3. Belozercev, E.P. V.V. Rozanov i I.A. Bunin ob obrazovanii v Rossii // Materialih mezhdunarodnoyj nauchnoyj konf., posvyathennoyj 850-letiyu g. Eljca. - Elec, 1996.
4. Nabok, I.L. Pedagogika mezhnacionaljnogo obtheniya. - M., 2010.
5. Slobodchikov, V.I. Obrazovateljnaya sreda: realizaciya celeyj obrazovaniya v prostranstve kuljturih // Novihe cennosti obrazovaniya: kuljturnihe modeli shkol. - M., 1997. - Vihp. 7.
6. Tenyukova, G.G. Formirovanie professionaljno-pedagogicheskoyj kompetentnosti buduthego uchitelya muzihki v processe vneauditornoyj deyateljnosti / G.G. Tenyukova, E.G. Khrisanova // Nauka i biznes: puti razvitiya. - 2012. - № 2(08).
7. Savickiyj, P.N. Migraciya kuljturih // Iskhod k Vostoku. Predchuvstviya i sversheniya. Utverzhdenie evraziyjcev. - Sofiya, 1921. - Kn. 1.
Статья поступила в редакцию 19.07.13
УДК 159.9
Ulitenko TV. THE PROBLEM COMPLEXITY OF A SUBJECTIVE PICTURE OF LIFE PATH OF PERSON. In the
article considers the opportunity to measure complexity of a subjective picture of life path of person. Invariant components of the concept of complexity were submitted, criteria of complexity were identified. Described the results of the research complexity of a subjective picture of life path of student's person.
Key words: complexity, criteria of complexity, the level of complexity, kauzometriya.
Т.В. Улитенко, ст. преп. каф. психологии Приамурского гос. университета им. Шолом-Алейхема, г. Биробиджан, Е-mail: [email protected]
К ПРОБЛЕМЕ СЛОЖНОСТИ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ
В статье рассматривается возможность измерения сложности субъективной картины жизненного пути личности. Представлены составляющие категории «сложность», определены критерии для измерения сложности субъективной картины жизненного пути личности. Описаны результаты исследования сложности СКЖП личности современных студентов.
Ключевые слова: сложность, критерии сложности, уровень сложности, каузометрия.
Проблема внутреннего мира личности была и остается одним из актуальных предметов в современной психологии. Изучение и анализ представлений человека о своём жизненном пути имеет большое значение для теоретического осмысления закономерностей и механизмов построения картины жизни. В современном мире усложняются науки о человеке, наиболее важным становится понимание изменений во внутреннем мире личности. Эти изменения приобретают особую значимость, поскольку субъективная картина жизненного пути - образ, который обусловливает регуляцию собственной жизни, влияет на самоопределение человека. Исследование жизненного пути человека, картины жизненного пути личности как многомерной реальности приобретает все большее практическое значение. Важно определить теоретическое основание понимания сложности субъективной картины жизненного пути (далее - СКЖП) личности.
Идеи Г.П. Щедровицкого явились основополагающими для обращения к феномену сложности СКЖП личности. В психологическом исследовании упрощение оказывается недопустимым. Методология в современной науке предполагает рассмотрение объекта в виде сложной системы. Это приводит к изменению структуры и самого научного исследования, в ходе которого для поиска обобщений при феноменологическом описании достаточно иметь набор выделенных параметров [1].
В зарубежных психологических исследованиях понимание сложности субъективного мира личности подчеркивается в работах У.Дж. Мак-Гайра, Дж. Келли, К. Левина, Р Мэя, Ж. Нютте-на, М. Чиксентмихайи и др. В отечественной психологии к категории «сложность» обращались В.А. Васильев, Ф.Е. Василюк, Л.С. Выготский, Р.М. Гинзбург, Е.И. Головаха, А.А. Кроник, Д.А. Леонтьев, В.В. Нуркова, А.В. Серый, Ю.И. Филимоненко, М.А. Холодная и др. В работах данных авторов под усложнением системы понимается увеличение протяженности, связанности элементов, структурированности, дифференцированности, многомерности психологического времени, увеличении количества разнородных компонентов. Сложность противопоставляется хаосу, энтропии и предполагает наличие относительной структуры и «двунаправленной каузальности» (У.Дж. Мак-Гайр). Отсутствие связей понимается как хаос. Особо подчеркнута целесообразная активность как свойство усложняющейся системы (В.Е. Клочко, Д.А. Леонтьев, М. Чиксентмихайи).
