Научная статья на тему 'Причины формирования мотивов девиантного поведения у сотрудников правоохранительных органов'

Причины формирования мотивов девиантного поведения у сотрудников правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
662
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОТРУДНИКИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / КРИМИНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / DEVIANT BEHAVIOR / LAW ENFORCEMENT / CRIMINAL MOTIVATION / DELINQUENT BEHAVIOR / PROFESSIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Папкин А. И.

в статье раскрываются понятие и виды девиантного поведения, а также основные причины и факторы, оказывающие влияние на его формирование у сотрудников правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

this article describes the concept and types of deviant behavior, as well as the main causes and factors influencing its formation in POO staff.

Текст научной работы на тему «Причины формирования мотивов девиантного поведения у сотрудников правоохранительных органов»

направлены и на случайную жертву при отсутствии даже малейшей конфликтной ситуации. Подобных подростков отличают заниженная самооценка, неразвитость волевого компонента при наличии скрытой агрессивности, озлобленности и жестокости как устойчивых личностных особенностей. Большое количество единоличных преступлений с мотивацией вымещения совершается подростками, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, которое усиливает ситуационное смысловое восприятие создавшейся конфликтной ситуации и «не столько снимает личностный контроль над агрессивностью, сколько обнаруживает уже существующую дефицитарность тормозящих проявление агрессивных побуждений личностных структур» [16, с. 116].

Перечень приведенных нами психологических мотиваций преступных действий несовершеннолетних не является исчерпывающим, хотя определение вида мотивации совершения преступлений подростками остается крайне важным компонентом при комплексной оценке личности несовершеннолетнего правонарушителя. В конечном итоге правильно определенная мотивация

совершения преступления подростком позволяет осуществить дифференцированный подход к избранию мер пресечения, наказания или принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетнего правонарушителя как субъекта реабилитации.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

2. Васильев В.Г. Юридическая психология: учеб. для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. СПб., 2003.

3. Васкэ Е.В. Эволюция преступности несовершеннолетних в России: психолого-правовой анализ. М., 2009.

4. Горьковая И.А. Медико- и социально-психологические корреляты устойчивого противоправного поведения подростков: дис. ...д-ра психол. наук. СПб., 1998.

5. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. М., 1976.

6. Игошев К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. Горький, 1974.

7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2002.

8. Криминология: учеб. пособие/ под ред. В.Е. Эми-нова. М., 1997.

9. Кузнецова Н.Ф. Мотивация преступлений и тенденции ее изменения//Вопросы советской криминологии. Ч. 2. М., 1975.

10. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. Новосибирск, 1992.

11. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

Причины формирования мотивов девиантного поведения у сотрудников правоохранительных органов

А.И. Папкин

Аннотация: в статье раскрываются понятие и виды девиантного поведения, а также основные причины и факторы, оказывающие влияние на его формирование у сотрудников правоохранительных органов.

Ключевые слова: девиантное поведение, сотрудники правоохранительных органов, криминальная мотивация, делинк-вентное поведение, профессиональная идентичность.

Summary: this article describes the concept and types of deviant behavior, as well as the main causes and factors influencing its formation in POO staff. Keywords: deviant behavior, lawenforce-ment, criminal motivation, delinquent behavior, professional identity.

Проблемы выявления причин, профилактики и пресечения девиантного поведения сотрудников правоохранительных органов (ПОО) чрезвычайно актуальны. Важно установить основные факторы, влияющие на формирование девиантной и криминальной мотивации поведения ряда сотрудников ПОО.

Ведущая гипотеза при проведении исследований девиантности среди персонала ПОО заключается в предположении о том, что четкое понимание причин, тенденций и психологического механизма девиантного поведения, в том числе проблем формирования асоциальной мотивации у сотрудников ПОО, создает необходимые предпосылки для разработки комплекса методических рекомендаций, позволяющих повысить эффективность его профилактики.

Девиантное поведение представляет собой отклонение сотрудника ПОО от нормативного поведения, ведущее к нарушениям нравственных, правовых, этических, профессиональных, экономических и иных норм, изменение способов решения профессиональных и личностных задач, деформации отношений и образа жизни. Обычно такие нарушения норм ведут к отрицательным социальным последствиям, и в этом случае имеют в виду негативное девиантное поведение (далее в статье употребляется сочетание «девиантное поведение». — А.П.). Кроме того, отклоне-

ния от принятых норм поведения могут проявляться в благородном поступке, самопожертвовании, героизме и других действиях, позволяя отнести их к позитивному девиантному поведению.

