Научно-практическая статья
УДК 159.92:929.5 © И. Ф. Муханова, 2022
doi: 10. 24412/1999-6241-2022-491-420-428
5.3.1 Общая психология, психология личности, история психологии
Биографический метод как способ познания жизненного пути личности на примере студенческой молодежи Донбасса
Ирина Федоровна Муханова \ кандидат психологических наук, доцент кафедры философии и психологии; mukhanovai@mail.ru; https://orcid.org/0000-0003-3666-4581
1 Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького, 83003, Донецк, пр. Ильича, 16, Донецкая Народная Республика Реферат
Введение. Психология жизненного пути личности является одним из наиболее динамично развивающихся направлений психологии, которое конституируется собственным предметом и оригинальным методом его познания. К предмету психологии жизненного пути относятся психологические феномены, механизмы и закономерности осуществления личностью собственной жизни. Изучение жизненного пути человека как личности и субъекта деятельности целесообразно осуществлять на основе биографического метода. Цель — теоретический анализ различных подходов к изучению жизненного пути личности и одного из эффективных методов его исследования — биографического, а также эмпирическое исследование жизненного прогнозирования, позволяющего раскрыть перспективы жизненного пути личности студента, его потребности и ожидания от будущего в периоды военных действий. Материалы и методы. Использовались теоретический анализ отечественных и зарубежных научных источников; общенаучные методы теоретического уровня (анализ, синтез, систематизация, обобщение научно-теоретических данных); эмпирические методы (биографический метод, анкетирование); методы обработки результатов (качественный и количественный анализ эмпирических данных). В исследовании приняли участие 220 студентов Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького в возрасте 17-19 лет. Были использованы авторская анкета, включающая 20 вопросов, биографические методы. Результаты и обсуждение. Изучена эффективность биографического метода в исследовании жизненных перспектив студенческой молодежи. Охарактеризованы особенности ее жизненных перспектив в поворотные моменты — биографические события, когда постоянно присутствует угроза жизни, нарушены коммуникации, отсутствуют элементарные условия для жизни, когда имеются ограничения осуществлять процесс обучения и т. д. Жизненная перспектива рассматривается как целостная картина будущего в сложной и противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий. Отмечены социально-психологические ресурсы личности для выстраивания своего жизненного пути: устойчивые базовые ценности, опора на семью, ответственность за собственную жизнь, реалистичность во время прогнозирования жизненных событий и др. Выводы. Биографические методы позволяют раскрыть перспективы жизненного пути личности студента, его потребности и ожидания от будущего, отношение к настоящему в период военных действий. На данном этапе у студенческой молодежи может происходить модификация прежде сложившегося образа будущего, что оказывает влияние на разные сферы жизни.
Ключевые слова:жизненный путь; жизненные перспективы; событийно-биографический подход; событие; биографический метод; каузометрия; студенты; молодежь; военные действия
Для цитирования: Муханова И. Ф. Биографический метод как способ познания жизненного пути личности на примере студенческой молодежи Донбасса // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. № 4(91). С. 420-428. https://doi.org/10.24412/1999-6241-2022-491-420-428
Scientific and Practical Article
UDC 159.92:929.5 © I. F. Mukhanova, 2022
doi: 10. 24412/1999-6241-2022-491-420-428
5.3.1 General Psychology, Personality Psychology, History of Psychology
Biographical Method as a Way of Getting to Know one's Life Path on the example of Student Youth in Donbas
Irina F. Мukhanova \ Candidate of Sciences (in Psychology), Associate-Professor at the chair of Philosophy and Psychology; mukhanovai@mail.ru; https://orcid.org/0000-0003-3666-4581
1 Donetsk National Medical University named after M. Gorky, 16, Ilyicha pr., Donetsk, 83003, the Donetsk People's Republic Abstract
Introduction. The psychology of a person's life path is one of the most dynamically developing areas of psychology, which is constituted by its own subject and the original method of its cognition. The subject of the psychology of life path includes psychological phenomena, mechanisms and patterns of a person's implementation of his own life. It is reasonable to study the life path of an individual as a personality and as the subject of activity via a biographical method. The goal is a theoretical analysis of various approaches to the study of a person's life path, one of the effective methods of its study being biographical, as well as an empirical study of life forecasting, which allows revealing the prospects for the life path of a student's personality, his needs and expectations from the future during periods of military operations. Materials and Methods. The research employed theoretical analysis of domestic and foreign scientific sources; general scientific methods of theoretical level (analysis, synthesis, systematization, generalization of scientific and theoretical data); empirical methods (biographical method, questioning); methods for processing results (qualitative
and quantitative analysis of empirical data). The survey involved 220 students of Donetsk National Medical University named after M. Gorky aged from 17 to 19. The author's questionnaire composed of 20 questions and biographical methods were used. Results and Discussion. The effectiveness of the biographical method in the study of life prospects of student youth has been investigated. The author describes the features of their life prospects at turning points - biographical events, when there is a constant threat to life, communications are broken, there are no elementary conditions for life, when there are restrictions on the learning process, etc. The life perspective is considered as a holistic picture of the future in a complex and contradictory relationship of programmed and expected events. The emphasis is put on the socio-psychological resources of the individual for building their course of life: stable basic values, reliance on the family, responsibility for one's own life, realism when predicting life events, etc. Conclusions. Biographical methods ensure revealing the prospects for the life path of a student's personality, his needs and expectations from the future, attitude towards the present during periods of military operations. At this stage, student youth may undergo a modification of the previously established image of the future, which affects different areas of their lives.
