ вв. получило распространение исследовательское направление психобиографии, которое связывают с основателем психоанализа З. Фрейдом. Базовой его идеей здесь стало объяснение основных фактов жизни личности, ее поступков с точки зрения внутренних процессов, конфликтов и свойств ее когнитивной и эмотивной сфер. В качестве объектов берутся критические, поворотные моменты судьбы человека. Прошлое человека в психобиографии есть не объективное реальное про-

шлое, т. е. не сами по себе факты, но их внутренняя субъективная интерпретация. Происходит построение собственной истории через реконструкцию критических жизненных событий, «жизненных сцен». В дальнейшем становление психобиографии происходит благодаря Э. Эриксону [22].

Проблематики жизненного пути также касался и А. Адлер, который в теоретических построениях использовал идею линии жизни, направленной на реализацию жизненной цели, которая структурируется в жизненный стиль. Г. Салливан считал, что «история жизни человека — это прежде всего процесс приспособления к моделям и стандартам общества, в котором он живет, что передается из поколения в поколение», сама личность представляет собой совокупность таких моделей интерперсональных отношений [23, с. 80].

В середине 30-х гг. ХХ в. проблема жизненного пути стала актуальной для Б. Г. Ананьева в контексте его исследований по характерологии и С. Рубинштейна в рамках вопроса самосознания личности. С. Рубинштейн предлагает формулу осознания собственного жизненного пути: чем я был? => что я сделал? => чем я стал?

Человек, сделавший что-то значимое, становится другим. Однако, считает ученый, речь не идет о сведении истории человеческой жизни к перечню внешних дел. Сущность — в опосредованности развития личности ее делами. В деятельности психическое, духовное развитие не только обнаруживается, но и осуществляется [6].

В отличие от ранее рассмотренной позиции,

С. Л. Рубинштейн предлагает анализировать жизнь, жизненный путь не совокупностью (последовательностью) событий, а как целостность в разрезе трех типов жизненных отношений человека: отношения к предметному миру, отношение к другим людям и самоотношение. События здесь выполняют только функции узловых моментов, определяющих направление жизни на долгий период. Критические ситуации связываются им с вариативностью жизни.

Б. Г. Ананьев видит проблему жизненного пути в несколько ином ключе. В контексте собственной теории целостного развития человека в едином жизненном цикле он выделяет две главные закономерности индивидуального развития человека — взаимосвязи онтогенеза как генетически программируемого течения индивидуальной жизни в биологическом времени и жизненного пути, выстраиваемого по социальным проектам исторического времени, датируемого историческими и биографическими событиями. «Жизненный путь человека — это история формирования и развития личности в определенном обществе, Современника определенной эпохи и ровесника определенного поколения» [2].

2 Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989. С. 65. https://pp.omamvd.ru Psychopedagogy in Law Enforcement. Volume 28, No 3(94). 2023

В отличие от организма, который развивается по некой биологической программе, каждый человек имеет свою собственную судьбу и историю. Его судьба и история, с одной стороны, зависят от внешних обстоятельств и причин, а с другой — внутренних обстоятельств, которые человек создает сам и за которые несет персональную ответственность. Иными словами, личность может постепенно изменить в определенных пределах внешние условия своего существования, если поймет, что окончательная история ее жизни в ее руках.

В структуре жизненного пути Б. Г. Ананьев выделяет события, обстоятельства, социальную среду, собственную среду развития, индивидуальный образ жизни и др. Причем событие (значимое) является центральным элементом, под которым им понимается факт, существенно меняющий среду и социальную ситуацию развития, образ жизни, структуру личности, становится раздельной линией фаз жизни. Итак, жизненный путь в понимании Б. Г. Ананьева соответствует зафиксированным объективным вехам развития личности в историческом контексте общества, поколения, эпохи [2].

Н. А. Логинова, развивая идеи Б. Г. Ананьева, основное внимание сосредоточила на разработке биографического метода. Кроме того, в сфере ее интересов относительно жизненного пути оказалась проблема события в психологии. Событие вообще является основной единицей любого исторического процесса, в том числе и биографии человека. Автор утверждает, что «понимание сущности события во многом определяет понимание природы самого жизненного пути в целом» [5, с. 71]. Она выделяет три группы событий в жизни человека: события среды, события-поведения человека в окружающей среде (поступки), события внутренней жизни, или события-впечатления.

