Научная статья на тему '"жизненные" и "гибкие" навыки обучающихся: границы применимости понятий в педагогике'

"жизненные" и "гибкие" навыки обучающихся: границы применимости понятий в педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1259
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЕ НАВЫКИ / ГИБКИЕ НАВЫКИ / УРОВНИ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИКА ШКОЛЫ / ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / КОМПОНЕНТЫ ЖИЗНЕННЫХ И ГИБКИХ НАВЫКОВ / LIFE SKILLS / SOFT SKILLS / LEVELS OF EDUCATION / SCHOOL PEDAGOGY / TERTIARY TEACHING / ELEMENTS OF LIFE AND SOFT SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игумнова Ольга Викторовна

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС 3++) деятельность образовательных организаций высшего образования должна быть направлена на формирование у обучающихся универсальных компетенций. В современной литературе существует несколько подходов к пониманию этих компетенций. В частности, применяются понятия «жизненный» и «гибкий» навык. Цель статьи определить границы применимости данных понятий. Анализ публикаций по данной тематике помогает сделать вывод о нюансах значений терминов, приоритетных областях их применения и возможности использования данной терминологии на различных уровнях образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students' "life" and "soft" skills: limits to the applicability of terms in pedagogy

According to the Federal state educational standard (FSES 3++), the activities of higher education organizations should be aimed at the formation of students' universal competencies. There are several approaches to understanding these competencies in contemporary literature. Amongst other things the terms of “life” and “soft” skills are used. The purpose of the article is to determine the limits to the applicability of these terms. The analysis of publications on this subject helps to draw a conclusion about the nuances of the terms, priority areas of their application and the possibility of using this terminology at different levels of education.

Текст научной работы на тему «"жизненные" и "гибкие" навыки обучающихся: границы применимости понятий в педагогике»

Information about the author

Ignatkin Anton Nikolaevich: Chelyabinsk State Institute of Culture (Chelyabinsk,

Russia), postgraduate student of the Chair of Pedagogics and Psychology. E-mail:

[email protected]

УДК 378.14

© Игумнова О. В., 2019

«ЖИЗНЕННЫЕ» И «ГИБКИЕ» НАВЫКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ГРАНИЦЫ ПРИМЕНИМОСТИ ПОНЯТИЙ В ПЕДАГОГИКЕ

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС 3++) деятельность образовательных организаций высшего образования должна быть направлена на формирование у обучающихся универсальных компетенций. В современной литературе существует несколько подходов к пониманию этих компетенций. В частности, применяются понятия «жизненный» и «гибкий» навык. Цель статьи — определить границы применимости данных понятий. Анализ публикаций по данной тематике помогает сделать вывод о нюансах значений терминов, приоритетных областях их применения и возможности использования данной терминологии на различных уровнях образования.

Ключевые слова: жизненные навыки; гибкие навыки; уровни образования; педагогика школы; педагогика высшей школы; компоненты жизненных и гибких навыков.

© Igumnova O. V., 2019

STUDENTS' «LIFE» AND «SOFT» SKILLS: LIMITS TO THE APPLICABILITY OF TERMS IN PEDAGOGY

According to the Federal state educational standard (FSES 3++), the activities of higher education organizations should be aimed at the formation of students' universal competencies. There are several approaches to understanding these competencies in contemporary literature. Amongst other things the terms of "life" and "soft" skills are used. The purpose of the article is to determine the limits to the applicability of

these terms. The analysis of publications on this subject helps to draw a conclusion about the nuances of the terms, priority areas of their application and the possibility of using this terminology at different levels of education.

Keywords: life skills; soft skills; levels of education; school pedagogy; tertiary teaching, elements of life and soft skills.

Политика российского государства в сфере образования связана с реализацией концепции получения образования на протяжении всей жизни. Актуальность указанной концепции объясняется необходимостью постоянного совершенствования работников в связи с быстрым ростом цифровой экономики и спросом на специалистов широкого профиля, обладающих среди прочих не только комплексом навыков узкоспециальной направленности (так называемых hard skills), но и более универсальными компетенциями. К последним относят жизненные (life) и гибкие (soft) навыки. Все явственнее обозначается тенденция рассматривать жизненные и гибкие навыки в качестве приоритетных или базовых умений и навыков, которые позволяют человеку успешно

реализовать себя в избираемой профессиональной деятельности.