Keywords: life path; life prospects; event-oriented and biographical approach; event; biographical method; causometry;
students; youth; military operations
Citation: Mukhanova I. F. Biographical Method as a Way of Getting to Know one's Life Path on the example of Student Youth of Donbas. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2022. Vol. 27, No. 4(91). Pp. 420-428. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/1999-6241-2022-491-420-428
Основные положения
1. Жизненный путь личности выступает в качестве объекта междисциплинарного познания, в структуре которого свой предмет находит психология жизненного пути. Взаимодействие личности с собственной жизнью, психические структуры и процессы, опосредствующие его, составляют психологический аспект многосторонней проблемы жизненного пути.
2. Жизненный путь зависит от исторического времени, в котором живет человек, а в биографии человека существуют поворотные моменты — биографические события, сопровождающие принятием решения и вызывающие значительные личностные и социальные изменения.
3. Понимание сущности событий во многом определяет понимание природы жизненного пути в целом, который целесообразно изучать с помощью адекватного метода. Основным методом — способом познания предмета — в психологии жизненного пути служит биографический метод (собирание и анализ данных о жизненном пути человека как личности и субъекте деятельности).
4. У молодежи, проживающей в условиях боевых действий, повышается ценность настоящего, жизни сегодняшним днем и жизни в целом, сохраняется способность планировать свою жизнь достаточно активно по разным сферам, на короткое время (несколько дней, неделю), что делает возможным более реалистично планировать свое будущее, разделять действительность и фантазию, концентрировать усилия на том, что имеет объективные основания для осуществления поставленных целей в будущем. Главным событием в биографии, мешающим планированию жизненных перспектив, считают военные действия.
Введение
Актуальность, значимость и сущность проблемы. Исследования жизненного пути и жизненных перспектив в отечественной и зарубежной психологии ведутся давно, однако не утрачивают своей актуальности и сегодня. Очевидно, что социальные, политические и экономические изменения, а также военный конфликт
на Донбассе повлияли на восприятие людьми жизни и своего места в ней. Для подрастающего поколения,
чье самосознание, система норм и ценностей формируются в новых условиях, заданных социумом, проблема восприятия ими своего жизненного пути особенно актуальна, поскольку перед юношами и девушками возникает необходимость самосознания, в первую очередь профессионального, а также самоопределения в личной жизни. Именно в юношеском возрасте личность впервые учится влиять на перспективу собственной жизни, формировать ее. В это время происходит интенсивная работа по формированию мировоззрения и выработке собственной философии [1, с. 234-238]. Поэтому целесообразно изучать особенности жизненного пути именно молодежи, так как молодой человек остается вечно ищущим, знающим, что он ищет.
Жизненный путь зависит от исторического времени, в котором живет человек. На наш взгляд, в 2014 г. в биографии жителей Донбасса произошло поворотное событие — вооруженный конфликт. Жизнь каждого человека изменилась. В таких условиях, когда постоянно присутствует угроза жизни, нарушены коммуникации, когда появляются ограничения в осуществлении процесса обучения и трудовой деятельности, изучение жизненного пути молодежи становится важным при рассмотрении восприятия будущего, постановке целей, выборе путей их реализации и жизненного пути в целом.
Лучшим способом изучения развития личности является осмысление уникальности ее жизненного пути, в основе периодизации которого могут пролегать конкретные жизненные (биографические) события, охватывающие социальные явления и психофизиологические процессы, переживаемые самой личностью. По мнению сторонников событийно-биографического подхода (Л. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржова, Н. А. Логинова, Е. И. Головаха, А. А. Кроник, В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев и др.), то, как воспринимается, интерпретируется и переживается событие человеком, определяет психологическую судьбу личности.
Изучение жизненного пути человека как личности и субъекта деятельности целесообразно осуществлять именно на основе биографического метода, последний есть исследование самого бытия личности. Б. Г. Ананьев, определяя суть биографического метода, указывал на его специфический предмет — жизненный путь [2].
Цель исследования — теоретический анализ подходов к изучению жизненного пути личности и одного из эффективных методов его исследования — биографического, а также эмпирическое исследование жизненного прогнозирования, позволяющего раскрыть перспективы жизненного пути личности студента, его потребности и ожидания от будущего в период военных действий.
Теоретические предпосылки и обзор исследований. На современном этапе психология жизненного пути личности — одно из наиболее динамично развивающихся направлений психологии.
Самостоятельный статус психологии жизненного пути среди отраслей и разделов современной науки конституируется собственным предметом и оригинальным методом его познания. Так, ее предмет составляют психологические феномены, механизмы и закономерности осуществления личностью собственной жизни. Среди многочисленных феноменов, входящих в круг изучения психологии жизненного пути, наибольший теоретический и практический интерес представляют особые психические структуры личности, которые называют психобиографическими образованиями.
