Научная статья на тему 'Жизненные кризисы и их влияние на формирование девиантного поведения личности'

Жизненные кризисы и их влияние на формирование девиантного поведения личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1600
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЕ КРИЗИСЫ / СЕМЕЙНЫЕ КРИЗИСЫ / ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КРИЗИСЫ / LIFE CRISES / FAMILY CRISES / CRISES OF THE AGE / PROFESSIONAL CRISES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Папкин А. И.

В статье изучены психологические проблемы влияния жизненных кризисов на формирования девиантного поведения личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examined the influence of psychological problems of life crises in the formation of deviant behavior of the individual.

Текст научной работы на тему «Жизненные кризисы и их влияние на формирование девиантного поведения личности»

Таблица 1

Год % от общего числа Убийства Разбои Кража

преступников (% от (% от (% от

(все виды преступле- общего общего общего

ний) числа) числа) числа)

Всего преступников 2001 1644242 28312 39190 568593

(абсолютное число) 2005 1297123 26304 36662 437481

Из них: без постоян- 2001 55,1 66,8 70,6 64,4

ного источника дохода 2005 60,3 71,8 69,1 67,5

безработных 2001 5,4 6,3 5,6 6,7

в состоянии алко- 2005 6,3 7,4 6,0 7,3

гольного опьянения 2001 22,6 64,0 39,2 20,6

в состоянии нарко- 2005 21,3 61,3 33,3 17,6

тического и токси- 2001 0,8 1,0 0,9 0,9

ческого опьянения 2005 0,4 0,4 0,5 0,4

Важно выделить основные пути и механизм влияния кризисных жизненных ситуаций на формирование девиантного поведения индивида. Рассматриваемые в статье научные проблемы образуют психологическую теорию влияния кризисных жизненных ситуаций на развитие девиантного поведения личности,в том числе криминального.

Исследования и наблюдения показывают, что к числу основных кризисных жизненных ситуаций следует отнести:

возрастные кризисы, или кризисы возраста (кризисы подросткового и юношеского возраста, пенсионного возраста, старческого возраста);

кризисы выполнения социальных ролей (незнание, непонимание и уклонение от исполнения социальных ролей);

кризисы социальных отношений

(ссоры, конфликты, моббинг, месть, провокации, шантаж, обман и др.);

кризисы социальных состояний личности (алкоголизм, наркомания, хроническая болезнь, инвалидность, сексуальные перверсии, суицидальные

намерения, старость, одиночество, отсутствие семьи, гражданства, работы, постоянного дохода, места жительства и др.);

семейные кризисы (проблемы отношений родителей и детей, уход из семьи совершеннолетних детей, сексуальные проблемы супругов, выход супругов на пенсию, тяжелая болезнь члена семьи, инвалидность члена семьи, супружеская измена и др.)

кризисы учебной деятельности (неуспеваемость, второгодничество, отчисление из учебного заведения; неудачная сдача экзаменов при поступлении после окончания школы в профессиональное образовательное учреждение; разочарование в будущей профессии и др.)

профессиональные кризисы (кризисы учебно-профессиональной ориентации, профессиональных экспектаций, профессиональной адаптации, профессионального роста, профессиональной карьеры, утраты профессии и др.)

кризисы социальных препятствий (невозможность трудоустроиться; хроническая безработица; отказ банков в кредитовании своего дела; невозможность

расплатиться по взятому кредиту в банковском учреждении или займу у физических лиц; выселение из занимаемой квартиры; низкий уровень доходов или нищета; отказ в предоставлении социальных льгот и др.)