Проблема сложности уже стала предметом теоретического анализа в области психологического знания. Впервые проблему измерения простоты-сложности на примере каузометрии поставил Д.А. Леонтьев (в 2008 году). Он рассматривает слож-
ность как меру структурной организации. «Связи имеют функциональную природу, то есть характеризуют способы, которыми разные элементы могут интегрироваться в функциональные системы, обеспечивающие сложную целесообразную активность» [2, с. 63]. Стремление минимизировать усилия является параметром простоты различных аспектов личности. На наш взгляд, каузометрия выходит за пределы классического типа рациональности. Данный метод позволяет выявить меру сложности СКЖП, поскольку выявляет представленность разнородных связей в картине жизни.
В психологии жизненного пути сложность понимается как совокупность внутренних связей элементов объекта и его внешних связей с другими объектами (А.А. Кроник). «Эти связи определяют диапазон изменчивости объекта, число возможных степеней свободы в его взаимодействиях с другими объектами» [3, с. 17]. В целом, сложность предполагает связанность, вариативность или гибкость и непредсказуемость объекта в определенных пределах.
Отсутствие единства в трактовке «сложности» затрудняет выведение инвариантных содержательных характеристик данной категории. Нами выявлено, что «сложность» является не «количественным», а «качественным» термином, характеризующим состояние системы, ее внутреннюю организацию и обстоятельства, при которых такая организация складывается. Сложная система многомерна, восприимчива к незначительным воздействиям и тем самым способна менять свое состояние (активность).
Субъективная картина жизненного пути как объект психологического исследования представляет собой многомерный феномен. Под сложностью субъективной картины жизненного пути мы понимаем совокупность разнородных связей, образующих архитектонически-устойчивые отношения между событиями жизни. Эти связи определяют диапазон изменчивости или подвижности картины жизни. Чем сложнее СКЖП, тем вариативнее возможные изменения.
В результате теоретического анализа, были выявлены базовые критерии для характеристики сложности СКЖП. Критериями сложности СКЖП являются сетевидность (диффузность), многомерность, дифференцированность, протяженность пространственно-временной перспективы, структурированность (упорядоченность). В соответствии с критериями сложности СКЖП личности, мы определили показатели для измерения уровня сложности (см. ниже). Показатели изучались с помощью кау-зометрии.
Таблица 1
Картины жизненного пути личности по уровням сложности у современных студентов (в абсолютных числах и процентах)
Уровни сложности
I уровень II уровень III уровень Всего
сложности сложности сложности
60 (З6,З) 96 (58,2) 9 (5,5) 165 (100)
A. Сетевидная диффузность:
(1) связанность СКЖП (отсутствие разрывов и случайных событий);
(2) наличие разнородных связей (четыре типа связей);
(3) количество всех связей (напряженность стиля).
B. Многомерность:
(4) наличие стартовых событий или причинно-целевых цепочек в картине жизни (более одного);
(5) наличие (более одной) сферы из семи возможных.
C. Структурированность (упорядоченность):
(6) максимизация сложности (выраженность межсобытий-ных связей «достичь»: от 30% и выше).
D. Протяженность пространственно-временной перспективы:
(7) наличие трех временных зон (в картине есть прошлое, настоящее, будущее).
E. Дифференцированность:
(8) стратегичность (выход за пределы ситуативной перспективы или надситуативность).
На наш взгляд, несмотря на общие тенденции, СКЖП личности не может быть типологизируема, поскольку носит уникальный неповторимый характер. Можно рассматривать лишь уровни сложности СКЖП личности, которые мы выделили на основе критериев сложности. Первый уровень сложности (низкий) -отсутствие представленности отдельных критериев сложности по показателям (не представлены два и более критерия). Второй уровень сложности (средний) - частичная представленность критериев по отдельным показателям. Третий уровень сложности (высокий) - полная представленность критериев по всем показателям.
В данной статье представлены результаты эмпирического исследования студентов на основе психобиографического подхода. Объектом исследования является субъективная картина жизненного пути личности. Основная цель: выявить и описать уровни сложности СКЖП личности у современных студентов. Мы предположили, что: субъективная картина жизненного пути достигает определенного уровня сложности, а простота СКЖП личности является гипотетическим феноменом.
Для сбора и анализа эмпирических данных использовался компьютерный вариант каузометрии в Профессиональной версии v2.01 (Professional) [4]. Каузометрия предназначена для глубинной диагностики субъективной картины жизненного пути и психолого-биографических характеристик личности (РА. Ахмеров, Е.И. Головаха, А.А. Кроник).
В исследовании принимали участие 165 студентов Дальневосточного региона разных специальностей (113 девушек и 52 юноши) в возрасте от 18 до 23 лет, проживающие в Амурской области, Еврейской автономной области, Приморском крае, Хабаровском крае.