Психобиографические образования личности — это психические феномены, в которых отражается и посредством которых регулируется реальный жизненный путь. Это жизненная перспектива, жизненные планы и программы, жизненные цели и задачи, психологическое время и психологический возраст личности, субъективная картина жизненного пути, жизненная мудрость и, наконец, смысл жизни. Закономерности возникновения, развития и преобразования, а также механизмы функционирования психобиографических образований личности — все это сфера компетенции психологии жизненного пути. С такой точки зрения психология жизненного пути — это психология личности как субъекта жизни, т. е. творца собственной судьбы. Неверно было бы думать, что сам по себе жизненный путь личности является предметом психологического исследования. Жизненный путь личности, скорее, выступает в качестве объекта междисциплинарного познания, в структуре которого свой предмет находит психология жизненного пути. Взаимодействие личности с собственной жизнью, психические структуры и процессы, опосредствующие это взаимодействие, — вот исконно психологический аспект многосторонней проблемы жизненного пути [3, с. 3].
Первые научные попытки описания жизненного пути представляют собой построение теории личности «во времени» в противовес чисто структурным определениям личности. Первым исследователем эволюции личности в реальном временном протекании является
французский ученый П. Жане, который предпринял
попытку связать биологическое, психологическое и историческое время в единой системе координат.
Другую концепцию личности в масштабе жизненного пути предложила Ш. Бюлер, чей труд о человеческой жизни считается исходным для изучения жизненного пути личности и генетических связей между его фазами. Автор, опираясь на собственную концепцию, установила закономерности в смене фаз жизни, в смене доминирующих тенденций, в изменении объема жизненной активности в зависимости от возраста [4]. В поздних исследованиях Ш. Бюлер были намечены научные проблемы, которые впоследствии составили проблемное поле экзистенциальной психологии и современной психологии жизненного пути. Это проблемы смысла жизни и жизненных целей, отношения личности к смерти и собственной судьбе.
Основоположниками психологии жизненного пути можно считать известных российских психологов С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, К. А. Абульханову-Славскую, А. Н. Леонтьева, Л. И. Анциферову, Н. А. Логинову, В. И. Ковалева, А. А. Кроника и многих других. В их исследованиях намечено поле проблем, которые долгое время оставались невостребованными и неразрешенными в других отраслях психологической науки.
В 1935 г. в «Основах психологии» С. Л. Рубинштейн обратился к проблеме жизненного пути, критикуя суждения Ш. Бюлер о том, что личность в своем жизненном пути есть только проект того, что заложено в детстве. По мнению С. Л. Рубинштейна, жизненный путь есть некая целостность и в то же время он состоит из этапов, каждый из которых может стать поворотным в жизни личности [5]. Жизненный путь для ученого не сумма жизненных событий, отдельных действий, продуктов творчества, а целостное, непрерывное явление. Каждый человек, полагает С. Л. Рубинштейн, имеет свою собственную историю и даже становится личностью именно потому, что имеет свою жизненную историю. Для него важно не просто выделить возрастные этапы, а учесть, как каждый из них подготавливает последующий и влияет на него. Исследователь утверждает, что каждый этап играет важную роль в жизненном пути, но не определяет его с фатальной неизбежностью. Центральная проблема личной жизни — сможет ли личность стать субъектом собственной жизни. Личность как субъект жизни — это идея об индивидуально-активном человеке, строящем условия жизни и свое отношение к ней.
Жизненный путь человека, с позиции Б. Г. Ананьева, представляет собой историю формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. В этом смысле жизненный путь личности — это история социализации личности, последовательного включения человека в различные системы социальных отношений в конкретное историческое время. Поэтому наряду с факторами прямого, межличностного взаимодействия
жизненный путь личности обусловлен всей совокупностью общественных отношений — экономических, политических, правовых и др. [2]. В исследованиях, выполненных под руководством Б. Г. Ананьева, на основе классификации, предложенной Ш. Бюлер, выделяются события внешней среды, события внутренней жизни и события поведения.
К событиям среды, при которых перемена обстоятельств происходит не по воле и инициативе человека, можно отнести, например, различные исторические события. Одни и те же события могут иметь разную степень значимости для человека, выступать или не выступать в качестве поворотных моментов жизни. Человек может иметь разную степень включенности в историческое время. События внутренней жизни составляют «духовную биографию личности». События поведения представляют собой поступки человека; существуют такие классы поступков, как гражданские, трудовые, коммуникативные и др. Поступок-событие не только служит достижению конкретной цели, но и открывает новую жизненную перспективу.
В контексте понимания проблемы жизненного пути личности К. А. Абульханова-Славская обращается к вопросу о взаимосвязи структурных и динамических подходов к анализу жизни индивида. Структурный подход предлагает следующие единицы жизненного пути: события, мероприятия, сферы жизни. Динамический подход фокусируется на изучении временных параметров: динамики жизненного пути, личностных механизмов, способов жизни. Автор указывает на полезность их соединения в изучении жизненного пути человека [6]. Таким образом, важно исследование не только событий в жизни, но и того, как они реализуются в динамике жизни, как становятся движущей силой развития личности и тем самым открывают дальнейшие жизненные перспективы.
Особое значение при разработке психологии жизненного пути отводится феномену жизненных перспектив личности. Анализ идей разных авторов свидетельствует о том, что существует научная парадигма в понимании жизненных перспектив.
К. К. Платонов формулирует понятие «жизненная перспектива» как «образ желанной и осознаваемой как возможной своей будущей жизни при условии достижения определенных целей» [7, с. 51]. Однако перспектива — это не всегда желаемое, но и нередко ожидаемое с тревогой и опасениями. Такие события, как, например, неудачи и утраты, вряд ли целесообразно планировать, но их вполне можно ожидать, готовясь к предотвращению негативных последствий. Поэтому жизненную перспективу следует рассматривать как целостную картину будущего в сложной и противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий. Если человек ожидает утраты и неудачи, но в арсенале программируемых событий не находит того, что могло бы предотвратить или преодолеть последствия ожидаемых потерь, его жизненная перспектива теряет положитель-
ную регулятивную функцию и может дезорганизовывать поведение [7].