кризисы потерь (потери из-за внезапной смерти в результате преступного насилия, терактов, стихийных бедствий, техногенных катастроф близких лиц, семьи, опекунов, друзей, супруга (и), детей и др.; потери работы, дохода, жилья, имущества, места жительства, гражданства, свободы и т.п.);

кризисы изменения социального окружения (вхождение в новый учебный или профессиональный коллектив; приобретение новых знакомых и друзей; отбывание уголовного наказания в исправительном учреждении; выезд за границу на временное или постоянное место жительства и др.);

кризисы изменения образа жизни (брак; развод; переезд из села в город и наоборот; эмиграция; вынужденное переселение; миграция; переход от законопослушного поведения к асоциальному; маргинальный образ жизни; бродяжничество; попрошайничество; потеря мотивации общественно полезного труда; беспризорничество и др.);

кризисы отношений государства и личности (неверные решения государственной власти и суда в отношении личности; злоупотребления государственных служащих и работников правоохранительных органов; вымогательство; коррупция и др.)

Предпосылками девиантного поведения некоторых лиц являются испытываемые ими при наступлении жизненных кризисов кризисные эмоциональные состояния, фрустрационные и агрес-

сивные психические состояния. В

психологии теория кризисных состояний ведет отсчет от работы Э. Линдеманна (3), посвященной анализу острого горя. Острое горе - кризисное переживание, страдание, возникающее, например, в ответ на потерю (смерть) близкого человека. Кроме изменения самочувствия, астении, оттока жизненных сил и интересов наблюдаются также некоторые изменения сознания. Одни из них "поглощенность образом умершего", "легкое чувство нереальности". Острое горе есть определенный синдром с психологической и соматической симптоматикой. Общим для него являются следующие психосоматические проявления: периодические приступы физического страдания, спазмы в горле, припадки удушья с учащенным дыханием, постоянная потребность вздохнуть, чувство пустоты в животе, потеря мышечной силы, интенсивное субъективное страдание, выраженное в наличии психического напряжения у человека и душевной боли. Э. Линдеманн считал, что характерными для такого кризисного переживания, как горе, являются пять признаков: 1) физическое страдание; 2) поглощенность образом умершего; 3) вина; 4) враждебные реакции; 5) утрата привычных моделей поведе-ния.(4,с.398-399). Горе может вызвать агрессивные действия в отношении его виновника (виновников), привести к мести и т. д. Кризисное состояние обнаруживает определенную динамику. Так, Дж. Каплан (5, с.521-532) описал четыре стадии кризиса, которые следуют одна за другой по нарастающей: 1) первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы разрешения проблемы; 2) дальнейший рост напря-

жения в условиях, когда эти способы оказались безрезультатными; 3) еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников; 4) если все оказывается тщетным, наступает четвертая стадия, характеризуемая повышением тревоги и депрессии, чувством беспомощности и безнадежности, дезорганизацией личности. Выделяются следующие фазы переживания горя: фаза шока и оцепенения; фаза поиска, связанная с нереалистическим стремлением вернуть утраченное и отрицанием не столько факта смерти, сколько постоянства утраты; фаза острого горя, длящаяся до 67 недель с момента трагического события; фаза остаточных явлений и реорганизации поведения; фаза «завершения», когда образ умершего занимает постоянное место в смысловом поле переживающего горе человека (6, с.5-10). Ориентируясь на довольно традиционное определение кризиса как неразрешаемого противоречия или осознания неразрешаемости, полагают, что человек поставлен в ситуацию, в которой либо депривирована фундаментальная потребность (смыслообразующий мотив), либо для этого «создается потенциальная или актуальная угроза», от которой в реальном взаимодействии человек «не может уйти и которую не может разрешить в короткое время и привычным способом». Более того, в кризисе вернуть ситуацию к исходной точке отсчета, которая имела для человека жизненный смысл, нельзя.