В 70-х-80-х гг. проблематика жизненного пути актуализируется, прежде всего, в работах К. А. Абульхановой-Славской, Л. И. Анциферовой, Н. А. Логиновой, Е. И. Го-ловахи, А. А. Кроника, Л. В. Сохань и др.

Следует отметить, что К. А. Абульханова-Славская одной из первых отметила взаимосвязь структурных и динамических подходов к анализу жизни индивида. Так, в структурном подходе она предлагает выделять в качестве единиц жизненного пути события, мероприятия, сферы жизни. В динамическом подходе автор фокусирует внимание на изучении временных параметров, таких как динамика жизненного пути, личностные механизмы, способы жизни. Более того, она указывает на полезность их соединения в изучении жизненного пути человека [8]. Поэтому важно исследовать не только события в жизни, но и то, как они реализуются в динамике жизни, как они становятся движущей силой развития личности, тем самым открывая дальнейшие жизненные перспективы. К. А. Абульхановой-Славской также вводятся составляющие жизненного пути: это жизненная позиция, жизненная линия, стратегия жизни, жизнен-

ная перспектива. Она раскрывает жизненный путь как конкретизацию жизнедеятельности личности, которая в свою очередь может рассматриваться как процесс решения ряда задач.

Основными аспектами исследований жизненного пути Е. И. Головахи и А. А. Кроника стали «субъективная картина жизненного пути» и связанное с ней психологическое время личности [4]. Учеными была создана более прочная концептуальная основа теории психологического времени. Их причинно-целевую концепцию можно считать логическим продолжением всех предыдущих концепций психологического времени личности. Ведущее положение данной теории состоит в том, что психологическое время формируется на основе переживания личностью определяющих связей между главными событиями ее жизни. Эти связи характеризуются направлением (причинные — с прошлого в настоящее, целевые — из настоящего в будущее), знаком (положительным, если они способствуют наступлению события, или отрицательным, если мешают), длительностью, субъективной вероятностью (характеризующей степень уверенности в том, что данное событие наступает как следствие предыдущего), принадлежностью прошлому, настоящему или будущему.

Авторы разработали метод каузометрии («измеряю причины»), позволяющий осуществлять диагностику субъективной картины жизненного пути, определять наиболее значимые события жизни человека, степень адекватности их сознания, взаимосвязь основных сфер жизнедеятельности, специфику представлений личности относительно ее прошлого, настоящего и будущего.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В междисциплинарных исследованиях жизненного пути А. А. Кроник со ссылкой на В. И. Ковалева [4; 13] выделяет три аспекта:

— объективный, ориентированный на прогноз будущих событий жизни на основе типового жизненного расписания представителей социальной группы, к которой личность принадлежит;

— субъектный, касающийся прогноза жизненного пути на основе анализа его картины в самосознании личности;

— субъективный, связанный с прогнозом изменений в самой субъективной картине жизни [4; 13].

По мнению А. А. Кроника, центральным в психологическом исследовании является третий аспект: без субъективного прошлого нет субъективного будущего и объективного настоящего. Долгосрочная регуляция будущего определяется устойчивостью и динамикой картины жизненного пути.

На основе анализа и обобщения идей плеяды отечественных и зарубежных исследователей Е. И. Головаха выделяет параметры, измерение которых позволяет оценивать будущую временную перспективу как благоприятный или негативный фактор развития личности и ее жизненного пути. Автор выделяет такие параметры

жизненной перспективы, как целостность, продолжительность, реалистичность, дифференцированность, оптимистичность, согласованность перспективы [7].

Отдельного внимания заслуживает и подход И. С. Кона к жизненному пути как предмету междисциплинарных исследований [11]. Важнейшие процессы развития индивида как личности невозможно понять без учета его взаимодействия с другими людьми и социальными институтами. Содержательная характеристика процессов, свойств и стадий индивидуального развития человека возможна либо в системе онтогенеза, либо в системе жизненного цикла, либо в системе жизненного пути. Однако эти системы не являются, по мнению ученого, рядоположными: жизненный путь личности включает в себя жизненный цикл индивида, который в свою очередь, включает онтогенез. Зная соответствующие биологические и социальные законы, можно достаточно точно предсказать, когда, в каком среднем возрасте средний индивид данного общества столкнется с теми или иными проблемами, каким образом эти проблемы связаны друг с другом, от каких факторов зависят глубина и продолжительность ее переживания и каковы типичные варианты ее решения. Однако, рассматривая жизненный путь личности, объективные данные придется дополнить субъективными: это могут быть любые события ее индивидуальной жизни. Автор выделил составляющие исследования жизненного пути, для понимания которого предлагает учитывать множество социально-неструктурированных, случайных жизненных событий, ситуаций и кризисов, а также тех способов, которыми сама личность позволяет решать возникающие перед ней задачи.

