Научная статья на тему 'ЖИЗНЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСТВЕ'

ЖИЗНЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
318
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ / ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / СТУДЕНЧЕСТВО / СТУДЕНТЫ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / LIFE PROSPECTS / TEMPORARY PERSPECTIVE / PROFESSIONAL ORIENTATION / STUDENTS / PART-TIME STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Казакова Татьяна Викторовна, Лукьянова Дарья Евгеньевна, Суслова Дарья Владимировна

Статья посвящена изучению феномена «жизненные перспективы» и особенностям проявления в студенчестве. Предполагается, что у студентов заочной формы обучения, включенных в определенную профессиональную деятельность, наблюдается большая выраженность жизненных перспектив. Экспериментально доказано, что иерархия ценностей, которыми руководствуются студенты заочной формы обучения в целом уже сложилась; ориентации на духовное удовлетворение, личные достижения доминируют; уровень профессиональной направленности в структуре жизненных перспектив у студентов заочной формы обучения выше по сравнению со студентами очной формы обучения.The article is devoted to the study of the phenomenon of "life prospects" and the features of manifestation in students. It is assumed that part-time students included in certain professional activities have a greater severity of life prospects. It has been experimentally proved that the hierarchy of values that guide the students of correspondence courses as a whole has already developed; orientation to spiritual satisfaction; personal achievements dominate; the level of professional orientation in the structure of life prospects for part-time students is higher compared to full-time students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Казакова Татьяна Викторовна, Лукьянова Дарья Евгеньевна, Суслова Дарья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЖИЗНЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСТВЕ»

этот процесс сопровождается многими стрессовыми ситуациями, из которых человек еще не умеет выходить. При изменении одной из детерминант в том же направлении и изменяется поведение личности. Литература:

1. Артюхова, Т.Ю. Адаптационные возможности как показатель психологического здоровья участников образовательного процесса / Т.Ю. Артюхова // Сибирский психологический журнал. - 2005. -№22. - С. 49-53.

Психология

УДК 159.922

старший преподаватель Казакова Татьяна Викторовна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Лукьянова Дарья Евгеньевна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Суслова Дарья Владимировна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ЖИЗНЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСТВЕ

Аннотация. Статья посвящена изучению феномена «жизненные перспективы» и особенностям проявления в студенчестве. Предполагается, что у студентов заочной формы обучения, включенных в определенную профессиональную деятельность, наблюдается большая выраженность жизненных перспектив. Экспериментально доказано, что иерархия ценностей, которыми руководствуются студенты заочной формы обучения в целом уже сложилась; ориентации на духовное удовлетворение, личные достижения доминируют; уровень профессиональной направленности в структуре жизненных перспектив у студентов заочной формы обучения выше по сравнению со студентами очной формы обучения.

Ключевые слова: жизненные перспективы, временная перспектива, профессиональная направленность, студенчество, студенты заочной формы обучения.

Annotation. The article is devoted to the study of the phenomenon of "life prospects" and the features of manifestation in students. It is assumed that part-time students included in certain professional activities have a greater severity of life prospects. It has been experimentally proved that the hierarchy of values that guide the students of correspondence courses as a whole has already developed; orientation to spiritual satisfaction; personal achievements dominate; the level of professional orientation in the structure of life prospects for part-time students is higher compared to full-time students.

Keywords: life prospects, temporary perspective, professional orientation, students, part-time students.

Введение. Антропологическая направленность в развитии современного общества позволяют человеку максимально достигнуть социальной эффективности и успешности. Профессиональное сообщество педагогов и психологов изучает пути совершенствования, углубления индивидуальных жизнетворческих процессов молодых людей, особенно в период личностного и профессионального самоопределения в процессе жизненного самоосуществления. Анализ студенческой молодёжи демонстрирует некоторое ограничение жизненной перспективы возможностями ситуации и условиями образовательной среды во время учёбы в профессиональном учебном заведении. Студент в процессе образовательной социализации осваивает спектр разнообразных умений и способов приспособления, позволяющих адаптироваться к требованиям значимой для него среды (а именно среды вуза). И поэтому, жизненная перспектива может быть несколько разнонаправленной и слабо дифференцированной, поскольку необходимые будущие способы адаптации к конкретным условиям жизнедеятельности (трудовая социализация, семейная жизнь) размыты.