Отрицательное влияние на поведение личности в ситуации жизненного кризиса оказывает фрустрационное состояние (фрустрация). Оно возникает в связи с появлением отдельного жизненного

отношения лица, проявляясь в его деятельности, и обусловлена внутренней необходимостью реализовать определенный мотив. Разрушение деятельности возникает в результате нарушения соотношения и связей между мотивом и целями деятельности. Под фрустрацией (от лат.frustratio - обман, тщетное ожидание, расстройство) часто понимают психическое эмоциональное состояние индивида, возникающее в ситуации внутреннего противоречия между сильным мотивом и возможностью его реализовать, столкновения с непреодолимым препятствием, проблемой, которую крайне необходимо, но неизвестно как решить, расстройство от нереализованных планов и жизненных ожиданий. Фрустрация связана с внутренними конфликтами и мотивацией. При этом следует отметить наличие внутренних и внешних барьеров, связанных с возникновением состояния фрустрации, отрицательное влияние фрустрации на поведение человека. Фрустрационное состояние вызывается определенным фактором, называемым фрустратором. Часто выделяют три типа фрустраторов: 1 )лише-ние (отсутствие чего-либо); 2)потери; 3) конфликт Таким образом, фрустрацию можно определить как состояние, которое возникает в жизнедеятельности личности в ситуации неуспеха, вызванного субъективно непреодолимыми препятствиями на пути к достижению цели (противодействие другого лица; недостаточная профессиональная подготовленность; социальные потери; барьеры к реализации мотивов успеха и т. д.). Для фрустрационной ситуации характерно наличие препятствия - внешнего или внутреннего, когда какая-то потребность не может удовлетворить-

ся. Выделяются различные виды поведения в состоянии фрустрации (фруст-рационные реакции):1) генерализованная агрессивность; 2) двигательное возбуждение - бесцельные неупорядоченные реакции; 3) отступление -компенсация в виде психологических защит; 4) стереотипия - тенденция к слепому повторению фиксированного поведения, когнитивной, мотивационной и эмоциональной фиксированности на препятствии; 5) регрессия - инфантилизация, примитивизация поведения, снижение конструктивности поведения, падение качества исполнения; 6)апатия - депрессивное состояние, печаль, переживание неуверенности, бессилия, безнадежности, а иногда отчаяния. Выраженное фрустрационное состояние может существенно влиять на сознание и поведение личности, вызывать нарушения восприятия, моторной координации и мышления. Фрус-трационное состояние представляет интерес как значимое, особенно в связи с его длительным влиянием, явление, снижающее эмоциональную устойчивость и ведущее к элементам деструктивности в поведении индивида. Одним из основных направлений преодоления фрустрационного состояния является поиск и точное определение фрустратора, а затем его устранение. Агрессивное состояние индивида часто является реакцией на возникшую кризисную ситуацию угрозы со стороны других лиц [7, с.64-70]. С другой стороны, агрессивное состояние, будучи пролонгированным, характеризует определенный уровень агрессивности человека и готовности к агрессивным реакциям. В связи с этим

обстоятельством Леонард Берковитц, понимая под агрессией определенный вид вредоносного поведения, разделил, наряду с другими авторами, ее на два вида: инструментальную и эмоциональную агрессию. Агрессию, служащую реализации других целей (совершение киллером заказного убийства с целью получения денег, нападение грабителя на прохожего с целью овладения чужим имуществом и деньгами и т. п.) он назвал инструментальной агрессией. Основной целью эмоциональной агрессии является причинение ущерба другому лицу, которую поэтому часто называют также «враждебной», «аффективной», «гневной» агрессией. Некоторые лица испытывают удовольствие оттого, что причиняют вред другим людям. При этом речь обычно идет о негативных эмоциях и негативных эмоциональных состояниях, связанных с намерением агрессора причинить вред другому лицу.(8, с.32-35).

А. Басс понимал под агрессией поведение, направленное на причинение вреда другому человеку(9). А. Бандура отмечал, что под агрессивным поведением подразумеваются действия, противоречащие социально одобряемой роли. Агрессия является, по его мнению, следствием искаженного процесса социализации, злоупотребления родителей наказаниями, жестокого обращения с детьми (10). Л. Берковитц писал, что агрессия означает поведение, физическое или символическое, которое мотивировано намерением причинить вред кому-то другому (8, с.32). Исходя из общепринятого понимания термина, можно сказать, что агрес-

сия ( то есть агрессивные действия и агрессивные состояния, которые сопровождают агрессивное поведение ) является формой девиантного поведения индивида, имеющая своей целью умышленное, то есть намеренное нанесение физического или психологического вреда, ущерба другому лицу. Эмоциональное состояние агрессивности усиливает уровень агрессивности и силу агрессивных реакций, может привести к деструктивному поведению. Этот вывод следует из результатов экспериментов, полученных Р. Бэроном (11, с.260-263).