Е. И. Головаха трактует жизненную перспективу как целостную картину будущего в сложной противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человека связывают социальная ценность и индивидуальный смысл собственной жизни [8].
К. А. Абульханова-Славская предлагает различать «психологическую, личностную и жизненную перспективы как три различных явления» [6, с. 143]. По ее мнению, психологическая перспектива — это «способность человека сознательно, мысленно предвидеть будущее, прогнозировать его, представлять себя в будущем. Личностная перспектива включает не только способность человека предвидеть будущее, но и готовность к нему в настоящем, установку на будущее (готовность к трудностям в будущем, к неопределенности и т. д.). Жизненная перспектива предполагает совокупность обстоятельств и условий жизни, которые создают для человека возможность оптимального жизненного продвижения» [6, с. 144].
Е. Ю. Мандрикова выделила четыре подхода к осмыслению жизненных перспектив: мотивацион-ный, типологический, образовательный, событийно-биографический, глубинный анализ которых демонстрирует отсутствие единства в изучении этого феномена, его дискуссионность и широкую вариативность возможных трактовок жизненного пути в психологии [9].
Активное развитие событийно-биографический подход получил в 70-е гг. XX в. (Р. А. Ахмеров, О. В. Бе-лановская, Е. И. Головаха, А. А. Кроник, Д. А. Леонтьев, Е. Ю. Мандрикова, Н. Н. Толстых, В. С. Хомик, Е. В. Ше-лобанова и др.), в рамках которого единицей измерения структуры жизненного пути выступает событие — «узловой момент и поворотный этап жизненного пути личности». Важным здесь является определение события в психологии жизненного пути по С. Л. Рубинштейну: «Событие — это поворотный этап жизненного пути, когда принимаются важные решения на длительное время» [5, с. 112].
Для развертывания любого психологического исследования нужен адекватный метод сбора и анализа изучаемой проблемы. Каждый научный метод обладает как достоинствами, так и недостатками. Методы не конкурируют между собой, а дополняют друг друга. Такие содружественные, координационные отношения методов отражены в многоуровневой и многоаспектной классификации Б. Г. Ананьева: организационные и эмпирические методы, методы обработки данных, интерпретационные методы [10]. Среди эмпирических методов, самой обширной группы методов, в одном ряду с хорошо развитыми и общепризнанными, такими как экспериментальные, обсервационные, психодиагностические, праксиметрические, исследователь поместил биографический метод, на наш взгляд, почти забытый в науке.
Ученый первым уделил этому методу внимание в связи с комплексным исследованием развития инди-
видуальности и разработкой вопросов их методологии. Возрождение биографического метода началось именно в научной школе Б. Г. Ананьева на рубеже 1960-70-х гг. и совпало с подъемом биографических исследований в мировой психологии и социологии. Благодаря ему биографический метод, можно сказать, переживает сегодня второе рождение. Большую роль в «возвращении» биографического метода в поле научных методов сыграли также работы А. П. Вардомацкого, В. В. Воронкова, Е. А. Здравомысловой, Н. А. Логиновой, Е. Ю. Мещер-киной, Н. А. Рыбникова, В. В. Семеновой [11].
«Биографический метод — собирание и анализ данных о жизненном пути человека как личности и субъекта деятельности (анализ человеческой документации, свидетельств современников, продуктов деятельности самого человека и т. д.)» [12, с. 310]. Биографический метод оперирует данными об объективных событиях и субъективных переживаниях личности в разных жизненных обстоятельствах, на основе чего позволяет делать умозаключения о характере, самосознании, жизненной направленности, таланте и жизненном опыте личности. Все эти структуры относятся к личностно-биографическим и не могут быть поняты в отрыве от реального жизненного пути человека, а следовательно, без биографического метода.
Биографический метод используется многими дисциплинами, такими как история, искусствоведение, социология, психология, педагогика, этнология, этнография и др. Главные сферы применения биографических методов в психологии — психология личности, возрастная, социальная, дифференциальная, медицинская психология, история психологии, прикладные области (работа с персоналом, сбор анамнеза в клинике, изучение личности преступника).
В словаре «Психология» дается следующая характеристика биографического метода (методов): «Способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений со значимыми другими, направлены на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности, пространственно-временной организации ее деловой, семейной и духовной жизни, природной и социальной среды» *.
Л. Ф. Бурлачук и Е. Ю. Коржова в контексте изучения временного модуса будущего также используют биографический метод, разработанный школой Ананьева, и принимают его основной единицей анализа оценки будущего [13]. Далее, выстраивая собственную модель оценки жизненных перспектив, путем психобиографического анализа жизнеописания изучают варианты поведения личности в контексте ситуаций и времени. По их мнению, биографический подход позволяет осмыслять жизненные ситуации, сопровождающие человека на про-
тяжении всего жизненного пути, и изучать обыденные для него стратегии подбора и избегания социальных ситуаций [13].