Считаем актуальным разрешение противоречий в контексте изучения жизненных перспектив человека как целостного образования на этапе жизненного «перелома», примером которого вполне может стать период профессионального образования, и, вместе с этим, отсутствие научного подхода, способного обеспечить данное познание. Большое значение приобретают не только сами события, а их развивающий потенциал, мотивирующий студента, будущего профессионала на достижения.

Изложение основного материала статьи. На современном этапе развития психологии в ее научном поле, наряду с термином «жизненная перспектива», распространены такие понятия, как «временная перспектива», «перспектива будущего», «психологическая перспектива», «личностная перспектива», «личное будущее», «временной кругозор», «временная перспектива будущего» и др. Какие-то из них являются синонимами, между другими существуют определенные различия. Некоторые авторы считают, что временная перспектива и жизненная перспектива обозначают один и тот же субъективный параметр времени [2].

Теоретический анализ научной литературы показал ведущую роль жизненной перспективы в управлении личностью временем своей жизни, доказали значимость жизненных целей и способы их реализации в конкретном контексте. Жизненная перспектива проявляется как определённые представления, планы, диспозиции, ценности относительно активности в наиболее актуальных и значимых сферах жизнедеятельности в «будущей временной перспективе» [1].

Жизненная перспектива представляет собой цели и планы, ценностные ориентации, которые являются и компонентами жизненного самоопределения. Самоопределение в этом случае необходимо рассматривать как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих базовых отношений, ключевых компетенций (профессионально-трудовых, нравственных, личностных), овладение которыми позволяет

действовать в меняющихся социальных, экономических и культурных условиях, принимать решения, адекватные своим ценностным смыслам.

В период студенчества, когда молодые люди активно «ищут себя», определяют траекторию своей жизни, осваивая не только профессию, но и формируя ценностно-смысловые координаты, важно учесть содержание жизненной перспективы. Думается, что изучение структуры жизненной перспективы и личностно-профессионального самоопределения личности позволит осуществлять корректирующие действия в процессе профориентационной деятельности и работы со студентами.

Жизненную перспективу необходимо рассматривать как континуум реального и желаемого будущего, противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми студент связывает социальную ценность и индивидуальный смысл своей жизни, определяясь и принимая то или иное решение.

Ценностная направленность, жизненное планирование и целеполагание являются центральной частью как жизненной перспективы, так и личностного самоопределения, активно участвуя в жизненном и профессиональном выборе человека. Следовательно, важным источником в исследовании жизненной перспективы студентов и их личностно-профессионального самоопределения должны стать те конкретные цели и планы, с помощью которых он намерен воплотить в действительность свои жизненные ценности, самоопределиться.

В целях определения особенностей жизненных перспектив у студентов заочной формы обучения, нами было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие студенты Лесосибирского педагогического института - филиала ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет». Выборка исследования представлена двумя группами испытуемых: экспериментальной группой, куда вошли студенты заочной формы обучения - 24, и контрольной группой из числа студентов очной формы обучения - 20. Общее количество респондентов - 44 человека.

Гипотеза нашего исследования заключается в следующем: студенты заочной формы обучения, уже включенные в определенную профессиональную деятельность, обладают более четкими представлениями о собственных жизненных целях и планах, которые, в свою очередь выступают составляющими жизненных перспектив.

Нами использовался следующий диагностический инструментарий:

1. методика неоконченных предложений Дж. Ньюттена для исследования временной перспективы (адаптация Н.Н. Толстых),

2. тест «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной;

3. тест-опросник для определения уровня профессиональной направленности (УПН) студентов.

Результаты диагностики студентов по тесту-опроснику для определения уровня профессиональной

направленности свидетельствуют о следующем: в экспериментальной группе у 20,8% испытуемых выявлен низкий уровень профессиональной направленности, свидетельствующий о неосознанном выборе данной профессии или учебного заведения, недостаточно сформированными представлениями о профессиональном становлении.

Средний уровень зафиксирован у 45,8% респондентов экспериментальной группы, т.е. студенты мотивированы на получение выбранной профессии, имеют четкие представления о возможностях трудоустройства и применения полученных профессиональных знаний. У 33,4% выявлены высокие показатели профессиональной направленности, что выражается в стремлении к овладению избранной профессией, с которой связано будущее; они ориентированы на карьерное развитие; в околопрофессиональных сферах интересуются делами, имеющими отношение к будущей профессии; имеют круг знакомых - специалистов в области избранной профессии; считают данную профессию делом своей жизни.