Важны понимание и учет в профилактической работе механизмов преодоления кризиса, адаптации индивида к возникшей жизненной ситуации. В связи с этим обстоятельством целесообразно обратиться к одному из теоретических положений, сформулированных Эдвином Сатерлендом в рамках теории дифференцированной связи. Он отмечал: «Лицо становится преступником в результате преобладания у него взглядов, благоприятствующих нарушению закона, над взглядами, не благоприятствующими этому». В отечественной криминологии А.Н. Пастушеня выдвинул понятие «личностная приемлемость преступного поведения». Эти по-

ложения авторов направлены на обоснование приоритетности ценностно-нормативной сферы лица в объяснении его криминальных действий. (2, с.112).

Однако указанных факторов недостаточно для создания полной объяснительной картины противоправного поведения как разновидности деви-антного поведения. Поэтому целесообразно обратиться к теории копинг-поведения, сформулированной во второй половине ХХ века (Р. Лазарус и др.). Понятие «копинг» происходит от ссрпд (англ.) - совладание, преодоление чего-либо внешнего (обстоятельств, трудной ситуации, условий и т. д.) или внутреннего (собственных чувств, желаний, эмоций, внутренних конфликтов).

В теории копинг - поведения утверждается, что для совладания индивидом с трудностями необходимо иметь личностные ресурсы или копинг - ресурсы, включающие опыт и психологические особенности индивида), использовать собственные стратегии действий (копинг-стратегии, включающие в себя способы управления факторами кризисной жизненной ситуации). Таким образом, преодолевающее поведение следует рассматривать как результат взаимодействия

Таблица2

№№ СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ

1 Активная Ассертивные действия

2 Просоциальная Вступление в социальныйконтакт

3 Просоциальная Поиск социальной поддержки

4 Пассивная Осторожные действия

5 Прямая Импульсивные действия

6 Пассивная Избегание

7 Непрямая Манипулятивные действия

8 Асоциальная Асоциальные действия

9 Асоциальная Агрессивные действия

копинг-ресурсов индивида и его ко-пинг - стратегий. Выделяют ряд стратегий преодоления (С. Хобфолл и др.) и соответствующие им модели поведения (табл. 2)

Кроме того, копинг-стратегии можно разделить на адаптивные и деза-даптивные. Наблюдения показывают, что к распространенным способам деструктивного, девиантного реагирования на кризисную жизненную ситуацию, то есть дезадаптивным стратегиям копинг - поведения, можно отнести следующие: обвинение окружающих в своих неудачах; агрессивные действия; злоупотребление алкоголем; прием наркотиков; поиск незаконных, «быстрых» способов разрешения кризиса; обман других лиц, моббинг, шантаж, провокацию и мошенничество; самоубийство; устранение источника фрустрации (например, убийство другого лица) и т. п.; месть; совершение различных правонарушений и преступлений в целях разрешения кризиса; соглашательскую позицию, конформизм и подчинение себя другим в целях разрешения кризиса; пассивный уход от кризиса (отъезд, изменение места жительства и работы и т. п);социальную отчужденность (избегание других лиц, изменение круга общения, изменение образа жизни, одиночество и т. п.);привлечение третьих лиц для противоправного разрешения кризиса и др. Указанные способы разрешения кризисной жизненной ситуации не обязательно ведут к совершению противоправных действий (правонарушению, преступлению), но часто представляют собой другие виды девиант-ного поведения: безнравственные поступки, обман других лиц, сокрытие

важной информации, пренебрежение интересами родственников, членов семьи и близких друзей, супружеская измена, утаивание от членов семьи доходов и т. п. Такие действия часто выступают в качестве причин или условий совершаемых впоследствии противоправных деяний.