В предлагаемой статье проблемы мотивации рассматриваются в комплексном анализе развития негативного девиантного и криминального поведения, их взаимовлиянии и взаимосвязи. Можно обоснованно утверждать, что любое криминальное поведение является девиантным, но не любое девиантное поведение—криминальным. Криминологические исследования (А.И. Долгова, 2001) показывают, что различные виды негативного девиантного поведения, как правило, предшествуют формированию личностной криминальной готовности индивида, появлению у него криминальной (криминогенной) мотивации и приемлемости преступного образа жизни. Следовательно, реально существующие разновидности девиантного поведения должны изучаться в их взаимодействии и взаимосвязи.

По силе социальных негативных отклонений девиантное поведение может приобретать форму: нравственного или иного проступка, находящегося вне сферы правового регулирования; некриминального деликта (лат. delictum — всякое правонарушение, юр.), то есть административного, гражданского, дисциплинарного и иного правонарушения; криминального деликта или преступления.

Можно выделить основные виды негативного девиантного поведения сотрудника ПОО, которые позволяют раскрыть его содержание. К ним можно отнести: 1) отклоняющееся поведение различных лиц в форме нравственных,

этических, профессиональных и иных проступков, находящихся вне сферы правового регулирования: 2)делинк-вентное, противоправное поведение; 3) кондуктивное поведение; 4) аддиктив-ное поведение: 5) виктимное поведение; 6)суицидальное поведение; 7)поведение лица, основной причиной которого служат сексуальные перверсии; 8) дез-адаптивное и не адекватное жизненным ситуациям поведение психически больных людей.

Отклоняющееся поведение в форме нравственных, этических, профессиональных и иных проступков, находящихся вне сферы правового регулирования, часто предшествует делинквент-ному, или противоправному, поведению и характеризует отклонения в действиях индивида, приводящих к нарушению норм морали, этики, правил общежития и др. Этот вид девиантного поведения является следствием недостатков в воспитании и образовании человека, его социализации, проявлением личностных кризисов в отношениях с другими людьми, изменения жизненных планов и мотивации, образа жизни и общения.

Делинквентное поведение (от лат. delinquens (delinquentis) совершающий проступок—юр. правонарушитель) включает в себя большое число противоправных действий в виде правонарушений (гражданских, административных, трудовых, семейных и др.) и преступлений, предусмотренных уголовным законом.

Кондуктивное поведение включает в себя ряд нарушений признанных обществом норм, совершаемых вменяемыми лицами, имеющими определенные отклонения в психофизическом и интел-

лектуальном развитии (неврозы, акцентуации, реактивная агрессивность, психопатии, дебильность и др.), часто приводящие к дракам с другими людьми, повреждению государственной, общественной и частной собственности, хищениям и т. п. Кондуктивное поведение проявляется в различном социальном окружении (семья, образовательные учреждения, улица, производственная сфера и др.). Часто лиц с таким поведением определяют как социально дезадаптированных, или как девиантных.

Аддиктивное поведение характеризует образ жизни и поведенческие реакции лиц, имеющих ярко выраженную зависимость от алкоголя, наркотиков, иных психотропных веществ, табака, азартных игр и других агентов зависимости. Алкогольное и наркотическое опьянение часто относят к числу опасных состояний личности, становящихся причиной различных девиантных реакций.

Виктимное поведение представляет собой разновидность девиантного поведения (И.Г. Малкина-Пых, 2006; И.А. Папкин, 2004, 2006, 2009). Изучение уязвимого, виктимного поведения человека в различных условиях жизнедеятельности позволяет понять отклонения в поведении и ошибки в принятии решений жертвой (пострадавшим, потерпевшим) в той или иной ситуации жизнедеятельности (выполнения профессиональных обязанностей, проведения досуга, криминального насилия, нахождения в зоне вооруженного конфликта, стихийных бедствий, техногенных катастроф, аварий и т. п.), ведущих к физическим (ранения, телесные повреждения) и психическим травмам, имущественным потерям.

Суицидальное поведение характеризует склонность индивида к интра-пунитивным реакциям, аутоагрессии, нанесению себе ранений или причинения смерти и может рассматриваться как разновидность девиантного поведения.