Следует отметить, что публикации, посвященные вопросам формирования данных навыков, изобилуют в отечественных научных и научно-популярных изданиях. Рандомизированная выборка статей по заявленной тематике за 2009-2019 гг. показала, что проблемой формирования жизненных навыков занимались авторы более 46 работ. Выборка осуществлялась по базе данных, включенных в электронную научную библиотеку eLibrary.ru, учитывались статьи, в названии которых присутствовало упоминание анализируемого понятия (life skills). На рис. 1 представлены сведения о количестве статей, в которых отражены результаты исследований. Принцип объединения статей — уровни образования.

16

14

>s 12

Б 10

о

ш 1- 8

о

V У 6

S

с о 4

2

0

15 *****

***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** *****

15

□ Школьный

□ Высшее образование ■ Образование взрослых

□ Прочее

Уровень образования

Рис. 1. Количество публикаций по проблеме формирования жизненных

навыков у обучающихся

Приведенные данные показывают, что статей, в которых освещался бы вопрос формирования жизненных навыков в дошкольном образовании, нет.

Выборка публикаций по формированию указанных навыков в рамках школьного образования обозначает наличие такой тенденции, как интерес учителей-предметников к жизненным навыкам в процессе работы с обучающимися среднего звена (около 12 работ).

Не выявлено работ, которые описывали бы опыт работы по формированию жизненных навыков в рамках среднего профессионального образования.

В рубрику «Прочее» отнесены статьи, связанные не с учебным процессом, а с работой социальных служб

и сферы дополнительного образования (формирование навыков ведения здорового образа жизни, навыков эмоциональной саморегуляции и т. п.). К этой группе публикаций можно отнести те, что не подлежали контент-анализу, из-за отсутствия в их заголовках словосочетания "life skills" или «жизненный навык», но по смыслу приближающиеся к тематике исследования. Они содержали, например, понятия «навыки самостоятельной жизни», «жизненно важные качества» и т. п. Таким образом, потенциально данная рубрика может быть увеличена, как минимум, в два и более раз.

Контент-анализ 46 статей выявил следующие тенденции в понимании сути жизненных навыков:

1. Жизненные навыки — это социальные навыки, владение которыми обеспечивает человека способностью быстро адаптироваться в обществе. К ним относят, например, навыки работы с информацией и ее критического осмысления, навыки планирования и расстановки приоритетов, коммуникативные навыки [16; 22].

2. Жизненные навыки — это ключевые компетенции, проявляющиеся в умении осуществлять межличностное, в том числе публичное общение; умение излагать свои мысли в письменной форме; функциональные навыки; умения преодолевать трудности, проявляя личную инициативу / лидерство и умение работать в команде; соблюдение этики, применение навыков

тайм-менеджмента. Сюда же относят личностные качества [9].

3. Жизненные навыки — это навыки, которые, позволяя человеку быстро освоиться в обществе, помогают эффективно справляться с вызовами, которое это общество формирует [14; 19].

Гибким навыкам уделено более пристальное внимание. Количественный анализ публикаций указывает на то, что данная проблема поднимается в большом количестве статей (более 500). Контент-анализу было подвержено 95 работ. Выявлено, что формирование гибких навыков связано с высшим, послевузовским образованием и отчасти средним специальным образованием (см. рис. 2).

70 60 50 40 30 20 10 0

61

++4

►++

26 ++4

++4

1 6 Ш

■ Школьный Е Высшее образование □ СПО

9 Послевузовское образование

Уровни образования

Рис. 2. Количество публикаций по проблеме формирования гибких/«мягких»

навыков у обучающихся

1

На методологическом уровне найдено 3 статьи [1; 10; 17], в которых предпринята попытка систематизировать данные о жизненных и гибких навыках, их взаимозаменяемости в работах отечественных теоретиков и практиков.