Таким образом, во взглядах И. С. Кона жизненный путь осознается объективной психической надстройкой над социальным жизненным циклом и биологическим онтогенезом в процессе развития личности.

Новый всплеск научной заинтересованности проблемой жизненного пути возник в конце 1990-х — начале 2000-х гг., когда произошло проникновение психотерапевтических и консультативных практик в теоретическую сферу. Этот период характеризуется критическим пересмотром и переосмыслением подходов к проблеме жизненного пути, прежде всего в рамках экзистенциальной и гуманистической парадигм.

Так, В. Н. Дружинин в контексте проблем экзистенциальной психологии рассматривает жизнь. Основу данной типологии составляют три личностные характеристики: направленность к- или от-жизни, активность-пассивность и креативность-нормативность. Он попытался типологизировать «варианты» жизни, выделив способы выстраивания жизненного пути, которые называет следующим образом: «жизнь как введение в жизнь», «жизнь как сновидение», «жизнь как трата времени», «жизнь против жизни», «жизнь по правилам», «жизнь как достиже-

ния», «жизнь как творчество» и «жизнь как предмет творчества» [24].

Анализируя наработки ученых за последние годы, рассмотрим авторскую модель И. В. Логутенковой, которая, опираясь на системный подход, представила структурную и содержательную части в жизненной перспективе личности [25]. В нее входят смысловой компонент (представления личности о себе, мире, восприятие личностью своей будущей жизни); ценностный компонент (спектр личностно значимых ценностей и воплощения этих ценностей через различные сферы жизни); личностный компонент (эмоционально-оценочный аспект, т. е. окрашенность будущего в оптимистичное или пессимистичное, привлекательное или угрожающее; Я-локус — высокая или низкая активность человека по отношению к будущей жизнедеятельности, рассчитывает ли человек в будущем на свои собственные ресурсы или полагается на внешние обстоятельства); временной компонент будущего (наличие жизненных целей, планов, представление личности о действиях, средствах, необходимых для реализации плана и конкретизации временных сроков достижения целей); пространственный компонент (диапазон различных сфер будущей жизнедеятельности личности, широта или узость областей будущей самореализации, определенность-неопределенность профессиональной перспективы будущего и др.); организационно-деятельностный компонент (совокупность стратегий, стилей и форм поведения человека в настоящем, посредством которых жизненные планы получают возможность последовательно воплощаться в реальность) [24].

Таким образом, анализ различных подходов к изучению жизненной перспективы как составляющей жизненного пути личности позволяет говорить о том, что сложилась определенная научная парадигма в понимании данного феномена (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анциферова, Б. Г. Ананьев, В. Г. Асеев, Р. А. Ахмеров, Я. В. Васильев, М. Р. Гинзбург, Е. И. Головаха, В. И. Ковалев, И. С. Кон, А. А. Кроник, Л. Ю. Кублицкене, Н. А. Логинова, А. В. Орлов, И. А. Ральникова, С. Л. Рубинштейн, Л. В. Сохань, Н. Н. Толстых, Г. С. Шляхтин, Р. Кастенбаум, Ш. Бюлер, Т. Коттл, К. Левин, Ж. Нюттен, Л. Франк и др.).

Выводы

1. Проведенный анализ работ по проблеме жизненных перспектив позволяет говорить о том, что в настоящее время созданы методологические предпосылки для их осмысления и данная проблема становится предметом активного изучения в современной науке.

2. Основным теоретико-методологическим направлением исследования жизненной перспективы личности и ее содержательной части является изучение этого феномена в контексте субъективного параметра времени и субъективной картины жизненного пути.