Поведение лица, причинами которого служат имеющиюся у него сексуальные перверсии (лат. perversion—извращение), то есть извращения полового влечения и способа его удовлетворения, характеризуется изменением объекта сексуального удовлетворения (в связи с чем выделяют гомосексуализм, педофилию, геронтофилию, зоофилию, некрофилию и др.) и способов удовлетворения сексуального влечения, которые часто носят насильственный и садомазохистский характер.

Дезадаптивное и не адекватное жизненным ситуациям поведение лиц с психическими аномалиями наблюдается у имеющих диагноз: шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия, различные формы психопатии и др.

Мотивы любых поступков, и в частности, девиантных действий, выступают как побуждения к активности ради удовлетворения актуальной потребности и разрешения проблемной ситуации, затрагивающей личностные ценности и интересы индивида. К девиантной, а также криминогенной мотивации не могут быть отнесены любые побуждения, проявляющиеся в асоциальном деянии, поскольку одно и то же побуждение может выступить причиной принятия как правомерного, так и противоправного способа удовлетворения лицом потребности или разрешения определенной проблемной ситуации (Ю.М. Ан-тонян, Б.С. Волков, М.И. Еникеев, В.Н. Куд-

рявцев, В.В. Лунеев, А.Н. Пастушеня и др.).

Мотивы любого поведения, в том числе девиантного или криминального, отражают существующие у индивида потребности. В юридической психологии принято положение о том, что мотивы личности «опредмечивают» имеющиеся потребности, позволяют выбрать цель действий и способы ее достижения, составить план своего поведения и прогнозировать возможный результат, а также факторы, определяющие вероятность неуспеха. Побуждая личность к определенной активности, потребности не являются чем-то изначально данным человеку, а формируются в процессе воспитания, в широком смысле—в процессе социализации, а их удовлетворение выступает в виде активной целенаправленной деятельности. Мотивы деятельности ведут к выработке определенной программы, планов по реализации конкретных действий с целью достижения намеченных целей.

Часто в современной психологии в связи с мотивацией поведения упоминается теория иерархии потребностей человека А. Маслоу. Эта иерархия имеет следующий вид: 1) в фундаменте пирамиды лежат физиологические потребности; 2) затем следуют потребности в физической и психологической безопасности; 3) потом—потребности в принадлежности и причастности к социальной группе (потребности в аффилиации); 4) потребности признания и самоутверждения; 5) потребности в самоактуализации (самовыражении).

А. Маслоу утверждает, что, пока не удовлетворены низшие потребности, (физиологические и в безопасности), высшие остаются для личности сравни-

тельно неинтересными, а с повышением уровня потребностей повышается готовность к большой активности. Потребности более высокого уровня активно побуждают человека к действиям после того, как удовлетворены потребности более низкого уровня. Также потребности высокого уровня удовлетворяются большим числом способов, чем потребности более низкого уровня. Высший уровень потребностей — самоактуализация — представляет собой «осуществление самого себя», нахождения своего места в жизни и достижения высоких результатов в интересной для себя деятельности. Это есть самовыражение, самореализация личности в жизни.

В соответствии с теорией иерархии потребностей А. Маслоу можно также констатировать следующее: а) неудовлетворенные потребности побуждают человека к действиям, а в случае их удовлетворения мотивация исчезает; б) если одна потребность удовлетворена, то на ее место приходит другая неудовлетворенная потребность; в) человек обычно имеет одновременно несколько различных потребностей, находящихся между собой в комплексном взаимодействии.

Широко распространена и теория приобретенных потребностей Мак-Клел ланда, содержащая исследование и описание влияния на поведение человека приобретенных им под влиянием жизненных обстоятельств и имеющегося опыта потребностей достижения, потребностей соучастия и потребностей властвования.

К. Альдерфер в своей теории потребностей, так же как и А. Маслоу, исходит из того обстоятельства, что потребности человека следует объединять в опреде-

ленные группы. Таких групп, по его мнению, три: а) потребности существования, включающие в себя физиологические потребности и потребности в безопасности; б) потребности связи, включающие в себя потребности признания и самоутверждения из пирамиды А. Маслоу, и потребности в групповой безопасности; в) потребности роста, включающие в себя потребности самоактуализации (самовыражения) из пирамиды А. Мас-лоу, а также потребности признания и самоутверждения.