При проведении индивидуальной предупредительной работы важно выяснить тенденции индивидуальных стратегий разрешения жизненных трудностей на основе применения существующих диагностических средств и повысить уровень личностно-средо-вых адаптационных ресурсов. Исследования показали, что к личностно-средовым адаптивным ресурсам следует отнести: 1) уровень когнитивного развития индивида; Я-концепцию;ло-кус контроля; эмпатию; аффилиацию; стрессоустойчивость лица (личностные ресурсы); 2) способность оказывать и воспринимать социальную поддержку; наличие социальноподдерживающей сети и поддержание ее эффективности (средовые ресурсы).

Учитывая сложившееся неблагоприятное положение в сфере профилактики правонарушений и преступлений, целесообразно решить ряд организационных, правовых, криминологических и психологических проблем:

разработать проект закона о мероприятиях по профилактике противоправных деяний и противодействию преступности, провести его широкое общественное обсуждение и принять. На основе этого закона подготовить среднесрочную государственную программу (3-5 лет) по предупреждению преступлений, определив конкретные полномочия государственных и право-

охранительных органов, а также мероприятия по координации их деятельности в сфере криминологической профилактики;

создать в стране самостоятельную криминологическую службу, включив в ее состав специалистов различных направлений (юристов-криминологов, юридических психологов, педагогов и др.) и определив в качестве основных задач координацию профилактической деятельности государственных и правоохранительных органов, организаций других форм собственности и граждан, СМИ, проведение криминологических экспертиз и конкретных мероприятий по общей и индивидуальной профилактике правонарушений, разработку практических методов профилактической деятельности, систематический и постоянный мониторинг состояния преступности в стране, исследование особенностей девиантно-го поведения и формирования личности преступника.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. // Вопросы психологии. 1972. №2.

2. Энциклопедия юридической психологии Под общ. ред. А.М.Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и Право, 2003.

3. Lindemann E. Symptomatology and management of acute grief || Amer. Journ. Of psychiatry. 1944. V. 101. №2.

4. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2004. -С. 398-399.

5. Caplan G. Emotional crises. - In:The encyclopedia of mental health. N.Y. 1963. Vol.2. p.521-532.

B. Василюк Ф.Е. Пережить горе // Альтер Эго. Психологический журнал. 1 991. №2. С. 5-10.

7.Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») - СПб.: Амфора, 2001. - С. 64-70.

8. БерковитцЛ. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. С. 32-35.

9. Buss, A.H. The psychology of aggression. -New-York: John Wiley, 1961.

10. Bandura, A. Agression: A social learning analysis. Englewood Cliffs, N.-Y: Ronald Press, 1973 .

11. Baron , R. A. Human aggression. New York: Plenum, 1977. p. 260-263.

12. Dollard, J, Doob, L.W, Miller, N.E, Mowrer, O.H, Sears, R.R. Frustration and agressiion. New Haven, Conn. : Yale Univ. Press, 1939.

13. Папкин А.И., Кузнецов Д.Ю Негативные эмоциональные состояния сотрудников ОВД в опасных ситуациях профессиональной деятельности и психологические пути их преодоления. Вопросы гуманитарных наук, №5(20), 2005, с.408-417.

14. Психические состояния / Сост. и общ. ред. Л.В.Куликов. - СПб: Питер, 2001.

15. Папкин А.И., Папкин И.А. Юридическая психология: Учебное пособие. - Домодедово: ВИПК МВД РФ, 2006.

16. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.Головин. - Минск: Харвест, 1998.