Данные контрольной группы показывают некоторые отличия. Так, по сравнению с экспериментальной группой, в контрольной почти в два раза больше респондентов с низкими показателями, т.е. студенты на этапе профессиональной ориентации и выбора профессии оказались под воздействием внешних факторов (либо случайно оказались в числе студентов, либо вынужденно учатся на данном факультете); поступление в учебное заведение обусловлено не интересом к будущей профессии и желанием работать по получаемой специальности, а другими причинами, например подчинением требованиям родителей, близостью к дому и др.; студенты не видят ничего хорошего для себя в своей будущей профессии; приобретаемая профессия им малоинтересна; при возможности хотели бы сменить профессию, получить другую специальность и работать по ней. Испытуемых со средними и высокими показателями профессиональной направленности оказалось поровну - по 30%, что говорит о выраженности желания получать данную профессию и в дальнейшем трудоустроиться в рамках выбранной профессии.

Следующим этапом нашего исследования стала диагностика студентов по «Морфологическому тесту жизненных ценностей» В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной.

Для испытуемых экспериментальной группы равнозначимыми являются ценности «развитие себя» (28%) и «духовное удовлетворение» (28%). Для испытуемых данной группы характерно стремление заниматься саморазвитием и самообразованием, меняя особенности своего характера, своей личности, при этом они проявляют заинтересованность во внешней информации и оценке своих личных особенностей. Данным студентам важны личностные изменения (например, в уровне самооценки, в смене мотивации деятельности, в целеустремленности и т.д.) и именно это является главным смыслом. Минимальной значимостью для данной группы обладает ценность «собственный престиж»: 47% респондентов уступчивы, стараются избегать конфликтов, менее честолюбивы, поэтому не претендуют на статус лидера.

Анализ данных показал, что для респондентов контрольной группы значимыми являются ценности «материальное положение» и «достижения». Так, у 39% респондентов данной группы выявлен высокий уровень стремления иметь профессию, гарантирующую высокую зарплату, а также другие виды материального благополучия. При этом они готовы сменить работу, если она не приносит желаемого уровня материального благополучия. Для 34% студентов важно стремление достигать конкурентных и ощутимых результатов в своей профессиональной деятельности. Для таких людей часто характерно тщательное планирование всей работы и получение удовлетворения не от процесса, а от результата деятельности. Мало выражены ценности «развитие себя» (36%) и «сохранение собственной индивидуальности» (13%), что, возможно, говорит о занятости и сосредоточенности испытуемых на материальных ценностях. Это позволяет нам говорить о доминировании прагматической направленности испытуемых данной группы, к тому же в

ходе исследования респонденты отстаивали свою позицию, утверждая, что карьерный рост и финансовое вознаграждение являются естественными (и даже обязательными!) свидетельствами жизненного самоосуществления.

Таким образом, сопоставляя результаты данного этапа исследования, можем отметить следующее: респонденты контрольной группы обладают прагматической направленностью, что проявляется в ценности «высокое материальное положение» и «достижения»; участники экспериментальной группы погружены в поиск возможных путей личностного развития, тем самым обретая смысл профессиональной деятельности и делясь им с окружающими. Данная особенность, на наш взгляд, вызвана следующим: студенты заочной формы обучения выбирают направленность обучения в рамках уже существующей профессиональной деятельности, либо в связи со своими личными и жизненными интересами, работая на будущую перспективу. Подобное отношение к получаемому образованию детерминирует осознанность, внутренний локус контроля и внутреннюю мотивацию обучения. Кроме того, нужно учитывать и возрастные особенности студентов -заочников: так в нашей выборке это в основном испытуемые в возрасте от 30 до 40 лет, тогда как студенты очной формы обучения относятся к возрастной группе 18-19-летних.

Следующим этапом исследования стала оценка временной перспективы студентов по методике неоконченных предложений Дж. Ньюттена для исследования временной перспективы (адаптация Н.Н. Толстых).

Анализ результатов экспериментальной группы позволяет сделать следующие выводы: по шкале «Прошлое» у большинства испытуемых (46%) зафиксированы высокие показатели, что свидетельствует о значимости прошлого жизненного и профессионального опыта. Подобное восприятие времени дает возможность студентам осознавать жизненные события как основу для всей жизненной трансспективы. Иными словами, имеющийся прошлый опыт выступает источником социальных и профессиональных компетенций, а допущенные ошибки оцениваются как внутренний ресурс.