Указанные в этих теориях мотивы имеются как у правопослушных граждан, так и у лиц с отклоняющимся поведением, правонарушителей. Сами по себе они не предопределяют принятие субъектом именно девиантной или криминальной цели—способа достижения определенного результата, которые в решающей мере зависят от сформировавшихся ценностей, образа жизни и приемлемости криминального (девиант-ного) поведения.

Однако изложенное не означает, что нельзя выделить собственно криминальные (криминогенные) мотивы. В Энциклопедии юридической психологии (2003) под криминогенной мотивацией понимается совокупность мотивов (или доминирующий, смыслообразую-щий мотив), выступающая или потенциально готовая выступить в качестве побуждения к принятию лицом общественно опасного способа поведения и преступной цели, соответствующей этому способу действий.

В результате выделяются мотивы деяний, которые по своему содержанию в той или иной степени прямо способствуют принятию именно девиантного, или преступного, способа действий. Эти

мотивы относятся к числу криминальных, криминогенных (и одновременно девиантных). Выделяются собственно криминальные мотивы, источник которых —влечение к совершению определенного вида общественно опасного деяния определенным, часто садистским способом (А.Н. Пастушеня, 2003). Реализация приносит индивиду разрядку внутреннего напряжения, удовлетворенность и удовольствие от самого процесса совершения определенного противоправного акта.

Здесь мотивом выступает сам процесс совершения преступления, который приносит удовлетворение приобретенным в течение жизни негативным, часто садистским, изощренно насильственным, издевательским потребностям субъекта преступления. Исследования показывают, что часто подобную мотивацию обнаруживают серийные убийцы и насильники, лица с реактивной агрессией, хулиганы, вандалы, поджигатели и др. Такого вида влечения, импульсивно возникающие, а часто являющиеся результатом агрессивных и иных асоциальных фантазий преступника произвольно труднопреодолимы. Их часто относят к психической аномалии — патологии влечений (клептомания, садизм, сексуальные перверсии, пиромания, педофилия и др.).

К криминогенным мотивам также следует отнести мотивы, порожденные асоциальными потребностями личности, удовлетворение которых правомерным способом является для лиц весьма затруднительным или вообще невозможным (А.Н. Пастушеня, 1998). Выделяются несколько типов таких мотивов: а) мотивы, порожденные гипертрофированными потребностями и притязания-

ми материального характера, властвования, достижения престижного социального статуса и другими факторами, а также гипертрофированными аморальными влечениями, проявляющимися в высоком уровне алкогольной или наркотической зависимости, пристрастии к азартным играм, аморальным развлечениям и др.; б) мотивы, вызванные необходимостью снятия устойчивых отрицательных эмоциональных состояний лица, вызываемых, например, переживанием чувств тревоги, отчужденности, неполноценности, злобы, агрессивности и др.; в) мотивы, порожденные фиксированным чувством неприязни по отношению к определенным конкретным людям или отдельным категориям людей (мотивы ревности, мести, зависти, обиды и др.); г) мотивы, вызванные потребностями в социально отчужденном образе жизни, а также личностными ценностями приобщения к группе противоправной направленности, приобретения авторитета в криминальной общности; д) мотивы, вызванные юридически неадекватными оценочными стереотипами, которые приводят к криминогенной оценке значения определенных обстоятельств и социальных ценностей.

Исследование мотивов девиантного поведения позволяет выделить их четыре важные характеристики: 1) силу побуждения к реализации мотива; 2) целе-ориентацию мотивации; 3) устойчивость мотивации; 4) подготовленность (в том числе асоциальную, противоправную) к реализации мотивов).

Сила побуждения (мотивации) с результатами любой деятельности, в том числе девиантных или криминальных действий, связана не прямолинейно, а в соответствии с закономерностью,

Рис. 1. Зависимость уровня продуктивности действий от уровня силы мотивации

низкии

высокий

мотивации

выявленной Р. Йерксом и Дж. Додсо-ном (рис. 1).

Согласно закону Р. Йеркса и Дж. Дод-сона по мере увеличения интенсивности мотивации, то есть силы побуждения, качество деятельности изменяется по колоколообразной кривой: сначала повышается, затем, после перехода через точку наиболее высоких показателей успешности деятельности, постепенно понижается. Уровень мотивации, при котором деятельность выполняется успешно, называется оптимумом мотивации.

Целеориентация мотивов проявляется в выборе конкретных результатов своего поведения (девиантного или криминального), которые могут быть связаны с достижением обладания определенным предметом, объектом (ценности, деньги, имущество и т. п.) и выступать в виде опредмеченных мотивов либо определенных форм действия, которые, по существу, представляют собой процессуальные мотивы.