Гендер организованной

(Исследования проведены при финансовой поддержке Российского государственного научного фонда (РГНФ), проект № 07-06-00080а)

Cherchez la famme

Казалось бы, кто же не знает этого крылатого выражения: «Ищите женщину», а вот ведь и не сразу вспоминается, что сказал это не кто иной, как министр французской полиции, и не в праздности пребывающий, а по поводу раскрытия самых сложных преступлений. Получается, что вольная или невольная, но именно организация, причем наихитрейшая, преступлений, по мнению этого великого криминологического ума, является прирожденным уделом женщины. Нам, конечно, сразу возразят, что Ж. Фуше имел в виду женщину как причину преступлений, что преступления как-то группируются вокруг фемининного фактора (или тендера), а совсем не организуются им. Возможно, что это так... и было в 19 веке. Однако мы живем в 21-м. Это, во-первых. Во-вторых, так или иначе женщине, когда выпадет ей соприкоснуться с криминалом, как-то сразу отводится центральная роль. Об этом писал не только Фуше. Наконец, в третьих, эта статья не о женщинах, а о фемининном гендере, который есть всего лишь комплекс психологических свойств, определяющих социализацию и самоидентификацию личности в обществе и при этом прямо не детерминированный физиологией пола. Фемининность - маскулинность как единое свойство с двумя полюсами присутствует в ин-

преступности* пя „

Д.В. Сочивко

дивидуальном выражении в любом человеке. Всякий имеет и фемининные и маскулинные черты с естественным преобладанием тех или иных в зависимости от половой принадлежности. Собственно говоря, такое представление является новым лишь в том смысле, что именно в последнее время ген-дерные особенности человека стали активно изучаться, появилась новая отрасль научно-психологического знания - гендерная психология.

О мужском и женском как абстрактных началах говорит практически каждая из древнейших философских систем и мировых религий. Культурный архетип мужественности - женственности имеет, на наш взгляд, две существенные стороны диалектического противоречия. С одной стороны, женское практически везде понимается как производное, вторичное (из ребра мужчины), подчиненное, но при этом почему-то темное, греховное, злое. С другой стороны, человеческое бытие невозможно без какого-либо из начал, т. е. и общественное, и индивидуальное (и духовное, и материальное) основано на балансе Инь и Ян, женского и мужского, и нарушение этого баланса имеет разрушительные последствия для истории.

С этой точки зрения в гендерной концепции вообще нет места преступлению. Норма фемининного гендера -это воспроизводство рода и поддержание семейного очага, норма маскулинного гендера - созидательный труд на благо семьи и всего общества. Преступление по своей природе направле-

но против и того и другого. Логично предположить, что совершение преступления и последующее самопринятие себя как преступника того или иного пола сопровождается мощными ген-дерными изменениями личности. Более того, само изменение структуры ген-дерной самоидентификации является и одной из причин преступности.

Известно, что с давних времен субкультурные нормы различного рода воров, бандитов, пиратов и прочих бродяг в первую очередь отрицали именно институт семьи. Проще говоря, внутренние нормы субкультуры запрещают настоящим ворам иметь семью, что есть существенное изменение гендерной самоидентификации. Характерно, однако, что опять же с незапамятных времен именно организованные формы преступности строятся по принципу семьи. Это и мафия, и восточные бандитские кланы, и кланы в диаспорах переселенцев. Таким образом, если обратиться к историческим корням, то различия воровской и организованной преступности носят ярко выраженный гендерный характер. Именно разрушение архаической семьи в Новое время, особенно активно развивающееся в 19 веке, совпадает с появлением не только феминистского движения, но и терроризма, и организованной преступности в формах, близким к современным. В настоящее время исследователи отмечают (возможно, как продолжение этого процесса) рост женской преступности, а главное все более увеличивающееся среди женщин число «неженских» преступлений - грабежей, разбоев, корыстных и заказных убийств, сексуального насилия.