Анализ публикаций позволил определить, что под гибкими навыками понимается комплекс навыков, умений и характеристик, которые позволяют человеку быть успешными независимо от специфики выполняемых действий [12]. В первую очередь в данный комплекс входят социально-психологические /социально-

эмоциональные навыки, когнитивные способности, а также организационно-управленческие навыки [5; 7; 8; 11; 13; 15; 20]. Компонентный состав упомянутых навыков приближается к тому, что взято за основу при описании «жизненных» навыков. Налицо проблема смешения понятий, их си-нонимизации. Отчасти такое положение определяется отсутствием единообразия в толковании указанных понятий в зарубежных источниках информации.

Как известно, термины «жизненный» и «гибкий» навык пришли в отечественную науку из зарубежных

исследований (последние десятилетия XX в.). О них чаще всего говорили представители деловой сферы [17, с. 351] и профориентологии, а также специалисты по подбору кадров. При этом «жизненные» и «гибкие» навыки в документах именовались как «ключевые навыки» [17]. Профориентология подразделяет их на:

- «жизненные» (необходимые для повседневного решения проблем);

- «гибкие» (необходимые для успешной социализации и профессионализации), «общепрофессиональные» (функциональные) навыки;

- навыки, обеспечивающие трудоустройство [4].

В разработанном и действующем на данный момент проекте «Европас-порт» [2] нет указания на родовое понятие («жизненные» или «гибкие» навыки), но описание важных профессионально ориентированных навыков представлено по таким разделам, как:

- коммуникативные (умение работать в команде, навыки ведения переговоров / посредничества, навыки межкультурной коммуникации, вербальное и невербальное поведение, способность устанавливать и поддер-

живать контакты с собеседником / проявлять эмпатию и доброжелательность);

- организационные (умение организовать свою и чью-либо работу, навыки определения приоритетов и тайм-менеджмента);

- функциональные навыки (навыки работы на компьютере и использование глобальной сети Интернет для решения поставленных задач).

В иноязычных источниках есть указание на то, что понятия «жизненный» и «гибкий» навык различаются по области их применения. Так, «жизненные» навыки применяются в медицине (в рамках реабилитационных программ пациентов, призванных вернуть человека к полноценной самостоятельной жизни в обществе) [18] и специальной педагогике. В педагогике в этом случае имеется в виду навыки элементарного самообслуживания и навыки «выживания» в обществе посредством компенсации утраченных отдельных социальных навыков из-за нарушения когнитивных или иных процессов. Психологические науки имеют тенденцию к применению понятия «жизненный навык» к

психолого-возрастной норме индивида [6].

Однако такого рода разграничение является противоречивым, что затрудняет формулирование педагогических задач в рамках организуемого образовательного процесса: необходимо говорить и совершенствовать «жизненные» навыки или на основе уже сформировавшихся умений, стиля поведения, ценностных отношений к себе и окружающему миру (т. е. собственно жизненных навыков) развивать гибкие навыки и способности обучающегося.

Разрешение выявленной проблемы, как показывает теоретический анализ, лежит в объединении указанных понятий в единый комплекс (что мы видим в процессе эволюции нормативно-правовой базы образовательной деятельности в Российской Федерации). ФГОС 3++ в этом случае обозначает некую преемственность общего среднего образования и последующего (высшего) образования — от формирования универсальных учебных действий (в школе) к универсальным компетенциям в вузе.

Таким образом, следуя логике онтогенетического развития человека,

понятие «жизненных» навыков может быть использовано для определения психолого-педагогических задач в отношении детей дошкольного и младшего школьного возраста. На этом этапе идет интенсивное становление отдельных черт личности, закладываются его просоциальные и коммуникативные навыки, навыки саморегуляции (эмоциональный интеллект).

Дальнейшее становление ребенка связано с переходом на новый уровень его социализации и формирования адаптационных возможностей, в том числе психосоциальных, социо-

«Жизненные» и «гибкие» нав

эмоциональных навыков и когнитивных способностей, которые позволят ему быть самостоятельным, самодостаточным, но в то же самое время взаимосвязанным с ближайшим его социальным окружением.

На уровне общеобразовательной школы разграничение понятий «жизненный» и «гибкий» навык может осуществляться на основе таксономии Б. Блума — Л. Андерсон [21]. При этом разграничение понятий может быть сделано по следующим основаниям (см. табл. 1).