Устойчивость мотивации при деви-антном и криминальном поведении характеризует степень асоциальной на-

правленности лица, тот или иной уровень приемлемости и согласия с ведением отклоняющегося от принятого в обществе образа жизни. Часто это приводит к профессиональному правонаруши-тельству и профессиональному занятию преступной деятельностью, рецидиву и повторному совершению противоправных деликтов. Устойчивость девиантной и криминальной мотивации отражает степень общественной опасности личности и действий конкретного лица.

Подготовленность к реализации де-виантных или криминальных мотивов отражает уровень обладания индивидом специальными знаниями, навыками, умениями или определенными возможностями (возрастными, физическими, интеллектуальными, образовательными и т. п.), позволяющими достигнуть поставленные цели девиант-ных действий.

Причины формирования мотивации девиантного поведения работников правоохранительных органов следует разделить на две группы:

1) организационно-воспитательные, связанные с качеством управления ПОО

в целом, повседневной работой с персоналом и руководством психологической службой в частности; 2) психологические, отражающие понимание динамики личностных и социально-психологических детерминант девиантного поведения сотрудников правоохранительных органов.

К организационно-воспитательным причинам нужно отнести следующие:

• недостаточное нормативно-правовое регулирование деятельности руководителей, работников кадровых аппаратов и психологов ПОО по профилактике девиантного поведения сотрудников. Предполагается, что все указанные субъекты занимаются данной работой, но нормативно ни в директивах, ни в положениях, ни в приказах эта функция как

данные свидетельствуют о негативной тенденции роста девиантных намерений и фактов девиантного поведения среди персонала ПОО.

Анализ существующего положения дел в работе с кадрами правоохрани-

необходимая для оценки эффективности их деятельности не выделена и не включена в перечень их функциональных обязанностей;

• недооценку деятельности практических психологов ПОО руководителями, привлечение психологов к выполнению не свойственных им функций, отсутствие заботы о повышении их профессиональной компетентности;

• недостаточное методическое обеспечение профилактической работы с сотрудниками, характеризующимися склонностью к отклоняющемуся поведению, конкретными технологиями работы, учебными пособиями и методиками;

• отсутствие системы воспитательной и профилактической работы с личным составом ПОО, хотя статистические

тельных органов по предупреждению нарушений дисциплины, законности и преступлений позволяет констатировать наличие ряда негативных тенденций. Во-первых, наблюдается значительный рост числа сотрудников ПОО, привлечен-

Таблица 1

Структура преступлений, совершенных сотрудниками ОВД

Число сотрудников, совершивших преступления % от общего числа

Должностные преступления 59,6

Взяточничество 10,2

Убийство 1,9

Умышл. причинение вреда здоровью 4,1

Грабежи 2,6

Разбои 1,9

Незаконное обращение наркотиков 1,9

Кражи 4,2

Изнасилования 0,7

Вымогательство 2,0

ных к ответственности за нарушения законности и правонарушения. Во-вторых, индекс преступности в расчете на одну тысячу личного состава демонстрирует тенденцию к росту противоправных деяний. Например, в органах внутренних дел за двенадцать лет он вырос почти на 1/3 (в 1997 г. упомянутый индекс был равен 2,63, в 2008 г. - 3,6). В-третьих, в структуре преступности сотрудников

Определенной предпосылкой, а иногда причиной девиантного поведения становится недисциплинированность сотрудника ПОО, его склонность к частому нарушению служебной дисциплины. За год беспристрастная ведомственная статистика фиксирует более 140 тыс. нарушений дисциплины рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел. Больше половины всех дисциплинарных проступков составляют нарушения исполнительской дисциплины. Из общего числа нарушений дисциплины 9 % приходится на проступки, связанные с невыходом сотрудников на службу без уважительной причины. Более 2,5 тыс. дисциплинарных проступков связано со злоупотреблением служебным положе-

преобладают должностные преступления и взятки (табл. 1). В-четвертых, наблюдается несомненная связь между ростом количества нарушений законности и числа сотрудников, совершивших преступления (табл. 2), что подтверждает зависимость девиантного и криминального поведения от состояния служебной дисциплины и законности в подразделениях ПОО.