Анализируя экспериментальные данные, которые мы приведем ниже, а

также общие тенденции развития преступности, складывается впечатление, что нарождается какой-то новый третий гендер, который постепенно становится реальностью нашего общества. Преступник - это уже не только отказавшийся от ряда социальных, в том числе и гендерных, ценностей (в первую очередь семьи) человек. Это некий монстр с мужской толстокожестью и женским коварством, подростковой беспринципностью и агрессивностью ревнивой самки. Естественная человеческая надполовая духовность заменяется уродливым гендерным суррогатом. Болезненное женское чувство «мое» сливается с мужским «героизмом» отобрать любой ценой.

Однако перейдем к анализу эмпирических данных психологических исследований, дабы совсем не запутаться в метафорах и в конце статьи представить вышеописанный теоретический «коктейль» из вполне реальных психологических свойств современных осужденных.

В исследовании приняли участие осужденные мужчины (67 человек) и женщины (49 человек). Осужденные подбирались так, чтобы характер преступления был связан с некоторой существенной его предварительной организацией: усложненные (квартирные) кражи, мошенничество, групповые подготовленные преступления, наконец, просто действия в составе организованных преступных групп.

Были использованы психодиагностические методы: тест «Самоотношение», разработанный Р.С.Пантелеевым [1 ], тест LSI Плутчика с соавт.[2] , для исследования психологических защит, тест Люшера с расчетом психо-

динамических коэффициентов цветовых предпочтений по Д.В. Сочивко [3].

По тесту «Самоотношение» статистически значимые различия получены по показателям самоценности, самопринятия и самопривязанности. У женщин эти показатели выше, что в общем соответствует обычной логике более высокого уровня самолюбования у женщин. Посмотрим, однако, как принимает себя женщина, совершившая (иногда страшное) преступление. На этот вопрос позволяет ответить факторный анализ матрицы интеркорреляций результатов тестирования обоих групп испытуемых. В результате выделяется два фактора, хотя для обычных граждан, согласно авторам методики, их три. Один из факторов (второй у женщин и первый у мужчин) повторяет фактор общей структуры, объединяя в себе аутосимпатию и самоуважение. Этот фактор общий и неспецифический для гендерных отличий у осужденных можно было бы назвать самопринятием. Это уплощение факторной структуры с акцентом на самопринятие тоже является особенностью преступного генде-ра.

По оставшемуся фактору структур у мужчин и женщин имеются существенные различия. У женщин этот фактор кроме внутреннего конфликта включает показатели открытости (внутренней честности) и отрицательного самоотношения. Кроме того, у женщин этот фактор выходит на первое место по объему объясняемой дисперсии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этот фактор мы бы назвали фактором самообличения. Это сугубо ген-дерный фактор, характерный для фе-менинной составляющей личности и по существу определяющий ее готовность

к истинному покаянию и раскаянию в совершенном преступлении. В названии мы хотели бы подчеркнуть не просто самообвинение, не просто внутренний конфликт и отрицательное самоотношение, но то, что все эти процессы развиваются на фоне внутренней честности к себе. И напротив, отсутствие внутреннего конфликта связано с закрытостью, самообманом. У мужчин второй фактор внутреннего конфликта не принимает такую обостренную форму самообличения, возможно, в связи с развитием вытеснения и ограниченности осознанности своих поступков.

Итак, фемининная гендерная структура самоотношения как ядро самоидентификации личности осужденных женщин состоит из двух факторов «самообличения» и «самопринятия» (самообольщения), а маскулинная - из факторов «самопринятия» (самообмана) и «внутреннего конфликта».

У женщин специфика фактора самообличения заключается в том, что наряду с внутренним конфликтом туда входят и внутренняя честность, и отрицательное самоотношение. Женщина честно и тяжело (конфликтно) внутренне переживает, что она такая. И полностью себя принимает такой, на еще более высоком уровне, чем мужчина. Больше раскаяния, больше преступления. Семь бед один ответ. В этом заключается парадоксальность женского самоотношения у осужденных: более высокое самопринятие на фоне развитого самообличения: «Такая вот я сволочь». А коли так, то министр полиции Ж. Фуше был прав, организует женщина преступления непосредственно или нет, но она, раз вступив на эту стезю, уже воспринимает ее как свою жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.