Таблица 1

[ в педагогике средней школы

Навык по Б. Блуму Навыки по Л. Андерсон

«Жизненный» навык «Гибкий» навык

Знать Знание фактического материала, совершенствование памяти (узнавание, припоминание) Знание мнемотехник для развития памяти, избрание оптимальных способов запоминания и припоминания

Понимать Применение логико-смысловых моделей формирования значения учебного материала: на основании интерпретации, объяснения на примерах, классификации явлений и их обобщения, формулирования умозаключения Концептуализация фактического материала (обобщение в единую систему, например, миропонимания), коммуникативные навыки (объяснение, сравнение собственной картины мира с эталоном, значимыми другими и т. п.)

Навык Навыки по Л. Андерсон

по Б. Блуму «Жизненный» навык «Гибкий» навык

Применять Владение процедурными Процедурные метакогнитивные

навыками (алгоритм дей- навыки: алгоритмы действий,

ствий в аналогичных ситуа- методы и приемы действий на

ция) каждом этапе реализации алгоритма, тайм-менеджмент

Анализ Когнитивные навыки диффе- Организационно-

ренциации явлений, органи- управленческие навыки: страте-

зации работы с ними, соотне- гическое планирование деятель-

сения новых явлений с ранее ности, отличие цели и задач в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

изученными планировании

Синтез Когнитивные навыки генера- Развитие творческих способно-

ции идей на основе обобще- стей. Метакогнитивные проце-

ния проведенного анализа дурные навыки: принципы обобщения, выработка и принятие решения. Навыки самопрезентации и презентации новых идей: коммуникативные навыки, навыки работы в команде

Оценка Навыки суждения и умоза- Навыки межкультурного, меж-

ключения. Владение принци- личностного общения. Навыки

пами проверки гипотез, вы- вербального и невербального

сказывания аргументирован- общения. Навыки психосоци-

ной критики и самокритики альной самокоррекции и коррекции собственной системы учения

Соответственно, в общеобразовательных организациях «жизненный» навык является основанием для формирования «гибких» навыков как более сложной системы саморазвития обучающегося. Обобщение таксоно-

мии Б. Блума достаточно легко соотносится с тем пониманием жизненных» навыков, что было предложено представителями Кембриджской школой [3] (см. табл. 2).

Таблица 2

Цель формирования / совершенствования «жизненных» навыков в общеобразовательной организации

Б. Блум Кембриджская школа Цель формирования навыков

Знать Критическое мышление и умение вести обсуждение Наличие у обучающегося здравого смысла, объективного отношения к семе и к миру

Понимать

Анализ

Синтез

Оценка

Применять Организационные навыки Формирование готовности к деятельности и осуществление самоорганизации и собственно деятельности

Знать Функциональные навыки. Мобильность. Навыки организации рабочего времени Готовность к работе в новой /измененной (неопределенной) ситуации, формирование деловых и профессионально важных качеств личности

Понимать

Применять

Понимать Навык слушать и задавать вопросы Сознательный подход к пониманию ситуации, партнеров по коммуникации и т. п.

Оценка Проявление эмпатии и сочувствия Установление доверительных и дружеских отношений

Содержание таблицы 2 в то же самое время указывает на такую тенденцию, как приближение «жизненных» навыков обучающихся к гибким мета- (или универсальным) компетенциям, которые должны быть сформированы и развиты в высшей школе. Следовательно, в условиях высшего

образования приоритетным направлением развития являются «гибкие» навыки обучающихся. На основе сформированной базы фактических знаний, концептуального видения себя в социуме, осознания себя как субъекта предстоящей профессиональной деятельности, а также процедур-

ных и метакогнитивных (знание и применение принципов организации мышления) навыков находят свое развитие «гибкие» навыки, которые выступают в качестве психологической готовности обучающегося к взрослой жизни.