Библиографический список
Из таблицы 1 видно, что у студентов преобладают картины жизни второго (58,2%) и первого (36,3%) уровней сложности. Только у 9 респондентов (5,5%) выявлен третий уровень сложности. Возможно, студенты не прилагают достаточно усилий для того, чтобы управлять своей жизнью, развивать субъектные качества. Для сложной сопряженности характеристик СКЖП, с одной стороны, человеку необходима дополнительная энергия и стремление подняться над ситуацией, с другой стороны, необходимы возможность и умение обнаружить особенности собственной СКЖП (наличие «зеркала времени»). Для человека важно понимать, «где он находится», какие особенности характерны для его субъективной картины жизненного пути. Это является одним из условий организации жизненного пути личности, её самоорганизации. Вероятно, третий уровень сложности СКЖП свидетельствует о большей индивидуальной вариативности личности, о её целеустремленности.
Анализ каузометрических показателей сложности позволил сделать вывод, что простота СКЖП личности является, по всей вероятности, гипотетическим феноменом. СКЖП личности у большинства современных студентов не достигает высокого уровня сложности. На наш взгляд, в определенной мере это объясняется преобладанием в обществе ориентации на потребление.
Е.А. Головаха и А.А. Кроник считают, что высокий уровень стратегичности (в нашем исследовании как показатель сложности) указывает на непрерывность времени в масштабе жизненного пути, способность подняться над ситуацией для реализации целей. По уровню стратегичности в результате каузометри-ческого опроса в группе студентов выявлено 97 чел. (59%) ситу-ативистов, 58 чел. (35%) тактиков и только 10 чел. (6%) стратегов. Из 10 «стратегов» 9 человек имеют III уровень сложности СКЖП личности. Построение широкого горизонта, масштабность замыслов, дальность временной перспективы свидетельствует о высоком уровне сложности. Важно отметить, что при наличии мотивации уровень стратегичности личности может быть изменен относительно быстро по сравнению со стилем жизни.
Полученные результаты помогут определить приоритеты в работе со студентами. Для профилактики возникновения и преодоления биографических кризисов среди молодежи, развития стратегичности у современных студентов педагогам и психологам важно понимать, что сложность свойственна феномену СКЖП личности. Согласно позиции Ф.Е. Василюка, у человека есть потребность во внутреннем единстве. Высокий уровень сложности свидетельствует о личности как субъекте жизни.
Данная статья не претендует на исчерпывающее решение рассматриваемой нами проблемы сложности. На основе психобиографического подхода может быть проведено исследование сложности субъективной картины жизненного пути личности и ее взаимосвязи с прогнозированием событий психологического будущего.
1. Щедровицкий, Г.П. Избранные труды. - М., 1995.
2. Личностный потенциал: структура и диагностика: сборник статей / под ред. Д.А. Леонтьева. - М., 2011.
3. Головаха, Е.И. Психологическое время личности / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. - М., 2008.
4. Кроник, А. LifeLine® Professional (компьютернaя программа). Версия 4.5. / Кроник, А., Пажитов, А., Левин, Б. Bethesda, MD: LifeLook.Net,
2011.
5. Ulitenko, T.V. Complexity of A Subjective Picture of Life Path // Third World Congress On Positive Psychology / poster session 2, poster S036.
- Los Angeles, California, 2013.
6. Улитенко, Т.В. Исследование временной перспективы в процессе применения кросс-технологий для современных студентов // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 6(37).
Bibliography
1. Thedrovickiyj, G.P. Izbrannihe trudih. - M., 1995.
2. Lichnostnihyj potencial: struktura i diagnostika: sbornik stateyj / pod red. D.A. Leontjeva. - M., 2011.
3. Golovakha, E.I. Psikhologicheskoe vremya lichnosti / E.I. Golovakha, A.A. Kronik. - M., 2008.
4. Kronik, A. LifeLine® Professional (kompjyuternaya programma). Versiya 4.5. / Kronik, A., Pazhitov, A., Levin, B. Bethesda, MD: LifeLook.Net,
2011.
27З
5. Ulitenko, T.V. Complexity of A Subjective Picture of Life Path // Third World Congress On Positive Psychology / poster session 2, poster S036.
- Los Angeles, California, 2013.
6. Ulitenko, T.V. Issledovanie vremennoyj perspektivih v processe primeneniya kross-tekhnologiyj dlya sovremennihkh studentov // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2012. - № 6(37).
Статья поступила в редакцию 19.07.13
УДК 37.041 + 37.036.5
Frolova N.A. PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR ORGANIZING HOME INDEPENDENT WORK OF STUDENTS-MUSICIANS. The article considers home independent work of students-musicians as a special form of educational activity; the number of pedagogical conditions are distinguished that could help the students of piano specialty to plan their independent work as a creative and productive one.
Key words: home independent work of students-musicians, material, physiological, organizational, psychological work conditions.