37,55% испытуемых имеют высокие и 25% средние показатели по шкале «Открытое настоящее», показывающие наличие целей, которые относятся к настоящему моменту времени. В утверждениях данных испытуемых проявляется стремление обладать какими-либо качествами, умениями, однако им не свойственно переживание временной перспективы. 37,5% испытуемых имеют низкие показатели по шкале «Открытое настоящее», это говорит о том, что данные студенты имеют цели, устремленные в будущее или в ближайшее будущее, они устремлены вперед.

По шкалам «Период обучения», «Взрослость» большинство испытуемых имеют высокие (46% и 37,5% соответственно) и средние показатели (21% и 25%), это говорит о том, что данные испытуемые думают в большей мере о планах и намерениях, которые должны осуществиться в настоящий или ближайший момент времени. У данных студентов преобладают желания окончить институт, сдать успешно экзамены, начать взрослую жизнь и осуществить мечту «всей жизни». Временная перспектива данных испытуемых включает отдаленное будущее. Студенты, имеющие низкие показатели по данным шкалам (33% и 37,5%) не ориентированы в своей жизни на события будущего и ближайшего будущего, в их высказываниях преобладают ориентации на прошлое и на события, не имеющие четкого определения во времени.

По шкале «Жизнь» 46% испытуемых имеют средние показатели и 25% - высокие, это говорит о том, что данные студенты ориентированы на события, относящиеся ко всему периоду жизни, преобладают так называемые цели «вообще», существующие «вне времени».

Анализ результатов контрольной группы позволяет сделать следующие выводы: по шкале «Прошлое» у всей выборки (100%) отмечены низкие показатели, что демонстрирует некий отказ от прошлого. Испытуемые дистанцируются от своего «вчера», игнорируя не только свои негативные впечатления, но и устраняясь от своих умений и навыков.

35% испытуемых имеют высокие и 30% средние показатели по шкале «Открытое настоящее», это свидетельствует о том, что данные студенты имеют цели, которые относятся к настоящему моменту времени, в высказываниях данных испытуемых содержатся желания обладать какими-либо качествами, умениями, они обладают неглубокой временной перспективой. 35% испытуемых имеют низкие показатели по шкале «Открытое настоящее», это говорит о том, что данные студенты имеют цели, устремленные в будущее или в ближайшее будущее, они устремлены вперед. В целом, подобное восприятие времени свидетельствует о его дискретности, что затрудняет гармоничное, целостное построение жизненного пути.

По шкалам «Период обучения», «Взрослость» большинство испытуемых имеют высокие (35%) и средние показатели (30%), это говорит о том, что данные испытуемые ориентированы на настоящее или ближайшее будущее. У студентов очной формы обучения преобладают желания, ограниченные временными рамками: окончить институт, сдать успешно экзамены, начать взрослую жизнь и осуществить мечту «всей жизни». Временная перспектива данных испытуемых включает отдаленное будущее, которое неоднозначно и в некоторой степени, неопределенно. Студенты, имеющие низкие показатели по данным шкалам (30%) не ориентированы в своей жизни на события будущего и ближайшего будущего, в их высказываниях преобладают ориентации на прошлое и на события, не имеющие четкого понимания времени.

По шкале «Жизнь» 15% испытуемых имеют средние показатели и 55% - высокие, это говорит о том, что данные студенты ориентированы на события, относящиеся ко всему периоду жизни, преобладают так называемые цели «вообще», существующие «вне времени».

Выводы. Итак, представленные результаты эмпирического исследования позволяют говорить о следующем: иерархия базовых ценностей, которыми руководствуются студенты заочной формы обучения в создании своих жизненных перспектив к моменту поступления в вуз, в целом уже сложилась. В большей мере они ориентированы на духовное удовлетворение, а стремления к личным достижениям (саморазвитие, благосостояние, определенный уровень качества жизни) доминируют. Уровень профессиональной направленности в структуре жизненных перспектив у студентов заочной формы обучения достаточно высокий, что, на наш взгляд, определяется не только длительным включением в профессиональную деятельность, но и осознанным выбором профессионального заведения и получаемой профессии у данных респондентов. Отмечая их временные ориентации, можем говорить о наличии способности здраво оценивать прошлое, использовать имеющийся опыт как фундамент для дальнейших достижений. Кроме того они ориентированы на жизнь в целом, что способствует более планомерному выстраиванию жизненных перспектив.

Литература:

1. Лебедева, Е.В. Временная трансспектива студентов в условиях конфликтующих реальностей / Е.В. Лебедева // Научное обозрение: гуманитарные исследования. - 2013. - №11. - С. 4-12.