Таким образом, под гибким навыком в практике высшей школы можно понимать комплекс навыков, умений и способностей обучающихся, которые формируются на базе «жизненных» навыков, накопленных на предыдущем этапе своего развития, и являются основанием системы надпрофессиональ-ных компетенций, позволяющих реализовать себя как в профессиональной деятельности, так и в межкультурной и межличностной коммуникации. «Гибкие» навыки обеспечивают высокий адаптационный потенциал человека, его мобильность, самозанятость и успешность во всех сферах жизни. Они благотворно влияют на качество и удовлетворенность жизнью. Надпрофесси-ональный уровень «гибких» навыков проявляется в их следующей структуре:

1. Социально-коммуникативные навыки: умение работать в команде, способность осуществлять посредниче-

ские функции, осуществлять устную и письменную коммуникацию, выступать с публичной речью, использовать возможности невербального поведения, умение соблюдать этику и правила этикета, устанавливать и поддерживать доверительные отношения с речевым партнером, участвовать в межличностном и межкультурном общении.

2. Организационные навыки: способность формировать команду, планировать собственную деятельность, осуществлять выбор приоритетов, ставить осуществимые задачи, определять временные затраты на их реализацию.

3. Функциональные навыки: использовать глобальные сети для решения личных и профессионально ориентированных задач, осуществлять поиск, оценку, обработку, хранение и применение информации.

4. Социо-эмоциональные навыки: умение брать на себя ответственность, проявлять лидерские способности и инициативу, контролировать свои эмоции и распознавать эмоциональное состояние своего речевого партнера и избирать адекватные способы общения с ним.

Литература

1. Carri Remith George Avenues of life skills development in higher education // Education Sciences and Psychology. 2013. № 4 (26). 3-7 pp. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21097529 (дата обращения: 01.09.2019).

2. Europass. — URL: http://www.europass.eoppep.gr/index.php/en/skills-passport (дата обращения: 20.10.2019).

3. Life skills 101 — https://www.ccss.co.uk/news/life-skills-guide/ (дата обращения: 01.11.2019).

4. Life skills, soft skills, career skills, and employability skills. What are the differences? — URL: https://www.aeseducation.com/blog/life-skills-soft-skills-career-skills-employability-skills-what-are-the-differences (дата обращения: 02.04.2019).

5. Prokhorova A., Vasilyeva M. Interactive classroom activities as one of the methods of teaching life skills to LSP students // Образование и саморазвитие. 2015. № 1 (43). С. 93-97. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23147756 (дата обращения: 01.11.2019).

6. Measuring soft skills & life skills in international youth development programs. — URL: — https://www.fhi360.org/sites/default/files/media/documents/resource-yp-measuring-soft-skills.pdf. (дата обращения: 09.10.2019).

7. Shaulska L. V., Sereda G. V., Shkurat M. Y. The development of soft skills in the provision of competitiveness of graduates // Экономический вестник Донбасса. — 2015. — № 4 (42). — С. 177-181. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id= 27298888 (дата обращения: 01.11.2019).

8. Ахалая, О. А. Важность навыков взаимодействия с людьми (soft skills) в деятельности менеджера // Стратегическое управление организациями в изменяющемся мире : сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Кафедра «Стратегический менеджмент»; отв. за вып.: А. Н. Бурмистров. — 2015. — С. 183-192. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24885373 (дата обращения: 01.11.2019).

9. Басов, И. А. Развивающая психолого-педагогическая программа "Skills for Life" (для учащихся 10-х, 11-х классов) // Вестник практической психологии образования. — 2016. — № 2 (47). — С. 59-72. — URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=36961998 (дата обращения: 30.10.2019).

10. Гаврилова, Е. М. К проблеме дефиниции понятия «жизненные умения» // Личность в изменяющихся социальных условиях : сборник материалов III Международной научно-практической конференции. — 2015. — С. 97101. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27393343 (дата обращения: 02.10.2019).

11. Давлетшина, Ю. М. Роль soft skills и hard skills в развитии карьеры // Гагаринские чтения — 2017 : тезисы докладов. — 2017. — С. 1258-1259. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30085030 (дата обращения: 02.11.2019).

12. Длугунович, Н. А. Soft skills как необходима составляющая подготовки 1Т-фахiвцiв // Вшник Хмельницького нацюнального ушверситету. Техтчт науки. — 2014. — № 6 — (219). — С. 239-242. — URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=22933776 (дата обращения: 01.11.2019).