Биографический метод существует в психологии в разных формах в виде частных методик: биографическая анкета, биографическое интервью, контент-анализ биографических документов. Его используют в номоте-тическом и идеографическом планах, а именно для исследования общих закономерностей жизни и развития личности и для изучения индивидуальности конкретного человека (анализ «случаев», написание жизненной истории, или психобиографии одного человека) [11]. Были проведены специальные методические эксперименты, доказывающие валидность биографических методов [14], также подтверждающие надежность каузометрического метода, имеющего непосредственное отношение к биографическому методу в целом [15].
Материалы и методы
Теоретико-методологическую основу нашего исследования составили теории, описывающие феномен субъективной картины жизни (К. А. Абульханова-Славская, Р. А. Ахмеров, Т. Н. Березина, Е. И. Головаха, В. И. Ковалев, А. А. Кроник, Н. А. Логинова, Ж. Нюттен), механизмы формирования и закономерности функционирования представлений личности о своем прошлом и будущем (В. В. Нуркова, Л. А. Регуш), ценностно-смысловую сферу личности (И. В. Абакумова, А. Г. Асмолов, Б. С. Бра-тусь, Е. Е. Вахромов, П. Н. Ермаков, Д. А. Леонтьев); событийно-биографический подход (Р. А. Ахмеров, О. В. Белановская, Е. И. Головаха, А. А. Кроник, Д. А. Леонтьев, Е. Ю. Мандрикова, Н. Н. Толстых, В. С. Хомик, Е. В. Шелобанова); теории развития и саморазвития личности в период обучения в вузе (Л. И. Дементий, С. Т. Джанерьян, Е. А. Климов, Н. А. Лызь, В. Г. Маралов, Л. М. Митина, А. К. Осницкий, В. И. Слободчиков). Среди зарубежных авторов, рассматривающих данный вопрос, можно назвать Ш. Бюлер, Р. Кастенбаума, Т. Котт-ле, К. Левина, Ж. Нюттена, С. Мадди, Р. Мэй, В. Франкла, Л. Франка, И. Ялома и др.
Исследование жизненного пути предполагает разработку методического инструментария. Ключевым моментом нашей работы является изучение событий как структурных элементов модуса будущего в контексте осмысления жизненных перспектив человека. В ходе нашего исследования мы использовали каузометрию и футурологический опрос — основные биографические методы, диагностирующие целостную субъективную картину жизненного пути, включающую в себя как прошлые, так и будущие, ожидаемые и запланированные человеком события, перспективы жизненного пути личности, планы, потребности и ожидания от будущего [16]. Вместе с тем была использована авторская анкета, включающая 20 вопросов, ответы на которые раскрывают особенности психоэмоционального состояния молодежи
* Психология : словарь. М., 1990. С. 40. 424 ISSN 1999-6241 Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. Том 27, № 4(91)
в период боевых действий, ценностных ориентаций и образа будущего. Эти показатели позволяют изучить динамические компоненты процесса планирования жизненного пути индивида.
Эмпирическое исследование проводилось в период специальной военной операции России по защите жителей Луганской Народной Республики и Донецкой Народной Республики в апреле 2022 г. Исследование с обучающимися Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького осуществлялось в онлайн-формате (рассылка анкеты, каузометрического и футурологического опросов). Онлайн-диагностика была избрана в связи с организованным с 23 марта 2022 г. дистанционным обучением в период ежедневных массивных артиллерийских обстрелов в регионе и высокой степенью опасности для жизни. В нем приняли участие 220 студентов 1-го курса (62 юноши и 158 девушек в возрасте 17-19 лет) из разных городов Донецкой Народной Республики (Горловка, Донецк, Дебальцево, Енакиево, Зугрэс, Макеевка, Харцызск, Шахтерск, Ясиноватая).
Результаты и обсуждение
Для изучения психоэмоционального состояния, ценностных ориентаций, выстраивания жизненного
пути молодежью в период специальной военной операции, была разработана и использована авторская анкета, включающая 20 вопросов.
По ее результатам выяснилось, что 68% студентов издалека или рядом наблюдали и слышали взрывы, обстрелы, прятались в убежищах, но раненых и убитых не видели; 29% — непосредственно видели и слышали обстрелы, взрывы, наблюдали разрушения, раненых и убитых жителей; 3% — эвакуировались в российские города. Таким образом, большинство молодежи (97%) остались со своими семьями на Донбассе, не выехав на подконтрольные Украине города и в другие страны, где безопасно. Этот факт говорит о сформированности позитивных установок студенческой молодежи на собственную этническую общность через отношение к ме-
сту проживания, русскому языку, культуре, традициям региона. 48% студентов утверждают, что они стали еще большими патриотами.
На поведение 61% молодежи мысли о вооруженном конфликте по-разному влияют; на 22% — постоянно и лишь на 17% — мысли об этом не влияют. Отсюда следует, что у большинства студентов наблюдается нестабильное поведение в данный период жизни, имеет место сложность в управлении им.
Результаты опроса (рис. 1) позволяют сделать вывод о том, что, проживая реальные события своего времени, связанные с неопределенностью, ограничениями, высокой степенью риска для жизни, студенты испытывают определенные проблемы. Многие из них (58%) чувствуют обоснованный страх смерти родных и близких, почти половина (49%) — тревогу и чуть меньше имеют пониженное настроение (46%).
Вполне объяснимы появившиеся у 37% респондентов трудности в концентрации внимания, повышенное утомление (37%), напряжение (37%), привычка смотреть и читать информацию о боевых действиях (35%), раздражение (33%), трудности засыпания (31%), страх остаться без жилья (25%), страх собственной смерти (23%), слабость (23%), снижение памяти (19%), плохой аппетит (17%), приступы паники (12%), снижение ощущения удовольствия (12%), неприятные ощущения в теле (10%), раннее пробуждение (7%).