2. Ральникова, И.А. Жизненные перспективы личности в парадигме психологического знания / И.А. Ральникова // Психологический журнал. - 2009. - Т. 12. - № 3. - С. 15-19.

Психология

УДК 159.922

старший преподаватель Казакова Татьяна Викторовна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); кандидат философских наук, доцент Фирер Наталья Демьяновна Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Суслова Дарья Владимировна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИИ И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ У ЛИЦ С ОВЗ

Аннотация. Статья посвящена проблеме адаптации и формирования механизмов копинг-поведения у людей с ОВЗ. По результатам проведенного исследования была выявлена неоднозначность отношения большинства людей с ОВЗ к поведенческим копинг-стратегиям и предпочтительное использование когнитивных копинг-стратегий, которые направлены на индивидуальную переработку проблем. Экспериментально доказано, что люди с ОВЗ обладают некоторой спецификой поведения, которая обусловлена низким уровнем социальной компетентности. Формирующий эксперимент показал, что испытуемые стали более приспособлены к существованию в обществе за счет баланса развития копинг-поведения.

Ключевые слова: лица с ОВЗ, адаптация, копинг-поведение, совладающее поведение, копинг-механизмы.

Annotation. The article is devoted to the problem of adaptation and formation of coping behavior mechanisms in people with disabilities. According to the results of the study, the ambiguity of the attitude of the majority of people with disabilities to behavioral coping strategies and the preferred use of cognitive coping strategies that are aimed at individual processing of problems were revealed. It has been experimentally proved that people with disabilities have some specific behavior, which is due to the low level of social competence. Formative experiment showed that the subjects became more adapted to existence in society due to the balance of development of coping behavior.

Keywords: persons with disabilities, adaptation, coping behavior, coping behavior, coping mechanisms.

Введение. Люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся к одной из социально незащищённых категорий населения. Существует ряд проблем, осложняющих их полноценное существование в обществе. Чаще это трудности с получением образования и трудоустройством, значительно низким уровнем дохода и повышенном уровне потребностей в медицинском и социальном обслуживании. В современных условиях более остро стала ощущаться потребность в социальной и трудовой адаптации и необходимости выявления существующих проблем с целью предотвращения их усугубления и принятия своевременных мер в целях стабилизации социального положения этой категории населения.

Исследования, позволяющие оказывать помощь лицам с ОВЗ, становятся все более востребованы, в свете ориентации государственной политики РФ на создание людям данной категории условий для компенсации или же преодоления ограничений жизнедеятельности, реализации прав на участие в жизни общества. Одним из главных свидетельств станет проведение в сентябре 2017 года в одном из крупнейших российских городов Первого Всемирного Конгресса людей с инвалидностью. Он призван обратить внимание на изменение отношения общества к людям-инвалидам, налаживание коммуникации между ними в условиях городской среды. Кроме этого обсуждению подлежат проблемы потребностей людей с ОВЗ и их потенциальные возможности [3].

Изложение основного материала статьи. Тяжелое хроническое заболевание, способствующее ограничению возможностей в здоровье, является стрессогенным и ставит человека в ситуацию постоянного и неустанного преодоления. Подобные состояния, как и «дистрессовые», и «трудные жизненные» ситуации определяются как воздействия внешней и внутренней среды, к которым вырабатывается (приобретается) устойчивость в процессе адаптации человека [1].

Известно о существовании механизмов и процессов, выступающих в виде единой защитной системы, которая призвана трансформировать внутренние переживания личности и сохранять баланс между личными потребностями и требованиями общества, что способствовало социально-психологической адаптации человека. Изучением данных механизмов психологической защиты и стратегий совладающего поведения занимались А. Фрейд, Р. Лазарус, С. Фолкман.

На данный момент существует относительно малое количество исследований, посвященных изучению копинг-поведения людей с ОВЗ, а также возможностей формирования у лиц данной категории адаптивных стратегий совладания.

Изучив различные подходы к исследованию «совладающего поведения» мы пришли к выводу, что на современном этапе существует три подхода к данному определению. Первый - диспозиционный подход, фокусирующийся на вопросе, существуют ли особые личностные качества, обуславливающие лучшее совладание с трудностями и стили преодоления стресса. Второй подход - ситуативный или динамический рассматривает процесс совладания со стрессом и изучение специфических стратегий в их связи с изменением конкретных ситуаций. Третий подход к совладающему поведению - интегративный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.