3. Жизненная перспектива определяется как многомерный образ будущего, состоящий из таких параметров, как целостность, продолжительность, реалистичность,

дифференцированность, оптимистичность и др., и понимается многими учеными как целостная картина будущего в сложной взаимосвязи ожидаемых и планируемых событий. Жизненная перспектива, будучи элементом субъективной картины жизненного пути личности, является сложной иерархической системой, структурными единицами которой считают ценностные ориентации, жизненные цели, программы, планы, а также эмоциональную, когнитивную и поведенческую составляющие.

4. Жизненная перспектива в качестве целостной картины желаемого и осознаваемого будущего является сложным психическим образованием, что регулирует развертывание жизненного пути личности. Субъективную картину жизненного пути и жизненные перспективы личности необходимо исследовать в их взаимосвязи и обусловленности. Жизненный путь выступает как предмет

или чаще объект биографического исследования. Решение проблемы жизненных перспектив может заключаться в том, что от стихийного способа жизни человек может перейти к такому, который он будет осознавать и определять сам. В свою очередь, утрата жизненных ориентиров составляет важную психологическую проблему, которая требует от психолога глубокого понимания механизмов формирования жизненной перспективы личности через коррекцию ценностей, перцепции жизненного пути и его временных аспектов.

Перспективы. Исследование динамического и содержательного компонентов процесса планирования жизненного пути личности, определение ведущих качественных и количественных характеристик, составляющих жизненные перспективы современной молодежи в условиях изменяющегося мира.

Список источников /References

1. Салихова Н. Р. Ценностно-смысловая организация жизненного пространства личности. Казань, 2010. 452 с.

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 337 с.

3. Головаха Е. И. Жизненные перспективы и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. СПб., 2001. С. 256-269.

4. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. М., 2008. 267 с.

5. Логинова Н. А. Некоторые итоги развития биографического метода психологии в ХХ веке // Методология и история психологии. 2006. Т. 1, вып. 2. С. 67-81.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2004. 713 с.

7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 107 с.

8. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. 299 с.

9. Ральникова И. А. Жизненные перспективы личности в научной парадигме психологического знания // Известия АлтГУ. 2011. № 21. С. 53-60.

10. Кон И. С. Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования // Человек в системе наук. М., 1989. С. 471-483.

11. Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности // Психологический журнал. 1987. Т. 8, № 4. С. 135.

12. Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. М., 1982. 309 с.

13. Ковалев В. И. Личностное время и жизненный путь личности // Психология личности и время жизни человека : сб. науч. докл. Т. 1. Черновцы, 1991. С. 5-14.

14. Buhler Ch. Der menschiche Lebenslauf als phychologisches problem. Leipzig, 1933. 328 p.

15. Жане П. Эволюция памяти и понятие времени // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. М., 1979. С. 85-92.

16. Lewin K. Time Perspective and Morale. Civilian Morale. N. Y., 1942. Рр. 103-124.

17. Frank L. K. Time Perspective. Journal of Social Philosophy. 1939. № 4. Рр. 293-312.

18. Fraisse P. Psychologie du Temps. Paris, 1957. 326 р.

19. Zimbardo P. G., Boniwell I. Balancing One's Time Perspective in Pursuit of Optimal Functioning. Positive psychology in practice. Hoboken. N. J., 2004. Рр. 165-180.

20. Толстых Н. Н. Роль временной перспективы в развитии личности и индивидуальности в юношеском возрасте // Научные основы прикладной психологии : тезисы докладов к VII съезду Общества психологов СССР. М., 1989. С. 151-152.

21. Шляхтин Г. С. Возрастные особенности временной перспективы личности // Психология личности и время : тезисы Всесоюз. науч. конф. : в 2 т. Черновцы, 1991. Т. 2. С. 27-29.

22. Мандрикова Е. Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности // Психологический журнал. 2008. Т. 29, № 4. С. 54-65.

23. Бусыгина Н. П. Психоаналитическая интерпретация как исследовательская стратегия // Консультативная психология и психотерапия. 2012. № 4. С. 60-84.

24. Дружинин В. Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии. М., СПб., 2000. 210 с.

25. Логутенкова И. В. Жизненные перспективы личности: авторская модель // Научный форум: Педагогика и психология : сб. ст. по мат-лам ХХХ междунар. науч.-практ. конф. М., 2019. № 6(30). С. 57-64.

Поступила 10.04.2023; одобрена после рецензирования 20.05.2023; принята к публикации 30.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.