нием, превышением власти, грубостью и бестактностью в отношении граждан. Участились случаи привлечения к дисциплинарной, а нередко и уголовной ответственности руководящего состава правоохранительных органов. Имеют место нарушения дисциплины, связанные со злоупотреблением спиртными напитками. За год регистрируется более 6 тыс. случаев злоупотребления сотрудниками органов внутренних дел спиртными напитками (5,9 на 1 тыс. л. с.). В состоянии алкогольного опьянения сотрудниками совершается ежегодно около 1 тыс. ДТП, в том числе более 700 — на служебном автотранспорте. По вине сотрудников органов внутренних дел ежегодно происходит около 3 тыс. ДТП.

Таблица 2

Динамика нарушений законности и преступлений, совершенных сотрудниками ОВД (2001-2007 гг.)

Годы За нарушения законности +, - ,% За преступления +, - ,%

2001 10700 6,6 3805 7,7

2002 14330 34,2 3071 - 19,3

2003 17546 21,5 3106 1,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2004 18352 4,6 3720 19,8

2005 24439 33,2 4269 14,7

2006 26639 9,0 4020 -5,8

2007 40039 50,3 4367 8,6

За нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств в течение года привлекается к ответственности боле 400 работников органов внутренних дел. В целом по МВД России ежегодно регистрируется более 300 случаев самоубийств сотрудников ОВД.

Психологические причины мотивации девиантного поведения отражают личностные изменения работника правоохранительного органа, повышающие уровень девиантности и криминогенно-сти, ведущие к социальному отчуждению и приемлемости асоциального поведения.

Среди кардинальных психологических причин девиантного поведения личности сотрудника ПОО прежде всего следует назвать изменение его нор-мосознания, включая правосознание. Развитие личности непосредственно связано с усвоением социальных, в том числе правовых, этических норм, существующих в обществе, системе ПОО, построением сотрудником своей жизни в согласии с этими нормами или, наоборот, их игнорированием, ведущим к социально отклоняющемуся, девиантному поведению.

Одной из важных психологических причин рассматриваемого поведения становится деформация личностной идентичности работника (появление «спутанной» идентичности, частичная потеря эгоидентичности, неверное понимание выполняемых социальных ролей, путаность в понимании социальных ролей, потеря социально-правовой и профессиональной идентичности).

Процесс приобретения личностной идентичности связан с динамикой социальной идентификации. Это важный

психологический механизм социализации, проявляющийся в принятии работником ПОО (субъектом идентичности) определенной социальной, профессиональной роли, в осознании им групповой принадлежности, формировании профессиональных установок и мотивов поведения, усвоении определенных норм и ценностей, образцов и правил. Социально-психологическая идентификация — это процесс мысленного объединения себя с какой-либо группой людей, отдельными лицами на основании установившихся эмоциональных связей и предпочтений и усвоение разделяемых членами группы социальных представлений и образцов определенного поведения. В качестве идентификационных фигур могут выступать большие социальные общности (нация, этническая группа, профессиональная общность, возрастная группа и т. д.), малые социальные группы (семья, учебный класс, студенческая группа, профессиональный коллектив, воинское подразделение, дружеская компания и т. д.), а также отдельные лица (мать, отец, учитель, политик, известный спортсмен, артист, руководитель, коллега по работе и т. д.).

Профессиональная идентичность — это процесс и результат соотнесения себя с нормами, ценностями и смыслообразующими мотивами, общими для работников ПОО в целом и конкретной профессионально-должностной группы лиц (следователи, оперативные работники и др.). Важную роль в динамике психологии социальной идентичности выполняют социальные представления о сущности и значимости работы в системе ПОО и в конкретной должности. «Спутанные» социальные представления о профессии

работника ПОО, негативные изменения и деформация знаний, убеждений, профессиональных ценностей часто ведут к развитию асоциальной мотивации у ряда сотрудников.

Психологический процесс исчерпывающей идентичности с профессией неразрывно связан с ориентацией сотрудника ПОО на конкретные социальные группы и общности. Психология идентичности личности не может быть понята вне теории референтной группы. Многие исследователи под референтной группой обозначают группу, к которой индивид относит себя психологически, ориентируясь при этом на ценности и нормы данной группы, которая служит ему своеобразным стандартом, системой отсчета для оценки себя и других, а также источником формирования социальных установок и ценностных ори-ентаций.