Выделяется и небольшая доля студентов (9%), которые не указали свои жалобы, что может свидетельствовать о таких индивидуально-психологических особенностях, как закрытость, инфантильность, и, возможно, психологических защитах в виде вытеснения и подавления переживаний, скорее «заморозки» чувств, а не их проживания.
Таким образом, данные об основной проблематике студенческой молодежи в период боевых действий указывают на наличие существенных проблем в психоэмоциональных состояниях (страхи, тревоги), менее существенных — в психосоматических состояниях (сла-
50 40 30 20 10 0
25 23 23
"" 19 17
13 12 12 10 9 7 | ......
/WW////W?
///S/
у
■f
<гГ
Рис. 1. Основные проблемы студентов в период боевых действий, % (Fig. 1. The main problems of students in the period of military operations, %)
бость, утомление, ощущения в теле, паника), незначительных — физиологического характера (сон, аппетит).
Более детальный анализ особенностей влияния боевых действий на студентов показывает, что 39% из них начинают больше ценить жизнь; 30% — ощущают, что жизнь проходит мимо; 27% — в этот период не имеют планов, живут текущим моментом; 25% — утрачивают уверенность в завтрашнем дне; 21% — теряют интерес к жизни; 15% — считают, что все становится бесполезным; однако 18% студентов охотно берутся за новые идеи и планы, а 9% могут осуществить еще больше дел. Итак, у одних отмечается тенденция к ценности и дальнейшему планированию жизни, у других — неуверенность в завтрашнем дне, потеря интереса к жизни и в связи с этим бесполезность ее планировать.
Для большинства студентов (85%) значимой опорой во время сложного периода их жизни служат близкие люди и семья, для 50% — друзья, для 48% — вера в будущее. Для 29% обследуемых опорными являются забота о ком-то, значимость своего участия в жизни другого; для 24% — занятия учебной деятельностью; 23% — повседневная деятельность; 20% — поставленные ранее цели и планы; 18% — занятия творчеством; 13% — воспоминания о прошлом; 4% — примеры других людей. Подобную тенденцию можно объяснить тем, что значительная часть юношей и девушек выражает позитивную установку на общепринятую социальную норму — родительскую семью, что указывает на высокую степень защищенности в семье, а также на важность межличностных отношений.
Изучение ценностных ориентаций студенческой молодежи в военный период жизни показал иерархию базовых ценностей (рис. 2).
Для студентов базовыми ценностями в этот период являются: семья и родные (89%); друзья, наличие хороших и верных друзей (64%); психическое и физическое здоровье (57%); жизнь (54%).
Использование в исследовании биографических методов позволило изучить динамические компоненты (перспективы жизненного пути личности, планы, потребности и ожидания от будущего) процесса планирования жизненного пути современной молодежи.
Как показывает наше исследование, студенты в возрасте 18-19 лет планируют свою жизнь в основном на 3-5 дней (30%), на месяц (19%), на несколько недель (14%), на года (13%), реже десятилетие (5%). Пустой тратой времени 19% молодежи считают планирование жизни.
Тот факт, что молодые люди в основном планируют свою жизнь на микроинтервалы, приводит нас к мысли о построении ими короткой временной перспективы, на которую могут влиять разные социально-политические, в частности военные, события, не ожидавшиеся студентами в своей жизни. Можно предположить, что у них наблюдается тенденция к меньшему потенциалу раскрытия своих возможностей. Ведь ранние исследования (Я. В. Васильева, В. Н. Карандышева, Н. Н. Толстых) указывают на то, что чем дальше в будущее вынесены цели, намерения, ожидания личности, тем большую целенаправленность, целеустремленность, устойчивость и последовательность они придают деятельности, тем значимее потенциал раскрытия человеческих возможностей. Еще Н. Н. Толстых указывал, что «возникновение глубокой временной перспективы — важный момент развития индивидуальности» [цит. по: 16].
Однако тенденция продумывать свою жизнь на короткое время делает возможным более реалистичное планирование будущего, когда человек может разделять действительность и фантазию, концентрировать усилия на том, что имеет объективные основания для осуществления поставленных целей в будущем.
Проанализировав представления студентов, касающиеся процентного выражения зависимости осуществления жизненных планов от самого человека, мы выяснили, что, по мнению большинства молодежи,
Потребности студентов
Общественное признание (уважение окружающих, товарищей по учебе, работе
Волонтерская деятельность Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)
Возможность творческой жизни Работа
Продуктивная жизнь
Развлечения (приятное, необременительное времяпровождение) Твердая воля (решение трудностей, умение настоять на своем)
Жилье
Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) Жизнерадостность (чувство юмора) Развитие (работа над собой, духовное и физическое развитие) Материальное обеспечение (отсутствие материальных затруднений)
Любовь Безопасность
Учеба (интеллектуальное развитие, расширение своего образования и кругозора)
Чуткость, забота, взаимовыручка Уверенность в себе, внутренняя гармония Жизнь
Здоровье (физическое и психическое) Друзья (наличие хороших и верных друзей) Семья, родные
10 I 11 ■ 12
■ 13
17 19 23
25
26 27
32
33
39 ■ 42 ш 44 45 45
54 57
Рис. 2. Иерархия ценностных ориентаций студентов в период боевых действий, % (Fig. 2. Hierarchy of students' values in the period of military operations, %)
6
64
89
0
20
40
60
80
100
осуществление жизненных планов зависит от человека на 70-80% (48%), в меньшей степени — на 90-100% (25%), на 50% (15%). Минимально выражены суждения, что этот показатель равен 50-60% (у 8%), 30-40% (у 3%) и 10-20% (у 1%). Данные свидетельствуют об уже сформированной ответственности респондентов за собственную жизнь и реалистичность прогнозирования жизненных событий, достижения намеченных целей. Хотя фактор внешних обстоятельств, случая, возможностей 78% студентов не исключают, исходя из пережитого опыта.