Н.А. Фролова, канд. пед. наук, проф. каф. фортепиано ФГБОУ ВПО «Поволжская гос. социальногуманитарная академия», г. Самара, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАШНЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ
В статье рассматривается домашняя самостоятельная работа студентов-музыкантов как особая форма учебной деятельности; выделяется ряд педагогических условий, следование которым поможет студентам исполнительских специальностей осознанно выстраивать свою индивидуальную самостоятельную деятельность как продуктивно творческую.
Ключевые слова: домашняя самостоятельная работа студентов-музыкантов, материально-технические, физиологические, организационные, психологические условия работы.
Самостоятельная работа - особая форма учебной деятельности, от правильной организации которой зависит успешное освоение учебного материала, воспитание умения четко ставить и эффективно решать новые задачи, приобретение опыта достижения успехов собственными силами. В настоящее время главным итогом работы педагога является не только сформирован-ность у студентов самоорганизованного набора соответствующих профессиональных знаний, умений и навыков, без которого личностное образование, безусловно, невозможно, но и формирование профессиональной направленности личности студента, его готовности к дальнейшей самостоятельной профессиональной деятельности. Позиция «обучаемого», которую по сложившимся канонам часто занимает студент, должна смениться позицией «обучающегося».
К сожалению, студенты не всегда стремятся проявлять самостоятельность, часто их действия объясняются внешними обстоятельствами, а не внутренней познавательной потребностью. Нельзя игнорировать и тот факт, что не все выпускники обладают навыками самостоятельной работы. Некоторые молодые специалисты работают с опорой на день вчерашний: удовлетворяются теми знаниями, умениями и навыками, что были усвоены за время учебы, прибегают к неизменным, постоянно повторяющимся, приемам и методам работы. Они могут много знать, достаточно уметь, но творчески использовать накопленный опыт им подчас сложно; еще сложнее - осваивать и применять в своей профессиональной деятельности новые научные открытия, достижения, идеи.
Формирование навыков самостоятельной работы связано с активизацией внутренних ресурсов студентов, переносом центра тяжести с заучивания информации на приобретение навыков поиска нужной информации в любых доступных источниках, что в конечном итоге позволит получать необходимое образование «через всю жизнь». «Учить учиться - это не только приобщение молодого музыканта к “методологии” самостоятельной деятельности - это одновременно и формирование определенной жизненной и профессиональной позиции у учащегося, ориентированной на самодвижение, саморазвитие, самоактуализацию, это закладка глубинных, фундаментальных оснований его отношения к миру профессии, самому себе» [1, с. 342].
Решающее значение в развитии самостоятельности играет мотивация, которая лежит в основе продуктивной образовательной деятельности. Среди ведущих мотивов обучения сегодня можно выделить повышение социального статуса и возможность
карьерного роста. Учитывая данные мотивы, следует таким образом выстроить процесс обучения, чтобы студенты смогли максимально выявить свой творческий потенциал, осознать свои возможности и соотнести их с требованиями профессии. Именно развитие самостоятельности как стержневого свойства личности становится приоритетной задачей каждого педагога. Педагог должен быть наставником, а не репетитором, должен развивать творческий потенциал и мышление студентов, активизировать их эмоционально-волевые качества, побуждать к самостоятельной продуктивной деятельности.
Обращаясь к вопросам самостоятельной работы, следует выделить две взаимосвязанные формы: аудиторную и внеаудиторную. Внеаудиторной самостоятельной деятельности в настоящее время уделяется самое пристальное внимание, поскольку именно на нее приходится основная часть учебной нагрузки. Если в школе процесс обучения проходит под непрерывным контролем учителя, то в профессиональном учебном заведении от студентов требуется проявление инициативности, критичности, личной ответственности за собственную деятельность. Развитие навыков самостоятельной работы интенсифицирует процессы профессионального развития студентов, открывает перспективу творческого роста.
Если в психолого-педагогических науках проблема самостоятельной внеаудиторной работы студентов достаточно разработана, то в музыкальной педагогике количество исследований, посвященных вопросам организации домашних самостоятельных занятий не так уж велико. Данная проблема требует особого подхода, возможно, это связано с тем, что творчество музы-канта-исполнителя представляет собой предельно субъективную деятельность, тесно связанную с интуицией, озарением, инсайтом. Это своего рода таинство, где самый ценный результат - максимальное откровение наедине с собой и как итог -создание собственной интерпретации. Результат работы музы-канта-исполнителя заключается не только в том, чтобы добиться лучшего качества и усовершенствовать предыдущие достижения, но, и это главное, - перейти на новый виток творчества, найти иные варианты исполнения, выйти за пределы достигнутого. Это может показаться парадоксальным, но часто молодые люди «успешно решавшие в общеобразовательной школе сложнейшие задачи по математике, физике или химии, требующие владения всеми формами и методами теоретического мышления, вдруг оказываются беспомощными в решении простейших пианистических задач» [2, с. 78].