По мнению А.Н. Пастушени (1998), специфической качественной особенностью психического склада личности, определяющей наличие склонности совершить при определенных условиях противоправные деяния, является кри-миногенность. Основу криминогенности личности составляет личностная приемлемость совершения противоправных поведенческих актов при определенных социальных условиях. Отличительная особенность личности, обладающей криминогенной потенцией, выражается в приемлемости совершения преступного деяния как способа удовлетворения некоторой потребности или разрешения определенного типа проблемной ситуации.

В целях профилактики формирования мотивов девиантного поведения важен анализ нормопослушного (адек-

ватного) и отклоняющегося от нормы (неадекватного) реагирования сотрудника ПОО на трудные профессиональные и бытовые жизненные ситуации. Особое значение имеют понимание и учет в профилактической работе механизмов преодоления кризиса, адаптации личности к возникшей жизненно трудной ситуации.

Теория копинг-поведения утверждает, что для совладания индивидом с трудностями необходимо иметь личностные ресурсы, или копинг-ресурсы, включающие в себя опыт и психологические особенности индивида, использовать собственные стратегии действий (копинг-стратегии, содержащие в себе способы эффективного управления факторами кризисной жизненной ситуации). Таким образом, преодолевающее поведение сотрудника следует рассматривать как результат взаимодействия его копинг-ресурсов и его копинг-стратегий. Исследования показывают, что к распространенным способам деструктивного, девиантно-го реагирования на трудную кризисную жизненную ситуацию, то есть дезадап-тивным стратегиям копинг-поведения, можно отнести следующие: обвинение окружающих в своих неудачах; агрессивные действия; насилие в отношении других лиц, нанесение телесных повреждений и т. п.; злоупотребление алкоголем; прием наркотиков; поиск незаконных, «быстрых» способов разрешения кризиса; обман других лиц, моббинг, шантаж, провокацию и мошенничество; самоубийство; устранение источника фрустрации (например, убийство другого лица) и т. п.; месть; супружескую неверность; совершение различных корыстных правонаруше-

ний и преступлений в целях разрешения кризиса; соглашательскую позицию, конформизм и подчинение себя другим в целях разрешения кризиса; пассивный уход от кризиса (отъезд, изменение места жительства и работы и т. п.); социальную отчужденность (избегание других лиц, изменение круга общения, образа жизни, одиночество и т. д.); привлечение третьих лиц для противоправного разрешения кризиса и др.

Различные способы разрешения трудной или кризисной жизненной ситуации необязательно ведут к совершению правонарушений или преступлений, но часто представляют собой другие виды девиантного поведения: безнравственные поступки, обман других должностных лиц, сокрытие важной информации, пренебрежение интересами родственников, членов семьи и близких друзей, супружескую измену, утаивание от членов семьи доходов и др. Такие действия часто выступают в качестве причин, условий и предпосылок совершаемых впоследствии противоправных деяний.

При проведении индивидуальной профилактической работы работниками ПОО важно выяснить тенденции индивидуальных стратегий разрешения жизненных трудностей на основе

применения существующих диагностических средств и повысить уровень личностно-средовых адаптационных ресурсов. Исследования(И.Б. Лебедев) показали, что к личностно-средовым адаптивным ресурсам сотрудников следует отнести: 1) уровень когнитивного развития индивида; «Я-концепцию»; ло-кус контроля; эмпатию; аффилиацию; стрессоустойчивость лица (личностные ресурсы); 2) способность оказывать и воспринимать социальную поддержку; наличие социальноподдерживаю-щей сети и поддержание ее эффективности (средовые ресурсы).

Литература

1. Беспалая С.Г. Психологический прогноз склонности к делинквентному поведению у сотрудников органов внутренних дел: дис. ...канд. психол. наук. М., 2007.

2. Криминальная мотивация/под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1986.

3. Пастушеня А.Н. Криминогенная сущность личности преступника: Методология познания и психологическая концепция. Минск, 1998.

4. Стряпина Н.В. Психологическое обеспечение профилактики девиантного поведения курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России: дис. .канд. психол. наук. Рязань, 2009.

5. Стряпина Н.В. Личностные особенности курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России, склонных к девиантному поведению, и возможности их профилактики и коррек-ции//Вестник психотерапии. 2007. № 21(26). С. 49-66.

Современный подход к значимости воли в психическом и духовном мире человека

И.И. Купцов

Журнал «Прикладная юридическая психология» с первого номера (2007 г.) стал для сотрудников ФСИН России своим, нужным, необходимым, уважаемым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.