13. Ивонина, А. И. Эмоциональная компетентность специалиста аэрокосмической отрасли как ключевой элемент soft skills // Гагаринские чтения. — 2017: тезисы докладов. — 2017. — С. 1270-1271. — URL: https://elibrary.ru/item. asp? id=30085047 (дата обращения: 02.11.2019).

14. Калхор, М. Представление ряда жизненных навыков средствами педагогической коррекции // Вестник Таджикского национального университета. — 2014. — № 3-6. — С. 239-243. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id= 23936234 (дата обращения: 04.10.2019).

15. Меньшенина, С. Г., Лабзина, П. Г. Потенциал дисциплины «Иностранный язык» для формирования гибких навыков студентов технических вузов // Вестник СамГТУ. — 2019. — № 2 (42). — С. 105-119. — URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/article/view/522 (дата обращения: 03.09.2019).

16. Плужникова, Ю. А. Формирование социальных навыков (life skills) в процессе обучения английскому языку студентов неязыковых специальностей // Вестник факультета управления и права Коломенского института (филиала)

ФГБОУ ВО Московский политехнический университет. — 2016. — № 11. — С. 161-172. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36884659 (дата обращения: 01.11.2019).

17. Раицкая, Л. К., Тихонова, Е. В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. — 2018. — Т. 15. — № 3. — С. 350363. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35721716 (дата обращения: 07.11.2019).

18. Рамезани, Ф., Мазраех, С. А. Влияние тренинга жизненных компетенций на удовлетворенность жизнью у пациентов с травмой позвоночника // Клиническая и специальная психология. — 2018. — Т. 7. — № 3. — С. 135-145. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36329136 (дата обращения: 30.10.2019).

19. Руъе, Ш. Н. Нравственная философия и жизненные навыки // Вестник Таджикского национального университета. — 2014. — № 3-4. — С. 252-255. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24067216 (дата обращения: 04.10.2019).

20. Сальная, Л. К. Soft skills в компетентностной модели выпускника вуза // Наука. Образование. Культура. Вклад молодых исследователей : сборник статей по материалам III Международной научной конференции преподавателей, молодых ученых, аспирантов и студентов вузов. Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова; под редакцией Л. Н. Соколовой. — 2016. — С. 331-334. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26640847 (дата обращения: 01.11.2019).

21. Уточненная Таксономия Блума. — URL: https://www.intel.ru/content/dam/ www/program/education/emea/ru/ru/documents/project-design1/thinking-skills/ bloom-taxonomy.pdf. (дата обращения: 11.11.2019).

22. Чеснокова, Е. Н. Формирование жизненных навыков подростков в процессе занятий спортивным ориентированием // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. — 2012. — № 28. — С. 1111-1113. — URL: https://elibrary.ru/item.asp? id=18241712 (дата обращения: 01.11.2019).

Сведения об авторе

Игумнова Ольга Викторовна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин, кандидат педагогических наук, доцент. E-mail: [email protected]

Information about the author

Igumnova Olga Viktorovna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), associate professor of the Chair of Humanities, Social, Economic and Natural Sciences, candidate of pedagogical sciences, associate professor. E-mail: [email protected]

УДК 378

© Кундозерова Л. И., 2019

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Компетентностная модель профессиональной подготовки обучающихся для любой сферы деятельности ориентирована на разработку спецификаций (особенностей общества будущего), выявление востребованных качеств личности, потенциальных возможностей современных психолого-педагогического знаний, применяемых в процессе обучения и развития компетенций и компетентностей, востребованных в XXI в. Компетентностная модель профессиональной подготовки обучающихся предполагает формирование профессиональных и дополнительных (для всех видов профессиональной деятельности) компетенций и ком-петентностей (сформированное инновационное поведение, развитая мотивация к обучению и получению профессионального образования, развитые креативные способности, сформированная готовность к адаптации к новым вызовам, владение когнитивной гибкостью). Дано понятие инновационного поведения, профессиональной педагогической деятельности, ее виды и возможности развития инновационного поведения обучающихся. Проанализированы понятия «новая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.