Событиями, мешающими планированию жизненных перспектив, респонденты называют войну (77%), болезни (52%), семейные (36%) и экономические обстоятельства (28%), низкую мотивацию достижения (24%), внутреннюю политику (18%), слабость характера и низкую волю (19%), экологию (2%) и др. (1%).
Распределение жизненных планов студентов, касающихся будущего места проживания, показало преобладание желания остаться дома (80%). Небольшое количество опрошенных предполагает уехать за границу (14%), еще меньшее — переехать в другой город (5%) и в другую область (1%). Эти данные еще раз подтверждают ценность этнического окружения, развития определенности молодежи относительно своего будущего. Вместе с тем у респондентов также прослеживается тенденция к формированию и развитию чувства реальности, адекватности, объективности, в частности относительно собственных тактических и стратегических жизненных перспектив.
Наше исследование показывает, что студенты, несмотря на изменяющиеся условия жизни, планируют свою жизнь достаточно активно по разным сферам: работа и карьера (80%), семья (71%), материальный достаток: заработать больше денег, купить машину и жилье (72%), учеба (64%), здоровье (54%), путешествия (47%), спорт (40%). Чем насыщеннее временная перспектива событиями, планами и надеждами, тем интенсивнее, содержательнее жизнь человека. И наоборот, чем меньше надежд, планов на будущее и реальных событий на временном горизонте, тем беднее и бессодержательнее жизнь.
Следует также отметить оптимистичное ожидание относительно будущих жизненных планов через 10 лет. Все респонденты способны планировать свою жизнь, что свидетельствует о положительном образе своего будущего и развитой способности молодежи действовать в настоящем в свете предвидения событий относительно далекого будущего.
Что касается отношения современной молодежи к прошлому, настоящему и будущему, то 58% ценят все, что было в прошлом, 19% многое изменили бы в прошлом, если бы могли; 14% считают, что его не вернуть, и не думают о нем; очень малая часть опрошенных обесценивают прошлое (2%) и равнодушны к нему (3%). Большинство студентов (78%) полагают, что настоящее — это короткий ценный отрезок времени, который нужно проживать. Данное понимание временной перспективы может исходить из интерпретации ее как способности молодежи
действовать в настоящем в свете предвидения событий относительно далекого будущего и осознанного проживания здесь и сейчас. Совсем немного испытуемых (13%) не задумываются о настоящем, еще меньше (5%) указывают, что «настоящее — отрезок длиною в жизнь», «вызывает грусть и плохие мысли», а некоторые (4%) считают, что настоящее не имеет значения, оно быстро проходит. Основная часть опрошенных (64%) устремлены в будущее, оно им интересно, ждут его; 18% боятся и тревожатся будущего, мысли о нем пугают; 13% — равнодушны к будущему; лишь 5% его не планируют.
Таким образом, у студенческой молодежи наблюдается тенденция к ценности настоящего, которое нужно проживать, устремленности в будущее и значимости прошлого опыта, что служит основанием осмысленности своего жизненного пути.
Выводы
1. Осмысление категории «личность» возможно при тщательном изучении особенностей ее жизненного пути, главным структурным элементом которого выступают определенные события, где социальные явления и психофизиологические процессы переживаются непосредственно личностью. Жизненный путь — это история индивидуального развития, жизнь человека как личности.
2. Теоретический анализ проблемы показывает, что особое значение при разработке психологии жизненного пути отводится феномену «жизненных перспектив личности». Анализ идей разных авторов свидетельствует о том, что существует определенная научная парадигма в понимании жизненных перспектив. Отечественная и зарубежная психология рассматривает жизненную перспективу как сложное системное образование, как совокупность обстоятельств и условий жизни, создающих для личности возможность оптимального жизненного продвижения. Жизненный путь выступает как предмет или чаще как объект биографического исследования.
3. В период специальной военной операции у большинства студентов при сформированности позитивных установок на собственную этническую общность через отношение к месту проживания наблюдаются нестабильное поведение, сложность в управлении им. Существенные проблемы отмечаются в психоэмоциональных состояниях (страх смерти родных и близких, тревожность, пониженное настроение). Базовыми ценностями в этот период являются семья и родные, друзья, наличие хороших и верных друзей, психическое и физическое здоровье, жизнь.
4. Современная молодежь выделяет основное событие, мешающее планированию жизненных перспектив, — военные действия. Жизнь планируется в основном на микроинтервалы, что делает возможным более реалистично планировать свое будущее, разделять действительность и фантазию, концентрировать усилия на том, что имеет объективные основания для реализации поставленных целей в будущем. Несмотря на изменяющиеся условия жизни, планируют свою жизнь достаточно активно по разным сферам, что свидетельствует о положительном об-
разе своего будущего и развитой способности молодежи действовать в настоящем в свете предвидения событий относительно далекого будущего. Положительной особенностью можно назвать тенденцию к ценности настоящего, которое нужно проживать, устремленности в будущее и значимости прошлого опыта, что служит основанием осмысленности своего жизненного пути.
5. У каждого жителя Донбасса в биографии появилось новое субъективное восприятие: жизнь до боевых действий и в период их, и, безусловно, возникает ожидаемое: жизнь после боевых действий. Результаты исследования показывают, что, несмотря на все сложности проживания в период специальной военной операции, у современной молодежи повышается ценность жизни — главного, что есть у каждого человека.
6. Жизненный путь представляет собой не только раз и навсегда закрепленную позицию, но и конкретную жизненную линию, т. е. реализацию своей жизни во времени, ее постепенное развертывание, расширение и укрепление.
Перспективы. Данная статья не является исчерпывающим и всесторонним анализом методов исследования жизненного пути молодежи в условиях боевых действий. Она, скорее, актуализирует биографический метод как один из эффективных в исследовании данной проблемы. Потому перспективным нам представляется не только исследование психологических аспектов многосторонней проблематики жизненного пути современной молодежи, но и разработка программ развития и коррекции психобиографических образований личности.
Список источников
1. ШвалбЮ. М., Муханова И. Ф. Возрастная психология : учеб. пособие для студентов вузов и практических психологов. Донецк, 2005. 304 с.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 337 с.
3. Карпинский К. В. Психология жизненного пути личности : учеб. пособие. Гродно, 2002. 167 с.
4. Buhler Ch. Der menschiche Lebenslauf als phychologisches problem. Leipzig, 1933. 328 p.
5. Рубинштейн С. Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. СПб., 2000. 712 с.
6. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. 299 с.
7. Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. М., 1982. 309 с.
8. Головаха Е. И. Жизненные перспективы и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. СПб., 2001. С. 256-269.
9. Мандрикова Е. Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности // Психологический журнал. 2008. Т. 29, № 4. С. 54-65.
10. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология : учеб. пособие для студентов пед. вузов / под ред. М. В. Гамезо. М., 2003. 508 с.
11. Логинова Н. А. Некоторые итоги развития биографического метода психологии в ХХ веке // Методология и история психологии. 2006. № 1. Вып. 2. С. 67-81.
12. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. 380 с.
13. Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1998. 263 с.
14. Cartwright D., French J. R. P. The Reliability of Life History Studies. Character and Personality. 1939. Vol. 8. Pp. 110-119.
15. Кроник А. А., Ахмеров Р. А. Каузометрия. М., 2003. 284 с.
16. Панок В. Г., Рудь Г. В. Психология жизненного пути личности : монография. Киев, 2006. 280 с.
Поступила 10.08.2022; одобрена после рецензирования 21.08.2022; принята к публикации 30.08.2022.
References
1. Shwalb Yu. М., Мukhanova I. F. Developmental psychology. Textbook for university students and practical psychologists. Donetsk, 2005. 304 p. (In Russ.)
2. Amniev B. G. Man as the object of cognition. Leningrad, 1968. 337 p. (In Russ.)
3. Karpinsky K. V. Psychology of a person's life path. Textbook. Grodno, 2002. 167 p.
4. Buhler Ch. Der menschiche Lebenslauf als phychologisches problem. Leipzig, 1933. 328 p.
5. Rubinstein S. L. Man and the world. Problems of General Psychology. St. Petersburg, 2000. 712 p. (In Russ.)
6. Abulkhanova-Slavskaya K. A. Life strategy. Мoscow, 1991. 299 p. (In Russ.)
7. Platonov K. K. The system of psychology and theory of reflection. Мoscow, 1982. 309 p. (In Russ.)
8. Golovakha Е. I. Life perspectives and value orientations of a person. Personality psychology in works of domestic psychologists. Comp. and ed. by Kulikov L. V. St. Petersburg, 2001. Pp. 256-269. (In Russ.)
9. Маndrikovа Е. Yu. Modern approaches to studying person's time perspective. Psychological Journal. 2008. Vol. 29, No. 4. Pp. 54-65. (In Russ.)
10. Gamezo М. V., Petrova Е. A., Оrlovа L. М. Developmental and pedagogical psychology. Textbook for students of pedagogical universities. Ed. by Gamezo М. V. Мoscow, 2003. 508 p. (In Russ.)
11. Loginovа N. A. Some outcomes of the development of a biographical method in psychology in the 20th century. Methodology and History of Psychology. 2006. Vol. 1, No. 2. Pp. 67-81. (In Russ.)
12. AMniev B. G. On the problems of modern human study. Мoscow, 1977. 380 p. (In Russ.)
13. Burlachuk L. F., Korzhovа Е. Yu. Psychology of life situations. Мoscow, 1998. 263 p. (In Russ.)
14. Cartwright D., French J. R. P. The Reliability of Life History Studies. Character and Personality. 1939. Vol. 8. Pp. 110-119.
15. Kronik A. A., Akhmerov R. A. Causometry. Мoscow, 2003. 284 p. (In Russ.)
16. Panok V. G., Rud' G. V. Psychology of a person's life path. Monograph. Kyiv, 2006. 280 p.
Submitted 10.08.2022; approved after reviewing: 21.08.2022; accepted for publication: 30.08.2022.